Радоница. Радуница. День поминовения усопших.
Дорогие гости, авторы и участники нашего лит.клуба «Писатели за Добро», сегодня 28 апреля 2020 года, весь православный христианский мир празднуетРадоницу, с чем я вас всех и поздравляю!
Праздник является переходящим и отмечается на 9день после Пасхи.
Кто-то не знает, что это за праздник. Позвольте, я сейчас не много расскажу о нём, о его историческом происхождении.
Радоница: рудимент языческой культуры.
Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.
Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых. Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай». Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы. Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.
Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах. Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.
В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Дело в том, что древний славянин видел в своих усопших дедах-прадедах уже не простых людей, а духов, которые обладали некоторыми божественными способностями. При желании они могли воздействовать на силы природы — либо вызывать катаклизмы (засухи, поветрия, землетрясения), либо же ниспосылать различные благодатные дары (обильный урожай, теплую погоду, приплод скота). От капризов умерших зависело существование живых, и поэтому живые стремились всячески «уважить» души своих предков. Считалось, что богатая тризна, веселье, хорошее слово о покойнике, хвала в его честь гарантировали покровительство небес и благосостояние народа.
Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов. При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.
В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.
Радоница: христианское понимание поминок.
Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней, и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.
Как пишет свт. Афансий Сахаров («О поминовении усопших по уставу Православной церкви»), Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни — Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи к этому дню всегда скопляется немало памятей об усопших. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их родственников (у нас и сейчас есть обычай при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю совместно поминать и других умерших близких людей). А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
На Руси, как я говорила выше, еще и до принятия христианства существовали традиции «весенних поминок». Церковь какое-то время боролась с языческими погребальными обрядами и с самим культом предков. В итоге христианство придало новый смысл этим старым традициям. Церковь наполнила их христианским содержанием.
Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно.
Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность — он уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения. Проще говоря, он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути. После смерти у человека больше нет тела, а значит — природа его становится неполноценной, что делает невозможными какие-либо перемены.
Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.
Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва — искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.
Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.
Как видим, у Радоницы два пласта -языческий и христианский. Первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно — придти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на могилках. Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память — искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так, и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности — любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего — все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.
В этом году, к сожалению, в связи со сложившейся эпид.обстановкой, кладбища закрыты, храмы тоже пусты, мы остаёмся дома, дома будем молиться и вспоминать наших усопших.
И вот, посовещавшись, на первой неделе Марафона, с Еленой Вишнёвой, мы решили в честьРадоницы, отметить в нашем клубе свой день Поминовения, день Памяти.
Давайте вспомним о наших родных и близких, друзьях, просто знакомых, которые покинули этот мир, но которые были дороги нам. Пока о них помнят, они будут жить в наших сердцах. Давайте поделимся историями и стихами, фотографиями наших ушедших близких.
Вспомнилось произведение Сергея Есенина (Сергей Есенин. Радуница./ Петроград, 1916. Издание М.В.Аверьянова.)
ЧУЮ РАДУНИЦУ БОЖЬЮ
Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
Убедительная просьба о сохранении субординации, относиться с уважением друг к другу, к произведениям, к историям. Я понимаю, что у нас в клубе могут находиться иноверцы и атеисты, это право каждого иметь своё отношение к вере, я никого не осуждаю и никому ни чего не навязываю. Но и у иноверцев, и атеистов были близкие люди, которые покинули их. Если вам есть, что сказать и написать в память о родных, то добро пожаловать! Размещайте свои истории в комментариях к этой статье. Не корректные и нецензурные комментарии будут удалятся.
Знаменитая фраза«Mortuo non maledicendum» (т.е. «О мертвых не злословь») принадлежавшая древнегреческому поэту и политику Хилону из Спарты, жившему аж в VI в. до н. э. была записана в “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов” Диогена Лаэртского (да, того самого философа, «жившего в бочке!»), сейчас звучит так: «de mortuis aut bene aut nihil» — «о покойниках либо хорошо, либо ничего».
С уважением Мария Буранова.
Мария, спасибо за напоминание истории этого праздника. Наш святой долг вспомнить об ушедших от нас в мир иной, просить Господа простить им все прегрешения их как вольные, так и невольные. И самим помнить — " о мёртвых хорошо или ничего"
Всем желаю добра, тепла и света!
Я тоже считаю, что очень важно помнить о людях, которые ушли от нас. Мы их продолжение, и в нашей власти, пока мы живы, исправить какие-то их ошибки и сделать свою жизнь более наполненной.
Пять лет прошли в одно мгновенье,
Бабуля, папа, жаль… Вас нет…
Вас вижу только в сновиденьях.
Улыбки ваши и глаза
Искрятся радостью, задором,
Вновь слышу ваши голоса
За долгим добрым разговором.
Но сон пройдёт и растворится,
Оставив в памяти свой след,
Как жаль, что жизнь не повторится!
Как жаль, таких повторов нет…
Вас помним, любим и скучаем,
Вы живы в памяти у нас,
Вас добрым словом поминаем,
И Богу молимся за вас.
26.08.2018 г © Мария Буранова
2013 год стал для нас роковым, из нашей семьи ушло 4 близких нам людей. 4 января ушла из жизни мама моего свёкра, бабушка Пелагея, 4 апреля — мама моей невестки, тётя Светлана, 23 августа мама моей свекрови, наша бабулечка Зинаида и через 3 дня, 26 августа ушел мой папуля, Виктор. Светлая им память! Царствие Небесное…
И еще заметила — какие приятные, светлые лица у твоей родни!.. )))
Мой папа, военный хирург, потом хирург-онколог. Он писал стихи Вот одно из довоенных стихотворений
Городу Николаеву.
