С Днем матери дорогих участниц литклуба! Приглашаю пересмотреть трогательную мелодраму «Мачеха»

С Днем матери дорогих участниц литклуба! Приглашаю пересмотреть трогательную мелодраму «Мачеха»

Приветствую всех участников литературного клуба и любителей кино! Сегодня в кинорубрике предлагаю пересмотреть, в честь 24-го ноября, светлого материнского праздника, трогательный советский фильм с Татьяной Дорониной и Леонидом Неведомским — «Мачеха» (1973 год). Этот фильм, думаю, знаком большинству, ведь он входит в двадцатку лидеров советского кинопроката. В свое время его посмотрели более 59 млн зрителей! При этом далеко не все знают, что кинокартина представляет собой экранизацию одноименной повести Марии Халфиной, вышедшей за несколько лет до этого, в 1966-м году, в журнале «Огонек».

М.Л. Халфина родилась 14-го марта 1908 года в деревне Пуштулим Томской Губернии (в Алтайском крае). В Бийске юная Мария отучилась в школе-семилетке, после чего работала заведующей избой-читальней, методистом, ликвидатором неграмотности в селе. Позже, в 1933-м году, девушка окончила библиотечный техникум и работала в нем заведующей библиотекой, преподавателем, завучем. В 1940-е годы преподавала библиотечное дело и заведовала библиотекой в Томской краевой совпартшколе; затем в той же должности трудилась в библиотеке поселка Моряковский Затон Томского района.

В 1961-м году М.Л. Халфина вышла на пенсию и жила сначала в деревне Рыбалово Томского района, а затем – в Томске. Литературную жизнь вела преимущественно в поздние, пенсионные годы. Хотя первые ее рассказы были напечатаны в журнале «Крестьянка» еще в 1925-м году, членом Союза писателей СССР Мария Леонтьевна стала лишь в 1966-м году и именно в 60-е — 70-е гг. были опубликованы ее наиболее известные произведения, в том числе экранизированная повесть «Мачеха» и рассказ «Безотцовщина» (по нему в 1977-м году вышел фильм с Е. Драпеко и Л. Прыгуновым).

Несмотря на некоторую долю идеализации, присутствующую в книгах Халфиной, которая писала в канонах социалистического реализма, описываемые ею характеры вполне достоверны, а многие рассмотренные ситуации легко понять и сегодня, ведь преимущественно писательница сосредоточена на проблемах взаимоотношений людей, на особенностях детско-родительского мира. Такова и её простая и в то же время сложная повесть «Мачеха», которую можно прочесть и скачать в том числе с сайта Ридли: https://readli.net/macheha-3/

     М.Л. Халфина 

Сюжет в книге и в фильме почти идентичен — изменений мало. И это неудивительно, при том, что Мария Халфина сама выступила одним из сценаристов кинокартины. Тем не менее, несколько по-разному в литературном и кинопроизведениях расставлены акценты, в том числе и из-за несовпадения образов главной героини Шуры в повести и в кино. В книге молодой и «не хватавшей звезд с неба» красавице-маме всего 25 лет, она вместе с таким же молодым мужем живет «за матерью как за каменной стеной». Миловидная голубоглазая Шурочка, способная очаровать любого представителя противоположного пола, — единственный ребенок в семье Анфисы Васильевны, «свет в окошке», ради которой любящая мама готова на все. Она и ведет хозяйство за молодых, и помогает им растить детей, чтобы те могли лишний раз сходить в кино или развеяться на прогулке. Своей дочкой и тестем мамаша любуется и всячески облегчает им, неопытным, жизнь, варя обеды и нянчась с внучатами.

В фильме Татьяна Доронина предстает более зрелой, самостоятельной женщиной, потому особенно странно-бестактными выглядят постоянные ремарки ее киноматери Надежды Федосовой о том, что у нее «слабенький умишко» и такой же слабый, никчемный характер. В целом, образ тещи в кинокартине драматизирован — она не просто властная домовитая женщина, желающая оградить свою дочь от любых невзгод и неприятностей, буквально проживающая за нее жизнь, а ограниченная вредная старуха, мещанка, которой чужды настоящие чувства любви и нежности. Даже удивительно, как у такой жестокосердной матери могла вырасти столь добродушная и доброжелательная дочь!

И в книге, и в фильме Олеванцевы-младшие показаны как образцово-показательная семья: Павел — видный комбайнер района, Шура временно не работает, в связи с рождением младшей дочери, но с душой занимается домашними делами. Прекрасная пара — гордость села — вот-вот переедет в новую квартиру, в которой Шура неустанно наводит красоту и для которой прикупает все новые обновки.

Громом среди ясного неба становится письмо, пришедшее на имя Павла Олеванцева. В нем его извещают, что его бывшая возлюбленная, Наталья, еще много лет назад родила от него дочь. Теперь женщина умерла, а ее дочка Светочка осталась сиротой. Шокированный двойным драматичным известием, Павел решает принять девочку в свою семью. Здесь снова отличие: в книге особой любви у Павла к первой возлюбленной, даме «худой и всегда неласковой», не было — он преимущественно обсуждал с ней книги, которые оба любили читать: «В мирной тишине, в приятном молчании проводили они длиннейшие зимние вечера. Намолчавшись и начитавшись до отвала, усаживались пить чай. Говорили больше о книгах, о прочитанном. Иногда Наташа читала на память стихи, знала их великое множество». Познакомившись с молоденькой Шурой, больше подходящей ему и по возрасту, и по характеру, свой быстротечный «книжный» роман Павел завершил. Строгая и к себе, и к окружающим Наталья, восемью годами старше возлюбленного, не держала ни обид, ни его самого.

