Открытое обсуждение рассказа нашего автора
В нашу рубрику «Рецензии. Мастер-класс Анны Даниловой. Семинары по прозе» поступила заявка на разбор рассказа, скорее даже – небольшой зарисовки, от одного из авторов, пока сохраняющего анонимность.
Приглашаю всех желающих высказаться к Открытому микрофону – оставляйте в комментариях ваши критические замечания, советы и впечатления. Наши мастер-классы задуманы для того, чтобы помогать друг другу в работе над своими текстами, повышать мастерство, работать над ошибками.
Вспомним, что такое рецензия? Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, содержит его краткий анализ и оценку достоинств и недостатков, советы по правке и корректировке. Для рецензии очень важна объективность и справедливость в оценках.
Вы можете оставить отклик-впечатление или сделать комплексный анализ (критический разбор) текста произведения, оценить содержание и форму, специфику композиции, особенности индивидуального стиля автора. А вот личность автора обсуждать не стоит. Далеко не всегда автор отождествляет себя с героем своего произведения, даже когда речь ведётся от первого лица.
Как всегда, убедительно прошу при обсуждении соблюдать правила сайта – воздержаться от оскорблений в адрес автора и других участников клуба, сохранять доброжелательный и вежливый тон комментариев. Любую критику можно высказать тактично и обоснованно.
Время
Ой, не говорите вы о нём. Я его не люблю.
Да, я не люблю время, это самое противное, самое ужасное, что придумали люди. Зачем его придумали вообще, это время. Кому оно нужно?
И не спорьте со мной, что время бывает хорошим. Не бывает. По тому, что даже когда время хорошее, доброе, мягкое и пушистое, оно всё равно плохое. Просто время притворилось, прикинулось хорошим, а на самом деле коварное и противное. Ты его просишь: «Остановись, мгновение, убавь свой бег, время», а оно вас послушалось? Нет. Оно продолжает бежать, скакать и кувыркаться, как бы издеваясь над вами, как бы смеясь. И ничего вы поделать не можете, ничегошеньки, не послушное оно, время, проси — не проси, никогда не слушается.
А как это противное время умеет тянуться. Вспомнили? Торопишь его, подгоняешь: «Ну, быстрее же, быстрей, иди уже». Нет, встанет, как вкопанное, ни туда, ни сюда, или тянется, как кисель, как бинт резиновый. И нет ему не конца, не края. Можно ругаться, смеяться, плакать или подпрыгивать на одном месте, сделать то ничего нельзя. Время сильнее нас, оно вертит и крутит нами, как хочет, по своему усмотрению, не обращая на нас, на наши просьбы и мольбы ни какого внимания. Жестоко оно, беспощадно и не послушно.
А если спрячется? Замечали, как время умеет прятаться? Ой, уже Новый год? Уже снова весна? Время, я тебя совсем не заметил, где ты было, почему так незаметно прошло мимо? Это оно так шутит, юмор у него такой, чёрный. И хочешь, не хочешь, воспринимай, сделать то всё равно ничего не можешь, не властен ты над ним, над временем, вот и пользуется.
И самое главное, не подчиняется никому, это вредное, противное, жестокое и хитрое. Вообще никому, не Закону, не царю, не даже парламенту. Само по себе живёт, как ему вздумается. Никому не подвластно, ни с кем не считается, одним словом, эгоистичное существо, это самое время. Только себя любит, только для себя идёт.
Одно неизменно у времени, постоянно и непоколебимо. Оно всегда идёт вперёд, только вперёд. И в этом, наверное, главное его вредность, самая противная противность и пакостная пакость. Никто не в силах его замедлить, тем более остановить, никому этого не дано. Мучайся, изворачивайся, как хочешь, беги за ним, сломя голову, или сиди и молчаливо наблюдай, нет ни какой разницы, само оно по себе время.
Так за что мне его любить, чему радоваться, чем восхищаться? Тем, что это злое и жестокое подчинило себе всех, что не слушается, как капризный ребёнок, что летит неуправляемым паровозом, сметая всё на своём пути?
Нет, я не люблю время. Зря его придумали. Надо с ним разойтись, пусть идёт само по себе, а я сам по себе. Не буду обращать на него внимания, остановлю часы, выброшу календарь и буду жить без времени. Пусть само теперь крутится, как хочет, нет мне до него больше дела, расходятся наши с ним дороги. Пусть находит себе другие развлечения, для своих шуток, мне это больше не интересно.
Улыбайтесь, господа…
Как это сделать, продемонстрирую на примере разбираемого текста. Надеюсь, это будет полезно для всех авторов. Чтобы не быть голословной, запустила его на проверку в сервисе orfogrammka.ru
При первичной проверке программа выявляет основные ошибки: в орфографии, грамматике, пунктуации, стилистике и семантике. И сразу даёт подсказки по их исправлению, причем со ссылкой на правила и советами по применению тех или иных слов и оборотов. Всего программа сделала 35 замечаний по тексту, более всего ошибок обнаружено в пунктуации.
