Семинары по прозе возобновляют работу и приглашают к обсуждению!

Семинары по прозе возобновляют работу и приглашают к обсуждению!

Дорогие друзья и коллеги!

Рубрика Рецензии и Семинары по прозе под руководством Анны Даниловой возобновляют свою работу в новом сезоне.
Семинары задуманы для того, чтобы помогать друг другу в работе над своими текстами, повышать мастерство, работать над ошибками.


 Приглашаем вас обсудить рассказ автора, недавно присоединившегося к нашему сообществу.

Ирина Ирина Ака (pisateli-za-dobro.com) живёт в Стамбуле, преподаёт русский язык, пишет стихи и прозу. 

У Ирины есть конкретный запрос: «Мне рассказ очень нравится, но почему-то совсем не вызывает отклик у читателя. Я бы хотела узнать у коллег, почему рассказ не цепляет».

Вам предлагается высказать своё мнение об этом произведении в комментариях, поделиться своим впечатлением, замечаниями и пожеланиями. Вспомним, что такое рецензия? Это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, содержит его краткий анализ и оценку достоинств и недостатков, советы по правке и корректировке. Для рецензии очень важна объективность и справедливость в оценках.

Вы можете оставить отклик-впечатление или сделать комплексный анализ (критический разбор) текста произведения, оценить содержание и форму, специфику композиции, особенности индивидуального стиля автора, указать на типичные грамматические и лексические ошибки.

Напоминаю правила обсуждения у Открытого микрофона:

— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;

— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);

— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;

— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;

— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично;

— автор, представивший своё произведение на рецензирование, должен быть готов воспринимать критические замечания и отвечать на них, соблюдая те же правила.

В завершении семинара свой развёрнутый профессиональный комментарий опубликует ведущая рубрики, писательница, член Правления МСП (КМ) Анна Данилова.

Текст публикуется в авторской редакции.

Ирина Ака «Минута славы Исидоры Дубковой»:

