Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 2
Здравствуйте, уважаемые участники творческого марафона! На первой неделе практикума мы с вами окунулись в мир прошлого с его чарующими образами, с полузабытыми голосами близких людей, с узнаваемыми приметами прошедшего времени.
На этой неделе (20.04 – 26.04) мы вернемся в настоящее и попробуем более полно ощутить силу текущего мгновения. А помогут нам в этом наши тактильные, вкусовые ощущения, восприятие запахов или всё то, что связанос кинестетикой.
Георгий Костин «Купание в воде времени»
Кинестетика – восприятие мира посредством рецепторов. Синонимичные кинестетике термины – это осязание и «тактильное чувство». Постигая окружающий мир, мы получаем информацию о нем через так называемые «репрезентативные системы» или «сенсорные каналы», к которым традиционно относят визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. По доминирующему у человека сенсорному каналу многие психологи, в особенности те, кто так или иначе знаком с нейролингвистическим программированием, разделяют людей на три психотипа – это визуалы, аудиалы и кинестетики. В последнее время в эту классификацию часто добавляют еще и так называемых «дискретов» (дигиталов) – людей, которые постигают окружающий мир с помощью логики, ориентируясь прежде всего на функциональность и значимость тех или иных объектов. Разумеется, логический канал восприятия не является врожденным, он формируется в течение жизни. Отмечают, что в последнее время дискретов становится все больше, и это может быть связано как с широкой компьютеризацией, так и с неблаголучным психологическим климатом в семье:
«Считается, что большинство дигиталов – бывшие кинестетики, которые после каких-то событий научились скрывать свои чувства, в том числе и от себя. (...) Причем дискрет сначала осознанно пытается контролировать все поступки, предпочтения, телодвижения и эмоции, а затем делает это на бессознательном уровне» [Трофимова Инна «Кто такой дискрет...»:https://wikigrowth.ru/psyhologiya/diskret/].
Теория психотипов сегодня очень популярна. Разработано большое количество тестов, направленных на определение ведущего репрезентативного канала человека. Предлагается такой тест и в очень известном в России журнале “Psychologies”, популяризирующем психологические знания (и плодящем немало около-психологических мифов): http://www.psychologies.ru/tests/test/474/.
На самом деле, в течение жизни (или даже куда более короткого периода времени) доминирующие каналы восприятия могут меняться, под влиянием различных обстоятельств. В раннем детстве каждый из нас успел побывать кинестетиком. Тактильные ощущения – первое, при помощи чего малыши постигают окружающее их пространство: они пробуют предметы на вкус, хватают игрушки, трогают одежду, знакомятся с фактурой новых для себя объектов. Взрослея, большинство людей переходят к зрительным и слуховым образам, как ведущим для восприятия мира. И, естественно, все мы, чем дальше – тем больше, начинаем руководствоваться логикой в своих поступках и действиях, что облегчает принятие важных решений и делает более конструктивным общение с другими людьми.
Тем не менее, именно кинестетический канал восприятия помогает нам быть ближе к себе, пребывать в настоящем моменте времени. Именно поэтому каждому из нас иногда полезно вспоминать про сферу кинестетики, к которой относятся запахи, вкусы и тактильные ощущения. Как часто в ежедневной суете мы не обращаем должного внимания на аромат кофе по утрам, на запах любимых (а, может, уже порядком поднадоевших) духов, на различие тактильных ощущений от тех вещей, которые мы привыкли носить!.. Все это кажется нам мелочами, лишь отнимающими время. Однако такие «мелочи» делают наши дни насыщеннее и гармоничнее, помогая нам возвратиться к самим себе и более полно проживать каждый момент жизни.
Существует много различных способов, помогающих направить свой фокус внимания на обоняние и осязание. Среди них и занятия рукоделием, и замешивание теста, и дегустация необычных вкусов, и техники самомассажа. Даже обыкновенное мытье посуды может стать тренировкой осознанности и способом уловить разницу материалов, почувствовать меняющуюся температуру воды! Я же предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «изюмная медитация».
Вы можете выполнить его самостоятельно, предварительно внимательно прочитав текст упражнения, или же совместно с ведущим, по обучающему видео:
1) ссылка на текст упражнения «Изюмная медитация»: https://www.b17.ru/article/89431/ (из статьи «Моя жизнь на автопилоте» Виктории Левицкой, психолога);
2) ссылка на видео «изюмной медитации»: https://www.youtube.com/watch?v=ZGV_4znyHB8. Проводит Николай Перов – психолог, создатель популярного сайта о саморазвитии: http://nperov.ru/.
Какой формат подачи информации Вам больше понравился: текст или обучающее видео? Попробуйте в течение недели выполнять это упражнение и обращать внимание на то, как меняются ваши ощущения. Становитесь ли Вы внимательнее к мелочам? Замечаете ли больше граней у привычных вещей? Возможно, Вам захочется несколько «видоизменить» упражнение: поменять время его выполнения или, например, взять вместо изюма финик или шоколад. Обязательно попробуйте разные варианты и постарайтесь найти свой, наиболее подходящий для себя!
Желая выйти из сложных, кризисных ситуаций, человек на подсознательном уровне начинает уделять большее внимание своим ощущениям и вкусам. Это подтверждает и хореограф Мардж Чэмпион, пережившая личную трагедию – в течение одного года она потеряла двух своих самых близких людей:
«Мне нужно было справиться со своим горем. И я начала находить целебную силу в том, чтобы замечать красоту окружающего мира. Я начала наслаждаться вкусом воды и чистотой воздуха, которым дышала (...). Мне кажется, что до того как у меня появилась возможность ценить все это, я была в каком-то другом, чужом для меня мире. А когда я научилась все это ценить, я вернулась в мир, которому принадлежу». [Цитируется по: Мэрили Зденек «Учебник по творческому мышлению», с. 190]
Сегодняшняя ситуация с пандемией тоже относится к непростым, драматичным для любого из нас. Попытка сконцентрироваться на своих ощущениях через восприятие запахов и вкусов окружающего пространства, может стать действенной помощью в борьбе с тревогой и стрессом.
