Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения
Уважаемые рецензенты!
Сегодня в Школе поэтического мастерства на ваш суд представлено стихотворение нашего нового автора, поэтессы из Беларуси Марии Мучинской.
Мария пишет, что критику примет с удовольствием и с уважением. Она самоучка, пишет стихи с сентября 2019 года, поэтому хочет услышать мнение товарищей по перу, считая нашу рубрику хорошей школой.
Пишите ваши отзывы и замечания в комментариях.
Правила обсуждения у Открытого микрофона прежние:
— критика должна быть конструктивной, т.е. дельной, поддерживающей, мотивирующей;
— недопустима личная критика, как автора, так и других участников обсуждения, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей или детальной, но в любом случае – обоснованной;
— общение между автором и рецензентами строится на взаимном уважении, дружелюбии, вежливости и тактичности.
Все произведения в рубрике «Рецензии» публикуются в авторской редакции.
ТАИНСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Мир рушится, зима — средь лета.
Это актуально и значимо для меняющегося мира, судеб людей и их возраста…
Стихи неплохие, но мне не хватило изюминки и оригинального раскрытия темы. Все-таки здесь больше констатация явления. Описание. Правда, с подбором интересных метафор.
Было бы гораздо выразительнее преломить через историю конкретного человека и высказать свое сокровенное. Или не повторять, а усилить финальные строки парадоксом, например. Может быть противоречием. Время изменчиво и скоротечно, и его тайны не подвластны нашему разуму, но человек… Или природа… или творчество…
Автору, конечно, виднее. Это лично мое восприятие строк. И я совсем не настаиваю на том, что оно истинное.
Понравился образ медузы. Действительно, отражает свойства времени. Изменчивость, утекаемость, перемещение и некоторая опасность.
Не поняла в первой строке что значит «изменчиво попеременно время».
Смысл не раскрыт, мне кажется. Но возможно, это и есть тайна, на которую намекает автор.
«Оно, как мир весь во Вселенной»
Весь мир и Вселенная синонимичные понятия, на мой взгляд. Инверсия не украшает и затрудняет понимание. Я бы изменила строчку. Смысл размыт.
«Так много бремя» — много (чего?) Бремени. В Родительном падеже другое окончание слова.
«И на земле в веках нетленно»
В веках? Как это в веках? Именно на земле? А для других планет, космоса…
И все-таки люди придумали меры времени. Установили пределы.
Но это опять не ошибка, а просто мое ограниченное знание физики.
И что за бремя несёт время…
Вот это зацепило и понравилось:
«Мы ищем грани, понимая зыбкость…
Важная и многогранная строка.
В целом время получилось живое и неоднозначное. И это привлекает читателя. Хочется узнать тайну. А она опять ускользнула…
Не знаю, что имел в виду автор под „цветом и формой времени“ Но это интересный подход к раскрытию образа времени. Свойства субъективны и зависят от нашей психики, опыта, настроения… Поэтому так проявляется время?
И вот еще находка — »зависит только от сосуда"
Вот и обоснование интересному явлению. Все мы — сосуды жизни.
Творческих успехов, Мария
в тексте. Мудрые философские строки. Мне многое понравилось. И я выделила это в комментарии, Мария. Стихи хорошие. И личное мнение одного читателя, связанное с его опытом не может говорить об объективном анализе произведения.
Всего Вам доброго. Творите на радость
Я остановлюсь на первой строфе и не вдаваясь в смысл и не рассуждая о новизне или банальности сказанного, чтобы показать на её (строфе) примере:
Изменчиво попеременно время, (время изменчиво попеременно с чем?)
Оно, как мир весь во вселенной, («весь» ненужная вставка, несколько односложных слов подряд)
Несёт в себе так много бремя («так» лишнее, «много бремя» — не согласовано, неясно к чему относится «несёт в себе» ко времени или ко вселенной)
И на земле в веках нетленно. (сочетание двух «в» в данном случае ухудшает звучание и не ясно, что именно нетленно время или бремя)
Оно, подобно всей Вселенной,
Решает постоянно важные дилеммы,
Веками на земле нетленно.