Сколько себя помнила Исидора, мама всегда ей говорила:
— Исидора, ты рождена для великих дел.
И дальнейшее продолжение тоже было всегда одним и тем же: мол, мама ничем не связывает Исидору в выборе как прославиться, но это обязательно должно быть то, что сделает жизнь людей лучше. Например, когда она вырастет, то может найти лекарство от рака. Исидоре нравились эти разговоры. В те детсадовские годы, это «когда вырастешь» казалось очень далеким, а «найти лекарство» представлялось лёгким и необременительным, как в сказке: вот идёт себе девочка по тропинке, несёт пирожки бабушке, а под кустиком бутылёк. Все проходят мимо — никто не замечает этой скляночки, а хорошая девочка Исидора её сразу увидела! А в ней и оказалось «лекарство от рака» — на бутылочке так и написано! А дальше… Мечтать под лучистыми глазами мамы, нежно обнимающей будущую знаменитость, было легко и радостно — жизнь представлялась интересным и многообещающим приключением. А потом началась школа.
Исидора быстро сообразила, что рассказывать как ты однажды прославишься не стоило, но было уже поздно: простые дети трудящегося пролетариата, которым родители ничего не говорили о высоких материях, дружно объединились в своей мести над её «придурошными» мечтами, и над её именем. Над именем даже больше. А ещё больше над внешностью. Однажды, какой-то школьный шутник обозвал светленькую близоруко щурящуюся Исидору «Китаезой» и эта кличка намертво, будто жвачка к волосам, к ней прилипла. И до одиннадцатого класса все, начиная с первоклашек звали её Китаёзой. И даже учителя, вызывая к доске, произносили её фамилию с едва заметным недоумением, мол, какая-такая Дубкова — это ж Китаёза. Так Исидора впервые познала оборотную сторону славы.
Было очень больно. К горлу подкатывал комок несправедливой обиды. Исидора плакала. Мама ходила в школу разбираться. Учителя только разводили руками — это ж дети. А дети, после очередного прихода Исидориной мамы, лишь усиливали травлю. И Исидора к выпускному уже твёрдо решила, что слава — это не для неё — жить надо тихо. Но в медицинский, как они с мамой и мечтали, поступила. Там тоже старалась быть незаметной. Одевалась неброско — за одиннадцать лет в голове намертво отпечаталось: выделишься — заклюют. С однокурсниками общалась робко. Радостная, шумная энергия студенческой жизни привлекала её — она тянулась к одногруппникам … И боялась. Сильнее всего страшило, что если сблизится с кем-то по-настоящему, то он обязательно узнаёт, что Исидора — Китаёза. А тогда…. Дальше она не позволяла себе даже думать, сильно зажмуривалась и со словами «Нет! Нет! Нет!» садилась за лекции, или шла в городскую библиотеку. Одна.
Но слава — этот её личный рок и проклятие — нашла Исидору и в институте. Боявшаяся ровесников как огня, жаждущая любви Исидора влюбилась в преподавателя Сергея Александровича. Всё произошло случайно: они оба не были в этом виноваты. Преподаватель неосторожно сказал, что Исидора — красивое и оригинальное имя, а потом похвалил за вовремя выученные латинские термины, и Исидора разглядела между строк этих случайных слов то, чего там в помине не было. Никаких ухаживаний Сергей Александрович не предпринимал и не планировал. И не мог планировать, так как не различал студентов по отдельности: для него все они были одной общей массой молодых, разгоряченных тел, которым вечно тесно в аудитории. Он отстранённо наблюдал с какой радостью и напором эта масса выплёскивается из класса, словно закипающее молоко из кастрюльки: в свободное от обучения студиозусов время Сергей Александрович любил проводить на кухне. И вдруг заметил в аудитории слева, всегда на одном и том же месте, пару восторженных глаз, каждую лекцию неотрывно смотрящих на него. Сначала Сергей Александрович недоумевал: ему было хорошо под сорок, человеком он считал себя заурядным, даже в юности не пользовавшимся у девушек успехом, а теперь и вообще начавшим лысеть и, что самое главное, давно и безнадёжно женатым. Но глаза продолжали смотреть и… Как говорится, однажды в Сергее Александровиче взыграло. Или, как он потом, ползая на коленях, объяснял своей ненаглядной Зинушке, черт его попутал. И Исидора стала женщиной. «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок»… Роман толком так и не завязался. А вот скандал разразился.
Неопытный в таких делах Сергей Александрович дома стал слишком задумчив и один раз даже отказался от супружеского долга. Его жена, Зинаида Николаевна, дама боевая и сообразительная, быстро сложила одно с другим. И, отпросившись на работе, в первый же день отследила парочку. Расцарапав несчастной Исидоре всё лицо, она устроила грандиозный скандал у мужа в институте.