В фильме же Павел, на настойчивые расспросы супруги, признается ей, что да, и любил он ту, другую, всерьез, и жениться на ней хотел, и это для его Шуры становится еще одной веской причиной, чтобы принять в их семью нового, чужого и все-таки своего ребенка.

Девочка Света, в исполнении Лены Костеревой, показана настоящей дикаркой — ей требуется много времени, чтобы хоть немного привыкнуть к новым обстоятельствам своей жизни, к отцу, которого она никогда не знала, к его хлопотливой жене, к брату и маленькой сестренке. А тут еще зловредная бабушка начинает настраивать внука против новоявленной «сиротки», так что тот постоянно дразнит девочку, а однажды и вовсе рвет единственную фотографию ее матери, чтобы побольнее обидеть «неродную» сестру. Тем временем недремлющая общественность в лице соседей и школьных учителей бьет тревогу — девочка до сих пор никак не называет своих новоявленных родственников: ни «мамой \ папой», ни даже просто по именам!.. На Олеванцевых то и дело сыплются придирки неравнодушных, окружающие сомневаются в том, что в доме молодой семьи царит гармоничная атмосфера: учителя, воспитатели, соседи приходят в их дом с проверками, разговорами, допросами… Все это бесконечно расстраивает Шуру, приводит к конфликтам между супругами и к тому, что временами они чувствуют свою полнейшую беспомощность перед обстоятельствами.

Тем не менее, раз за разом, собирая волю в кулак, Шурочка продолжает проявлять любовь и участие к апатичному, буквально замороженному изнутри ребенку, даже не получая никакого внешнего отклика. Заговаривая со Светой, ей очень часто приходится самой же и отвечать за нее, имитируя беседу, но она не сдается, продолжает верить, что сердце девочки со временем оттает и она научиться проявлять свои чувства. Более того — «недалекой» Шуре приходится учить такому же доброму и чуткому отношению и собственного мужа, родного отца девочки, к сожалению, не наделенного педагогическим даром и терпением. Ему хочется, чтобы дочь сразу же его признала, и он злится, что этого никак не происходит. Его редкие попытки нравоучений не только не идут на пользу Свете, но, наоборот, еще больше отдаляют их друг от друга. Понимая это, Шура на корню пресекает подобные «воспитательные меры» и действует путем вовлечения мужа в игры и интересы детей — она то берет им билеты в театр, то просит мужа сыграть с дочерью партию в шашки. Так, лед между ними постепенно начинает таять…

В целом, центральная идея и книги, и фильма состоит в том, что настоящей любви под силу преодолеть любые препятствия и испытания. В книге, сравнительно с фильмом, подчеркнута также идея роста, внутреннего взросления молодых героев, которые, в связи с драматичными обстоятельствами, начинают жить самостоятельной жизнью: «Ладно, мамаша, это дело нам с женой решать. Не навек расстаемся. Поживем с Шуркой одни, научимся своим умом жить и опять в одну семью соберемся. И дочь моя тогда вам помехой не будет» — так в начале повести предрекает разозлившейся теще Павел, и так оно впоследствии и происходит: молодые герои все больше отъединяются от матери, а она, пусть и недовольна случившимся, все же вынуждена принять выбор детей. В фильме степень проявления внутрисемейного конфликта выше, взаимоотношения супругов с тещей к финалу кинокартины даже формально не улучшаются. Вероятно, налаживание дипломатических отношений с матерью будет следующим испытанием для Шурочки. И, видя, насколько хороша Шура в любой коммуникации, веришь, что и с этой задачей она тоже непременно справится!

В фильме отлично подобрана финальная песня, со словами «Говорят, что я не очень сильная, а я за счастье постою». «Не очень сильная» Шура доказала всем, а прежде всего самой себе, что внутренней силы в ней хватит на всю разросшуюся семью. Вообще-то песня «Ой, завьюжила, запорошила» посвящена совсем другим, не детско-родительским отношениям, но насколько же гармонично она вписалась в происходящее, когда измученная героиня холодной метельной зимой уезжает в заснеженный город за лекарством приболевшему мужу. Дети остаются дома «за старших», и Света впервые, чувствуя свою ответственность, помогает занемогшему отцу, а затем и называет мамой приехавшую домой, усталую Шуру.

«Ты моя девочка, ты моя» — проникновенно говорит ей героиня Дорониной, подчеркивая этим нежным обращением ту простую истину, что можно стать настоящей мамой и неродному по крови ребенку. 

                                                                                                                                         ***

В целом, фильм О. Бондарева получился очень трогательным и слезоточивым. Пожалуй, его можно назвать скорее «женским», хотя понятен он будет любому человеку, способному сопереживать, вне зависимости от его пола.

Эта давняя по времени съемки, но всегда актуальная по своей проблематике кинокартина отлично подходит к нынешнему Дню матери.

Все актеры в «Мачехе» подобраны на свои роли очень удачно. Кроме центральных героев, которым веришь на сто процентов, кроме живущих своими ролями детей, можно особо отметить еще и мужественного Владимира Самойлова в небольшой роли деятельного директора совхоза и прекрасную Веру Кузнецову, известную киношную маму и бабушку, — в роли мудрой школьной учительницы Шуры.