Георгий Костин «Горький привкус жизни»
О роли тактильных ощущений, вкусов и запахов задумывались и многие писатели. Например, известна забавная история про поэта-романтика Фридриха Шиллера, который наиболее плодотворно писал, предварительно заполнив ящик письменного стола… сильно пахнущими гнилыми яблоками!
«Гете, друг Шиллера, рассказывал: “Однажды я пришел навестить Фридриха, но он куда-то отлучился, и его жена попросила меня подождать в рабочем кабинете. Я сел в кресло, облокотился о стол и вдруг почувствовал резкий приступ тошноты. (...) Поначалу я не понял причины этого странного состояния, а потом догадался, что дело в резком запахе. Скоро обнаружился и его источник: в ящике стола у Шиллера лежала дюжина подпорченных яблок! Я позвал было слуг, чтобы они убрали безобразие, но мне сказали, что яблоки тут положены специально, что иначе хозяин работать не может. Вернулся Фридрих, и все это подтвердил» [цитируется по книге Александра Молчанова: «Пишется! 43 секрета вдохновения», с. 50].
И запахи, и вкусы не раз становились «героями» художественных произведений. Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Оскар Уайльд, Патрик Зюскинд, Милорад Павич – все они, каждый по-своему, пытались найти верные слова для описания «дразнящей прелести ароматов».
Ф.М. Достоевский в своих текстах часто прибегал к описанию запахов. В «Преступлении и наказании» он уделил большое внимание зловонным «ароматам» Петербурга, буквально сводящим его героя с ума:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
Георгий Костин «Достоевский» (Цикл «Учителя»)
Мастером передачи мира запахов был И.А. Бунин. Достаточно вспомнить его «Антоновские яблоки», чей сюжет основан преимущественно на эмоциональных переживаниях героя. В этом рассказе, помимо самих яблок, «крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев», раздается«ржаной аромат новой соломы и мякины», угадывается«запах (...) старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах», и дажекниги, «похожие на церковные требники, «славно пахнут». Через разные запахи, сменяющие друг друга, Бунин передает и течение времени, смену эпох.
Едва ли не самый известный литературный эпизод, связанный с запахами, представлен в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В поисках утраченного времени»). В этом эпизоде рассказчик приходит в гости к своей матери, которая угощает его бисквитным печеньем «мадлен». Вкус и запах печенья, размоченного в липовом чае, внушают герою беспричинный восторг: «Я наполнился каким-то драгоценным веществом». И вслед за этим необычным чувством пробуждаются воспоминания о детстве в Комбре: «Весь Комбре и его окрестности – все, что имеет форму и обладает плотностью – город и сады, – выплыло из чашки чаю». Марсель, будто бы получивший ключи от утерянных владений, восстанавливает обонятельный пейзаж своего детства. «Процесс обретения воспоминаний через запахи получил название “феномен Пруста” и стал литературным топосом, источником бесконечных индивидуальных вариаций у самых разных авторов». [«Грамматика ароматов» Ольги Вайнштейн https://magazines.gorky.media/inostran/2001/8/grammatika-aromatov.html; «Ароматы и запахи в культуре»: http://profumania.ru/2017/06/10].
Поэты не реже писателей делали запахи и вкусы «персонажами» своих произведений или «исключительно важным бессознательным фоном, на котором разворачивается жизнь».
«Случалось ли, мой друг читатель, вам \ Блаженствовать и томно длить мгновенья, \ Безумно, долго, до самозабвенья \ Вдыхая мускус или фимиам?» – вопрошал Шарль Бодлер. И он же, в стихотворении «Флакон», утверждал: «Есть запахи, чья власть над нами бесконечна:
В любое вещество въедаются навечно».
Ладаном «пахнут» ранние стихи Александра Блока, морозным воздухом пропитан его цикл «Снежная маска». «Дыша духами и туманами...» – так охарактеризовал поэт свою «незнакомку» в одноименном стихе.
Негативное отношение к парфюмерии выражено в стихотворении Уайта «Даме, благоухающей духами на концерте»: «Мадам, струящая запах роз, \ С огнем в волосах и сережкой-жемчужиной, \ Меня привел сюда вовсе не нос, \ Скорее, мадам, нужны были уши мне. \ Коту под хвост концерт, мадам, – Спасибо вам...» (Об авторе: https://www.poetryfoundation.org/poets/e-b-white).
Солнцем пропитаны стихи К.Д. Бальмонта. Морем и устрицами, полынью и виноградом – поэтические строки А.А. Ахматовой. У стихов Сергея Есенина – запах скошенной травы: «запах трав от бабьей кожи», «Запах мёда от невинных рук...».
Таким образом, кинестетика вносит большой вклад в нашу жизнь: как реальную, так и художественную. Вкусы, запахи, ощущения помогают нам осознавать течение времени, придают объем вещам, способствуют развитию воображения, а также могут являться дополнительными стимулами для творческой деятельности, ведь в них заключена важнейшая эмоциональная сторона жизни человека.
Задания второй недели марафона:
1. Попробуйте представленные в этой статье или выбранные самостоятельно упражнения-самонастройки для того, чтобы ощутить себя в настоящем моменте времени. Насколько это сложно или легко для вас? Если вы уже практикуете какие-нибудь виды медитации, то напишите об этом и поделитесь, по желанию, своими ссылками на различные техники.
2. Выполняйте какой-нибудь один вид упражнений (например, «изюмную медитацию») на протяжении всей недели, обращая внимание на то, как меняются ваши ощущения. Удается ли вам улавливать всё более тонкие запахи и вкусы? Как меняется день ото дня ваша концентрация?
3. Поразмышляйте над тем, какие вкусы, запахи и ощущения вдохновляют вас в обыденной жизни? Прислушайтесь к себе и попробуйте записать как можно больше таких вдохновляющих «мелочей». Вы можете поделиться своим списком «вдохновений» в комментариях ниже. Старайтесь в каждый свой день привносить что-то приятное из своего списка!