В те далёкие доперестроечные времена такие вопросы решались всем миром: Сергей Александрович отделался выговором с занесением в личное дело, а вот Исидора с треском вылетела из института и из комсомола. И всё учебное заведение ещё долго гудело, как растревоженный рой, обсуждая это событие. Пришлось уехать в другой город. Там она несколько лет проработала медсестрой и это были самые тихие и счастливые годы её жизни — так определила сама Исидора, когда однажды нашла у мамы своё, так и не пригодившееся, приданое. Десять льняных простыней, два пододеяльника с мережкой, наволочки и большое махровое полотенце — всё это Исидора пересыпала пахучими шариками нафталина, вздохнула и снова убрала подальше на антресоль.
Когда заболела мать — сердце — Исидоре пришлось вернуться. Медсестрой работать не пошла — страх, что кто-то из бывших однокашников узнаёт и опять всплывёт та жуткая история, парализовывал. Но работать всё же устроилась в больницу. На пищеблок раздатчицей: работать с продуктами полагалось в маске. Да и небожители больничной иерархии — врачи, это она уже знала, не обращали большого внимания на обслуживающий персонал. Так что, за долгие годы научившаяся быть неприметной, Исидора чувствовала себя спокойно, да и близость к дефицитным лекарствам, а в те годы даже зелёнка была дефицитом, добавляла уверенности — так она хоть немного может быть полезна мамочке и её сердцу.
Они жили тихо и незаметно. А в стране, тем временем, отбушевали девяностые, пролетели двухтысячные. Однажды мамы не стало: Исидора осталась одна. Уже сама немолодая, она слилась с потоком многочисленных тёток в общественном транспорте, которых совсем не замечают. За прошедшие годы Исидора довела до совершенства умение быть неприметной.
Даже соседи, когда их спросили о ней, лишь пожали плечами, мол, да, жила тут такая, много лет; кажется с котом — её иногда видели с кошачьей переноской, а может и без — у неё всегда было тихо.
И вот так случилось, что Исидора прославилась. О ней даже написали в газете и рассказали в новостях по региональному телевидению. Правда на этот раз Исидоре было уже всё равно — она умерла. Именно об этом и был репортаж молодого журналиста, приехавшего снимать ролик по горячим следам.
А произошло вот что: однажды под утро, часов в пять, когда сон самый сладкий, тихий подъезд пятиэтажки в провинциальном городке вдруг огласили истошные кошачьи вопли множества животных. И пусть эти вой и мяуканье заглушали двери, стены и балочные перекрытия, но уже через час все соседи вышли на лестничную площадку и сгруппировались у источника столь раздражающих звуков — у двери в квартиру Исидоры. Они стучали и звонили, звонили и стучали. Почуявшие внимание, животные за дверью утроили свои истошные завывания. На импровизированном собрании жильцами тотчас же было решено вызывать полицию, МЧС, а заодно и скорую: женщина с пятого сказала, что от такого шума у неё разболелась голова и, того и гляди, случится инсульт.
И когда наконец-то дверь взломали, то опешившим стражникам порядка и МЧСникам предстала шокирующая картина: небольшая двухкомнатная квартирка просто кишела котами — вся, за исключением кресла, в котором опустив голову вниз, сидела мертвая хозяйка. Остановка сердца. А котов насчитали сорок шесть, так сообщил телезрителям молодой журналист. Все коты, кошки и котята были здоровы, привиты и имели паспорта, которые стопочками лежали в прихожей на специальной полочке. Ни один приют не мог принять сразу стольких животных и журналист просил неравнодушных телезрителей обратиться по адресу, тут называли адрес Исидоры, и помочь с устройством осиротевших братьев наших меньших. Народ у телевизоров улыбался, качал головой, удивлялся. Кто-то, действительно, шёл и забирал себе кота или котёнка. Но, удивительное дело, никаких криминальных происшествий в тот день в городе не произошло — словно на один день люди стали добрее. Совпадение скажете вы. Возможно. Возможно вы даже скажете, что этот рассказ о человеке, который бездарно прожил свою жизнь и ничего хорошего не сделал. И тут Исидора наверняка бы с вами согласилась. Но с этим точно не согласятся те сорок шесть котов, которых Исидора полумёртвыми находила на улицах, а потом выхаживала. А ещё Сергей Александрович, который именно после истории с Исидорой набрался смелости всерьёз заняться наукой и написал докторскую о различиях восстановительного питания. А дело всё в том, что добро часто незаметно не только для окружающих, но и для самого человека. Более того, порой то, что кажется нам добром, на поверку оказывается чем-то совсем иным; а именно то, что видится нам злом, приходит к нам во благо. Так что всегда стоит помнить, что пути Господни неисповедимы. А ещё, что «не суди, да несудим будешь».

