Школа поэтического мастерства приглашает к обсуждению!

Школа поэтического мастерства приглашает к обсуждению!

Коллеги, уважаемые члены Литературного клуба!

Сегодня у нас в Школе поэтического мастерства новый автор, который прислал для разбора сразу несколько своих стихов.
Отступая от правил, я решила разместить их все, чтобы рецензенты смогли составить более полное и точное представление об авторской манере, недостатках и достоинствах представленных произведений.
Напомню, что ваша задача— не просто поругать или похвалить, а объяснить, что не так, что требует исправления или дополнительной работы, а что удалось.

Просьба, комментируя, не забывать о том, что:

— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;

— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);

— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;

— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;

—критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;

— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.

Стихотворения публикуются в авторской редакции.

Земля.

Нам душу подарил Господь.

И духом наделил – защитой.

В земле же взяли свою плоть

И стали мы её элитой.

Земля нам мать и нас лелеет.

Энергией своей она.

Ласкает, кормит и жалеет,

И бережёт, как семена.

С Землёй у нас живёт надежда.

С Землёй у нас и вера есть.

Мы её любим очень нежно.

Эта любовь совсем не лесть.

Земля нас любит, как детишек.

Мы не взрослеем. Всё шалим.

То нефть сосём уже излишек.

То чем не надо мы сорим.

Прости великая планета!

Ты нам и пища, и наш дом.

И у кого нам взять совета,

Чтоб позаботиться о нём.

Алтайский край. Алтай.

Тут солнце, как везде, но ярче.

Земля, тут тоже чуть помягче.

Погода у нас часто шутит,

Ночью мороз, днём вьюга крутит.

Горы Алтая тают, тают.

Таят в себе ключи от рая.

В ключах блестит вода святая,

От солнца зайчиком играя.

То нас в пещеру завлекая,

То в гору гонит забавляя.

И всё от края и до края.

Люблю тебя земля родная!

В лесу алтайском леший правит,

То пугало из пня поставит,

Кого спасёт, домой отправит,

А кто чудит, блудить заставит.

В жару и в самый страшный зной,

И в стужу, и в мороз зимой,

В любой момент, любой порой

Люблю всегда свой край родной!

Солнце.

Солнце светит ярко

Счастьем наполняет.

От лучей так жарко,

Солнце обнимает.

Радостно, приятно,

Душа ввысь стремиться,

Но бежит обратно,

Чувством поделиться.

И машу я солнцу

Весело, чуть глупо.

Мне, в конце концов

Солнце стало другом.

Солнце тело греет,

Солнце душу лечит.

Всё от солнца млеет.

И загаром метит.

А посмотришь сбоку

Лучи, как штрих – коды,

Сообщают что-то.

Может знак от Бога.

А руке мне правой,

Покой Ра поведай.

Может быть я правый

В том и даже в этом.

+2
22:50
922
RSS
16:25
+4
«нет комментариев. Ваш будет первым»
у меня комментариев тоже нет...)))
16:58
+5
Прочитала я стихи, и первая мысль была: не буду я их разбирать, целых три штуки- это сколько времени надо потратить на разбор. Потом подумала: раз человек выставил их на обсуждение, значит, ждёт мнений, значит, хочет учиться стихосложению. Ладно, попробую сказать что-нибудь дельное, вдруг помогу.

Понравились рифмы: детишек-излишек… и всё, как оказалось при повторном чтении. Интересное созвучие: солнцу-концов. Все остальные рифмопары относятся к разряду банальных и усечённых. Иногда вовсе отсутствуют: что-то-сбоку. Совет автору: лучше не рифмовать слова, принадлежащие к однородным частям речи, к примеру: защитой-элитой, лелеет-жалеет, ярче-мягче и так далее.

