"Патерсон" - медитативный фильм о городе, человеке и поэте

"Патерсон" - медитативный фильм о городе, человеке и поэте

                                                                          "Иногда пустая страница открывает массу возможностей" (случайная-неслучайная фраза из фильма)

Здравствуйте, уважаемые участники литературного клуба и гости рубрики «Литературное кино»! Сегодня, в первые осенние по календарю, но летние по погоде деньки, предлагаю вашему вниманию поэтичный и неспешный фильм о… О человеке, который водил автобус?.. О странной семье, в которой супруг писал стихи и никому их не показывал, а жена каждый день демонстрировала миру новые таланты то в кулинарии, то в дизайне, то в музыке? О рутинной жизни, в которой почти все повторялось как по кругу? Все это и так, и не так. Скорее этот фильм – о самой сути поэзии, это попытка показать невыразимое, в полной мере неподвластное визуализации. Встречайте, «Патерсон»!

Напомню, что Патерсон – это один из самых крупных и в то же время бедных американских городов, расположенный в штате Нью-Джерси, но… к фильму этот суровый реализм имеет крайне мало отношения. И это неудивительно: во-первых, режиссер и сценарист картины – Джим Джармуш, и этим все сказано. На самом деле, не все, вторая причина особой, романтизированной оптики кино – в том, что мы видим все происходящие в нем события глазами необычного жителя города, поэта, в свободное от поэзии время работающего водителем автобуса. Хотя он и в любом своем рейсе по хорошо знакомым маршрутам не забывает о стихах — собирает интересные сюжеты, выхватывает из жизни любопытные, причудливые образы, прислушивается к шуму будней и к диалогам случайных людей, чтобы вечером записать все впечатлившее его; все, дополненное воображением, в свою тайную записную книжку. Зовут этого необыкновенного героя в обличье простого работяги так же, как и сам город. Возможно, в этом странном совпадении имен – указание на то, что герой является самой душой этого прозаичного на первый взгляд места, городка Патерсона.

Поэтичный молодой человек действительно чувствует себя в пространстве максимальной обыденности весьма комфортно и расслабленно, он способен радоваться ежедневным мелочам, легко знакомится с людьми в баре и возле дома, не забывает здороваться с соседями и… при этом ни разу не выходит из своей «скорлупы».

Главная городская достопримечательность – водопад Грейт-Фолс. Именно возле него любит сидеть задумчивый Патерсон, наедине со своими текстами, регулярно появляющимися на свет. И эти минуты, а порой и часы, проведенные им в одиночестве, становятся для него ключевыми в его неприметном существовании, они и являются его настоящей, действительной жизнью, на фоне которой теряются, меркнут все остальные события и мелкие случаи, ежедневно повторяемые, такие как рабочая рутина, всегда эмоциональные разговоры с женой, прогулки с собакой и вечерние посиделки за кружкой пива.

«Еще одно

В детстве ты узнаешь, что существует три измерения: высота, ширина и глубина. Как у коробки из-под обуви. А потом тебе говорят: “Есть еще и четвертое — время”. Некоторые даже считают, что бывает и пятое, шестое, седьмое…».

Героя фильма вдохновляет пример Уильямса Карсона Уильяма, известного поэта и врача-педиатра, долгое время жившего в Патерсоне и написавшего о городе эпическую поэму. Так же и герой Джармуша делит свою жизнь на две сферы: поэтическую, неведомую для большинства, и профессиональную, открытую всем. На вопрос о том, кем он работает, он дважды в течение фильма отвечает, что водителем. Но все же внутренне он, думается, ни разу не сомневается в том, что он в первую очередь поэт и что пишет по-настоящему хорошие тексты. Это и дает ему силы не останавливаться — писать ежедневно, как будто бы между делом, поднимаясь над суетой. Его стихи – это органичное продолжение самой жизни: монологи о самом себе и диалоги с любимыми; вопросы о смысле жизни и о сути каждого дня; ода бытовым мелочам, вдруг оказывающимся предельно важными.

Непоэтичных тем и образов для Патерсона, кажется, не существует. Работа по-своему удовлетворяет его страсть к перемене мест; жена Лора — его поддержка и опора — воплощает собой вдохновение; приятели из бара – яркие эксцентрики, о каждом из которых можно было бы написать роман. Даже из обыкновенного коробка спичек у поэта рождается стихотворение о любви.

«Стихотворение о любви

У нас так много спичек в дома, протянешь руку и возьмешь. Сейчас мы покупаем синие “Огайо”, хотя нам прежде нравился “Алмаз”. Но прежде мы не знали об “Огайо”. Они прекрасны, эти чудо-коробки, и сделаны на совесть.

На синем фоне – бело-голубые буквы, словно летят из рупора и громко возвещают миру: “Вот спичка, краше которой нет на свете!” На гладкой тонкой ножке из сосны – шероховатая лиловая головка, разумная и пылкая.

Она всегда готова вспыхнуть, дать огня, который, может быть, однажды коснется первой сигареты любимой женщины твоей».

«Вы все еще ищете подходящие темы для стихов?» — как бы вопрошает герой у мучающихся творческим кризисом авторов и … продолжает писать о своей любви и печали, о городе и о себе, превращая, казалось бы, банальные темы и предметы в оригинальные, глубоко прочувствованные, берущие за душу. 

В действительности в фильме звучат простые, но по-своему философские стихотворные тексты Рона Паджетта. Полностью их можно прочесть по ссылке:  https://stihi.ru/diary/miillarr/2017-03-22

Непростые обстоятельства жизни, которые так многим мешают состояться, кажется, так же не властны над Патерсоном, как и «удушающая» рутина. Он ежедневно встает в шесть утра, работает целый день, чтобы потом немного посидеть у водопада со своей тетрадкой или пару часов поработать над текстами в полуподвальном помещении, отведенном под кабинет в маленьком, лишенном излишеств домике, который он делит с любимой женой. Способствуют вдохновению одни и те же звуки шумящей воды, мелодичный голос супруги, да небольшая коллекция драгоценностей, включающая в себя открытку с изображением Данте Алигьери из Италии и фото все той же сияющей, улыбчивой Лоры.

В фильме Джармуша, по сути, нет сюжета. Это просто запечатленный на пленку отрывок из жизни, заставляющий о многом задуматься. На протяжении двух часов нам показывают день за днем одну неделю, проживаемую героем – неделю, в которой каждый день похож на предыдущий, но при этом едва ли не постоянно происходят какие-то интересные случаи — только успевай замечать! Например, в один из дней Патерсон встречает рэпера, который сочиняет свои тексты там, где на него «накатывает» — а именно, в постирочной:). Патерсон удивляется такой странной  «творческой лаборатории» и желает единомышленнику успехов в поэзии. В другой обычный-необычный день водитель и поэт выступает «спасителем», отнимая у подвыпившего мужчины револьвер, которым тот грозит убить себя или бывшую возлюбленную, которая его бросила. Правда, по факту оказывается, что пистолет был игрушечным, и такими же не реальными, показными были и чувства актерствующего мужчины. В третий день ломается автобус и Патерсону приходится уйти с работы пораньше, пока его транспорт ремонтируют. В четвертый он встречает девочку-подростка, по сути — своего двойника, ведь она пишет тексты один в один похожие на его собственные. Наконец, самое драматичное, возможно, «судьбоносное» событие происходит на выходных, когда Патерсон с женой идут в кинотеатр, а в это время их собака раздирает в клочья его творческий блокнот. Так написанные за последний год стихи Патерсона оказываются бесследно погибшими, поскольку он не только не размещал их на каком-нибудь американском аналоге стихиры, но даже и не снимал с них копии, несмотря на многочисленные просьбы жены. Не сохранял он свои тексты и на айфоне, да и никакого айфона у него не было, потому что зачем, если «люди жили и без мобильников».

Максимальный эскапизм героя, возможно, губит его, не давая его таланту разгореться и ему самому – в полной мере реализоваться в любимом деле, а, возможно, спасает его от прагматичного подхода к поэзии, от компромиссов с совестью, от испытания известностью. Однозначных ответов фильм не дает. Но в финале происходит еще одно по-своему знаменательное событие – герою, одиноко сидящему у водопада, чувствующему себя неуверенно без своей записной книжки, дарит блокнот поэт и исследователь из Японии, приехавший в Патерсон, чтобы лучше понять творчество Уильямса Карсона Уильяма. Неожиданное сближение персонажей, их схожие вкусы и взгляды показывают, что мир поэзии намного шире, чем, возможно, представлялось Патерсону, и намного ближе к нему, чем он привык думать. «Пустая страница открывает массу возможностей» — глубокомысленно изрекает японец, то ли намекая на новые стихи, которые напишет Патерсон в своем новом блокноте, то ли на то, что герой начнет как-то по-другому, по-новому писать и так же по-новому посмотрит на самого себя и свою жизнь.