+3
10:29
496
RSS
11:04
+4
Вы знаете, я очень люблю эту рубрику и уважаю каждого автора, кто рискнул в ней участвовать. Рассказ реально не дергает. Герой неинтересен от слова совсем, с самого начала рассказа. А причину не могла найти, пока не перечитала в третий раз и не вспомнила сюжет Д. Рубиной " На солнечной стороне..." Нашла ответ: Исидора — неприметный, нелюбимый эпизод и в жизни мамы, и в жизни С.А. Она и должна была остаться второстепенным героем рассказа. Тот же сюжет, по моему восприятию, интереснее было бы читать со стороны Сергея Александровича или мамы (они противоречивы, неоднозначны, а потому интересны). Даже жена СА получилась ярче (хотя ей посвящены две строчки).Про неприметного «маленького человечка» сложно писать — он неинтересен, тем более сейчас в век действий и «аватарок».Из литературы люди сейчас хотят «хапнуть» эмоции, состояние… чего не дает внешний скоростной мир.А вот эмоций главной героини как раз нет в рассказе. Наверное поэтому, «Шинель» — шедевр на века про маленького человечка?! Очень будет самой интересно прочитать комментарии! Благодарю автора за смелость, разбор ошибок самой будет полезен.
12:20
+1
Рита, большое спасибо, что начали обсуждение! Очень интересно ваше мнение. Хотя не могу согласиться, что главная героиня совсем уж бесцветная. Есть целый ряд штрихов, позволяющих нарисовать её образ, почувствовать эмоции. Возможно, эти штрихи слишком скупы, и Ирине стоит над этим поработать, добавить чуть-чуть красок.
Что вызвало лично у меня некий диссонанс, так это итоговые строки. Три последние — совершено лишние, так как автор скатывается в назидательность, громоздит шаблоны. И они портят всё впечатление у читателя, который уже проникся сопереживанием к героине или, наоборот, раздосадован таким финалом. Но автор не даёт ему самому определиться, а всё безапелляционно решает сам. Может, поэтому и нет откликов — ведь всё уже сказано?
12:28
+2
Про эти последние три строчки тоже хотела написать, резанули, но решила — возможно с моей любовью к недосказанности ))) и троеточиям — такое восприятие. И кстати, мне нравится ваша мысль про отсутствие откликов. Возможно правы, потому что после этих трех строчек варианта два: либо закрыть и смолчать, либо начать спорить. Но спорят, когда произведение цепляет, пусть даже в негативном плане
19:40
+1
Последние три строки добавила именно после прохладного приёма
17:41
+3
Согласна с Вами, Рита, хотя мне рассказ понравился… Таких сейчас женщин много, и я увидела эту неприметную героиню. Странно и не очень правдоподобно, что ей удавалось скрывать в общем доме такое (!) количество кошек. Финал несколько навязанный, поинтереснее бы надо его прописать, открыть немного, чтобы читатель поразмышлял… Очень много пунктуационных ошибок. Это, кстати, вдумчивого читателя тоже может раздражать.
19:38
+1
Спасибо большое за развёрнутый ответ
Я согласна
Пунктуация — не мой конёк, конечно
«Очень много»© — спасибо, проверю с программой ещё раз
21:13
+2
Спасибо за ваше мнение, оно очень ценно.
Не поверите, но сегодня тоже думала, а не переписать ли историю с позиции Сергея Александровича ☺️
12:56
+2
На мой взгляд, дело в неточностях, как всегда. Понятие «слава» в детском саду и в мединституте — разные, само слово это бесцветное, можно было бы наполнить оттенками, желание спрятаться за окошком раздатчицы (имея медспециальность?) от дразнилок бывших одноклассников и любопытства бывших сокурсников, скорее, уже психопатическое. И, конечно, конец. Был у меня друг, тоже социопат (правда, образованный и талантливый), благодаря сердобольности мамаши оставшийся после ее смерти с 20, кажется, кошками. О том, что они у него заперты в квартире, знал весь престижнейший (то, есть, с толстыми стенами и изоляцией) дом. По запаху. Из-за чего он вынужден был постоянно вступать в конфликты. Кстати, чтобы получить медкнижки на каждого кота, надо с каждым из них регулярно ездить к ветеринару. Умозрительный рассказ. Бывает и такое в литературе, но тогда важен оригинальный, острый поворот в сюжете (котики слишком в тренде), а еще лучше — в мысли.
13:36
+1
Вы, как всегда, внимательны к деталям, Иосиф Давидович. Я, кстати, задумалась, что с таким послужным списком пенсия-то у ГГ совсем не велика, Как же она 46 котов кормила? Да и за визиты к ветеринару надо платить…
19:48
+1
Она работала на раздаче в больнице — носила отходы домой. Они — её семья.
21:03
+1
Ирина, а как читателю догадаться, что она продолжала там работать? Это опять о деталях. Вы, автор, знаете все о своей героине, даже то, чего нет в тексте. А читатель — только то, что написано. Я, например, поняла, что Исидора на момент внезапной смерти была уже женщиной весьма пожилой, пенсионеркой. Об этом говорят и временные зацепки: в институте она училась «в далёкие доперестроечные времена», то есть задолго до 1985 года. Предположим, в конце 70-х. Значит, родилась примерно в 1955? «Пролетели двухтысячные» — тогда в 2010 ей всего 55+? Не возраст, чтобы умирать, но уже пенсионный)
