Написать книгу и… найти себя настоящую?

Написать книгу и… найти себя настоящую?

Доброго дня всем уважаемым участникам и гостям сайта «Писатели за добро»! Поздравляю вас с многообразием майских праздников и предлагаю к просмотру и обсуждению довольно спорный французский фильм 2009-го года — «Не оглядывайся» режиссера Марины де Ван. Признаюсь честно, что, если бы я заранее ознакомилась с биографией и фильмографией М. де Ван, то не стала бы, пожалуй, тратить время на просмотр этой кинокартины. Но… подыскивая интересный фильм для культурного досуга, я сориентировалась лишь на беглое описание тематики и, главное, на исполнительниц центральных ролей, каждая из которых — своего рода знак качества! Итак, двойная доза ударной красоты, Моника Белуччи и Софи Марсо — в психоделической драме про писательство, поиски себя и ооочень странную реальность, местами напоминающую мексиканский сериал, хотя дело вообще-то происходит во Франции и в Италии.

Поскольку фильм относится к жанру драмы с элементами детектива и психологического триллера, я не буду раскрывать все карты, остановлюсь больше на завязке сюжета, тем более что она, как нередко бывает, оказалась — по крайней мере, лично для меня — интереснее, чем происходящее в дальнейшем.

    Роман, попытки понять себя и первые признаки депрессии  

Успешный публицист, пишущий захватывающие биографии известных личностей, Жанна, решает перейти к художественному творчеству и написать роман-автобиографию. Но, увы, на новом поприще ее ждет провал. Мало того что агентство отказывается принять ее рукопись, а редактор жестко ее критикует, так даже ее собственная мать называет написанное графоманией. Казалось бы, одна неудача — еще не повод опускать руки, особенно на фоне прежних успехов; будучи опытным автором, можно попробовать взяться за другую тему для художественного текста, не столь личную, но… для Жанны ситуация с несостоявшимся романом оборачивается настоящей катастрофой. Она и сама понимает, что ее текст слабый, скучный, что в нем не хватает дыхания настоящей жизни — эмоций, а не хватает их потому, что она совсем не помнит своего детства до восьми лет, да и в дальнейшем многие важные для нее темы ее близкие обходили молчанием. Неразрешенные детские тайны, прежде забытые, начинают терзать героиню. Она перестает нормально спать, есть, жить… На улице она видит аварию и какую-то девочку, откуда-то ей знакомую, которая манит ее за собой. У героини случаются провалы памяти: она забывает то свой телефон, то домашний адрес. Более того — в ее семье и в ее доме происходят странные изменения. Сначала они касаются мебели, которая будто бы сама собой начинает передвигаться, потом муж и дети меняют свою внешность, да и себя саму Жанна уже не узнает: ее фигура и лицо постепенно трансформируются, и, наконец, путем долгих и пугающих преображений (делом «рук» компьютерной графики) героиня, которую изначально играла Софи Марсо, полностью перевоплощается в Монику Белуччи!.. В этот момент мне вспомнилась книга Дэниэла Киза про множественные личности Билли Миллигана. «Я» — как известно — бывают разные.

При этом ни муж героини, ни другие ее близкие, кажется, не замечают никаких перемен. Когда Жанна в исступлении кричит на супруга, добиваясь от него ответа на вопрос, почему все вокруг так поменялось и она ничего не узнает, он уверяет ее, что это все влияние стресса от долгой работы над текстом и советует ей успокоиться.

В какой-то момент сама Жанна осознает, что больна, и едет к психотерапевту. Тот проявляет не меньшую выдержку (читай: пофигизм), чем ее невозмутимый супруг. Выслушав все ее жалобы, от которых мне, как зрителю, стало нехорошо, он не рекомендует Жанне прибегать к медикаментам и преспокойно отпускает её обратно домой, несмотря на то что дома она себя там как раз и не чувствует, о чем и сообщила ранее врачу…

   Дети героини тоже медленно, но верно меняют свой облик...  

Устав от того, что никто ее не понимает, героиня в состоянии нервного срыва решает отправиться к матери. Но и та не спешит её выслушивать! Она даже не особенно рада её видеть, поскольку, прочтя злополучную автобиографию дочери, нашла собственное описание в книге нелестным. Разговор по душам не ладится… В шкафу в доме матери Жанна находит фотографию, на которой изображены трое: она, ее мать и другая женщина, которая ей откуда-то знакома, более того — ее лицо Жанна иногда видит вместо лица собственной матери во время своих «видений». Её мать называет женщину на фото просто случайной знакомой, но Жанна понимает, что она ее обманывает.