О фильме «Патерсон» можно говорить долго, цитируя и комментируя его серьезно-философские и забавно-ироничные диалоги и монологи, но… лучше один раз посмотреть, тем более что это размыслительное кино, с моей точки зрения, прекрасно подходит к ранней осени. Тем, у кого есть два часа относительно свободного времени, очень рекомендую фильм к просмотру! Помимо близкой многим поэтической тематики и известного режиссера с узнаваемым «почерком», весьма хороши и исполнители главных ролей. Это и талантливый, ярко своеобразный актер Адам Драйвер в роли медлительного, аутично-созерцательного Патерсона; и приковывающая к себе взоры Гольшифте Фарахани, великолепно исполнившая его эмоциональную, взбалмошную супругу. (Харизматичная актриса родом из Ирана, но уже долгие годы по политическим причинам живет во Франции и снимается у европейских и американских режиссеров). Колоритен также образ бармена, которого сыграл профи вторых ролей — Барри Шабака Хенли. Завораживает и теплая, светящаяся атмосфера фильма. «Мы как будто попали в XX век» — говорит супруга Патерсона во время своего киновизита, и тот же самый ретро-эффект испытывает зритель во время просмотра медитативного кинополотна авторства Джармуша.

Ссылка для просмотра (одна из): https://vk.com/video-39165340_456250776

***

По традиции сопровожу рецензию вопросами около кино. Их довольно много, но можно отвечать выборочно на те, которые показались вам наиболее интересными:

  • 1) В фильме Джармуша показан поэт, который прежде всего ценит текст как процесс. Не писать он не может, а результат для него вторичен. Патерсон не стремится к публикации своих творений, ему достаточно мнения о них собственной жены. В чем, с вашей точки зрения, сила, а в чем слабость такого подхода?
  • 2) В фильме демонстрируются две модели отношения к творчеству – это созерцательное отношение к поэзии Патерсона, который ничего не ждет от внешнего мира и прячется от реальности в свой кокон, и более активное поведение его супруги, которая, напротив, стремится к известности и монетизации как творчества своего супруга, так и каждого своего хобби. При этом она не может долго заниматься чем-то одним и постоянно растрачивает себя на все новые и новые начинания, не достигая в них успеха. Джармуш по-своему иронизирует и над тем, и над другим персонажем. С кем из героев Вы бы сопоставили себя? Чего Вам не хватает: созерцательности, активности или баланса того и другого?
  • 3) Для Патерсона не существует банальных или неинтересных тем. Он пишет под влиянием момента, причем вдохновляет его, судя по всему, буквально каждый момент жизни. Ваше вдохновение столь же некапризно или же Муза посещает вас урывками, быть может, в самые неподходящие моменты жизни (такие как, например, работа над важными документами или прохождение отчета по НИР:))?
  • 4) Делите ли вы темы на поэтичные и не вполне? Пишете ли стихи к юбилеям и памятным датам или считаете, что это недо-поэзия, которой не стоит заниматься, чтобы не растратить на мелочи свой талант?
  • 5) В фильме Джармуша герой, вместо того чтобы бороться с рутиной, поэтизирует ее, подмечая ее радостные, необычные, смешные etc. стороны. Что значат новые впечатления для вас? Они жизненно необходимы, чтобы разбудить фантазию, или вторичны и не влияют на количество и качество написанных вами текстов? Ваши стихи – это чаще отклик на внешний мир или ода миру внутреннему?
  • 6) Для тех, кто посмотрел фильм. Легко или сложно было втянуться в медлительное киноповествование? Какие интересные эпизоды и образы вы для себя отметили? Какое настроение было у вас на протяжении просмотра и менялось ли оно?
  • 7) Также для посмотревших фильм. Давайте пофантазируем, как сложилась жизнь Патерсона после знакового подарка поэта-японца. Придумайте свою версию развития киносюжета и поделитесь ею в комментариях! :) Приветствуются неожиданные и захватывающие варианты))).

До встреч в беседе! Искренне ваша, Лена  

+8
1082
RSS
07:19
+1
Для меня этот фильм важен тем, что он создан наперекор расхожему мнению толпы, будто люди творческие по своей сути как правило ненормальны. Склонны к шизофрении, порочны и т. д. Причём эти домыслы подтверждались «исследованиями» людей творческих из числа действительно больных, либо сильно пьющих. Как будто не было примеров великих художников, поэтов, композиторов с совершенно здоровой психикой, ясным складом ума и высоконравстенных. Мне очень дорог этот фильм потому, что я сам общаюсь с такими людьми, как этот скромный водитель-поэт, с с самыми нормальными, ответственным и знаю, как трудно бороться со стереотипами общественного мышления. Это поступок.
11:20
+1
Алексей, спасибо за интерес к фильму! Этот диалог у нас начался ещё ранее, тема интересная, сложная, и мне все-таки кажется, что Вы смешиваете несколько проблем в одну. Вряд ли можно отрицать тот доказанный факт, что 1) многие (не все, разумеется!) писатели чем-то по психической (психологической) части болели. Так и обычные ведь люди, не писатели и не художники, болеют. Разве нет? Почему Вас это задевает? Просто к творцам приковано внимание «толпы», это естественно. А какая-нибудь условная баба Таня беспокоит только своих соседей, когда слышит голоса за стеной и переговаривается с ними.
Например, у Достоевского была диагностированная эпилепсия и ряд других психологических отклонений, вероятно, связанных с ней. Писателя наблюдал доктор Яновский, оставивший даже медицинские воспоминания об Ф.М.: ru.m.wikipedia.org/wiki/Яновский,_Степан_Дмитриевич Жена Ф.М. Анна Григорьевна тоже оставила свои, уже семейно-личные воспоминания, написанные с огромной любовью и чуткостью, но и в них она отмечала сложные для нее, для самого Достоевского резкие перепады характера, жуткие изматывавшие его приступы. Да и сам писатель ведь не скрывал этого факта — в «Идиоте» он описал эпилептический припадок у Мышкина, одного из своих любимых героев.
У многих писателей (поэтов) проблемы были не диагностированы, но они видны по их биографиям. Пример — Марина Цветаева. Вероятно, страдала депрессией, что и привело ее — человека, воспитанного в атмосфере
христианских ценностей — к самоубийству. И это вполне объяснимо, с учётом тех тяжелейших условий жизни, в которые она попала (!). Арест и убийство мужа, арест дочери, страшная бедность вплоть до нищеты и все это — вкупе с полным неумением управляться с бытом (детство ведь у поэтессы было «золотое», хотя и тоже по-своему печальное из-за ранней смерти матери. Навыки домашней бытовой работы у Цветаевой не были выработаны — из-за этого ей было тяжело вдвойне, втройне...). Сложнейшая, драматичная история жизни.
К тому же многие писатели чрезмерно много работали — это закономерно приводило их к истощению, проблемам и физического, и психологического плана — тот же Оноре де Бальзак с его безумным графиком жизни и тоннами кофе. Или Гофман, который и вправду слишком много пил. Герцен об этом написал: «Всякий божий день являлся поздно вечером какой-то человек в один винный погреб в Берлине; пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. ...». Вряд ли с этими фактами стоит спорить.
2) Многие писатели сами создают себе ореол таинственности, даже каких-то отклонений, показывающих степень их свободы самовыражения, быть может. Например, Брюсов, Сологуб, многие деятели Серебряного века отличались подобными мистификациями. И сегодня тоже есть и перформансы, и авторы, которые придумывают — сознательно — некий образ себя, далёкий от реальности, и сживаются с ним.
3) Да, бывает такое, что СМИ хочет показать того или иного актера, поэта, художника — известную личность — в черном цвете, раскрыть неприглядные детали биографии, вывалить на публику психические диагнозы… Это серьезная проблема. С ней нужно бороться, в том числе в судебном порядке.
4) В последнее время, в связи с популяризацией психологии, существует некая романтизация психических расстройств. Вероятно, в ответ на стигматизацию тех же расстройств в обществе. Это подчас обретает нездоровый характер. Думаю, общество постепенно насытится психологией, как насытилось в свое время юриспруденцией или дизайном, которые тоже пережили свои волны популярности. Будем надеяться, что таких перекосов будет поменьше. Конечно, не стоит поэтизировать болезни, какие-то отклонения и патологии. Вместо этого лучше создавать привлекательные образы людей здоровых, ведущих правильный образ жизни, а не разрушающих себя тем же алкоголем или наркотиками (алкоголизм, наркомания — страшнейшие, плохо поддающиеся излечению болезни). Здесь можно вспомнить многие образы смелых, крепких, во всех смыслах правильных коммунистов из фильмов соцреализма, кстати. Пропаганда? Да. Но пропаганда нормальных человеческих качеств, отношений, созидательного труда.