4. Напишите прозаический этюд или стихотворение любого жанра, посвятив его своему любимому аромату, вкусу или ощущению. Может быть, это аромат цветов в вашем саду? Или бодрящий, чуть терпкий вкус чая?.. Или мягкая и «уютная» ткань любимого свитера?
Примеры:
«Ода кофе» О. Благодаревой: https://proza.ru/2014/01/09/1748;
«Ода духам» Ю. Мещеряковой: https://stihi.ru/2011/11/30/416;
«Ода шоколаду» Е. Коротких: https://poembook.ru/poem/1388552;
Поэзия духов и ароматов: https://lady.webnice.ru/litsalon/?act=article&v=1416
«Поэтическая подборка свитеров»: https://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_sviter.html
Спасибо за внимание. Если у Вас есть какие-то вопросы по изложенному материалу, пожалуйста, задайте их в комментариях к статье. И не забудьте дать себе письменное обещание выполнить упражнения этой недели! :)
Дедлайн по текстам второй недели: 25 апреля, 23.30 по Москве!
Максимальный объем для прозаических текстов – до 2.500 знаков (без пробелов), для стихотворений – 28 строк. Если Ваше произведение не вписывается в указанный формат, Вы можете разместить здесь его наиболее яркий отрывок и дать ссылку на полную версию текста. Спасибо вам за внимание!
Не забывайте, что подробную информацию о марафоне вы всегда можете посмотреть на странице «Упражнения в прекрасном: марафон по развитию творческих способностей. Приветствие»: http://pisateli-za-dobro.com/articles/881-uprazhnenija-v-prekrasnom-tvorcheskii-marafon-privetstvie.html
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина:http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Хотела было Вам написать, что обоняние у человека не на высшем уровне, по сравнению с млекопитающими. Но вот, судя по статье, не все так грустно: www.gazeta.ru/science/2017/05/12_a_10669577.shtml.
Удачи Вам с повестью! Спасибо, что поделились подходящими к теме отрывками. Запах женщины — как в том знаменитом фильме, с Аль Пачино…
«Дыхание девушки было невероятно чистым. И беззвучным, словно она не дышала вообще». Это понравилось:).
Это вряд ли. Человек получает от зрения до 70% информации. Далее слух. Потом уже всё остальное.
Хотя, у некоторых авторов обоняние более значимо. К примеру у Гоголя, который гордился своим носом.
«Если бы восприятие запахов не было связано со столь сложными (и до сих пор не выясненными до конца) физико-химическими процессами на молекулярном уровне,»
Геном человека расшифрован, всё механизмы изучены. Тайн нет.
Мало того, изучены все ароматы и в том числе их влияние на человека. Ароматерапия тому свидетель. И премудрые японцы стали использовать это в практике. Доказано, что аромат мандаринов повышает работоспособность и они стали его разбрызгивать через вентиляцию на предприятиях.
Самый шикарный фильм, посвященный обонянию- «Парфюмер». Особенно бесподобный момент, когда Дастин Хоффман вкусил аромат исправленных духов «Амур и Психея» и очутился в цветущем саду с прекрасной женщиной.
«То человек мог быть счастлив без водки и морфия, с одной лишь коллекцией любимых запахов.»
Счастье- это вещь иного порядка. Опиаты дарят лишь удовольствие и иллюзию благополучия. У алкоголя иной механизм- расслабляет и снижает критику+ «картинка» становится более яркая.
Ко всему остальному человек адаптируется. Опять же для полной реализации какого-то аромата нужно сочетание ощущений. К примеру, во время сеанса ароматерапии помимо приятных запахов на человека влияют ещё определенной умиротворяющей обстановкой, успокаивающей музыкой, масляным массажем, ваннами с морской солью и лепестками цветов.
Пока же хочу поделиться ранее написанным этюдом на тему вкусовых оущений (в одном стихотворном марафоне мне досталась пупырчатая устрица).
Блюдо покрыто льдом, как зимой земля.
Море в Бретани пенлИво и глубокО.
Дом Периньон, Кристалл и Вдова Клико*
Льются в бокалы тонкого хрусталя.
Сочный лимон сияет, как сотни солнц.
Пеплом вулкана перец вокруг летит.
Страсть горяча, если имя ей — аппетит.
Створку ножом поддевши, сосём, сосём.
Вилки двузубец вонзая в живую плоть,
Не нарушаем мы ни один закон.
Бузинг, Белон, Граветт, Марлен Олерон**
Нам позволяют на ужин себя вспороть.
И пузырьки от брюта пьянят легко.
Я — как песчинка, в теле чужом тону.
Жемчуг покроет розовый перламутр…
Море в Бретани пенливо и глубоко.
*-марки шампанского
**-лучшие виды устриц
«Пупырчатая устрица» — это сильно! Но в рамках данного марафона я намеренно не задаю никаких жестких рамок. Пусть каждый пишет так, как… чувствует!
Но если кто-то хочет сам усложнить себе задачу и выбрать необычный вкус или аромат, то буду только рада!
Про тактильный подход у детишек имеется в виду, что он важнейший, но не единственный, разумеется. Ну, и у новорожденных зрение еще очень «размытое», а вот сосательный рефлекс уже с первых минут присутствует: o-krohe.ru/novorozhdennyj/zrenie/. Думаю, так.
Спасибо за отклик! Удачи Вам, Татьяна!
В психиатрии и неврологии приняты, так называемые, нормы развития. Есть врождённые рефлексы- сосательный, поисковый, хватательный, которые обеспечивают способность ребенка к питанию, приходятся на первый период развития- моторный, угасают к 6-7 месяцев от рождения. Чувствительная сфера начинает активно развиваться в сенсомоторный период- с 1 года до 3-х.
Зрение на начальном этапе не сфокусированное, фиксация взора только к 2 мес, различать контуры ребенок начинает только после 4- х мес Но жизнь на этом этапе рефлекторная- поел, попил, поспал и прочее.
