Жизнь без фантиков и прикрас глазами психологического консультанта. Самооценка

Жизнь без фантиков и прикрас глазами психологического консультанта. Самооценка

Приветствую всех читателей и активных участников литературного клуба «Писатели за добро»! Вот и пришло время для нашего первого обсуждения в рубрике «Жизнь без фантиков и прикрас глазами психологического консультанта».

Судя по опросу, наибольший интерес представляет тема самооценки и самокритики. Другие выбранные темы:

— любовь к себе;

— перфекционизм;

— возрастные кризисы;

— панические атаки;

— страхи и смелость идти в неизвестное;

— мифы о психологическом консультировании.

Но сегодня поговорим про самооценку и о внутреннем критике, поскольку это две стороны одной медали. Начну с теории.

Наша самооценка складывается из отношения к самому себе плюс оценки окружающих. Отношение к людям и к миру в целом напрямую связано с самооценкой, поскольку отношение к себе мы очень часто проецируем на других людей и окружающую действительность.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной. Важно упомянуть, что самооценка — это не застывшая категория, она способна меняться в течении жизни в зависимости от ситуаций, жизненных условий и происходящих событий. Прекрасная новость, ведь это означает, что на самооценку можно влиять. Однако повышение самооценки и избавление от внутреннего критика — процесс небыстрый.

Ядро самооценки формируется в дошкольном возрасте и наиболее сильное влияние здесь, конечно же, оказывает семья. Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы родители и другие члены семьи не критиковали ребёнка и позволяли ему проявлять инициативу. Например, если ребенок хочет помогать в домашних делах, необходимо давать ему эту возможность, даже если будет сделано неправильно и неаккуратно.

Необходимо хвалить ребенка, давать ему позитивную обратную связь. Но хвалить не как личность, а за поступки. Поясню: когда мы говорим ребёнку, что он хороший, смелый, добрый и т.д., это чревато тем, что в будущем он будет зависеть от мнения других людей, пытаясь заслужить похвалу. Гораздо полезней ставить акцент на действиях: «Как красиво ты нарисовал!» «Ты поступил смело!», «Мне очень нравится, как ты танцуешь!», «У тебя здорово получается!» и т.д… Это разовьёт веру в себя, в свои силы, а во взрослой жизни перерастёт в уверенность, инициативность, самостоятельность, способность начинать что-то новое, даже если страшно.

То есть в дошкольном возрасте самооценка формируется мнением других. В школьном возрасте начинает появляться собственное мнение о себе, которое также является частью самооценки. Здесь, помимо родителей, большое влияние на развитие самооценки оказывает интеграция в коллектив сверстников. Основы самооценки окончательно определяются с окончанием пубертатного периода (полового созревания).

Это мы разобрались, на чем зиждется самооценка. В последующие годы на нее накладывается жизненный опыт, и в итоге мы имеем то, что имеем. Следует заметить, что самооценка практически всегда страдает в кризисных ситуациях (потеря работы, развод, интеграция в новой стране и др.), которые снижают в человеке ощущение «я могу», и он начинает сомневаться в своих качествах и способностях.

Теперь перейдём к внутреннему критику. В психологии внутренним критиком часто называют совокупность голосов, которые мы можем слышать внутри себя. Это может быть голос мамы, папы, бабушки либо любого другого человека из социального окружения, который оказал влияние на личность в фазе формирования самооценки. То есть внутренний критик — это такой образ, собранный из разных людей. Он может проявляться как одним голосом значимого человека, так и мешаниной из разных голосов. Важно отметить, что здесь речь не о сумасшествии, когда у человека явные слуховые галлюцинации. Я говорю о психически здоровых людях, которые имеют высокий уровень самокритики.

А вот наш собственный внутренний голос очень тихий, его сложно услышать. Если Вы прислушаетесь к себе в момент самобичевания, возможно, сможете определить голос из прошлого, который говорил Вам нечто подобное.

Далее рассмотрим, что такое адекватная самооценка. Это когда я знаю свои сильные стороны и могу их перечислить без стыда, неловкости или стеснения. Также знаю свои слабые (теневые) стороны и могу их спокойно озвучить. Сильные качества я использую для достижения своих целей и их развиваю. Над слабыми — работаю.

Например, моя сильная сторона — способность к самоорганизации, и это помогает мне закончить онлайн-обучение, где требуется самодисциплина, поскольку надо мной никто с указкой не стоит и не подгоняет. Если моя слабая сторона — опаздывать на встречи, то я обучаюсь таймменеджменту. И когда опоздала на две минуты, а не на пять-десять, как было раньше, то хвалю себя за успех, не концентрируясь на факте опоздания.

Во время психологического консультирования мы с клиентом подробно разбираем его жизнь, идя вглубь волнующих его тем, связанных с самооценкой. Смотрим, как неадекватная самооценка влияет на его жизнь, в каких сферах она проявляется особенно ярко; где помогает, в чем мешает; что хотелось бы изменить и т.д. Во время работы используются специальные психологические техники и упражнения для поднятия самооценки, разбираемся с внутренним критиком, с перфекционизмом.