       Приглашение к беседе:

  • Я даже не буду спрашивать уважаемых участников литклуба, смотрели ли вы этот известнейший фильм, потому что уверена, что все вы его, конечно же, видели. Но… пересматривали ли вы эту картину впоследствии? И, если да, то изменились ли ваши эмоции от повторного просмотра? Возможно, вы как-то по-другому восприняли те или иные сцены? По-новому взглянули на героев? (Скажу о себе, что сегодня посмотрела этот фильм повторно, а глаза все равно на мокром месте — по-моему, невозможно без слез наблюдать за некоторыми драматичными сценами в исполнении Татьяны Дорониной. Все-таки неслучайно роль Шуры считается одной из лучших у актрисы!).
  • Если кто-то прочтет по данной в статье ссылке короткую повесть, то поделитесь, пожалуйста, своим восприятием этого текста, сравнительно с киноверсией. На мой вкус, фильм получился эмоциональнее, сильнее, финал ярче — из серии «Один раз посмотрел — век не забудешь». В книге все это несколько стерто, прилизано; больше подсвечена воспитательная роль повести, чем психологическая.
  • Также предлагаю всех желающих поделиться в комментариях хорошими семейными фильмами и фильмами о мамах — в честь нынешней даты.

Еще раз с маминым днем всех причастных! Остаюсь на связи, Лена Вишневая  

+8
830
RSS
07:16
+2
Смотрела много раз этот фильм, до чего же хорош! Доронина бесподобная, невозможно оторвать глаз от нее, гипнотизирует своей игрой. И уже нельзя назвать ее мачехой, она и есть самая настоящая мать. Удивлялась при просмотре, сколько надо было иметь терпения, чтобы расшевелить эту Светочку. Девочка с такой травмой, казалось, никогда не исправится. И только она, мачеха, «со своим умишком», смогла добиться, чтобы сиротка приняла новую жизнь, растаяла… Пример всем мачехам и мамам…
Фильм советский, хороший, ностальгически завораживает, зовет своей жизнью, временем, настроением, красивой русской природой. А жатва! Помню из детства. Это же праздник какой-то был! Эти комбайны в ряд, машины одна за другой везли пшеницу. Все наши отцы там были, и директор, все агрономы, все гудело, звенело, неслось…
А мы, маленькие, провожали их взглядами, стоя у дороги, и были несказанно счастливы.
11:35
+2
Да, атмосферный фильм, хорошо переданы приметы своего времени!.. И по организации работы и семьи, и по школьной жизни, даже по бытовым деталям — переезду из сельского дома в квартиру, покупке «дефицитного» серванта и ТВ. Подходящая музыка тоже вносит свою ноту в происходящее. Насчёт Татьяны Дорониной согласна — роль замечательная, насколько она в нее вжилась, сама не будучи матерью. Актерский дар перевоплощения!.. И дети, особенно девочка со своим всегда серьезным насупленным взглядом, тоже очень органичны и естественны.

Спасибо, что поделились своими эмоциями, Ольга! Есть такие картины, которые хочется пересматривать.
07:23
+1
И, конечно же, с прекрасным Днем мамы, Елена! Пусть у Вас все складывается хорошо в этой жизни!
11:41
+1
Ольга, благодарю Вас, все пожелания взаимны!
19:26
+2
Спасибо, Елена, за приглашение к разговору. Я впервые книгу М.Халфиной с её двумя повестями или рассказами прочла в 30 лет, уже будучи сама дважды мамой. Впечатление было огромное, фильм появился позже и тоже понравился. Есть и расхождение, и нестыковки, но самое главное — нет равнодушных. Актёры так вписались в сюжет, что фильм воспринимается как история семьи из соседнего дома, когда всех знаешь, переживаешь и всей душой веришь в хорошее. Роли очень эмоциональны, я думаю, игра через сердце нелегко далась любому исполнителю.
Всех с Днём матери! Матери нужны детям в любом возрасте, берегите их, поддерживайте, пока есть ещё время окружить их заботой и любовью
Здорово, Татьяна, то есть Вы знакомы и с книжным первоисточником. Поскольку я первоначально именно фильм посмотрела, то мне повесть показалась менее эмоциональной и трогающей за душу, но вполне возможно, что в таком моем восприятии сыграла роль именно очередность. В целом, рассказы М. Халфиной любопытны как с социальной, так и с психологической точки зрения. Я даже захотела ещё другие ее произведения прочесть, помимо «Мачехи» и «Безотцовщины».

Насчёт «эффекта присутствия» в кино, отсутствия дистанции — да, у меня тоже сложилось такое впечатление. Также хочу отметить, что часто бывает, что вторичный просмотр разочаровывает: начинаешь замечать какие-то нестыковки, несуразности, а здесь такого не было. Все равно — свежий взгляд абсолютно и такая же искренняя, щемящая игра актеров.

С Днём матери Вас, освещающим своим присутствием тоскующий ноябрь!
21:46
У меня эту книгу бесстыдным образом «зачитали». Но до сих пор помню, как была поражена образами матери и дочери-Шурки. Как мать в штыки восприняла появление в семье девочки, заботясь о благополучии дочери и внуков и сколько сил приложила Шура, чтобы ради этого благополучия и мира в семье принять и полюбить ребёнка, которого родная мать заранее настроила и запугала. Вот образы трёх женщин-матерей, описанных женщиной-писателем. Повесть удивительная, а ведь и в жизни такое бывает.
Да, три разных образа женщин — три материнских образа! Темы жизненные, согласна.
Писала, писала и вдруг, всё моё пропало. Жаль. Новый комментарий писать не хочется. Может сохранился черновик?
Не понимаю, куда всё пропало. Как странно.
20:03
+1
Татьяна, очень обидно. Бывает иногда, если долго пишешь, то программа зависает, и уже написанная информация теряется, да. К сожалению, у меня тоже такое случалось несколько раз(((. Лучше, если сообщения длинные, написать их сначала в Ворде, а потом просто скопировать в комментарий, чтобы такого не происходило.