19:45
+1
Кошки если за ними ухаживать не пахнут — очень чистоплотные животные. Человек посвятил себя животным. Полоска с ветпаспортпми — это как раз тот штрих, показывающий чистоплотность Исидоры.
Я бы не хотела для Исидоры этикетки «социопат», скорее человек так и не справившийся со своими страхами
20:51
+1
Хорошо, корма вы объяснили. Но как быть с ветобслуживанием 50 кошек? Пенсии на это не хватит. Кошки, конечно, не пахнут, пахнут их отходы — я был в квартире своего, очень чистоплотного, друга. Да, и как вы себе представляете идентификация 50 животных по паспортам? «Усы, лапы и хвост — вот мой паспорт»? Умозрительно, неточно. Пять кошек — уже много.
13:38
+3
Что можно сказать по поводу этого рассказа? Сам автор пишет, что ему он очень нравится, но хотелось бы узнать мнение других читателей…
У меня встречный вопрос к автору, а что послужило основой написать такое произведение. Может, была настоящая Исидора? Так тогда да, даже интересно становится. Вот жила на свете такая женщина… Честно говоря, я уже что-то встречала подобное, аналогичное где-то, вот как будто на слуху история. Печальная, по всем параметрам, причем с рождения, неудачная Исидора всю жизнь испытывает к себе какую-то нелюбовь, издевки, насмешки от окружающих ее людей… Но самое главное, она не борется с ними, а принимает как должное. То есть даже не отстаивает свое мнение, не защищает себя от нападок, прозвища, а течет туда, куда несет ее этот невезучий поток. Потом эта любовь с преподавателем, уже женатым… Оно ей надо было? Опять, не разобравшись в чувствах, повелась бессмысленно. В результате, исключена из института. А дальше в рядах медсестер, забвение… И заканчивается ее история тем, что умирает, но оставляет после себя более сорока кошек, которых подбирала, лечила, любила, и, видимо, они ее тоже любили ( еще бы! ). То есть, скажете, каждому свое в жизни? Охотно соглашусь, то, как она проживала свою жизнь и чем закончила, то это ее был путь… и слава после смерти, пусть такая, но ее… другого не дано было, хотя она в детстве мечтала о другом, более серьезном.
19:51
+2
Да, Ольга, спасибо огромное
21:07
+3
Ольга, Мне очень понравился Ваш комментарий. Если бы были раскрыты все ваши вопросы, шикардосным получился бы рассказ. А какого эмоционального отклика желает автор? Чтобы читатель полюбил героиню? Тут очень мудро написали, таких неприметных много. Они сами про себя в этом мире забыли, почему мир на них должен обращать внимания… Может у неё такие глубокие внутренние травмы… «тёрки» внутри, что могло зацепить и откликнуться. И правильно сказали, у рассказа есть все составляющие, но меня не цепляет. Я наравне с АВТОРОМ с интересом читаю комменты. Важно понять самой, как неприметного человека выхватить из толпы и обратить на него внимание… и может быть даже про таких людей писать от «первого лица»?! Подумаю. Спасибо АВТОРУ
Рита, спасибо. По нашим временам этот рассказ вроде бы и не цепляет, обычная житейская история. Неприметная девушка с причудливым именем, но зато с наполеоновскими мечтами в начале жизни, ну, с кем не бывает… только вот жизнь совсем другое ей уготовила… И с этими кошками теперь на каждом углу такое же происходит. Только и слышишь там, там, там… Не пойму даже почему. А что касается самого рассказа, то, думаю, что он такой, какой есть, и хуже или лучше уже не будет. Мне кажется, рассказ неплохо построен с точки зрения композиции. И читать его можно. И, как знать, может, пройдет какое-то время, и он еще заговорит… Но уже по-другому. Все раскрыто, все последовательно, нигде не перетягивает. Здесь авторское дело, и это рассказ, а не роман. А был бы роман, то да, было бы все иначе.
14:19
+3
На мой (понятное дело, субъективный вкус) это самое лучшее прозаическое произведение, которое когда-либо я читал в Клубе. Мало того, что это великолепный ремейк «Маленького человека». Но если бы это оказался неизвестным доселе рассказом великого рассказчика Антона Чехова – я бы не удивился. Настолько мастерски он написан, можно даже сказать скрупулезно выписан. И главное в нем использован литературный прием, которого я прежде нигде не встречал. Это даже не притча, а — словесная голая математическая формула, без малейшего намека на эмоцию. Эмоция должна возникнуть у того, кому удалось прочесть и проникнуться этой формулой. Многим это не по плечу, особенно если у них качественная иная установка на потребление прозаического чтива.