Для самостоятельной работы наиболее эффективный способ поднятия самооценки — через действия. Человек действует, получает положительный результат, и отношение к себе меняется в лучшую сторону. Для этого нужны смелость и понимание, что успех — это не про быстрые результаты, а про многочисленные попытки и труд. Человек с низкой самооценкой сдается после первых неудачных попыток. Человек с адекватной самооценкой продолжает трудиться и получает результат. Чтобы достичь успеха, необязательно ждать, пока самооценка повысится. Можно действовать и с низкой самооценкой. Главное, двигаться к поставленной цели.

Когда я затрагиваю тему про действия, на ум всегда приходит биография знаменитого американского писателя Стивена Кинга, по произведениям которого было снято множество фильмов ужасов. Стивен жил в бедной семье, без отца, имел проблемы со здоровьем, пережил психологическую травму, когда стал свидетелем смерти сверстника. Частые переезды и проблемы с обучением также не могли не отразиться на психологическом состоянии ребёнка. Писать Стивен начал с семи лет.

Когда я читала его книгу про писательство, меня поразило, что он много раз безуспешно пытался опубликовать свои работы в различных изданиях и, не смотря на неудачи, не прекращал свои попытки. Стена возле кровати была увешана огромным количеством отказов из различных издательств, газет, журналов, но он продолжал писать и посылать произведения для публикации. В итоге добился успеха, несмотря на множество препятствующих обстоятельств.

Заканчивая статью, которая получилась достаточно объемной, предлагаю вам, дорогие коллеги, провести параллели с литературным миром. Возможно, у Вас имеются произведения, связанные с данной тематикой, и Вы хотели бы этим поделиться. А может, Вам, как и мне, вспомнилась чья-то биография или судьба какого-либо литературного героя. А может, захотите поговорить о личном опыте. Буду рада Вашим откликам и комментариям.

P.S. Продолжение обсуждения: https://pisateli-za-dobro.com/articles/1968-zhizn-...

Автор фото: Ольга Бернгард

+10
423
RSS
13:21
+4
Начну обсуждение, в надежде, что подтянутся и другие. У меня самой самооценка большую часть жизни была заниженной. И лишь несколько лет назад она выровнялась. Теперь работаю над тем, чтобы самооценка была стабильной и не качалась в случае сильного ветра. Самоценность и любовь к себе мои спутники на этом пути.
19:13
+2
Прочитала статью и теперь жду, когда начну самобичеваться, чтобы понять, чьи голоса меня осудят. Но я так долго и мучительно работала с самооценкой, что в последние годы редко себя ругаю, просто научилась сходу выуживать плюсы из любой ситуации, не успеваю на себя обидеться.
А вот по поводу творчества — я ходячий комплекс неполноценности. Причём, знаю, что неплохо пишу, что другим это интересно, но никуда не двигаюсь, так как меня тормозят две прямо противоположные мысли: пишу плохо, это никому не интересно. И чё с этим делать, не знаю.
А может это лень-матушка?

23:02
+2
Благодарю, Ольга, за отклик и открытость!

Не все люди могут эти голоса осознавать и распознавать. Иногда это хранится на задворках подсознания. Это больше характерно для людей с очень высокой самокритикой.

Какой эффективной в твоём случае в плане самокритики оказалась стратегия искать плюсы в любой ситуации.

Во втором случае прослеживается амбивалентность. Мне это чувствуется, как-будто имеет место быть внутренний конфликт — могу, но не хочу. А как ощущаешь это ты? Вопрос для размышлений. Необязательно отвечать.
05:06
+2
Именно так и чувствую: могу, но не хочу. Или хочу, но не могу, так как не вижу смысла, всё равно ничего хорошего не выйдет.
Мне кажется, что прилетит вдруг волшебник и скажет: «О, Ольга! Сейчас я махну палочкой и твои произведения сами улетят на все конкурсы мира».
Я в 18-м, кажется, году начала участвовать в конкурсах. Тут же один выиграла, во втором стала лауреаткой. Отправила произведения на третий конкурс, который ежегодно проводится у нас в Новосибирске, и вылетела с первого этапа. С тех пор как отрезало. Причём, не могу сказать, что сильно огорчилась или расстроилась. Удивилась, скорей всего. Потом смотрела результаты — я была не в формате. Но всё равно перестала участвовать в конкурсах.
08:39
+1
Я это так читаю, как-будто были высокие ожидания (на фоне окрыления предыдущими успехами), которые не оправдались. И это отразилось на мотивации.
Скорей всего так и есть. Малейшая неудача лишает мотивации. И чё делать?
21:37
+1
Я, к сожалению, не смогу дать ответ. Не существует какого-то универсального ответа, так как каждый человек индивидуален и каждый случай уникален.

Чтобы понять, что ты могла бы предпринять для изменения ситуации с мотивацией, надо бы копать глубже. Разбираться как давно такой паттерн в жизни прослеживается («Малейшая неудача лишает мотивации»), посмотреть как это проявляется на других жизненных примерах, с чем может быть связано, возможно пришлось бы «сходить в детство» и проработать что-то оттуда и так далее. Короче говоря, индивидуальная психологическая работа.