С прошедшим Днём матери Вас!
Спасибо!
Комментарий удален
20:09
По поводу фильмов, в которых ключевую роль играет образ матери, — мне вспомнился замечательный камерный фильм С. Герасимова, с Тамарой Макаровой в главной роли, — «Дочки-матери». Ведущие мужские роли там играют сам Сергей Герасимов и Иннокентий Смоктуновский. Помимо талантливейших актеров, интересен психологически насыщенный сюжет этой киноновеллы.
23:13
+1
Добрый вечер, Елена.
Поздравляю вас с прошедшим днём матери.
Спасибо, Маркус!
08:19
+1
От себя могу порекомендовать фильм «Воспитание чувств»- о взрослении девочки -подростка и о том, что люди Старого света могут легко закрывать глаза на аморальную составляющую поступков, если им это выгодно.)
17:30
+1
Ну, «Воспитание чувств» всё-таки не про материнский образ… Да, он там присутствует, наравне с отцовским, но скорее фоново. Фильм больше именно про взросление, истинные — ложные ценности.

От себя не лично Вам, а всем участникам беседы могу предложить американскую картину «День матери», с сильным актерским составом. Там несколько сюжетов в одном фильме, каждый — о своей проблеме в отношениях:
www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/150033/forum/#s5155575
09:53
+1
Ну, «Воспитание чувств» всё-таки не про материнский образ

Согласен с вами- роль матери Дженни,- роль второго плана. Но она создаёт скрепляющий и атмосферный фон фильма. Без образа Марджори Меллор не были бы понятны истоки позитивного мироощущения главной героини. На мой взгляд- роль матери удачно показывает женщину-громоотвод, создающую необходимый базис для роста своего ребёнка.
12:03
+1
Конечно, семья в фильме тоже играет важную роль — с учётом возраста главной героини по-другому и быть не могло. Примечательно и отношение родителей к «ошибкам юности», кто-то назовет его преступно-попустительским, а кто-то — по-своему мудрым, ведь невозможно оградить детей от всех шишок на их пути. Хорошее определение — «женщина-громоотвод»! ok
Просто это иная культура, где больше доверия к людям.)
12:23
+2
Ну, не уверена… Если судить по внешним проявлениям, то так может показаться, с другой стороны, европейцы, как и американцы, — люди весьма закрытые, при всех своих улыбках и показной доброжелательности. На этом, к слову, и многие триллеры строятся, тот же известный, классический уже фильм «Окно во двор» Хичхока. Ты годами здороваешься с соседями, улыбаешься им, ведёшь small talk, но… не знаешь, что творится у них за закрытыми дверями. Насчёт доверия ко всем подряд — это скорее как раз про наше союзное время, в том числе и в «Мачехе» это показано. Героиня Дорониной идёт к своей школьной учительнице, чтобы у нее набраться жизненного опыта, почерпнуть недостающих (как ей кажется) знаний по воспитанию чужих детей. Сегодня же большинство родителей школьных учителей, увы, ни во что не ставит — сами, мол, с усами. Нет доверия — нет и уважения. И то, что в картине все вокруг проверяют семью Олеванцевых, — это не столько про недоверие к ним, сколько про осознание коллективной ответственности. Каждый считает себя активным участником сложившейся ситуации, а свой повышенный интерес к ней (который нынче может показаться утрированно навязчивым) — закономерным и естественным. Ну, и общежитие как форма жизни тоже сказывается. Мне родители, например, рассказывали, как они в свои детские годы спокойно могли дожидаться своих родителей у плюс-минус любых соседей по дому, если вдруг пришли из школы раньше, чем мама с папой — со службы. Играли до ночи с соседскими детьми из совершенно разных семей (от условно интеллигентных — до рабочих) во дворе. И как-то находили общий язык. Сегодня такой уровень доверия друг к другу представить невозможно.
13:35
+1
Доверие — в том смысле, что не опекают своих детей до пенсионного возраста.)
Ну, это да. Ни подросших детей, ни постаревших пенсионеров особо опекать не принято. Опять таки вопрос — доверие это или пофигизм, — но факт остаётся фактом.
12:14
+2
Добрый день, Елена.
Честно признаюсь, что смотрел фильм «Мачеха» в 80-х годах 20 века и тогда он вызвал у меня раздражение. О причинах этого не задумывался- не понравилось и ладно.
По вашей рекомендации ознакомился с ним снова и могу смело утверждать, что фильм душевный и предназначен больше для женской аудитории.
Но и сейчас кино особого восторга на меня не произвело. Прежде всего из-за изрядной надуманности и не реалистичности- игнорируются гражданско- правовые отношения, которые в СССР были строго регламентированы. Во всяком случае я не знаю ни одного подобного примера из жизни. Плюс слащаво- рафинированные образы селян, выведенные из принципа коммунистической идеологии о сближении города и деревни. К фильму отношусь, как к доброй сказке- этакой «Золушке» наоборот, где главная героиня удачно сыграла образ матери с фантастической добротой (что кажется странным при её изначально мещанской ориентированности).
Понравились: искренняя игра актёров, символический образ реки с отражением облаков, психологический поворот сюжета, позволивший девочке Свете осознать себя полноценным членом семьи.
Книгу не читал и наверное не буду.
С уважением.
12:44
+1
Спасибо, что поделились своим мнением и эмоциональным восприятием картины, Маркус! Сложно сказать, почему она Вас ранее раздражала — возможно, потому что Вы сами ещё не были семейным человеком на тот момент и потому тема детей и родителей просто мало Вас трогала))). С нынешней вашей оценкой вполне согласна: отличная игра актеров, талантливая красивая Доронина, образ природы и реки / облаков, подходящая музыка, ну, и да — без идеализированных примет времени не обошлось. Конечно, все эти «производственные сцены» сегодня могут показаться устаревшими, отжившими свое, да и преподнесенными в излишне позитивном — нереалистичном русле. В свое же время, они, видимо, выполняли воспитательную функцию и функцию роста здорового оптимизма в обществе. Молодым везде у нас дорога… Трудящимся — квартиры:). И т.п. Слушая сегодня воспоминания разных людей о той давней уже эпохе, могу с уверенностью утверждать, что на многих и книги, и фильмы явно действовали даже больше, чем их реальная жизнь! Так что ожидавшийся эффект от просвещающего искусства отчасти достигался.