Как программа даёт советы? Например:
даже когда — возможно, пропущена запятая
Совет: поставьте запятую перед сочетанием «даже когда»
Пояснение: если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.
По-моему, отличная подсказка.
Или вот:
нет ему не конца — возможно, ошибочное употребление частицы не вместо ни
Совет: нет ему ни конца
Пояснение: основная функция частицы ни – усиление отрицания, поэтому она употребляется в предложениях с отрицательным сказуемым, т. е. сказуемым, включающим частицу не или выраженным словами «нельзя», «нет».
Таким же образом сформулированы подсказки по всем выявленным ошибкам.
В рассказе выявлено несколько плеоназмов — избыточных словосочетаний, например, «самое главное», «хорошее, доброе, мягкое» и др.
Думаю, теперь и автор рассказа «Время», и другие авторы могут без проблем проверить свои произведения на грамотность.
Например, в третьем абзаце, в небольшом фрагменте трижды встречается слово «хорошее». Стоит переформулировать предложение так, чтобы однокоренные слова не находились рядом, для этого заменить какое-то из слов синонимом.
Вообще, стоит избегать в одной фразе или абзаце соседства однокоренных слов, как, например, в пятом: спрячется — прятаться, заметил — незаметно.
Иногда повторы одного слова призваны работать на усиление смысла, который оно передаёт. Но в данном рассказе, на мой взгляд, очень много слов, не улучшающих, а засоряющих текст, мешающих восприятию его целостности и заложенной идеи.
Например, начало 3 абзаца: «И не спорьте со мной, что время бывает хорошим. Не бывает». Слабый глагол «бывает» не стоит повторять, лучше выбрать более конкретный смысловой глагол, либо написать предложение только с подлежащим.
Мне показалось, что автор был настолько увлечён самой идеей рассказа, переполнен эмоциями, что этих моментов он просто не замечал.
Отмечу, что указанная мной программа проводит и проверку на красоту и качество текста, выявляя тавтологию и слабые стилистические места.
Рассказ меня удивил. Он не совсем характерен для данного автора, в том числе той легкостью и игривостью, которую заметил Иосиф Давидович. Хотя похожие зарисовки у него встречаются, но, в основном, на бытовые, не такие общие, темы. На мой взгляд, реалистичные вещи ему удаются лучше, фактурнее, что ли.
Вообще, у меня даже закралось в какой-то момент сомнение, что автор и меня обхитрил, прислав не своё произведение:)
Хотя, наверное, у каждого бывает момент, когда хочется порассуждать о чём-то одновременно эфемерном и осязаемом, таком, как Время. И тут я соглашусь с идеей рассказа — наступает в жизни такой день, когда понимаешь, что надо жить вне времени, не оглядываясь на календари и часы. Именно финал рассказа, эта житейская мудрость, не характерная для совсем юных писателей, опроверг мои закравшиеся было сомнения в авторстве.
И я рада, что узнала его ещё и с этой стороны.
Для меня в первую очередь стало открытием, что зарисовка была принята по доброму. Ожидал, и был полностью согласен, с большим количеством критики.
Потому, как написано это давно, хотя и не подростком)))), но с Уважаемым Иосифом Давидовичем, в чём то согласен, раннее.
Так получилось, что многие знают темы моего творчества, а хотелось быть не узнанным, надеюсь получилось)))).
Ещё раз, всем спасибо, за вашу доброту.
Интересная мысль! Для начала давайте уберём в своем доме все часы. Попробуем жить «сами по себе»…
А вообще интересно, с добрым юмором написано и не надо, как мне кажется, искать здесь научное обоснование феномена времени… Рассказ не об этом.
Живите сегодня, живите сейчас и радуйтесь каждому мгновению!
Чем Время провинилось, мне не ясно. Равносильно жаловаться родимой матушке на несвоевременное свое рождение: «Произвела б меня на свет лет двести назад, пасквили писал не Генка Гуськов, а граф Гусельдорф».
Рассвет и закат были и будут независимо от недовольства встречающих и провожающих их.
Как бы искусно не было написана жалоба, она остается воплем о назревшей проблеме. О какой проблеме говорится в этой зарисовке? Над чем призывает задуматься автор? Желание жить вечно? Очень хорошее желание. Я, к примеру, давно решил жить вечно – пока все идет хорошо.
У меня нет претензий к Времени. Поэтому, в бесспорном убеждении призываю всех – будьте благодарны, что проживаете свою жизнь. Поклонитесь всему, что дало возможность прожить счастливо (присутствие на этом сайте – весомое доказательство этому).
Не кривя душой сказал бы своему Времени, если бы оно согласилось меня выслушать: « Спасибо за науку ценить каждую невозвратимую секунду прожитой Жизни. Мы обязательно встретимся с тобой в других измерениях. Ты только знай, здесь мне было хорошо с тобой…»