У каждого человека обычно своё решение, как надо действовать. А ответы — они уже есть у каждого внутри.
09:53
+1
Полезный разговор получается. Если взять за основу, что отсутствие мотивации касается только литературного творчества (других не припомню сходу), то легче найти причину. Спасибо, Оленька…
01:34
+2
Получается, что и Вам тоже, Ольга (обращаюсь к Которовой) не чужд перфекционизм, как и мне. ))) А кто сказал, что человек всегда должен испытывать удачу? Это расслабляет. А закаляют нас как раз неудачи и препятствия. Именно они делают нас сильнее. А самые лучшие наши учителя — недруги! У меня есть один стишок, если позволите. Не в качестве рекламы. Просто в тему. Если мне сделают замечание, я его уберу. Вот он:

НЕДРУГАМ

Благодарю всех тех, кого любила,
И кто погряз в предательстве и лжи
За то, что всякий раз хватало силы
Мне не сломаться, продолжая жить.

Спасибо тем, кто строил злые козни,
Нашёптывал абсурды за спиной,
Погряз в манипуляциях и рознях,
Чтоб отравить покой любой ценой.

Когда своей жестокостью в бессилье
Плодили вы неотвратимость бед,
Парадоксально отрастали крылья –
Таков, простите, был души ответ.

Простите, что надежд не оправдала
И, понимая, что ваш мир убог,
Я вами приготовленное жало
Любовью превращала в антидот.

Спасибо, недруги, что мне желая смерти,
Затеяли змеиную игру.
Благодарю вас от души, поверьте,
За то, что не увижу вас в раю!

Скажу вам честно: плод инсинуаций
Ваш не пристанет к сердцу и душе.
За подлость не дождётесь ни оваций,
Ни славы, даже ломаных грошей!

Вкусив коварства – горсть пилюлей горьких –
Сумела выжить, справиться с судьбой.
Я получила драгоценный опыт
И научилась быть самой собой.

И, не смотря на свой солидный возраст,
Душою продолжаю молодеть.
Спасибо вам, меня толкнувшим в пропасть,
Ведь вы тем самым помогли взлететь!
Согласна, что неудачи должны закалять. Но сначала надо найти причину — как первый этап закалки, видимо.
11:33
+2
Так причину, по-моему, и искать не надо. Мы же не стремимся к неудачам, они нас сами находят. А мы уже потом как-то относимся к ним, реагируя так или иначе. Кто-то обиделся и замкнулся, а кто-то сделал выводы и упрямо идёт дальше. У меня, что странно, работали по молодости оба варианта сразу (в зрелом возрасте остался только второй вариант): вначале обида, переходящая в злость на себя и, как следствие, желание взять реванш, чтобы доказать самой себе, что могу. Если же остановиться только на первом варианте реагирования на неприятности, то это может привести к обиде на весь мир, замыкании в самом себе. И именно второй путь закаляет!
Тут поспорю. Многие люди, стремятся к неудачам, будто там мёдом намазано. Просто нам надо научиться вычислять глубокие причины.
12:23
Я думаю, это либо мазохисты, либо (и скорее всего) любители экшн! Адреналин поднять. laugh А иначе зачем? Но интересно, что психологи на это скажут.
19:51
+1
Мне думается, Майя, что Ольга имеет в виду подсознательные программы. Мы можем притягивать к себе неудачи. Неосознанно. Как бы эзотерично это не звучало, но психологическая практика это подтверждает. И партнёров мы притягивает таких, которые соответствуют нашим внутренним прошивкам. Но это уже глубинная работа. До подобных осознаний о себе ещё надо дойти. И не каждый дойдёт. Это достаточно глубоко. Это работа с внутренними установками, глубинными убеждениям, отношением к миру и т. д.
23:56
+1
Да, это так. Полностью согласна с Вами! Известно, что мыслеоформы это тоже энергия (как и всё остальное) и она притягивает. Если человек настроен на успех, он притянет его в конце концов, а если на неудачу, то притянет её! Мысли материальны! Мой папа сказал: «я умру в 70 лет, как моя мама!» И умер в 70 лет, как бабушка, его мама. Он считал, что она умерла от инсульта из-за него. Он был врачом и не оказался вовремя дома, когда с ней случилась беда. Он нёс в себе эту вину и самобичевание годами и решил, что проживёт не больше, чем она и запрограммировал себя на смерть в 70 лет. Приехал ко мне в гости и свалился за две недели… и умер. Если бы многие задумывались над своими словами и мыслями, было бы меньше трагедий!
Я не такие случаи имею в виду. например, человек идёт в брак без любви ради материального благополучия. А семья, семейная гавань, не получается.
11:33
+1
Спасибо, Оля, что пояснила свою позицию.
А то я её по-своему поняла :)

Правильно ли я понимаю твой ход мысли, что если человек идёт в брак без любви и ради материального благополучия, то он сознательно таким образом стремится к неудачам?

