​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2.Гл.5

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2.Гл.5

Глава пятая «Звёзды мыслей без числа»

Итак, словно новая «часть» произведения — вернее, — новая мысль начинается, невозможная без сказанного ранее. Без того, чтобы увидеть бездны синие, горящими звёздами полные, которые называет поэт лампадами – неслучайно же.
«Звёзды на небе горят», «как горит лампада пред иконой», — сказал поэт в стихотворении «Ночь». (См. Гл.1).
И здесь горят звёзды пред Иконою — Царства Небесного! …
Итак, продолжаем читать, погружаться и размышлять…
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков, —
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарной красотой.
Вот и приближаемся вместе с поэтом к Главной Книге. Обращение к Ней, молитва, как и в произведении «Ночь», помогает рассеять обман, одолеть козни лукавого, не попасть в расставленные им во мраке ночном сети…
И снова, пусть по-иному, звучит мысль «Трёх очерков о русской иконе» — о небе зримом и Небе «ином», что там — над горящими звёздами. О «бесконечном своде небесном» и Красоте Неземной, Творцом созданной…
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют;
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой — как нощь пред днём…
Знаменитая ода Г.Р.Державина «Бог». Вот и снова вслед за великими предшественниками — поэтами классицизма — размышляет А.С.Хомяков о Величии Творца, созерцая безбрежное Небо и сонм светил. Именно размышляет … сердцем…
Вспоминается здесь и один из героев И.С.Шмелёва, что взглянув на звёздное небо, лишился чувств, а после перестал быть равнодушным к вере. (См. также «О русской душе и отнятой у нас России». Гл 13 и 14)…
И потому пришло время побеседовать ещё кое о чём, кроме самих образов звёзд, с небес смотрящих…
Узришь — звезды мыслей водят
Тайный хор свой вкруг земли…
В самом начале звучит призыв «взглянуть на небеса», после — «впиваться очами» — и после не единожды — «вновь вглядеться», чтобы «узреть».
Там — в Мире Горнем «стираются» грани наших чувств, грани земного пространства и времени. Оттого преисполнено всё произведение непривычными, удивительными сочетаниями слов, главное из которых не единожды повторяющееся — «звёзды мыслей». Наверное, чтобы лучше понять его снова вспомним державинские «светил возженных миллионы». Самим Творцом «возженных» – Мыслью Его о мироздании. (См предыдущую главу). И появляется образ этот в финале – как некий «итог», плод размышлений.
А почти в самом начале «стройно ходят…громады» — в Мире Горнем. «Стройно» — очевидно, в разумно «устроенном» (слова однокоренные) мироздания — Самим Творцом «устроенном», о чём говорили и многие учёные. (Например, И.Ньютон о разумном устройстве вселенной, в которой планеты не сталкиваются, Б.В.Раушенбах о Единой «Руке», мир создавшей, и многие другие…).
А ещё «звезды мыслей водят тайный хор свой вкруг земли». Здесь каждое слово глубокий смысл воплощает. Водят, как все знают, хоровод – и никто особенно не задумывается о тавтологии — и о том, что само слово из двух корней состоит – и «водят хор» — слово это «складывают» — только наоборот.
Снова вспоминается «хор светил живой и дружный» А.А.Фета.(См. предыдущую главу). Понятно, что создан образ этот позже тех, что видим мы в произведениях А.С.Хомякова – но беседа сейчас об ассоциациях – а по сути о неком Духовном Единстве, высокому искусству присущем.
Итак, продолжим…
У А.А.Фета отражено единство и слаженность, присущие хору, пение этим хором – ангельским, очевидно, Славы Творцу, то, что всё Творцом созданное, живое – жизнь воплощающее. Вспоминаются также мысли и античных мудрецов, и Отцов Церкви о «музыке» мироздания, о «музыке» Сфер Небесных. (См.также «Звезда, в литературе русской просиявшая» гл.3).
Звучит музыка Сфер Небесных, конечно, и в произведении А.С.Хомякова о звёздах. Хоровод же, как читаем мы в некоторых источниках, имеет и ритуальное значение – в древности шёл он только вслед за солнцем. И здесь словно соединяются времена – вернее, как было уже сказано, временных граней уже нет.
Слаженный хор, слаженное движение светил небесных – всего мироздания. Невольно сказать хочется, что этот лад вселенский только человек после грехопадения нарушает, разрушает – но об этом в стихотворении нет ни слова – а есть обращение к людям — чтобы прикоснулись к Премудрости Божией, а после постарались проникнуться Ею.
А слово «тайный» отражает, наверное, то, что Замыслы Творца от людей сокрыты – и, как говорили философы, сути вещей нельзя постичь на земле. А ещё вспоминаются невольно слова одного из любимых героев Ф.М.Достоевского о том, что многое на земле от нас скрыто, но взамен того дарована живая связь с Христом. (М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений». О «Братьях Карамазовых» и Старце Зосиме).
На этой живой связи построено и всё стихотворение «Звёзды». И не должно забывать, что и А.А.Фет, и Ф.М.Достоевский создавали творения свои после А.С.Хомякова…
А теперь, приближаясь к финалу, обратимся ещё к одному непривычному сочетанию слов, тоже неоднократно встречающемуся – «тьмы звёзд». Думаю, понятно, что говорит поэт не о тьме, что антитеза Свету, и даже не о Сверхсветлом Свете, взору недоступному, хотя он, конечно, здесь присутствует. Употребляется слово это в значении несколько устаревшем — множества неисчислимого, как «светил возженных миллионы» Г.Р.Державина, о чём уже говорилось ранее. И отражают оба поэта бесконечность и величие Творения Божьего…
И ещё должно повторить в финале, что ощущается в произведении Поэта-Славянофила постоянное устремление ввысь, духовное восхождение, как в осмогласии духовной музыки, которое тоже не раз вспоминали.
«Всходят – всходят без числа» звёзды – поднимается вослед душа человека. И разум его...
И вот финал произведения…
Вновь вглядись — другия всходят,
Вновь вглядись, и там, вдали,
Звезды мыслей, тьмы за тьмами,
Всходят, всходят без числа,
И зажжется их огнями
Сердца дремлющая мгла.
Душа и разум озарятся лучами звёзд, Создателем зажжённых – восстанут ото сна духовного — и станут причастными Тайне Боговоплощенья. Причастными Царствию Небесному.
Но для этого должно трудиться, свершать нелёгкое восхождение, подобно тому, как взбираются на вершину горы, и быть готовыми к лишениям, к самопожертвованию.
Не говорит о том напрямую поэт – но иначе просто не бывает. Неслучайно начали мы беседу о творчестве Поэта-Славянофила со стихотворения «Подвиг» (См. 1 часть – 1 главу).
И «зажигается» «сердце дремлющая мгла» благодаря созерцанию Красоты и Величия Мироздания Божьего…
Не раз упоминаемый русский мыслитель И.А.Ильин сказал однажды, что великие произведения искусства создаются там, где «проносятся Веяния Духа Божьего» — наверное, в стихотворении А.С.Хомякова явлена мысль сия в образе зримом – в образе «Лучезарной Красы» Мира Небесного, о Величие Творца говорящего…
На сим завершаем мы беседу о великом поэте-славянофиле – А.С.Хомякове…
Но само исследование на этом не завершается…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
ektenija-malaja-mitr-ilarion-alfeev.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
01:03
136
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!