Это рассказ романного типа, когда коротко описана вся человеческая жизнь. Но по емким намекам и отсылкам я лично смог бы написать по нему целую литературоведческую диссертацию. Сейчас же скажу главное. В русской литературной традиции есть такое понятие «лишние люди». Ирина (автор) показала (для меня лично это тоже новаторство) – «лишнее общество». Общество, которое не смогло разглядеть в героине щедрую доброту душевную – по мне, не имеет права на существование. И наверняка – обречено на вырождение. И вот вам эмоция, которая зашифрована в сухой словесной формуле рассказа, от которой хочется (по крайней мере мне лично) выть во весь голос: в каком же мире мы живем, в котором кроме как кошкам человеческая доброта не нужна?! А ведь есть же, есть в героине доброта, и она сохранила её на всю жизнь, и умерла, ни на йоту не утратив её, не смотря на общество, которое совершенно по надуманным предлогом сделала её изгоем, изначально отнеся её к категории «китаезы».

Правда, у меня (опять же лично) есть и претензии, но не столько к рассказу, а к автору. Ну, да Вы нарисовали чёрствое (это еще самое мягкое слово) общество. Да, оно таковое есть. Но что из этого следует? Людям с такой доброй и ранимой душевной организацией, как у Вашей героини, собраться вместе и идти топиться в прорубь, или вообще не рождаться на белый свет, упершись ручками и ножками в выходные своды материнского лона? Или все же, задуматься и найти-таки выход из этой вроде бы безвыходной ситуации? Да, общество, нарисованное Вами – обречено: оно, не умеющее видеть доброту, рано или поздно загниет и загнется. Но ведь люди, подобные Вашей героине – рождены Господом, чтобы жить вечно, по крайне мере до Конца Концов Всего. Им-то что делать в таком обществе? Неужели их удел – содержать у себя в квартире бездомных котов и кошек?