Фото, снятое в Италии в годы детства Жанны, становится единственной зацепкой для героини, которая решительно отправляется на поиски таинственной женщины с полузабытого кадра, а заодно — и на поиски своего утраченного прошлого.

Насколько ей удастся справиться с задачей, узнают те, кто досмотрит этот загадочный фильм до конца. В интернете мне встретилось несколько версий трактовки кинособытий, из которых мне больше всего отозвалась теория шоковой травмы, которую испытала в детстве героиня и которая потом ее «догнала»:

«…поскольку смена идентичности штука очень сложная, то происходило это очень пугающе и непросто. Она как будто слой за слоем снимала с себя ложную личность, обнаруживая под ней себя настоящую. В принципе, изменение картины мира и идентичности всегда происходят через фрагментацию старых представлений о себе и мире. Грубо говоря, сначала разрушается и отмирает старое, разваливает буквально на куски, а потом на этом пепелище старых представлений собирается и рождается новое» (из рецензии на фильм ya.tatyanakirichenko, Кинопоиск).

 Одна личность - две актрисы и два лица  

Пожалуй, такое объяснение представляется наиболее разумным. При этом к самому сценарию у меня остались вопросы — итоговое разрешение загадки, отчасти понятное логически, не показалось мне реалистичным и возможным для воплощения в реальной жизни. Да и трансформаций внешности героинь в течение полутора часов экранного времени слишком уж много — начинаешь почти физически утомляться от всего этого бесконечного ряда «волшебных изменений милого лица», тем более что ближе к финалу героиня и вовсе превращается в подростка, заставляя вспомнить «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла. Показать внутренний надлом можно было бы не столь зримо (и уж точно обойдясь без изменений размера груди).

Из безусловных плюсов фильма — сама задумка и сильная игра центральных героинь. Муж Жанны, который периодически оборачивается ее братом, — в исполнении актеров Андреа ди Стефано и Тьерри Новика — тоже гармонично вписались в образы. При этом тема запретной любви, проскользнувшая в сюжете, раскрыта, по сути, не была.

Визуальная часть фильма если уж и не всеобъемлюще красива, то как минимум оригинальна. Впечатляет зажигательный танец тарантелла в итальянской части кинокартины в исполнении Моники Белуччи. Финал киноистории, когда обе героини (или же две части одной личности), выглядящие весьма умиротворенно, вместе печатают новую версию романа о детстве, вселяет сдержанный оптимизм — вероятно, героиня, пройдя через личностный кризис, все же смогла вернуться к нормальной жизни, более того — раскрыть свой писательский талант, разморозив те эмоции, которых ей так не хватало ранее.

    Финальная идиллия

В целом, смотреть картину не скучно, хотя местами фильм разочаровывает, словно чересчур сложный конструктор, который так никогда и не удается сложить целиком, несмотря на все приложенные усилия.

Советую посмотреть кинокартину «Не оглядывайся» знатокам психологии, психоанализа, тем, кто любит разгадывать, а местами и додумывать за режиссера запутанные сюжеты. А также поклонникам Дэвида Линча и ценителям утонченной женской красоты. Всем остальным можно и воздержаться от просмотра.

Вопросы около кино:

1) Как вы думаете, может ли в реальности написание художественной книги помочь человеку найти себя настоящего? А свести автора с ума? Можете ли вы привести примеры подобных ситуаций?

2) В кинокартине показано, что героине пришлось пройти через ряд пугающих испытаний, чтобы обрести способность писать о себе. Всегда ли путь к творчеству лежит через страдания и личностные кризисы? Или просто накопленного жизненного опыта достаточно?

3) Чтобы найти свое прошлое, героиня едет в другую страну. Когда вы пишете тексты о тех или иных событиях, происходящих в других городах и странах, посещаете ли вы те места, о которых повествуете или же вам достаточно фактов из книг, архивов и(ли) интернета? Вообще насколько обязательны, с вашей точки зрения, путешествия для вдохновения? Вдохновение живет внутри нас или во внешнем мире?

4) В центре сюжета – расщепление личности под влиянием травмирующих обстоятельств. Какие еще книги \ фильмы, посвященные этой многогранной теме, вы можете вспомнить?