Ну, и еще мне нравится, и кажется вполне справедливой фраза Сухомлинского: «Мозг детей… на кончиках пальцев». Про роль тактильных ощущений в жизни деток:).
Новорожденный же напоминает сумчатых- без посторонней помощи и защиты не сможет выжить.
Но потом так отрывается от представителей этого класса.
И еще в ту же тему нашлась статья, научно-популярная: habr.com/ru/post/456490/. Как, с Вашей точки зрения, Маркус, — годная — ?.. Мне вроде здравым текст показался, но я в этой сфере не специалист…
По статье: она посвящена эволюции нервной системы (на основании сравнительной анатомии). Мне же думается, что это было революция из-за мутации: предок современного человека- Homo erectus, — проживал в условиях с высокой естественной радиоактивностью.
Опять же, если верить биологам, то мы не эволюционируем, а деградируем по сравнению с пещерным человеком- стал меньше объем черепной коробки (а следовательно и головного мозга). Те люди были гениальны- им приходилось заново открывать мир, придумывать орудия труда, слова. Современный человек получает блоки готовых знаний, для которых достаточно меньшего объема.
Таки Вы пушистый, хоть и не белый. )
В смысле- совершенно не опасный.
Чувствительная же сфера ребенка первого года жизни реагирует только на сильные раздражители- к примеру, нет цветоощущения. Если в пример поставить фильм «Парфюмер», то Гренуй стал различать ароматы ближе к возрасту 3-х лет- это соответствует действительности.
"«Мозг детей… на кончиках пальцев». Про роль тактильных ощущений в жизни деток:)."
Развитие мелкой моторики стимулирует развитие когнитивной и речевой функции. Наибольшую значимость несёт большой палец.
Но согласна, конечно, по поводу сильных раздражителей и того, что тонкое восприятие — и вкуса, и цвета, и запаха… — формируется позже. А уж про звук я вообще молчу! Младенцу и на работающий перфоратор месяцев до 6 совершенно наплевать))).
«Парфюмера» мы смотрели вместе, а потом обсуждали всей семьёй и сошлись во мнении, что режиссёр со своей задачей справился очень даже достойно. Помню, что я тоже отказывалась смотреть. ))
Молодец Ваш сын!
Забыла главное, спасибо за то, что не представляете меня в такой роли! ))
Что до восприятия цветов- до сих пор вспоминаю сон, который напугал в возрасте около 3-х лет: черно- белая картинка с цветными пятнами.
Как Вам Жак ле Гоф, кстати: «Цивилизация средневекового запада»? www.litmir.me/br/?b=16937&p=1. Мне эта книга очень в свое время понравилась.
Клип отличный, спасибо! )))
По пейзажам так же неплох фильм «Братство волка» с Венсаном Касселем. Но более преукрашен, чем «Парфюмер».
Приведённую вами книгу не читал. Но как-то нашёл любопытную версию, что Римская империя не пала, в результате дворцового переворота был ликвидирован институт императоров и полнота власти вернулась Сенату, который стал называться Папская курия.
Но честно говоря мне больше нравится либо отечественная история, либо история первого века.
История «тёмных веков» меня не сильно привлекала- постоянные войны, эпидемии. Не говоря уже о том, что после внедрения постулата, исходившего из Ордена францисканцев, что «при мытьё смывается благодать Божья»- от этого периода воняло в прямом смысле этого слова.
С уважением.
Например, интересные игры со временем предлагает в «Авиаторе» Водолазкин. Там и эпохи смешиваются, и судьбы… Книга любопытная. Хотя я не считаю ее художественно совершенной, в отличие от «Лавра». Да, и, кстати, в «Лавре», безусловно, моменты остановки времени присутствуют.
Вообще же: от «Алисы» Кэролла — до упомянутого в статье Марселя Пруста, Джойса с его «Улиссом», отчасти Флобера с «Госпожой Бовари»… Про «Госпожу...» есть очень интересная лекция любимого Вами Набокова, кстати. Он называет это произведение «сказкой», что, конечно, вызов привычным суждениям, поскольку роман Флобера написан на грани реализма-натурализма.
Тот же Набоков по части «замедления» большой знаток, на мой взгляд!.. :)
Это те моменты, когда темп движения замедляется, картинка словно подвисает. И можно рассмотреть в деталях, как правило, героинь- фиксация сознанием необыкновенного видения.
И сразу всплывают строки нашего классика:
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Кстати, про детали: вспомнился еще один фильм — не для крепкой мужской психики, сразу предупреждаю! «Мария-Антуанетта» 2006 года . София Кополла снимала. Вообще не про эпоху, не про историю. Скорее — про людей, про «красивую жизнь», про поверхностное восприятие мира, которое иногда бывает обаятельным. Деталей там — зашибись!.. Музыка тоже ничего. (Некоторым образом это мой ответ Вам на тот «розовый клип»).
Один зимний…
В один зимний день, после завершения работы, выхожу на улицу. Солнце яркое, светит прямо в глаза и невыносимо слепит после спокойного люминесцентного освещения. Сейчас люди ещё на работе, машин мало и поэтому утренний смог осел, уменьшился и стало легко дышать. Воздух в помещениях зимнего периода несколько затхлый и хочется надышаться свободой улиц. Морозно и потому медленно наполняю полную грудь звенящим воздухом. И вдруг замечаю женский силуэт в укороченной норковой шубе. Что-то в нем неуловимо знакомое- та же лёгкая, летящая походка с энергичным движением рук. Укол в сердце заставляет напрячь всё своё внимание и зрение. У неё надеты кожаные перчатки, которые элегантно подчёркивают тонкие пальцы узкой женской ладони. Румянец морозный и лёгкий лежит у неё на видимой щеке. Подбородок хорошо очерчен, немного волевой, но совершенно не портящий впечатление женственности. Локон волос цвета платиновой блондинки своевольно выбивается из-под вязанной шапочки светло- коричневого цвета. Длинную шею скрывает изящно повязанный, разноцветный шарф. Кожаные сапоги с аккуратным каблучком хорошо дополняют общую пластику фигуры и стремительную энергию походки. Сколько же лет прошло с той ранней весны, когда на улице, как сейчас, лежали сугробы? Неужели?..
