Наше единство с мирозданием

Наше единство с мирозданием

Вагапов Егор Владиславович

 

«Наше единство с мирозданием»

     Глава первая «Свет, мирозданию Небесами дарованный»    

Живая связь природы и человека! Без неё не было бы жизни...

 «Не то, что мните вы, природа – не слепок, не бездушный лик» — воскликнул однажды великий Ф.И.Тютчев. Она живая, потому что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

 

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

 

Вопрос риторический. Всё, зримое нами, создано Творцом Неба и земли. И живая связь человека с природой отражает связь нашу с Создателем, хоть поэт и не называет Его. Не садовник «приклеил» листья и сделал плоды зрелыми. Всё это «сделано» единой Рукою Творца.

Только, к великому сожалению, есть такие, что не видят этой живой связи.

 «Живут в сем мире, как впотьмах» — говорит о них Ф.И.Тютчев. Поэт говорит, вернее, заставляет задуматься о том, что если человек не будет верить в то, что у природы «есть любовь и свобода», «душа и язык», то произойдёт трагедия распада. И потеряв связь с мирозданием, человек потеряет связь с Самим Создателем, потеряет свою душу.

Таких «…не встревожит и голос матери самой!..»

Поэт относится к этим людям с жалостью – потому что жизнь свою они делают скудной и даже, лишённой смысла.

К сожалению, именно с такими – «слепыми» людьми и сталкиваемся мы нередко сейчас.  Оторванный от природы, от мироздания человек словно душу утрачивает – потому что ощущает себя словно в «Вакууме»…

       Глава вторая «Потеря духовного единства»

Разве не об этом говорит — размышляет  Е.А. Баратынский в стихотворении «Приметы»? И разве это о нас не больше, чем о современниках поэта?

 

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала…

 

На любовь человека природа любовью отвечает и помогает во всех невзгодах.

 

Почуя беду над его головой,

Вран каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смирясь пред судьбой,

Воздерживал он дерзновенье.

На путь ему, выбежав из лесу, волк,

Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк

Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,

Блаженство любви прорицала.

В пустыне безлюдной он не был одним,

Нечуждая жизнь в ней дышала.

 

Создатель животворит и человека, и всё мироздание – оттого и не чувствует себя человек одиноким. Эта глубинная связь была на Руси даже во времена дохристианские, а христианин тем более не может быть в отрыве от мироздания. Разве единство с мирозданием не высшее проявление доброты?

 

Но, чувство презрев, он доверил уму;

Вдался в суету изысканий…

И сердце природы закрылось ему,

И нет на земле прорицаний.

 

И вдруг утрачена любовь к природе – и значит, доброта, любовь к ближнему. Искренние  чувства превратились в холодный разум. И тогда природа тоже перестала любить и заботиться — и сердце своё закрыла. И не могло быть иначе.

Поэт скорбит об утрате этой живой связи и словно предупреждает людей.                                 И становятся слова его пророческими…

   Глава третья «Утрата живой души».

Пророчество сбывается в двадцатом веке – после главной трагедии. Ведь любая революция происходит от потери любви и доброты. От потери души…

 

Обозвал тишину

   глухоманью,

Надругался над белым "молчи",

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжег.

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.

 

Этот «некто» полностью утратил уважение к природе, не говоря уже о любви, если «обозвал тишину глухоманью…» и «плевком незабудку обжег».

Вернее, даже, отношение его стало враждебным – и не только к самой природе, если можно «не поставить сладимой свечи» у Креста – ведь свеча символизирует устремлённую к Небесам молитву, которая без любви не возносится. Значит, не признаёт он Творца и Его творений – всё созданное Творцом мироздание. От Творца такой «человек» отрёкся. Оттого и преисполнен враждебностью, ненавистью к Вечной Красоте.

Конечно, всё сказанное не только о духовно слепом и злобном человеке. Это словно приход антихриста в окаянном семнадцатом году, когда стали разрушать храмы, разрушать Святость и любовь. Разрушать доброту в сердцах людей.

И стала постепенно пропадать вера человека в душу мироздания, в её Творца.                         И потерявшая веру душа начала чернеть, погружаться во мрак. А потому …

 

Светлый отрок — лесное молчанье,

Помолясь на заплаканный крест,

Закатилось в глухое скитанье

До святых, незапятнанных мест.

Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай...

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.

 

Мироздание «уходит» от почерневших душ в далекие, неизвестные места. А зачем быть там, где не признают, не уважают, не любят. И здесь природа оставляет людей — «закрывает» для них свое «сердце» и уходит.

«Сын железа и каменной скуки попирает берестяный рай» — а вместе с ним «попирает» свою душу… Снова хочется сказать, что много ныне любить разучившихся.

 

             Глава четвёртая «Возвращение к любви…»

 

Но нельзя, невозможно живую душу убить!

 

А потому обратимся к одному из довольно известных произведений Б.Л.Пастернака.

 

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

 

 Взгляд на светлое небо, после дождя от туч освободившегося, наполняет покоем, радостью душу лирического героя… Наверное, в любом человеке, мироздание созерцающим, пробуждается доброта.

 И вот – сравнение, которое, наверное, только у Б.Л.Пастернака встречается — зелёная листва и цветные стекла витражей. 

«Как живопись в цветном стекле...»  - то есть зелёные листья, как и всё нами видимое, — «живопись» Самого Создателя. Оттого и возникает здесь Образ Храма.

 

B церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари

 

          «Росписи оконниц» так прекрасны, что на них смотреть можно вечно, поэтому они                 «в вечность смотрят». Потому что при чтении этих слов невольно вспоминаются иконы «святых, схимников, царей» —  а икона, как сказал великий, властью бесов убитый П.А.Флоренский, — «окно» в Царство Небесное». В Царство, где нет злобы и ненависти…

 

Как будто внутренность собора –

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

B слезах от счастья отстою

 

Лирический герой готов с радостью служить природе — вернее, —  её Создателю. А потому дано ему слышать «отголосок хора».

Хор этот — ангельское пение, Создателя восхваляющее. И потому словно «звучит» здесь «отголосок» Царства Небесного.

А потому возрождается душа, которую хотели уничтожить, в кучку ненужного пепла превратить.  Не получилось, потому что, как написал Иеромонах Роман, «живы ещё проповедники истины», потому что среди необозримых полей и лесов русских «Белые Церкви светлеются издали, благовествуя о Мире ином».   Потому что  душа бессмертна…

 

 

 

 

0
21:02
163
RSS
Егор, ваша работа не соответствует тематике конкурса. Просьба обратить внимание на условия: в конкурсных произведениях необходимо
— поделиться своими размышлениями о том, что такое добро, каким вы его видите, ощущаете или даже просто мечтаете увидеть;
— рассказать о добрых делах и поступках, которые делают мир прекраснее, приносят людям радость, счастье, улыбки, и о тех, кто умеет творить добро;
— порассуждать о том, как добро воплощается в творчестве.
Поэтому данное сочинение оцениваться не будет. При желании вы можете заменить его другим произведением, с соблюдением условий конкурса.