​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.2.Гл.3

​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.2.Гл.3

Глава третья «О Свете Невечернем…»

Так или иначе, во второй части практически всюду присутствует образ вечера и ночи – и, как мы уже видели, это не ужас от «встречи» с «нечистыми духами». В творчестве великого Славянофила говорится о прикосновение к Святости, побеждающей «сонм обманчивых видений», которых в русской поэзии тоже немало. Ночь становится временем молитвы, богопознания.(См. 1 главу части 2).
В предыдущей главе речь шла о Главных Праздниках Христианских, о Таинствах Рождества и Воскресения Христова – да кто же не разделяет этой Радости Великой?! …
Только сейчас, как и в самом начале второй части, беседа наша философская — в высшем смысле слова, что означает «любомудрие». Тем более — речь о творчестве русского, православного мыслителя. Итак…
Солнце сокрылось; дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу стада;
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода.
Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса…
Вспоминается невольно, что Преподобный Сергий Радонежский требовал от братии вечернего одиночества, чтобы поразмыслить над прожитым днём. Нечто похожее и в этом произведении с очень красивым – духовно красивым названием – «Вечерняя песнь».
Песнь — не песня даже – и настраивает она на размышления о духовной сути жизни нашей на земле.
И вечерний пейзаж словно восходит к небесам — и горят они не бордовым или алым светом вечерней зари, не золотом, как на многих полотнах А.И.Куинджи, а Тихою Славой Господней.
Как не вспомнить слова 140 псалма Царя Давида и удивительно красивую написанную на них музыку П.Г.Чеснокова, Д.С.Бортнянского или А.Л.Веделя:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
И в стихотворении словно звучит молитва эта коленопреклонённая — Молитва Дней Великого Поста – не в храме, но среди мироздания Божьего – и Небеса — купол Храма.
К нему, словно дым кадильный, летит, возносится молитва. Подставляются сразу, конечно, и образы, созданные В.М.Васнецовым…
Кстати, и у В.С.Соловьёва «Новой славою Господней озарится свод небесный…».
И у А.М.Жемчужникова «В ясный день природа — это храм вселенский» — потому что «в нём богослуженье до ночи с утра». (См. также «Над суетою земли поднявшись» и «Лето Господне русской природы»).
Конечно, ведь природа — окружающее человека мироздание для христианина – Нерукотворный Храм Творца…
Братья, оставим работу денную,
В песни сольем голоса:
И вот, «житейские оставив попечения», как в Херувимской поётся, собираются люди на молитву. Вечерняя песнь вечерней молитвой становится…
Невозможно не увидеть, не понять, что это «обращение» — вернее, призыв ко всем людям, идущим вместе с лирическим героем по жизненному пути – ко всей России, если даже не ко всему миру! Все мы соединены соборной молитвой — как и в произведениях, о которых беседовали ранее. (См. также гл.2,4,6 части первой).
Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке… Ты, Свет Невечерний,
Нас осияй!
И путь «меж камней и терний», разумеется, не путь в горах, а нелёгкий путь по жизни земной – во грехе лежащем мире. Но помогает идущим нелёгкий путь преодолеть молитва, к Творцу Неба и земли возносимая. И потому, как было уже сказано однажды, всё произведение словно являет собою некое «движение вверх» — нравственное, духовное восхождение.
И только преодолев камни и тернии грехов, соблазнов, можно увидеть Свет Небес Незаходимый. И знаменитое: «Через тернии к звёздам» в христианском сознании неразрывно связано со Спасителем, смерть победившим, страданиями Своими на небо вознесшимся и давшим каждому возможность обрести Царство Небесное. Но каждому должно помнить, что Царствие Небесное нудится, завоёвывается преодолением скорбей жизни земной…
Вечер – Всенощное Бдение – и самое «лирическое» песнопение его – Свете Тихий…
«Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».
Молитва, обращённая к Создателю Неба и земли. И служится Всенощное Бдение в Храме Мироздания Божьего…
«Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит»…
Звучит эта мысль в финале произведения:
В мгле полунощной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе –
Всюду сияние Солнца Святого,
Божия Мудрость и Сила и Слово,
Слава Тебе!"
Христос – Солнце Мира. Как невозможна жизнь без солнечного света, так без веры в Христа Воскресшего душа мертва. «Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными», — учит Главная Книга Писания. О том и стихотворение великого Поэта-Славянофила…
И прежде, чем завершить, вспомним строки одного из сонма великого духовных песнопений:
Где-то там далеко и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он не раз говорил, беспрестанно твердил:
Слава Богу за скорбь и за радость.
Слава Богу за все, слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь и за радость.
Потому что «всюду сияние Солнца Святого» — и не должно человеку отчаиваться и роптать.
А ещё перекликается с мыслями Поэта-Славянофила и финал размышлений В.С.Соловьёва, к которым мы уже обращались, – несмотря на немалую разницу мировоззрения двух великих русских людей:
Новой славою Господней
Озарится свод небесный,
И дойдет до преисподней
Светлый благовест воскресный.
Потому что смерть побеждена Воскресением Христовым — и «горят Небеса» «Славою Господней»….
А на какие глубокие размышления наводит образ полного звёздами неба, в следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
bortnjanskii-d-s-da-ispravitsja-molitva-moja-malyi-hor-serafimovskogo-sobora.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
14:48
133
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!