Всем спасибо за внимание, жду ваших откликов в комментариях! Искренне ваша, Лена Вишнёвая

+7
720
RSS
13:00
+3
1\ Может свести автора с ума, если он перфекционист. smiles-zlost-420
2\ Всегда надо учиться новому, много путешествовать, общаться с людьми. Нужно досконально изучить материал прежде,
чем начать писать о чём либо.
3\ Вдохновение живёт внутри нас, но его надо подпитывать внешними событиями.
4\ Есть несколько российских сериалов на эту тему, не помню названий.
Добрый день, Галина! Спасибо за участие и ответы на вопросы. Насчёт перфекционизма — да, опасное дело и впрямь bomb .
Найти настоящего себя? Нет.Люди не меняются, только характеры со временем становятся гаже.Свести с ума?
Только если книга оказалась последней каплей для его искалеченной психики.
2.Необходимо пережить настоящие страдания и боль, чтобы иметь право говорить об этом и писать ярко.Может ли человек со средними способностями после потрясений вдруг начать писать сверхталантливо? Сказки.Нет.Только талант, заложенный природой, дар даёт знак качества.
3.Жюль Верн писал, опираясь на справочные материалы.И писал отлично.Если есть возможность путешествовать-замечательно, нет-достаточно толчка, вспышки, встречи, репортажа и т.д.
4.Конечно, доктор Джекил и мистер Хайд.Хотела назвать учителя Чикатило, но у него была гидроцефалия мозга.Не дай мне бог сойти с ума.Аминь.
14:47
+1
Спасибо за участие в обсуждении и Ваши мнения, Полина. Да, фантастическая повесть Стивенсона — в тему! ok
Насчёт средних способностей — вроде бы логично, другой вопрос, кто их определяет?.. Иногда окружающим кажется, что у человека нет никакого потенциала, а он всех по итогу удивляет раскрывшимися способностями в том же искусстве. Да и обратные ситуации — когда талант на протяжении жизни дремлет, причем довольно беспробудно))) — тоже частенько бывают.
Да, Алан Брэдли поймал успех в 68 лет.Как автор детективов, но он был и до того незаурядным.Главное, чтоб талант проснулся.Нужно им( талантливым) помогать.Бездарности пробьются сами.
16:21
+1
Согласна, должны быть какие-то зачатки — то, что потом и даст всходы!
У тех бездарностей, которые пробиваются, просто другие таланты jokingly . Эмоциональный интеллект развит, овладели навыками грамотного выстраивания социальных связей, умеют беззастенчиво льстить и врать нужным людям, не испытывая при этом ни малейших внутренних колебаний, и т.п. Согласна, что помощь таким активным особям обычно не нужна — пробьются сами! Ещё и других — более незаурядных — потопят, что уже хуже, но тоже нередко случается…
19:48
+2
Леночка, смотрю сейчас этот фильм. Дошла до середины. Такой артхаус с прекрасной операторской работой и красивыми актрисами, но с излишними спецэффектами. Местами напоминает «Маску» (мне кажется, можно было обойтись без этих постоянных искажений лица). Идея уже понятна, как в принципе понятен и финал. Много логических и фактических нестыковок, сюжету не хватает завершенности. Фильм, мне кажется, не о психологии, а о психиатрии, отдельно взятом клиническом случае расщепления личности, следствии детской психотравмы. Думаю, что подобная трансформация могла произойти, если бы героиня потеряла память в более взрослом возрасте, а не в далеком детстве.
Но нам важнее не детали, а основной посыл о поиске любым человеком своей идентичности, своего внутреннего «я», который особенно важен для творческих натур.
20:02
+1
Да, согласна с Вами, Елена, у меня — очень похожие впечатления о фильме. Но все же что-то в нем цепляет, несмотря на все эти недоработки, очевидные нестыковки и перебор со спецэффектами… Завораживают и актрисы, и общая атмосфера происходящего.
Поиски своего «я», в том числе и через тексты, которые мы пишем, — да, так, наверное, можно сформулировать посыл нынешней рубрики! ok В болезненные состояния углубляться не будем stop , хотя вот, может, Ольга Патэрманн захочет к нам присоединиться и рассмотреть киноситуацию с психологической (психиатрической) точки зрения? Это было бы интересно!
20:08
+2
1) Как вы думаете, может ли в реальности написание художественной книги помочь человеку найти себя настоящего? А свести автора с ума? Можете ли вы привести примеры подобных ситуаций?
Думаю, что может. Как минимум, может помочь выбрать свой путь (опробовано лично) и прожить то, что невозможно в реальной жизни. Может также помочь проработать свои психотравмы. Человека с неустойчивой психикой или гиперчувствительного в определенных ситуациях может и с ума свести. Что касается примеров, сложно иногда понять, что первично — болезнь или творчество. Мы знаем целый ряд писателей, у которых гениальность граничила с безумием: По, Ницше, Хемингуэй, Свифт, Гоголь и др. Кафка писал в своих «Дневниках»: «Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него освободиться и освободить его, не разрушив?». Возможно, именно поэма «Чёрный человек» привела Есенина к гибели.
21:49
+1
Действительно, многие гении буквально балансировали на грани безумия. Во многих случаях, правда, это изначально была не поломка психики, а скорее алкоголь и его последствия — у того же Эдгара По, Есенина…
20:12
+2
2) В кинокартине показано, что героине пришлось пройти через ряд пугающих испытаний, чтобы обрести способность писать о себе. Всегда ли путь к творчеству лежит через страдания и личностные кризисы? Или просто накопленного жизненного опыта достаточно?
Полагаю, страдания не есть обязательная составляющая творчества. Скорее, перемены (места, профессии, в личной жизни), кризисы (у кого их не бывает, например, возрастные) и опыт, «сын ошибок трудных».
20:26
+2
3) Когда вы пишете тексты о тех или иных событиях, происходящих в других городах и странах, посещаете ли вы те места, о которых повествуете или же вам достаточно фактов из книг, архивов и(ли) интернета? Вообще насколько обязательны, с вашей точки зрения, путешествия для вдохновения? Вдохновение живет внутри нас или во внешнем мире?
Вдохновение живёт везде: и в нас, и вокруг. Главное, вовремя его ухватить за хвост.
Интернет сейчас позволяет путешествовать в пространстве и времени и собирать всю необходимую информацию виртуально. Я никогда не была в Англии, тем более в начале прошлого века smile , но при помощи Сети смогла погрузиться в её атмосферу и буквально пройти по улочкам, которые описывала в «Жене хранителя маяка».

