Редакционный портфель. Выпуск № 9/2. Игорь Царёв
Игорь Царёв: О жизни, о поэзии, о себе
…У каждого свой вкус и свой путь. Я, например, когда-то понял, что мне больше нравится не сочинять, а говорить о том, что действительно видел или чувствую. Поэтому мне близка формула, высказанная когда-то Константином Батюшковым: «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь». Чем не кредо?!...
…Мне немало пришлось поездить по нашей стране, меняя адреса и профессии. Я родился на Дальнем Востоке, в первый класс пошел в Москве, школу заканчивал (специальный математический класс) уже в Хабаровске, потом учился в Ленинградском электротехническом институте, распределение получил в Москву… Был «физиком в ящике», но переквалифицировался и стал журналистом. И снова поездки, командировки по самым отдаленным уголкам и «медвежьим углам»… Так что, повидал я всякого и таежного гнуса вскормил своей кровью немало…
…Объездивший страну (и вдоль, и поперек, и по диагонали), я немало повидал, и мои стихи в определенной степени – отражение увиденного. Хотя большей частью они, как Вы изволили выразиться, «документальны» – в них моя жизнь, мои мысли, моя любовь…
…Я коренной дальневосточник. И с детства вокруг меня звучали названия, похожие на волшебные. В семь лет отец подарил мне первое ружье и взял на охоту в тайгу… Я побывал в кедровых сопках Хекцира, кормил комаров в Тунгусских болотах, карабкался по отрогам Джугджура, ловил хариуса на Зее, любовался цветущей аралией на Хингане и разглядывал древние геоглифы Сикачи-Аляна… Позже, став журналистом, я продолжал колесить по стране уже в силу профессиональных обязанностей. И всегда в первую очередь обращал внимание на название местностей. Они были для меня как звуковые ключи, без которых не войти в местную сокровищницу. Ведь в каждом названии действительно своя тайна, музыка, сакральный смысл! Поэтому люблю музыкальность имен, да и вообще стихов. Но даже неблагозвучные имена речек Убля и Вобля, о которых я однажды написал, тоже таят свою философию и подтекст…
…Если взять для аналогии такой эквивалент, как «время-деньги», то стихи, занимают в моем мироустройстве примерно такое же место, как культура в бюджете России. То есть, если я на них и выделяю время, то урывками и в самую последнюю очередь – поздним вечером, а чаще и вовсе за полночь. При таком «финансировании» не зажируешь. Но и отказываться от них я не хочу. Журналистика дает возможность жить. А стихи – не позволяют захиреть душе…
…Мудрый Сенека еще в четвертом веке нашей эры изрек: «Имеет ли значение, как тебе живется, если ты полагаешь, что плохо». Поскольку я хронический оптимист, я поменял в этом любимом мною афоризме минус на плюс. И так как искренне считаю, что все у меня в жизни сложилось удачно, то (в соответствии с мыслью древнеримского философа) остальное уже не имеет никакого значения…
…Когда текст вдруг начинает рождаться, я меньше всего думаю о Читателе. Стих как бы сам сквозь меня прорастает, ведет, подталкивает. Поэтому получается, что я пишу только о том, что на сегодняшний день волнует меня самого. А насколько это интересно другим – это уже вопрос не ко мне...
…У стихов вообще удивительные судьбы. Причем, это уже не зависит от автора. Недавно по радио в передаче «В нашу гавань заходили корабли» с удивлением услышал свою давнюю шуточную вещицу – «Электротехнический романс». Песню, правда, объявили как «музыка народная, а слова тем более». Но мне было приятно ощутить себя автором народной песни. Подумалось, что если она протянет еще столько же, глядишь, и меня переживет…
…Поэты разные бывают. Знаете, когда-то была такая детская игрушка – калейдоскоп. В картонной трубке между зеркалами пересыпались цветные стекляшки, складываясь в узоры… Некоторые поэты так же играются словами. Получается бессмысленно, но красиво. Таких авторов сейчас много. Другие поэты – художники. Они словами, как красками, рисуют картины на холсте. Таких поэтов меньше. И уж совсем мало таких, которые вроде и не рисуют вовсе, а бросят пару слов на бумагу и, глядь, из них, как из двух столкнувшихся частиц, образовалась целая Вселенная…
…Для меня понятие «поэт» – это очень высокое звание. Это человек, чьи творения живут дольше своего создателя. Так я сейчас понимаю. А когда-то относился к этому много проще. И первым, кто назвал меня поэтом – был я сам. Учась в Питере в электротехническом институте, я иногда писал для студенческого театра сценарии вечеров и спектаклей. Некоторые в стихах. А потом еще и афиши делал на ватмане. И однажды на одной афише, как раз перед моей фамилией осталось некрасивое пустое место. И я нахально приписал – поэт… Надо сказать, что сегодня я свои вирши студенческой поры без содрогания читать не могу. Но, странное дело, тогда я был более широко известен, чем сейчас. Находились даже люди, которые перепечатывали мои стихи под копирку и распространяли по друзьям и знакомым...