С этими тезисами я лично решительно не соглашаюсь…
14:28
+1
Общество всё же не так безнадёжно: Кто-то, действительно, шёл и забирал себе кота или котёнка. Но, удивительное дело, никаких криминальных происшествий в тот день в городе не произошло — словно на один день люди стали добрее
15:11
+1
Запрос автора то совсем иной — «почему не лайкается рассказ»)… Важно помочь разобраться автору. Тут случай, когда «тесто получилось, но пирог подгорел»
16:05
+3
Рита, согласна, но тут хочется у автора уточнить: где именно и в какой форме она ждёт откликов читателей? На страницах в соцсетях? На каких-то литературных площадках? На встречах в ЛИТО или библиотеке?
Ведь отсутствие лайков или комментариев ещё не означает, что текст не понравился читателю. У нас есть произведения, у которых сотни просмотров, но нет комментов. Во многом реакция зависит от аудитории в целом, от её возраста в частности. Молодежь гораздо отзывчивее, чем старшее поколение. Объяснение вижу в том, что молодые воспринимают виртуальную среду органичнее, чем мы, для них общение в сети, реакции и т.д. более естественны.
20:04
+1
Реакция: «рассказ ни о чём»
А я, как раз, многое в него вложила.
Было недоумение — неужели непонятно.
Захотелось узнать ответ у искушённого читателя — у вас ☺️
20:02
+1
Нет, запрос автора: «Почему не прочитывается то, что я в рассказ вложила? Почему нет эмоционального отклика?»
Без лайков я проживу
20:01
+1
Спасибо вам огромное, что поняли идею
14:23
+3
Подумалось вот ещё о чём. Мать Исидоры — явно перфекционистка. Имя дочери дала необычное, звучное, вычурное. И в то же время «говорящее» — так звали одну из первых христианских юродивых. Она с малых лет внушает ей, что та рождена для великих дел. А потом, когда в жизни дочери начинаются трудности, просто… самоустраняется. Позволяет той стать незаметной, затюканной, обиженной. Как-то нетипично для людей с таким характером. Другая бы и школу сменила, и не допустила бы исключение родного чада из института (тут ведь пострадавшая именно студентка, а не препод, её соблазнивший), и с трудоустройством помогла бы. А тут мать просто отстранённо наблюдает, как любимая дочь, которой пророчилось великое светлое будущее, не только не оправдывает этих надежд, а, грубо говоря, спускает свою жизнь в унитаз… А потом и вовсе садится дочери на шею...
Действительно, много неточностей в деталях…
15:00
+3
Уважаемый автор, Вы, в отличие от своей героини, боретесь.И побеждаете.Вы ведь себя имели в виду, описывая Исидору? Человек всегда говорит о себе, таковы уж мы.У всех своя правда.Все по-своему правы.И Рита, с её видением сегодняшнего дня, и Георгий, так тонко разобравший рассказ по рёбрышкам.Анатом.В одном из лучших английских романов одна барышня, не любившая своего поклонника, называет его Исидором.А он всего-навсего Джон… Я к чему.Современные тенденции давать редкие имена порой смешат.Так и появляются: Марианны Сидоровы и Амелии Петровы.Диссонанс. И раздатчица с редким именем-конфуз, нонсенс.Помните, герой Джека Николсона говорит:" По крайней мере, я пытался!.."?
Грустная история.И типичная.Жаль котиков.
Автор владеет словом.Завязка, развитие и развязка имеют место быть.А хочется хэппи-энда.
16:02
+4
Рассказ Ирины я прочитала в Практикуме о добре. И он мне понравился. Да, понравился.Соглашусь с Полиной, что все составляющие рассказа есть. И я ждала совсем иного завершения повествования. Думалось, что должна же наступить светлая полоса в жизни этой женщины! Но, увы… За 45 лет работы с людьми приходилось выслушивать самые разные житейские истории. Как-то рассказали мне о женщине, которая была одиноким человеком, скромным, без каких-то сверх запросов, работала бухгалтером в ЖЭКе. Так вот задолго до появления в стране социальной службы помогающей одиноким людям пенсионного возраста, эта женщина по собственной инициативе без всяких договоров помогала нескольким пенсионерам — покупала продукты, оформляла нужные документы, вызывала врача, бегала в аптеку… Её считали чокнутой, мол, тратит свободное время на чужих людей, лучше бы лишний раз в кино сходила или в театр. Наверное, история Исидоры и этой незнакомой женщины совершенно разные, но…
А что касается лайков… Стоит ли обращать на это внимание. Рассказ же читали.А на мой взгляд это главное.
Ирина, полагаю что у Вас есть и другие не менее интересные рассказы. Размещайте. С удовольствием почитаю.Успешного Вам творчества!
23:18
+3
Друзья! Огромное спасибо за такое вдумчивое и подробное прочтение, за глубокие рецензии
Я всё прочитала. Вы мне очень помогли по-новому взглянуть на рассказ. Появилось желание расширить фабулу описав точки зрения участников событий: Сергея Александровича, мамы, Зинаиды, журналиста.
Не имею возможности ответить каждому — меня постоянно выкидывает с сайта
11:47
+4
Доброго дня всем! Меня почему-то «выкинуло» из сайта вчера, и мой комментарий исчез.
Согласна, нужно прояснить неточности. В рассказе тесно переплетены судьбы двух людей, причём не только матери и дочери, а двух женщин. Мне кажется, мать с неудавшейся женской судьбой( она ведь одна растила дочь), с нереализованными мечтами и амбициями попыталась взять реванш с помощью дочери. Попытка не удалась, дочь повторила судьбу матери, о которой в рассказе очень скупо.
Автор умалчивает, а чем нравится рассказ ей самой. История грустная, к сожалению, не единственная в своём роде, но наверняка, имеющая своих читателей. Так что огорчаться не надо. Удачи!
09:25
+1
Татьяна, спасибо за ваше тонкое замечание ☺️
Да, именно! Дочери очень часто повторяют судьбы матерей.