При работе над текстами, содержащими флешбэки в прошлое, особенно при описании конкретных исторических событий, архивы бесценны. Иногда можешь там наткнуться и на будущего героя, и на мелкие, но очень значимые детали.
Но реальность, конечно, круче и выпуклее, ярче, поэтому если есть возможность побывать в тех местах, которые описываешь, стоит это сделать. Путешествия, новые места не просто вдохновляют, они помогают вдохнуть в тексты жизнь. Посмотреть, пощупать, попробовать на вкус и испытать те эмоции и чувства, без которых детали пусты (как говорит редактор в начале фильма главной героине). Когда я писала «Опасные тени прошлого», то специально ездила в Рыбинск, гуляла по улочкам, по которым ходили мои герои, заходила в «их» дома. Случайнонеслучайно наткнулась на здание бывшего отдела НКВД — и сюжет получил новый поворот.
21:45
+1
Здорово, когда удается посетить те места, про которые пишешь, и вдохновиться атмосферой описываемых городов и улиц!..
21:55
+2
4) В центре сюжета – расщепление личности под влиянием травмирующих обстоятельств. Какие еще книги \ фильмы, посвященные этой многогранной теме, вы можете вспомнить?
Дэниел Киз «Пятая Салли» и «Таинственная история Билли Миллигана», Жан-Кристоф Гранже «Пассажир», Стивен Кинг «Тёмная половина», Брендон Сандерсон «Легион. Стивен Лидс и множество его жизней», Деннис Лихэйн «Остров Проклятых» (и одноименный фильм), Ф. Достоевский «Двойник», Э.М. Ремарк «Чёрный обелиск», Сидни Шелдон «Расколотые сны».
22:08
+1
О, спасибо за такой длинный список рекомендаций! По «Двойнику» есть фильм — ещё более безумный, чем оригинал — режиссера Ричарда Айоади.
00:21
+2
Добрый вечер. Начну с афоризма, который прозвучал в фильме: «Детали без эмоций пусты».
1. Владимиру Набокову помогла его книга «Лолита». После её издания писатель уже не тратил время на зарабатывание хлеба насущного и стал заниматься тем, что ему интересно- бабочками, творчеством и прогулками в горах Швейцарии.
Николай Гоголь, как утверждают, заболел «меланхолией» во время написания второго тома «Мёртвых душ».
2. В фильме не показано, что Жанна смогла написать свою биографию. В финальной сцене видно, что обе актрисы стучат по клавиатуре. И на мониторе название и пара строк текста, но вылилось ли это в роман- история об этом умалчивает.
Я не думаю, что страдания и кризисы способствуют творчеству- в таких ситуациях не до него. Вот по прошествию времени да на подъёме- вполне может быть. ) Опыт же делает человека опытным- по любым вопросам.)
01:00
+2
Доброго вечера Маркус! Да, согласна, что фильм даёт только намек на дальнейшее, более продуктивное творчество, и утверждать, что роман по итогу состоится, невозможно… Вообще, говоря о подобном фильме, сложно что-либо утверждать, разве что выдвигать возможные версии событий))).