мне, кажется, мы живём пока вселенная находит равновесие решая дилеммы, так и время постоянно ставит перед каждым дилеммы и от их выбора зависит будущее, настоящее и прошлое. Время — изменчивая структура, даже учёные доказали, что раньше ошибочно считали, что оно имеет постоянную структуру. Эксперименты показали, что время для разных наблюдателей может иметь разную структуру. Получается, чем выше относительно наблюдателя объект расположен, тем стремительнее течение времени. Происходит определенная рассинхронизация времени. Это глобально, а на бытовом: счастливы — время течёт быстро, кто то не счастлив — у него медленно, а отрезок времени тот же.
Вам, как математику, стоит эту науку применить к технике стихосложения, которая пока хромает. Изучать, скажем так, матчасть — виды размеров, рифм, соблюдать ритмику (хотя бы самым простым способом — считать слоги в рифмующихся строках). В приведённом вами примере исправленного катрена сбой очевиден: в третьей строке два лишних слога.
А если вернуться из философских глубин на грешную землю? Тут понятие времени вполне конкретно. Это могут быть стрелки на циферблате часов, листочки календаря, чередование времён года, кольца на срезе дерева…
Поскольку мы не определились в субъективности или объективности понятия, то (новая?) трактовка времени автором имеет право на существование. Другое дело, что с формой выражения мысли можно согласиться или нет. Тут, честно сказать, теряюсь в догадках. Хотелось бы согласиться и тем самым поддержать автора. С другой стороны мало понимаю, о чём идёт речь. Но это проблема скорее моя.
Автору удач!
Я когда-то писала о времени — летит без крыльев и идёт без ног.
А вообще — считаем время, значит, слава Богу, живы!
Чтобы не быть голословной, предложу другие слова для рифмовки:
— время — теорема, дремлет, крема, непреемлем и т.д.;
— пчелою — вою, стОю, мою, крОю и многие другие глаголы, а так же прилагательные — злою, былою, жилою. Местоимения — мною, тобою и пр.;
— жидкость — пожитки, выткан, прытко, жито и тому подобное;
— мгновенно — вены, звенья, измена, смена, ну и ещё что-нибудь.
Текст воспринимается не так уж легко, поэтому надо дорабатывать, чтобы смысл легче входил в сознание читателя. Думаю, что из этого может выйти хорошее произведение, если хорошенько подумать.
Не хотела писать отзыв, так как стихотворение совершенно ничем не затронуло…
Как будто набор слов на интересную для всех тему, не обижайтесь, дорогая Мария, это только мой взгляд.
Всего самого доброго Вам!
Тема времени очень сложная. Интересно следовать за ходом Вашей мысли, Мария. Думаю, что каждому время от времени может быть интересно возвращаться к попытке творческого осмысления времени и пространства. И потом анализировать, что нового мы смогли сказать и почувствовать. Спасибо! Творческих успехов и вдохновения Вам!
Отношение ЛГ ко времени: «Мы удержать пытаемся мгновенье» ( не ново, но бесспорно!), «подходим смело — миР Рушится ( возникает вопрос, почему рушится мир, когда смело подходим? когда такое бывает?..; выделила два Р), „пытаемся бежать...“, » мы ищем грани ( это заставляет задуматься, слово «грань» многозначное, что имеет в виду автор?), " надеемся на чудо ( которое подарит время?).
Поделилась своим наблюдением по содержанию. Почему-то подумала, что Вас, Мария, стеснили рамки стихотворения. Прозой можно было бы более полно раскрыть тему, аргументируя примерами из жизни.
Желаю вдохновения и творческих удач! С уважением, Надежда.
Поэт, ровнее ритм держи!
И, прежде, чем писать о вечном,
Учи получше падежи!
Быть должен по уставу клуба
Читатель мягче… Не могу.
И, если прозвучало грубо,
Прости зануду и брюзгу!