…Любопытство всегда подталкивает подробнее узнать о понравившемся писателе, поэте. Но нередко сталкивался с тем, что при личном знакомстве автор оказывался достаточно неприятным человеком, много скучнее своих творений. И это объяснимо – не все люди могут выстроить свою жизнь так же талантливо, как, скажем, стихотворение…
…Меня приглашают в судейские команды на некоторые поэтические мероприятия, но обычно я стараюсь отбрыкаться от такой «почетной» роли. Особенно если уровень конкурса не очень высок. Прочитаешь за ночь несколько сотен стихов молодых стихотворцев, и на неделю-другую обеспечена стойкая идиосинкразия к поэзии вообще. И даже попадающиеся изредка блестящие тексты от этого не спасают...
…Для поэта никаких общественных, творческих организаций или объединений не требуется. Поэту надо лишь уединение и вдохновение. Забрось его на необитаемый остров, все равно в голове будут вертеться рифмы и складываться строчки. Так уж у пишущих людей деформирована психика и мыслительные процессы. А вот для Поэзии всевозможные творческие организации безусловно нужны. Потому что без них остановится литературный процесс. Кто-то же должен поддерживать работу сайтов, организовывать вечера, проводить конкурсы, задающие критерии поступательного движения «что такое хорошо и что такое плохо», воспитывающие не столько даже пишущих, сколько читающих, создавая среду обитания Поэзии… Без этого написанное слово повиснет в вакууме…
…У меня за душой больше десятка научно-популярных книг. И все они, собственно, написаны именно по просьбе издателей. И на гонорарной основе. А вот издать мою книжку стихов никто из издателей не рвется. Разве что за мой же счет… И у 99,9 % нынешних поэтов, как мне видится, та же ситуация. Кстати, это не так плохо на самом деле, так как служит определенным барьером, ограничивающим бесконтрольный рост поэтической макулатуры...
…В разумных дозах, как мне кажется, тщеславие у поэта должно быть. Оно немного подогревает творческий процесс, подстегивает. Но его надо постоянно держать в узде. Печальная картина, когда оно переходит в болезненные формы. Спасением может быть только юмор и самоирония…
…Пользу поэзии приносит каждый, кто пишет, или организует, или даже просто интересуется стихами. Только дело свое надо стараться делать как можно лучше (и писать, и организовывать, и читать), потому что плохо оно и само может получиться…
…Не надо преувеличивать роль стихов в моей жизни… Кто первичен – стихи или любимая женщина? — большой вопрос. То ли благодаря поэзии я с первого взгляда узнал свою Музу, то ли Муза сделала из меня поэта? Точно знаю одно: без нее не мыслю жизни, а стихи рождаются рядом с ней…
…Я как-то стоял у края скалы. Смотрел вдаль на потрясающий ландшафт. В душе – чувство счастья и благодарность судьбе за ее щедрые подарки. Потом опустил глаза к подножию, и тут же сделал шаг назад… Я не из пугливых, но сжалось сердце – почувствовал, как потянуло вниз… Такие же ощущения вне моей воли частенько возникают, когда пишу стихи…
…Даже боги имеют свой срок жизни. Культ Птаха, к примеру, длился около 9000 лет. Наш Иисус в сравнении с ним еще совсем пацан… Но люди, как дети, поиграют и, немного повзрослев, выбрасывают старую игрушку… Хотя на практике, конечно, все выглядит трагичнее. Смена богов зачастую означает гибель цивилизации. Так исчезла уникальная цивилизация Египта, древней Греции. Окончательный распад Римской империи тоже удивительным образом совпал с приходом христианства. А как долго продержится оно? Спишут ли когда-нибудь на свалку истории и Христа? Как показывает весь предыдущий исторический опыт – и это не исключено. Знаю одно — с забвением Христа исчезнет и Русский мир…
