Практикум по продвижению творческого бренда. Как написать синопсис к своей рукописи

Практикум по продвижению творческого бренда. Как написать синопсис к своей рукописи

Итак, вы написали книгу! И даже готовы бежать в издательство, будучи уверены в успехе. Не торопитесь – рукописи, даже тщательно вычитанной, отредактированной и откорректированной, недостаточно.

Ни у руководства издательства, принимающего решение об издании вашей книги, ни у сотрудников ( художников, дизайнеров, маркетологов), нет времени читать вашу книгу целиком. Именно тут на помощь придёт синопсис – таинственный зверь, незнакомый авторам начинающим, и часто бывающий не по зубам даже маститым писателям.
Отправляя свой роман «Жена хранителя маяка» на соискание издательского гранта, я, например, с этой задачей так и не справилась, ограничившись аннотацией (благо, издательство не было категорично в требованиях и рассматривало рукописи целиком).

Но наличие синопсиса – требование большинства издательств. Поэтому необходимо знать, какие требования к нему предъявляются, и научиться его писать. Ведь именно по синопсису издатель определит, хороша ли ваша книга и стоит ли её напечатать.

Синопсис – это краткое последовательное изложение книги, которое знакомит с главными героями и основными действующими лицами, развитием сюжета и его развязкой. По сути, синопсис – это самостоятельное произведение, рассказ, являющийся творческим анализом вашей книги.
В интернете можно найти множество материалов, рассказывающих о том, как написать синопсис.
Сегодня мы попробуем обобщить их на примере синопсиса к роману «Удрать от Тёрнера», который нам любезно предоставила писательница Виктория Левина. Полный текст её синопсиса приведён ниже.

Рассмотрим структуру синопсиса и основные правила его написания.
1. Краткость без ущерба для смысла. Идеальный синопсис не превышает пары страниц, до 7000 знаков, в идеале – до 5000 знаков (если только сам издатель не требует развёрнутого, страниц на 10-15, но это редкость). Тут срабатывает известное правило - короткие тексты легче воспринимаются и удерживают внимание. Синопсис Виктории занимает ровно две вордовских страницы, при этом даёт полное представление о сюжете романа.

2. Интрига, приманка для издателя. Он должен быть написан так, чтобы издателю захотелось прочитать саму рукопись. Прочтя синопсис Виктории, это точно хочется сделать – столько загадок остаётся «за кадром».

3. Синопсису присуща особая структура. По сути это развёрнутый план романа. Некоторые авторы начинают «с конца» - т.е. сначала пишут синопсис, а затем – само произведение. Какова эта структура?
- Время и место действия, при необходимости – историческая канва или придуманный фантастический мир. В нашем случае В.Левина обозначила это коротко, одной фразой: «Действие происходит в современном городе в наши дни».
- Основная интрига – о чём ваша история, каковы основные повороты сюжета. Этому посвящен первый абзац синопсиса.
- Главные герои и их особенности. Кто они,как меняются на протяжении произведения.. Виктория рассказывает об этом в следующих трёх абзацах, кратко охарактеризовав каждого и параллельно знакомя читателя с жизнью героев. Второстепенные персонажи должны вводиться в синопсис только при необходимости и быть обозначены не поименно, чтобы не вносить путаницу, а краткими характеристиками их роли - «слуга», «подруга», «адвокат». Или, как у Виктории, обобщённо – «мафия».
- Какова цель героя (героев) – например, у Колобка – уйти от бабки с дедом. У В.Левиной этому посвящен 5 абзац.
- Основной конфликт или сюжетные линии. Если их много, то лучше выбрать одну – главную. Или вводить новые с помощью слов «тем временем» или, как у Виктории, «одновременно». Каждый следующий короткий абзац посвящён новому повороту сюжета.
- Финал и идея. Развязка должна быть показана чётко. Опишите событие – кульминацию. Если предполагается продолжение – это надо указать.
Идея – у Виктории в последнем абзаце – идёт опционно, в том случае, если она неочевидна из всего предыдущего текста.

4. Оформление. Синопсис начинается с имени автора и названия произведения (это будет именем вашего файла). Далее следует указать жанр, родовую принадлежность (роман, повесть и т.д.) произведения, возможно – издательскую серию, в которой хотите видеть вашу книгу, количество авторских листов (и/или тысячи знаков), контактные данные автора.

