Жизнь без фантиков и прикрас глазами психологического консультанта. Самооценка и перфекционизм
Доброго времени суток дорогие читатели, участники обсуждений, гости литературного клуба «Писатели за добро», члены Международного союза писателей имени святых Кирилла и Мефодия! Мы продолжаем рубрику «Жизнь без фантиков и прикрас глазами психологического консультанта». Сегодня наша третья виртуальная встреча.
Во время первой беседы мы определились с темами для обсуждения. Во время второй встречи поговорили на тему самооценки и самокритики на личных примерах. В прошлой статье я рассказала о том, что такое самооценка, в каком возрасте формируется, какие бывают виды самооценки, а также затронула тему внутреннего критика, которая, кстати, набрала наибольшее количество голосов во время нашего первого обсуждения.
Поэтому сегодня я продолжу начатое, а именно: расскажу о том, на что влияет самооценка, насколько важна её стабильность, а также поведаю откуда растут ноги у перфекционизма.
Итак, поехали. Мало кто задумывается над этим, но, как ни странно, самооценка влияет на все сферы жизни, поскольку является фундаментом, на котором строится личность человека. Например, женщина, которая считает себя некрасивой или какой-то не такой, не будет знакомиться с мужчинами, которых считает достойными и привлекательными, а будет выбирать для себя (сознательно или подсознательно) более удобный вариант (по принципу «Какой ни есть, плохонький, но мой»). То есть её мысли и отношение к себе будут блокировать поведение.
То же самое происходит и в других сферах жизни. Например, человек, который низко оценивает свои профессиональные компетенции, с большой вероятностью не подаст заявление на работу в престижную фирму. Мысли: «Куда ты лезешь?», «Тебя не возьмут», «Эта должность точно не для меня» не дадут ему это сделать.
Теперь вернёмся к стабильности самооценки. Здесь есть интересный момент: гораздо важнее не то, насколько занижена или завышена у человека самооценка, а то насколько она стабильна. Как я уже писала в прошлой статье, самооценка — это плавающая категория. И важно насколько она подвижна. У большинства людей (успешных и не очень) происходят скачки самооценки (как со знаком плюс, так и со знаком минус).
Например, уверенный в себе человек с адекватной самооценкой может в новой для него ситуации почувствовать себя крайне неуверенно, и то, как он себя в ней поведёт, будет влиять на его самооценку.
Наиболее уравновешены те люди, у которых скачки самооценки делают наиболее короткие виражи. Человек, оценивающий себя достаточно адекватно, но с крутыми виражами самооценки (скачки вверх-вниз), будет чувствовать себя в определенных ситуациях более разбалансированно, чем человек с заниженной самооценкой, но небольшим радиусом скачков.
Теперь перейдем к такой важной теме как перфекционизм. Во время психологических консультаций клиенты иногда пытаются меня убедить, что перфекционизм это хорошо. Наше общество поддерживает перфекционизм, и многие из нас наверняка слышали с детства такую фразу: «Или делай хорошо (читай идеально) или не делай вообще». Также бытует мнение, что перфекционисты — двигатели прогресса.
Вышеописанную установку многие люди приобретают с раннего детства. Например, ребёнок хочет помочь маме (папе, дедушке, бабушке — выберите свой вариант) подмести пол или слепить пельмени, а в ответ получает: «Не лезь! Я сама (сам). У тебя не получится. Я быстрее сделаю. Ты всё перемажешь, испортишь» и т.д. Какой ребёнок получает урок? Либо ты должен сделать идеально, на 100%, либо вообще не трогай и не делай. То есть данная установка может передаваться как через личный опыт, так и вербально. Печально здесь то, что перфекционизм мешает человеку развиваться и поддерживает низкую самооценку.
Самое главное для людей с ярко выраженным перфекционизмом это понимать, что идеала достичь невозможно. Как бы хорошо перфекционист не сделал, он всё равно будет недоволен результатом. Как говорится, «Совершенству нет предела». Если человек гонится за идеальными результатами, то снижается шанс достичь каких-либо результатов вообще, а не только хороших. Потому что, с большой вероятностью, он натолкнется на свой любимый принцип: «Делай идеально или не делай вообще» и быстренько забросит начатое. Либо после первой неудачи упадёт в яму самоосуждения и потеряет веру в свои силы.
Поэтому я предлагаю снизить планку и делать хотя бы на троечку (по пятибальной системе) или достаточно хорошо, а также предпринимать много попыток, не бросая дело на полпути либо после первой неудачи. Ошибки — это норма. Все ошибаются. Ошибки — это возможность личностного роста.
Принцип для достижения результата можно сформулировать следующим образом: «Лучше я сделаю хоть что-нибудь, чем я буду мечтать о том, что я сделаю что-то невероятное, но это так и останется в моих мечтах».
И в заключении предлагаю короткое упражнение: напишите, пожалуйста, небольшое эссе на тему: «Почему делать ошибки — это хорошо?» или«Как перфекционизм мешает мне?» (например, в работе или в какой-либо другой жизненной сфере).
В следующей статье я опишу признаки, по которым Вы сможете для себя определить, насколько ярко проявляется в вашей жизни самокритика, а также дам упражнение (психологическую технику) на тему — как унять внутреннего критика, чтобы он стал менее докучливым и не портил Вам качество жизни.
Желаю всем прекрасной недели и жду Ваших эссе в комментариях!
Начало обсуждение:https://pisateli-za-dobro.com/articles/1958-zhizn-...
Продолжение обсуждения: https://pisateli-za-dobro.com/articles/1982-zhizn-...
Автор фото: Ольга Бернгард
«Делать ошибки – это хорошо» — утверждает квалифицированный психолог и я полностью с этим утверждением согласна. Я пришла к такому же самому выводу сама очень давно – много лет назад. Попробую разъяснить свою позицию.
