О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта. Гл.7

О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта. Гл.7

О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта.

                              К юбилею поэта

Глава седьмая — завершающая «Беседа» с Творцом»

Господь, Господь, внемли, я плачу, я тоскую,

Тебе молюсь в вечерней мгле

Зачем Ты даровал мне душу неземную —

И приковал меня к земле?

Я говорю с Тобой сквозь тьму тысячелетий,

Я говорю Тебе, Творец,

Что мы обмануты, мы плачем, точно дети,

И ищем где же наш Отец?

Когда б хоть миг один звучал Твой голос внятно,

Я был бы рад сиянью дня,

Но жизнь, любовь, и смерть все страшно, непонятно,

Все неизбежно для меня.

Велик Ты, Господи, но мир Твой неприветен,

Как все великое, он нем,

И тысячи веков напрасен, безответен

Мой скорбный крик «Зачем? Зачем?..»

Наверное, такие чувства хоть раз в жизни посещали многих как искушение. Потому что человек слаб – и овладевает им иногда ощущение оставленности Творцом, особенно, когда беда неожиданно приходит, когда словно мир вокруг рушится, когда люди словно «обмануты». Творцом «обмануты»? Нет, конечно, — «обмануты» своими заблуждениями, своим неведением. Оттого и звучит во всём «пространстве» произведения безответный вопрос: «Зачем»? Зачем люди живут и мучаются?

Стихотворение написано раньше многих, о которых говорилось ранее. (См. предыдущие главы). «Слава Богу за боль и за радость» «прозвучит» в стихах К.Д.Бальмонта несколько позже, а пока раздаётся «скорбный крик «Зачем?...

Мы не раз уже говорили о символизме как направлении, которому принадлежит большей частью своею творчество поэта. Вот и здесь:

Зачем Ты даровал мне душу неземную —

И приковал меня к земле?

Вспоминается, конечно, «бескрылый дух, землёю полонённый, себя забывший и забытый бог» В.С.Соловьёва – и всё же эта тоска невозможности от земли оторваться – лишь «сопровождение», если угодно. Главное в стихотворение К.Д.Бальмонта – потеря своего «пути», даже, наверное, — потеря смысла жизни. Его «Зачем?», «Ради чего?» остаются без ответа.

И всё же нет здесь ропота в привычном смысле, а пронизано всё и отчаянием, и мучительным поиском ответа на главный вопрос одновременно – им по сути начинается, им же и завершается...

Ф.М.Достоевский устами одного из героев говорит о том, что многое на земле от человека скрыто, но взамен того дарована живая связь с Христом. И лирический герой К.Д.Бальмонта мучительно связь эту ищет, даже в отчаянии осознавая, что «непонятный ему» Творец всё же Отец Наш…

Только «ответа» на мучительный вопрос лирический герой пока не нашёл – потому всё кругом «страшно, непонятно»...

И вот ещё одно произведение, в те же годы созданное, в котором ответ, может быть, ещё и не найден, но всё же виден уже свет среди окружающей тьмы, мрака неизвестности:

Господи Боже, склони свои взоры

К нам, истомленным суровой борьбой,

Словом Твоим подвигаются горы,

Камни как тающий воск пред Тобой!

Тьму отделил Ты от яркого света,

Создал Ты небо, и Небо небес,

Землю, что трепетом жизни согрета,

Мир, преисполненный скрытых чудес!

Создал Ты Рай — чтоб изгнать нас из Рая.

Боже, опять нас к себе возврати,

Мы истомились, во мраке блуждая,

Если мы грешны, прости нас, прости!

Не искушай нас бесцельным страданьем,

Не утомляй непосильной борьбой,

Дай возвратиться к Тебе с упованьем,

Дай нам, о Господи, слиться с Тобой!

Имя Твое непонятно и чудно,

Боже Наш, Отче Наш, полный любви!

Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,

Сжалься, о, сжалься, мы — дети Твои!

Стихотворение с неисчерпаемой глубины названием – «Молитва». Сколько же «молитв» литературных, очень разных по настроению, мироощущению создано в лоне культуры христианской – православной, особенно!

Здесь же, у К.Д.Бальмонта, удивительным образом сочетается восхваление Творца Неба и земли, присущее прежде всего одам великих М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, к которым мы уже не раз обращались, с молитвой со слезами на глазах и в душе.

И, конечно, невозможно, читая эти строки, не вспомнить о блудном сыне, стоящем в покаянии на коленях перед отцом.

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры —

Перед тобой — как нощь пред днем.

И словно «продолжает» создавать образы, подобные державинским, К.Д.Бальмонт.

Словом Твоим подвигаются горы,

Камни как тающий воск пред Тобой!

Тьму отделил Ты от яркого света,

Создал Ты небо, и Небо небес,

Землю, что трепетом жизни согрета,

Мир, преисполненный скрытых чудес!

Начинается стихотворение с горячей молитвы – такой, когда она – «спасательный круг» в житейском море, последняя надежда в окружающем мраке подступающих к человеку скорбей.

И продолжается после гимна Создателю, когда возникает один из главных образов литературы — потерянный Рай.

Христос страданием своим и Воскресением открыл запертые по грехам людей Врата. Однако, как сказал один из Отцов Церкви, Он не спасёт нас «без нас» — без горячего желания, без старания людей «вернуться».

Сейчас «горько… страшно…трудно», но всё же звучит здесь в отличие о предыдущего произведения надежда быть услышанными Творцом – потому что мы дети Его.

О том и молит Создателя лирический герой, отражая, наверное, чувства очень и очень многих, «истомившихся», «во мраке блуждающих».

Молит, прося прощение, принося покаяние – потому что, как скажет уже в двадцатом веке знаменитый Иеромонах Роман, «покаянье дарит исцеление»…

И вот главный «вывод» всего сказанного ранее – десять строк о Главном:

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота

Одна есть в мире красота —

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

О Христе как Высшей Красоте говорил Ф.М.Достоевский. Воплотилась эта мысль во всей жизни русской – вспомнить хотя бы знаменитое «как мера и красота скажет» — изначально «сяжет», и слова: «нелепо», устаревшее «безлепица», от «лепоты» — т.е. «красоты» образованные. Оттого и говорили русские писатели о «Красоте Страдания», которое искали и в европейской литературе – в творчестве О.Уайльда, например…

Всё стихотворение К.Д.Бальмонта словно построено на антитезе Красоты «за нас распятого Христа» и всего в произведении упомянутого. Сначала говорится по сути о победе Христианства над многобожием языческой культуры, оставшимся лишь как «памятник». А далее возникают образы земной красоты и земной любви, Господом созданной, — и конечно, как скажет век спустя упомянутый ранее Иеромонах Роман, «кто ж меняет Творца на творенье»?

Если не знать времени написания стихотворения, то кажется, что «выводом», с которым не поспорить, завершает поэт свой жизненный путь. А ему тогда и тридцати не было – и после он ещё почти полвека прожил. Только высказал К.Д.Бальмонт в этих строках Главное для всего мира христианского – и не только, наверное. Высказал то, что вне времени и пространства…

Тем и завершаем нашу беседу. И пусть приуроченное к юбилею поэта исследование поможет углубиться в его творчество и постараться постичь философскую глубину русской поэзии. А «философия» означает «любовь к мудрости»…

Аудиофайл:
voskresenie-hristovo-videvshi.mp3
Ссылка на произведение на www.litres.ru:
Воскресение Христово, мучительный поиск, покаяние.
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
21:37
154
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!