Чем мне нравится рассказ? — С удовольствием отвечу на этот вопрос.
Во-первых, сама тема маленького человека. Мне было интересно написать о человеке простом, без регалий. Показать, что его жизнь тоже имеет смысл. Лично я не верю, что есть никчёмные люди. Даже у конченого алкоголика или наркомана есть смысл в существовании — они показывают, что будет если поступать как они. Своеобразные живые предостережения.
Во-вторых, я уверена, что каждый человек одарён талантом от Бога, но не использует его из-за страхов и ложных установок. Таких как: «ой, да куда мне!», «а вдруг смеяться будут!», «точно опозорюсь» и т.д. И один человек от другого отличается только количеством страхов. И известные люди — это те, кто преодолел страхи и сделал шаг вперёд: и Сергей Александрович Есенин, и Зинаида Николаевна Райх, и Айседора Дункан такие же люди, как Сергей Александрович, Зинаида Николаевна и Исидора, но только они однажды не побоялись выйти из тени
10:16
+2
Добрый день, Ирина! Значит, не зря мне почудился намёк на Айседору с Есениным. Айседора — Исидора, а имя Сергей Александрович оставлено без изменения. Интересно! Но мне кажется, главное отличие не в количестве страхов, а в желании и умении их преодолевать.
17:35
+1
Согласна, но для этого тоже нужна смелость
Ирина, тут есть о чём поспорить.Не соглашусь.Никчёмных людей предостаточно.Страшнее всего, когда абсолютный ноль садится в кресло руководителя.Потому что умные не хотят А настырная серость всегда жаждет власти и льгот, которые она даёт.Не все талантливы, ох, не все.И не всех можно воспитать.Есть просто брак.Да, таких, возможно, не более 4 проц.Но они заметны.Теперь, с высоты прожитых мною лет, я поняла, что людей надо оставить там и так, как они живут.Не давать советов и не улучшать их жизни.Тебя же потом и пнут.Как-то однажды мать Терезу спросили, что сделать для укрепления мира во всём мире? Она ответила:" Идите домой и любите свою семью!".
17:18
+2
Полина, вы правы
Силком никого не исправишь, только получишь по шапке ☺️
Но написать так, чтобы человек задумался, считаю, мы обязаны. Сто пройдут мимо, а один услышит — и это уже будет победа.
Вот только у меня не было уверенности, что услышит хоть кто-то ☺️
но благодаря «Открытому микрофону» и рецензиям участников здесь на сайте, я кажется поняла, как можно сделать рассказ более цепляющим ☺️
Комментарий удален
Комментарий удален