Насчёт того, что должно пройти время — как после сильного эмоционального подъема, так и после сильного спада, тех же депрессивных состояний — согласна. С другой стороны, знаю случаи, когда люди писали большие, сложные тексты непосредственно после трагических событий. Бывает, видимо, и такое, что работа спасает…
22:24
+2
Версий всего две- оптимистическая и пессимистическая: напишет или не напишет роман.
С другой стороны, знаю случаи, когда люди писали большие, сложные тексты непосредственно после трагических событий.

Вот именно, что после. Это и в фильме показано- главная героиня занималась всем, чем угодно, но только не писательством.
00:37
+2
3. Путешествия навевают новые впечатления и образы. Современные технологии, конечно, могут дать визуальные образы, но иные чувства останутся не задействованы. Так Жанна из фильма, зная о своём детстве со слов приёмной матери, заново выдумала его, что очень не понравилось редактору. Напишу к примеру: свежий воздух Ярославля. И ошибусь. Поскольку на его окраинах стоит мощный завод «Газпрома» и нефтепродуктами в этом городе попахивает (знаю, поскольку был там в марте).
Вдохновение же требует тишины и абстрагирования от внешнего мира. И тогда какие-то внешние стимулы запускают особое внутреннее состояние.
01:06
+1
Да, пример вполне уместный! Я, к слову, не знала, насчёт завода. Была в Ярославле больше двадцати лет назад. Может, тогда ещё и самого этого завода не было (?). А вот вода из крана лилась ржавая — это точно помню. Правда, мы останавливались в какой-то ужасной общаге. Вероятно, в более пристойном жилье были и другие трубы, и другая вода. Но в целом у меня какие-то смешанные чувства остались от этого города. Нужно будет как-нибудь выбраться в те края снова — обновить впечатления...:)
22:46
+1
Воду в Ярославле до сих пор не рекомендуют пить из крана. По внешнему виду она прозрачная, но…
Город являет образцом того, что благодаря присутствию крупного бизнеса урбанизм затронул это место. Ярославль по внешнему виду вполне соответствует многим подмосковным городам: высотные дома и новостройки, торговые центры, широкие магистрали- все внешние признаки налицо. Исторический центр в приличном состоянии. И даже новый храм построили по образцу Храма Христа Спасителя. Т.е. город живёт и развивается- в отличие от Суздаля, который остановился на рубеже 19 и 20 веков.
00:51
+2
Мне кажется, Суздаль тоже развивается. Были там как раз на прошедших зимних праздниках… Там одна праздничная иллюминация чего стоит! А то, что постройки намеренно не делают высокими, сплошные церкви и низкоэтажные здания, так это придает городу свой особый колорит! Не знаю, насколько там комфортно / некомфортно жить, хотя те, с кем мы успели пообщаться, не жаловались, а для туристов точно много всего сделано.
09:00
+1
Я не спорю — Суздаль город самобытный. И гордится своим богатым прошлым- тем, что был местом ссылки опальных царских жён, внёс свою лепту в период Смутного времени и герой второго ополчения, Дмитрий Пожарский, нашёл в нём своё последние пристанище. В настоящем борется за звание столицы огурца. Но из всех сфер деятельности в Суздале процветает только туризм. Да, воздух там чистый (на это высказывание посмеялась местный гид, которая переехала туда жить из Петербурга). Для таких городов я придумал название — экогород. Там вполне можно устраивать праздник любования цветением. Но урбанизм прошёл его стороной — ещё в то время, когда железная дорога прошла через Владимир.
11:00
+2
Ой, вот чего совсем не надо Суздалю и другим подобным городкам, так это урбанизации. Вся прелесть и привлекательность — в её отсутствии. Туризм же может вполне быть серьезным источником развития не только города, но целых стран, при этом он дает возможность развиваться сопутствующим видам предпринимательства (общепиту, гостиничному бизнесу, развитию ремесел, производству сувенирной продукции). И уж чего там точно не нужно — многоэтажных бетонных человейников и храмов-новоделов.
12:45
+1
Здравствуйте, Елена. Не нужно беспокоиться по поводу Суздаля- урбанизация и строительный бум ему не угрожают. Просто он находится в стороне от транспортных и финансовых потоков и поэтому крупных вложений в город не предвидится. Пусть и дальше остаётся родной сторонкой, в котором приятно наслаждаться древними строениями, воздухом, тишиной и созерцать то, как петляет река Каменка.
Просто хотелось бы какую-то цепляющую фишку, из-за которой хотелось бы вернуться. Ради медовухи и варенья из огурцов точно не поеду.)
А я вот мечтаю вернуться вместе с нашими Добрянами и посетить мастерскую Алексея Веселкина. Давно есть такая идея, надо только собраться для её воплощения.
11:03
+2
О жизни в Суздале можно расспросить его жителя — нашего поэта и художника Алексея Весёлкина.
12:46
+1
Уважаемая Елена — это повод для нового конкурса. Под примерным названием «малая родина».
15:19
+2
Да, такой у нас уже как-то был: pisateli-za-dobro.com/new/arhiv/konkurs-novye-imena/malaja-rodina-poezija. Надо подумать над несколько другой трактовкой.
Добрый день.
Можно конкурс рассказов организовать.)
00:49
+2
4. Начну с древних текстов- библейской «Книги пророка Даниила». После её прочтения можно рационально сказать: бойтесь пророков мозг выносящих.)
На память ещё приходят: «Чёрный монах» А.П. Чехова, «Защита Лужина» Владимира Набокова (и сама книга двойственная- как будто наблюдаешь за шахматной партией в другой шахматной партии).
Из фильмов: «Обитель проклятых», «Игры разума». Есть ещё один фильм с Расселом Кроу- «Спящие псы». Там тоже про психотравмирующую ситуацию, когда главный герой вспомнил.
01:09
+2
Спасибо за рекомендации! У Набокова еще и свой «Двойник» есть — роман «Отчаяние» (таки слава «нелюбимого» Достоевского не давала ему покоя:)). «Защита Лужина» композиционно весьма интересна. И «Игры разума» — занимательный фильм. «Спящих псов» не видела…
22:55
+1
Можно ещё вспомнить сериал «Игра престолов», где в кризисной обстановке обвиняют убитого безумного короля. И в нескольких сериях прослеживается тема многоликого бога. Можно ещё вспомнить тему безумства власти из творчества великого барда, а именно- «Король Лир».
00:57
+1
«Игру престолов», многими любимую, я вообще почему-то смотреть не смогла. Не мой сериал абсолютно!.. pardon
Не могу сказать, что полюбил это сериал. Вероятно, что не буду его пересматривать (как впрочем и фильм «Не оглядывайся»). Просто было любопытно посмотреть на ошибки людей у власти, которые приводят к фатальным последствиям.
11:45
+2
Привет Елена, привет участникам литературного клуба!