Итого. Люди разные. Представители разных профессий, увы, болеют. В том
числе по психической части. Люди творческого склада просто часто бывают более нервными, принимающими многие вещи близко к сердцу, в этом плане склонность к нервным заболеваниям у них вполне может присутствовать. Прекрасно, что ваши друзья и знакомые — люди здоровые, ответственные, сильные духовно. Говорят, подобное притягивает подобное:).
15:05
+1
Фильм посмотрела.Да, тяжеленько втягиваться в столь нединамичное действо.Но нужно было досмотреть до конца.Главное впечатление-всех жаль.И парня-водителя, и его взбалмошную супругу, жгуче-красивую, и мудрого пса.Патерсон-просто хороший парень, который стремится к гармонии, к миру и чтоб всем было хорошо.Но чего-тт мне в нём не хватает.Жизни, энергии.Мне симпатичнее бармен.Колоритен, выразителен, с чувством юмора…
Ох уж эти двойняшки! В глазах двоится… Судьба пополам, ум пополам, одежда пополам.Ну, нафиг)
Думаю, Патерсон так и проживёт жизнь, без потрясений, без перемен.День за днём.
Стихи прекрасные.Надо всё-таки взять на досуге Дикинсон.Только что прочла серию амер.детективщицы Слотер, и там была крош.цитата из Эмили Дикинсон.Значит, прочту.
Спасибо, Елена, за наводку! Фильм, в первую очередь, интересен для любящих пофилософствовать.
Стихи чудесные.
19:37
+1
Добрый день, Полина! Рада Вашему участию. Патерсона, конечно, живчиком не назовешь, это факт:). Парень не огонь, скажем так. Но мне лично понравилось, как актер играл героя одним взглядом и выражал свое настроение уголками глаз. Хорошо были переданы его поэтическая отстранённость и созерцательный подход к жизни. На контрасте с женой. Мне самой, кстати, не было жаль ни того, ни другого почему-то — показалось, что они оба живут мечтами и их это устраивает. Как минимум они создали свой уютный и добрый мир, противостоящий внешним жизненным бурям. Это само по себе неплохо. А бармен крутой, да. Да и этот, с игрушечным револьвером, тоже однозначно колоритный неврастеник))).

Согласна с Вами, тема двойничества для этого фильма ключевая. И сама Эмили Дикинсон тоже, по сути, двойник Патерсона, если вспомнить про ее затворнический образ жизни и про то, что крайне мало кто знал о ее поэзии до момента ее смерти. Такие интересные переплетения в этом кино, и связь эпох тоже присутствует: www.livelib.ru/articles/post/44280-emili-dikinson-kak-bezumnaya-staraya-deva-okazalas-genialnoj-poetessoj-kotoruyu-znaet-v-ssha-kazhdyj
Интересного Вам знакомства с творчеством Дикинсон! Поделитесь потом кратко своим впечатлением — очень любопытно, что у поэтессы Вас зацепит, что оставит равнодушной.
Хорошо))
12:31
+1
Хороший вопрос: за что дают приз, ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ, на Каннском кинофестивале?

Не могу утверждать точно понравился мне этот фильм или нет. Но то, что оставил во мне какие-то осадки, то да, я даже попыталась понять их.
… Стихи про спички, водопад, что-то рядом увиденное, услышанное… Поэзия скучной жизни. Тема маленького человека в городе с поэтической душой, у которой стихи могут возникнуть в любой момент…
Что cказать? А ведь он, этот водитель, простой человек, жить не может без своей поэзии. И за баранкой, и дома все время хватается за ручку и свой секретный блокнот. Он пишет их для жены, в стол, и не думает даже издаваться. Лора, единственная, кто их читает и слышит. Она ими восхищается и даже просит его, чтобы опубликовал их, или хотя бы скопировал, как будто предчувствовала что-то… Но он словно не слышит ее, ему это не надо. Он живет в своем поэтическом мире, в городе, одноименном, и даже его автобус, маршрут № 23, с такой же одноименной надписью: Патерсон. Ему хорошо здесь, несмотря на одни и те же каждодневные действия и функции, и на протяжении всей недели ничего нового… Хотя нет, что-то такое было из нового, Лора вытащила его в кинотеатр, но он там ел попкорн… Жена со своими причудами, но он ее не упрекает, ему все нравится. Отношения у них замечательные, любящие. Фильм спокойный, не давит на психику, хоть и слышишь порой эту заунывную, монотонную мелодию. Она, мне кажется, подчеркивает его внутреннее состояние. Он весь там в своих чувствах. И иногда даже выглядит странным, как будто не от мира сего. Но нам — то, поэтам, такое состояние очень даже хорошо известно, не правда ли? Наверное, фильм тем и хорош, что главный герой — не звезда, и не тянется к этой популярности, известности, а простой человек, который любит и пишет поэзию для себя, жены. Ему хорошо от этого, так почему же он не может заниматься своим любимым делом?
Еще очень-очень много для себя подчеркнула всяких разных моментов. Например, как чисты их утренние пробуждения. Наконец, хоть один американский режиссер показывает человеческую любовь без этих откровенных сцен ( как они уже опротивели!).
В общем, порядочный фильм, без пошлости, без гадости… смотреть можно.
Спасибо, Елена!
12:58
+1
По фестивалю — главный приз по идее за художественные достоинства и новые тренды в мире кино, даётся, если кратко. По каким критериям идёт оценивание — сама не знаю. Одна из первых ветвей досталась и Михаилу Калатозову за «Летят журавли», в дальнейшем наши режиссеры этот приз не получали. Но там есть ещё много других номинаций, кроме основной — например, лучший дебют, лучшая короткометражка, документалка и т.д. Подробнее про историю и номинации можно прочесть, например, здесь: kulturologia-ru.turbopages.org/turbo/kulturologia.ru/s/blogs/280419/42956/
13:05
+1
По фильму — рада, что смотрите и комментируете! Да, фильм Джармуша — прямо как отрывок из жизни. Такое максимальное приближение к действительности, с образами маленьких людей, живущих незаметно. Знаете, меня саму, наверное, как раз этим кино и зацепило. Часто нам показывают тех же поэтов, людей искусства, как каких-то ярких, эксцентричных и харизматичных, хотя и не всегда простых в общении, людей. (Такие фильмы тоже в дальнейшем обсудим). Но ведь это просто один из расхожих штампов. А здесь нам показали неприметного, тихого человека, мимо которого так легко пройти мимо… Живущего с внешней точки зрения совершенно обыденно и просто. И начинаешь задумываться над тем, как часто мы не замечаем по-настоящему талантливых людей, которых куда больше, чем кажется. И какая, по большому счету, разница — пишут они в тетрадку или в литературный журнал?.. Их способ восприятия мира тот же, что и у авторов — признанных профессионалов своего дела.
И еще, по ходу просмотра, я для себя отметила некоторые интересные, на мой взгляд, эпизоды, выражения в этом фильме.
Это:
Диалоги обычных пассажиров в автобусе, странные картины в доме на стенах висят, Патерсон заглядывается на двойняшек — близнецов
( сон жены), почтовый ящик все время падает на бок ( никак не отремонтируется хозяином), а собачка, как специально, его опрокидывает. Вообще, мне кажется, этот бульдог их ревнует и пакостит даже. Не взяли с собой в кинотеатр, он изгрыз его блокнот со стихами на мелкие кусочки. Патерсон каждый вечер заходит в районный бар, пьет пиво ( водитель!), с утра же на работу! Ревностные сценки посетителей, стрельба из ненастоящего пистолета, где Патерсон очень храбро поступил, и хоть пули пластмассовые, ( но кто знал тогда об этом? ) тут быстрота сработала.
Еще я обратила на откровенные разговоры в фильме ( люди делятся своими личными проблемами). Знаете, это мне напомнило наш СССР, теперь не так, не услышишь этого. Странно почему-то, но очень много темнокожих лиц, европейских мало. Не была в Америке и ничего не имею против африканского населения. Город показан таким, какой он есть. Местами чист, местами не убран, много мусора по обочинам… Все правильно — правде надо смотреть в глаза. Несколько выражений врезалось мне в мозг: « Наш мир существовал хорошо и до мобильников… автобус мог бы взорваться, как огненный шар… это были лишь слова на воде… я тогда сорвался с катушек, а у тебя вид пришибленный»…
Стихи известных американских авторов упоминаются, встреча у фонтана с японцем и его фразы « я дышу поэзией,… иногда пустая страница открывает массу возможностей»… И, уходя, дарит ему новый блокнот. Это опять будет поводом Патерсону писать стихи.
Место у фонтана пейзажное, с мостиком и скамейкой. Справа установлен американский флаг… для чего?
Это место будто создано для того, чтобы привлекать сюда поэтов.
17:57
+1
Да, Ольга, согласна, весьма интересны все те детали и моменты, которые Вы выделили. Прекрасный киноурожай собрал ваш внимательный взгляд. Насчёт диалогов простых людей — это вообще сильная сторона Джармуша. Весь его сборный фильм «Кофе и сигареты» из таких диалогов состоит. Это сборник по-своему философских ч.б. короткометражек. Про повторы — фраза «автобус мог взорваться, как огненный шар» — тоже повторяется двумя персонажами. Как будто бы это мысль самого Патерсона, подхваченная ими:). А фраза про слова на воде — это и своего рода отношение героя к своим текстам (главное — то, что он их пишет, а не то, что они останутся и останутся ли после него), и тоже отсылка к предшественникам, возможно, которые умерли безвестными, но потом их стали читать. Среди них и Эмили Дикинсон, выше упоминавшаяся в беседе.
Я знакома с ее творчеством поверхностно.

