Над суетою земли поднявшись… Гл. 12
Над суетою земли поднявшись…Гл. 12
(О творчестве В.С.Соловьёва)
Часть пятая «Единство родовое и духовное»
Глава двенадцатая
«О мироздании, с Преподобным Сергием молящемся»
Вот и добрались мы почти до финала. Вспомним, что русский поэт и религиозный философ В.С.Соловьёв происходит из славного рода московского, что был воспитан он в «московском благочестии». Вспомним, что погребён Поэт и Философ с другими членами славной семьи на территории знаменитого Новодевичьего Монастыря…
Потому обратимся напоследок к стихам, созданным близкими родственниками — сродниками, как в старину говорили, — и слово это в большей степени отражает единство...
Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простойчернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен медом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К тебе взывает юноша-монах.
О ком эти любви преисполненные строки? Конечно, о том, кого величают Игуменом Земли Русской — о Преподобном Сергии Радонежском. Написал об одном из самых любимых народом русским Святых племянник Владимира Сергеевича – тёзка своего знаменитого деда – Сергей Михайлович Соловьёв. Нет здесь, наверное, присущих самому Владимиру Сергеевичу философской глубины, почти «физического» ощущения подъёма к сферам небесным, но есть, как было уже сказано, воплощение любви к Преподобному, отражение того, что в житиях пишется.
А что значили жития святых для истинно русских людей, объяснять, наверное, незачем. «Я любил слушать жития святых», — вспоминал своё детство Старейший Звонарь Даниловской Обители М.И.Макаров. Слёзы радости наворачивались и на глаза маленького Вани – будущего автора «Лето Господня», «Богомолья», «Неупиваемой чаши». Читая жития Святых, оба они, как и многие-многие русские люди – дети, думали о том, что тоже могут стать святыми, если будут «поступать правильно» — по Правде Божией.
Конечно, «впитали» эти мысли, эти чувства и будущие писатели, философы в семье Соловьёвых.
А в стихотворении, кроме, конечно, самого Преподобного, огромную роль играет Образ Мироздания Божьего – потому что воплощали Святые Угодники, в лесу поселившиеся, «Пророчество Исаево», как говорится в одном из произведений Н.С.Лескова, словно «восстанавливая» связи, грехом Адама и Евы порушенные. (См. также «Сверхвременная» и «сверхнациональная» соборность»).
Слова молитвы Преподобного здесь кровно соединились, словно «срослись» с образом русского пейзажа. «Простой чернец, без церкви и без клира», — но Церковь он построит, освятит, изгонит пытавшихся напугать его бесов – и вот уже много веков устремляется в этот небольшой храм великое множество молящихся со всей Руси Святой, — даже — со всего мира…
«В лесу вечерний туман. Лес замер таинственно, точно слушает. В траве идут двое. Идет старый монашек, согбенный днями. Белеет его холщовый подрясник и скуфья. В тонком сумраке сквозит морщинистое, с голубыми глазами, лицо. Светит на нем неземная нетронутость, небесная тишина. Такая целомудренная нетронутость бывает на лицах старых русских мужиков. Все лесные звуки, свет и молчание как бы запечатлены на лице старого монашка. А с ним медведь…»
Нечто похожее, хоть и в прозе. Это о другом прославленном Святом, через четыре с половиной века по земле ступавшем – Преподобном Серафиме Саровском. Написал о тоске души по «Серафимовой Руси» писатель-эмигрант И.С.Лукаш.
Возвратимся же к Преподобному Сергию и воплотившему образ его С.М.Соловьёву.
Невозможно не увидеть, не прочувствовать вслед за автором единство молитвы – молитвы Преподобного и мироздания Божьего – человека и окружающего мироздания, о чём говорилось в предыдущих главах в связи с творчеством знаменитого «дяди».
И вспоминаются, конечно, эти строки А.М.Жемчужникова о святой поре золотой осени
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра.
«Вселенским храмом» становится и лес, в котором «вдали соблазнов суетного мира» несёт служение и Преподобный Сергий. И храм его «наполнен медом и смолою».
Алтари повсюду, где благочестиво
Остановит путник взоры и шаги –
пишет А.М.Жемчужников.
А Преподобный Сергий воплощает в стихотворении и воплощал в земной жизни своей не просто благочестие, а Святость. Сколько чудес совершил он по Милости Божией, по молитве, как в житие Преподобного сказано. (Кто забыл, пусть обратится к Житию Преподобного Сергия).
И взывает, «склонившись к аналою», Молитвенник Земли Русской к Деве Пречистой, а вслед за ним оба поэта из профессорской семьи — и весь благочестивый народ русский…
А знаменитые строки есенинские, от русского пейзажа неотделимые…
И тополя, что «звонно чахнут», и ивы, «кроткими монашками» ставшие, и молитва «на копны и стога», и наконец, «схимник-ветер», целующий «язвы красные незримому Христу». Последний образ к строкам С.М.Соловьёва, наверное, ближе всех. (Кто забыл, пусть прочитает)…
Но всё же, в отличие от этих прекрасных стихов Крестьянского Поэта, произведение Племянника Русского Мыслителя преисполнено Радости – Радости духовной — Радости Богообщения. (Как на восьмой ступени осмогласия, которое мы не раз упоминали).
И, конечно, неотделимы строки С.М.Соловьёва – вернее, — нераздельны они с великими, неповторимыми полотнами, созданными М.В.Нестеровым. «Юность Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский», «Труды Сергия Радонежского» и как начало всего (имеется в виду Образ) – «Видение Отроку Варфоломею»…
У А.П.Чехова в рассказе «Случай из практики» есть замечательные слова о том, что накануне Праздника природа вместе с людьми «собиралась молиться».
А в стихотворении С.М.Соловьёва, как и на полотнах М.В.Нестерова, всё мироздание молится вместе с Преподобным…
А ещё об одном — близком В.С.Соловьёву человеке, стихи слагавшем, побеседуем в следующей главе…
Прочли стихотворение или рассказ???
Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!