Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения
Друзья! Уважаемые члены Литературного клуба!
Сегодня «Школа поэтического мастерства» вновь представляет на ваш суд произведение одного из наших авторов. Пока он решил сохранить анонимность, но к вашей критике готов. Автору интересны все замечания и рекомендации, а также ваше общее впечатление от произведения.
Правила рецензирования остаются прежними, вы можете ознакомиться с ними в наших предыдущих обсуждениях.
Прошу сохранять доброжелательность, взаимную вежливость и высказываться по существу. Главная задача критики — быть конструктивной и помогать автору совершенствовать своё мастерство.
От автора мы ждём встречного уважения к рецензентам.
Все произведения в рубрике публикуются в авторской редакции.
Рецепты и мука
Весенним вечером рецепты
Искались. В сито шла мука
А шоколадные конфеты
В пакете таяли пока…
Изюм был крупным, свежим очень…
Благоухал, как тихий цвет,
Что тихо распустился ночью,
Когда нас мучал интернет…
В муке столы, а души в сажи…
К чему же мёд, рахат-лукум ?
Нет, мы не соль Земли и даже
Не в этих булочках изюм…
Из минусов — ошибки в тексте. «Души в сажЕ». Отсутствие некоторых знаков препинания. Например, перед противительным союзом «а» требуется запятая. Мы — не соль Земли.
Теперь о смысле текста. Не очень понятно, кто главные герои текста.
Чем они занимаются — пекут? Тогда почему их мучает интернет и души в саже? Детали не раскрыты. Почему так не по нраву мед и рахат-лукум? И какие «эти булочки»?
Ясно, что здесь образы с глубоким скрытым смыслом, а не конкретика, но образность должна быть понятной.
Недомолвки автора, видимо, связаны с личными событиями. Это понятно. Но у читателя все же должна складываться целостная и логичная картина события. Удачи автору.
Как видите, у нас самые разные запросы на рецензирование — от сложно — философских до, казалось бы, простых и лаконичных. Но каждый запрос важен для автора, будь он мастер слова или начинающий стихотворец.
Мне думается, что при кажущейся простоте картинки и слога в этом небольшом стихотворении скрыт глубокий смысл. Здесь и поиск рецептов (понятно, что не только кулинарных), и информационная мука, сыплющаяся из интернета и оставляющая сажу на душе, и сладкий мёд посулов и обещаний, и осознание своей роли в обществе (мы не соль земли — кстати, земли здесь надо писать с маленькой буквы, так как это устойчивый фразеологизм).
Меня заинтересовал образ изюма. Совсем недавно он упорно возникал в стихотворении Натальи Голышевой про капучино, казалось бы, вопреки рецептуре этого напитка. Но Наталья обязательно хотела его оставить. И вот сейчас он появился у другого автора. Как говорят, флюиды витают в воздухе. И ведь изюм (не могу быть уверенной, что автор точно хотел передать этим образом) это не только «вкусовая изюминка» в блюде, но довольно интересный эзотерический, магический символ. Считается, что сушёный виноград надо есть, чтобы обрести мудрость.
И ведь такие мелочи, как знаки препинания или опечатка в слове «саже», автор мог давно исправить при внимательном прочтении отправляемого на разбор текста. Всегда вызывает лёгкую досаду такая небрежность.
А особых последствий, кроме, опять же, лёгкой улыбки нет.
И о чём толковать?!
Автору удачи!
И.И.
И соль, да сахар на Земле.
Продукты, овощи, и каши,
А кто их создал _ человек.
Удачи.
Мне всё же кажется, что вряд ли бы автору было так необходимо отправлять на рецензирование проходное стихотворение. Наверное, чем-то оно ему важно.
Автору удачи!
Рецепт однажды жарким летом
Искала в Гугле вечерком
И шоколадные конфеты
Сжевала, десять штук притом.
Ещё изюм благоуханный
Меня внезапно соблазнил…
С мукой возиться окаянной
Меня никто не научил.
В муке столы, компьютер даже…
При чём тут мёд, лукум? Кто скажет?
Улыбаюсь. Благодарю.
Конфеты, печенье, изюм, рахат-лукум способны таять буквально на глазах («на глазах» не настолько буквально, как может показаться), не зависимо от температуры, времени года и места положения.
Автору удач.
Все небеса — изюминки мои.
«В муке столы, а души в сажЕ» (всё-таки, исправьте букву, пожалуйста, уважаемый автор!).