Фильм не смотрела, но на вопросы отвечу, поскольку они сформулированы достаточно точечно и описание фильма развёрнутое.

1) Как вы думаете, может ли в реальности написание художественной книги помочь человеку найти себя настоящего? А свести автора с ума? Можете ли вы привести примеры подобных ситуаций?

Не может (ни первое, ни второе). Из психологической практики вижу, что для «найти себя настоящего» надо больше усилий к изучению себя приложить. Письменная саморефлексия и уход в фантазии как-то маловато будет. Может направление показать, а вот по-настоящему узнать себя это более длительная и глубокая работа над собой.

Психически здорового человека написание книги не может свести с ума. Но зато может помочь частично проработать (перепрожить) травматический опыт. А вот исцеление возможно в отношениях со специалистом. Травмы полученные в отношениях исцеляются через отношения. Как говорится, «где вход, там и выход». Правда шлейф травматического опыта остается на всю жизнь даже после проработки, если это настоящая психотравма была.

2)«В кинокартине показано, что героине пришлось пройти через ряд пугающих испытаний, чтобы обрести способность писать о себе. Всегда ли путь к творчеству лежит через страдания и личностные кризисы? Или просто накопленного жизненного опыта достаточно?»

Думаю, что в большинстве случаев, но не всегда. Страдания и личностные кризисы способствуют развитию личности, соответственно творческое развитие можно рассматривать как часть данного пути. Вдохновение для написания может приходить и от «духовного экстаза».

3) Чтобы найти свое прошлое, героиня едет в другую страну. Когда вы пишете тексты о тех или иных событиях, происходящих в других городах и странах, посещаете ли вы те места, о которых повествуете или же вам достаточно фактов из книг, архивов и(ли) интернета? Вообще насколько обязательны, с вашей точки зрения, путешествия для вдохновения? Вдохновение живет внутри нас или во внешнем мире?

Для написания достаточно фактов из книг, архивов и(ли) интернета, а чувства можно подключить с помощью воображения. Считаю, что путешествия для вдохновения не обязательны, но могут ему способствовать. Вдохновение идет изнутри, но может быть спровоцировано событиями внешнего мира. Состояние вдохновения как реакция на внутренние или внешние раздражители.