Ещё о восприятии — бывает, что оно меняется с годами, но не всегда. Так, я на днях пересмотрела фильм С. Герасимова «У озера», любимый фильм моей матушки. И вот что в 12 лет он у меня отклика не вызвал, что сейчас. Хотя и проблематика понятна, и съемка объективно хороша, и Шукшин, Белохвостикова, Теличкина хороши каждый по-своему, но… что-то не то… Не смонтировалось. Хотела в литклубе эту картину обсудить, (полагаю, она многими любима), но, пожалуй, не буду, несмотря на наличие в ней книжной темы. Не смогла я поверить происходящему, при всех стараниях режиссера и актеров.
Фильм раздражал, наверное, своей нелогичностью: когда всё складывается неплохо, то зачем создавать себе лишние проблемы? Вероятно, в то время общество такое было, которое трудности любило.) И государство возвеличивало тех людей, которые решились на отклонение от среднестатистической нормы. Если многодетная мать, то точно героиня.) Как в том фильме: «Однажды двадцать лет спустя». Недавно прочитал любопытное утверждение: в том месте, где происходит героический поступок скрывается чья-то преступная халатность. Хорошо, что сейчас выбор есть и нет той жестокой унификации.
Опять же, в то время уже был знаком с деревенским бытом и уровнем общения сельских жителей. Они так не разговаривают, как люди с другой планеты из фильма «Мачеха». Сельскому диалекту больше соответствует высказывание Людмилы Гурченко из фильма «Любовь и голуби»: «Маньк, а Маньк… Тьфу, деревня!»
14:28
+2
В смысле «создавать»? Ребенок — лишняя проблема для Вас? При подобной ситуации Вы своего внезапно обнаружившегося малыша предпочли бы в детдом сдать? Так что ли?! Я вот лично не согласна с этими Вашими рассуждениями. И нет никакого героизма в нормальном, добром отношении к ребенку. И полюбить ребенка, взятого из того же детдома, — это скорее норма человечности, чем не полюбить его. То, что сложности имеются — это факт, о том и фильм. Человек через свою семью становится сильнее, сам внутренне растет, развивается. Но без этого роста и труда и настоящего человеческого счастья не сложится.

Выбор есть… пока ещё. Хотя такими темпами скоро налог на бездетность будем платить. Проблемы демографии — из каждого утюга. Но… это уже тема для другой беседы.
В смысле «создавать»? Ребенок — лишняя проблема для Вас?

Не думал, что обсуждение фильма перейдёт к рассмотрению моих моральных качеств.)) Мои дети при мне- и это моя проблема.
При подобной ситуации Вы своего внезапно обнаружившегося малыша предпочли бы в детдом сдать? Так что ли?!

Если бы подобное произошло, то это было бы для меня полным шоком. Потому что я люблю планировать и не отношусь к отношениям, как анекдотический поручик Ржевский, который был в молодости членом суда.) Это первое. Во-вторых: отец- это не форма речи, а правовой акт. А для этого требуется не только признание факта, но и официально оформленное свидетельство. А с этим в фильме проблема: отчество у девочки его (сколько там сотен тысяч Павлов по стране бродило?), а фамилия матери. Мало того, в самолете выяснилось, что у девочки метрика (свидетельство о рождении) отсутствует. Ситуация напоминает кинднепинг, а это уже, как минимум, «дело» в прокуратуре. Это не проблема?
В любом случае мне непонятно, к чему относилась Ваша ремарка: «когда всё складывается неплохо, то зачем создавать себе лишние проблемы?» Ситуация, которая сложилась в фильме, предполагала только два пути: предательство или проявление человечности. Отсюда и мои риторические вопросы в Ваш адрес. В сюжете рассмотрена конкретная дилемма. Никто не «создавал» проблем — они уже были созданы сильно ранее. И теперь осталось только попробовать их разрешить.

Метрика у девочки вроде как в сумке лежала, а отец уточнил, что фамилию ей свою даст. Не думаю, что художественный фильм должен касаться всех юридических проволочек, связанных с усыновлением и установлением отцовства, в том числе. Так что в рамках художественного фильма это действительно не проблема. Сама история — о другом.
В любом случае мне непонятно, к чему относилась Ваша ремарка: «когда всё складывается неплохо, то зачем создавать себе лишние проблемы?»

Ремарка относится к событиям до получения письма, когда были тишь да гладь…
Ситуация, которая сложилась в фильме, предполагала только два пути: предательство или проявление человечности.