…В литературе я люблю не столько форму (она может быть любой), сколько содержание, выверенную логику микрокосма текста. Бессмыслица, пусть даже красивая, меня не трогает. Якобы глубокое содержание такого творения высосано из пальца (или, если угодно, рождено в головах) не автора, а самих рассуждающих об этом творении. По сути, это такое хитрое зеркало для «мудрецов». Каждый видит в нем только отражение своих домыслов. Увы, сейчас в поэзии входят в моду такие зеркала – набор бессмысленных красивостей, являющихся (если называть вещи своими именами) банальным словоблудием. И находятся почитатели (и немало!), которые видят в таких творениях бездну потаенного смысла, о котором автор даже не подозревал…
…Поэзия, как и любое творчество, дает ощущение абсолютной свободы, когда все зависит только от тебя самого. Еще – это попытка создать что-то более долговечное, чем ты сам. Строчки Пушкина «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя», высказанные прозой, превратились бы в скучную метеосводку, срок жизни которой – день от силы.
Так что настоящая поэзия, в моем понимании, – это ощущение свободы с привкусом вечности…
…Я никогда не использовал прием введения абстрактного лирического героя и во всех своих текстах отождествляю его конкретно с собой. Никогда не ставил перед собой непосильной задачи давать человечеству рецепты выживания. И весьма скептически отношусь к другим, дающим такие рецепты. На мой взгляд, поэзия –это субстанция, сотканная скорее из вопросов, чем из ответов…
…я бы не стал так категорически раскладывать по разные стороны баррикад поэзию, идущую от души, и поэзию – игру ума. Всё это вполне может быть в одном флаконе. Впрочем, если наличествуют и душа, и ум :)…
…Мною давно уже движет почти физиологическая потребность в самом процессе творчества, а не ожидание аплодисментов. Если долго не пишу, то элементарно заболеваю, словно вовремя не выплеснувшийся на бумагу стих начинает жечь меня изнутри. Как и все поражённые вирусом поэзии, я даже на необитаемом острове продолжал бы писать стихи…
…Кому-то надо просто идти вперед, продолжая начатое до него. Если трамвай пытается проложить новые пути, ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Прокладывание новых путей – это вообще интересная тема. Почему-то начинающие поэты норовят сразу прокладывать новый путь, начинают с чистого листа, не освоив даже азов той культуры, которая у них за плечами… Сойти с рельсов легко. Но чтобы двигаться дальше самостоятельно, надо обладать чем-то большим, чем просто желанием новизны…
…Каждый пишущий должен понимать степень своей ответственности перед Вселенной (не побоюсь этого слова!), так как где-то в ней обязательно продолжается существование всего, что создано нашим воображением. Писать надо с чистой душой и чистыми мыслями, чтобы Вселенную не загаживать…
…Уверены ли мы, что знаем, что хорошо, а что плохо? Возьмем любое явление –к примеру, дождь. Он плохой или хороший? Следует понимать, что всякое событие приобретает смысл только в нашей оценке. Само по себе оно не может быть ни плохим, ни хорошим. Все зависит от того, как мы его воспринимаем и как о нем рассказываем. И потому делать это надо честно и без злобы. Уверен, что рассказанная со злобой правда бывает хуже лжи…
…Постмодернистский хаос отменяет нравственность и работает против человека. Я говорю о христианской нравственности, которая присуща не только глубоко религиозным, но и светским людям – тем, кого мы называем «порядочными людьми»…
…Жизнь сложна. Уже с рождения везет далеко не всем. Мать может оказаться пьющей и гулящей, а отец — алкоголиком, избивающим жену и детей. Родители могут быть эгоистами, занятыми только собой, а в ребенка они вкладываются лишь как в объект, который готовят для демонстрации знакомым и для конкуренции с их детьми. Мама и папа могут быть и замечательными людьми, но в связи с обстоятельствами (болезнь, нищета) не способны дать своему ребенку то, что есть у других детей…
Но если ты не последняя сволочь, ты никогда не будешь бегать по чужим квартирам или по улице, выкрикивая гадости в адрес родителей, и не будешь строить против них интриги.
