Внимание посиделки!!!
Дорогие друзья!
Сегодня пятница, и мы собрались на традиционные «Посиделки». Предлагаем поговорить о творчестве, ведь именно мы, писатели, имеем к нему непосредственное отношение. Так как тема нашего разговора серьезная, предлагаю провести нашу беседу за круглым столом. Каждый из вас может задать интересующий вопрос, высказать свою точку зрения по предложенной теме.
Желаем вам приятно и с пользой провести время и, конечно, найти единомышленников и новых друзей!!!
Сегодня у нас в гостях Нина Садонцева – член нашего клуба, профессиональный психолог, изучающий психологию личности в экстремальных условиях, психологию творчества и вопросы развития креативных способностей.
Авторам нашего клуба интересно было бы познакомиться с Вами поближе. Пожалуйста расскажите немного о себе.
Второй вектор моей работы, вытекающий из первого, — изучение креативных (творческих) способностей личности и пути их развития.
Ко мне пришло понимание, что большое количество людей находится в сложных условиях жизни, как финансовых, так и психологических. Но мало помочь человеку выйти из конкретной кризисной ситуации, важно научить его дальше самому находить пути решения.
Я вела (и сейчас продолжаю вести) обучающие программы, тренинги по развитию нестандартного мышления, развитию творческих способностей.
В свое время вела передачи на радио, телевидении, публиковалась в газетах и журналах.
Тема творчества — для меня очень важна.
Самое первое его объяснение дал З.Фрейд. Как бы мы не относились к его теории, она многое объясняет. Не буду вдаваться в узкоспециальные моменты, скажу, что для творчества после пятидесяти (или около того), есть следующие предпосылки: человек к этому возрасту уже накопил определенные знания и жизненный опыт, который ему самое время передавать более младшему поколению. В этом возрасте у человека появляется совершенно нормальная потребность делиться своими знаниями, чувствами, переживаниями. В зрелом возрасте, появляется больше свободного времени и мы посвящаем его любимым занятиям.
Творчество не обязательно должно вытекать из стрессовых ситуаций, — это одна из возможностей.
«Если причиной является стрессовая ситуация, а мы не будем ее исключать, то почему к такому же способу выхода из нее не прибегают молодые?» (Ваша цитата) — у молодежи есть другие, более естественные для их возраста способы снятия стресса — спорт, учеба, поиск своего места, секс, в конце концов (не будем забывать психоаналитиков))). В более зрелом возрасте эти возможности снятия стресса уже ограничены. Поэтому, внешняя активность перемещается во внутренний план -воображение и творчество.
Источник: parnasse.ru/intervyu/lyudmila-kurysheva-nauchitsja-mozhno-stihotvorchestvu-no-pisat-stihi-nauchitsja-nelzja.html
Любознательность и работоспособность — главные факторы развития таланта.
Это пример
'Использована информация юридической социальной сети www.9111.ru'
Потому считаю, что искусство должно быть вне планов, интересов а развиваться линейно по нарастающей.
Федор Тютчев
Хочу возразить Георгию. Читатель, как ни странно, никуда не исчез. Просто современное информационное пространство переместило его из книжных магазинов в Сеть, в интернет. На примере Инстаграм могу сказать, что там огромное количество поэтических пабликов, очень востребованных, у которых много читателей. Самые известные и раскрученные современные поэты — сетевые. Люди снова, как в 60-ые, ходят на авторские поэтические концерты. Возраст сетевых читателей тоже очень разные — от совсем юного до зрелого. Меня, например, именно такие подписчики из Инстаграм сподвигли на издание первого сборника стихов. Поэтому ничего не изменилось. Мы пишем, потому что нашей душе это необходимо, и пишем для своего читателя.
Что касается примеры с шестидесятниками, для меня, выросшей на их стихах, это далеко не блуд, а именно взлёт, открытия, космос. Их стихи и сейчас актуальны и читаемы, в том числе молодёжью, не меньше, чем Высоцкого. Творчество Владимира Семёновича люблю, но интерес к нему, увы, искусственно подогревается. Уйдёт моё поколение — и такого ажиотажа не будет. У миллениалов совсем другие кумиры.