Понять её невозможно без признания божественного плана и понимания бессмертности души. Почему? Если считать, что человек живёт один раз (как до сих пор думают многие, не смотря на существующие в свободном доступе духовные источники), то есть рассматривать человека как материальное существо, то зачем, простите, стремиться к тому, чтобы не бояться совершать ошибки? Жизнь и так коротка: нужно успеть всё сделать в этой жизни хорошо и правильно. Правда, непонятно при этом зачем?! Поскольку те, ради кого сделано столько физических усилий и кому оставлены в наследство материальные блага, тоже покинут этот мир в своё время. Это материальная сторона вопроса. Также, как и человек рвущийся на самый элитный верх (вторая сторона вопроса): желание стать самым авторитетным и уважаемым. В этом случае удовлетворяется собственное ЭГО. Но и оно не от Бога, а от наработки самих людей. Всё это обслуживает психологическая составляющая данной категории людей.
«Зачем делать ошибки, а потом разгребать их последствия? » – задаст себе вполне резонный вопрос такой человек.
Другое дело человек духовный, понимающий, что тело – это всего лишь «одежда» для души. Её можно поменять (в следующей жизни на другую). Душа же бессмертна! Её не поменяешь на другую! Понимая это, приходит другой резонный вопрос: «зачем я явился на эту Землю? Каковы задачи моей души?». Практически этим вопросом задаются прогрессивные люди испокон веков. И тем, кто задаётся этим вопросом, обязательно приходит ответ в виде понимания смысла жизни. Именно здесь и кроется ответ на вопрос, поставленный психологом в статье.
Итак:
Душа приходит в этот мир учиться! У каждой души есть свои слабые места в каких-то конкретных областях, конкретных качествах. Поэтому каждый проходит здесь на Земле свой уникальный опыт, не похожий на опыт других людей. Проходит свои испытания, страдания от проделанных ошибок из которых, как следствие, делает определённые выводы.
Душа не явилась на Землю беречь себя – она знает, что бессмертна. Она пришла улучшить свои качества, научиться тому, в каких вопросах она пока «плавает». А это можно сделать только через полученный ею опыт. Но этот опыт приходит только через совершение ошибок! Нет иного пути. Сколько бы не предостерегали люди, желающие уберечь близких от совершения ошибок, ничего не поможет! Каждый должен пройти собственный путь, и получить свой неповторимый опыт. И ведь не зря со временем мы становимся более мудрыми и уже точно знаем, что и как бы мы сделали раньше в определённых ситуациях, если бы вернуть время назад. Но назад – не наша задача. Мы получили свой опыт и теперь движемся дальше – вперёд. И уже точно, в следующей жизни будем учиться уже чему-то другому. Тот опыт, который получили (если мы прошли его с достоинством. Сдали, как говится, экзамен Души на зрелость), больше никогда проходить вновь нам не придётся. В этом суть почему делать ошибки – это хорошо, с моей точки зрения. Я не стала раскрывать в своём эссе тему перфекционизма, так как эта тема, с моей точки зрения, хоть и переплетена с темой совершения ошибок, но имеет либо другие корни, либо другие обстоятельства для своего проявления и чтобы не уводить свою мысль в иное русло. Возможно выскажусь в отдельном посте на эту тему.
Рада Вас видеть! Смотрю, мы всё той же компашкой для обсуждения собираемся .
Благодарю Вас за Вашу работу по написанию эссе!
Читаю, Майя, Ваши рассуждения и погружаюсь. Это глубоко. С темы ошибок до экзистенциальных вопросов о смысле жизни (в первой части).
«Она пришла улучшить свои качества, научиться тому, в каких вопросах она пока «плавает». А это можно сделать только через полученный ею опыт. Но этот опыт приходит только через совершение ошибок! Нет иного пути.»
Если перейти к философии и отойти от психологии, то я вижу путь души на земле как самосовершенствование. Поэтому мне очень отзываются Ваши мысли о том, что совершать ошибки это хорошо для того, чтобы сдать экзамен жизни (Вашими словами «экзамен Души на зрелость»).
Какие же интересные и разные у нас мнения – и Ваше, и Георгия! И оба — с духовной составляющей.
Я лично качественно по-иному отношусь к ОШИБКАМ. Господь сотворил человека по Образу и Подобию Своему. Это подобие относительное, и человек, живя в этой жизни, и во всяких последующих, хотя христианство не признает реинкарнацию – человек должен стремиться максимально приближать свое относительное подобие Богу к максимальному, то есть попросту говоря – совершенствоваться. А делать это можно только с намерением созидания — сотворением благих дел и очищением сознания от дурных (греховных) мыслей. В такой жизненной позиции и намека нет на ошибки. Но ошибки – непременно случаются и будут случаться, поскольку, как опять же утверждает христианство, у человека – первородный грех. Как же быть со спонтанно возникающими ошибками? А очень просто: нужно тут же стараться их исправлять. Типа, если негаданно спотыкнулся на своем жизненном Пути и упал, нужно, не раздумывая, подняться, отряхнуться и продолжать Путь дальше.
Теперь об излечении от перфекционизма. Сама эта болезнь – явная и неприкрытая гордыня. Человек ставит себя выше Самого Господа, поскольку намерен сам по собственной единоличной воле сделать нечто идеальное, которое пока может делать только Бог. Для самого себя перфекционист – или Бог, или Червь. А поскольку Богом он не может быть по определению, то считает себя никем и звать его никак. Опять же лично мне в свое время очень помогла молитва «…Не моя, а — Твоя Воля, Господи.» То есть, во всех своих деяниях: в творчестве, любви, огородных делах — я стараюсь следовать Божьей Воле. Тут двойная польза: Бог дает духовную силу для совершения деяний, и берет на Себя полную ответственность за плоды моих дел, и мне совершенно не нужно думать, понравятся ли они кому-нибудь из людей, или нет. Поскольку, совершая их, я не с людьми имею дело, а с Богом. Конечно же, я совершаю ошибки, и Бог мне указывает на них, но тут же стараюсь их исправить.
