​Во имя Патриарха-Мученика. Гл. 2

​Во имя Патриарха-Мученика. Гл. 2

                              Во имя Патриарха-Мученика. Гл. 2 

            Глава вторая «Святители на страже судов праведных»

Словно источник живоносный «забил» в районе, что когда-то «спальным» назывался, — на Северо-востоке Столицы нашей — в бывшем селе. Маленький деревянный, можно сказать, «трогательный» очертанием своим храм, похожий на кораблик, по волнам житейским плывущий. А может быть, на сам Ноев Ковчег. Он в море житейском «круг спасательный»...

Над входом Образ Божества Триипостасного – очень похожий на Тот – Главный – Святым Иконописцем Созданный…

Итак, войдём с молитвой – для того и остановились здесь на ничем неприглядной улице советской архитектуры…

Конечно, как не быть в Храме Сем Образу Иконописному Патриарха-Мученика?! Один на Иконостасе, другой – на стене, что напротив. Патриарх-Мученик за Россию, за потомков, часто неразумных, молится. И на образах иконописных изображён Святой во время келейной молитвы или на фоне Столицы Православной.

Российския земли́ пеpвопpестольниче/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!/ За веpу Христову и паству твою́ душу свою́ положив,/ стану́ нашу от нечестия избавил еси́./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими,// священномучениче Еpмогене, отче наш.

И как не быть здесь этому Образу Пречистой Матери Христа?! Он во всех храмах православных – и чаще всего в двух или, даже, в трёх местах. Здесь образов два — один в окладе, другой в одеянии цвета победы, царственного величия или жертвенной крови, наверное. Образ, на котором явлена не только красота духовная, но и красота лица – та, которая душу возвышает, побуждает «прославлять Бога, создавшего такую красоту», как написал Великий Князь К.К. Романов.

Со Святителями Московскими чаще пишут, конечно, Образ Пречистой, что чудом из Византии на Русь в двенадцатом веке перенёсся, но бывает, что и Этот.

Один из Дней Памяти Образа Чудотворного государственным праздником стал – тем, что осенью.

В Храме Ея, что в самом центре Столицы, Образ Святого Гермогена рядом с Образом Пречистой.

А явлена была Икона Ея Чудотворная при царе, которого «грозным» именовали.

Матерь Божия чудом явила Икону Свою, в холст обернутую и в огороде закопанную, трижды дочери стрельца во сне явившись. Чистой сердцем и плотью отроковице явила – а маловерные «взрослые» лишь на третий раз вняли – кстати, весьма поучительная история...

В здании одного из вокзалов московских маленький храм в честь Образа Этого утроен – не часовня, как чаще бывает, а именно храм. Роспись настенная являет в том числе и благочестивую Отроковицу, Образ Иконописный Богородицы над собою поднявшую. Кажется, крестным ходом свидетели Чуда идут. (См. также «Святость рядом с Вавилоном». Часть 2).

Пред Иконою Этой читается с благоговением: «Радуйся, Заступнице Усердная, рода христианского».

А чудо явлено было в славном городе Казани. Теперь, конечно, всё «прояснилось». Хотя, может быть, и раньше…

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего́ Христа́ Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Царице и Владычице,/ иже в напастех и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй,/ и вся спаси́, Богородице Дево:// Ты бо еси́ Божественный покров рабом Твоим.

А вот на Иконостасе Пречистая — в полный рост, на облаке. И с Небес на нас, грешных, взирает – всегда как Любящая Мать на помощь прийти готовая…

Так написаны Образы — и Небо Благодатное, и от Святого Острова Валаам имя своё получивший. Так показал Суть Материнства и истинно православный живописец В.М.Васнецов, изобразив Матерь Божию с Младенцем, весь мир обнять готовым, под куполом Храма в честь 900-летия Крещения Руси возведённого. (Не будем сейчас говорить о трагедии Матери городов русских. Не ко времени и не по настроению).

Работающие в Храме сказали, что имя Образа Сего очень длинное, что пребывала Икона Пречистой в пещерах. Главное, что взирает Она на мир грешный и молит за живущих на земле Сына Своего. Главное, чтобы люди сами не отреклись…

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми́ муки, о Тебе́ вопиющих: Аллилуиа.

А о других Святых Прославленных, что с образов на приходящих в Храм взирают, побеседуем в следующих главах…

Глава вторая «Святители на страже судов праведных»

«Теперь время суда», — изрёк один из служителей Церкви в самые страшные, окаянные, богоборческие времена века прошедшего…

А теперь? Тоже «время суда» — только иное. Если суды земные сверх меры перегружены, значит что-то не так с душами нашими и разумом. Сказал один мудрый приходской батюшка, что должен суд земной прообраз Суда Божьего являть, — а значит, не должен, не «смеет» от Правды «в сторону уходить». Потому что само слово, само понятие «Справедливость» означает «с праведностью быть». Иначе же — да что говорить, неужели непонятно...

А вспомнили мы об этом потому, что Образы Иконописные тех, кого считают Покровителями судов праведных, Защитниками, Заступниками невинно осуждённых, в каждом храме на прихожан взирают. Святители, из древности глубокой, когда об Отечестве нашем никто ещё и не слышал, – из первых веков христианских на Русь Святую пришли и по-настоящему «своими» стали – помощниками и заступниками.

Прежде всех, конечно, тот, кого Угодником величают, кто новорожденным младенцем три часа в купели крещенской простоял. Тот, кто меч из рук палача вырвал и выбросил прочь – потому что казнить невинных хотели по доносу ложному. Тот, кто Покровитель путешествующих. Претерпел Угодник Божий скорби от нечестивых язычников — гонителей христиан, в темнице всех духовно укрепляя. Милосердный, всем страждущим помогавший, на Первом Вселенском Соборе дал он пощёчину клеветнику на Истину Христову – и за гнев осуждён был. Да явили Христос и Матерь Его Пречистая, что гнев этот праведным был и Богу угодным…

В этом маленьком Храме деревянном, что в бывшем селе Тушино, Угодник Божий с трёх образов на прихожан взирает – и взгляд его словно «идёт» за молящимся. Все уж поняли, наверное, что говорим мы об особо почитаемом всем Миром Христианским Святителе Николае. Вспоминается невольно рассказ урядника из повести «Пути Небесные» И.С.Шмелёва. Один из товарищей его был на Святителя Николая похож – так люди лихие во время его дежурства район этот обходили. Даже у потерявших совесть преступников великое почитание Чудотворца было – в отличие от некоторых современников наших, которым Храм «помешал». Вот уж, поистине, «порча глубинная»… А мы беседу о любимых, почитаемых народом русским Святых продолжим...

Другой же Святитель с Николаем и на Первом, и на Втором Соборе Вселенском был. Святитель, Собору явивший, что значит Триединство — когда из кирпича, на руке его лежащем, вверх огонь вырвался, вниз вода истекла, а песок на руке остался. Святитель, на корабль, что на Собор в Никею отплывал, опоздавший и на мантии своей по молитве доплывший.

Его на образах иконописных в шапочке пастушьей пишут, отражая почитание Святителя народом. Имя его – Спиридон. Прикоснувшийся к Святым Мощам Святого Спиридона Тримифунтского, Н.В.Гоголь перестал всякую «чертовщину» изображать…

Святители Милосердные Николае и Спиридоне! Молите Милостивого Создателя Нашего, чтобы научились мы жить по Правде Божией. И суды праведно вершить…

(Продолжение следует)
Аудиофайл:
arhidiakon-roman-rus-nazyvayut-svjatoyu.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
03:05
118
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!