Что касается смысла, то авторский посыл понятен, но современная поэзия строится на образах, которые призваны передать чувства. У Вас сплошные констатации:
— Земля кормит, лелеет, жалеет, бережёт;
— мы её любим, но шалим, сорим;
— люблю тебя, Земля;
— солнце светит и так далее, и тому подобное.
Думаю, что автору нужно почитать классику, заглянуть в теорию стихосложения, хорошенько подумать над смыслом, и тогда всё получится. Удачи и творческого вдохновения!
Стихотворение «Солнце»
Душа ввысь стремиться… 01 10 1 -Нарушается ритм хорея.
Правильнее в ритм можно сказать:
Ввысь душа стремиться… 10 10 10
Лучи, как штрих – коды… 01 01 10- нарушается ритм хорея.
Правильнее сказать:
А лучи, штрих – коды… 00 10 10
Покой Ра поведай. 01 10 10 ритм хорея нарушается.
Правильнее сказать:
Ра покой поведай… 10 10 10

Солнце тело греет,
Солнце душу лечит.
Всё от солнца млеет.
И загаром метит. Смысл не понятен. Подлежащее – всё. Сказуемое – млеет.
Получается по смыслу, что «Всё» — метит загаром. Почему так понимаешь? Почему так получилось? Потому как параллельные речевые ряды (последовательность действий солнца
Разрываются стихом «Всё от солнца млеет…». И последний стих по смыслу стал относиться к выше стоящему стиху. Правильнее было писать:
Солнце тело греет,
Солнце душу лечит.
И загаром метит.
Всё от солнца млеет.

Слово солнце, солнца, солнцу, — повторено 7 раз – это не хорошо. Повтор не лексический.

Солнце светит ярко
Счастьем наполняет.
От лучей так жарко,
Солнце обнимает.
Наполняет солнцем кого, или что? Солнце обнимает кого?
Радостно, приятно,
Душа ввысь стремиться,
Но бежит обратно,
Чувством поделиться. — Радостно кому? Душе?

А посмотришь сбоку
Лучи, как штрих – коды… Подразумевается «Ты посмотришь». Значит, есть персонаж ты.
А руке мне правой,
Покой Ра поведай. – У солнца появились руки?

Может быть я правый
В том и даже в этом. – В чем герой прав или не прав?
Стихотворение не совершенное. Ритм сбивается.
Рифмовка перекрестная. Большинство рифм глагольные:
наполняет – обнимает, стремиться – поделиться, греет – млеет, лечит – метит — что характерно для автора начинающего.
Стихотворение «Земля»

Нам душу подарил Господь.
И духом наделил – защитой.
В земле же взяли свою плоть
И стали мы её элитой.
Смысл сказанного не понятен. Мы стали элитой для кого? Для земли? Для плоти? Для души?

Земля нам мать и нас лелеет.
Энергией своей она.
Ласкает, кормит и жалеет,
И бережёт, как семена.
Из-за такой расстановки знаков препинания смысл сказанного становится не совсем понятным.
В первых двух стихах инверсия смысловая. А во всей строфе лишнее слово «она». «она» взято для рифмы. А ведь здесь можно поставить и другое слово – допустим — «сполна».
С Землёй у нас живёт надежда.
С Землёй у нас и вера есть.
Мы её любим очень нежно.
Эта любовь совсем не лесть.
Голословно сказано. Какая надежда и на что? Вера какая? Вера во что?
Любим нежно – это как?
Разве любовь может быть лестью?

Земля нас любит, как детишек.
Мы не взрослеем. Всё шалим.
То нефть сосём уже излишек.
То чем не надо мы сорим.
Как нас любит земля? В чем выражается её любовь к нам? Сказано голословно. Не раскрыта суть сказанного.
А что там происходит с нефтью? Почему излишек её и у кого?
И как понять, «чем не надо» сорим? Допустим, не надо сорить деньгами, а мы сорим. Так ли понимать? Не надо нам отходы производства, и мы ими сорим?

18:58
+4
Чувствуется, что автор старался передать свои мысли, ощущения, любовь к жизни, родному краю. Но изложено так, что смысл расплылся из-за неточности выражений и пунктуации. Читаешь и вдруг натыкаешься на что-то, например: Энергией своей она. Или: И всё от края и до края.
Есть сбой ритма и ударения, хотя можно это исправить, переставив слова в строке.
Мне непонятно, что плоть мы взяли из земли и стали её элитой – чьей? Покой Ра в чьей правой руке?
Автор указывает — мы «чем не надо сорим». А есть сор «нужный»? Каким надо сорить?
Строки об Алтае более красочны, эмоциональны в описании природы и её красот, но вот «в жару и самый страшный зной, и в стужу и мороз зимой» — излишне об одном и том же, только другими словами – о лете и зиме. Зато как образно переплелись ключи от рая с ключами со святой водой.
О солнце говорить не буду – оно есть, светит и греет.
Автору спасибо, что в Чистый четверг напомнил, что душу нам дал Господь и духом наделил. У него светлые замыслы и чувства, поработать, поучиться …
19:10
+3
О смысле говорить и знаках препинания не буду, коснусь только техники рифмоплётства (рифмы и размера).