Твое высказывание: «Многие люди, стремятся к неудачам, будто там мёдом намазано.»
Оля, ты всё правильно поняла. Просто я привела первый пришедший на ум пример.
Стремится ли человек к неудачам, когда идёт в брак без любви — вопрос глубокий и многогранный.
Думаю, это вопрос выбора между двумя путями, когда любишь милого, а выбираешь немилого, чтобы жить в тепле и сытости. Но это надо, чтобы второй был совсем мерзопакостный. А так-то я считаю, что люди не могут оказаться вместе, если нет ни малейшего притяжения. Всё равно какая-то симпатия существует, если чел соглашается на совместную жизнь. А когда брак по расчёту между разумными людьми, думаю, притяжение со временем возрастет.
14:07
+1
Мне кажется это не очень показательный пример, Ольга! Брак по расчёту — это стремление к выгоде, а не к неприятностям. Естественно, как следствие, возникают неприятности, так как всё лживое и лицемерное недолговечно и обязательно закончится плачевно, особенно, если не оправдаются материальные ожиданиия (супруг серьёзно заболел, или разорился и т.д.) Но изначально неприятности не планировались.
Могу себе представить, о чем Вы, Майя. И каждая из вас (и Вы, и Ольга) по-своему правы.
20:50
+2
Спасибо, Майя, за стихотворение по теме! Я очень рада, что мы начинаем затрагивать и литературный аспект. Это одна из целей проекта.

И я могу себе представить, в отличии от Георгия, что Вы подразумеваете под выражением «сделала себя сама».
14:19
+2
Спасибо, Ольга! Я могу, всё же, выражение «сделала себя сама» несколько объяснить. Жизнь подбрасывала мне суровые испытания. Всё зависело от того КАК я из них выйду. Соблазн был отомстить за подлости, либо уйти из жизни. Но я много размышляла над ситуацией и нашла третий вариант. Он был очень тяжёлым для меня, но я сумела это сделать и предо мной открылись горизонты. Я придумала для себя некий психологический приём, который практически помог выйти из ситуации и спас мою душу. И тогда я поняла, что ангел-хранитель со мной, и что сдала экзамен на зрелость. После чего у меня открылись экстрасенсорные способности. Я написала автобиографическую повесть «Мистика с нами рядом», в которой переложила на плечи героини Светланы то, что пережила сама. Я не обращалась к психологам. Я стала психологом для самой себя и для других, кто обращался за советами.
14:31
+1
Благодарю, Майя, что разъяснили, что Вы имеете в виду под «сделала себя сама», а также за Вашу открытость.

«Соблазн был отомстить за подлости, либо уйти из жизни. » Вы пережили очень непростые времена. Но не сдались.

«Я не обращалась к психологам. Я стала психологом для самой себя...» И прожили кризис по благополучному сценарию, взяв на себя ответственность за свою жизнь и обретя психологическую зрелость. Я вижу Вас сильным и смелым человеком.
Ольга, но тогда вопрос чисто практический: а какие должны быть ожидания у Которовой, чтобы у неё не пропало желание писать:
19:06
+2
Вопрос, конечно, интересный. Но я и правда перестала писать. Повесть одну пишу, и то чисто тренируюсь, как бы.
Нет никаких правил, какими ожидания должны быть или какими они быть не должны. Одно цепляется за другое, многие вещи в жизни взаимосвязаны и скорей всего не только в ожиданиях дело.
22:10
-1
ОЛЬГА!
Вот Вы сейчас дали универсальный ответ на все психологические проблемы, которые могут быть озвучены в обсуждение темы. Но тогда проясните, пожалуйста, а в чем суть Вашего формата? Что Вы хотели бы получить в итоге психологических обсуждений? Чтобы члены клуба делились публично своими тараканами? А на фига? Чтобы повысили психологическую грамотность? Но теория без практики – простое сотрясение воздуха. Короче, можете объяснить, ЗАЧЕМ Вы взялись за это дело? Я еще мог понять, если бы это была рекламная «зазывалка», чтобы записывались на платные индивидуальные консультации в режиме он-лайн…
22:40
+2
А какой универсальный ответ, Георгий, Вы прочитали в моих комментариях?

Цель данной рубрики делиться полезной информацией и постараться связать её с литературной тематикой. Это пилотный проект. Посмотрим, что из этого получится.

На клиентов из литературного клуба я точно не рассчитываю. И вообще, я работаю на европейский рынок. А коллег-авторов, с которыми работаю в одной команде, не взяла бы в работу (даже если бы они очень этого захотели) по этическим соображениям.

И да. В данный момент обсуждение пошло в формат разговоров о личном. Но и в этом я не вижу ничего плохого. Возможно саморефлексия поможет кому-то узнать больше о самом себе и соответственно лучше понять себя.
Вот Ваш универсальный ответ. Ольга (цитирую Вас); «Нет никаких правил, какими ожидания должны быть или какими они быть не должны. Одно цепляется за другое, многие вещи в жизни взаимосвязаны»

Ну хотя бы на личном примере, или на примере из Вашей практике, можно же было сказать КТО и, главное. КАК преодолел проблему Ольги Которовой.
Комментарий удален
20:43
+2
Проблему Ольги Которовой может преодолеть только сама Ольга Которова. У меня такое ощущение, что Вы сейчас хотите готового рецепта решения проблемы, но его не существует.

В психологии имеются какие-то общие рекомендации по разным вопросам, но здесь речь идёт об индивидуальной, конкретной ситуации, которую не вложишь в шаблон.