благодарю за высказанное, хоть и критическое, мнение.
Начнем с того, что «Почему делать ошибки — это хорошо?» это не утверждение, а вопрос. Определиться в терминах у нас с Вами наврятли получится, поскольку что считать ошибочным поведением, а что нет – это достаточно субьективно. В контексте данной тематики (перфекционизм) речь идёт о человеческих действиях, за которые человек себя ругает и считает себя «не до...» (недостаточно хорошим, недостаточно компетентным, недостаточно умным и т.д.).
«В православии неправильность граничит с грехом, а то и вовсе является греховным. Это что, скрытый призыв — грешить хорошо, потому что потом можно раскаяться?»
Цель данной статьи – не призыв к совершению ошибок, а попытка показать, что ошибаться это нормально. А данное упражнение по написанию эссе направлено на то, чтобы увидеть и позитивные стороны (в плане личностного развития) того поведения, которое человек для себя трактует как ошибочное. Кстати, а кто решает что есть правильность, а что неправильность? А судья кто?
Ваш взгляд на ошибки через религиозную призму мне вполне понятен и местами близок. Особенно: «Как же быть со спонтанно возникающими ошибками? А очень просто: нужно тут же стараться их исправлять.» Если посмотеть на это моим взглядом через психологическую призму, то я бы ещё добавила, что необходимо включить самоанализ (чтобы на ошибках учиться и не совершать тех же самых в дальнейшем), принять тот факт, что совершил ошибку, и двигаться дальше.
Что касается перфекционизма, тут я с Вами согласиться не могу. Перфекционизм это не болезнь. Нет такого диагноза в психиатрии. А соответственно, и лечить нечего. У перфекционизма есть, кстати, вторичные выгоды для человека им страдающего.
Мне думается, что всё в нашей жизни имеет две стороны (дуальность мира) – как со знаком плюс, так и со знаком минус (преимущества и недостатки). Вопрос лишь в том, с какой стороны на происходящее смотреть. Но ещё, помимо черного и белого цветов, есть разные оттенки.
При этом Ваш ответ беспроигрышный: все в человеке (и хорошее, и плохое) зарождается в детстве.
Но хорошо, тогда практический вопрос: Вы докопались до очевидного — нашли корни перфекционизма в детстве, и что Вы намерены делать, опираясь на детство? Попытаетесь переписать его?
Мне это действительно очень интересно. Вторая ступень аутотренинга Шульца позволяет переписывать пережитое. Да и некоторые магические практики зиждятся на этом. А как к этому относится традиционная (научная) психология?
Да, Вы это верно заметили. Но если я начну отвечать на вопрос ЧТО, то это будет слишком много буковок — это во-первых. Во-вторых, всех тонкостей не объять. Тем более, как Вы уже заметили, у нас обычно в работе всё тааак индивидуально . Но в общих чертах, постаралась расписать своё видение причин (в комментарии Майе).
«Вы докопались до очевидного — нашли корни перфекционизма в детстве, и что Вы намерены делать, опираясь на детство? Попытаетесь переписать его?»
Не всегда необходимо в работе докапываться до первопричин (не все готовы идти в детство и эмоции). Если мы работаем через когнитивно-поведенческий подход (рабочие техники подбираются в процессе индивидуально – кому что подходит), то порой бывает достаточно осознать поведение, понять какие мысли ему способствуют, их «переформатировать», провести несколько поведенческих экспериментов (внедрить новое поведение в жизнь). А вот если клиент готов идти в прошлое и перепроживать эмоции, то тогда можно и «переписыванием» травматического опыта заняться.
«Вторая ступень аутотренинга Шульца позволяет переписывать пережитое. Да и некоторые магические практики зиждятся на этом. А как к этому относится традиционная (научная) психология?»
Научно доказано, что с помощью психотерапевтических техник возможно переписать прошлый опыт. И это может благотворно влиять на психику. Переписать не означает самовнушение, что такого не было или занятие самообманом. Здесь речь идет о глубинной работе с подсознанием и эмоциями.
Аутогенная тренировка Шульца, кстати, признанный наукой метод, используемый в психологии и психотерапии (особенно в работе с неврозами). Он сам (Шульц), насколько я помню, был психиатр и психотерапевт.
Но Вы меня несколько ошеломили вопросом: «А судья кто?», мол, в данном вопросе судьи нет, поскольку все субъективно в отношении определения, что хорошо, а что плохо. Я же с полной ответственностью заявляю: Судья – ЕСТЬ! Это — нравственность (мораль), в крайнем случае – совесть. А у бессовестного (безнравственного) человека вообще нет разницы между плохим и хорошим. Но мы же адресуем свои сообщения не бессовестным людям.
Если перфекционизм не болезнь, поскольку в психиатрии нет такого диагноза, то он – наверняка комплекс, скажем, отличника (цы), и это – недуг, который (дальше цитирую из интернета) «в бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в психике человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя. Также часто понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности»
Однако допускаю, что вполне можно перфекционизм, как и любой комплекс, повернуть в нужную (полезную) сторону. А это уже исцеление от него.
Но Вы — практикующий психолог: для Вас важнее Ваше внутреннее равновесии. Тогда для меня: оно — писательская погибель.
Я написала о том, что ДУША ПРИХОДИТ УЧИТЬСЯ. Поэтому человек в идеале призван делать выводы из совершённых им ошибок, (от ошибок никто не застрахован), а не стремиться к ним. Это две разные вещи! Сценарии, однако пишутся «наверху», и душа знает через что ей придётся пройти. А на Земле, она конечно же к ним не стремится, но сценарий написан и он осущестивляется, хочет этого человек или нет. Если выводов после совершения ошибок не делать, то они будут повторяться, только в более тяжёлом варинте, до тех пор, пока человек всё-таки не поймёт. На это толкает его душа, которая хочет выполнить ту задачу, для выполнения которой явилась. Другими, более понятными словами: «наступать на одни и те же грабли» — не есть цель души. Называть же ошибки грехом — крайне ошибочно, извините за тавтологию. Человек ошибается не нарочно, а в результате отсутствия правильной информации, правильного воспитания по какому-то вопросу, искажённого восприятия и т.д. Грех же — это когда человек знает, что совершает что-то плохое, тем не менее делает это. Но исправить положение он может в любом случае: сделав выводы после совершённой ошибки — в первом случае и перестав грешить, осознав и раскаявшись — во втором.