Я бы был поосторожнее со словом «предательство». Предать можно того, перед кем были обязательства, а о Свете он не знал и формально ей никто. То, что Павел поступил порядочно- честь ему и хвала.
Только сначала признал дочь, а потом засомневался- когда стал расспрашивать приятеля: а были ли у Натальи другие мужчины?
Не думаю, что художественный фильм должен касаться всех юридических проволочек, связанных с усыновлением и установлением отцовства, в том числе. Не думаю, что художественный фильм должен касаться всех юридических проволочек, связанных с усыновлением и установлением отцовства, в том числе.

Вот я и говорю — сказочная ситуация. На практике он должен был побегать по советским чиновникам и добиться признания отцовства в суде.
Предательство и есть предательство. То, что Вы пишете, — это что-то из серии «не пойман — не вор» и к человеческой порядочности отношения, увы, не имеет.

Понятно, раз не показано в деталях, как человек «бегает по чиновникам», то… нереалистично. С такой логикой, простите, надо ещё непременно демонстрировать соитие, чтобы недоверчивые зрители сразу же разобрались, что к чему и не озадачивались столь сложными вопросами отцовства. Я в шоке от столь «высокого» уровня восприятия. К счастью, кино как виду искусства, присущ принцип умолчания.
К счастью, кино как виду искусства, присущ принцип умолчания.

Полностью согласен, а то бы юридический термин «сожитель» был ложкой дёгтя в бочке фильма.)
И полюбить ребенка, взятого из того же детдома, — это скорее норма человечности, чем не полюбить его.

Разные бывают усыновления(:

Мне известен один подобный факт из российской действительности. (
И полюбить ребенка, взятого из того же детдома, — это скорее норма человечности, чем не полюбить его.

Добрый день, Елена.
Поскольку ваша тема ушла от пристального внимания первой страницы сайта, настала пора задать вопрос, который у меня напрашивался. Не хотелось спрашивать прилюдно. Вдруг это оскорбило бы ваши чувства? Но поймите правильно — хочу, чтобы у меня гештальт сформировался от недосказанности. Я, подобно профессору Преображенскому, который «сочувствует детям Германии», хотел спросить: у вас есть опыт опеки над сиротами? Или может быть вы ежемесячно какую-то сумму перечисляете в детский дом?
17:41
+2
Да, я ежемесячно перечисляю деньги в четыре благотворительных фонда — поставлен автоплатеж. Это те организации, которым лично я доверяю, в том числе фонд Лизы Олескиной. Лиза — выпускница МГУ, училась с моей хорошей подругой, которая сама тоже участвует в жизни фонда. Это настоящие подвижники своего дела, идейные и честные люди, поэтому я могу быть уверена, что мои платежи пойдут на реальные нужды людей. О Лизе:
forbes-ru.turbopages.org/turbo/forbes.ru/s/forbes-woman/443203-kak-osnovatel-nica-fonda-starost-v-radost-menaet-otnosenie-k-tret-emu-vozrastu
Уточню, что именно эта организация помогает не детям, а старикам, но, по моему искреннему убеждению, наша забота не должна ограничиваться детской темой. А Вы как полагаете? Кстати, у этой организации есть много акций не сугубо материальных — например, подписать открытки к Новому году или написать письмо одинокому человеку. Поучаствовать — поделившись своим временем, энергией, душевным откликом — может каждый!

Три других фонда предпочту в общей беседе не рекламировать, но два из них — детские, в частности помощь детдомам. Ситуативно помогаю ещё через одну знакомую посылками в соц.организации. Это когда срочно нужно купить партию памперсов, шампуня или ещё каких-то бытовых «мелочей», без которых невозможна нормальная жизнь. В таких случаях высылается запрос через те же соцсети, кто хочет и может — подключается к закупке: можно купить самостоятельно, можно выслать деньги на счёт, все необходимые чеки постфактум предоставляются.

По поводу опеки над сиротами — лично я об этом не задумывалась, но был опыт общения с ребенком из детдома — к сожалению, на тот момент, в студенческие годы, я не смогла установить с ним полноценный контакт, не хватило жизненного опыта. На будущее такой возможности для себя не исключаю. В конце-концов, любой взрослый человек духовно растет (если повезёт), взрослеет, меняется, а мудрые люди ещё и добреют с годами:).

Надеюсь, я вполне удовлетворила своим ответом Ваше любопытство.
Благодарю!
Возникает чувство восхищения от той, недоступной для меня высоты, которая присуща вам и явно выходит за границы нашумевшего мема «яжемать».
Удачи вам!
19:33
+1
Кстати, фильм «За пропастью во ржи» смотрели?
20:50
+1
Нет, не видела, а стоило бы, судя по всему: отзывы неплохие, трейлер тоже годный. Спасибо за рекомендацию! Надо будет как-нибудь в нашем киноклубе обсудить эту кинокартину ok . Тем более что я люблю роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
21:28
+1
Да, эпоха хорошо отражена. И роли безупречно сыграны. Несомненно раскрыты истоки творчества и судьба автора. Смотрится хорошо. На уровне фильма «Он и она»- в смысле честной открытости.
Рекомендую.)
Насчет эпохи — это хорошо. И название удачное. ОК, посмотрю в ближайшее время! В относительно ближайшее...))).