Если говорить об ожиданиях в целом, то лучше, чтобы их не было совсем. Тогда и не будет повода неприятно удивляться, разочаровываться, злиться или чрезмерно радоваться. Но это невозможно для человека, если только он не святой, который сидит в пещере или монастырский келье, и целыми днями молится. Нам, людям, свойственно иметь ожидания и это нормально. Можно пытаться их не строить, живя по принципу «Как будет, так и хорошо», но какие-то реакции всё равно будут возникать.

Другой вопрос как относиться к тому, что с нами происходит. Если происходящие события стараться принимать со сМИРением, то жить становится легче. Под смирением я понимаю — принимать происходящее с миром («Случилось — ну и ладно. Значит это для чего-то нужно»). Но и это не так-то просто. А в кризисных ситуациях невозможно.
Ольга!
Сам прекрасно понимаю, что готового рецепта не существует. И что лечение в психологии индивидуально. Но я не о том. Вот смотрите, есть болезнь, скажем, грипп: у каждого она протекает по-разному. Но болезнь-то общая. Так и здесь. Психологическая коллизия, которую поведала нам Ольга Которова – относительно типичная, огромное количество пишущих людей в ней побывало. Так вот, почему бы не отнестись к обсуждению психологических проблем, как к своеобразному литературному практикуму – набросать фабулу повести или романа на основании данной ситуации: сделать её углубленный анализ, чтобы узнать, откуда у неё ноги растут, а потом – благополучный выход из неё. Это будет чисто в традиции русской словесности – психологической прозы. Аналогичный разбор можно сделать и о комментарии Майи. Лично мне невооруженным глазом увиделись её подводные камни. Но чтобы анализировать тот или другой случай, нужно уметь абстрагироваться от личностного, то есть видеть при анализе не личность, а – «болезнь». Тут убиваются сразу два зайца: делается углубленный анализ ситуации, и оттачивается литературное мастерство (повторюсь, психологической прозы)
Хотели бы этим заняться? Я — нет. А как Вы проведёте углублённый анализ ситуации, не услышав мысли самого автора? Основанный на домыслах?
Так вся художественная литература зиждется на ДОМЫСЛАХ. Художественное творчество, в отличии от научного — всегда ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ. Наука оперирует тем, что ЕСТЬ; художество — ЧИО МОЖЕТ (МОГЛО) быть.
Тогда я опять не понимаю: тут у нас научное. или художественное осмысление психологических коллизий? Мы. обсуждая психологию, чтобы совершенствовать писательское мастерство, или чтобы повысить объем научных знаний о психологии?
08:26
+1
Мы говорим о психологии, чтобы с помощью научных знаний лучше узнать и понять себя, поделиться своими произведениями по теме (либо отрывками из них), а также провести параллели с литературным миром.

Оттачивание писательского мастерства не стоит целью данного проекта. Но у Вас, Георгий, имеется прекрасная возможность создать собственную рубрику с тем форматом и теми целями, которые Вам кажутся правильными. К счастью, наше руководство открыто к новым проектам, лояльно к авторам и предоставляет возможности для самопроявления.
10:30
+1
Увы, к сожалению собственную рубрику открыть не могу по причине здоровья. У меня уже был печальный опыт. Открыл, вступил в обсуждение, повысилось давление, пришлось вызывать скорую. Могу только участвовать в обсуждениях. В формате, обозначенном Вами – мне сказать нечего. А жаль, я люблю психологию и многое из неё знаю теоретического и практического.

Ну, да, ладно, не буду больше докучать. Буду читать рубрику молча. Может быть что-то интересное для себя и вычитаю… rose
Мне жаль, что у Вас такой опыт с рубрикой.
14:44
+1
Ольга, если Вы предлагаете поделиться отрывками из своих произведений, то я позволю себе предложить здесь такой отрывок из выше упомятой мной повести. Это отрывок из Эпилога, где я делаю некие выводы и они психологического характера:
«Всем нам, жителям планеты Земля, хочется прожить красивую и счастливую жизнь. Но не всегда эти желания совпадают с высшим планом космического Я и прежде всего – из-за кармической деятельности в предыдущих воплощениях, которая тянется тяжёлым длинным возом, требуя отработки. Не всегда мы задумываемся о том, отчего нам часто посылаются горестные испытания. А ответ как раз кроется в том, что у каждого человека именно та участь, которую он наработал ранее и которую предопределила бывшая его кармическая деятельность в предыдущих воплощениях: либо заслуги, либо неблагопристойные деяния всего родового дерева. Справедливо ли это? Скорее всего, многие скажут, что нет. Но не будем спорить с Создателем. Лучше положимся на Его справедливую волю. Поскольку этот факт не имеет никакого отношения ни к наказанию, ни к поощрению, как думают многие. А является лишь следствием, то есть воздаянием. Это необходимо для баланса между светлой и тёмной энергиями, а значит и для существования Земного плана.
Созданные ранее отрицательные энергетические потоки никуда не исчезают. Они идут на переработку и отработку новыми воплощёнными душами. И мы не знаем, сами ли создали их в прошлых воплощениях, или это кармические последствия разных поколений родового дерева. Во вселенной всё работает по принципу причинно-следственной связи, и если в пространство идёт выброс положительной или отрицательной энергии, то далее он идёт на переработку по закону сохранения энергии. Поэтому воплощённым на Земле душам, отведена роль отрабатывать и отмаливать в молитвах грехи не только свои, но и своих предков, чтобы очистить энергетическое пространство для себя и будущих поколений».