Насчет шестидесятников. Их дело безусловно живо и поныне. Но это дело, считаю, чрезвычайно вредное: они сами ушли, и увели своих читателей в ИГРУ. Именно они первыми стали ИГРАТЬ в жизнь. И читатели их тоже стали ИГРАТЬ в жизнь. Вместо того, чтобы ЖИТЬ. А вот Высоцкий изначально ЖИЛ, как ЖИЛ и Рубцов. ИГРА в ЖИЗНЬ привела нас к катастрофе, которая усугубляется все больше и больше. Но это опять же мое сугубо личное мнение. На истину в последней инстанции я ни в коем случае не претендую…
Профессионализм в поэтическом творчестве вообще дело двадцать пятое. Ну это вроде как все знают буквы и умеют слагать из них слова. А потом уже и слова — в предложения. Точно так же поступал и Лев Толстой. И сложил «Войну и мир». И помогал ему слагать этот бессмертный роман. Божий Дар. Но и талант (Божий Дар) мало что значит без ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ. Именно она и дает возможность развернуться таланту на всю его потенциальную мощь, а то и даже превзойти себя. Любое более-менее стоящее художественное произведение определяется именно художественной задачей и соответственно степенью её реализованности. То есть, можно сказать и так: талант — обратная сторона художественной задачи.
Источник: Статья Цитаты Пушкина А. С.
А то, что Вы говорите об учебе, так это — ШКОЛА, она безусловно нужна. Ведь и Пушкин когда-то осваивал азбуку…
Использование же техники, даже подражание — не является плагиатом. Это я вам как юрист говорю.
Именно в этом состоянии к нам приходит Вдохновение. Можем ли мы вызывать его при помощи каких-то специальных (только для нас пригодных) ритуалов или это невозможно? Какой ваш опыт здесь?
Можем ли мы попросить Музу подождать, пока мы доймем до дома и сядем за письменный стол?
Я думаю, что любая профессия имеет творческую составляющую. Большинство из нас имеет еще другую профессию. Я полагаю, что и в основной профессии мы тоже работаем с творческим подходом.
Не могу представить себе, чтобы учитель или врач, пришедшие на работу, отказываются ее выполнять, потому-что у них сейчас нет Вдохновения)))
Так же у меня и с малой прозой — прервался, и уже другой рассказ получится, настроение уйдёт.
А вот с большой прозой всё как-то иначе. Тут именно работа, которую можно разделить на определённые этапы и отложить, если необходимо. По крайней мере, так — по имеющейся информации — работает большинство прозаиков. Выше приводился пример автора «Зулеки...» — обязательно писать в день столько-то знаков… Но что делать, если не пишется? Выдавливать текст насильно? Я в таких случаях просто перечитываю написанное, правлю текст, ищу какие-то материалы дополнительные. А пишется всё равно тогда, когда приходит Муза:) Из-под палки не получается.
С девятого этажа,
Странно и беспокойно
Вдруг встрепенулась душа.
Что ты там лаешь, собака?
Что ты мне хочешь сказать?
Кто-то высоко, однако,
Вздумал тебя привязать!
Падает снег осторожно
В голые руки берёз…
Но почему так тревожно
Лает привязанный пёс?
Вспомнилась чёрная пашня,
Дальних собак голоса,
Маленький одноэтажный
Домик, где я родился.
Анатолий Жигулин
А у нас тут всё смешалось в кучу: кора головного мозга (цитаты из Википедии), искусственное вхождение в транс, молитвы, уроки анатомии и сексологии, да на закуску набор штампов из интернетовских статей… И в результате всё равно каждый останется при своём мнении:)
А что за «набор штампов из интернетовских статей» Вы увидели и у кого?
И у нас тут ничего и ни у кого, кроме Вас, не смешалось)))).
У нас идет рассмотрение вопроса с разных точек зрения, в том числе и с научной.
И не надо бояться слова «секс»))). Времена, когда «у нас в стране секса нет!» — давно прошли, слава Богу.
Если у меня всё смешалось, я вправе написать своё мнение, не так ли? Я как раз никому его не навязываю и менторским тоном не указываю, как и что называть… Что касается секса, не переживайте, я не ханжа, секса не боюсь ни в литературе, ни в жизни:) Но когда творчество раз за разом сравнивается с рукоблудием, согласитесь, как психолог, это свидетельствует о навязчивой идее. И если мне такая точка зрения неприятна, я так и говорю.
Свое мнение прошу Вас писать от своего лица.
Это элементарные правила грамотной дискуссии.
«Добрый день, уважаемые авторы! Наш «круглый стол» продолжается, он будет открыт до вторника.
Для тех, кто только что присоединился, скажу, что здесь мы рассуждаем о том — что такое творчество, как каждый из нас его понимает, чувствует и переживает...»
Нина, не Вы организовали эти «Посиделки», повторюсь, Вы — гость, а потому подобные организационные посты выкладывают обычно члены правления или админы. И Ваш тон, которым Вы поучаете «элементарным правилам грамотной дискуссии» здесь просто недопустим!
Напомню, что я такой же автор и член сайта, как и все участники нашего диспута.
Да, меня пригласили провести это «Круглый стол». Диспут — очень интересная форма общения, ведущая к расширению личностных границ участников, в том числе — творческих.