Мысль умирает,
говорят,
Лишь произнесена.
А я скажу,
Что в этот миг
Рождается она.
19:56
+1
Да, интересные строки про вербальное — невербальное. Этот вечный вопрос — подвластно ли невыразимое выраженью? — тоже в фильме затронут.
15:29
+1
Всё прочитала с большим интересом! О фильме Вы, Лена, написали так, что сразу захотела посмотреть. Понравился ли он мне? Да, он… обо мне, хотя… и время, и страна, и герой — всё другое… Как я Вам благодарна… Даво не испытывала такого чувства после фильма… Узнавала, узнавала, узнавала…
Теперь постараюсь ответить на вопросы.
1.Такой творческий процесс, когда пишут только для себя, похож на дневник, а «в дневнике ты всегда голый, как на приёме у врача», так писала Анна Матвеева в своём романе «Каждые сто лет». Предельная откровенность, патологическая искренность… Когда знаешь, что твои произведения будут читать другие, ты смотришь взглядом и критика, и«оценщика» — словом разденешься… но до пояса.
2. Оба героя фильма мне симпатичны, но Лора нравится больше: искренняя, милая, творческая… Ищет себя, наверняка найдёт. А как поддерживает своего мужа, как ему с ней хорошо, комфортно — умная женщина, к тому же такая прекрасная… У меня, скажу без ложной скромности, баланс, настоящий баланс — добилась наконец-то! Об этом моё хокку.
Где равновесье?
Воздух как вдохновенье.
За воздух держусь.
3,4,5 Моя муза любит движение. Хорошо пишется в автобусе, машине, поезде, на экзаменах, ответственных собраниях. Её прямо разжигает. Но я, как и Петерсон, люблю писать у источника воды — у своего родника в роще. Нет у меня и непоэтических тем — могу обо всём. Не гнушаюсь писать «на случай»… Почему бы не порадовать человека поэтической строкой, тем более от чистого сердца, а если «не любо — не слушай»!
6. Я люблю в кино такой неспешный темп. Понравилось многое: и встреча с девочкой, и разговоры в автобусе, утро с женой, прогулки с собакой, встреча с японским поэтом… А как хорошо играет актёр… Некрасивый, но столько обаяния!
7. Конечно, несмотря на то, что уже знала о судьбе тетради со стихами, но так было жалко Патерсона… У меня похожее было, вспомнилось. Вспомнилось и о том, что я долго не записывала то, что сочиняла… Исчезло бесследно… Когда только осваивала комп. и не сохраняла вовремя… исчезали тексты… Тоже было жалко…
Но в фильме, я думаю, у героя начнётся новый творческий этап… Стихи будут глубже, мудрее… Недаром он вспомнил строчку давнишней песни… Да и из написанного ранее самое важное вспомнит и переосмыслит… Всё, что происходит с нами, не напрасно.
16:47
+1
Юлия, рада Вам, Вашим живым и афористичным репликам-реакциям на фильм! Во многом наше восприятие совпало. «Раздеться до пояса» — вот именно! А перевод стиха — это стоять под душем в плаще, как в фильме было сказано :). Чудесные телесно-духовные образы нарисовались))).

Насчёт баланса — уверена, что так, и воздушное хокку — лишь одно из подтверждений этого. Читала накануне — в рубрике Ольги Патерманн — Ваши прозаические и стихотворные рассуждения о возрасте. Посмеялась от души. На праздники и юбилеи Вы тоже отлично и душевно пишете. Умение подмечать детали и самоирония — сильные стороны Вашего творчества, да и жизни, я думаю, тоже.

Про исчезновение текста и переживания по этому поводу — даааа, и со мной подобное случалось. Безалаберное отношение к текстам отражает безалаберное отношение к жизни… (в моем случае). Пытаюсь как-то себя перестраивать, поменьше разбрасывать «заметки на полях» по всей квартире, хоть иногда разбирать и структурировать компьютерные архивы, но… тут другая проблема появляется — время-время…

Насчет туманного будущего героя — мне тоже представляется, что новый творческий взлет случится у него. За кризисом часто следует рост.
21:23
+1
17:13
+1
1. Сила этого подхода в том, что автор очень свободен, независим от мнений внешнего мира и есть возможность быть максимально откровенным. Его стихи превращаются в дневник. Слабость этого подхода в узости его творческого мирка и в том, что его творчество рискует быть потерянным вместе с ним после ухода поэта. Творческая ниша узка и эгоцентрична. Она может быть интересна только его близким и всё. Другим она будет чужда, за исключением тех, кто «поймает волну настроения поэту» и почувствует, что с ним было подобное.

2. Я ни с кем из героев бы себя не сопоставил. И вообще, я вижу лишь одного героя (написал об этом ниже). Для меня упомянутые образы — два перекоса. Между ними нужен баланс, «золотая середина», причём, не 50/50, а 60 (Патерсон) и 30 (Лаура). 10% можно оставить «Марвину». Мне хватает всего: созерцательности и активности и баланса. Правда, честный продюсер бы не помешал.

3. Моё вдохновение столь же некапризно. Однако, чаще всего, я пишу на природе, в моменты созерцания.

4.
а. Я не делю темы на «поэтичные» и «не вполне». Все темы — поэтичные, другое дело — как их подать. Созидательное — воспеть, деструктивное — разнести в пух и прах, дискуссионное — обозначить риторическим стихом. Зрелый поэт должен уметь отобразить любую тему, если она его взволновала, другое дело, что иногда ей достаточно уделить одной миниатюры.
б. Нет, я не пишу ли стихи к юбилеям и памятным датам.
в. Нет, я не считаю, что это недо-поэзия. Если кого-то вдохновляют юбилеи и памятные даты и муза приходит, как правило, с ним, то пожалуйста, это норма для пишущего человека и критиковать это — ханжество. Но сам я так не делаю. Хотя… я сам написал два честных стихотворения-посвящения. Одно после смерти В.В. Жириновского, другое — М.С. Горбачёва. Но это не на юбилей и не на памятную дату, скорее, для себя. Однажды, у меня купили книгу стихов, лишь благодаря одному из посвящений, когда его увидели и пробежали глазками.

5.
а. Мои стихи – это чаще отклик именно на внешний мир. Я — экстраверт. О внутреннем своём мире пишу редко. У меня немного стихов с «Я». И в большинстве тех немногих стихов я вторично по отношению к внешнему миру. Я не люблю эгоцентризма в поэзии, особенно, собственного.
б. Новые впечатления для меня жизненно необходимы, чтобы развивать творчество. Для этого надо подмечать мелочи: игра солнечных лучиков, росинка на траве, поступь Тишины. Даже быт можно облачить в поэтические одежды, взглянув на него под иным углом.

6., 7. Я не смотрел фильм, но читал о нём сюжет. И в том, что я прочитал, сделал для себя такой вывод. Внешний мир главного героя во многом совпадает с внутренним. Недаром имя героя и города совпадают, как, видимо, и ритмы жизни. Ему очень нравится поэт У. К. Уильямс, которым написал поэму «Патерсен» (явно не случайное упоминание). Кстати, этот У. К. Уильямс долго лечился от депрессии. Она же угрожала и главному герою в будущем.
Загадочный японец дарит главному герою чистую тетрадь. Я это понимаю, как изменить свою жизнь (начать с чистого листа). И как намёк — опубликовать свои стихи. Кстати, У. К. Уильямс, о котором с Патерсеном разговаривал загадочный японец, активно публиковался и оказывал своим творчеством влияние на других поэтов.

В этом фильме мне видится лишь один герой без имени — Патерсон, живущий в своём внутренном круговом мире, работающий водителем(!), и три воплощения его натуры: Его основная часть (созерцательная) — Патерсон, его рациональная часть — Лаура и его эмоциональная часть — собака Марвин. Кстати, образ собаки воплощает агрессивного мужчину, особенно, бульдога. Рациональная часть Патерсона (Лаура) хочет публиковать стихи, а эмоциональная (Марвин) сопротивляется. Недаром, Лаура такая недотёпа — ведь она лишь часть Патерсона. Японец — это пришелец из внешнего мира, который предлагает созерцательному Патерсону открыть его, выйти из порочного круга и объединить три своих натуры, пойти путём его любимого поэта (кроме лечения в клинике от депрессии).