И даже если обстановка в родительском доме вынудит тебя уйти из него, ты не будешь рассказывать новым соседям, что счастлив жить рядом с ними, а не с такими-сякими родителями. И вообще я не представляю себе, какой надо быть тварью, чтобы радоваться, узнав, что у родителей беда.
Так и со страной. Родина дается человеку, как отец и мать. И если ты не последняя сволочь, то помнить об этом будешь всегда. Конечно, если ты Человек, а не неблагодарная скотина. А скотина — скотиной и останется…
…Зачем спорить, чему больше принадлежит Россия – Востоку или Западу? Ведь ясно же, что мы – Север, ледяная Гиперборея. Страна с самой низкой среднегодовой температурой. Государство, половина которого покрыта вечной мерзлотой. А 70 % нашей территории (согласно всем справочником) – это районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности. Мы – единственная держава, вынужденная использовать для перевозки грузов из одного своего конца в другой атомные ледоколы. Может быть, именно из-за этих климатических особенностей так высоко и ценится у нас душевная теплота…
…История любого государства – это миф. История любого народа и любого исторического события – тоже всегда миф. Мифы создаются в парадигме времени, о коем они повествуют. Но наступают новые времена, и мифы корректируются, а порой в полной мере искажаются, и к этому надо быть готовыми. Но должно оставаться главное – любовь к своему народу, понимание и прощение ошибок, совершенных на его тернистом пути, и гордость от сопричастности к его победам…
… Я далек от политических споров. Я не являюсь апологетом каких-либо политических течений. Но обладаю твердой гражданской позицией, в основе которой лежит любовь к моей стране и к моему многострадальному, но героическому народу. Я горд тем, что являюсь частью этой страны и этого народа…
…Историческая судьба и миссия России – останавливать мировое зло. И мы это делали уже не раз. И всегда стояли на пути чьего-либо мирового господства. И это Божеская задача – потому Пресвятая Дева и молится за нас…
…Искусство создавать новые миры с помощью слова, как и умение видеть за словом эти миры, деградирует и отмирает. За ненадобностью…Телекартинка, как и лапша быстрого приготовления, действительно облегчает людям жизнь. Но всё это вовсе не означает, что поэзия со временем исчезнет. Поэзия бессмертна. Сам Создатель, на мой взгляд, – поэт. Смена времён года и другие временные циклы – что это, как не рифмы на языке Вечности? Так что поэзия, независимо от конъюнктуры, всегда будет с людьми…
…Сегодня в мире насчитывается около 7000 языков (по разным оценкам – от 5 до 10 тысяч). При этом примерно каждую неделю один из них умирает. Лингвисты прогнозируют, что через 25 лет от ныне существующих «живых» языков останется лишь одна десятая часть. Тревожная статистика. Поэтому хочу пожелать, чтобы наши дети, внуки, правнуки и праправнуки любили русскую поэзию, говорили, писали и читали на великом русском языке…
Литераторы о творчестве Игоря Царёва
Любовь Сушко, филолог, эссеист, поэт
…
«Мир души Игоря Царёва огромен и прекрасен, а совершенная форма изложения наполнена невероятным порой содержанием. И происходит чудо, открытие, то новое и прекрасное, чего не встретишь у других его современников…
…Круг поэтов Игоря Царева: Александр Блок, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Владимир Высоцкий, Николай Гумилев, Марина Цветаева. Стихотворение Игоря Царева «Есть демиурги языка» обращено именно к ним. Уверенно и уютно чувствует себя Поэт в этом кругу, и он знает свою высоту и мощь. Иногда Игорь скромно называл себя в рецензиях «не худшим», на самом деле он, конечно, был лучшим среди поэтов конца 20 — начала 21 века, чему есть бесчисленные признания тех профессионалов, кто столкнулся с его творчеством и навсегда остался его поклонником.»
Владимир Кабаков, писатель
«…К счастью, в сегодняшней России есть поэты, которые не потеряются даже в интернет-толпе. Для многих таким стал Игорь Царёв, чьи стихи отличают от других не только литературные критики, сами стихотворцы, но и обыкновенные любители-читатели поэзии!
