В Музей одной улицы – на поиски «души ребенка»

В Музей одной улицы – на поиски «души ребенка»

Виктор Некрасов назвал Андреевский спуск лаконично и без лишней скромности «лучшей улицей Киева», добавив, что это его личный, а потому субъективный взгляд на вещи. Согласиться или поспорить со знаменитым писателем можно, зайдя в киевский Музей одной улицы.

Спускаясь по Андреевскому спуску, на левой его стороне можно увидеть небольшой особняк, двери которого гостеприимно открыты для посетителей, а вывеска на дверях гласит «Музей Однієї Вулиці». Не проходите мимо миниатюрного здания и скромного объявления! Непременно загляните в частный музей Киева, посвященный истории Андреевского спуска!

Этот музей действительно уникален: среди прочих он выделяется и своим малым размером (это едва ли не самый камерный музей города), и своей оригинальной экспозицией, собранной со знанием дела, любовью и не без чувства юмора. Музей был открыт в 1991 году усилиями творческой организации «Мастер» – обществом молодых людей, полных энтузиазма и объединенных любовью к Михаилу Булгакову. Это они в конце 80-х годов, еще до появления государственного музея Булгакова, открыли жителям города и гостям столицы двери дома № 13, где жил и творил автор «Мастера и Маргариты» и «Дней Турбиных». Это ими чуть позже, уже в начале 90-х, был задуман, а затем воплощен в реальность «Музей одной улицы».

Основной целью музея, по мнению его директора и основателя Дмитрия Шленского, является «воссоздание жизни», демонстрация истории улицы «в лицах», то есть рассказ об известных людях, которые жили или бывали на Андреевском спуске. Так, долгая жизнь одной улицы обрастает фактами, полнится именами, не только органично вписываясь в общую историю страны, но и выходя на мировой уровень, ведь многих из тех, кто когда-то родился и вырос в Киеве, на Андреевском, разбросало затем по всему земному шару. В основе концепции музея лежит внимание к человеческой личности, которая, в свою очередь, становится опорной точкой истории города – страны – мира…

Насыщенная экспозиция музея разнообразна, наполнена историческими документами, автографами, рукописями, письмами, старинными открытками, а также большим количеством старинных предметов быта, среди которых картины, предметы мебели, женские шляпы, перчатки и прочие детали туалета. Всего в коллекции насчитывается более 5000 уникальных экспонатов – немых свидетельств ушедшей в прошлое эпохи.

Помимо старинных предметов, работники музея собрали и множество интересных случаев, историй очевидцев, городских анекдотов, имеющих отношение к известным домовладельцам и зданиям Андреевского спуска. Обычно Андреевский у гостей Киева ассоциируется исключительно с именем всемирно известного писателя Михаила Булгакова. Однако в XIX– XX-м веках на этой улице жили десятки выдающихся людей, среди которых писатель Г. Тютюннык, художники Г. Дядченко и А. Макушенко, скульпторы Ф. Балавенский и И. Кавалеридзе, а также многие другие, чья жизнь и работа представлены в различных экспозициях музея.

Несколько музейных витрин повествуют о самых запоминающихся зданиях Андреевского спуска, в первую очередь о творении архитектора Б. Растрелли – Андреевской церкви, подарившей улице название, и Замке Ричарда Львиное сердце. Виктор Некрасов в «Записках зеваки» описал этот замок как «чудесный, загадочный, ни на что не похожий дом», находясь вблизи которого ты невольно попадаешь в атмосферу рыцарского романа и испытываешь желание «скрестить с кем‑нибудь шпаги...».

В залах музея регулярно проводятся исторические, документальные и художественные выставки, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям, чья жизнь была связана с Киевом: «Александр Вертинский: «Я готов целовать твои улицы»», «Год 1918. Киев глазами современников», «Киевская тетрадь Анны Ахматовой», «Киевские крокодилы или жертвы общественного темперамента» и т.д. Такие выставки, адресованные, прежде всего, культурологам, литераторам, филологам, благодаря нетривиальному подбору экспонатов и прочувствованным рассказам работников музея, заинтересуют каждого. А для тех, кто предпочитает общению с экскурсоводом «свободное плаванье», экспонаты снабжены подробными текстами-комментариями.

Говоря о музейных экспонатах, особенно удивляет тот факт, что почти все они являются подлинниками. Большинство российских музеев собирали коллекции еще до Революции, а затем – в послевоенные годы, когда на это специально выделялись деньги. Музей одной улицы, чья история началась в начале 90-х годов, государство не финансировало, материал собирался буквально «по крохам», и все же идея собрать все в подлинниках была претворена в жизнь благодаря принесшему свои плоды сотрудничеству с мировыми музеями, частными владениями и коллекционерами.

Работниками музея было спасено множество экспонатов, которые могли бы погибнуть или бесследно затеряться в домашних коллекциях. Первые музейные трофеи были собраны у самих жителей Андреевского спуска, которые, проникнувшись идеей создания музея, передали на хранение дорогие для себя вещи, семейные реликвии. В то время многие из этих предметов еще не считались музейными ценностями, а составляли просто часть городского быта. Одновременно сотрудники музея вели поиск интересных материалов в архивах киевских библиотек. В настоящее время у музея появились волонтеры, которые, часто бывая за границей, привозят оттуда интересные экспонаты. За рубежом можно, например, отыскать одежду, платья, женские аксессуары, которые в прошлом веке привозили в Киев из Великобритании, Германии, других европейских стран. Также с музеем сотрудничает клуб коллекционеров, которые передают часть своих коллекций на хранение музею.

Дмитрий Шленский, комментируя собранную музеем коллекцию экспонатов, справедливо утверждает, что здесь «каждый найдет что-то для себя: у одного какая-то вещь пробудит воспоминания детства, другой узнает что-то новое. Это позволяет затронуть струны неиспорченной детской души, которая в каждом из нас сохранилась».

Музей выступает в роли «провокации спрятанных в душе воспоминаний»: он не только бережно сохраняет старые экспонаты, но и заново творит жизнь предшествующих эпох, так что на миг может показаться – ты волшебным образом перенесся на столетие назад! И музыка, льющаяся из патефона, непременный элемент каждой экскурсии, не дает в этом усомниться. Кажется, что сама муза, хранительница дома на Андреевском спуске, вдохнув жизнь во все его предметы и детали интерьера, пробуждает в гостях музея интерес к прошлому, без которого, как известно, невозможно будущее.

+26
15:25
1104
RSS
Комментарий удален
21:14
Спасибо за пожелание, Люция!