P.S. Писал свои мысли, никого не копировал. И всё-таки, я против того, чтобы стихи называть «тестом». Текст — это проза.
18:54
+1
Здравствуйте, Андрей, спасибо за Ваши, как всегда, четкие и подробные ответы!
По первому пункту — у меня такое же вИдение. Многие поэты начинают с подобия исповеди, но потом приходят и к осмыслению событий страны и мира, к философскому творчеству, к бОльшему акценту на внешнем, чем на внутреннем. Как пример — Ахматова. Я лично не очень люблю ее ранее творчество, видимо, не на одной волне с нею, но поздние ее строки — «Реквием», «Мужество», «Стансы», и др. — очень сильные стихи. Также многие авторы «перерастают» поэзию, уходя большей частью в прозу. Бунин все же нами воспринимается чаще, как писатель, чем как поэт. Набоков — тоже. Хотя я люблю стихи и первого, и второго. А вот прозу Набокова далеко не всю… Она слишком холодно-интеллектуальна для меня.

По пункту 2 — радуюсь за Вас, а по 3-му немного завидую, потому что я как раз пишу и не по заказу, и не когда захотелось, а вот как тот афроамериканец из фильма — когда накатит:). На самом деле, если отложить все дела, то можно писать регулярнее, конечно. Или если есть идея написать что-то конкретное. Тогда вдохновение может прийти в процессе. Но в последнее время у меня так случается крайне редко, потому что выматывает другая писанина — научно-методическая. И ещё часто хочется поделиться такими вот рецензиями — то на книги, то на спектакли или фильмы: «что вижу, то пою» (то и обсуждаю). Все это — время. Пишу я не быстро. Много отвлекаюсь в процессе. Но, надеюсь, и такая идея писанина не бесполезна. Опять же повод всем собраться для общих обсуждений.

По 4, 5 пункту не с чем спорить и добавить нечего.

По 6, 7 — любопытная трактовка образов. Три в одном — как в рекламе шампуня:). Может и так. Правда, рациональной героиню назвать можно едва ли, она прямо чистый концентрат эмоций. Также я бы не сказала, что Лора — «недотёпа». А ее имя «Лора (Лаура)» так и вовсе отсылает нас к Петрарке и его опоэтизированной любви (то есть здесь тоже своего рода двойничество): kulturologia-ru.turbopages.org/turbo/kulturologia.ru/s/blogs/090417/34109/ Я думаю, это воплощённая муза Патерсона. Он с любовью и нежностью наблюдает за ее изменчивым настроением — за тем, что она увлекается то одним, то другим своим хобби, с беззаботностью бабочки. И большинство его тем и образов рождаются просто из этих наблюдений за любимой. Может быть, он ее просто выдумал? :)
.
«Кстати, У. К. Уильямс, о котором с Патерсеном разговаривал загадочный японец, активно публиковался и оказывал своим творчеством влияние на других поэтов». Да и сам японец из кино тоже занимается не только написанием своих стихов, но и анализом и критикой чужих произведений. Так что в этом плане вполне вероятно, что он и в прямом, и переносном смысле слова откроет Патерсона миру.
19:20
+1
«Недотёпа» у меня в понимании человека, который хронически начинает дела и бросает их, не доводя до конца. В психологии такой тип людей называются «Спичечный» (быстро загорелись и погасли). Лаура и Петрарка — да, такой мог бы быть посыл, однако, почему же тогда открытка Данте Алигьери, а не Петрарки… У Данте возлюбленная Беатриче, а прямая ассоциация — «Божественная комедия» или Ад… в стих, кстати, звучат спички, ты вспыхнешь…

«У нас так много спичек в дома, протянешь руку и возьмешь. Сейчас мы покупаем синие “Огайо”, хотя нам прежде нравился “Алмаз”. Но прежде мы не знали об “Огайо”. Они прекрасны, эти чудо-коробки, и сделаны на совесть.
На синем фоне – бело-голубые буквы, словно летят из рупора и громко возвещают миру: “Вот спичка, краше которой нет на свете!” На гладкой тонкой ножке из сосны – шероховатая лиловая головка, разумная и пылкая.
Она всегда готова вспыхнуть, дать огня, который, может быть, однажды коснется первой сигареты любимой женщины твоей».»

Видимо, это о Лауре, её характере: разумном и пылком.
19:40
+1
Ну… Данте ведь, как и Петрарка, — тоже автор сонетов, вероятно, поэтому и был упомянут, как ещё один alter ego героя (?).
Спичечный тип — никогда не слышала о таком наименовании. Но суть понятна. Как и особенности вашей личной терминологии, согласно которой я та ещё недотёпа:). Но я не бросаю — я откладываю! Нужно же идеям отлежаться))). А мне спать ещё нужно иногда. И жизнь жить. И вообще от идей тоже можно словить передоз (смеюсь).
00:06
+1
Спасибо вам, уважаемая Елена, что познакомили с таким режиссером, как Джим Джармуш. Я уже ранее смотрел его фильм- «Мертвец». Мне он показался странным и если бы не Джони Депп в одной из главных ролей, то я не досмотрел бы его до конца. Честно признаюсь, что до фильмов режиссёра Паоло Соррентино редко интересовался личностями создателей кино.
Соглашусь с мнением одного биографа Джармуша, что у него свой неповторимый стиль.
kanobu.ru/articles/dzhim-dzharmush-vizioner-poet-i-autsajder-o-zhizni-rezhissyora-i-glavnyih-filmah-377463/
Снимать камерно и с низким бюджетом стало его постоянным коронным трюком. Своим творчеством режиссёр доказывал, что фильм не должен соответствовать коммерческим ожиданиям киностудий, кино – это стихотворение, песня, а лучше – тихий протест всем известным конвенциям.

Несмотря на упрямство перед лицом жанровых традиций и правил, Джармуш всё таки изобрёл свою личную формулу кино: экспрессия выше сюжета, поэтика выше динамики, аутсайдерство честнее мейнстрима.

Что я могу сказать о фильме «Патерсон» после его просмотра? Он весьма метафорический и даже не про поэзию, а о семи днях творения. Так мне показалось.)
На вопросы постараюсь ответить позже.
00:28
+1
Приветствую Вас, Маркус! Всегда рада поделиться собственной радостью от новых книжных и киновпечатлений. Особенно с такими многознающими и креативными собеседниками, как Вы.
Аутсайдерство точно честнее.
Семь дней творения — как вариант.
P.S. «Мертвеца» я бы и сама не дотянула, даже при учете Джони Деппа в главной роли, если бы не сидела в середине центрального ряда, в кинотеатре «Мир искусства». Да ещё и придя туда по приглашению друга-филолога, периодически восклицавшего «Это гениально!» ))) В общем, пришлось мне делать вид, что я каждый день смотрю подобное и сна у меня ни в одном глазу.
Но вот «Сломанные цветы» мне очень даже понравились. Как и «Патерсон», собственно. «Кофе и сигареты» тоже интересный, типичный для режиссера фильм-альманах. «Пес-призрак...» еще когда-то смотрела, но почти ничего из него не помню. «Любовников», которые выживут, не видела, но читала о фильме и хочу как-нибудь посмотреть.
15:40
+1
Приветствовать фильм Джима Джармуша можно только на том основании, что своими аллюзиями он даёт понять: поэзия- это божественное искусство.) Тем более, что есть почва для обсуждения!

1. Полностью с вами согласен — для данного поэта важен процесс. Процесс чистого творчества — сам по себе.
Но сомневаюсь, что для Патерсона важен текст. Если бы это было так, то он постарался бы его увековечить, сохраняя. Силы в таком подходе не усматриваю, ибо талант, вдохновение и акт творения направлены в никуда, ни к чему не ведут и бесследно исчезают.Такое творчество настолько беззащитно, что любая собака может его уничтожить.)

2. Патерсоны- это странная парочка из жизни голубей. Они постоянно воркуют! В реальности сложно представить, что такие отношения возможны. Тем более, что мир супруги героя представлен в чёрно-белых тонах. Всё ожидал конфликта, как в СССР по отношению к окружающему миру. Ан нет- не случилось. Видимо держатся такие связи на аутсайдерстве и взаимном одобрении.
Не могу сказать, что у Лоры нет стойких увлечений- она постоянно что-то декорирует и изобретает в области кулинарии. Показано спонтанное увлечение гитарой, но не известно — получит ли данное хобби продолжение.
И эта семейная пара демонстрирует два основных психотипа: интроверта (Патерсон) и экстраверта (Лора). И в первом случае- это богатое внутреннее содержимое, а во втором- расчет на внешний эффект.
По фактам фильма можно сказать, что Патерсон поэт, но если бы это было в реальности, то нет. Он человек, который пытается писать белые стихи.
Патерсон достаточно честен, когда отрекается от звания поэта и называет себя водителем автобуса. Если писателю (поэту) нечего предъявить в виде плодов своего творчества, то таким он по факту не является. В назвался груздем писателем, то полезай в лукошко будь добр- пиши. Но не в стол, а чтобы другие это увидели. Как во всем: «я», «мы» и «они» факторы. Это как в фильме «Жмурки»: афрос (афророссиянин) даже «мы»- фактор не прошёл. Он утверждал, что русский, а его бандитское окружение называло его эфиопом.
В фильме «Области тьмы» в начале главный герой называет себя писателем, но не написал ни одной строчки. И это вызывает законную усмешку у его бывшего родственника.
И к вопросам: я, наверное, не отказался бы от популярности (слава Богу- не грозит)). Поэтому срединный путь- моё всё. И мне не хватает активности. Лень- матушка, наверное.))
13:53
+1
По первому пункту: просто можно сам текст рассматривать исключительно как процесс письма, без какого-то завершения. Такое неумение (или нежелание) ставить точку. Подобный подход и демонстрирует Патерсон. Да, это слова на воде. А «увековечить» можно только уже что-то завершенное, аккуратно вложенное в рамки жанра и преподнесеное читателям.