Разноцветная палитра его переживаний, с самого начала захватывает читателя искренностью и кажущейся лёгкостью стихосложения. Но этим и отличается талантливый поэт, читая которого мы не видим долгих лет накопления чувств и умения их передать слушающему, читающему человеку. Кажется, что всё написано на ходу, в ярком течении жизни.
Но за этой лёгкой весёлостью – годы труда и раздумий, и в его стихах зашифрована загадка, драма жизни, размышления о предназначении человека, о цели и смысле человеческого существования. Думаю, что таким поэтом, и не побоюсь слова — мыслителем, был Игорь Царёв.
Стихи Игоря Царёва отличают удивительное умением передать тон и состояние души, в тех или иных жизненных обстоятельствах. Поэт выхватывает из жизни драматические эпизоды и на одном дыхании показывает нам грустную сценку, которая затронула его сердце.»
Лариса Морозова-Цырлина,
поэт, критик, член Художественного совета Стихи.ру.
«Откройте … его страницу, почитайте не спеша стихи, написанные в разное время. Стихи с филигранными рифмами, невероятно богатые фонетически, где главное — мысль, точная и ясная, как формула, не замутнённая случайными словами. Эти стихи кажутся явившимися легко, будто вот так, как есть, упавшими в руки автору.
Высший пилотаж владения словом, когда не замечаешь следов тонкой и глубокой работы над текстом.
Гармоничность этих текстов несёт в себе проекцию личности автора.
Послушайте записи с его неповторимым голосом, в котором слышится улыбка и чуть застенчивые интонации человека, не любящего публичности.»
Инна Молчанова, редактор литературного журнала «Точка Зрения»
«Легкость его пера слишком очевидна для того, чтобы, предваряя знакомство с Игорем Царёвым, витийствовать перед читателем. Данный цикл исполнен в традиционной реалистичной манере и мог бы стать неплохим образцом для изучения методики современной поэтики в том классическом виде, который так мил сердцу приверженцев социалистического реализма. Это добротная поэзия, с четко выстроенными логическими цепочками и соблюдением причинно-следственных связей, с виртуозным владением техникой стихосложения и, практически, безупречным поэтическим вкусом.»
Владимир Кетов,
Международный литературный журнал «Зарубежные задворки», Германия
«Цареву всегда было что сказать читателю, и он знал: слово – не самоцель, а всего лишь средство. В умелых руках, правда, – могучее…
…В лучших его стихах слова стоят на своих единственно верных местах – и сами эти слова тоже единственно возможные для данного текста: поставил – щелкнуло – и стоит оно, слово, как влитое, варианты исключены. Все это сделано настолько точно и естественно, что кажется – иначе просто невозможно. На самом же деле достаточно взглянуть на безумно много- и лишнесловное цунами современной русской поэзии, к которому как нельзя лучше применимо гениальное жванецковское: «Нынче аккомпанемент выступает с сольными концертами», чтобы понять, что Царёв представляет собой явление крайне редкого порядка; причем и в строю поэзии так называемых классических форм он точно так же стоит особняком – именно благодаря мастерскому обращению со словом.
… его лучшие стихи будут читать еще многие годы. Если останутся читатели на земле – то будут, потому что настоящей поэзии совсем немного, а дает она тем, кто ее читает – безмерно.»
Валентин Алексеев, литературный критик
«…стихи Игоря, на мой взгляд, отличаются удивительной гармонией эстетики формы и реализма содержания. Притом, что тематика стихотворений весьма глубока и, в традициях русской классики, всегда говорит о высоких и прекрасных проявлениях человеческого духа. Вот это, конечно, талант. И большая Работа над словом.»
Е.М. Крадожён-Мазурова,кандидат филологических наук, доцент
«Стихи Игоря Царёва – это не рифмованная проза, не литературный «новодел», а именно русская поэзия, в которой отразилась глубочайшая культура, мощные затекстовые знания: жизни, литературы, поэзии…
… Творчество Игоря Царёва – это отражённое в хрупкой лирике умение «алгеброй гармонию поверить», и, как результат, — совершенная рифма…. Именно эта уникальная особенность его поэзии, не похожей на многие небрежные наброски претендентов на литературные премии, не сиюминутность, расширили круг ценителей его стихов.
