Нардуган

Нардуган

Дни становятся длиннее,
Силы тёмные слабеют,
Черти засыпают подо льдом –
Словно нечисть на гулянке,
В шубах старых наизнанку,
Праздник Нардуган встречать идём.

Сажей вымазаны лица,
Но никто нас не боится –
Всем желаем мира и добра.
Не стоим столбом на месте –
Пляски под гармошку, песни,
Чтоб награда щедрою была.

Тесно на санях нарядных,
Нет скучающего рядом,
Скачет запряжённый конь легко.
Машет гривой он приветно,
Сбруя в лентах разноцветных,
Слышен колокольчик далеко.

Две недели все гуляют,
Угощений много к чаю:
Сушки, шаньги, сладкий баурсак.
Собираясь вечерами,
О судьбе гадаем в бане –
Кто-то верит, кто-то просто так.

Вот в ведро с водой из речки
Опускаются колечки,
Девушки поют один куплет.
Чьё кольцо в руках ведущей –   
Та узнает о грядущем,         
Будет ли ей счастье или нет.

Кошка, лай собаки, тени,
Перец, курага в пельменях…
Вспоминаю часто с теплотой,
Как зимой в родной деревне
Отмечался праздник древний,
Дух его теперь всегда со мной.

На Среднем Поволжье и Приуралье с 25 декабря по 7 января (некоторые народности с 7 по 18 января) татары отмечают праздник зимнего солнцестояния. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или «шайтан туе», буквально: свадьба дьявола. Само слово «нардуган» означает с тюркского «рожденный солнцем». Главная традиция праздника – вечером молодежь наряжается в костюмы и маски (мажут лица сажей), иногда с черепом или чучелом коня, часто мужчины переодеваются в женщин, а женщины в мужчин. В таком виде группы молодых людей ходят по соседским дворам и устраивают пляски на манер тех, что существуют в традициях колядования. Однако у плясок есть свой смысл и очередность. Начинается все с танца-приветствия хозяевам дома. Затем нужно станцевать перед самим домом. Следующий на очереди – танец пряхи и танец деда. Далее танец с самыми добрыми пожеланиями. Потом завершающий танец. Были и подражательные танцы, изображающие животных. Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной принадлежностью праздника: втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнуться, то они поженятся. Затем следуют танцы, которые связаны с гаданиями, игры и хороводы. Одно из гаданий называлось «Йезек салу» (опускание кольца). Молодёжь собирается вечером, одна из девушек идёт к проруби и, зечерпув ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускают в воду свои кольца (или пуговицы) и распевают гадальные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимает кольцо. По содержанию песни определяется судьба хозяйки вынутого колечка. После этого некоторые шли в хлев ловить овец или кур. Если белое животное попадётся, то за светлого мужчину замуж выйдешь и т. д. Гадали на кошку, сбудется желание или нет. По лаю собаки определяли характер будущего мужа. По тени от свечи, по начинке в пельменях узнавали,  что их ожидало в том году. Коллективным гаданием было слушание тишины, когда ложились и «слушали землю»: если слышали звук от колёс нагруженной арбы, это значило, что хлеб уродится, пустой – не уродится. Задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было повлиять на исход урожая в будущем, благополучие и удачу в личной жизни. Завершение Нардугана ознаменует пост.

http://komanda-k.ru/Татарстан/праздник-нардуган

+23
15:00
368
RSS