С одной стороны, да, дизайн и кулинария — это вроде как устойчивые увлечения Лоры и она как бы в них развивается (по крайней мере, в течение представленной нам в фильме недели). Но… если вспомнить выражение лица героя в момент того, как он отведал пирога своей жёнушки, то не уверена, что роман с кулинарией у нее взаимен. Да и стилистические интерьерные решения тоже… своеобразны. На любителя. Патерсон и от них, по-моему, обалдевает, в те редкие моменты, когда смотрит куда-то, кроме как внутрь себя. Их брак спасает именно баланс внешнего — внутреннего, видимо, хотя я тоже в какой-то момент ждала, что рванет.

Согласна с тем, что на формальном уровне Патерсон — не поэт, потому что «предъявить» ему нечего. Он поэт по складу души, по способу восприятия мира.

«Области тьмы» — небезынтересный фильм. Хотя сюжетно там перемудрили, по-моему.

Если искать популярности и плюс-минус определенного круга читателей, то Вам логичнее всего писать нон-фикшн по медицинской тематике. Но… Вам ведь по душе другие сферы, в том числе возвышенная поэтическая, а здесь все сложнее, да. С популярностью и не только.

Это, может быть, и не лень в прямом смысле, но желание, чтобы творчество оставалось областью для себя — для души. Гедонизм своего рода.
Увековечить можно, разместив плоды своего творчества на Ридеро или иных площадках. Там они в электронном виде будут вечно… пылиться (в метафизическом плане).))
***
Да, пирог получился неудачным (судя по лицу Патерсона). Если бы она вместо сыра горбушу положила, то… Но кексы -то удались! И от дизайна возникает ощущение дежавю- рисует либо черным по белому, либо белым по чёрному. Но… герой балует свою благоверную.)
***
А японец в финале сказал, что «дышит поэзией». И водитель автобуса — это поэтично. Похоже, что для него всё поэтично. Даже хихикнул по данному поводу.) Но факт остаётся фактом — Патерсон ОТРЁКСЯ.
***
Если искать популярности и плюс-минус определенного круга читателей, то Вам логичнее всего писать нон-фикшн по медицинской тематике.

Нон-фикшн по медицине пишут, как правило, плохие практики. Мы в институте изучали акушерство по учебнику профессора, которая в своей жизни не приняла ни одних родов. Но написано было хорошо. Или какой-то из юсовских педиатров, что писал книги по данной тематике. Так у него пациенты… немного умирали. Но он нашёл себя в другой сфере. А мне и так хватает.)
Но речь немного о другом. В августе отдыхал в Петербурге. На Невском проспекте открылся новомодный книжный магазин «Зингер». Супруга была от него в восторге, а я его исследовал с практической точки зрения. Захотелось посмотреть, как относится «культурная столица» к поэтическому наследию. И нашел среди огромного количества стеллажей сиротливую полочку в углу, где были представлены сборники классиков, которые можно пересчитать по пальцам рук. В других магазинах и того хуже. О современной поэзии речи вообще не идёт- нет её в напечатанном виде. Время такое, не поэтичное и поэтому я размещаю свои стихи безвозмездно. И в этом я не одинок.)
***
Повторюсь (первично в теме Надежды Бугаёвой).
Писательство сродни одержимости. И этот бес будет тебя регулярно преследовать, пока какой-нибудь критик- экзорцист из тебя его не изгонит.
И всего-то надо сказать:
-Мне скучно, бес.)
Но сейчас только закончил прочтение «Истоков» Марка Алданова и «Саламбо» Густава Флобера. От переоценки и послевкусия ещё не скучаю. ) Хотя, по мотивам последней, почему-то захотелось сочинить венок сонетов.
P.S. В фильме проскакивает тема близнецов. Не подскажите — к чему это?
12:49
+1
«Увековечить можно, разместив плоды своего творчества на Ридеро...». Можно, но Патерсон этого принципиально не делает. Мы же о нем ведём речь вроде.

Почему отрекся? Блокнот ведь взял. И, судя по всему, собирается там что-то новое писать.

В «Зингере» довольно много места отведено сувенирной и прочей открыточной продукции, рассчитанной на туристов, и популярному чтению, той же психологии, бизнес-литературе, саморазвивающим пособиям:). Но, я думаю, многое у них можно заказать по интернету, из того, что в самих залах не представлено. По крайней мере, в московских книжных так можно сделать. Я таким образом периодически заказываю учебники — они тоже не всегда в наличии, увы. Книги поэзии издаются, конечно, и их довольно много, но вот спроса маловато, поэтому центровики далеко не всегда в них заинтересованы.

По поводу писательства: кого-то бес смущает, кого-то Бог ведёт. Об этом тоже в рамках той же беседы говорилось другими авторами. У каждого свой путь.

По нон-фикшн в медицинской сфере: если вспомнить старенький сериал «Больница на окраине города», предшественник «Скорой помощи», то теоретики — худшие врачи из возможных:). Но во всех правилах есть исключения, так что это исключительно вопрос желания / нежелания писать те или иные тексты. Другого человека, например, могла бы вдохновить возможность стать не только хорошим лечащим, но и хорошим пишущим врачом.
19:22
+1
Мы же о нем ведём речь вроде.

Не обо мне- это точно.) Речь об халатном отношении к тексту в его материальном воплощении.
***
Почему отрекся? Блокнот ведь взял.

Как в истории с апостолом Петром, который произнес: «Я Его не знаю!». Так и Патерсон сказал: «Я не поэт.» Как говорит мудрая русская пословица: «Слово не воробей...»
***
В «Зингере» столько полок с фэнтези и оккультизмом, что диву даёшься. А поэзия на сиротливых задворках- как в любом книжном магазине. Такое время…
***
По философским представлениям, начиная с восемнадцатого века, бог уснул в Вольтеровском кресле. ) Я больше на Музу рассчитываю, чем на религиозные представления. Есть забавный, литературный анекдот:
Встречаются два писателя и один из них начинает повествование:
-Приснилось мне, что я умер. Подхожу к райским вратам, а меня апостол Петр не пускает. Интересуюсь такой несправедливостью, а мне и говорят: «Вы, писатели, пытаетесь создать свой мир- в пику Творцу. А Бог не нуждается в тех, кто пытается его исправить.» Расстроился, иду вокруг забора рая и вижу, что ты уже там. Возвращаюсь и требую разобраться в неравенстве подхода, мол, один писатель в раю, а другой за штатом. А мне и отвечают: «Какой он к чёрту писатель!»
***
Я сериалы редко смотрел, а сейчас практически не смотрю. На медицинскую тему в особенности. По меткому замечанию Набокова- там картонные персонажи.
И теоретики теоретикам рознь. Специальную литературу, как правило, пишут доктора с обширным практическим опытом. Сейчас не уверен, но раньше так было.
12:06
+1
Анекдот забавный, да.
А про магазины — здесь тоже, по аналогии с известной фразой, можно сказать, что… каждое общество заслуживает своего книжного:). Спрос рождает предложение и прочие законы рынка. В качестве вселяющего некоторый оптимизм контрпримера — в небольших городах, да и в некоторых районах Москвы (за все не скажу) неплохо идёт кроссбукинг. Причем местами попадаются очень любопытные, серьезные книги. Так что люди таки читают, пусть и не в массе своей, но все же. И к поэзии обращаются. Чаще — в свободном интернете))).

