​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.5 Гл.5

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.5 Гл.5

Глава пятая «О Руси Воскресшей…»

На бой последний, бой кровавый,
За честь и счастье всех племён,
Зовёт бойцов Орёл Двуглавый
Под сени Царственных знамён.
Туда, где годы рушат веки,
Где бродит смерть среди степей,
Где льются огненные реки
В кровавом скрежете цепей.
Всё ближе, ближе день великий!
И, под немолчный звон церквей,
В священный гимн сольются клики
Поднявших меч богатырей…
Прекрасное и очень непростое стихотворение – как и многие, с неисчерпаемой глубины названием – «Двуглавый орёл». Как и многие, тоже песней ставшее. Символ России Державной, о которой душа поэта тоскует. Душа великого множества русских людей, многие из которых вынуждены вдали от Родины жить и умирать.
Но не проникнуто произведение ностальгией – оно совсем об ином – о том, чего, просто изучая историю «по датам», не постичь. (См. также «Любовь к Отечеству – земному и Небесному»).
Конечно, напрашивается ассоциация и с Первой войной Мировой, по вине предателей, из-за духовного распада России проигранной. (См. также «Благословенное русское воинство». Ч.2)
Но, не только, конечно, а может быть, даже, прежде всего не о ней.
Зовёт Двуглавый орёл сражаться за Русь многострадальную – и зов этот словно вне времени. Сколько раз русскому человеку приходилось в глаза врагу свирепому смотреть. И побеждать его…
А столь загадочное, в песню не вошедшее второе четверостишие, в котором «годы рушат веки»… Разве оно только о России, в которой, как напишет много позже не раз упомянутый И.В.Тальков, «леса и поля превратились в плацдармы»?!
Как годы могут «рушить веки»? Значит, земное время и пространство себя уже исчерпали? И снова звучит столь важная для русской литературы, русского человека тема Откровения, тема Последней Книг Писания, с которой история многострадального Отечества для нас неразрывно связана.
Значит, сражаются «под сенями Царственных знамён» воины русские, православные с силами ада. Под «сенями» хоругвей с изображением Христа, Матери Божией и Святых Прославленных.
А ещё вспоминаются невольно знаменитые строки Ф.И.Тютчева «Два единства».
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…».
Для самого поэта, «что прочней», очевидно. И, наверное, каждое победоносное сражение русской армии за Бога, Царя и Отечество — «подтверждение» сей Истины непреложной.
И продолжается мысль эта в следующих строках, которые рассматривать должно только вне «плоскости» земной.
Воспрянь, ликуй, душа героя!
Пришла пора скорбей и зол,
Тебя зовёт на праздник боя
Наш старый Царственный Орел.
Вперёд! Победными стопами,
Молитву жаркую творя,
Вперёд, с заветными словами —
«За Русь, за Веру, за Царя!»
Вспоминаются, конечно, и стихи героя Отчества – Н.С.Гумилёва: «Наступление», «Война», «Смерть». Потому что и у него говорится, про Россию, которая «могла быть раем», а «стала логовищем огня». Но идут на битву русские воины, которых «Господне Слово лучше хлеба питает», которые являются «носителями мысли великой», в которых бьётся «золотое сердце России». Все эти слова относятся, конечно, и к строкам С.С.Бехтеева – хоть и звучат они немного более «обобщённо», чем у Н.С.Гумилёва, но сути это не меняет.
Воспрянь, народная стихия!
Проснись, угасший дух веков,
Стряхни, свободная Россия,
Вериги каторжных оков!

Оков, очевидно, на Русь Святую антихристом надетых.
Всегда в годину горькую обращались к славному прошлому. И словно «продолжают» мысль эту строки, через пятнадцать лет созданные, – в окаянном тридцать седьмом Священником В.Забрудным:
В прежнее время порой надвигались
Злые тевтоны на нас,
Тайно и явно они добивались
Русь уничтожить не раз.
Послано Богом нам вновь испытанье,
Тяжкое бремя невзгод,
В этом суровом горниле страданья
Должен окрепнуть народ...
Должен он Церковь и Родину смело
Грудью своей защитить,
Ради великого русского дела
Жизни своей не щадить.
Время под братской хоругвью сплотиться,
Выступить против врага
Всем, в чьей душе вера в Бога хранится,
Всем, кому Русь дорога.
В братской любви и святом единеньи
Наших успехов залог,
С ними не страшны врагов ухищренья,
В правде поможет нам Бог!
Если не знать года написания, никогда его не представить. Сражаются люди русские, православные со смертоносным войском врага рода человеческого.
Судя по времени написания, о том же говорил соотечественникам – вдали от России и С.С.Бехтеев. (См. также «Любовь к Отечеству – земному и Небесному»).
Снова вспоминаются образы, произведений Н.С.Гумилёва явленные: и «Начальник в ярком доспехе, в грозном шлеме звездных лучей», и «серафимы, ясны и крылаты», что «за плечами воинов видны»…
А дальше…
Сердца и мысли окрыляя,
Нас поведёт в последний бой,
Очами грозными сверкая,
Герой с увенчанной главой.
Этот «герой» — Сам Спаситель, на хоругвях изображённый и незримо с русским воинством пребывающий. Вряд ли не помнит кто-то: «Мы русские – с нами Бог» — слова, славным полководцем произнесённые.
Неслучайно писали Христа на Земле Русской великие живописцы – прежде всего — М.В.Нестеров…
И вот финал произведения:
И не сдержать волны народной
Её испуганным врагам:
Россия будет вновь свободной,
И мир падет к её ногам.
Уж близок день, не за горами
Давно желанная пора;
И грозно грянет над войсками
Родное русское «ура!»
Вера несокрушимая в Творца Неба и земли и в родную Россию, от Бога неотделимую…
После нередко именно так представлена будет тема Русского Воинства, когда всё происходящее словно «выплёскивается» за рамки времени и пространства земного. В произведениях, отражающих войну с фашизмом – тоже порождением дьявола.
И «Ожившая фреска», «Неоглядность», «Весна» Б.Л.Пастернака, и «Противостояние Марса», «В этой роще берёзовой» Н.А.Заболоцкого, и «Жизнь. Жизнь…», «Книга травы», «Земля», «Проводы» А.А.Тарковского. (См. также «Благословенное русское воинство». Все части)…
И все они, как и произведения С.С.Бехтеева и Н.С.Гумилёва, отражают победу над войском антихриста.
Отражают веру в то, что…
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит –
как написал в конце окаянных тридцатых Исповедник Серафим Вырицкий.
Это – и одна из главных мыслей одного из лучших произведений истинно русского поэта – вынужденного эмигранта — С.С.Бехтеева «Двуглавый орёл»…
Вот и завершается исследование, посвящённое творчеству пусть и не очень известных русских поэтов, чьи произведения заставляют задуматься о глубинной, духовной сути России, даже если имя её не названо. И обо всех гранях бытия земного. Стоит их почитать…
А завершить хочется этими строками, уже в конце двадцатого века написанными знаменитым Иеромонахом Романом:
Но верю я, что Истина Сама
Во век восторжествует над землею.
И будет свет, и посрамится тьма,
И сокрушится всяк, творящий злое!
Эту мысль так или иначе воплощали все произведения, о которых беседовали мы в нашем исследовании.
Конец – и Слава Богу за всё!

Аудиофайл:
dvuglavyi-oryol.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
00:18
167
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!