Отрицать же, что душа является искрой Божьей крайне недальновидно, по меньшей мере. Но мнение своё не навязываю. Пытаюсь просто объяснить свою позицию: Быть частичкой Бога (искрой) не значит быть Богом (пламя, состоящее из этих искр). Как ген человека не является человеком, но человек из них состоит. Отрицать или соглашаться с этим высказыванием решает только сам человек, читающий эти строки. Истина от этого не меняется.
Другое дело, если причиной перфекционизма является раздутое ЭГО, которое требует от человека доказать другим, что он лучше других и здесь присутствует факт превосходства над другими. Это может толкнуть даже на преступление (при определённых обстоятельствах. Например, подлог и т.д.)
Первая причина отличается от второй тем, что она существует ДЛЯ СЕБЯ, а вторая — ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ. Первая толкает человека совершенствоваться, а вторая — озлобляет, делает снобом и карьеристом. Ну, и чревата возможностью совершить подлог, подлость в отношении кого-то, если не удаётся честным путём доказать, что данный субъект лучше другого. Тема конечно обширнее. Это просто мысли на вскидку. И не обязательно, что в чём-то права. Если что, психологи могут меня поправить. Это лишь моё субъективное мнение.
Я вижу первопричины перфекционизма во влиянии семьи на внутренние установки личности. Например, чрезмерные ожидания и требования от ребенка; родительский перфекционизм в семье, который дети копируют; непринятие родителем ошибок, которые совершает ребёнок; авторитарное поведение родителя и т.п. А потом ещё школа с некоторыми педагогами, которые способствуют развитию перфекционизма, добавляет свою лепту. А после ещё массмедиа с их глянцевыми картинками красивой и счастливой жизни.
Мне кажется, что профилактика этого достаточно проста. Это транслирование ребенку родителями того, что он любим вне зависимости от результатов его действий, поведения, достижений. «Принесёшь ты двойку или нет, мы любим тебя всё равно — таким, какой ты есть». Безусловное принятие и любовь — и не будет у ребенка потребности заслуживать ту самую любовь через достижения. Тогда будет результат ради процесса и способность получать удовольствие от самого делания.
Без ложной скромности я бы точнее и лучше не сказал бы. Я бы только дополнил: эта самая мысль еще много тысячелетий назад была сформулирована буддистами: «не привязывайся к плодам дел своих». Но тогда корни перфекционизма и, как следствии его – заниженной самооценки – в недостатке (а то и полном отсутствии) культуры. А коли так, то тогда выходит, что человек, выбираясь из перфекционизма, ни только оздоравливает свою психику, но и возвращается в культуру?
Восточная мудрость она во многом про психологию. Майндфулнес (практика осознанности) уходит корнями именно туда. Я, кстати, на следующей неделе пойду на обучение (повышение квалификации) по теме «Психологическая помощь с применением экспресс-методов телесного осознавания «Майндфулнес»».
По сути, психология корнями уходит в философию, только вот когда она стала научной из нее убрали такое понятие как душа. Психология переводится с греческого, кстати, как учение о душе.
"Но тогда корни перфекционизма и, как следствии его – заниженной самооценки – в недостатке (а то и полном отсутствии) культуры. А коли так, то тогда выходит, что человек, выбираясь из перфекционизма, ни только оздоравливает свою психику, но и возвращается в культуру?"
Мне очень интересно следить за Вашим ходом мысли. У меня сразу возникают следующие мысли, а точнее пожелания к системе образования о том, чтобы азы психологии (именно то, что человек может применить в практической жизни: например, для постороения отношений с другими людьми, для воспитания детей, для саморегуляции своего психоэмоционального состояния) преподавались детям и поросткам в школе. Тогда многих психологических проблем у людей можно было бы избежать. Иногда на консультациях приходится объяснять людям очень простые вещи. Понятно – откуда им знать. В школе же этому не учат. А мне бы очень хотелось, чтобы учили.
Притом делал я это все исключительно для себя, и в первую очередь, чтобы сохранить свой творческий потенциал. А потому занимался и до сих пор занимаюсь этими практиками каждые сутки по 12 – 14 часов. Чтобы не ошарашить Вас таким заявление, поясню. Ложусь спать где-то в 24 часа. И сразу же принимаюсь за упражнения (дыхание, молитвы, самоприказ). Если просыпаюсь среди ночи, то и эту вынужденную бессонницу использую для практики. Окончательно встаю с постели часов в 10 утра, завтракаю, и вновь ложусь на практику, теперь уже для создания благоприятного творческого состояния, и тут уже делаю сознание чистым, как табула раса. При том стараюсь не думать и о том, ЧТО именно буду писать. На ум из абсолютной пустоты всплывает какое-нибудь случайное слово, или словосочетание. Вертясь в пустоте, оно обрастает другими словами по законам ассоциации и грамматической связи. Но в любом случае, когда пишу первую фразу или даже абзац, не знаю, о чем буду писать во втором и последующем абзацах. То есть по сути дела любая вещь пишется у меня сама по себе. Я лишь только поддерживаю в сознании пустоту.
Но, пожалуй, не менее важно и другое. В процессе творческого акта во всем моем естестве четко устанавливается состояние созидания. Пребываю в этом состоянии и после его завершения: делаю в нем все домашние дела, деятельно общаюсь с семьей, работаю на огороде – вплоть до очередных 24 часов, чтобы опять все запустить заново.
