Литературная карта. Париж. Нотр-Дам и Пер-Лашез

Литературная карта. Париж. Нотр-Дам и Пер-Лашез

Друзья! у  нас сегодня внеочередная статья в рубрике «Литературная карта».  ИосифГальперин спешит поделиться с нами заметками о недавней поездке в Париж.
На титульном фото — Иосиф Гальперин и поэт, эссеист Александр Радашкевич

Двенедели мы прожили в самом историческом центре Парижа у моей детской подруги Ольги. Об этом я уже не меньше двух недель рассказываю в своем Живом Журнале i-galperin.livejournal.com/, там уже более 120 фотографий и короткие записи. Здесь я предлагаю небольшую выжимку.

Выйдя из подъезда, мы минуты через три могли видеть погорельца. Собор Парижской Богоматери, пусть только и один из нескольких ярчайших парижских храмов, имеет особую силу — силу слова, которым его наделил Виктор Гюго. К намоленному месту прибавилось место начитанное, а тут еще и пожар весной уходящего года, вернувший это имя в центр внимания мировых масс-медиа. Те, для кого это имя звучало по-особому и раньше, восприняли бедствие как личную трагедию. 

Вот так собор выглядел с ближайшего к нам моста. Без шпиля... 


Когда подходили с тыла, уже по острову Сите, то видели восстановительные работы.

А с фасада плетение его знаменитых кружевных розеток поддерживали деревья. Помогали восстановлению сил. 


Подробности про пожар нам рассказал Александр Радашкевич, земляк-уфимец, поэт и эссеист, живущий в Париже уже 35 лет. Мы с ним родились в одном городе — Чкалове (Оренбурге) с разницей в три месяца, более двадцати лет прожили тоже в одном городе — Уфе, о нем рассказывал мой друг Айдар Хусаинов и его газета «Истоки». В ней Радашкевич публиковался, о нем мне рассказывал мой покойный друг поэт и критик Саша Касымов. Сергей Краснов, мой старый друг, а ныне — академик живописи, дружил с Радашкевичем с отрочества и сейчас весь прекрасный сайт «Остров» radashkevich.info/ оформлен картинами Сергея. А вот встретились мы с ним впервые в Париже, на 70-м году жизни...

.Вот что он записал в тот день в Гостевой своего сайта:

«Сегодня был прекрасный солнечный день. +18. 

Я показывал другу-немцу старинный Ботанический сад, потом какими-то кругами вышли к Сене, спустились и пошли по нижней набережной. Подойдя к Нотр-Дам, я подумал, что уже поздно и можно где-то поужинать. Было около семи, и я предложил присесть на пять минут на каменную скамью напротив собора, у воды...

Какие-то японские молодожены (невеста с огромной белой юбкой-колоколом) позировали своему фотографу. Я поднял глаза и заметил маленький дымок под шпилем. Под ним уже давно были леса, и мы решили, что это связано с работами по реставрации. Но вскоре дым пожелтел, загустел, поднялся вверх и показалось пламя изнутри. Я не верил своим глазам... 

Полиция быстро эвакуировала всех на верхнюю набережную, и через час я увидел, как рухнула кровля XIII века, а потом и сам 90-метровый изящный шпиль. Гигантская толпа, охающая и ахающая на всех языках мира, разнесла нас с другом в разные стороны, как в песне Пиаф „La foule“. Пламя и клубы черного дыма высоко вздымались в небо, и золотое закатное солнце как бы зависло, прощаясь с Нотр-Дам.

Через полтора часа, чтобы не видеть, как гибнут большие окна-розы с драгоценными витражами, впитавшими в себя свет и тьму стольких утекших веков, я с большим трудом выбрался из толпы и как во сне побрел к метро. А навстречу мне бежали к Сене парижане с потрясенными лицами… Дома я узнал, что сокровищница была спасена, вместе с терновым венцом Господа Нашего Иисуса Христа.

15 апреля 2019 г.»

А потом он опубликовал стихотворение, раскрывающее чувства верующего человека, смотрящего на такую беду:

"ПЛАМЯ НОТР-ДАМ

                                                                                             Блажен, кто посетил сей мир 

                                                                                            В его минуты роковые

                                                                                                                                           Тютчев

Собор Парижской Богоматери, тебя сожгли,

как Жанну д’Арк, но Приснодева не дала

тебе погибнуть в пламени безбожном. И словно, 

кто-то усадил меня напротив, следить за первым

жиденьким дымком, потом за жёлтыми клубами

и первым языком алеющего ада. С тобой сгорала

и душа, и память сопричастно вековая, но шесть

ты отзвонил в последний раз, ещё живой, ещё

дрожа у края, и солнце невозможного заката

зависло над тобой, не смея откатить за грань

без дна и без возврата. «Заткнись!», сказала мать

по-русски безмозглой девочке, увязшей в жиже 

интертрёпа. И кто-то щёлкал из машин, 

и кто-то плакал не стыдясь, целуя взглядом

 разлученья и хрупкий шпиль, и петушка,

 упавшего с поруганных высот и вешней сини 

в бурлящую багровую геенну. Прощай, мой

Нотр-Дам, до вечного возвратного свиданья.

