​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.1.Гл.6

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.1.Гл.6

Глава шестая « О любви и Правде Божией…»

Славянофилы само название которых о любви вещает – тоже властью безбожной почти ошельмованные. Образованные, совестливые, истинно русские люди, а не смотревшие с ностальгией, как сказал Н.С.Лесков, в «допетровскую дурь». Гораздо более глубокие познаниями и мыслями своими, чем западники, понимали славянофилы, что у Отечества нашего свой путь, от веры православной неотделимый. И что «копирование» пути возгордившейся Европы приведёт в тупик или к пропасти. Приведёт к смерти, как от влитой по ошибке неподходящей крови…
Вспоминается знаменитое письмо А.С.Пушкина: «…но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Дал Сам Создатель – и этим сказано всё.
Значит, говоря словами одного из прекрасных стихов, созданных уже в двадцатом веке Р.И.Рождественским, «память общая и песня общая… счастье общее и горе общее… солнце общее и сердце общее у земли моей и у меня». Тоже ощущение причастности, связи нерушимой.
А без Высшего Начала Духовного сие невозможно. И был замечательный «советский» поэт человеком верующим – может быть, уже ближе к «последнему причалу», но был…
Мы же вновь обращаемся к произведению великого Славянофила — созданному уже в конце жизни земной. Звучит оно словно некий итог всего, на земле пройденного и выстраданного.
Как часто во мне пробуждалась
Душа от ленивого сна,
Просилася людям и братьям
Сказаться словами она!
Как часто, о Боже, рвалася
Вещать Твою волю земле,
Да свет осияет разумный
Безумцев, бродящих во мгле!
Как часто, безсильем томимый,
С глубокой и тяжкой тоской
Молил Тебя дать им пророка
С горячей и крепкой душой!
Молил Тебя в час полуночи,
Пророку дать силу речей, –
Чтоб мир оглашал он далеко
Глаголами правды Твоей!
Молил Тебя плачем и стоном,
Во прахе простерт пред Тобой,
Дать миру и уши, и сердце
Для слушанья речи святой!
Снова обращается поэт к столь любимому литературой русской образу Пророка. Конечно, перекликаются строки эти с главным произведением А.С.Пушкина – и всей литературы русской прежде всего пробуждением духовным. Но здесь в «центре» не только сам Пророк, миссия которого Творцом предопределена.
Да свет осияет разумный
Безумцев, бродящих во мгле!
Свет Христов просвещает всех – и разгоняет тьму бездуховности, тьму неверия. Словно звучит в стихотворении антитеза известных обречённость своею слов том, что нет пророка в своём отечестве. Что же тогда с отечеством будет?! И снова – для нас мысль эта более «кровоточащая», чем для современников поэта.
И молит лирический герой – по сути, конечно, сам русский Мыслитель и Поэт «дать миру и уши, и сердце для слушанья речи святой!» И чтобы сердца, «глаголом зажжённые», возгорелись любовью к Слову Божьему, любовью к Отечеству…
Перекликается, конечно, мысли стихотворения и со сказанным близким к славянофильству Ф.И.Тютчевым о том, что Россию «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». И важно прежде всего, что Царь Небес благословил Отечество наше...
Мы же завершаем сейчас не только главу, но всю первую часть, посвящённую в основном Духовному Началу Родины нашей. И, как видим, вспоминаются невольно строки не только современников А.С.Хомякова, но и современников наших – тех, кого мы ещё недавно на земле видели и видим сейчас. И, если не разучился человек мыслить, то удивить этим нельзя. Невозможным оказалось самыми кровавыми, бесчеловечными драконовским «мерами» «душу русскую убить»…
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь,
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.
Потому что, как в упомянутом недавно главном, наверное, произведении Ф.И.Тютчева
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Никогда не поймёт – и снова через сто с лишним лет сказал об этом актёр и поэт М.И.Ножкин. И его лирическому герою без России «счастья нет». России, а не Советского Союза…
А напоследок обратимся ещё к одному четверостишию.
Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать,
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога...
Кажется, и объяснять особенно нечего – и разве можно слова такие, как и созданные Р.И.Рождественским, «по заказу» написать?! Здесь же душа живая и память «генетическая» отразились.
И словно в памяти ожившей встают Крещение Руси, сражение на Чудском Озере и на Поле Куликовом, войска Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, непокорённая слуге антихриста, пылающая Москва, сражённый фашистский дракон…
Только «душу русскую убить» более всех пытался враг внутренний, с лозунгами о «братстве, равенстве и свободе» пришедший, переименованиями улиц историю из памяти народной стереть пытавшийся. А душа русская всё-таки жива!
Не дано нам знать, читали ли создатели этих песнями ставших стихов произведения А.С.Хомякова – о нём, как было уже сказано, знают мало и ныне, к скорби великой.
И всё же «советские», а по сути глубоко русские поэты и композиторы, многие из которых «в стол» произведения духовные писали, словно «продолжили» мысли наших великих соотечественников — славянофилов.
И звучат в прекрасных произведениях двадцатого века, другим стилем, конечно написанных, без прямого упоминания Создателя Нашего мысли тех, кто беззаветно любил Россию, кто видел Духовное Начало Отечества нашего – и завещал это нам. Стоит задуматься…
А об обращении А.С.Хомякова к Священному Писанию, к Службам Церковным в следующей части побеседуем…
(Продолжение следует)

Аудиофайл:
9a-o-ilirion-strasti-po-matfeyu-finap.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
17:10
162
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!