"Плоды фантазии". Мастерская переделок.
Дорогие друзья, приветствую вас в творческой мастерской «Плоды фантазии». Сегодня у нас первое занятие. И оно пройдёт в мастерской переделок. То есть, мы будем работать с предложенным текстом: видоизменять, улучшать его, и в итоге получим много разных авторских вариантов. Те из вас, у кого получится самая интересная работа и кто наберет наибольшее число «плюсов», будут отмечены призами на личных страничках.
Итак, задание. Вам предлагается неоконченное стихотворение. К нему нужно написать продолжение и завершить его.
Но сначала проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
1. Какое настроение создаёт выбранный ритм стиха?
2. Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, арифмовка – порядок чередования рифм в стихе.
а) какой вид рифмовки в данном тексте?
б) дайте характеристику рифмам (в помощь таблица в конце статьи)
3. Какие, на ваш взгляд, есть ошибки в тексте?
4. Опишите главного героя стихотворения — пол, возраст, внешность, характер.
5*. Необязательно. В творчестве каких поэтов-классиков встречается подобный стихотворный ритм? Приведите примеры (одно-два четверостишия).
Теперь можно приступать к развитию сюжета. Вдохните жизнь в эту историю с продолжением. Уверена, что нас ждёт много неожиданных поворотов. Задание можно выполнять до воскресения. 28-го февраля подведём итоги.
Удачи и вдохновения, дорогие друзья!
«По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВИДЫ РИФМ.
1. По расположению ударения.
Мужская рифма — подразумевает ударение на самом последнем слоге.
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма — ударение падает на предпоследний слог.
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма — отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца.
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая рифма — подбираем слово с ударением на четвёртом.
Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные.
Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются.
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
В неточных рифмах фонетическое созвучие лишь частично.
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
3. Рифмы по принадлежности к той или иной части речи.
Однородные рифмы
относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородные рифмы
подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составные рифмы
задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:
Подойди-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика.
4. Лексические признаки.
Тавтологическая рифма
– это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма
подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма
не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма
– это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:
«Скоро вышлет ответ адресат», -
Уверял всё себя адресант.
5. По степени богатства. Фонетического, разумеется.
Богатые рифмы
– это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:
Оторвался лепесток –
Стал печальнее цветок.
Бедные рифмы
– это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Согласитесь, на рифму похоже мало, однако она есть!
6. Степень новизны
Банальные рифмы
Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.
Оригинальные рифмы
чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя.
7. Напоследок, остановимся на разных видах рифм, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность
Макароническая рифма
– сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:
Неважно сколько тебе лет,
Если красишься Palette.
Абсолютная рифма
– это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма
на первый взгляд, – явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.
Открытая рифма
оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.
Внутренняя рифма
используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.
Начальная рифма
достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.
Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.
Настроение стихотворения-лёгкий юмор.Написано от лица мужчины среднего возраста, по-видимому отца мальчика на велике.
Сбой ритма во 2-й строке последнего катрена.
Да, задание интересное и полезное! Всем удачи!
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день…
Все лущит семечки, советуя,
И молодежь ее мишень.
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуЯ,
Сидит в субботний летний день…
Вождя какого-то статуя,
В ушанке зимней набекрень.
1 Для меня выбранный ритм задаёт настроение неторопливой задумчивости.
2 Рифмовка перекрёстная, рифмы дактилическиев чередовании с мужскими.
3 Сбой в 1 строке 3 катрена.
4 Явно человек в возрасте.
5 Вспомнилось из Блока
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне ?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне."
Ну и моё продолжение))
«По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день...
Старушка, простенько одетая
(такие в дебрях деревень
Ещё встречаются, забытые
Прогрессом). Вот ведь времена -
Какая жизнь беспечно-сытая!
И снова вспомнилось: война...
Сожжённый дом и дворик выжженный,
Землянка. Двое братьев-крох.
Обед — похлёбка из ботвы. Ржаной
Горбушки хлебной и картох
Печёных вкус. Доныне помнится...
Жакет, изношенный до дыр.
В тетрадке первоклашка-скромница
Выводит буквы: Миру — мир!
И холмик, снегом припорошенный,
С крестом и надписью «герой...»
Весёлый мячик, в ноги брошенный,
Воспоминаний горьких строй
Прервал. Мальчишки между клёнами
Неслись, скейтбордами шурша.
… На мир глазами, в жизнь влюблёнными,
Смотрела древняя душа.
Шедевр!
так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на велике.
Не жизнь, сплошная лепота!
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
Тупые, наглые, надменные,
не знают сами, что хотят.
Им только б шляться и не париться,
другого, видно, не дано.
А то, что всё вокруг не ладится
им фиолетово давно.
«По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Тот – на скейтборде, та – в истерике,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят»
Так бормоча́, на что-то сетуя,
Сидит в субботний летний день
Дедок, под нос себе советуя,
Взяв в руки как-нибудь ремень,
Всерьёз заняться воспитанием,
Чтоб с пользой проводили дни,
Следить за сном их и питанием,
И кока-колы чтоб – ни-ни…
Тут подбегают два проказника,
И – ожидаемый финал:
В честь нескончаемого праздника –
В макдональдс, как и обещал.