География стихов Игоря Царёва размахом «в десять тысяч вёрст»: от Дальнего Востока, родного Хабаровска, заповедной тайги, Уссури, Амура, Сунгари, скал Сикачи-Аляна – до Москвы.
В его стихах сосуществуют всё и все: доктор Живаго, Линда Эвангелиста, Наоми Кэмпбелл, Гуччи, Армани – и Гварнери, Альфред Шнитке, Николай Рубцов, Иосиф Бродский, Марина Цветаева и легендарные капитаны Николая Гумилёва… В них много удивительного: знание мировых шедевров и способность самому их создавать, а не только коллекционировать. Чувство ритма – завораживающее, закручивающее, абсолютное. За Игорем Царёвым надо следовать. Кому-то из современников нужно ещё расти, чтобы прочесть и оценить его стихи.»
Евгения Коробкова, журнал «Культура и искусство
«Летом прошлого года перед очередным эфиром «Вечерних стихов» появился Игорь Царев. Высокий, худощавый, седой человек, в очках, с застенчивой улыбкой. Немножко похожий на Стива Джобса.
Без пафоса, без претензий, без оглядки на чат, он нес свою лирику с достоинством и читал так, как выпускал птиц.
Его стих, отлично инструментованный, богато украшенный созвучиями и игровыми рифмами, был выполнен в классической манере, так, как, казалось бы, сегодня уже не пишут из боязни невольно повторить все давно сказанное до нас. Но Игорю удавалось свернуть с общей дороги и пойти своей, нехоженой тропой…
…на критику он реагировал как-то неожиданно, даже обескураживающе доброжелательно. Внимательно слушал, иногда соглашаясь, иногда не соглашаясь, и терпеливо объясняя то, что не заметили критики.
Он просто любил поэзию. Он любил стихи, и, мне кажется, не делил их на свои и чужие. Это видно даже в записи. Часто в день выхода передачи Игорь не мог присутствовать сам. Он постоянно подписывал какие-то номера в «Российской газете»… Но обязательно за день до эфира Игорь появлялся у нас в студии, чтобы записать свои слова о поэте, которого он привел. И даже в записи было видно: говоря о стихах, Игорь излучал свет.»
Екатерина Горбовская
«Игорю Царёву было 57 лет. Это был крупнейший и мощнейший поэт, равных которому среди ныне живущих я не знаю.»
Поэтический сборник «Ассоль» (Чехия)
«Его поэзия трехмерна: недостижима высота, неохватна широта, неповторима глубина. Как раз тот случай, когда, читая стихи, забываешь о ямбах-хореях, о метафорах и сравнениях. А просто подставляешь душу под этот живительный источник. И стихи не заканчиваются даже тогда, когда подборка прочитана вся, полностью. Его строки давно стали «крылатыми», а победить в конкурсе, носящем его имя, — это слава и честь для любого поэта.»
Verbatim, статья «Игорь Царёв «Целебная музыка строк»
«Было бы неправильно растушевать эссе, предваряющее такие стихи, до чего-то неявного и невнятного, было бы наивно полагать, что вообще кто-либо может сказать об этих стихах больше, чем говорят и рассказывают они сами, они поют, ибо песня, ибо музыка – здесь ключ.
Музыка во всём: в словах и словечках, в строках, ритмах, размерах, названиях рек, городов, городков, полузабытых местечек.
Музыка громких пауз, щемящей откровенности, русского гонорца.
Стройная как женский силуэт. Строгая, как колокол, не болтающий по пустякам.
Лечит. Волнует. Льётся. Звенит. Притопывает. Приплясывает.
Рождает тысячи ассоциаций.
Останавливает, заставляет вслушиваться и слышать, чтобы после безошибочно узнавать снова и снова, раз за разом и думать: в чём же фокус этой её притягательности и неповторимости».
Интернет-журнал Erfolg, Владимир Литвишко, поэт
«По моему глубокому убеждению, творчество Игоря Царева, нашего замечательного современника-поэта, должно быть известно всем. Величина его таланта, редкая образность и чистота мысли, ясная гражданская позиция, бесконечная любовь к Родине, умение с равным мастерством описать в своих стихах все темы, за которые он брался, прекрасный стиль изложения, непередаваемое по красоте владение литературным русским языком — выводят его стихи на одну орбиту с произведениями классиков русской поэзии…
Бесконечно жаль, что русская литература и все мы, почитатели его таланта, потеряли в лице Игоря Царева поэтическую Звезду Первой величины. Верю, что скоро произведения Игоря Царева обязательно будут включены в школьную программу по русской литературе».