5. Стиль синопсисов — всегда публицистический, описательный, пишется от третьего лица (даже если в самом тексте повествование ведется от первого). Исключите лишние подробности и авторские эмоции. Перечисляйте только факты. Высокий стиль и поэтика не нужны.

6. Синопсис должен быть написан без ошибок! Это первое, что бросается в глаза редактору и является причиной того, что рукопись отправляется в корзину.

7. В отличие от аннотаций и рекламных текстов, синопсис не должен содержать недомолвок, оставлять интригу нераскрытой. В нём недопустимы восхваляющие прилагательные («необычный», «гениальный» и т.д.), а также отсылки к чьим-то оценкам и сравнения с другими авторами.

Попробуйте, используя эти советы, написать синопсис к вашей книге. Пусть вам поможет текст В. Левиной, который мы взяли за образец.

Виктория Левина

"Синопсис романа "Удрать от Тёрнера"

Действие происходит в современном городе в наши дни. Реальность и повседневная жизнь героев романа - работника муниципалитета, а проще мусорщика, которого все зовут "Рентген" и его жены – внезапно превращается в мистическую феерию, благодаря картине, которая оказывается в руках Рентгена, как до неё оказывались там сотни и тысячи находок, - вещей, которые люди бездумно выбрасывают из богатых вилл одного из элитных районов города.

Главные герои романа - Рентген и его жена Кошка (так он её называл), - вынуждены резко изменить стиль существования, благодаря картине Тёрнера, которая врывается в их жизнь и заставляет совершать поступки, о которых раньше они и не помышляли.

Рентген - тишайший парень, честно делающий свою работу, всю свою жизнь проработавший в городской службе по уборке улиц. Работа эта даёт ему финансовую свободу, поскольку у него есть неплохой побочный заработок от продажи найденных у мусорных баков электротоваров, новёхоньких, в упаковках, выбрасываемых богачами по каким-то, им одним ведомым, причинам. Так же, как и предметы искусства, одежда, ковры, которые предприимчивый малый тут же сбывает за хорошие деньги на местном рынке. Он честен, порядочен, любит и понимает людей и животных в силу своей природной интеллигентности. Единственно, к чему он стремится, - это его интересная "ночная" жизнь, находки, уютный дом с любимой и любящей женой, коллекция антиквариата и предметов искусства, собранная им в душные или, наоборот, дождливые ночи на улицах большого мегаполиса.

Кошка, его жена, ласковая и интеллигентная женщина, разделяет его увлечение. Она закончила курсы оценщиков антиквариата и предметов искусства и с удовольствием помогает мужу собирать их замечательную коллекцию, найденную у мусорных баков. Они реставрируют найденное, кропотливо собирают сведения о художниках и скульпторах найденных сокровищ, мечтают открыть частную галерею, где Кошка будет водить экскурсии и вдохновенно рассказывать о найденных вещах и об улицах, где их выбросили в мусор. Такая вот мечта. Такая вот трудовая скромная жизнь. Есть у них, правда, и "секрет".

Когда-то на одном из курсов по личностному росту, которые они иногда посещали, они услышали о том, что если чётко сформулировать свою мечту, свои цели и записать это на бумаге, то мечты и планы начинают реализоваться. Верное дело. Они уже несколько лет пользовались этим советом. В одном из последних пожеланий, наконец, появилась и мечтанная галерея.

С появлением загадочной странной картины (Кошка уверена, что это Тёрнер) жизнь этой пары резко меняется. Картина каким-то странным образом ускоряет решение всех проблем, приносит в дом финансовый и деловой успех, начинает повелевать своими хозяевами всё больше и больше! Они счастливы - они получают фантастические возможности реализации своего "секрета" и намного более того!

Жизнь усложняется и ускоряется. Выясняется, что всем в городе управляет мафия. И внезапное обогащение Рентгена попадает в поле её зрения. Начинается преследование. Пара вынуждена бежать из города, прихватив свою драгоценную картину и остальную коллекцию.

В чешском Оломоуце, в Архиепископском дворце, куда их приводит случайность (или закономерность), Кошка находит пустую тару от картины Тёрнера. Пазл сходится. В их руках - миллионное состояние!