Девушка почувствовала мой пристальный взгляд и обернулась, посмотрев прямо в мои глаза. Приходит прозрение: нет, не она- ошибся. У той женщины из прошлого, были ярко- голубые глаза, словно насыщенная лазурь южного неба. На меня же смотрели янтарные, кошачие.
Разочарованно выдыхаю и смущённо отворачиваюсь.
И отдельная благодарность за перчатки, которые надеты, а не одеты:). Ура!
А вот «видимая щека» звучит странно — я бы исправила . (Здесь я нарушаю свои же правила марафона — просто глаз «споткнулся» на этом словосочетании). Но Вы вполне можете пропустить эту часть моего сообщения «мимо ушей»))).
Спасибо за рекомендации- это всегда ценно.
Впрочем, стоит ли винить человека за то, что он оказался волею судеб участником большой политики?.. Она же не выбирала своей судьбы, а была ее заложницей. В этом смысле у меня вызывает скорее сочувствие.
Думаю, что это его личный половой вопрос.
Кстати, меня еще в плане Ж.-К. Гранже его путь к профессии писателя заинтересовал: через фрилансерство, копирайтинг и журналистику… «Написанные им репортажи из разных стран мира явились важным источником вдохновения для его литературных произведений». И такое бывает! И это совсем не редкость, на мой взгляд))). К вечному разговору о том, что и кому мешает писать…
Касселя я для себя «открыла», прежде всего, в потрясающем фильме «Квартира», где и произошла, если я не вру, его судьбоносная встреча с Моникой Беллуччи. Сцена их совместного танца в этом фильме просто запредельная по своей красоте и чувству стиля! Сам фильм — психологическая драма, местами страшноватая. У картины есть весьма дурацкий и ооочень известный американский ремейк .
Вот, для затравки, сцена танца (для тех, кто не смотрел фильм — он однозначно стоит того!): vk.com/video-137346608_456239081
lyricshub.ru/track/Charles-Aznavour/Le-Temps/translation — текст песни с переводом.
Спасибо за рекомендацию- посмотрел. Видел его когда-то раньше, но на тот момент не впечатлил. Сейчас понравился больше, особенно идеей: страстная любовь (у древних греков она называлась мания), часто, притягивает к себе трагические события.
Но это не самый ужасный фильм с участием Моники Беллуччи.
Моника Беллуччи, на мой взгляд, одна из лучших представительниц эстетического направления кино. Всё, что она делает- это профессионально с большой буквы.
«Идеальные незнакомцы» пытался смотреть, но понял, что нудные застольные беседы- это не моё. Так долго жевать, чтобы понять про гомосексуальную ориентацию, казалось бы известного знакомого. Тема вполне может уместиться в короткометражку. Сейчас этим гордятся и выпячивают, а он, бедненький, стеснялся. Инфантилизм налицо.
Спасибо за ценные рекомендации.)
Да, фильм, упомянутый мною, совсем даже не action. В ту же тему, кстати, «Резня» Романа Полански. Она более… живая. И стебная местами (это я про хомяка). Хотя мне этот фильм понравился меньше. По-моему, Полански больше удаются фильмы другого жанра: очень люблю его «Девятые врата», например.
Греки же молодцы: доказали, что Амур- это ужасный демон.)
Мне эта картина в первую очередь своей богатой метафоричностью, неожиданными сопоставлениями, игровыми элементами нравится. Одна из лучших работ режиссера, на мой взгляд. Хотя у него много интересных фильмов. Настолько много, что я даже далеко не все из них смотрела . Это такие… очень эмоциональные, тревожные фильмы, по большей части. Под настроение.
Кстати, думаю посмотреть его последний фильм 2019-го года, «J'accuse», по-дурацки переведенный как «Офицер и шпион». Хотя «Я обвиняю» было бы и интереснее, и литературнее — в плане отсылки к открытому письму Золя. Если Вы уже видели этот фильм, то поделитесь, пожалуйста, своим мнением! )))
Может, и так. Про Амура:).
А Люцифер- то оказался… хорошенький.) Видимо с запахом так же неплохо. Во всяком случае- в фильме никто не жаловался. Но это имя на совести переводчика- Иеронима. Во втором веке был епископ с таким именем и не было проблем.
" Офицер и шпион" не смотрел, будет весьма интересно. Потом напишу.
Спасибо за рекомендации.)
Но с учётом того, что сект было много, а религия не толерантная, то этот надгосударственный институт соответствовал букве времени. Вспомнить того же Д.С. Мережковского и его роман «Смерть богов (Юлиан Отступник)» — как на Соборе передрались представители новых учений, чем доставили императору особую радость.
Орден был и в отечественной истории- во время правления Ивана Грозного- орден кромешников (опричники).
Первично же европейские университеты готовили законоведов- много было противоречий в тех обществах.
Очень интересная тема.
Что за жизнь без запахов и звуков?
Я ощущаю жизнь во всей полноте, красоте… у себя на даче, в глухой, забытой Богом и
людьми деревушке из 8 домов, на окраине леса. Запах цветущей черемухи чувствуется едва выбираешься из лодки и ступаешь на землю, а путь к дому через цветущий луг — это что-то космическое! Я уж молчу про сирень, веточку которой, обязательно сорву и поставлю в вазу на столе в комнате…
Часто упоминаю эти незабываемые ощущения в своих стихах…
Холмогорскся земля
.Ширь полей без конца и края,
А вдали изумрудный лес.
Добрый день, сторона родная,
Я лечу, я спешу к тебе.
Запах трав и лугов просторы,
Неба яркая синева,
Снова здесь я, снова дома,
Холмогорская земля!
Я люблю по траве росистой
Ранним утром пройтись босиком,
Послушать птиц голосистых,
Нарвать букет васильков.