Сериал просто ещё времён Союза. А так, мне близок ваш подход — если и смотрю, то тогда уж просто фильмы. Правда, посмотрела таки «Мейер из Исттауна» в начале своего, увы, прошедшего и вообще как-то незаметно пролетевшего летнего отпуска. Сюжетные повороты не безупречны, но из-за Кейт Уинслет посмотреть стоит. Кроме того, социальные драмы с элементами чернушности близки российскому зрителю — когда все такое не отлакированное и не причесанное))).
09:14
+1
По поводу ценности поэзии для общества почему-то всплывает сюжет из фильма «Гений». Когда у героя, роль которого исполнял А. Абдулов, проводили обыск, то следователь увидел, что у него туалет обклеен патентами, авторскими свидетельствами…
На днях зашёл в столичный книжный магазин и увидел два стеллажа с крупной надписью «Поэзия». Ликование было не долгим- полки уставлены чтивом, среди которого не обнаружил ни одной книги со стихами. Вот такая сейчас поэзия.)
Но с другой стороны, если ориентироваться на книги Умберто ЭКО «Таинственное пламя царицы Лоаны» и Пола Остера «Бруклинские глупости»- все народы заслужили такие книжные магазины.)
Спасибо за рекомендации.
11:57
+1
Любопытный фильм Вы вспомнили, перестроечного периода… Да, проблема с чтением присуща всем современным странам: Интернет опять же влияет, как и перенасыщенность людей другими, не книжными жизненными впечатлениями. Современный мир вообще зациклен на том, чтобы постоянно себя «бодрить» (энергетиками, фильмами, блогами, поездками, покупками, ПП или фастфудом — в зависимости от предпочтений...) и «презентовать» окружающим. Те же фото с односложными подписями куда проще предъявлять окружающим, чем книжные открытия. За рецензии много лайков в соцсети не получишь… С другой стороны, это по-своему нормально, когда у человека есть выбор, развиваться посредством книг или других средств информации. Просто этих средств нынче куда больше, чем
когда-либо ранее бывало.
14:28
+1
Полностью с вами согласен — выбор огромный. Но благодаря таким энтузиазиастам, как вы, происходит качественный отбор. Спасибо большое!
Будем верить, что и я со своими сайтовскими в том числе инициативами, и Вы, как активный участник осмысленных бесед, без чего подобные инициативы были бы полностью бесполезны,
вносим свой вклад в борьбу с мировой энтропией :).
«Области тьмы» — небезынтересный фильм. Хотя сюжетно там перемудрили, по-моему.

Фильм имеет продолжение… в президенте США.)
Хм… maybe:).
17:41
+1
Аве, Елена!

3. Патерсон чем-то напомнил азиатского акына: что вижу- о том пою. Можно назвать это потоком сознания родом из постмодерна.
Естественно, что внешние события могут служить толчком для первых строк. Дальше начинается мозговая работа, подчас- штурм.
Поэзия требует состояние внутренней чистоты. А когда оно наступит — это не предсказуемо. Когда ты, словно чистый лист блокнота, у вдохновения появляется возможность заполнить это пространство строками. И когда есть отягощенности бытовыми трудностями- тогда не до поэзии.(
4. Поэзия всеядна. Я делю темы на свои и не свои. К примеру, чувства женщины и её внутренние переживания выразить не смогу по объективным причинам. И копаться в мусоре брезгую.
К датам могу что-то написать, но только в духе внезапного экспромта. Если нужно сидеть и корпеть- тогда увольте. За деньги, как Олеша и Катаев, наверное, смог бы, но никто не предлагает.)))
5. Не похоже, что Патерсон борец. Он скорее пловец и медленно барахтается по течению. Режиссёр, к сожалению, много что не сказал про своего героя. Можно было бы заподозрить, что Патерсон не от мира сего. Но эту версию Джармуш сразу устраняет тем, что на прикроватной тумбочке поставил фотографию своего героя в военной форме. И становится понятно, что Патерсон точно не псих, потому что «таких не берут в космонавты» в армию. Какой надлом произошел у него во время службы, что он утратил интерес к великой американской мечте, которая на русский манер звучит «выбиться в люди»? Об этом можно только догадываться, что делает этого персонажа более таинственным.

6. Фильм развивается со скоростью пешехода. Любопытно было побродить по новым местам. К концу чуть не задремал, но просто спать хотелось.)

7. Патерсон приносит новый блокнот домой и отдаёт домашнему питомцу со словами: «Жри, скотина!» И так он повторяет изо дня в день, пока гадливый пёсик не взвоет. Тогда он покупает новый блокнот и продолжает своё творчество. А жена, добивших коммерческого успеха на поприще выпечки кексов, бросает его. Но Патерсон не долго об этом переживает- река жизни уносит его вниз по течению.
По поводу военного фото — возможно, это отсылка и к биографии самого актера, кстати. Он тоже внешне немного не от мира сего и далеко не сразу пришел к актерству, как к профессии: «Драйвер — ветеран Корпуса морской пехоты США. Он также являлся основателем некоммерческой организации Arts in the Armed Forces, которая предоставляла бесплатные художественные программы американским военнослужащим, ветеранам, вспомогательному персоналу и их семьям по всему миру».
Не уверен, что отсылка. Камера достаточно долго фиксируется на фото. К тому же там фото семейной пары- вероятно родителей Патерсона. Судя по внешним признакам дома- он достался герою фильма от родителей. И та, и другая фотография являются важными для Патерсона. Иначе бы он не держал их рядом с собой. Но об этом режиссер только намекает.
12:50
+1
Да, семейный дом, где ничего не меняется и не ремонтируется годами… Двойничество тоже скорее всего как знак бесконечной повторяемости выступает. В фильме Джармуша двойничество лишено мистики, скорее в этом можно увидеть притчевость. И ещё мне лично видится в этом мотиве воплощение идеи об оригинале — подражании, которые не всегда так уж легко отличить друг от друга: тот же подлинный текст и его ксерокопия.

По биографии: мне просто кажется, что сам актер многими может быть воспринят, как персонаж не от мира себя, сам он себя в молодые годы причислял к «отщепенцам», однако это не помешало его двухгодичной военной службе, а после — и блестящей актерской карьере. В этом плане он тоже обманул многие ожидания, как обманывает их и внешне прозаичный и даже скучноватый и замедленный Патерсон.
15:53
+1
Я чуть не погрузился в мистические области и не дошёл до такого римского бога, как Янус, но… поисковик оказал помощь:
«Согласно источнику, близнецы в фильме «Патерсон» символизируют двойственность существования.

В фильме зритель исследует изначально дуалистическую природу жизни через конфликты, возникающие из-за разрыва между ожиданиями и реальностью. Патерсон выдвигает аргумент, что идентичность, творчество и существование — это две стороны одной медали и что благодаря, а не вопреки этому дуализму, красота способна существовать.»
***
Как-то смотрел документальный фильм об армии США и мотивах людей, которые в ней служат.
Это для того, чтобы:
-поучаствовать в зарубежных экстремальных квестах за государственный счёт;
-реализовать собственную агрессивность;
-сделать военную или политическую карьеру с получением досрочной и приличной пенсии;
-получить дотации и госгарантии на дальнейшее обучение в университете,
-получить льготную ипотеку.
И Патерсон выбивается из этих стандартных представлений. Джармуш, как режиссёр, не оправдывает зрительские ожидания. И тем, пожалуй, интересен.
16:12
+1
Да, и Янус, и Ромул и Рем, все это — истоки мотива двойничества в мифологии, так что не верьте поисковикам (по крайней мере, верить им стоит не всегда:)). Они, как и карты, периодически врут. Потом уже мотив перешёл в литературу, актуализировался в Серебряном веке, ну, а кинематограф с его богатыми аудиовизуальными средствами выражения не мог не подхватить. Идея о дуалистичности существования, на мой взгляд, верная, а разрыва между ожиданиями и реальностью я лично что-то не увидела (если ничего особенно не ждёшь, то откуда бы взяться разрыву?), но, если Вам близка эта идея, то Вы вполне можете ее позаимствовать у коллективного разума Интернета.

На самом деле, судить полностью о том, выбивается ли Патерсон из тех или иных представлений, мы вряд ли можем. Нам его показывают довольно скудно, посредством косвенного, а не прямого психологизма, и о его мыслях мы можем только догадываться. То, что нам известно доподлинно — лишь его стихи.
10:21
+1
Согласен с вами- тема двойничества вечно будет преследовать людей, особенно думающих. И если ориентироваться на близнецов, то у Д. Мережковского в книге «Леонардо да Винчи» есть такая фраза, высказанная дочерью алхимика: «Что сверху, что снизу- всё одно.»
***
Последний вопрос по строке Патерсона, а именно:
«Она всегда готова вспыхнуть, дать огня, который, может быть, однажды коснется первой сигареты любимой женщины твоей.»
Не заметил, что Лора курит. Патерсон в поиске любви? Или хочет научить курить Лору?
12:18
+1
Мне лично кажется, Патерсон в этом стихе не ориентируется на Лору, просто привносит в сигаретную тему,
причем довольно неожиданно, что-то романтичное, благодаря женскому образу. Первая затяжка как первая любовь:). Сами спички описываются как мужское начало, а сигареты как женское))). При этом предметный мир в буквальном смысле находится в руках у мира людей — так, мужчина предлагает женщине спичку, чтобы та закурила и… тут мне вспомнилась история знакомства актеров, и прекрасных притом, — Гуськова и Вележевой:). Вот вам и Голливуд (смеюсь).