Одновременно со счастьем обладания картиной-амулетом, приходит понимание, что Рентген и Кошка находятся под пристальным вниманием мафии. На них начинается охота. Страны сменяют друг друга: Моравия и Турция, Болгария и Эмираты. Кольцо сжимается. Но Тёрнер выводит их из всех передряг, когда выход из осады кажется уже невозможным!

События сменяют друг друга всё стремительнее, супруги ощущают себя во власти обстоятельств, порабощённые своим "секретом" - картиной, успехом и обязательствами перед судьбой, которые уже поработили их. Как снежный ком, что катится с горы! Где их тихие вечера, когда рука - в руке, глаза - в глаза? Где их тихие прогулки и поездки далеко-далеко, чтобы поставить машину под деревом и долго-долго целоваться и пить "божоле"?

Вот уже выстроена галерея на горе, смотрящей на дымящуюся Этну в Сицилии, и картина Тёрнера висит на отдельной почётной стене, хитро поблёскивая лаком, как глазным зрачком, наблюдая за их движениями и контролируя их всевидящим "массонским" глазом.

Они больше не принадлежат себе, они принадлежат "секрету", галерее, непрестанному процессу обогащения. Картина победила.

Принимается решение, спонтанное и обоюдное, - безоглядно бежать назад, в прошлую спокойную и тихую счастливую жизнь...

Начинается извержение вулкана Этны. Чудом супруги спасаются на противоположной стороне горы. Галерея и все картины, включая Тёрнера, погребены на толстым слоем пепла.

Коста-Рика. Высокогорное ранчо в "туманных" джунглях. Во дворе ранчо пасутся коста-риканские лошадки под присмотром конюха-никарагуанца. Рентген и Кошка, счастливые, весёлые, спокойные, наполненные гармонией и романтической влюблённостью, пьют свой утренний кофе на террасе, обращённом к обрыву с хрустальным водопадом.

Рентген берёт утреннюю газету. Там написано: "ЮНЕСКО приняло срочное решение по снаряжению экспедиции в Сицилию для спасения картин, погребённых под пеплом, в районе извержения. Достоверно известно, что в этой галерее находилась картина - пейзаж великого пейзажиста старой английской школы, Тёрнера. По оценкам экспертов, существует реальная возможность вернуть миру этот шедевр живописи."

Супруги испуганно смотрят друг на друга. Немая сцена.

Таким образом, в романе, события которого имеют под собой реальную основу с некоторым мистическим элементом, показано, как некоторые жизненные обстоятельства, амбиции, судьба, неуёмные желания и мечты могут оказаться сильнее тихих человеческих радостей. Могут подчинить себе и поработить человека и лишить самого главного, чем мы обладаем - счастья, спокойствия, тихого дома, наполненного любовью. "Бежать от Тёрнера".