Много видела мест и краше,
Но всегда тянуло сюда,
Видно ты мне судьбой предназначена,
Холмогорская земля!
Вообще — то это песня, есть и припев…
Утро пленило великолепием. Короткий летний дождик умчался вслед за ночью, и выглянувшее солнце улыбнулось мне яркой радугой.
Воздух чист, листва умыта, запах свежести легко вдыхается… Всего вдоволь — радости общения с природой, счастья, любви, и хочется дотянуться до радуги и прикоснуться к её разноцветным лентам или взобраться по ней до самой верхней точки и оттуда разглядывать утопающую в зелени землю. Присев на крыльцо, вдыхаю аромат утренней свежести вперемешку с запахом свежее сваренного кофе. Замечательный коктейль… бодрит…
Робко всколыхнул воздушное пространство ветерок, будто боится нарушить это состояние утренней природной полудрёмы. Два мотылька в оранжевых рубашках перелетают с цветка на цветок, исполняя нехитрый танец любви. По перилам крыльца степенно ползёт божья коровка. На бутоне розы застыла крупная стрекоза, и солнце улыбается в каждой жилочке её слюдяных крыльев…
Дачи разбросаны по косогору. С высоты видна сверкающая в солнечных лучах речка Аксайка. За ней — заливные луга манят широтой и изумрудом зелени, ещё не высушенной палящими лучами южного солнца… Вдалеке, на линии горизонта, видны силуэты колоколен и куполов старочеркасских церквей. И всё это великолепие дополняет чистота неба. Единичные облачка на всём пространстве, которое может охватить взгляд…
Тишину утра нарушают голоса просыпающихся дачников. Соседи громко обсуждают извечный вопрос — будет сегодня полив или нет, ведь дождик был так себе, а щедро насаженные помидоры, огурцы, болгарский перец очень любят влагу. И эта проза жизни мгновенно нарушает тончайшую связь души и природы.
Жаль умчавшихся мгновений этого единения. С надеждой на то, что завтрашний день начнётся так же красиво, допиваю остывший кофе и принимаюсь за дачные дела.
Запах горной полыни по имени Вася
Я открыл дверь (это уже была моя вторая попытка войти в музей предположительного времени). Зажмурился от яркого, как электросварка, солнечного света. И мне под ноги с радостным заливистым щенячьим лаем выкатился мягким мохнатым комочком дивный запах горной полыни. Это один из самых любимых мною запахов. Почему то сразу подумалось: я оказался тут, чтобы на горных склонах среди матерых, может быть даже миллионнолетних валунов, собирать одуряюще пахнущую горную полынь. А затем тут же, под нещадно жгучим июльским солнцем, прислонившись потной спиной к бросающему узкую тень теплому валуну, раскатывать липкими ладонями смолистые соцветия полынных кустиков, делая из них сигаретки для прижигания акупунктурных точек… Следом приготовился услышать и крики пестро-серых кекликов, которых невозможно выделить взглядом среди сыпучих камней а, открыв глаза – увидеть в далеком выгоревшем, как застиранная простыня, небе и медленное парение одинокого копчика.
Но когда глаза привыкли к солнечному свету, и я открыл их, то обнаружил, что подкатившийся ко мне запах горной полыни превратился из суетливого глуповатого щенка в матерого великодушного пса. Он степенно привстал на задние лапы, приветливо лизнул меня в нос шершавым языком, обдав лицо дурманящим запахом, изысканнее и тоньше всякой шанели. Потом точь-в-точь как человек положил передние лапы на мои плечи. И, чуть отклонив назад мудрую собачью голову с невероятно преданными глазами, промолвил на чистейшем русском языке:
– Я рад, что оказался для тебя гидом по музею. Меня зовут Вася. Я молился, чтобы ты попал ко мне. Ты человек хоть и умный, но доверчивый и, мог сразу оказаться ТУТ лицом к лицу с блендерОнами или блендерУнами. Они стОят друг друга. Разница между ними количественная, а не качественная. БлендерОны звучат, как балероны: их сущность – движение по спирали вверх. А блендерУны – как буруны: их сущность устремлена по спирали вниз. Эти легко могут затянуть в пучину простодушного человека. Хотя и пресловутая блендерОновская устремленность вверх – тоже ведь приманка для простаков. Ни в какой верх блендерОнов и близко никто не пропустит. А пообещать они могут. Что касается обещаний, тут им действительно нет равных. Но вот когда блендерОны и блендерУны действуют сообща – это действительно опасно…
Но теперь у тебя есть я. Где бы ты ТУТ ни был, стоит тебе воспроизвести в себе мой запах, запах горной полыни, и мигом окажешься на верном пути. А пожелаешь посоветоваться, кликни меня по имени: Вася. Я тут же встану перед тобой как, говорится, лист перед травой…
Запах еще теплой мякоти свежего хлеба, когда несешь его домой и обгрызаешь горбушку.
И в этом, минутном эпизоде открывается такая любовь и людская и к Родине…
Кинотеатр
Как я любил ходить в кино,
А рядом был кинотеатр
Два зала в нем, буфет с ситро
И фриз с названием Маяк.
Смотря на чудо — полотно
Все фильмы просмотрел не раз,
И, бабушке, влезал в пально,
Когда вечерний был сеанс.
Когда смотрел был весь я в нем,
Смеялся, плакал, воевал,
А иногда, нас, контролер,
В кино без денег пропускал.
Те фильмы, все, несли тепло,
Учили жить, любить, мечтать,
Дарили радость и добро,
Жалеть учили и прощать.
Так много времени прошло,
Маяк-вальяжный магазин.
Спасибо фильмам за добро,
Которые вводили в жизнь!
ТЕАТР ИМ.МАЯКОВСКОГО 1970 Г.Какой был спектакль.
«Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?..»
Со многими был знаком, много связано с этим театром.
Спектакль.
(Рифмованная проза.)
Театр на «Таганке»
Идет спектакль «Антимиры»
Стихи Андрея Вознесенского.
Попасть невозможно, как жалко.Увы.