Повторяю, это только отрывок из Эпилога. Жизненный спектакль окончен. Он так и называется «Все роли сыграны. Занавес».
Спасибо, Майя, за то, что поделились отрывком из своего произведения!

Я считаю, что здесь речь идёт о верованиях, а не о психологии. В психологии мы не оперируем такими понятиями как карма, высший план космического, воплощения и т.д."

Данные философские учения (они очень похожи на ведические религиозные учения) мне знакомы. В работе подобные верования мы относим к ресурсам клиента, поскольку они:

помогают человеку жить;
объясняют необъяснимое;
дают упорядоченную картинку мира;
помогают развивать такие качества как самодисциплина, смирение, принятие;
помогают проще смотреть на вещи.

Я поддерживаю всё то, что помогает человеку и не является для него деструктивным.
14:32
«принимать происходящее с миром («Случилось — ну и ладно. Значит это для чего-то нужно»)». — Точно, Ольга! Полностью с Вами согласна! Это качество напоминает нам, что мы дети Бога! И учит любви! И если задаться вопросом: «а почему со мной это произошло или происходит», то вдумчивый человек поймёт, что нет несправедливости, как нет смерти! Если человек что-то преодолевает в жизни, значит его просто настигла карма — воздаяние. Энергия никуда не исчезает, а перерабатывается. В данном случае перерабатывается и отрабатывается какой-то необходимый для данного человека отрицательный опыт прошлого.
09:55
+2
В итоге обсуждения я хотела бы найти тропинку. по которой буду делать шаги. И нашла, похоже.
10:26
+2
Я рада за Вас Оля, что нарисовался примерный путь действий! Так обычно и работает на практике психологическое консультирование. Не один профессионал (если он профессионал) не даёт готовых решений. Клиент в процессе работы, саморефлексии, самоанализа, проработки прошлого опыта и т.д. находит их сам. Консультант лишь подсвечивает нужные для этого моменты и направляет с помощью вопросов туда, где могут лежать ответы.
11:33
+2
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Или моя любимая формулировка: если человек не хочет жить хорошо, фиг ты его заставишь. laugh
Формулировка огонь laugh
Но бывают случаи, когда утопающему не обойтись без круга. И тогда роль этого круга выполняют психологи или психотерапевты.
07:06
+1
Опять же, он сам должен туда обратиться.
А с другой стороны, бывают люди, которые приходят, чтобы вылить на психотерапевта всё, что накипело. Им решения не нужны. Им, главное, поговорить.
Согласна, Оля. Есть разные категории клиентов.
13:28
+2
Оля (Которова), можно я скажу, в чем вижу именно твою проблему с литературным творчеством? В недооценке его со стороны твоего близкого окружения, в котором, как мне кажется, больше ценится то, что приносит конкретный результат (например, сшитый костюм, который можно пощупать и надеть, или урожай с грядки, который можно съесть, и т.д.). Это не только у тебя так — в нашем обществе, как правило, успех принято монетизировать. Бывает сложно и самому принять, и доказать окружающим, что значение творчества не в том, сколько на нем можно заработать или сколько получить призов на конкурсах. Когда переступаешь эту грань и находишь смысл именно для себя, становится легче двигаться дальше.
15:39
+1
Прекрасно. Елена!