Если Вам будет интересен мой опыт овладения Майндфулнессом в свете Вашего предстоящего повышения квалификации, то в подробных деталях могу описать его. Тем более, что я разработал (как мне думается) и практику чуть ли ни мгновенного вхождения новичков в состояние Майндфулнесса под руководством, понятное дело, профессионального психолога или, как говорят в восточных культурах, Учителя.
Да, было бы интересно узнать Ваш личный опыт, связанный с Майндфулнес.
Разместил отдельным постом с моим ответом: vk.com/wall263897542_5838
Совсем недавно в моей жизни произошло одно большое и трагическое событие. Никто не умер и никто не получил настоящих травм. Но вся моя жизнь перевернулась вверх тормашками из-за одной подписанной (а точнее не подписанной) бумажки. Ощущение зависимости от чужих решений — чувство, которое я в жизни не испытывала, пожалуй, никогда. Даже в раннем детстве у меня была настолько стабильная уверенность в себе, что даже рамки детского (и впоследствии взрослого мира) я ощущала как лабиринт, игру, свод правил, изучив которые — я точно смогу выиграть. Так и выигрывала, практически во всем, вплоть до этого момента.
И сейчас перфекционизм мешает мне. Если ранее я могла сделать что-то получше, потратить больше времени, сил или эмоций — и вывести какую-то область жизни на уровень, хотя бы, 80-90%, то теперь, прямо здесь и сейчас — я ничего не могу поделать с решением абсолютно чужих людей, которые даже находятся далеко от меня и мне лично не знакомы.
Я никогда не была сторонником 100% перфекционизма. Я не боялась ошибаться и учиться. Я всегда знала, что через раз, или через десять раз, я точно смогу сделать что-то лучше — и этого было достаточно, чтобы наслаждаться процессом. Но сложно ощущать себя в ситуации подчиненной, несправедливой и абсолютно негуманной — и осознавать, что лично твои таланты, добрые намерения и старания были обесценены. Еще и на фоне расизма. Перфекционист внутри меня не сможет смириться с тем, что плохие люди тоже имеют власть и право решать за других. И как освободиться от этического перфекционизма (и нужно ли) — я не знаю.
Здорово, что подключились к нам, и большое спасибо за Ваше эссе! Читается как крик души.
Судя по прочитанному, Вы столкнулись с той сферой жизни, на которую не имеете влияния. Таких областей, кстати, в жизни человека достаточно много. И беря во внимание Ваш высокий уровень самоэффективности, это особенно сильно дестабилизировало Вас.
«Но сложно ощущать себя в ситуации подчиненной, несправедливой и абсолютно негуманной — и осознавать, что лично твои таланты, добрые намерения и старания были обесценены.» Могу себе представить. Это может вызывать много злости, обиду, а также чувство беспомощности.
«Я не боялась ошибаться и учиться. Я всегда знала, что через раз, или через десять раз, я точно смогу сделать что-то лучше — и этого было достаточно, чтобы наслаждаться процессом.» Судя по этому описанию, а также по мировосприятию в детстве, на перфекционизм это не похоже.
«Перфекционист внутри меня не сможет смириться с тем, что плохие люди тоже имеют власть и право решать за других.» В случаях когда мы не можем повлиять на ситуацию, есть ещё один путь – поменять отношение к ней.
Желаю Вам сил переварить до конца случившееся и восстановления внутреннего баланса (стабильности)!❤️
Это вопрос культуры, а не психологии. Если Вы хотите быть (специально утрирую это) «этнической расистской», то избавляться от (цитирую Вас) «этического перфекционизма» — не нужно: Вы уже полноценная расистка, хотя возможно и не желаете себе признаться в этом.
Поясню. Вот Вы написали (опять цитирую Вас) «…внутри меня не сможет смириться с тем, что плохие люди тоже имеют власть и право решать за других.» Это универсальный признак определения расизма: как только кто-либо считает, что есть люди иной национальности (иного этноса), которые – плохие, к тому же имеют власть и право что-либо решать за других – он по определению становится расистом. Противовес расизму – ТЕРПИМОСТЬ к инаковости.
Культурный человек принимает инаковость как данность, с которой нужно считаться, и. учитывая её, стараться максимально проявлять себя и в неблагоприятных условиях. То есть – жить не БЛАГОДАРЯ, а – ВОПРЕКИ. Такой навык чрезвычайно необходим в нынешнем времени усугубляющегося хаоса, когда нет единых правил игры, и чуть ли ни каждый своевольно устанавливает выгодные ему правила, и принуждает других слепо придерживаться их.
Вашу проблему можно образно нарисовать так: Вы, скажем, баскетболистка и стараетесь играть по правилам баскетбола, а те, кого Вы назвали плохими людьми – боксеры. И играют они с Вами по правилам бокса. Но самое поразительное, что в нынешних условиях и они, и Вы имеете одинаковое право играть так, как считаете нужным…
Данная инаковость (что я перечислила вначале, как и любое антисоциальное поведение) никогда не будет принята мною и всем цивилизованным обществом. Такое чувство, что вы пишите слова ради слов, или что еще хуже — чтобы оправдаться. Потом еще и свысока пытаетесь «решить» проблему, ставя метафоры, которые даже не подходят к ситуации (хотя, возможно, подошли бы в другом случае, который у вас в голове, но не в реальности).
Наличие власти у плохих людей всегда приводит в замешательство хороших, это нормально. Не понимаю, что вы (и кому, неужели мне?) пытаетесь тут доказать. Не уверена, что вы сами поняли, что написала я и додумали, лишь бы показать, как легко вы разбираетесь в человеческих проблемах и судьбах.
«Это универсальный признак определения расизма: как только кто-либо считает, что есть люди иной национальности (иного этноса), которые – плохие, к тому же имеют власть и право что-либо решать за других» — абсолютно неверно, вы додумали за меня всё. Для меня не важна национальность, я жила во многих странах и могу сказать, что есть множество культур, которые я люблю и уважаю. В данной ситуации есть люди (не важно какой национальности), которые имеют власть и используют ее, чтобы проявить свой расизм. Мне лично не важно какой они расы, я даже не уверена какой именно (есть несколько вариантов на выбор, я живу в довольно интернациональном обществе). Самое смешное, что вы пытаетесь казаться умным в ситуации о которой даже ничего не знаете.