Теперь молитва лишь одна: чтоб не отдали 

тебя безбожникам глумливым на оскверненье их

мёртвым циркулем и смрадом пирамид. Однажды ты

была, обитель душ, среди парижской маеты и

духа сирого томленья, и я к тебе без мысли

забредал и отходил, и возлетал в твоё ручное

поднебесье, где нас Она, как пасынков, хранит. 

Собор Парижской Богоматери, ощерившись

беспомощно химерами у края, как куст терновый

 над обрывом, пылает над землёй, неопалим.

15.IV.2019, набережная Сены»

Как видите, Александр Радашкевич пишет верлибром, этот выбор у него сознательный, он стал одним из мастеров такого необычного для русского слуха мастерства, хотя, конечно, в нашей литературе немало сторонников этого давнего стиля. Радашкевич, однако, не замыкается в рамках одного направления — по вкусам, он один из организаторов конкурса-фестиваля «Эмигрантская лира», часто входит в его жюри.

Если же говорить конкретно об этом стихотворении, о его пафосе, то и нам, людям внеконфессиональным, было больно наблюдать не только за нынешним состоянием святыни, но и за дрязгами вокруг ее восстановления, когда правительственный генерал, отвечающий за это, командовал архитектору, противостоящему идеям модернизации храма — «Заткнитесь!»

А пока модернизация о которой Александр Павлович так резко отзывается, вплоть до «безбожников глумливых», не пошла, Нотр-Дам выглядит так:

Радашкевич провел нас по старинному кладбищу Пер-Лашез, где похоронены многие люди, живущие в памяти мировой культуры и всеобщей истории. Чтобы не оказывать кому-либо из французов предпочтения, покажу иностранцев, похороненных в любимом ими Париже. Например, Оскар Уальд. 

 Через двадцать метров — Александр Гинзбург, наш современник и соотечественник, диссидент — один из самых последовательных, с начала 60-х, родоначальник неподцензурных литературных альманахов советского времени. Радашкевич работал с ним в «Русской мысли». Участок на дорогом кладбище и памятник оплатил Александр Исаевич Солженицын. 

+14
1170
RSS
20:08
+2
Иосиф, с большим интересом прочла Вашу «выжимку». Хорошие качественные фото. СПАСИБО!..
20:11
+2
Спасибо, Ирина! Все пытаюсь поставить снимок памятника Гинзбургу. Смотрите мой ЖЖ — по ссылке, там много интересного.
Большое спасибо за экскурсию по Парижу, дорогой Иосиф Давидович! Была рада вновь окунуться в эту необыкновенную атмосферу Парижа, получила огромное удовольствие от прочтения! Потрясена стихотворением А.Радашкевича!
Вообще, интересная подборка материалов!
Я уже второй день читаю ЖЖ Иосифа Давидовича, рассматриваю фотографии. Удивительно, как необычно избирателен взгляд писателя, творца на этот «Праздник, который всегда с тобой». Под каким ракурсом смотрит он на то, что уже многократно, казалось бы, видано — перевидано. Всем советую по ссылке, данной в статье, наведаться и прогуляться по «Парижу Гальперина». Он того стоит.
Матерь Божия! Я зашла на Вашу страничку в ЖЖ! Икона святого Артемия Веркольского — действительно сокровище! Вот это сюрприз, Иосиф Давидович! Нет слов...!
Комментарий удален
20:44
+6
Отдельное спасибо, Иосиф Давидович, за рассказ о Нотр-Даме и за стихи Александра Радашкевича. 15 апреля 2019 года, когда пожар ещё не был потушен, я тоже написала несколько строк (которые мне кажутся чем-то созвучными с этими стихами):

Люди, скажите — мне это снится? снится?!
Тени скользят по стенам. Пепел сотри с лица.
Сердце Парижа сжала Божья десница.
Кара небесная или начало конца?

Крутит огня дракон над собором сальто.
Падает с крыши мышью летучей горбун.
Пляшет на у'глях мёртвая Эсмеральда…
В небе над Нотр-Дамом сотни кровавых лун.

Дым ли, туман ли стелет над Сеной вечер.
Скачут четыре всадника — вести несут.
Мэри, Марго и Жанна* — ангелы вечны.
Город разбужен ими. Близится Страшный суд.

*В Соборе Парижской богоматери в разное время сочетались браком Мария Стюарт и Маргарита де Валуа (королева Марго), а также проходил реабилитационный суд Жанны д'Арк.
20:47
+1
Стих, на мой взгляд, очень крепкий, настоящий. Только по Марго и Мэри у меня особое мнение… А про Жанну я напишу — очень есть интересная версия! Но это — большой рассказ, начну после Нового года.
20:54
+1
Спасибо, Иосиф Давидович! Я была так потрясена, услышав про пожар, что за пару минут написала. Очень место знаковое, и, как со многим во Франции, ощущаю какую-то духовную связь.
08:36
+2
Нотр-дам
Борис Рябухин
Когда оглохнут огненных страстей
раскаты,
И погрузится разум в сонный храм
распятый,
И храп часов, стекающих со стен,
хиреет, — Залают на кресты оконных рам
химеры.