Кстати, изучая психодиагностику, пришла к умозаключению, что большинство пишущих людей имеют в характере среди прочих шизоидный психотип личности. У таких людей особый склад ума, который способствует возникновению состояния вдохновения, развитое с детства умение погружаться в мир фантазий, богатая внутренняя жизнь. Чаще всего они интроверты. Я вот раньше думала, почему же мы так похожи друг на друга, как родственные души. В характерологии нашла ответ.

4) В центре сюжета – расщепление личности под влиянием травмирующих обстоятельств. Какие еще книги \ фильмы, посвященные этой многогранной теме, вы можете вспомнить?

Внутреннее расщепление это естественное состояние у переживших психотравму (защитный психологический механизм, нормальная реакция на ненормальные обстоятельства). Фильм не смотрела, поэтому не знаю насколько у героини далеко это зашло. У переживших травмирующий опыт пораненная часть как-бы отщепляется, чтобы не прикасаться к сохраненному в памяти ужасу, гневу, стыду, боли и т.п. Состояние кажется непереносимым, когда это распаковывается. Такой опыт забирает огромное количество энергии у человека, поскольку эти процессы постоянно идут в фоновом режиме.

Фильм «Стеклянный замок» (2017), основанный на реальных событиях. Там и детские травмы, и алкоголизм, детско-родительские отношения и т.д.
13:25
+2
Спасибо, Ольга, за такие развернутые ответы от специалиста! Письменная рефлексия, как мне видится, может быть частью терапии… причем довольно эффективной. Но не одной ею единой!

Кстати, да, «Стеклянный замок», причем ещё и основанный на реальных событиях!
16:29
+1
Согласна, Елена. И творчество, и ведение дневников, и выполнение заданий от психолога в письменном виде это всё может быть очень полезно и психотерапевтично. Но, как вы правильно заметили, в случае с травмой это часть терапии. Я не обесцениваю такую работу над собой, просто считаю, что в некоторых случаях этого не хватает для достижения необходимого результата.

Вообще любая писанина от руки полезна для мозговых структур. Натыкалась на такие исследования. Даже простые заметки для планирования и анализа это тоже ценная практика, которая способствует умственному развитию и достижению поставленных целей.
23:31
+1
Фильм не смотрел. Честно. Но поддержу Елену Викторовну в её проекте, отвечая на «Вопросы около кино»:

1) Вопрос: «Как вы думаете, может ли в реальности написание художественной книги помочь человеку найти себя настоящего? А свести автора с ума? Можете ли вы привести примеры подобных ситуаций?»

1. Ответ: Может-может-могу.
а. Написание одной художественной книги может помочь человеку определиться с его призванием, если у него талант писателя, местами скрытый, местами зарытый. Я думаю, это очень помогло, например Аркадию Петровичу Гайдару. Кто-то знает, какой он был жестокий до садизма в годы Гражданской войны, но какой прекрасный гуманист в книгах и достойнейший детский писатель. Он нашёл себя в творчестве, кем бы он был без него? Кстати, насколько я знаю, что детский писатель Эдуард Успенский не любил детей и нередко поднимал на них руку, оправдывая это своим тяжёлым детством. Николай Островский всю свою жизнь вложил в одну книгу «Как закалялась сталь». В своих художественных книгах можно быть собой настоящим, но делать это от лица одного из собственных героев, кстати, необязательно положительных. Думаю, что Ф.М. Достоевский это успешно сделал в «Братьях Карамазовых». Три брата — это сам Ф.М. Достоевский в разные годы жизни: игрок, циник, праведник. Написав книги, можно иногда осознать, иногда и к ужасу автора, что он писал о не о своих фантазиях, а сам о себе настоящем, но тогда ещё не познанном.

б. Свести с ума иногда может собственное творение. Можно написать картину и влюбиться в неё, как к примеру, это было у Густава Климта в «Поцелуе». От влюблённости в собственную фантазию никто из авторов не застрахован. И кто-то из них может сойти с ума, пребывая с фантазией большую часть времени, чем надо. Ещё может с ума свести актёра театра или кино его блистательная роль, заложником которой он иногда становится. Типичный пример: Александр Демьяненко ненавидел свою роль «Шурика», которая его сначала прославила, а затем люто раздражала из-за поведения тех, кто его встречал. Или актёр Владимир Толоконников, которого иначе как Шариков после «Собачьего сердца» редко кто называл.