Правила участия в диспуте предполагают — уважение к мнению оппонента и корректное поведение. Несколько раз мне, как ведущей, приходилось напоминать это правило его участникам. Именно этот факт, как я понимаю, задел одного из участников и он решил вывести это в ранг конфликта.
Да, Анна, — я опытный психолог, с многолетней практикой и большим опытом групповой работы, в том числе — проведения диспутов и круглых столов на телевидении и радио.
Конфликтные ситуации в дискуссионном пространстве — совершенно нормальны и естественны. Для этого люди и приходят на них, чтобы спорить.
Но всегда надо оставаться в рамках корректного поведения и не переходить на личность оппонента, пытаясь его чем-то уязвить.
Предлагаю уважительно относиться к мнению оппонентов и находить более корректные формы высказывать свое несогласие с чьим-то мнением.
Источник: Статья Цитаты Пушкина А. С.
Ладно, начала писать и хорошо. А почему втянулась в это дело? А потому что заразилась. Правда, держу вирус на контроле, чтобы не превратиться в графоманку. Например, иногда нападает желание что-нибудь этакое нацарапать, да чую, не получается. Просто прекращаю и всё. Но знаю людей, которые пишут постоянно, в любом месте, в любое время. Читаю их стихи — ладно, складно, только ни о чём. Наверное. они заразились сильней, чем я. И тут встаёт один серьёзный и сложный вопрос: где граница между поэзией и графоманством? Зачем писать тексты, если они ничего важного людям не несут? Привычка, видимо.
И опять вопрос: как понять, что я стала уже графоманкой? Думаю, здесь срабатывает степень самоуважения. Уважающий себя человек не станет писать, лишь бы писать. И прощать себе технические недочёты тоже не будет. Иногда попадаются неплохие стихи, в которых хороший слог, добротные рифмы. Вдруг обнаруживается, что все строчки зарифмованы, а в каком-нибудь третьем четверостишии рифмочка отсутствует напрочь. И читатель понимает, что поэт плюнул прямо в своё произведение: «Сойдёт и так! Вон у меня сколько этих рифм напридумано, одну можно и пропустить!» Конечно, можно! Только это выглядит несерьёзно.
Ну и что? Пусть будут несерьёзные авторы! Пусть пишут все, кому не лень! Это лучше, чем пялиться в телевизор или пить пиво литрами. В конце концов, на фоне посредственных стихов хорошие ярче выделяются! Так что, пусть будут графоманы! Пусть будут неумехи и неучи! Пусть люди заражаются творчеством и творят! Ура!
(Просьба: как только начну графоманить, шепните мне в личку))))))
Нина спасибо за такой интересный разговор.
Спросите себя: зачем я пишу? Именно ЗАЧЕМ?, а не ПОЧЕМУ? Какова моя конечная цель?
Каждое наше действие имеет — цель, мотив. Нет мотива — нет действия.
Цели творчества могут быть разные: снять напряжение, выбросить эмоции, получить признание (повысить самооценку), заработок, познать свой внутренний мир (который нам приоткрывается в творчестве), войти в состояние измененного сознания (что доставляет многим удовольствие), принадлежать к сообществу, поделиться своими мыслями, структурировать свободное время и др.
Все цели хороши и достойны уважения.
Честно ответив себе на этот вопрос — можно высвободить огромный творческий потенциал, убрать все несущественное, наносное и быстрее двигаться к своей цели.
Есть одна замечательная, всем известная (хотя бы по экранизации) книга «Эра милосердия». Она тоже о насилии. Но в её названии — ответ на ваш вопрос. В принципе, бОльшая часть великих классических произведений — тоже об этом. Борьба со злом и торжество добра и справедливости — вот, на мой взгляд, цель этих книг.
Конечно, можно закрывать глаза на то, что мир полон насилия, грязи, несправедливости, и, надев розовые очки, писать только радужные картинки. Тут у каждого свой личный выбор.
И, наконец, сам процесс творчества просто приносит удовольствие.
Все мы разные, хотя и объединены любовью к литературе, желанием писать, высказывать свою точку зрения.
Мы не ищем здесь единственно правильный взгляд, да его и нет, и быть не может.
Мы не ставим здесь друг другу оценки, с вниманием и уважением относимся к мнению других участников.
Цель «круглого стола» — обмен мнениями, зачастую — диаметрально противоположными, а именно это и является возможностью посмотреть на, казалось бы, знакомые и понятные вещи — взглядом другого человека, открыть для себя новые грани понимания творческого процесса, ранее незамеченные.
Спасибо Нине Садонцевой за предложенную тему и активное участие в «Посиделках». Всех авторов, которые были на сайте в течение двух дней, благодарю за активное участие. Этот букет цветов для всех вас!!!
Большое спасибо, Нина.