​Соединение с Миром Духовным… в концертном зале…

​Соединение с Миром Духовным… в концертном зале…

Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.
Торжествует, негодует
Горестно зовет:
О благий и скорбный! Буди
Милостив к земле!
Скудны, нищи, жалки люди
И в добре, и в зле!
О Исусе, в крестной муке
Преклонивший лик!
Есть святые в сердце звуки, -
Дай для них язык! —

написал девятнадцатилетний И.А.Бунин, преисполненный искренним восхищением пред рокочущими звуками, всё окружающее пространство заполняющими и наполняющими особой духовной энергией. Где звучал величественный инструмент, который называют Гласом Божиим? В концертном зале или костёле, куда зашёл русский поэт? Да разве это важно? Главное – устремлённые ввысь божественные звуки, созданные теми, на кого снизошло с Небес озарение…

В Малом Зале Московской Консерватории звучат великие творения И.С.Баха и композиторов, живших до него – Д. Букстехуде и других. Как-то услышала случайно, что исполнители любят орган этот больше, чем, например, в Большом Зале – оттого, наверное, и звучат здесь сотрясающие пространство звуки Небес чаще. Конечно, боговдохновенно всё великое искусство — и создаются великие произведения, как сказал русский мыслитель И.А.Ильин, в тех «сферах, где проносятся Веяния Духа Божьего». И всё же эти звуки особые…

Конечно, в нашем – Православном Богослужении звучат в единстве голоса людей – «обоженное человеческое тело», как написала исследователь духовной музыки Т.Ф. Владышевская. Но молитва звучит и на церковнославянском, и на латыни. И обращается верующее сердце к Создателю Неба и земли

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе!», «Господь просвещение мое́ и Спаситель мой, кого́ убоюся?» — подобное звучит и в хоральных прелюдиях И.С.Баха, его предшественников и последователей. Звучит, даже без хора и солистов. Нередко во время органных концертов читается Главная Книга Христиан. И пока звучит, пусть и безмолвно, молитва, мощные звуки органа в гармонии, в единстве.

Может быть, это – моё личное восприятие, но величие органа прежде всех не признаёт чудовищных экспериментов века двадцатого. Хотя мнение, очевидно, не только моё. Вспоминается, как много лет назад в том же Малом Зале в первом отделении звучали произведения И.С.Баха – и один из очень известных артистов читал Евангелие.

А после антракта зазвучало произведение конца двадцатого века… И зрители уходить стали – даже хочется сказать, — убегать от этой разрушающейся рядом Самим Творцом дарованной гармонии. Казалось, звуки причиняли боль… Всё же Господь мудрее нас...

Обидно, у исполнительницы такой большой репертуар… Конечно, на её концерты зрители — вернее, — слушатели снова придут, только внимательнее на имена исполняемых композиторов посмотрят…

Что-то подобное и в Зале П.И.Чайковского было. В первом отделении звучали божественные – во всех смыслах слова – трио-сонаты В.А. Моцарта, а во втором люди тоже спешно зал покидали. Не терпит Глас Божий человеческого своеволия. И гордости. А композиторы времени земной жизни И.С.Баха всё же так или иначе с храмом связаны были…

Итак, в Малом Зале Консерватории снова звучит орган — исполнитель — один из доцентов Московской Консерватории – по нормам этическим без имён обойдёмся, тем более, не привыкла я взрослых людей «без отчества» называть, а в афише его нет – дурная западная манера. Но да не об этом сейчас…

Звучат творения немецких композиторов. И зал словно благодатью наполняется. Не только благодаря прекрасному, виртуозному исполнению — но и той творческой энергии, что от исполнителя исходит. Творческой — в самом высоком понимании. Он при вех благодарит девушку, которая ноты переворачивала – честно говоря, не припоминается как-то других случаев, хотя служители музыки, отсутствием воспитания, разумеется, не страдают.

Здесь всё словно от сердца исходило. А наряд помощницы чем-то одеяния времён И.С.Баха напоминал – словом, всё было в единстве. Представлялась невольно семья самого великого Маэстро…

Одно из исполняемых произведений – переложение того, что изначально для скрипки создано. Переложил сам исполнитель. И слушая эти рокочущие звуки, трудно представить, как с этой мелодией скрипка когда-то «справлялась». Словно новую жизнь вдохнул — такое без истинного творчества, наверное, невозможно…

Концерт окончен – но звучат ещё три произведения на бис – и последнее — тоже переложение. Знаменитая Шутка, которой завершается Вторая Сюита Великого И.С. Баха

Зал искренне благодарен исполнителю. Раскланиваясь, музыкант показывает на сам инструмент – ведь в этот вечер были они в единстве. Наверное, играть на этом величественном инструменте – тем более, так — невозможно, если сердце нечисто, если восприятие мира лишь «землёю» ограничивается – он «не потерпит». Божественные звуки органа не просто ввысь улетают – они в Небеса устремлены…

Вспоминается, как ещё в те годы безбожные сказала преподаватель Консерватории первокурсникам, что, не прочитав Библию, невозможно работать с творчеством И.С.Баха. Не только его, конечно. (См. также «Музыка Вечной Жизни» или «Гимн Воскресшему»).

А ещё вспоминается знаменитый фильм, перед самой войной снятый, — «Антон Иванович сердится». Мог ли быть верующим в те годы профессор Ленинградской Консерватории? Но говорит он студентам, что хорал — это молитва. Не поспоришь…

Когда-то произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна «вышли» из стен храмов в концертные залы, чтобы вернуть людей к Христу…

И служат истинные музыканты Вечному, Нетленному, Боговдохновенному Искусству, говоря языком Священного Писания, хваля Создателя на органе …

Аудиофайл:
34-bah-strasti-po-matfeyu.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
00:33
137
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!