Свет, пробившийся сквозь тьму – и тьму победивший

Свет, пробившийся сквозь тьму – и тьму победивший

Сенашенко Анна Николаевна
«Свет, пробившийся сквозь тьму –и тьму победивший». 
Глава Первая. 
«Трагедия распада нравственных ценностей».
… В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, 
казалось ему. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару... 
Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость... 
Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала 
простосердечием и близостью…» 
  Перед нами молодые герои – Катя и Митя. И рассказ называется «Митина любовь». 
Любовь ли?...
Катя, как и многие девушки, мечтает стать актрисой. Она, конечно, восхитительна 
внешне, но, как скоро выяснится, совершенно пуста внутри. 
  Митя — студент. Наши герои юны и, очевидно, не понимают, что значит                               
по-настоящему любить. Катя уж, точно, не понимает… 
 У молодых людей совершенно разные взгляды на отношения, на жизнь как таковую. 
Юноша в самом хорошем смысле консервативен – для него любовь  — полное погружение 
в человека, которого любишь.
  А  для Кати — это мимолётное, похоже,  влечение. Для неё важнее искусство, вернее, — его 
«суррогат».  И показная «взрослость» Кати выражается в свободе взглядов  на отношения.            
И даже т.н. «любовь к искусству» стала продолжением понимания свободы как 
вседозволенности. 
«Ты же сама мне говорила, что … Егоров предлагал лепить голую, в виде какой-то 
умирающей морской волны,  и, конечно, страшно польщена такой честью». 
«Польщена», не понимая того, что при серьёзном отношении таких «предложений»                       
не делают. Не «честь», а  «бесчестие, утрата стыда и самой Катей, и её окружением. 
Когда-то великий Ф.И.Тютчев написал, что «разумному существу» присуща 
«Божественная стыдливость страдания». Наделённый Образом Божиим, не имеет права  
сводить жизнь лишь к плотскому влечению. А забывший о Нравственном Начале хуже 
животного становится – потому что животное греха изначально не имеет…
«…может, я испорченная, но бери меня такую, какая я есть», — говорит Катя 
возлюбленному. А какая?! И ради чего нужно «брать»?! 
Девушка не готова отказываться от искусства – вернее, от своего понимания его. Потому 
что истинное искусство изначально связано с небом, с «веяниями Духа Божьего»,                                  
как написал русский мыслитель И.А.Ильин, а не с развратом, не с т.н. «свободной 
любовью». 
Да и не говорит писатель о каком-то явном таланте Кати.  Так чего вообще она хочет?  
Вот и получается, что очень привлекает девушку лишь иллюзия свободы.
  А Митя, конечно же,  ревнует, потому что любит, потому что не утратил  чистоты 
сердца. Потому что их отношения противоестественны нормальной человеческой 
природе.
 «Как ты не понимаешь, что ты для меня все-таки лучше всех, единственный?» - 
театрально восклицает Катя 
  Не «понимает» — потому что «понять» такое невозможно. Да и правду ли говорит Катя?!    
Чтобы ответить на этот вопрос, надо дойти до конца произведения.              
   Катя пользуется «странной свободой, которую давала ей ее мать, всегда курящая, всегда 
нарумяненная дама с малиновыми волосами, милая, добрая женщина (давно жившая 
отдельно от мужа, у которого была вторая семья)».  
Никакого положительного примера – так чему же удивляться, что у Кати все понятия                        
в голове и в душе перепутаны. Мама «воспитывает» дочку так, как, наверное, 
воспитывали её саму. Вредные привычки, беспорядочный образ жизни. Только 
воспитанием это не является! Такое ощущение, что дочь ей и не нужна вовсе. 
«Современными» взглядами обычно прикрывают именно своё безразличие... 
Вот и  пользовалась Катя той развращающей «свободой», которую мама ей давала.   
И отец устранился -  не только от жены  «с малиновыми волосами», но и от дочери.
 И Митина мама тоже, видимо, не очень интересовалось тем, что творится в душе у сына...  
       Но возвратимся к событиям произведения. На лето Митя уезжает в имение, и через 
некоторое время получает письмо: «Дорогой Митя, не поминайте лихом, забудьте, 
забудьте все, что было! Я дурная,  я гадкая, испорченная, я недостойна вас, но я безумно 
люблю искусство! Я решилась, жребий брошен, я уезжаю — вы знаете, с кем...»
 В этом письме Катя сознаётся, что предала Митю, хотя это, наверное, стало 
«логическим» завершением непримиримых противоречий. 
 И Митя это осознаёт  — и кажется ему, что жизнь закончена, что впереди нет ничего.                                 
Он мечтал о настоящей любви – а теперь думает, что  никогда  её не будет, что её, 
наверное, вообще больше нет. Оттого и решает свести счёты  с «бесполезной» жизнью. 
 Но неужели все так «уходят» из-за разрыва отношений, из-за разочарования в любви?! 
Нет, конечно. К трагедии приводит столкновение разных взглядов на любовь,                                    
на человеческие отношения как таковые. И на мир в целом. И тоже – не только это.                              
В произведении множество других персонажей – и самых близких для Мити и Кати -                     
и просто знакомых. Писатель отражает творящийся вокруг разврат. Плохое воспитание – 
вернее, полное отсутствие такового, утрата, попрание нравственных устоев семьи. Что же 
делать, когда нет никакой нравственной опоры?! Очень «актуально», к сожалению и в 
наш век…
  В одном из исследований романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» говорится, что Анна 
«тушит свечу, когда больше не на что смотреть». А здесь, тем более, не на что. Плотская 
«любовь» одерживает верх над чистотой, над любовью духовной. И в отличие от Анны, 
Митя даже не выкрикивает перед смертью: «Господи, прости мне всё»! О Боге, кажется, 
здесь вообще все забыли.  Нравственной чистоты нет, кажется, уже ни в ком.
Митю очень жалко -  прежде всего как человека духовно слабого, у которого 
нравственные ориентиры тоже «размыты». Для него плотская привязанность постепенно 
стала главенствующей. Трагедия, безысходность – и вот «итог»…
                         Глава вторая. «Любовь, пережившая смерть». 
И всё же… 
Рассказ называется  «Холодная осень».