Начало в 22. 00, спектакль 40 минут, только, идет.
И не поверите, чудо, неописуемо это
У меня два билета,
Стоят 30 копеек всего,1 ряд
Как был я счастлив и рад.
К девушке, которой, не мог подойти,
Звоню :«Ты пойдешь?»В ответ:«Бегу, жди!»
Спектакль начинается, актеры читают стихи.
Высоцкий, Хмельницкий, Филатов, Васильев, Фарада,
Золотухин, Смехов, Демидова, Славина, Шацкая…
Едины все стали, актеры и мы
Браво шептали, кричать не могли.
Они не играли, а в роли вжились.
Ведра наполнены, когда мыли полы,
Брызги летели, все мокрые мы.
Понял, тогда, почему дешево так
Стоил билет партера на первый ряд.
Девушка в платье белого цвета,
Мокрая вся и полна восхищения!
Жалко так мало длится спектакль
Сорок минут пролетели как пять…
Хмельницкий в конце выходит на бис,
И с улыбкой тихонечко в зал говорит:
«Зрители для вас сюрприз,
Случайно Вознесенский нас посетил.»
Выходит на сцену, врубили весь свет,
Актеры на пол присели
И слушаем вместе как читает поэт.
Он нам читал еще два часа,
Стихи и поэму, царит тишина.
Затем гром оваций, браво и бис!
Два часа ночи, как, счастливы мы.
Всю ночь девушку я провожал,
Всю жизнь вспоминать буду этот спектакль!
Запах бабушкиного дома.
Запах детства — картошка: мелкая, в песке, нечищеная, сваренная в котелке или запеченная в золе
Только что срезанный гриб. Этот аромат, его невозможно описать словами»
Аромат творожников или блинчиков. И ты бежишь в дом, где тебя встречает целая сковородка оладушек со сгущенкой, чай и разговоры с бабулей.
Шорох детства
Как хочеться в безоблочное детство,
Когда так вкусно пахло молоком,
А бабушка из дрожжевого теста-
К нему пекла ватружки с творогом.
Дымок из печки сказачно клубится,
Мерцает свечки чудо огонек,
Давно за полночь, но не как не спится:
«Давай бабуля посидим еще.»
На стенке ходики шагаюм мирно,
Наш самовар остыл уже давно,
Сверчок на «скрипочке»играет тихо-
Не описать как было хорошо!
Летели годы, век промчался быстро,
И в жизни поменялось все,
Лищь самовар почти не изменился,
Напоминает детство мне мое.
Обостренное обоняние имеет и другие побочные эффекты. Не люблю находиться в гостях — раздражает запах чужого дома. Даже собственная квартира пахнет чужой после месячного отсутствия. Обожаю запах сирени, черёмухи. Но никогда не ношу их домой. Дома они начинают пахнуть отвратительно. То ли из-за высокой конценрации запаха, то ли от примешанного к основному запаху — запаха умирания.
Запах детства у меня тоже имеется.
В детстве я жила в частном секторе города Миасса Челябинской области на пологом склоне Уральских гор. Это был огромный двухэтажный дом с тремя входами — две красные парадные лестницы с перилами вели сразу на 2 этаж, а между ними был вход на первый. Первый этаж — каменный, с метровыми стенами. Второй — бревенчатый лиственичный сруб. Отопление — печное. На первом этаже даже была старинная русская печь с лежанкой, ухватами, чугунками, и прочим положенным инвентарём. Другие дома на четырёх параллельных улицах были такими же, только поменьше. Весной по переулкам вниз текли бурные ручьи, местами открытые, под дорогой упрятанные в широкие бетонные трубы. Там по весне мы строили запруды и пускали кораблики. Не только бумажные, но и выструганные из толстой сосновой коры, которой у всех во дворах было предостаточно из-за постоянного подвоза дров для отопления.
Зимой же эти переулки становились великолепными длиннющими горками. Чем ребятня и пользовалась неограниченно. Даже морозы не пугали, опускающиеся там до -40. Из санок собирали целые поезда — это когда на переднюю планку первых санок набрасывается верёвка от следующих, и так далее. Куча-мала в конце переулка, визг, хохот, разбор перепутанных веревочек — и снова наверх!
Одно утро было особенно прекрасным — выйдя на улицу, я прищурилась от солнца, бившего в глаза сквозь морозную дымку. Некоторые печки уже топились, и дым уходил столбами в небо. Саночный народ ещё не проснулся, и я надеялась хотя бы пару раз прокатиться одна — одна на всю шикарную широчайшую горку.
Подойдя к переулку, увидела такое, что слёзы навернулись на глаза — весь переулок во всю ширину и длину был покрыт аккуратным тонким ровным слоем печной золы. В утренней дымке, при полном безветрии и безлюдной тишине зола пахла одновременно домашним теплом, но и как-то особенно остро и горько. Кататься стало совершенно невозможно. Снегопадов больше не было, и наши катания прекратились до конца зимы.
Никто не хотел обижать детей. Дело в том, что в верхней точке этого переулка располагались 2 колодца — единственные источники воды для этих четырёх улиц. Соответственно путь с тяжёлыми вёдрами воды на коромыслах по раскатанной санками дороге — то ещё удовольствие.
Я стояла у горки, дышала золой, и не могла уйти. Постепенно собрались другие ребята. Никто не ругался, хотя мы были мелкими — 5-8 лет, все понимали правильность содеянного. Постепенно все молча разошлись по домам. Но почему-то горше всего оказалась именно эта правильность. Намного легче было бы простить злую бабку, которая посыпала горку, чтоб под окнами не шумела ребятня. Видимо, это была горечь взросления, горечь понимания того, что даже правильные и нужные поступки могут приносить такую душевную боль, с которой ты должен просто смириться, понимание безысходности событий.
С тех пор запах золы неотвратимо возвращает меня к этому пустому серому переулку, где в искрящейся на солнце морозной дымке тает моё беззаботное детство.
Черёмуха для меня вообще убийственна — от её сладкого приторного запаха я начинаю задыхаться...