***
© Сергей Фомин
Семикаракорск
26 февраля 2021 г.
Так многолюдно. Суета.
Тот – на скейтборде, та – в истерике,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят!»
Так бормоча́, на что-то сетуя,
Сидит в субботний летний день
Моя дочурка пятилетняя,
А рядом с ней любимый дед.
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на взрослых сетуя,
Сидит в субботний летний день
Малявка в гаджетах отпетая,
Лихая кепка набекрень.
Глаза, как прыткие дракончики.
Выводит на экран: «ОК,
Дед-Бумер, власть твоя закончилась.
Ум – в гаджетах, а не в башке».
Вот что нашла: Бумерами в американской социологии называли людей, родившихся в 1945-1961 годах, то есть в период послевоенного бэби-бума, отсюда — baby boomer или просто boomer. Этим людям сейчас, как минимум, под 60. Современная молодежь расширила значение слова «бумер», и теперь это кто угодно старше 30 лет, кто поучает и обобщает. Мем «ОК, бумер» пришел к нам из TikTok в конце октября: тогда девушка в ответ на нравоучения пожилого мужчины закатила глаза и написала на тетради «Ok boomer». Тема мгновенно стала вирусной — в TikTok и других соцсетях начали появляться мемы и пародии. В настоящее время мем используется как универсальный ответ старшему поколению (как попытка «заткнуть», перебить взрослых).
В общем и целом посыл понятен: подросток не желает выслушивать нотации от взрослых, а хочет заниматься тем, что нравится ему — сидеть в интернете. Мне не хватило промежуточного звена — деда. Тогда бы логика повествования выстроилась. Первая часть — это поучительная речь деда, вторая часть — ответ внука деду. А так выходит, что стихо — целиком монолог «малявки». Или я чего-то не поняла
Сидит в субботний летний день…
Мужик на лавочке с газетою.
Полдня сидеть ему не лень!
Казалось склочник… Но не так все просто.
Разведчик опытный увидел «хвост».
Дворами уходил… И в парк, на перехресток…
Но обложили! Проигравшему – погост…
Провал… А надо что-то делать!
Под дурачка? Внимание привлечь!
Скандал он начал под прицелом!
Со смертью чтоб избегнуть встреч.
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, о жизни сетуя,
Сидит в субботний летний день…
В горжетку старую одетая
Старушки голубая тень.
На ярком солнце зябко ёжится,
Закутавшись в соё манто.,
А на сухом асфальте рожицы
Смеются приоткрытым ртом.
Расчерчены на клетки«классики»,
Качает мама малыша,
Пломбир в серебряном стаканчике
Стекая, тает не спеша.
«Как это дети избалованы,
На них совсем управы нет!»-
Вещает голосом взволнованным
Бабуля, глядя в интернет.
И крутит медленно колёсиком,
На строчки наводя курсор,
В веб-камеру крича ровеснице:
«Ну, что за дети здесь — позор!»
Анекдот: Бабушку, умеющую отправлять СМСки, соседки-ровесницы прозвали ведьмой
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, о жизни сетуя,
Сидит в субботний летний день
Мадам, по моде разодетая,
В шикарной шляпке набекрень.
И вот казалось бы, что надобно:
Достаток и краса при ней…
Но ничего вокруг не радует,
Поскольку бог не дал детей.
По выходным гуляет в скверике,
В кафе с подружкой кофе пьёт.
А бывший муж живёт в Америке.
В пустой квартире – только кот…
Ну что за нравы современные?
За сорок можно ли рожать?
Такие мысли сокровенные –
И от себя не убежать…
Сидит в субботний, летний день
Старушечка с тяжёлой сеткой, и
Детей ругает за их лень.
Помочь ей, вероятно, некому,
И белый свет уже не мил.
Ругает девочку на «велике»,
Что не туда она рулит.
Всё ей плохим, несносным кажется:
И дети, и несчастный кот,
И солнце, что вот-вот покажется,
Из туч покажется вот-вот.
Тут дело, видимо, в характере:
Характер скверный у неё.
И летний день её не радует.
Злая на всех, злая на всё.
«По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча на жизнь и сетуя,
Сидит в субботний летний день…
И с одиночеством беседуя,
Не видит, как уходит тень.
У молодых, увы, депрессия,
А в старости она внутри.
Необъяснимая регрессия,
Её уж мимо не пройти.
Очень хорошая работа.
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, по жизни сетуя,
Сидит в субботний летний день
Моя соседушка, бездействуя.
Чужих ребят учить не лень?!
В своём глазу бревно не видится,
Нашла б изъяны у родных,
Но бедолага пеной брызжется,
Ругая малышей других.
Спасибо, Светлана. Образ получился яркий, «выпуклый». Вам удалось живо описать задуманный персонаж
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день...
