Над суетою земли поднявшись… Гл. 10
Над суетою земли поднявшись… Гл. 10
Часть четвёртая ««О любви земной и небесной»
Глава десятая «Видение…»
Мы вспоминали уже не раз, что трижды видел Православный Философ и Поэт Матерь Божию. Понять, объяснить сие человеку, даже такому, как В.С.Соловьёв, не дано — но дано хоть подобие в произведении отразить.
Очень красивое по форме и одно из самых сложных, наверное, по содержанию произведение. И работать с ним будет очень-очень непросто. Почему? Ну да всё по порядку.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки, -
Все обнял тут один недвижный взор...
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Все видел я, и все одно лишь было -
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило, -
Передо мной, во мне — одна лишь Ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал...
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось -
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась.
И не смолкал в ней благовестный
звон.
Итак, сколько прекрасных эпитетов, надмирность отражающих! Она и «первое сиянье всемирного и творческого дня», Её «недвижный взор» «обнял» всё, «что есть, что было, что грядет вовеки», и«в пустыне не смолкал благовестный звон».
А образ пустыни, в которую вселяет жизнь Слово Божие, присутствует не только у В.С.Соловьёва. Обращается к нему и А.С.Пушкин в знаменитом «Пророке», и Е.А.Баратынский в одном из пророческих стихов «Приметы».
Перекликается во многом стихотворение В.С.Соловьёва и с циклом, о котором в предыдущей главе беседовали...
Но далее говорит Поэт, что Она «один лишь образ женской красоты». Такого ещё не было…
Писали не раз в исследованиях, Поэту и Философу, посвящённых, что «ассоциировалась» у него Пречистая с Образом «Вечной Женственности» — даже знаменитую «Незнакомку» А.А.Блока чуть ли не «продолжением» считали…
Ныне, имея некоторые знания, ни за что с этим не соглашусь. Как и с тем, что В.С.Соловьёв «продолжил» мысли стихотворения о бедном рыцаре А.С.Пушкина – вернее образ рыцаря.
Сразу говорю, что все выводы делаю только по прочтению стихов, вспоминая кое-что из иконографии, а пытаться влезть в душу поэта, выискивая, например, личную переписку, считаю невозможным. Земная жизнь его давно завершилась, а произведения остались. Да и было сказано уже, что стихотворение очень-очень непростое…
Говорить о хорошо известной многим «Незнакомке», думаю незачем. Как и незачем, пытаться — не дай Господь — «привязать» «девичий стан, шелками схваченный», ту, что «садится у окна», «медленно пройдя меж пьяными», с которой лирический герой «странной близостью закован», к Пречистой Деве — это просто неэтично. Всё-таки в произведении В.С.Соловьёва Она «первое сиянье всемирного и творческого дня» — и благодаря Ей в финале произведения «душа молилась» и слышала«благовестный звон», а не обращалась в отчаянии к «пьяному чудовищу», ищущему «истину вине», а не в молитве.
А вот к нескольким строкам А.С.Пушкина о рыцаре бедном обратимся:
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь Господа Христа.
В стихотворении В.С.Соловьёва звучит что-то похожее, но того, что происходит с рыцарем дальше, нет. (Кто забыл, пусть прочитает). И видел Поэт Пречистую лишь мгновение — и мгновение это запечатлелось прежде всего душою — тем, что называют чувством религиозным, а не «чем-то другим»…
Приходилось слышать нередко, что мировоззрение В.С.Соловьёва ближе к Западному Христианству – по крайней мере — восприятие Матери Божией. Вопрос очень спорный, конечно, и как уже говорилось не раз, разбираться со всеми «заблуждениями», если таковые имелись, — «привилегия» Создателя Нашего, а не нас, грешных…
Потому продолжим беседу об Образе Девы Пречистой в поэзии — и вспомним Иконы Ея Православные, коих великое множество. Древние, византийские в том числе, символичны, но среди более поздних есть и такие, что красоту духовную словно с красотой земной – красотой лица соединяют. Например, некоторые изводы Скоропослушницы, Иверской, Казанской, Взыскания погибших и т.д. Красота этих Ликов возвышающая, побуждающая «восславлять Бога», «создавшего такую красоту», как написал К.Р. Неважно, что слова эти не об Иконах Богородичных, а о женщине, что впоследствии к Лику будет причислена как Мученица. Красота, побуждающая душою возвыситься, а не в бездну греховных «фантазий» упасть – таких, например, которые пытались рыцарю бедному «приписать». Потому что Истинная Красота Творцом дарована.
И лирического герой в этом непростом произведении В.С.Соловьёва, как, впрочем, и во многих других, увидев на миг Пречистую, душою своей, разумом своим над землею вознёсся …
А о духовном начале истинной любви в следующей главе побеседуем...
(Продолжение следует)
Прочли стихотворение или рассказ???
Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!