Общий итог вашего монолога примерно такой: надо принимать педофилов, они тоже люди, а если кто-то кричит про них что-то плохое — у них самих что-то не так с этикой и сексуальностью :))) Отвечать на такую провокацию я не буду, надеюсь администраторы меня поймут, если я оставлю следующее сообщение этого человека без ответа. Я бы на их месте вообще бы удаляла такие явные нападки, да еще и на человека в беде. Антигуманность в чистом виде. Слово вами используется здесь явно не для того, чтобы нести добро в мир.
Вам советую хотя бы не лезть в чужие души с собственными разглагольствованиями . Оставьте это хотя бы художественной литературе, пожалейте ближнего.
В молодости, когда вступила в самостоятельную жизнь, вышла замуж, только и делала, что наводила идеальный порядок. И в квартире, и на работе, и в отношениях, и даже в головах близких людей, особенно супруга.
Со временем зверски устала и впала в глубочайшую многолетнюю депрессию. Пока до меня не дошло, в чём дело. Теперь потихоньку учусь принимать жизнь во всех её проявлениях. Процесс этот настолько многогранный, многоэтажный и многоканальный, что проходит через другие мини-, а то и макси-депрессии.
Не поверите, но результат наклёвывается только сейчас. А жизнь-то уже к закату! Возникает вопрос: успею или не успею насладиться великим душевным покоем? Может быть, это будет последний день моей жизни, когда Господь скажет: «Молодец, научилась! Твоя миссия выполнена, пора на небеса!»
И я помру, вся такая успокоенная и счастливая.
спасибо, что присоединилась! Мне отзывается написанное. Я тоже всю жизнь была перфекционисткой. Частично осталась ею и сейчас, но уже в здоровой форме. Без невротического намывания окон до дыр.
«Учусь принимать жизнь во всех её проявлениях» — как классно звучит. Мне думается, в принятии суть. Главное, что мы (и ты, и я) до этого в своём развитии дошли!
Мы, перфекционисты, своё стремление к идеалу можем переносить не только на себя и своё окружение, но и на мир в целом. И тогда возникают мысли, что мир вокруг должен быть идеальным. И здесь важно разделить этот самый мир на две зоны: зона моего влияния и зона моего невлияния. Вещи, на которые я не могу влиять, принимаю («Да, это ужасно, но это так»). А на ту сферу жизни, на которую я могу влиять, направляю своё внимание и иду к поставленным в соответствии со своими интересами целям. Куда направлено внимание, туда течёт и энергия.
Я помню, прочитала где-то или услышала, что здоровый человек может волноваться только о том, что от него зависит. Это стало для меня первой витаминкой на пути оздоровления.
…
При этом и проблем от перфекционизма немало: это прокрастинация, которая может перейти, и подчас переходит у меня в недовольство собой, в хандру (слово «депрессия» намеренно не использую, так как это уже диагноз, мне его не ставили… пока что). Также это вечные — бесконечные самокопания. Желание «дойти до самой сути» в любом вопросе, что сжирает кучу энергии, а КПД чаще всего невелик. Ну, и завышенные требования к другим людям, которые не всегда нужны. В близком кругу — да, в далеком — ну, а смысл? По итогу на меня нередко жалуются люди, с которыми я работаю или как-то взаимодействую из-за того, что их не устраивает моя требовательность, хотя она по большей части у меня сосредоточена на самой себе, а на других перекидывается по остаточному принципу:). Но и этого «остаточного принципа» некоторым, судя по всему, хватает))). То есть мне недостает философского пофигизма в восприятии жизни. Хотела бы этому научиться (воспитать в себе хотя бы отчасти).
2. «Почему делать ошибки — хорошо?» Говорят, мы на них учимся. И вообще лучше хоть какие-то действия с ошибками совершать, чем совсем ничего не делать. Но не всегда. Только в тех сферах, в которых цена этих ошибок не слишком велика. Например, если речь о вождении машины, то лучше уж ее не водить вовсе, чем косячить на дороге с риском для жизни))). Ну, а там тот же текст рассказа недостаточно причесать — это ладненько.
P.S. Недавно читала Талеба, у него в том числе и об этом — иногда лучше что-то не сделать, чем сделать и навредить. В той же медицине мы сегодня сталкиваемся с излишней диагностикой, с избыточными схемами в лечении и профилактике различных болезней. Это не всегда так уж хорошо и не всегда так уж безопасно.
P.S. И ещё — заметьте — я два эссе написала, хотя просили одно . Ох уж этот перфекционизм))).
Стремление к совершенству – это основной стержень человечества, благодаря ему мы и развиваемся. Это совершенно нормальное и я бы сказал, здоровое стремление. Но у этого стремления предела нет, как нет пределу и совершенству. То есть это бесконечный ПРОЦЕСС. И чаще всего он осуществляется методом проб и ошибок. И потому ошибки, и всякие иные трудности и даже катаклизмы — стремящегося к совершенству обескуражить не могут, ибо ошибаться на пути к совершенству нормально.
Тогда как перфекционизм никакого отношения к стремлению к совершенству не имеет. У него качественно иное устремление – неуемное желание каждым своим делом утверждаться среди людей (знакомых, близких, на учебе, на работе) Потому и дела перфекционистов прерывисты – нацелены от дела до дела, и делаются исключительно для того, чтобы получить у окружающих одобрение (пятерку от учителя, похвалу близких, или какую иную конфетку). И когда не получают, то естественно впадают во фрустрацию, которая переливается в хандру или депрессию.