1. Стихотворение «Земля»

— В земле же взяли свою плоть. «Свою» – не в размер.
Надо, к примеру так: В земле же взяли кровь и плоть.
— Мы её любим очень нежно. «Её» – не в размер. Простая инверсия:
Её мы любим очень нежно.
— Эта любовь совсем не лесть. «Это» – не в размер.
К примеру, так: И к ней любовь — совсем не лесть.

2. Стихотворение «Алтайский край. Алтай»
привожу пример исправления для наглядности:

Тут солнце, как везде, но ярче.
Ночь холоднее, день пожарче –
У нас погода часто шутит:
И днём, и ночью вьюга крутит.

Хребты Алтая, в дымке тая,
Хранят в себе ключи от рая.
В ключах блестит вода святая,
От солнца зайчиков играя.
То нас в пещеру завлекая,
То в гору гонит, забавляя.
И всё — от края и до края.
Люблю тебя, земля родная!

В лесу алтайском леший правит,
То пугало из пня поставит,
Кого спасёт, домой отправит,
Кого чудить, блудить заставит.

В жару и в самый страшный зной,
И в стужу, и в мороз зимой,
В любой момент, любой порой
Люблю всегда свой край родной!

3. Стихотворение «Солнце».

Если в предыдущих двух стихотворениях погрешности я отношу к разряду «глаз замылился», то в этом, скажем так, рифма хромает технически.

— Душа ввысь стремиться. Глаз замылился. Простая инверсия: Ввысь душа стремиться
— Начиная с третьего четверостишия рифмы по большому счёту нет вообще, как будто автора подменили.

4. Если автор всё это сочтёт нужным исправить, то можно будет поговорить о волшебстве поэзии. Пока говорить не о чем.
20:58
+3
В стихотворении «Солнце» почти идеальная схема хорея – у автора ЕСТЬ чувство ритма. Правда, в строчке «Мне, в конце концов» не хватает одного слога. «Душа ввысь» — меняем местами слова: «Ввысь душа». Аналогично в строчках «Лучи, как штрих – коды», «Покой Ра поведай». Стихотворение светится позитивом, его автор – добрейшей души человек, любящий жизнь – и это ЗДОРОВО! Писать стихи полезно, особенно для тех, кто вышел на пенсию, и появилось свободное время. Но одного желания для этого дела мало. Существуют правила стихосложения, изучив которые, Вы, уважаемый автор, сможете лучше излагать свои мысли в стихах. В начале-то понятно всё, а в конце, видимо, пытаясь использовать для украшения сравнение и ещё что-то, Вы завуалировали мысль так, что ничего не понятно. Как можно смотреть на солнце сбоку? (на свет от фонаря можно). Мне приходилось заниматься переводами, но последние строчки перевести на нормальный русский язык я бессильна. Особенно концовка должна быть чёткой и однозначной, с выражением своего отношения к теме. А вот для красоты и лучшего звучания старайтесь соблюдать баланс однородных и неоднородных рифм. А у Вас почти все рифмы из одинаковых частей речи: ярко – жарко (наречия), а если, например, ярко – подарка, уже лучше, т к рифмуются наречие и сущ-ое. Лечит- метит (глаг), другое дело: лечит – плечи, лечо, далече. Объяснять это никто Вам не будет. Спасание утопающих – дело рук самих утопающих. Так что штудируйте статьи по стихосложению, которых в интернете – пруд пруди. Надеюсь, что это стихотворение с таким жизненно важным названием «Солнце», претерпев какие-либо метаморфозы, засияет новым светом, даря читателям искры позитивного отношения к жизни. В меня уже залетели искорки от такого лучистого стихотворения, я осмелилась на небольшой экспромт, чтобы показать наглядно, что такое неоднородные рифмы(хотя бы).

