​Сокрытые Мысли Евангелие - вопреки соцреализму … Гл. 1

​Сокрытые Мысли Евангелие - вопреки соцреализму … Гл. 1

Сокрытые Мысли Евангелие — вопреки соцреализму … Гл. 1

(На примере поэзии Н.А.Некрасова)
Глава первая «О двух путях…»
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твердую:
Каким идти?
Два пути – нравственный выбор любого человека, выбор жизненного пути, выбор, который приходится делать постоянно. Как мы помним, русские витязи на перепутье трёх дорог стоят. И выбор любого пути с жертвой сопряжён – с отказом от чего-то важного – так само собою разумеется…
Кажется, в этих строках каждое слово жизненно важную роль играет. Сердце должно быть «вольным» — иначе о каком нравственном выборе может идти речь? Лишь «сердце вольное» «волю твёрдую» иметь может. Волю, которую никакие скорби, никакие искушения, жизненный путь сопровождающие, сломить не могут.
А сердце с разумом вкупе и «силу гордую» в должное «русло» направят.
Перед нами начало одной из песен знаменитого Гриши Добросклонова — одного из главных героев всего творчества Н.А.Некрасова, а не только знаменитой Поэмы, что стала «финальным аккордом» жизни и творчества поэта. Надеюсь, всем понятно, что речь идёт о знаменитой поэме, названной риторическим вопросом – «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А.Некрасов — творчество его долгие годы «поднимала на щит» идеология «рабочих и крестьян», о настоящей сути крестьянства понятия ни малейшего не имея. Но о крестьянах после побеседуем…
А пока…
Только два, два пути предо мной предлежат.
По какому идти, от какого бежать?
Только два алтаря предо мной предстоят.
На который из двух – жертва моя?
Похоже – и с первого взгляда, и по самой сути. Словно мысли через столетие «продолженные» поэтом и композитором, которому на земле было всего лишь сорок семь лет отпущено – даже не дожил несколько дней, которого война афганская не сломила, — В.Г.Волковым.
Истинно русский, православный поэт не стал бы, конечно, «идеи соцреалистические» «продолжать» — преемственность только духовной, глубинной быть может. Кстати, строки В.Г.Волкова тоже начальные приведены – и к стихотворению мы ещё обратимся…
А пока возвратимся снова к песне, которую можно назвать главной в Поэме. Словно одно произведение в другом – стихотворение, ставшее почти «самостоятельным» — в сборниках иногда отдельно печатается. А про создавшего песню тоже несколько позже. Нам собственно, и надо понять, кто он, что и кого мог иметь в виду истинно русский поэт Н.А.Некрасов…
Итак, каков же первый путь?
Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная,
Идет толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха...
Да это же по сути образ ада, созданного на земле самими людьми! И неслучайно звучит у поэта слово «мертвящая» — происходящее от «смерти» – потому что тот, у кого душа ещё жива, не может жить в состоянии «войны» — «вражды-войны за блага бренные...». Словно каждое слово вопиет о происходящем ужасе — о пропасти духовной. «Бренность», «тление», «смерть» — синонимы, отражающие отсутствие Жизни – и все, по дороге этой идущие, духовно мертвы. Мертвы — оттого что души их «полны греха» — вернее – грехом в плен взятые. И называет их поэт рабами — «рабами страстей». А у раба нет нравственного начала — и превращается тот, кому предназначено человеком быть, в одного из толпы себе подобных – толпы, «к соблазну жадной» превращается. Толпы, отвергающей «жизнь искреннюю и цель выспреннюю».
Вспоминаются слова, написанные через несколько десятилетий И.А.Буниным: «Бога здесь не было, и существование и символы его здесь отрицались». Пусть никого не удивляет, что обратились мы к рассказу «Огнь пожирающий», созданному уже в иной реальности — и русской, и мировой, говоря о поэте, до двадцатого века более двух десятилетий не дожившего. Мы уже несколько раньше сказали, что произведение это практически «самостоятельное» — ни о семи мужиках, счастье ищущих, ни о встреченных ими крестьянах, ни о создателе песен – Грише Добросклонове не говорится ни слова.
А о том говорится, что «за рамки» и времени пространства выходит. И.А.Бунин написал о крематории, ассоциируя его с адом. (См. «Успение и Преображение» в русской литературе (На примере творчества Ивана Алексеевича Бунина)). А Н.А.Некрасов устами своего Гриши говорит, о жизни, в ад превращённой самими людьми — с чего и была начата беседа. О том, что Заповеди Божии отвергнуты, если можно «воевать… за блага бренные» и «в плен греху» душу отдавать…
Но есть и другой путь:
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного,
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!
Какое же слово здесь ключевое? Конечно, «честная» — в другой песне Гриши звучат слова о том, что «сила с неправдою не уживается», что «жертва неправдою не вызывается». Но об этой песне мы позже побеседуем.
А пока снова вчитаемся. Конечно, основа всего честного, доброго – любовь, которая «никогда не перестанет», как сказано в Писании, любовь, готовая на самопожертвование. Любовь, которую отвергли «избравшие» первый путь. И сильными могут быть только души, в которых живёт любовь.
И вот далее звучит призыв, который «давал повод» говорить о «вожделении» революции. Но разве слова о первом «мертвящем» пути не опровергает на крови и насилии зиждущуюся идею? Разве не звучит в строках этих мысль об апостолах, которые пошли благовествовать по земле и почти никто своей смертью не умер? Или не вспоминаются мученики первых веков, добровольно на мучения, на смерть отправившиеся — многие из богатых, знатных семей, оставив земное благополучие? Есть у современного, к сожаление, безвременно ушедшего художника П. В. Рыженко картина «Выбор веры», где на Кресте Святые Мученики третьего века. Понятно, что это – аллегория. Аллегория и в стихотворении – возможно, более сокрытая. Не говорит напрямую поэт о Заповедях Божиих, но звучат слова о грехе, душу убивающем, – и «противопоставлена» ему любовь, готовность быть «другом обиженным и униженным» — разве что-то ещё не ясно?
Вы, кручиною согбенные,
Вы, цепями удрученные,
Вы, Христу сопогребенные,
Совоскреснете с Христом -
написал А.К.Толстой. А Ф.И.Тютчев сказал, что русский народ «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». И звучат слова обоих великих русских поэтов словно «продолжение» — независимо от времени написания — потому что «кручиною согбенных» и тех, которых «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», в Поэме Н.А.Некрасова немало – а Образ Гриши финальный. К нему мы ещё вернёмся, а пока вспомним, что он семинарист – служитель Церкви – и это, конечно, многое объясняет. А мысли, в песне отражённые, разумеется, выходят «за рамки» одной только России – но так сказать мог только русский человек.
Кстати, неплохо бы ещё вспомнить, что революционер воспринимали народ как «орудие» для достижения «господства», «расходный материал», от которого за ненадобностью избавляются. Вспомнить хотя бы «Соборян» Н.С.Лескова – то, как называют они народ «красными петухами» и говорят, что не надо, чтобы народ «святые книги читал», иначе революции делать в России нечего. (См. «Россия, «чающая движения воды»). А Поэма Н.А.Некрасова преисполнена любви к русскому человеку – мы ещё и к другим песням обратимся — но несколько позже.
Итак, в отличие от выбора витязя на распутье, выбор, отражённый в песне, гораздо серьёзнее, если угодно. По сути, это — выбор между жизнью греховной и жизнью по Заповедям Божиим. Выбор между смертью и Жизнью.
Конечно, Н.А.Некрасов не единственный, выбор этот отразивший. Но не может не броситься в глаза, что дорога «страстей раба» «просторная», «торная», а дорога «честная» — «тесная». Конечно, Истину найти трудно, а по проторённой дороге идти проще – но вопрос: куда?
Входите тесными вратами, потому что широки; врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны; врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Разве не эту мысль отразил Н.А.Некрасов в песне одного из своих, бесспорно, любимых героев?! А это – слова Евангелие, Матфеем написанного. Потому, о чём эта песня, ясно теперь уже окончательно. Жить должно, сообразуясь с Евангельской Истиной! Иначе – путь в пропасть, какой бы «блеск», земную жизнь ни окружал...
Помните песню о двух путях В.Г.Волкова? Продолжим в конце первой главы:
Научи мя, Господи,
Творити волю Твою,
Яко Ты еси
Господь Бог мой –
мысль припева, несколько раз повторяющегося, тоже о том, что должно сообразоваться с Волею Божией, с Промыслом Божиим, как и в строках Н.А.Некрасова об Истине Евангельской. И значит, в Григории Добросклонове воплотился образ Апостола. Тем более, что скажет поэт, о том, как «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка».
А о других песнях, об одном из самых непростых образов – Грише Добросклонове, о произведениях, помимо Главной Поэмы, мы в следующих главах побеседуем...
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
nekrasov-n-a-sred-mira-dolnego.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
00:29
136
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!