И бросит в грешный ужас их наркоз
гундосый.
И рой миров сорвется, зазвенев,
с откоса.
И закружит вертеп из грез и гроз,
и жара.
И витражи страстные звездный неф
изжалят.

Там Гений Рода сердце под пятой
терзает,
Там Гений Рока тешится — палач — слезами.
Там Гений Света вечною пьетой
не стынет, — Там у Природы безутешный плач
о Сыне.

Но утро разума забьет опять
в литавры — Окаменеет на карнизах стон
картавый.
И Сыну вымолит бессмертье Мать
у Бога,
Животворящим сделает крестом
любого.

Сильно!
09:39
Шалом. Иосиф!
1. Хотел бы я оказаться третьим, ошую от тебя, в этом баре.
2. Боюсь ассоциации с Фамусовым, но… в нынешнем виде у Нотрдама тоже есть некая гармония.
Имей только в виду, что мы выпили всего по 50 грамм арманьяка. Тебя такое устроит?
15:08
Конечно, Иосиф!
Но выпив и сказав «ле хаим!», я подошел бы к бару и сказал французу:

— Nocheinmal Doppeljin, Bitte!
Спасибо за интересный материал.
Привет именитым землякам! Я с удовлетворением узнал из вступительных строк, что «Александр Радашкевич, земляк-уфимец, поэт и эссеист, живущий в Париже уже 35 лет. Мы с ним родились в одном городе — Чкалове (Оренбурге) с разницей в три месяца...» Оказывается, они оба — мои земляки из Оренбурга (Чкалова) и по возрасту мы близки, мне тоже 70. На этом параллели, к сожалению, кончаются. Как замысловаты пути земляков, как и вообще людские судьбы. Иосиф путешествует по Парижу, встречается с известным диссидентом Рашкевичем… Спасибо за интересную информацию, я посмотрел снимки, теперь в предвкушении пройтись по ссылке Иосифа…
12:08
+1
Привет землякам! Ну, какие мы именитые — только среди своих что-то значим. Иного, впрочем, и не нужно.
17:27
+1
Спасибо, Иосиф, за волшебную экскурсию и великолепный рассказ.
17:41
+1
Уважаемый Иосиф Давидович! Очень интересный материал, снимки, комментарии к ним, спасибо! Как Вы хорошо сказали — Кружевные розетки собора поддерживали деревья, помогали восстанавливать силы — так здорово! Как призыв живого: живи дальше, ты нужен.
И ещё — Ваши слова: только среди своих что — то значим — ведь это самое главное! Значить что — то для своих, кого знаешь ты, чьим мнением дорожишь, с кем думаешь и чувствуешь, как один человек!
17:43
+1
Спасибо, Татьяна! Мне помогает фотография — объясняю, что я увидел и почему снял.
19:11
+1
А Вы знаете, Иосиф Давидович, я обратила давно внимание, что фото иной раз фиксирует то, что поначалу глаз видит, но как бы соскальзывает, и только потом, глядя на снимок, вдруг понимаешь — вот Оно, вот почему снял, что остановило, заставило щёлкнуть — внутреннее чувство красоты, ощущение, что что — то может не повториться или исчезнуть… Успехов Вам!
22:39
+1
Спасибо огромное! Очень интересная экскурсия по столице Франции. Жаль пострадавшего собора. Фотографии интересные. Спасибо!
13:01
+1
Добрый день, коллеги! Вдобавок к ЖЖ и нашему сайту я рассказал еще кое-что про Париж в «Мастерской». club.berkovich-zametki.com/?p=52723
08:40
+1
Спасибо, очень интересно!
16:08
+1
Спасибо за заочную экскурсию Парижем! Всё живо представилось + замечательные фотографии! Спасибо за трогательные стихи всем авторам! С уважением!
20:03
Йосиф Давидович, с наступающими праздниками! Поездка в Париж — всегда праздник, тем более, когда посещение описывает опытный и талантливый автор. Если можно, напишите побольше о кладбище Пер-Лашез. Успеет ли Франция восстановить Нотр-Дам? На мой мзгляд — да! Поднимаю стакан болгарского вина за Ваше здоровье! Ивайло
23:30
+1
Дорогой Ивайло! Конечно, мы отмечаем праздники по-болгарски, поэтому радуемся им вместе с вами! Конечно, пьем болгарское вино, своего у нас в этом году совсем мало, выручают соседи. Тут у меня была проблема с компьютером, я даже не знаю по чьей вине, но теперь наладилось и я смогу продолжить свою серию репортажей, в ЖЖ и на нашем сайте.