Идея понятна и интересна, но автору не удалось её раскрыть. Стих требует развития мысли и доработки. Кулинарные «дела» тоже должны быть логичны, тем более, если их используют для сравнения. Поэтому непонятно откуда взялись булочки? Прям, как в сказке: «вдруг, откуда ни возьмись, появились булочки». На столе были только два ингредиента: мука и изюм. Это что, всё, что нужно для теста при изготовлении булочек? (Вывод о том, что, всё-таки, собирались печь именно булочки, я делаю из фразы автора: «Не в ЭТИХ булочках изюм»). В каких это в ЭТИХ? Остальные сладости к изготовлению булочек отношения не имеют. Зачем перечислять то, что не используется и не обыгрывается в стихе?
Вот если бы автор посмотрел в рецептуре, ЧТО нужно для изготовления булочек с изюмом и обыграл бы тему, используя игру слов, а также нашёл бы двойной смысл в них (в кулинарии и интернетных баталиях)! Было бы совсем другое впечатление и воспринимался бы стих совершенно по-другому. Но стиль при этом должен был бы быть ироничным.
«Соль земли» — один из надоевших, набивших оскомину, шаблонов. Найдите свой образ, это намного интереснее.
А так, этот опус выглядит как эскиз, наброски для картины, которую только собирается написать художник, сделав несколько мазков. Так восприняла опус я. Пожелание автору — не сдаваться и пробовать экспериментировать дальше.
С уважением!
То есть я хочу сказать: чтобы хоть как-то серьезно (солидно) анализировать данный стишок, нужно знать, ЗАЧЕМ (ДЛЯ ЧЕГО) он был написан. И если автор найдет на этот вопрос ответ и соизволит ответить на него, тогда и будет иметь смысл вступить с ним в более подробную беседу: удалось ли ему задуманное. И если удалось – то каким образом; а если не удалось – тоже сказать почему…
А так…
Ведь не исключено, что где-то по-дружески напишут под этим стихом «замечательно! ты талант!» — и человек в это свято поверит. И будет дальше писать в том же духе, не стремясь потрудиться над своими текстами, поискать более точные образы и оригинальные рифмы?
Я полагаю, что автор должен точно сформулировать свой вопрос рецензентам: что он хочет от них услышать?
Только не знаю, может ли быть свежей сушёная ягода? Я прям призадумалась. Вроде, считается, что свежий овощ или фрукт — это продукт, не подвергшийся никакой обработке. С другой стороны, может быть, героиня сама его три дня назад положила на просушку и точно знает, что изюм не залежалый. Или попробовала, допустим, и определила, что ему нет и года, судя по мягкости.
Возник ещё один вопрос: а изюм способен благоухать? Мне кажется, что даже виноград особым ароматом не обладает, а в сушёном виде тем более не слишком пахнет. Даже свежий.
А ещё связь между душами, измазанными в саже, и столах, запорошенных мукой является сишком частной, неубедительной. Так-то понятно, что противопоставляются сытость и порочность, но как-то очень приблизительно это сделано. Столы в муке — это ещё не значит, что человек живёт, в ус не дует. Может, у него, окромя муки, больше ничего нет? А может быть, он, будучи зажиточным, имеет чистейшую душу? А?
А мёд и рахат-лукум — они зачем упомянуты? будто данные продукты являются пределом мечтаний. Тоже как-то непонятно.
Но зачем мне заморачиваться обо всё этом? Хотелось бы прочитать стихотворение и сходу понять всё, что хотел сказать автор. Считаю, что этим и отличаются сильные стихи от других поэтических произведений.
Зато слог лёгкий и рифмы хорошие! Поэтому, у автора всё получится, если он (или она) будет к этому стремиться.
в поисках рецепта, между делом умял(а) почти весь пакет конфет, да и изюмом не побрезговал(а)))), он, кстати
вполне ощутимо и ароматно пахнет. Продолжить бы всё и закончить в таком же духе — и получилось бы лёгкое
детское шуточное стихотворение типа «пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не идут...)))», но концовку автор
заморочил какими-то притянутыми за уши смыслами, и получилось непонятно что к чему.
А так всё легко и ритмично. Автору удачи.
Работа кажется сырой и неоконченной. Такое впечатление, словно между 1 и 2 четверостишиями пропущено что-то: только, казалось бы, рецепты искались, и сразу — изюм. Во многих рецептах изюм в конце добавляют...(так, к слову)
Концовка так же показалась скомканной. Смысл есть, но как-то очень глубоко «под мукой и изюмом», что ли. А может, суть где-то в растаявших конфетах?
Словом — я бы на доработку отправила, если бы ко мне пришли и спросили — «Что с этим делать?»
Удачи.
Интересно было бы увидеть комментарий автора, которому хочется пожелать вдохновения и удачи.