До Нового года я уже две разноплановые картины запланировала к обсуждению — написать бы еще обзоры.
В общем- фильм об идеальных отношениях, которые на практике не встретишь. Но автору книги провидчески удалось предсказать появление плеяды матерей- одиночек, которым не очень-то нужны мужчины в доме.
14:36
+2
Опять же про идеальные отношения не сказала бы. Какие уж тут идеальные отношения?! Мамаша героини в фильме — просто цербер какой-то. Муж вроде и неплохой мужик, но семейных сложностей сторонится: ответственность за своего ребёнка формально взял, молодец, но по факту взаимодействовать с ним не рвется — скинул проблемы коммуникации на жену. Вот она его и учит поневоле азам педагогики, потому что оказывается, что при всем своем «уме недалёком» у нее есть не менее ценный ум сердца — «эмоциональный интеллект», как нынче бы сказали, развит. И точно это не история про эмансипацию и стремление жить матерью-одиночкой (?!). Тут уж Вы «Жигулевское» с «Крымским» смешали, по-моему… Наоборот, Шура скрепляет семью, как может. И ей это, что особенно по книге очевидно, удается. В фильме финальные сцены тоже как бы намекают на дальнейшее достижение гармонии))). Так что… нормальная пропаганда нормальных семейных отношений (!). Многодетность тоже относительная — детей-то не десятеро и даже не восемь, как в известной серии книг Анне-Кат Вестли:), а всего трое.
14:39
+1
То, что у Шуры «недалёкий» ум, ей все время пыталась внушить авторитарная мамаша. На самом деле, в 25 лет (а по книге героине именно столько) для матери двоих детей, ведущих всё домашнее хозяйство, она далеко не глупа.
Да, здесь и большая доля внушения имеется. Недаром муж героини в повести свою тещу обвиняет в том, что она навязывает своей дочери мысли о собственной никчемности. Насчёт хозяйства — хотя по книге им преимущественно занимается теща, но и молодая жена тоже не отдыхает, конечно. В деревне вообще всегда есть чем заняться!.. Да ещё и переезд у молодых. Двое детей.

Более того, в фильме, где героиня Дорониной явно старше 25-ти, указывается, что до декрета она работала и планирует выйти трудиться в дальнейшем (в сцене с начальником совхоза). Здесь расхождение с текстом повести, но вполне уместное, и оно тоже дополнительно указывает на самостоятельность и сильный характер Шуры, вне зависимости от ее сторонних оценок кем-либо. Ну, и на наличие у нее мозгов, конечно же, потому что кому же нужен глупый работник? Возвращения такого на рабочее место и ждать бы не стали ))).
Какие уж тут идеальные отношения?!

Я про добрые отношения к ребенку, которые вы озвучили в предыдущем посте. Напоминает ситуацию пещерного коммунизма, когда все дети племени- дети всех. Тогда это был закон выживания. А сейчас это личное право каждого.
Наоборот, Шура скрепляет семью, как может.

Иначе бы муж ушёл к чужим людям. Такой вот внутрисемейный шантаж.
И точно это не история про эмансипацию и стремление жить матерью-одиночкой (?!).

Я про родную мать девочки Светы. Она и Павла не информировала, и другому мужчине отказала.
Дело не в «шантаже», и не думаю, что Шура боялась исключительно того, что муж уйдет к чужим людям, иначе бы вряд ли в дальнейшем по-настоящему привязалась к девочке. В повести все ее внутренние метания очень хорошо показаны — она просто чувствует, что ее любимый человек остался один на один со своей проблемой, что ему сложно, тяжело и… она не может его бросить в такой критический момент. На мой взгляд, это вполне естественное поведение человека в кризисной ситуации. Семья — это когда люди вместе не только в радости, но и в горе, как ни банально звучит, в каких-то проблемах, а ситуациях душевной смуты.

А насчёт матери Светы, Натальи, — там были проблемы со здоровьем, этим и объяснялось ее нежелание связывать с кем-либо жизнь. Она предчувствовала свой ранний уход. К тому же она сама была детдомовской, соответственно, с формированием привязанности там были проблемы, судя по всему. Назвать это типичным случаем, который потом ещё и к массовости явления моносемьи привел, о чем Вы ранее написали, вряд ли возможно.
Дело не в «шантаже», и не думаю, что Шура боялась исключительно того, что муж уйдет к чужим людям

Я думаю, что дело проще: Шура испугалась, что злые языки на неё навесят ярлык «разведёнка». Хуже было только клеймо «гулящая». В деревне, где проживали мои родственники, была одна такая мать- одиночка. Так все в неё пальцем тыкали, что для меня, городского жителя, было дикостью. Население крупных городов терпимее, чем в поселках и деревнях.
12:43
+1
Мне жаль, что у Вас такой жизненный опыт. Он у всех разный, люди — в деревнях — тоже разные. У меня у самой вся семья что с материнской, что с отцовской стороны — выходцы из деревни, как у большинства, поэтому не сказать, чтобы я была совсем уж не в теме на этот счёт. После войны люди и усыновляли детей, и воспитывали их, и без мужчин женщинам приходилось обходиться. Разные истории, в общем, можно найти. Не только про мещанство и серость, отнюдь. Про тихий героизм — тоже. Про работу за идею, а не ради хлеба насущного. Про материнство и отцовство не по крови, а по сердечной привязанности.