2) Вопрос: «В кинокартине показано, что героине пришлось пройти через ряд пугающих испытаний, чтобы обрести способность писать о себе. Всегда ли путь к творчеству лежит через страдания и личностные кризисы? Или просто накопленного жизненного опыта достаточно?»

2. Ответ. Не всегда. Кому-то в жизни везёт, кто-то учится на своих ошибках, а кто-то идёт методом проб и собственных ошибок. Да и от кризисов никто не застрахован. Путь к творчеству лежит через желание что-то выразить, поделиться с другими. И весь вопрос: что это? Твоя боль, непонятость, недооценённость другими? Или же твоя радость от жизни, высокие чувства? Если человек ЧЕСТНО от ДУШИ пишет гимны (оды) — это вряд ли от страданий. А если трагедии — то вряд ли от хорошей жизни. Однако, философские произведения часто пишутся именно через страдания и кризисы, когда хочется понять: почему всё так неправильно происходит.

3) Вопрос: «Чтобы найти свое прошлое, героиня едет в другую страну. Когда вы пишете тексты о тех или иных событиях, происходящих в других городах и странах, посещаете ли вы те места, о которых повествуете или же вам достаточно фактов из книг, архивов и(ли) интернета? Вообще насколько обязательны, с вашей точки зрения, путешествия для вдохновения? Вдохновение живет внутри нас или во внешнем мире?»

3. Ответ. Д.Х. Чейз написал огромное количество книг, где действия происходят в США, где он был лишь два раза проездом. Для написания книг пользовался картами городов. Лично я не пишу о том, где не был. Чтобы написать что-то путное об этом месте, как писателю, мне необходимо это место лично посетить. Вдохновение идёт от чувств, а не от ума и логики. Однако, если нужно писать научное произведение, то, разумеется, можно никуда не ехать. Достаточно опубликованных источников, историографии. Тем более, что иногда пишут о том, чего уже давно нет. Например, историю Вавилона и т.п. Вдохновение живёт нас, но внешний мир его может стимулировать или же дестимулировать. Можно побыть на историческом месте. Например, на остатках генуэзской крепости. Только где гарантия, что ты почувствуешь что-то, стимулирующее рождение новых слов?

4) Вопрос: «В центре сюжета – расщепление личности под влиянием травмирующих обстоятельств. Какие еще книги \ фильмы, посвященные этой многогранной теме, вы можете вспомнить?»

Ответ: Мне сказу приходит в голову Р.Л. Стивенсон «Странная истории доктора Джекилла и мистера Хайда». Шизофрения часто обыгрывалась в сериалах. Например, у Р.Р. Толкина существо «Смеагол/Голлум» страдал шизофренией, пока не победила тёмная сторона. В сериала «Санта-Барбара» у нескольких главных героев были раздвоения личности по сюжету (Мейсон, Иден и ещё кто-то). В мистическом сериале «Твин Пикс» эта тема поднимается, где тёмная сторона личности заключена в «Чёрном вигваме». У Евгения Шварца есть пьеса «Тень». У К.Г. Юнга есть тема архетипа «Тень», символизирующая всё низменное в человеке. Я думаю, что многие книги/фильмы, где сюжет идёт вокруг маньяка, отражает эту тему. Есть ещё один реальный пример — судьба писателя Александра Фадеева, который по должности устраивал жестокие гонения на писателей, травли, что «неправильно отражали соцреализм». Но тот же А.А. Фадеев тайком им же и помогал, лично или через знакомых, чтобы обиженные им авторы не остались без средств к существованию или где-то могли издаться. Такой вот разрыв между «партийным долгом» и совестью. Его ненадолго хватило на подобное раздвоение и конец всем известен.
09:02
+1
Здравствуйте, Андрей, спасибо за ваши подробные ответы и уместные литературные примеры!
Да, насчёт Гайдара и Успенского — удивительно, но факт.

Про три лица и(ли) три возраста Достоевского в контексте «Братьев Карамазовых» — согласна.

«Твин Пикс» — точно! «Санта-Барбара» — неожиданно! Сюжет я не помню, хотя вроде смотрела когда-то сто лет назад, урывками…
13:39
+1
Добрый день.
Сегодня закончил читать книгу Жоэля Диккера «Правда о деле Гарри Квеберта». Любопытная реинкарнация «Лолиты», Сирано в детективном жанре. В каждой главе находишь правила бокса для написания бестселлера. Рекомендую.
16:24
+1
А я фильм смотрела.
19:50
+1
Спасибо за рекомендацию, Маркус! Судя по описанию — довольно занятный коктейль.
Пожалуйста.
И… о, да- книга премиальная.)