Солнца лучик яркий
Дарит свет планете –
Лучшего подарка
Нет на белом свете.

Утром ранним в мае
Весело, игриво
Солнышко блистает,
Машет жёлтой гривой.

Окунусь в нирвану
Этим тёплым летом,
Принимая ванну
С ультрафиолетом.

Для души приятно:
Я дружу с звездою.
Дорогой приятель,
Будь всегда со мною!

С радостью встречаю
Новый день грядущий
И о том я знаю,
Что он самый лучший!
21:35
+2
У меня честно говоря сложилось впечатление, что это подстрочники с какого-то из алтайских языков. Трудно судить по подстрочнику… но если обработать — по моему должно получиться. Содержание-то очень искреннее. И чувство тоже.
12:08
+1
Ну, подстрочники это или нет, сказать сложно, не зная алтайских языков, но что-то позаимствованное наверняка есть, причём, понятное автору и скрытое от читателя.
22:25
+3
Даже не знаю, что и добавить… Не поленилась прочитала дважды. Да, чувствуется любовь к родному краю и желание передать это чувство
, красиво, стихами.…
Это нелегко.
Надо учиться, учиться и учиться…
Поэтому автору терпения, упорства, удачи!
И всё получится.
Мне кажется, что все рецензенты высказались объективно и весьма конструктивно, все замечания — по существу, автору есть над чем подумать и поработать.
Самое главное, это понимание того, что не все рифмованные строки — это поэзия. Как сказал один наш мэтр, это — прописи. И действительно, первые четверостишия того же «Солнца» напоминаю стихи в букваре 60-х годов прошлого века.
Автору нужно, во-первых, больше читать и классики, и современной поэзии, во-вторых, изучать технику стихосложения, работать с рифмами, уходя от их банальности и однородности, соблюдать размер и ритм стиха. И тогда всё получится!
06:49
+1
Присоединюсь к Игорю — не потому, что он задал тон, а потому что думаю так же.

Нет предмета для обсуждения.
Точнее, боюсь, что если начну комментировать, то опять со всеми перессорюсь и кого-то незаслуженно обижу.

Как говорилось в одном старом анекдоте:

«Не стреляйте в пианиста: он играет, как умеет!»
12:04
+2
Виктор, Вы правы — ни ссориться, ни тем более стрелять не нужно, да ещё в предпасхальные дни И на Игоря не нужно вешать ярлык и делать виноватым в несуществующей вине, что он «задал тон», Игорь высказал зрелое, реальное мнение
Автору силы духа, каким нас наделил Господь, и всего самого доброго.
Всем присутствующим — добра и доброты, здоровья, благополучия, радости!
12:14
Спасибо за солидарность с моими мыслями, Татьяна.

Как я — афеист, мне эти дни по барабанам (большому и малому), но ссориться в самом деле надоело.
Тем более, когда нет серьезного повода.
12:21
Вы правы. Виктор,, совершенно! Удачи!
10:30
+3
К автору! Если у Вас возникают такие светлые мысли, и Вы любите поэзию, то должны и технически к этому подходить. А для этого необходимо работать над текстом. Желаю Вам творческих успехов и прислушиваться к критике. Литература не прощает халатности!
Хочу обратиться к авторам, присылающим свои работы в рубрику «Рецензии». Если вы не собираетесь участвовать в обсуждении и хотите сохранить инкогнито, об этом стоит сообщить сразу мне, при отправке текстов. В этом случае рецензенты не будут ждать ваших ответов и реакции. Просто же игнорировать работу коллег, потративших время на прочтение и на написание рецензии, не этично.
Видимо, пришло время подготовить правила представления произведений на разбор в данных рубриках.
Согласна со всеми, кто так подробно разобрал эти строки! Такой большой труд проделали, надеюсь, он не будет зряшным. Стихи наивные, похожи на пробу пера. Если это первые шаги, то в добрый путь!
Поэзия начинается с первого не очень удачного опыта. Если есть желание совершенствоваться, то лет через пять будем удивляться стихам этого талантливого поэта, а задатки есть. Удачи, познания и терпения!