А у Вас какая версия? Вы же, наверное, хотите поделиться своим оригинальным вИдением этого стиха! Или уж на худой конец — интернет-версией wink . Предлагайте трактовки, поиск скрытых смыслов сам по себе — довольно занимательная игра! ok
15:13
+1
Думал, что вы знаете.) Просто возникает сомнение в идиллии, когда появляется (хотя бы на творческих страницах) кто-то третий — какая-то курящая женщина. Стихи у Патерсона простоваты и не думаю, что это аллюзия.
Но с другой стороны, при такой скромной личной истории главного героя, о Патерсона можно выдумывать всё, что угодно.
Надеюсь, что понял основную идею Джармуша — Поэзия во всём.)
20:12
+1
Знать наверняка можно хронологию фильмов режиссера и вехи его творческого пути, можно — благодаря насмотренности — быть уверенным в качестве кинокартины или в ее бездарности, а внутреннее содержание всегда обсуждаемо. Даже для специалистов в области кино. Мне кажется, однозначные трактовки того, «что думал» и «что хотел сказать автор», даже на уровне школьного образования, уже остались в прошлом. По крайней мере, я на это надеюсь. Так что… я предложила свою версию, Ваше право — с ней согласиться или нет. Но ясно, что любая версия должна опираться на те или иные факты, художественные образы, детали, их сопоставление etc., а не просто быть сбором голословных утверждений.

Вообще в самом обзоре указан реальный автор стихов и это многое объясняет:). Ну, и насчет богатства или не вполне личной жизни героя — там ещё есть, помнится, стих про то, что Лора — лучшая. Так что логично предположить, что с кем-то из прошлого он ее таки сравнивает.

Идея о том, что поэзия вокруг нас, надо только уметь видеть, — одна из ключевых, да. Вместо того чтобы подрываться каждый раз на поиск новых впечатлений, можно попытаться найти их в том, что кажется привычным. Это сложнее, но, в общем-то, продуктивнее. Поскольку не требует доп. вложений времени, энергии, денег, да и здоровья, в конце-концов.
09:43
+1
Проводят же режиссёры конференции на фестивалях, где озвучивают свои мысли. Кинематографические критики тоже хлеб едят. С продвинутыми людьми вы кинотеатры посещаете. Т.е. ваш круг общения обширнее, чем мой. И это точно не Ф. М. Достоевский, который свои книги после приступов не узнавал (по версии романа «Истоки» М. Алданова). Поэтому и интересуюсь у вас, как человека информированного.
Что касается нерифмованных стихов из фильма- я от них не в восторге. Такие вирши можно тоннами выдавать.
Но фильм понравился.)
Спасибо за доверие в таком случае! Вообще режиссеры чаще сами фильмы выдают, чем их расшифровки. Как, собственно, и писатели. Зависит ещё от конкретной личности, конечно. Но я вот, например, совсем не уверена, что тот же Дэвид Линч понимает в полной мере, что он снимает:). Критики — да, безусловно, делятся мнениями. Чаще обоснованными, хотя, бывает, что и просто активно фантазируют на тему:). Исследователи-культурологи — народ более основательный, — так и вовсе
научные статьи пишут по киномиру, выступают на конференциях и часто именно их версии, за счёт своей проработанности и фактического подкрепления, становятся «классическими», попадая потом на те же авторитетные интернет-сайты. Но тут ещё понимаете, в чем дело. Я вот недавно приобщилась, и не впервые, к анализу фильмов любимого Кесьлевского, написав аж целую статью в тему сопоставления мотива двойничества в двух его кинокартинах (снова те самые «странные сближения», кстати — пересечения между интересами научными и разными:). Но мне раз… пять пришлось разные отрывки из фильмов пересматривать и сопоставлять, чтобы точно быть уверенной, что мои размышления не плод моей собственной фантазии. Биографию, исторический контекст тоже учитывала, хотя и не так много переводных материалов по этому поводу. Пусть это в данном случае и не определяющее, но… Кесьлевский начинал как документалист, и сама манера его повествования в художественных фильмах ещё и этим определяется.
С картиной Джармуша я так глубоко не вдавалась!.. Думаю, для обсуждения в лит. клубе это были бы излишние усилия. Поэтому я и полагаю, что мы в общем-то все в относительно равных условиях в плане точности своих догадок. Разве что я чуть больше, может, смотрела у этого режиссера. Но тоже далеко не все.

P.S. И да, я рада, что время, уделённое Вами просмотру фильма, не оказалось потраченным даром.
Благодарю за подробные разъяснения!
Хорошего вам дня!
Аналогично!
14:13
+1
О-хо-хо! Ну и сиквел у Вас получился! А что? Даже реалистично отчасти))). Предложу свою версию развития событий, навеянную кинопросмотром.

Собака переедает пирожков Лоры и трагически умирает. Лора печалится и спустя некоторое время, отведенное на траур, открывает кафе, названное в честь умершего питомца. В это заведение — в связи с трогательностью истории — начинают приходить люди определенного склада: мечтатели и любители погрустить. (Подают там только кофе и сигареты, на всякий случай, чтобы чего не повторилось). Посетителям заведения Лора читает стихи своего мужа, которые сама тайно отксерила. Ее супруг в это время переезжает в Японию, к тому любителю хокку и критики, с которым беседовал у водопада. Именно в стране восходящего солнца, аниме и хикки он по-настоящему находит себя. Его поэзия, изначально какая-то восточная по духу, находит там своих многочисленных, немногословных и не навязчивых поклонников.
17:50
+1
Может быть, может быть. Но это уже не Джармуш- он гуманно относится к животным. )
12:51
+1
Не претендую на то, чтобы играть в Джармуша, разумеется. Даже не пыталась. И в задании никого об этом не просила:).
Ваш сиквел, пожалуй, интереснее. Ведь он вопреки логике. Если помните, то у Патерсона состоялась встреча с лайтовыми афроамериканскими гопниками в кабриолете, которые его расспрашивали о собаке. И он сказал, что пёсика дорого кормить. Т.е. животное абы что есть не будет, тем более стряпню Лоры. ) Только если его каждый день не будут кормить блокнотами.)
Такая избирательность вроде бы не помешала песику однажды переесть пирога уже в самом фильме. Но так, да, куда логичнее и гуманнее кормить псину блокнотами! Ещё и каждый день… wink

Диалог из фильма прекрасен, к слову. Вообще там все диалоги хороши. Отчасти и тем, что они редкие и немногословные:).
Но так, да, куда логичнее и гуманнее кормить псину блокнотами!

Никто ж не помер, а рефлекс выработался.)
Тоже верно.
14:04
+1
«Когда ты, словно чистый лист блокнота, у вдохновения появляется возможность заполнить это пространство строками. И когда есть отягощенности бытовыми трудностями- тогда не до поэзии» — хорошо сказано и да, у меня тоже так. Возможно, эта отягощенность бытовыми трудностями — это неумение расставлять приоритеты, отказываться от чего-то менее значимого и важного, но… с другой стороны, психику тоже беречь надо. А то так и допишешься, пожалуй, в полном отрыве от мира… В общем, на мой взгляд, баланс разных сфер деятельности тоже должен в отдельной человеческой жизни присутствовать. Хотя он не всегда баланс. Чаще — перекос.

Действительно, трудно вжиться в человека противоположного пола, понять его мировидение и проникнуться его чувствами, хотя это не помешало мужчинам-классикам литературы создать целую вереницу женских образов… Вопрос в том, насколько достоверными / близкими к жизни или далёкими от нее они получились.
18:41
+1
Трудности- это внешние факторы и не расставляются приоритетами.)
Благодарю за понимание.
***
Я, конечно, не Оскар Уайльд, но в начале творческого пути зашло одно стихотворение:

Ожидание

Гроза. Дождь. Табуретка чертова!
В глазах нет сна. Половина четвертого.
Будильник тикает, мысли в голову.
Сердце плавится, подобно олову.
Где долгожданный? Но он не рядом.
В кромешной тьме не слиться взглядом.
Звуки подъезда ухом ловлю.
Гад!!! Вообще… Ненавижу! Люблю…

Внешние же проявления любого человека вполне можно описать
12:52
+1
Ну да, в стихе обыгрывается привычный и излюбленный мужчинами миф об изменчивости женского настроения:).

Оскар Уайльд, напротив, чаще писал о мужчинах. Кроме того, его пьесы не отличаются особым психологизмом, на мой взгляд. Зато они легки и афористичны. Так что нет, женщин могут понять не только гомосексуалисты, если Вы об этом.
17:30
+1
Поэтому и не вторгаюсь.)
***
У Оскара Уайльда есть «Саломея». Один этот персонаж многих стоит. Не смотрели одноименный фильм с Аль Пачино в роли тетрарха Ирода Антипы?
Не, не смотрела. Спасибо за рекомендацию, тем более что Аль Пачино — из любимых актеров.