Перфекционисты делают свои дела с оглядкой на кого-то из людей, а стремящиеся к совершенству люди оглядываются на Бога. К тому же вторые получают удовлетворение от самого процесса. А перфекционисты — только когда их похвалят. Но они вполне могут оказаться в категории здоровых созидателей, для этого нужно всего лишь научиться служить Богу, или какой-либо другой Великой Идее.
Так что не дай бог, если в нашем клубе будут преобладать перфекционисты. Поскольку тогда не только не будет никакого развития, но и клуб превратиться в обитателей басни Крылова, в которой кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Но у меня другие вопросы: а на кого оглядывается Ваш перфекционист, когда старается быть лучшим? Кто или что для него является путеводной звездой? Или мерилом совершенства?
Кстати вот хорошая статья о перфекционизме: quasa.io/ru/media/perfekcionist-kto-eto-takoy-kakimi-chertami-obladaet-plyusy-i-minusy-fenomena
Секрет здоровой самооценки кроется в хорошем знании себя, со всеми своими достоинствами и недостатками, и принятии последних.
Соглашусь с Вами и в том, что в идеале нужно, чтобы человека вела его идея, из которой складываются те или иные цели. Большие и созидательные, хотелось бы. Но опять-таки и в следовании за своей идеей важно не дойти до фанатизма.
«Тогда как перфекционизм никакого отношения к стремлению к совершенству не имеет.» Не соглашусь с Вами, Георгий. Очень даже имеет. Но в случае с перфекционизмом человек в большинстве случаев старается превозмочь самого себя. Это обычно не про конкуренцию или доказать, что я лучше других. А желание получать одобрение у окружающих — оно, как правило, неосознанное. Как научился ребёнок в детстве заслуживать любовь, так и продолжает во взрослой жизни.
В таком случае, давайте познакомимся. Я — перед Вами Впрочем, для самого себя мне далеко, очень далеко до идеала. Но я к нему стремился всю свою жизнь и до сих пор стремлюсь.
А то, что Вы не встречали таких людей — нет ничего удивительного: такие люди не ходят к психологическим консультантам, а предпочитают самостоятельно решать проблемы со своим психическим (духовным) здоровьем. Благо есть для этого обширная библиотека. К тому же люди занимались оздоровлением психики столько, сколько существует само человечество. Культурный (образованный) человек, по мне просто обязан быть духовно здоровым. То есть — заниматься психогигиеной так же привычно, как по утрам чистить зубы.
Откровенно говоря, мне очень сложно представить человека, которого никакие жизненные события не могут выбить из колеи. Мне думается, что такие события как, например, смерть близкого, война в стране, террористический акт, голод, смертельная болезнь, автокатастрофа, насилие, да даже потеря стабильной работы не могут не дестабилизировать человека.
ОБЕСКУРА́ЖИТЬ, -жу, -жишь; прич. страд. прош. обескура́женный, -жен, -а, -о; сов., перех. (несов. обескураживать). Лишить уверенности в себе, привести в состояние растерянности.
Вот это значение и вкладываю.
Откровенно говоря, мне очень сложно представить человека, которого никакие жизненные события не могут выбить из колеи. Мне думается, что такие события как, например, смерть близкого, война в стране, террористический акт, голод, смертельная болезнь, автокатастрофа, насилие, да даже потеря стабильной работы не могут не дестабилизировать человека.
Давайте, я на это отвечу так. Мне много лет, и на мою долю (на долю моей семьи) выпадали разные испытания. На некоторые я с нынешнего времени смотрю, как на свершившееся в буквальном смысле чудо. Ибо без Божьей помощи – мне бы их не преодолеть. Бывали и времена, когда приходилось работать по 16 часов в сутки тяжеленным психофизическим трудом, но на ощущение работалось легко, словно перелетал как бабочка с цветка на цветок. Похоронил четырех самых близких людей. Но никогда не выпадал из колеи. И это потому (абсолютно уверен в этом), что за моей спиной всегда стоял мой ангел-хранитель. Но также надо признать, все эти испытания выпали на мою долю после того, как я овладел приемами саморегуляции, то есть уже привычно занимался психогигиеной. А до этого был развалюхой, и с полным основанием могу признаться, что вряд ли прожил больше 30 лет. Именно осознание (предчувствие) такой ранней смерти и вынудило меня обратиться ко всевозможным (в первую очередь восточным) оздоровительным системам. Первым делом бросил курить, потом и пить, и остался в полном космическом одиночестве, поскольку все мои друзья были выпивохами. Да и сейчас, когда мир сходит с ума (идет война), я все это воспринимаю, как уже писал, обнаженными нервами. И все свои помыслы направляю на думание — КАК должен выглядеть мир после этого глобального катаклизма (который, кстати, предвидел давно). Безусловно, я по жизни переживаю, и нервы мои порою бывают натянуты, как струны, но всекие переживания сублимирую в творчество: я это могу делать.
Благодарю Вас за самораскрытие. Для меня это ценно.
«Безусловно, я по жизни переживаю, и нервы мои порою бывают натянуты, как струны, но всекие переживания сублимирую в творчество: я это могу делать.» Я бы это назвала самотерапией. Да, таким людям как Вы, психотерапевты или психологи, как правило, не нужны, поскольку у них имеется способность разобраться и справиться со своими трудностями самостоятельно.
Например, я с удовольствием верстаю хорошие книги, а книги, которые лично мне по содержанию не отзываются, делаю через силу. В этом тоже мой перфекционизм — либо хорошо, либо никак. Но раз надо, наступаю себе на горло.
Точно так же со сценическими костюмами — делала костюмы лучшему хореографическом коллективу нашего города. Руководитель сменился, танцы стали хуже (по моей личной оценке!), и я перестала сотрудничать. Коллектив тот же, авторитет у коллектива сохранился, деньги за костюмы готовы платить, а я расхотела и всё.
