Над суетою земли поднявшись… Гл.2

Над суетою земли поднявшись… Гл.2

Над суетою земли поднявшись… Гл.2

(О творчестве В.С.Соловьёва)

              Часть первая «Написанная на Небесах история»

   Глава вторая «Предупреждение…»

Сразу должно сказать, что глава эта несколько «выпадает», наверное, из общего контекста – и к поэтическом произведению В.С.Соловьёва обратимся мы не сразу. Честно говоря, изначально и писать об этом не очень хотелось. Но должно – тоже по причине «сверхактуальности» и страшной путанице в душах и головах многих современников.

Итак…

«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», — написал князю Инок Псково-Печерской Обители Филофей после падения Царства Византийского. Слова, хорошо многим известные, как предупреждение прозвучавшие и звучащие ныне.

Цитирует Инока-Провидца и Русский Мыслитель, о котором беседа ведётся. Цитирует в труде своём с говорящим названием «Византизм и Россия». Размышляет Русский Философ о том, почему пал некогда великий Рим, почему рухнула великая империя православная – Византия.

Рим пал, «обожествив самого себя» — пал, как все знают, от рук варваров, являя собою один из многочисленных примеров посрамлённой гордыни – и не только, конечно.

Но красоту в пороках не сберечь.

Ржавея, остроту теряет меч -

так завершается один из сонетов В.Шекспира. Сонеты о любви, конечно, — но разве не «актуальны» слова эти для посрамлённого величия? Разве не гибнут в разврате и честь, и доблесть, и государственность?! Разве не ведёт в пропасть «обожествление» собственных страшных грехов?! Вопросы риторические. И почему относятся слова английского Классика к некогда «Вечному Городу», большинству объяснять незачем…

А «Рим Второй» — Византия? «Языческую жизнь прикрывала внешним покровом догматов и священнодействий» — пишет В.С.Соловьёв. А жить во лжи невозможно...

Интересно, что за десятилетия до В.С.Соловьёва, пусть и не в самых известных своих произведениях, из Книги «Пролог» «выросших», показал Н.С.Лесков, можно сказать, «византийский синдром», говоря о временах гораздо более ранних – на несколько веков. Но он же создавал свои произведения, уже «уроки» Византии усвоив. (См. также «Сверхвременная» и «сверхнациональная» соборность»)…

И, конечно же, вспоминается сразу знаменитый фильм «Гибель Империи. Уроки Византии» Архимандрита (ныне Митрополита) Тихона (Шевкунова), имя которого было связано и со знаменитой Сретенской Обителью в Москве, и с Той Обителью, в которой несколько веков назад Инок-Провидец подвизался. Фильм, созданный почти через столетие после написанного В.С.Соловьёвым. Помнится, как взвились тогда на сказавшего в фильме Слово Правды потерявшие стыд либералы.

А истинно русским людям, начиная с власть предержащих, внять должно, чтобы ошибок трагических не повторить. Чтобы не постигла наши храмы судьба Софии Константинопольской.

Внять и мыслям великих произведений Н.С.Лескова, и заставляющему задуматься фильму, и этим строкам Русского Мыслителя Религиозного.

Вот то самое трагическое его произведение, из общего контекста несколько «выбивающееся» со зловещим названием «Панмонголизм».

Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Ты — третий Рим, ты — третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары

Запас еще не истощен.

Готовит новые удары

Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая

Вожди с восточных островов

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:

Орел двуглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть...

И Третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Мы обращаемся к нему прежде всего из-за не очень хорошо усвоенных «уроков» «павшей Византии» — вот она – главная причина трагедии, гибели – отречение от Света Христова — о том мы в первой главе беседовали. Кстати, риторический вопрос о выборе русского пути был задан за четыре года до написания этого трагического произведения.