+14
369
RSS
00:31
+5
А мне очень понравилось, как написана статья: четко, логично, без лишних деталей, мешающих восприятию. Именно в стиле синопсиса. И за это я искренне благодарю Лену: умница!
06:48
+1
Отличный синопсис, захотелось прочитать. Очень нужные вещи Вы делаете для нас Елена, спасибо.
07:40
+1
Лена, просто здорово написано статья! Алгоритм к действию замечательный. Ничего лишнего, только полезная структурированная информация. Синопсис Виктории меня тоже заинтриговал. Чувствуется рука мастера. Спасибо
Очень интересно и полезно! Спасибо за такой подробный курс по написанию синопсиса.
Я рада, если статья окажется полезной. При её подготовке и анализе синопсиса Виктории у меня тоже, наконец-то, появилось понимание, как писать эти синопсисы. Будет интересно, если кто-то попробует на основе предложенного алгоритма написать свой, небольшой, в течение недели, и поделиться с нами результатом.
10:20
+1
Елена благодарю за лаконичную, очень полезную и интересную статью.
10:44
+1
Дорогие Виктория и Елена! Рада с Вами пообщаться! Большое спасибо Лене за руководство по написанию синопсиса — думаю. что это неоценимый вклад в дело продвижения наших авторов-прозаиков. Вика, дорогая, благодарю несказанно за подаренную тобой книгу *Удрать от Тернера* с твоим автографом ( а значит с твоей энергетикой))). Все не было времени почитать. А теперь прочту непременно: заинтриговали сюжетом! Даст Бог, увидимся когда-то опять и пообщаемся! Люблю вас, девочки, дорогие мои, талантливые и неповторимые rose rose rose !
Надюша, спасибо за тёплые слова!
Такой синопсис, как краткое изложение романа «Война и мир», позволяет понять сюжет, сделать вывод, что саму книгу читать уже не обязательно))
Возможно кто-то захочет узнать детали, насладиться хорошим литературным языком, но современная жизнь требует ускорения, молодые в большинстве своем не читают большие тексты и вполне могут удовлетвориться столь подробным синопсисом. Так что я бы сократил его еще втрое…
Александр, краткое изложение (как например, сейчас практикуют для школьников) и синопсис — это всё таки разные вещи. Синопсис не предназначен для читателей, только для издательств. Например, если читатель ознакомится с синопсисом детектива, где описана развязка, читать сам детектив уже не захочется.
Очень полезные наблюдения. Хочу обратить внимание на одну немаловажную, как мне представляется, деталь, связанную с этимологией этого слова, означающего «наблюдать». Синоптик — наблюдатель (не только за погодой), и писатель в данном случае выступает как сторонний наблюдатель своего собственного произведения. Результатом такого наблюдения и является синопсис или краткое, обобщённое, цельное (без углубления в детали, без описания образов) изложение содержания в его последовательном развитии «от завязки до развязки» и предназначенное исключительно для для редактора. Для читателя же нужна будет аннотация. Но это уже несколько иная песня.
Да, действительно, Анатолий, интересная аналогия. Слово синопсис — греческого происхождения (synopsis) и означает «обозрение ». А про аннотации мы уже говорили на одном из предыдущих практикумов -
pisateli-za-dobro.com/articles/678-praktikum-po-prodvizheniyu-svoego-tvorchestva-pishem-annotaciyu-k-knige.html
16:58
+1
Лена, очень нужная рубрика для начинающих писателей (и не только начинающих) по продвижению собственного творческого бренда. Столько важной информации дано в кратком изложении, доступным языком, на реальных примерах. Всё разложено по полочкам, с конкретными рекомендациями и советами. Где ещё можно пройти такую школу, кроме как на нашем сайте? Да ещё и получить возможность потренироваться в написании отдельных блоков самопрезентации. Бесценный опыт, на мой взгляд. Спасибо всем, кто придумал и реализовывает эту идею.
Вита, спасибо за добрые слова. Надеюсь, что эта рубрика поможет нашим авторам, особенно начинающим.

Заодно для тех, кто пропустил или только недавно к нам присоединился, дам ссылки на предыдущие «занятия» Практикума:


— самопрезентация, или знакомство с читателем: pisateli-za-dobro.com/articles/665-praktikum-po-proze-znakomstvo.html
— название книги: pisateli-za-dobro.com/articles/673-praktikum-po-proze-nazvanie-knigi.html
— аннотация: pisateli-za-dobro.com/articles/678-praktikum-po-prodvizheniyu-svoego-tvorchestva-pishem-annotaciyu-k-knige.html
— создание контента для творческого аккаунта: pisateli-za-dobro.com/articles/694-praktikum-po-prodvizheniyu-svoego-tvorchestva-sozdayom-kontent-dlja-vashego-akkaunta.html
и беседа о способах продвижения своих книг — pisateli-za-dobro.com/articles/675-literaturnoe-kafe-pogovorim-o-prodvizhenii-avtorom-svoih-knig.html
11:36
+1
Спасибо!
11:35
+1
Познавательно. Спасибо, Елена! В закладки на будущее wink
Рада, что информация полезна, Ольга.
Интересно!!! Спасибо! Очень увлекательно…
Татьяна, присоединяйтесь к нашим Практикумам.
13:27
+2
Очень интересно! Потрясающе!
Елена, огромное спасибо вам!
К своему стыду, хочу признаться, что для меня здесь многое является открытием…
А учиться я люблю! Спасибо всем!!!
Наталья, мы тут все вместе учимся, осваиваем писательское мастерство.