Ну, разве плохо, то, что Вы написали? Разве плохо делать то, что нравится и не делать того, что не нравится. А если и делать то, что не нравится через силу, но ведомой при этом чувством долга? Но только где тут фрустрация, хандра и депрессия, как обратная сторона перфекционизиа? Вы, по мне – прекрасный профессионал. И я Вас, безусловно, зауважал еще четыре года назад именно за ярко выраженный профессионализм.
Огромное спасибо за высокую оценку моих способностей. Не ожидала. Но так приятно! Я Вашему мнению верю.
И человек, который в прошлом перфекционировал, вполне может достичь такого уровня, шагая по лестнице саморазвития.
Какой глубокий самоанализ! Восхищена твоей способностью к саморефлексии. Спасибо, что присоединилась!
Рада твоим успехам и достижениям в обучении и карьере! И здорово, что отношения у тебя строятся по принципу самоценности, а не созависимости. Согласна, что выбор круга общения это про стремление к лучшему. А ещё про любовь к себе.
«Философский пофигизм» это классно сформулировано! Типа из серии: «А чё переживать – всё равно все умрём».
«Недавно читала Талеба, у него в том числе и об этом — иногда лучше что-то не сделать, чем сделать и навредить.» Согласна. Но для перфекциониста, который сильно боится ошибок, но при этом хочет изменить свою жизнь, наверное всё же больше подойдёт принцип «Лучше сделать коряво, чем не сделать вообще».
«В той же медицине мы сегодня сталкиваемся с излишней диагностикой, с избыточными схемами в лечении и профилактике различных болезней. Это не всегда так уж хорошо и не всегда так уж безопасно.» Для меня это не про перфекционизм, но про бизнес. Во всяком случае в нашей стране. Как в России работает система здравоохранения я не имею достаточно информации, чтобы судить.
…
Саморефлексия в моем случае не всегда сопровождается правильными действиями, увы. Человек я горячий и вспыхиваю порой быстрее, чем успеваю подумать и маленько остыть, но… стремлюсь к тому, чтобы стать более уравновешенной хотя бы во внешней социальной сфере. Мои домашние-то уже вроде привыкли к моим вспышкам и затмениям))). Терпят пока .
…
Про медицину: я нечётко выразила мысль, но имелось в виду, что склонные к перфекционизму во всех сферах люди нередко начинают «залечиваться»: проходить бесконечные диагностики и пить то одно, то другое «для профилактики», хотя, по сути, многие нынешние лекарства — это больше про бизнес, чем про здоровье, как ты верно и заметила.
«Человек я горячий и вспыхиваю порой быстрее, чем успеваю подумать и маленько остыть, но… стремлюсь к тому, чтобы стать более уравновешенной хотя бы во внешней социальной сфере.» У моего мужа тоже такой темперамент. Первое, что приходит на ум — против природы не попрешь
"… склонные к перфекционизму во всех сферах люди нередко начинают «залечиваться»: проходить бесконечные диагностики и пить то одно, то другое «для профилактики»" Ну это уже больше похоже на людей с неврозом, ипохондрией. Как ты правильно заметила в другом комментарии, важно отличать перфекционизм у здоровых людей от перфекционизма у людей с неврозом. Невроз это диагноз. Там много тревоги, страхов, охранительного поведения и т.д. А до тех пор пока перфекционизм не мешает жить, ничего с ним делать не надо (в плане посещения психолога).
Повторяю еще раз, стремление к совершенству – это нормальное человеческое стремление. Я бы назвал его третьим фундаментальным человеческим стремлением, после стремления к жизни и стремления к смерти. В нем нет ни малейших болезненных проявлений, как при перфекционизме. Когда человек добросовестно выполняет свои дела – это всегда хорошо. Ну, тогда давайте зайдем с другого конца. Качественно (приближенные к совершенству) дела может делать только профессионал. А разве профессионал позволит себе попусту сжигать свою жизненную энергию во фрустрациях, хандре и тем более депрессии? Всякий относящийся к своему делу профессионально, так же профессионально относится и к самому себе. И в первую очередь выявляет всякие косяки в самом себе, чтобы впредь максимально полно реализовать именно внутренние свои резервы. Он обмозговывает всякое дело (вынашивает его в себе) еще до того, как взяться за него, предполагая всевозможные варианты его исхода (результата) и для каждого предположительного негативного варианта загодя вырабатывает противоядие. А потому никакая неудача не может застать его врасплох.
То есть антиподом «болезненному» перфекционизму (а иначе он не считался бы психологами недугом, от которого нужно излечиваться) – выступает ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. И вот вам, милые дамы, вопрос на засыпку: а вы лично считаете себе профессионалом своего дела (профессионал в своем деле – практически всегда бывает профессионалом и в других делах)? Если считаете – то вопрос исчерпан. Если нет, то рискну предположить, что никогда им не станете. Поясню почему: любой профессионализм начинается с чувства ОТВЕТСТВЕННОСТИ за себя, семью, мир.
А перфекционист как огня боится именно ответственности. Потому что еще в школе приучился перекладывать ответственность за полученные им знания на учительницу. А приобрести ответственность в зрелом возрасте даже в ходе самосовершенствования чрезвычайно трудно. Безответственный человек, увы, навсегда остается безответственным. И в перекладывании ответственности на других (обратная сторона желания утвердиться среди них) – достигает изощренной изобретательности.
Пишу так дотошно, потому что абсолютно уверен в вашем профессионализме. Просто вы, полагаю, путаетесь в терминах.
То есть перфекционист — делает только дело, а профессионал — делает и дело, и самого себя. И в этом их качественное различие.
Георгий, если бы всё было так просто. И профессионалы падают в депрессию, и выгорают, и фрустрируют.
Профессионализм, как я уже написал, так же как совершенство -не имеет предела.
Профессионалы, о которых Вы написали — скажу совсем мягко — недостаточно профессиональны. Поскольку ежели не смогли или не захотели с выгоранием справиться сами, то хотя бы вовремя обратились к психоаналитику, или духовнику.
Но, Ольга, под лежачий камень вода не течет.