Но тут конкретный вопрос: а в чем же тогда по Вашему, ЗНАЧЕНИЕ творчества, если не в «монетизации» в самом широком смысле этого слова?
15:45
+2
На мой взгляд, у творчества несколько значений:
— самовыражение;
— способ донести до окружающих своё видение мира, свою позицию, поделиться опытом и эмоциями;
— лекарство для самого автора.
Первый и третий вариант — разделяю. Второй — нет, потому как считаю, что это та самая «монетизация», но только очень коварная и замаскированная. Поскольку зависима от окружающих — захотят ли они вообще читать написанное. У Которовой возникла проблема именно с такой «монетизацией», она решила, что написанное ею никому не нужно.
16:10
+1
Ну я лично не вижу в моем желании донести свою позицию до читателя никакой монетизации, потому что это совсем не о материальном. Кто захочет — прочтет, кому-то строки окажутся близки — отзовется или просто сохранит это в себе. Возможно, не сейчас, не сразу, а спустя время, написанное станет кому-то нужным.
Вот потому я и назвал это коварной монетизацией. Поясню, писатель, у которого при написании присутствует мотив поделиться с читателем – это в народе называют, делить шкуру неубитого медведя. Только потом, когда произведение написано, и когда автор посмотрит на него обычными глазами, он может задуматься и о том, чтобы поделиться написанным еще с кем-то, если есть возможность и желание. Но это уже – ПОСТ-ТВОРЧЕСТВО. И к непосредственному творчеству имеет отдаленное отношение. При творческом замысле и, особенно, при реализации его (при написании) – в сознании не должно быть даже потенциального читателя. Поскольку тогда может возникнуть творческий ступор от предположения, что читателя ныне нет, а если и есть, то, как верно сказала Которова, ему это не нужно.
Мне очень близок третий вариант ответа. Хотя согласна со всеми тремя. Я бы это назвала лечение для души. И это работает. Причём достаточно эффективно. Не зря в нашей сфере существует арт-терапия и подобного рода техники для работы с эмоциями.
18:51
+1
Лен, ты совершенно точно нажала на мою болевую точку. Причём, это мои личные тараканы. Мои близкие принимают моё творчество с интересом, но и не хвалят особо. разве что мама нахваливает. А я уже сама дорисовала себе, будто они относятся к моему творчеству, как к блажи или дури. Короче, всё как всегда — все проблемы во мне. Мы привыкли всё воспринимать в минусе, хуже, чем есть на самом деле.
11:35
+5
Интересная поднята тема. Поделюсь и я своими тараканами. Можно сказать, что я практически «сама себя сделала». В детстве, как в статье у Ольги, меня хвалили не за действия, а за качества характера (если они нравились взрослым). Это исказило правильное понимание и восприятие себя. Но я интуитивно сопротивлялась как могла. Могла категорически отказаться читать стишки дядям и тётям, пришедшим в гости к родителям. И тогда была в немилости. Однажды я (лет семи-восьми) спасла котёнка, висевшего над пропастью и принесла его домой, но мама сказала его выбросить. И я ушла вместе с котёнком. Три дня не появлялась дома, но вернулась на условиях, что только с ним. Это было упрямство, но самооценку явно мне понизили: какая мол, плохая, непослушная девочка! Таких примеров в детстве было много. Проблемы с самооценкой продолжились в школе, затем в студенчестве. Заниженная оценка из детства привела к другой проблеме — перфекционизму. Я должна была всё делать лучше и качественней других сверстников и только в таком случае моя самооценка повышалась. Но если я сдала экзамен не на отлично, а на хорошо, чувствовала себя ужасно, как будто не сдала его вовсе. С одной стороны, внешне, всё казалось замечательным: отличница, победитель чего-то там, успешная, в школе как «самую смекалистую» посылали выполнять сложные, ответственные задания. Но никто никогда не знал чего мне это стоило. И всё это для повышения самооценки! Дальше больше. Я вышла замуж за человека с завышенной самооценкой и диктаторскими замашками, который норовил меня психологически унизить, подавлять. Например, когда ему показали газету, где обо мне была статья, он вышел из себя, так как о нём не пишут, а о его жене написали. Когда мы переезжали в другое место жительства, он выбросил моё фортепиано на улицу. Стихи я писала по ночам, так как это ему мешало, ну и т.д. Думаю картина ясна.
Моё отрезвление и самооценочное выздоровление началось после развода. В данном случае, развод послужил толчком. Было страшно оставаться с двумя маленькими детьми, но я это сделала, не смотря на угрозы. Я наконец-то, начала любить себя и делать то, что считаю нужным (разумеется, если это не вредит другим). Думаю, что исцелилась не до конца, так как самокопание всё же присутствует. Пытаюсь быть объективной к себе, но другим прощаю легче, чем себе. Почему к себе строже? Не знаю. Остался видимо остаточный перфекционизм.
Кажется получилось длинно… Может не надо было так подробно? И конечно же, написала не обо всём. Жизнь долго и мучительно била меня, пока я не сделала важный вывод, что это мои уроки, мой жизненный опыт по исцелению духа и возмужанию. Как-то так…
Майя!

Вот Вы сказали ««сама себя сделала», а до этого поведали о своих тараканах. Не могли бы Вы поделиться опытом, каким конкретным образом победили хоть одного «таракана». Молитвами ли, упражнениями, диетой, голоданием, самоуговорами?
01:14
+2
Доброй ночи, Георгий! Возможно я уже ответила на Ваш вопрос в ответе Ольге Патэрманн. Могу добавить ещё, что всё то, что Вы перечислили относится скорее к телу (кроме молитв), чем к душе. Все эти аутотренинги, диеты с голоданием изнуряют тело, но не душу. Хотя очистка организма косвенно тоже важна для духовных практик. Я начинала с них, но открыла для себя совсем иной мир — духовный и именно он помог мне преодолевать трудности и чеканить характер.
Я только что прочла Вашу переписку с Ольгой и поняла, что Вас не интересует мой более подробный ответ. Вы не поняли зачем нужна эта рубрика и всё свели к вопросу «На фига?» Тогда зачем Вы участвуете в ней и задаёте вопросы?
22:12
+2
Благодарю, Майя, за столь подробный рассказ о Вашем пути! В нём прослеживается такая Ваша сильная сторона как смелость (отказ читать стихи, история с котёнком, выход из отношений (развод), и даже тот факт, что Вы не побоялись здесь описать свою личную историю). Здорово, что Вы поделились своим жизненным опытом! Возможно кому-то это поможет. Может кто-то тоже решится выйти из уничижающих человеческое достоинство отношений, прочитав Ваш рассказ.

Да, заниженная самооценка и перфекционизм идут рука об руку. Перфекционируя, на подсознательном уровне мы пытаемся заслужить любовь, похвалу, одобрение других людей. Мне тоже знаком перфекционизм. Сейчас он проявляется в моей жизни слабо и не портит качество жизни. Так сказать остаточное явление.