И до последней капли веруя,
Что вдруг пройдёт её мигрень.
За мир переживает бабушка,
Стучат в висках тревожно спицы,
А ей представилась дубравушка,
Как в ней кричат о чём-то птицы.
Как в ней гуляла с милым в юности,
А календарь им пел: «Июль!»
Разволновалась, возраст, трудности.
И на скамье застал инсульт…
Остановилась жизнь. Мгновение.
Упали спицы звонко возле ног.
Не слышно, жаль, сердцебиения,
Лишь катится вперёд клубок.
Остановилась та, на велике,
Скейтборд завис и неспроста,
И крик ненормативной лексики
Повис. Не мучают кота…
Растрогала твоя работа
По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Иду походкой я уверенной:
Не видно чёрного кота.
Вон мальчик бегает за бабочкой.
Поймать – задача непроста.
За ним приглядывает мамочка.
Соседи вынесли кота.
Пенсионер сидит с газетою
В тени огромного куста.
В траву, от солнца разогретую,
Гулять оставили кота.
Бабуля с внучкой неусидчивой,
Устав ходить туда-сюда,
Зовёт её немного сбивчиво
Поправить бантик у кота.
Мужчина с псом вполне ухоженным,
Породы странной без хвоста,
Пришли негаданно, непрошено
И не увидели кота.
Но здесь скандалы не замечены,
Увидеть можно тут и там
Всегда в хорошем настроении
Людей, собаку и кота.
В конце общеизвестной статьи о рифмах коротко замечено, что это ещё не вся информация. Я с этим согласна. Но про однородные рифмы упомянуто, что они нежелательны. Да, когда в тексте только однородные рифмы, я считаю, что, в основном, стихотворение получится не айс. Я стараюсь 50/50. Извините, если что – я уж и в начале стихотворения переделала по-своему. Спасибо за интересное задание!
Не про старушку — про кота,
Но в ней такая доброта,
Что получилась красота)))
Любовь, Ваша версия — замечательная. И то, что в конце каждого катрена присутствует кот — это изюминка, украшение текста. Такой приём — интересная авторская находка. Мне очень понравилось
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь всю сетуя,
Сидит в субботний летний день…
Эпохи тень слегка раздетая.
По моде шапочка на ней.
В сознанье лубочно забитая
Реклама мысли шевелит.
Внутри натура ядовитая
От детских шалостей кипит.
Какое солнце нынче скверное,
Прохлады листья не хранят.
Цветы все смяли уж наверное
И растащили вмиг котят.
И голубей опять прикармливать
Спешит противный этот дед.
Расселись бабки там жандармами,
Как долгой жизни тяжкий след.
Вот налетит порыв негаданный.
И как польёт холодный дождь.
Сюжет до боли уж обкатанный.
Храни меня любимый вождь.
Пыльца повсюду окаянная
Вздохнуть поглубже не даёт.
Ещё ж и тряпочку с бретельками,
Насунуть нужно всем на рот.
О я ж забыла про дистанцию.
Пошарю, где-то есть свисток.
Пусть выпишут им всем квитанцию.
Наука будет и урок.
Машины воздух весь загадили.
И вирус им всем ни по чём.
Послушать, все залихорадили,
А всё туда же вновь идём.
Ох, что-то я разволновалася,
А по мобилке ведь обед.
Встаю, вся с силами собралася.
К ТВ, покушать и под плед.
О я ж забыла про дистанцию.
Пошарю, где-то есть свисток.
Пусть выпишут им всем квитанцию.
Наука будет и урок.
Очень здорово, Михаил. Вы — молодчина!
Во вступительной статье было заявлено, что приз зрительских симпатий получит тот, кто наберет наибольшее количество «плюсиков». Таких у нас оказалось 5 человек: Анатолий Федотов, Клавдия Петрушенко, Сергей Фомин, Георгий Костин и Колина Светлана. Они набрали по 5 голосов. На стене в ваших профилях вас будут ждать медали.
И лично от себя хочу наградить Клавдию Петрушенко, так как её работа была наиболее полной: она подробно ответила на вопросы и написала великолепное продолжение стихотворения.
Ещё раз благодарю всех за участие в проекте. До новых встреч творческой мастерской!
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день
Матроскин Кот в пенсе потресканном.
А Дядя Фёдор пьяный в пень…
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, на жизнь сетуя,
Сидит в субботний летний день
Старушка, в серый плащ одетая,
И в чёрной шапке набекрень.
В воспоминания ударилась
О том, как завучем была:
«Жаль, ко мне в школу не попалися!
А то б всех со свету сжила!»
«По выходным в любимом скверике
Так многолюдно. Суета.
Тот на скейтборде, та — на «велике»,
А эти мучают кота.
Ну, что за дети современные?
Как их родители растят?
И ведь какие все надменные!
Советов слушать не хотят».
Так бормоча, о жизни сетуя,
Сидит в субботний летний день
Мне незнакомая, бездетная
И топит истину в вине…