По поводу логики и психологии героини — Вы вообще фильм видели?! Поведение героини? Ее отношение к детям??? Как она шаг за шагом проходила весь этот путь, чтобы достичь зыбкого взаимопонимания с дочерью? Обесценить можно все что угодно, Маркус, и человечность, конечно, всегда уязвима, вопрос только в том — зачем? Жизнь это явно не украшает. А мы здесь собираемся вроде как чтобы о прекрасном поговорить, потому что грязи и в новостных сводках хватает. Ваши ремарки, простите, тошнотворны. Продолжать беседу на подобном уровне у меня желания нет. Тем более что к обсуждаемому фильму Ваши домыслы не имеют ни малейшего отношения.
Домыслы? Вряд ли- это жизнь и я не прячу от неё голову в песок благостных впечатлений. Всегда есть и верх, и низ. Фильм «Мачеха» о высоком. И хотел бы закончить его обсуждение на мажорной ноте:
Получилось хорошее женское кино, рассчитанное на доверчивого зрителя.)
С уважением.
Точно! А всем особо недоверчивым рекомендую к перечитыванию старую-добрую классику — «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина ok .
Я лучше рассказ Михаила Зощенко «Папаша» перечитаю.;)
15:30
+1
Про образы селян поддержу замечание Маркуса. Повесть М.Халфиной вышла в 1967 г., фильм — в 1973. Я очень хорошо помню эти годы, каждое лето гостила подолгу в деревне и, действительно, даже в успешных совхозах всё было не так идеально, как показано в фильме. Ну не одевались так колхозницы в обычные дни, как Шура, не бегали в туфельках на каблуках по улицам. Халатик розовый явно перекочевал из «Бриллиантовой руки»))
И еще один момент — ни Шура, ни её мать не работают. Да, замужняя женщина — домохозяйка с детьми по закону не считалась тунеядкой. Но, фактически, таких на селе практически не было, работали все, если не в сельском хозяйстве, то в магазине, клубе, библиотеке...

Просто так уехать в другой регион было тоже сложно, тут недостаточно простого разрешения председателя, требовались специальные справки, и для Павла, и для Шуры, так как паспортов у жителей деревни тогда ещё не существовало…
В общем, на реальную жизнь не слишком похоже. Скорее, на мечту советской пропаганды.
Согласна со всем, кроме как раз работы. Выше уже написала, что в фильме (возможно, намеренно) добавлен короткий эпизод-разговор с начальником про то, что Шура именно в декрете и что ее ждут на работе. Ее младшей дочке год, так что вполне могла она дома сидеть. Хотя, если можно верить интернету, — без оплаты труда:
pikabu.ru/story/kak_menyalis_otpuska_po_ukhodu_za_detmi_v_sssr_6443833 (?)

Про жизнь селян в целом, наряды и прическу Дорониной — да, конечно, об этом много написано и сказано уже и зрителями-современниками фильма — героиня больше на горожанку похожа, но… мне это все показалось мелочами на фоне основной истории о внутрисемейных отношениях и адаптации ребенка в семье. По этой части все, по-моему, очень подлинно показано. А соцреализм он и есть соцреализм. Странно было бы, оценивая фильмы того же Герасимова, упрекать его в том, что он не Тарковский:).
14:40
+1
Кстати, подумалось, что сюжет чем-то перекликается с одноимённым фильмом с Джулией Робертс.
14:43
+1
Да, тоже подумала об этой параллели. Там тоже молодая женщина представлена, но очень мудрая в житейском плане.
00:03
+1
Я про фильм ничего не могу сказать. Всё-таки, мне кажется, он больше ориентирован на женскую аудиторию. Мне же в голову пришёл другой хороший отечественный СЕМЕЙНЫЙ актуальный фильм — «Карантин» (режиссёр И. Фрез, 1983 г.). Главная героиня — 5-летняя девочка Маша, у которой есть мама-папа, бабушка-дедушка, прабабушка-прадедушка. Все работают и никто не хочет заниматься ребёнком. А когда детский садик оказался на «карантине», то началось… Главная тема (цитирую «папу» в фильме: «Нужно куда-то приткнуть ребёнка»). И ребёнок весь фильм переходил по рукам и получал противоположную информацию (одна тётя сказала, что дома надо ходить в носках, другая — в обуви, третья — босиком и т.п.). Кстати, режиссёр прекрасно отобразил свою идею: в начала и в конце фильма сцена хождения ребёнка по рукам. Ну и тема молодой мамы там тоже отображена: молодой учёный-биохимик, который больше думает о мышах, чем о ребёнке.
12:34
+2
Рада, Андрей, что Вы присоединились к беседе. Да, фильм Фреза помню. Хорошая добрая комедия, но при этом затронута в ней и проблема вечной занятости родителей. Если ранее в советское время женщин призывали активно работать и строить новую жизнь, а детей отдавать в ясли, в сад с самого раннего возраста (по фильмам тоже можно это отследить), то в 70-80-е годы начали обращать больше внимания на институт семьи. Опять же и декретное время продлили.

Не знаю, можно ли фильм «Мачеха» назвать сугубо женским. Ведь и в «Карантине» темы больше внутрисемейные затронуты. Считается, что они близки прежде всего женщинам, хотя в современном обществе, хочется верить, и мужчины больше вовлечены в воспитание детей. К слову о гендерах, мне вспомнилась одна кинокартира в близкую тему с центральным персонажем-мужчиной — «Не было печали». Фильм вроде бы давний, но актуален и сегодня.

Кратко напомню сюжет. Сорокалетнего преуспевающего врача Вадима Петровича Потапова (в исполнении Леонида Куравлёва) всё ещё опекает его мать (Татьяна Пельтцер), мечтающая «когда-нибудь» подыскать ему идеальную невесту. Обоих все устраивает. Мужчина занят высокими сферами и не готов брать ответственность за кого-либо, кроме себя. По большому счету, он этакий разумный эгоист. Ну, а его маме всегда есть о ком заботиться — вместо внуков она всю свою деятельную заботу направляет на великовозрастного сыночка. Внезапно в их устоявшуюся жизнь врывается маленькая и очень непосредственная девочка — внебрачная дочь Вадима (Екатерина Хорова), о существовании которой не знала ни мать Вадима, ни новоявленный отец.