Я в своей жизни тоже сделала вывод о том, что это определенного рода жизненные уроки. И что всё было не зря. Пережитые трудности научили мудрости, эмпатии по отношению к другим людям, любви к себе.
00:58
+4
Доброй ночи, Ольга! Вот-вот, именно такие выводы и я для себя сделала. Когда я поняла, что неважно ЧТО происходит в жизни, а важно то, КАК ты относишься к происходящему и какие выводы для себя делаешь, всё начало меняться к лучшему. Мы же воплощаемся чтобы стать лучше, сильнее, мудрее. Учимся любить и прощать. А всё это невозможно приобрести без трудностей и препятствий. Когда я это поняла, стала к жизни относиться легче, проще что ли. Как будто смотрю кино, в котором я тоже играю какую-то роль. Стало так интересно!
09:59
+1
Если Ваша история, описанная вначале, совсем не про меня — смелой девочкой меня никак не назовёшь. То результат у нас одинаковый! Интересно, правда?
11:22
+4
Ну, смелой я себя никогда не считала. Упрямой да! А упрямство невольно вело к смелым поступкам, так как если чему-то сопротивляешься, то это уже проявление характера и преодоление. Но я была упрямой в принципиальных вопросах, но не капризной. Глупые капризы терпеть всегда не могла.
11:34
+3
Просто Вам озвучивали, что Вы упрямая. На самом деле, Оля правильно сказала — это природная смелость, готовность пойти против окружающих, во благо себе.
12:32
+1
Я не согласна с формулировкой: «готовность пойти против окружающих, во благо себе». Я за гармоничные отношения с окружающими. А упрямство, правильней будет сказать принципиальность, проявляю лишь тогда, когда требования окружающих угрожают личностному росту, требуя подчинения в ущерб моим принципиальным позициям. То есть, это скорее защита своей свободной воли, которой мы все наделены Творцом. Никто не имеет права подавлять свободу воли. Мы подотчётны только Создателю, а не отдельным людям с их идеологией. И только этим объясняется некая строптивость в отдельных случаях.
07:02
+1
Это я о детском поведении, когда Вы отказывались читать стихи для гостей.
Вот в психологии мы в первую очередь именно над отношением (к себе, к другим людям, к миру в целом) и работаем.
18:25
+3
Отвечаю всем. Тема мне ОЧЕНЬ интересна, потому как психология – моя вторая жизнь (первая – творчество). Чуть более полувека назад, когда учился в университете на факультете филологии, мне попалась книга польского психолога Обуховского «Защитный мотив», из которой я узнал, что люди склонны себя обманывать. Потряс описанный психологом случай из практики – «ложная беременность». У пациентки были все внешние признаки беременности, и излечилась она от недуга, когда во время гипноза у неё приняли роды. Тогда же, в студенчестве, с увлечением штудировал книги Владимира Леви. Через них вышел на аутотренинг Шульца. Освоил две ступени, чуть позже овладел и техникой самоприказа Линдемана. Затем, после универа, стал изучать «Махабхарату», особенно в части раджи-йоги, через неё вышел на дзен-буддизм и даосизм. Освоил практики медитации и дыхания. Когда началась перестройка, стал изучать (обрывочно, понятное дело) оккультизм и эзотерику. При этом штудировал и некоторые труды Фрейда и знакомился с теорией Ивана Павлова, сопоставляя эти два учения. А когда началась перестройка, прошел курсы у знаменитого по тем временам мага. Эти теория и особенно наработанная практика помогли мне в буквальном смысле выжить в трудные времена развала Союза. Я стал преподавать – и на удивление нашлось много желающих платить за это деньги. А меня называли учителем. Таким образом, вместе с женой (соратницей по жизни, с которой мы прожили 50 лет, в этом году нас поздравил Собянин с золотой свадьбой.) заработали столько денег, что смогли купить квартиру в Москве и переехать в неё на постоянное место жительства. Да еще тогда же выучили сына на платном отделении института. При всем этом я не прекращал заниматься литературным трудом. Более того наработанные психофизические практики помогали мне в этом.

Так что могу с полным основанием сказать, что существует огромное количество психологических школ и, соответственно, огромное количество способов исцеления от психологических недугов. У меня выработался – свой метод, которым я пользуюсь и поныне. Если будет интересно – поделюсь. Как раз по теме – самооценки.
21:21
+2
Георгий, меня впечатляет Ваша кладезь знаний. Но самое главное, что Вы нашли то, что подходит именно Вам! И что это Вам помогало в трудные минуты и, смею предположить, что помогает и по сей день.

И да, в психологии и психотерапии существует большое количество направлений и подходов (например, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психоанализ, телесная психотерапия, образно-эмоциональная терапия, мультимодальный подход, коучинг и т. д.).

Много подходов и методов, много теорий, огромнейшее количество психологических техник и разные психологи работают по-разному не только в зависимости от психологической школы, но и от личности человека. Но самое главное во всем разнообразии доступной информации и услуг это найти то, что помогает именно тебе. И Вы, по-моему, с этой задачей прекрасно справились!