А ваша история про горку потрясающая! как-будто прокатилась с вами с той горки и почувствовала всю горечь запаха золы на снегу… Спасибо.
А запах золы для меня теперь всю жизнь — просто катапульта в прошлое. И теперь никак это ни забыть, ни отменить, ни переделать… Или как теперь говорят: хочу это развидеть.
«Хорошее обоняние иногда бывает мучительным». О да! Плохие, резкие духи — это прямо беда какая-то!.. Причем необязательно дешевые. Могут быть и дорогие, но убийственные по своей навязчивости! (((
«Видимо, это была горечь взросления, горечь понимания того, что даже правильные и нужные поступки могут приносить такую душевную боль, с которой ты должен просто смириться» — это очень зацепило! Благодарю от души!
У меня и для прошлой недели задание выполнено. Но я так и не решилась выложить. Там все так вдохновенно описывали свои семейные идиллии, что я не стала портить впечатление. Моё стихотворение — другое. Такое же горькое, как и этот рассказ.
И, да, спасибо Вам, что все же присоединились!.. Я этому тем более рада, что у Вас (помимо всего прочего) есть замечательное свойство — остроумие: еще и как умение к месту подмечать детали))).
Тот же Захар Прилепин для меня пример здорового оптимизма в жизни и творчестве.
И еще я думаю, что здесь дело не только в «нормальном складе» жизни, но и в особенностях восприятия конкретного человека. Часто это вопрос благодарности — неблагодарности по отношению к каким-то обстоятельствам. Вопрос большей или меньшей чувствительности к неприятностям и т.п. Например, кто-то скажет: «Как это здорово, что у меня есть возможность писать и быть кем-то услышанным». А кто-то — «Как это ужасно, что меня так мало кто „слышит“ и понимает!»
Понятно, что никто не отрицает существования негативных сторон действительности. Но многие из нас склонны слишком уж часто расстраиваться по всяким не стоящим того мелочам. Таково мое личное субъективное мнение по этому вопросу.
Пахнут степью – зори, камни – немотой.
Слово пахнет славой, книга пахнет светом,
Горы пахнут лавой, горе – пустотой.
Саги Сагидаш
Пахнут удивлением цветы,
что таится в их открытом взгляде.
Пахнут обновлением мечты,
что необходимо жизни ради.
Пахнут звонкой памятью все сны,
что приходят под покровом ночи.
Запахи загадками полны,
нас они волнуют между прочим.
Пахнет счастье крепостью семьи,
что для нас надежда и опора.
Пахнут радостью стихи мои,
что забудутся тобой не скоро.
Подайте мне
По слабости телесной зрения
Искал у чувства впечатления.
Такое и не где-нибудь в далёком-
Воссел печальный одиноко.
Внезапно я приметил глазом
Виденье полное экстаза
И засиял призыв небесный-
Так очертания прелестны.
Вся смуглая с оттенком золотистым
Пронизана творением лучистым.
Истома вся наполнилась авансом
И аромат душистых трав Прованса
Рождает аппетит задорный
Тот вид- экстазом полный.
Изгибом ровным так нежна
Что молвлю: ты одна нужна!
Нога, баранья иль свиная-
Подайте мне с того вон края.
Я тоже слабо представляю, и тем не менее…
xn----8sbeybxdibygm.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%B0-%D0%B2-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5/
«Человеческие руки можно купить за £ 5.99, а ноги немного дороже – £ 6,00, но это не помешало поклонникам Resident Evil и зомби энтузиастам раскошеливаться на столь необычные предметы. Что покупатели будут делать с ними дальше,– нам остается только додумывать». OMG… Мне лично даже додумывать не хочется!.. Но… если есть спрос, то есть и предложение. Закон рынка:).
И я — как-то по аналогии — вспомнила фильм со сценой, где герою предлагают съесть торт в виде его головы! Знаете такой? Подсказка — это старый советский (по эпохе, а не по стилистике) фильм))).
В советской действительности было несколько фильмов, где упоминался каннибализм. Про годы Гражданской войны, детективы, где уголовники бежали с зоны с «бычком». Или тот же «Человек с бульвара Капуцинов», где мистер Секонд демонстрирует фильм в фильме.
Но речь, естественно, о фильме «Город Зеро», где в главной роли был Леонид Филатов. Запомнился мне пикантным моментом.) Но в целом, когда его смотрел в начале 1989 года- не понравился. Показался нудным и с тех пор не пересматривал.
Когда нет достоверной информации, то слухи начинают её замещать и воспринимаются, как объективная реальность. Книги и прочая информация из прошлого- это когда-то и с кем-то, а слухи- это здесь и сейчас… поджидающее за ближайшим углом.)
Да, фильм малость нудноват, но сама сцена с тортом меня… шокировала! Тортик такой довольно натуралистичный получился. И еще там музыка отличная, атмосфера потерянности передана, Леонид Филатов — один из любимейших актеров и созвучных поэтов. В общем, у нас с супругом «зашло», когда мы смотрели))).
Такие фильмы тоже мне по душе: когда про переходы из одного мира в другое, из одного времени — в другое. От «Хроник Нарнии» (и книги, и фильма) — до «Осторожно, двери закрываются».
И фантасмагория была в «Городе Зеро» продемонстрирована со всей очевидностью.
Но дело в том, что на афише было написано «комедия». И у меня возник ощутимый диссонанс между обещанным и увиденным.
До момента, когда поэтика ворвалась в мою жизнь, мне больше нравились динамичные, линейные и поступательные сюжеты. Сейчас не могу определиться- можно сказать, что в поиске.
))) Лучше рекламы не придумаешь. Но доверяю вашему вкусу- не буду.
А вы не смотрите фильм 'Чекист". Ещё ни один фильм и до, и после так не разочаровывал меня в человеческой сущности.
У меня тоже есть такие разочаровывающие в человеческой сущности фильмы в личной коллекции, но разговор о них совсем не относится к нынешней беседе… так что как-нибудь в другой раз обменяемся.