Кажется, на вопрос этот должным образом не ответили…

И вот сбылось пророчество, пришло наказание. Нет, к счастью великому, не сбылось оно до конца в жизни – и стихотворение скорее всего звучит как предупреждение, в котором показал Поэт, что ждёт «уроков» Византийской трагедии не усвоивших. Потому что все, хоть немного историю знающие, помнят, что погибали великие империи от рук тех, чья культура «на несколько порядков» ниже была. Стихотворение, как, впрочем, и предыдущее, о том, к чему ведёт духовная расслабленность, нежелание думать.

Да не будет так…

А если вспомнить, когда жил Поэт, то поводов к подобным горьким размышлениям великое множество было – иначе бы не захватил вскоре власть в Стране Православной враг, страшнее любого иноземного завоевателя, — на время целой жизни человеческой. Антихрист – имя ему…

Сбывшихся страшных пророчеств Славный Потомок Рода Соловьёвых не увидел потому лишь, что даровано было ему на земле лишь сорок семь лет.

Кстати напишет почти в самом конце жизни В.С.Соловьёв «Три разговора… с краткой повестью об антихристе», в которой только Старец Святой узнает его под «маской» благочестия – и смерть за то примет. Остальные внимали с благодушием, от неразумения исходящим…

Мы говорили в самом начале исследования о «Русском Апокалипсисе». Вот — один из самых ярких тому примеров…

И всё же остался один очень важный – «сверхважный» вопрос, особенно для нашего времени. Русский Мыслитель – сын профессора так ненавидел народы нехристианские?!

Невозможно… Конечно, невозможно. Как и невозможно вообще представить, что иная национальность, иное вероисповедание может стать причиной ненависти...

Так что же имел в виду Русский Мыслитель, создавая эти преисполненные скорби строки?

Итак, если читаем мы про Панмонголизм как понятие, то говорится прежде всего о создании – вернее, о возрождении империи. Кроме того, упоминается время, когда В.С.Соловьёв пребывал уже в мире ином.

И потому, думаю, следует вспомнить «Дневник писателя», в котором Ф.М.Достоевский чётко «разграничивает» понятия: «еврей» и «жид» — как просто национальность и враждебность русской соборности. (См. также «Россия, «чающая движения воды»).

Наверное, что-то наподобие этого и здесь. А ещё то, о чём говорилось ранее, — о чём написано в статье В.С.Соловьёва и о чём снят фильм Митрополита Тихона.

Нельзя быть духовно расслабленными, нельзя жить без твёрдых нравственных принципов – иначе придёт враг и уничтожит. И национальность здесь ни при чём. Антихрист «интернационален», «сверхнационален» Христос …

А потому обратимся к строкам, созданным почти за шестьдесят лет до написания приведённых в исследовании стихов В.С.Соловьёва. Вспомним слова славянофила А.С.Хомякова, к Родине обращённые:

Грозней тебя был Рим великой,

Царь семихолмного хребта,

Железных сил и воли дикой

Осуществленная мечта;

И нестерпим был огнь булата

В руках алтайских дикарей;

И вся зарылась в груды злата

Царица западных морей.

И что же Рим? и где монголы?

И, скрыв в груди предсмертный стон,

Кует бессильные крамолы,

Дрожа над бездной, Альбион!

Бесплоден всякой дух гордыни,

Неверно злато, сталь хрупка,

Но крепок ясный мир святыни,

Сильна молящихся рука!

Разве не о том же говорит В.С.Соловьёв вслед за свои Великим Предшественником, предупреждая, к чему потеря нравственного начала приведёт?!

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему — и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

И станешь в славе ты чудесной

Превыше всех земных сынов,

Как этот синий свод небесный —

Прозрачный вышнего покров!

Если будут помнить о том у власти стоящие, народ, каждый из нас, враг нас не одолеет…

(Продолжение следует) 

Аудиофайл:
arhidiakon-roman-ierei-aleksei-bylina-o-sv-kn-aleksandre-nevsk-audiopoisk-com.mp3

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
16:43
166
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!