Литературный журнал «Дальний Восток», Андрей Земсков
«Весь апрель никому не верь» — говорит поговорка. Не хотелось бы верить… Но увы — 4 апреля 2013 года ушёл поэт Игорь Царёв. Внезапно, на рабочем месте, за редактурой очередного номера «Российской газеты». Игорю было 57 лет. Всего за две недели до смерти он стал лауреатом национальной литературной премии «Поэт года» за 2012 год. Сутулясь и даже стесняясь, вышел на сцену ЦДЛ получать вполне заслуженное Золотое Перо. И я точно знаю: Игорь был как бы в стороне от всех этих премий, рейтингов, признаний. Скромный, улыбчивый, мудрый. А главное — добрый и светлый.
Свет — с этим словом Игорь Царёв ассоциировался лучше всего. Кто-то уже сказал до меня, что он был равен своим стихам. Это так. Насколько был светел Игорь, настолько были светлы его стихи: вроде бы простые, вроде бы без излишних «заумствований» — а всегда с глубоким добрым смыслом, безупречными свежими рифмами и тонкой душевной связью со своей землёй…»
Иван Шепета, поэт, издатель
«Большинство текстов Игоря Царёва – песни. Этим объясняется принципиальная простота, доступность, ритмическая правильность и некоторые избыточные длинноты текстов, не принятые у тех, кто не признаёт музыкальности, рассчитанной на слушателя, а не на читателя. Однако мастерство поэта, стремление к отточенным формулировкам, афористичности даже в песне, невольно вызывают уважение и у хамоватых актуалов.
…Я хотел издать книгу Игоря Царёва и даже получил разрешение от автора на издание, но не заладилось предисловие (а Игорь не соглашался на публикацию без предисловия издателя). И теперь уже никогда не напишу предисловия к его книге, потому что все слова Игоря уже прозвучали, а мои теперь всегда будут после его слов. И в прямом и в переносном смысле…»
Андрей Максимов, писатель и телеведущий
«Моя знакомая познакомила меня со стихами Игоря Царёва, и я понял, что жил и даже работал рядом с замечательным поэтом, о котором ничего не знал.
Игорь Царев. Красавец. Журналист. Работал в «Московском комсомольце», «Труде», «Российской газете. Автор двенадцати научно-популярных книг. В 2012 году на конкурсе «Поэт года» занял первое место. Был счастливо женат. Жизнь складывалась удачно. Умер внезапно от инфаркта в своем рабочем кабинете. Теперь его именем называют конкурсы и премии.
Его стихам еще предстоит по-настоящему дойти до своего читателя.»
Ольга Воронина, член СП, ИД «Книжное обозрение»
«Чем проще и светлее кажутся стихи – читающему, тем труднее рассуждать о них: подбирать ключики, эпитеты, подхватывать нить разговора… Все равно, что исследовать доброту, тихую по сути своей.
…Создатель – вот ключевое слово. В поэтическом мире Игоря Царева именно «Бог кладет слова на язык»…
…Разумеется, Игорь Царёв не стремился сознательно встроить своё имя в определённое литературное течение. Плоха та сороконожка, которая размышляет, с какой ноги да куда податься! Тематические переклички и посвящения Высоцкому, Окуджаве, тому же «первопроходцу» «тихих лириков» Николаю Рубцову – всего лишь отзвуки стилистического и семантического родства, тропы духовных пересечений. И не менее со-родственны его стихи, связанные с именами Марины Цветаевой, Иосифа Бродского или друзей-поэтов, известных и неизвестных так называемому «широкому кругу»…
Не для галочки, не для моды – ведь сегодняшней постмодернистской традиции угодно не только сплошь и рядом отказываться от причинно-следственных связей, но и жертвовать самой мелодикой стиха, – Игорь Царёв писал, как дышал: не жонглируя стихотворными размерами, не пренебрегал ни смыслом, ни музыкой…»
igor-tsarev.ru/competitions/1953/
Опубликован на сайте «Пятой стихии»