 Весь он – воспоминание русской женщины, доживающей свой век в эмиграции.
 Накануне Первой Мировой войны  был у неё жених.  Началась война – и свадьба была 
отложена, а в сентябре он приехал проститься. 
 Жених и невеста гуляли по саду – и он  вспоминал стихи А.А. Фета: 
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстаёт…
Эти строки и дали название рассказу.  
 
— Если меня всё-таки убьют, ты не забудешь меня?
  — Не говори так! Я не переживу твоей смерти! 
        Он, помолчав, медленно выговорил: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя 
там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». 
Какое истинное христианское осознание жизни, какая искренняя вера, какая духовная 
зрелость молодого  человека!
 И, конечно, ответственность перед Родиной, перед невестой. Перед Богом прежде всего! 
   Этот молодой человек  умеет по-настоящему любить – а любовь побеждает смерть. 
   Он словно противопоставлен духовно слабым, попадающим в плен греховных 
страстей...  Его убили! Через месяц – в Галиции... 
   А невеста?! Война, унесла жизнь любимого человека – и девушка никогда его                      
не забудет. Дважды выйдет замуж – попытается «свить гнездо»… Но счастья так и не 
будет. Потому, наверное, что настоящая любовь  — редкость. И такие, как её жених, тоже.                                  
Она проносит любовь через всю жизнь, спустя много лет помнит каждую «деталь» того 
последнего в их жизни вечера. Ей кажется, что этот вечер – единственное, что было в её 
жизни.
 «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...». Я пожила, порадовалась, 
теперь уже скоро приду». Так заканчивается произведение. 
У героев нет имён, потому что автору важнее показать саму идею: истинная любовь 
сильнее смерти! И так  редко можно встретить истинную любовь...
  А о погибшем на войне безымянном герое можно сказать словами русского мыслителя 
В.С.Соловьёва, что душа его  «преобразилась вечною, нетленною силой благодати».
   Без таких людей мир погрузился бы во тьму…

0
14:10
230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!