​О Заповеди «Не убий» в поэзии тридцатых…

​О Заповеди «Не убий» в поэзии тридцатых…
На улице пляшет дождик. Там тихо, темно
и сыро.
Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
Конечно, с ребенком трудно. Конечно, мала
квартира.
Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь
в Крым…

Так начинается одно из самых пронзительных стихотворений Д.Б.Кедрина – поэта с трагической судьбой, жизнь которого оборвалась в тридцать восемь лет – и, судя по всему, было это, как теперь говорят, «заказным» убийством…

Но речь сейчас не о трагической гибели поэта, а о его стихотворении «Беседа», которое, как выяснялось, многие женщины не могут слышать.

Сразу оговорюсь, не знаю, написал ли поэт эти строки, пережив подобное, или перед нами некая аллегория, — не считаю это важным. Такие «беседы» могли, к скорби великой, у многих происходить.

О чём же хочет беседовать лирический герой со своей супругой?

Думаю, кому-то уже ясно: о том, вынести смертный приговор зародившейся жизни младенца или «помиловать». (Считаю должным сказать, что на мне греха сего нет – иначе бы не было у меня права на такие темы писать. И не только на мне).

Честно говоря, с первых строк становится жутко оттого, что могут быть на одной чаше весов Крым, прекрасный внешний вид ухоженной женщины с хорошо накрашенными ресницами и завитыми локонами – об этом дальше говорится – и зародившаяся жизнь их общего младенца. Вернее, «чаша» младенца легче оказалась…

Так, значит, сын не увидит, как флаг над

Советом вьется?

Как в школе Первого мая ребята пляшут

гурьбой?

Послушай, а что ты скажешь, если он будет

Моцарт,

Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?

(Вытравленный – потому что она собирается к гомеопату за какими-то каплями «убийства», каплями «смерти»).

Эти слова супруга должны остановить женщину, не желающую стать матерью – не забывавшую при этом о плотских утехах. Правда, такие подобными вопросами себя не обременяют. И потому, честно говоря, не очень верится, что она задумается – сможет задуматься. Ведь она тоже читала, о том, как «охотнику приходили души убитых птиц…» — об этом тоже чуть позже…

Или будет она всю жизнь ребёнка, словно обузу, воспринимать и считать, что супруг должен вечно благодарить её «за милость великую».

Эти отчаянные строки созданы были в тридцать седьмом году двадцатого века – но речь сейчас не о том, что обычно с годом этим ассоциируется. По сути, звучит в словах того, кто хочет стать отцом, просьба о «помиловании», а ещё то, о чём по сути Церковь Православная говорит — и не нам сейчас судить, был ли поэт верующим. К тому же он первые десять лет свои в Царской России прожил. А всё, о чём в стихотворении с такой болью говорится, противоречит грубому материализму —

Помнишь, ведь мы читали, как в старой

английской сказке

К охотнику приходили души убитых птиц –

говорит он супруге. Читали – да она не задумалась. А теперь придёт душа убиенного младенца?! Матерью убиенного …

Вспоминаются невольно строки, созданные поэтом следующего поколения – А.Д.Дементьевым о семнадцатилетней «кукушке», от сына в роддоме отказавшейся, – а какая разница по большому счёту?!

Уходит женщина от счастья

Уходит от своей судьбы

А, то что сердце бьётся чаще

Так это просто от ходьбы.

Она от сына отказалась.

Зачем ей сын в семнадцать лет?

Не мучат страх её и жалость,

Не взглянет мальчик ей во след…

И этот мальчик – в стихотворении Д.В. Кедрина «не взглянет» — он может в этот мир не прийти. Хоть и называет поэт младенца «завязью жизни» — но новая жизнь уже началась…

А дальше у обоих поэтов звучит по сути один и тот же вопрос:

Послушай, а если ночью вдруг он тебе

приснится,

Приснится и так заплачет, что вся захолонешь

ты,

Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные

ресницы

И волосы разовьются, старательно завиты,

Что хлынут горькие слезы и начисто смоют

краску,

Хорошую, прочную краску с темных твоих

ресниц? –

задаёт риторические по сути вопросы лирический герой Д.Б. Кедрина.

И рухнет мир, когда средь ночи

Приснится радостно почти,

Тот тёплый ласковый комочек

Сопевший у ей груди –

завершает стихотворение А.Д. Дементьев.

Поэт «показал» печальный «итог» — и никто ничего не знает о том, как пришла к этому семнадцатилетняя предательница.

А всё стихотворение Д.Б.Кедрина — с самых первых строк преисполнено страданиями того, кто может не стать отцом по вине супруги. Словно вся душа его вывернута. Звучат один за другим безжалостные вопросы, на которые предстоит ответить обоим – потому что за грех этот обоим ответ держать. И вот ещё один вопрос – последний:

А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,

Непрошеной новой жизни не оборвется нить!

Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что когда-то

Этою же рукою старалась его убить?

Ответа нет — и быть не может. И снова хочется сказать, что будет она считать себя «благодетельницей», «помиловавшей» ни в чём не повинного младенца. К скорби великой, над этим задумываться многие вообще перестали.

Понятно, что отец всячески старается предотвратить убийство – это слово прозвучит в самом конце. Но невольно возникает мысль — сразу скажу, суждение субъективное — что был он когда-то привлечён внешним лоском девушки, на которой женился, возможно, баловал по мере возможностей – а в эту ночь словно спадает с глаз пелена. Кто она — эта привлекательная внешне блондинка, что у неё за душой? И получается, что супруг за внешним лоском души не разглядел? Или это совсем неважно было? И теперь словно приходит расплата…

И вот финал – тоже истинно христианский по своей сути:

Пускай за это не судят, но тот, кто убил,-

убийца.

Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоем

с тобой!

Позднее прозрение, наверное. Супруг, увидел наконец суть той, что в спутницы жизни выбрал. Он может повернуться и уйти — но хочет всё-таки спасти жизнь, которую пытаются срубить, подобно ненужному, не на месте и не вовремя выросшему деревцу. Как хладнокровная убийца, мыслит эта женщина, убийцей себя, разумеется, не считая.

И снова риторический вопрос: а можно ли любить убийцу? …

Но убийца не только она — с золотыми локонами и длинными ресницами. Ещё — гомеопат, говорящий, что после капель «всё как рукой снимает». Что «снимает»? Жизнь! И если даже эта «дамочка» поддастся на уговоры супруга, то сколько загубленных жизней на этом «ученом дяде»?!

А он того не понимает, если говорит такие слова, а ещё про «фокстрот», чтов данном контексте звучит кощунственно – оттого и называет его автор «дураком». (Слава Богу, что могут ныне медики по религиозным убеждениям отказаться убивать нерождённых детей).

И вот строка, которая в общем ужасе не сразу заметна: «Как он самодовольно пророчит тебе победу!». Господи! Победу над кем или чем?! Над своим чадом, над младенцем, который мешает жизнью наслаждаться?! Пророчит победу детоубийце?!

Действительно, душу разрывающее произведение!

И так – уже заодно – гомеопат показан не только «дураком», но и омерзительным уродом:

Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,

Глаза у него навыкат и борода лопатой...

Словно вся внутренняя мерзость наружу вышла…

А последние две строки словно «приговор» «убийце». И возникает великое множество «кровоточащих» вопросов.

Если она всё-таки от новой жизни избавится, чтобы «плясать фокстрот» и «летом поехать в Крым», супруг останется жить с этой пустой «куклой», вздыхая о нерождённом мальчике, который мог «стать Моцартом», да не стал, или всё-таки уйдёт и постарается найти настоящую женщину?!

А если ребёнок всё-таки, благодаря уговором отца, в мир придёт, как будет относиться к нему «мамаша», желавшая чадо своё убить?!

И, конечно, возникает невольно и ещё один жуткий вопрос – за рамки стихотворения этого выходящий: как могут жить вместе люди, соединённые кровью нерождённых младенцев?! Безбожные десятилетия сделали это почти «нормой» для большинства…

И всё же на каком-то уровне интуитивном, а может быть, — генетическом не любили врачи тех, которые от детей нерождённых избавлялись. Потому что «тот, кто убил» или убить желает, — «убийца»...

Впервые пришлось прочитать эти строки Д.Б.Кедрина в конце восьмидесятых в довольно известном сборнике «Песнь любви». Любовь же в произведении воплощает только сам лирический герой, отцом стать желающий, пытающийся зародившееся чадо от смерти спасти. А остальные, как мы уже поняли, — убийцы…

P.S. Впервые, наверное, хочется в мыслях сюжет «продолжить». Чтобы пришёл в мир этот мальчик – и отец, взяв его, ушёл от женщины, желавшей нерождённого убить. И встретит он русскую красавицу – а может быть, просто обаятельную женщину, для которой локоны и краска для ресниц не будут затмевать главного. И будет у неё тоже маленький ребёнок. Быть может, будет она вдовою военного моряка или лётчика, может быть, забравшей ребёнка и ушедшей от прелюбодея, а может быть, брошенной таким, что рассуждал подобно жене лирического героя, что надо для себя пожить.

И станут жить, скорби претерпевшие одной семьёю. И вернётся супруг с фронта – раненый, но не инвалид. И появится у них общий ребёнок – и на всех детей любви хватит.

А брошенного в роддоме младенца усыновят хорошие люди – может быть, кто-то из роптавших матерей домой с двойняшками отправится…

Аудиофайл:
ave-marija-kachchini.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
02:03
170
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!