​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.4 Гл.2

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.4 Гл.2

Глава вторая «Благая Весть о Спасителе. И не только…»

Итак, как обещано было, обращаемся к образу Лета Господня – о чём не могли, конечно, не беседовать ранее, например, общаясь с поэзией славянофила А.С.Хомякова. (См. Ч.2 гл.2).
Но не может не быть в произведениях каждого поэта новых граней – граней иных.
Стихотворение, к которому сейчас приблизились, называется «Благовестие» — и кажется, что посвящено оно тому Дню Светлому, без которого, по словам И.С. Шмелёва, никаких праздников христианских не было бы. Дню, когда принёс Благую Весть Юной Марии Архангел Гавриил.(См. также «О русской душе и отнятой у нас России» Гл.2).
Но эта Благая Весть о том, что уже свершилось по согласию Девы — и через Неё в мир пришёл Спаситель.
Только начинается стихотворение не с Самого Рождества…
Веют в темном мире
Скорби и бессилья
Ангельские хоры,
Ангельские крылья.
Истинная вера помогает преодолеть все скорби, все нестроения во грехе лежащего мира – именно об этом говорит антитеза Света и тьмы, Святости и греховности жизни земной.
Господь не оставляет Заступничеством Своим всех верных, всех, Крест свой со смирением несущих. Тьма мира сего никогда Свет Небес не одолеет – потому что пришёл в мир в Вифлеемской Пещере Божественный Младенец, чтобы людей от смерти спасти…
Оттого и в литературе столь многогранен Образ Рождества Христова.
Озарились ясно
Песнью благостыни
И холмы, и долы
В скудной Палестине.
Слышится та песня
В шири небосклона
От вершин Ливана
До струи Кедрона...
Мудрецы с Востока,
К радости всемирной,
Держат путь с дарами -
С ладаном и смирной...
Под святые звуки
Горнего напева
Озарился сумрак
Каменного хлева.
А в забытых яслях
Ярче век от века
Светит лик Младенца -
Богочеловека...
При чтении этих строк вспоминается невольно и то, как «вся земля была в волненьи» и как «в тишине родился С-нами-Бог» А.С.Хомякова и В.С.Соловьёва. (См. также «Образ рождества в русской литературе» и «О русской душе и отнятой у нас России». Гл.8).
И звучит Гимн Небес Родившемуся в яслях Младенцу Христу.
Под святые звуки
Горнего напева
Озарился сумрак
Каменного хлева —
озарился весь мир, озарились души людей. Оттого песней — музыкой сфер небесных, о которой говорили и античные мудрецы, и Отцы Церкви, наполнено всё произведение. И смысл звучащей музыки Небес здесь гораздо глубже, чем даже на первый взгляд кажется, – и повторяются слова эти дважды – в начале и в финале. Но об этом несколько позже…
А в произведении словно две части смысловые – огромный «мост» во времени… Вернее – в Вечности…
Двадцати столетий
Пронеслась громада,
Но душа все так же
Вдохновенно рада.
Но на сердце так же
При воспоминаньи
Легче груз заботы
И светлей страданье.
И парит над миром
Скорби и бессилья
Ангельские хоры,
Ангельские крылья!
Написал однажды И.С.Шмелёв, что церковные службы помогают нам пережить события Священного Писания не как исторические события, а как происходящее ныне. Это – самое главное, не всегда разумом воспринимаемое, но суть от того не меняется.
«То, что свершилось на небе, свершилось и на земле; то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе», — написал много скорбей принявший Святитель двадцатого века Николай Сербский. Это – Истина непреложная.
Только невозможно в данном случае, если угодно, контексте «историческом» кое о чём не сказать. О том, что изначально не планировалось вовсе…
Двадцати столетий
Пронеслась громада,
Но душа все так же
Вдохновенно рада.
И обратились мы сейчас к этим строкам не только ради вдохновенной радости Рождества — она сама собою разумеется — а к двадцати столетиям…
Хорошо было высказывать такие мысли лет тридцать назад нам, в восстановленные, возрождённые после небытия Святыни с молитвою входя или видя трансляцию Службы Рождественской из знаменитого Храма в Елохове, а после – из Храма Христа Спасителя…
Но А.А.Коринфский не один год жил в те времена окаянные, когда слуги антихриста заливали Россию кровью — прежде всего тех, для кого слова о Христе не пустой звук.
И вот перед нами дата написания стихотворения – Сочельник… страшного 2021 года… И комментировать нечего. Да, мы уже знаем, что арест поэта не закончился расстрелом – и ушёл он в Мир Иной, когда срок земной жизни истёк.
Но в те годы кровавые создать такие строки мог только истинно русский, православный человек, которому дано было видеть над льющейся повсюду кровью, когда, говоря словами И.С.Шмелёва, души живые были «брошены, как сор».
Услышать над «песнью всечеловеческой ненависти» Песнь Ангельскую, с Небес льющуюся. (См. также «О русской душе и отнятой у нас России» Гл.11).
Услышать «Ангельские хоры», узреть «Ангельские крылья»!
Благодаря русским людям православным, Мученикам, от Христа не отрекшимся, не погибла душа — и стали Святыни Отечества нашего возрождаться. (См. также «С Крестом и без Креста»). И забывать об этом не должно…
Не было изначально мысли о многолетней русской скорби говорить – так получилось – и неслучайно, что в последние дня поста Рождественского…
А беседой об этом прекрасном, преисполненном Песни Небес произведении не завершается, конечно, исследование творчества истинно русского поэта, чашу скорбей с народом русским испившего…
(Продолжение следует) 
Аудиофайл:
1-s-nami-bog.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
16:55
133
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!