Как близок дом мой
в моём сознанье,
но расстояньем
он так далёк…
Надеждой полон — о, время- жду я,
когда приду я
в мой уголок…
И у калитки
я тихо встану,
за ней увижу
мой двор в цветах…
И возвращенье
открытой раной
в душе и сердце,
в моих стихах…
И у калитки
от счастья — знаю-
я зарыдаю,
мой дом родной.
Сквозь слёзы буду
потом смеяться,
что снова рядом,
что вновь с тобой…
Моя мама — инженер-химик.
Пока мы помним об ушедших, вспоминаем, чем они были дороги нам, чему радовались, чем восхищались, они будут живы для нас.
Значит, Ваше увлечение поэзией не случайно. Проникновенный стих у Вашего папы.
Почему-то мне так показалось, что Вы похожи больше на маму, а характер — от отца.
«Как близок дом мой
в моём сознанье,
но расстояньем
он так далёк…».
Вот так же и с ушедшими людьми, пожалуй… Они и близки, и далеки одновременно.
Смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.
В этом году в силу обстановки большинство православных встретит Радоницу дома. Священники советуют трижды пропеть пасхальный тропарь (главную молитву Пасхи) «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав», а затем произнести молитву «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)».
А ещё хочется отметить, что в статье поднята не только религиозная, а очень важная общечеловеческая тема — тема памяти. Памяти о нашем прошлом, наших предках, близких и родных. Пока жива память — живы и они.
Вспомним небольшой отрывок, насладимся языком, которым это описано:
«В утро Радуницы, во вторник на Фоминой, я просыпаюсь от щебета-журчанья: реполов мой поет! И во всем доме щебет, в свист, в щелканье, – канарейки, скворцы и соловьи. Сегодня “усопший праздник”, – называет Горкин: сегодня поедем на могилки, скажем ласковым шепотком: “Христос Воскресе, родимые, усопшие рабы Божие! радуйтеся, все мы теперь воскреснем!” Потому и зовется – Радуница...
Едем сначала на Ваганьково, за Пресню. Везет Антипушка на Кривой, довольный, что отпросили его с нами. На Ваганьковском помянули Палагею Ивановну, яичка покрошили, панихидку отпели, повоздыхали;
Попеняли нам сторожа, чего мы яичком сорим, цельным полагается поминать родителев. А это им чтобы обобрать потом. А мы птичкам Господним покрошили, они и помянут за упокой. По всему кладбищу только и слышно, с семи концов, – то “Христос Воскресе из мертвых”, то “вечная память”, то “со духи праведных...” – душа возносится! А сверху грачи кричат, такой-то веселый гомон. Походили по кладбищу, знакомых навестили, много нашлось. Нашли один памятник, высокий, зеленой меди, будто большая пасха, и написано на нем, вылито, медными словами: “Девица, Певица и Музыканша”, – мы даже подивились, уж так торжественно! И самую ту “Девицу” увидали, за стеклышком, на крашеном портрете; молоденькая красавица, и ангельские у ней кудри по щекам, и глаза ангельские. Антипушка пожалел-повоздыхал: молоденькая-то какая – и померла!..
А мы на Ново-Благословенное потрусили, через всю Москву.
Тихое совсем кладбище, все кресты под накрышкой, “голубцами”, как избушки. Люди все ходят чинно, все бородатые, в долгих кафтанах, а женщины все в шалях, в платочках черных, а девицы в беленьких платочках, как птички чистенькие. И у всех сытовая кутья, “черная”, из пареной пшеницы. И многие с лестовками, а то и с курильницами-ладанницани, окуривают могилки. И все такие-то строгие по виду. А свечки не белены, а бурые, медвяные, пчела живая. Так нам понравилось, очень уж все порядливо… даже и пожалели мы, что не по старинной вере. А уж батюшки нам служили… – так-то истово-благолепно, и пели не – “смертию смерть поправ”, а по-старинному, старокнижному – “смертию на смерть наступи”! А напев у них, – это вот “смертию на смерть наступи”, – ну, будто хороводное-веселое, как в деревне. Говорят, – стародревнее то пение, апостольское. Апостолы так пели».
Спасибо.
Светлой памяти Кана
Пока помним, живы…
Смолчи, мое сердце!.. Прощания время настало
Гораздо быстрее, чем это должно было быть.
Продрогшую душу укутать хочу в одеяло,
И горечь потери слезами надежды омыть…
Сын солнечный Феба, с глазами как южное небо,
Танцуя, ты прожил всю жизнь, не поддавшись печали,
Когда же ты землю покинул, – так рано, нелепо!.. –
То звезды лучисто навстречу тебе засияли.
.
Гармония с хаосом равны в исполнении таинств:
Быть может, наш мир по ночам только кажется спящим…
И мальчик из прошлого, памятью вмиг пробуждаясь,
Становится снова живым и таким настоящим!..
В мерцании звезд узнается твой взгляд и улыбка,
Доносится смех твой – в порывах горячего ветра,
Твой слышится голос – в томящей мелодии скрипки,
Разлившейся, будто вино, так нежданно и щедро.
Промозглый февраль обрывается летними снами,
В них жизнь твоя – вся впереди, будто море без края.
Вчера. А сегодня… Но в сердце навеки ты с нами.
Пока тебя помним, ты рядом. Я верю. Я знаю.
(20.02.2020)
Когда человек уходит в небеса, Бог, чтобы он не скучал, дарит ему окошко, в которое видно его родных и друзей.
На окошке стоит в горшочке цветок и к веточке привязан колокольчик.
Когда кто-то вспоминает человека — звенит колокольчик, когда говорит о нем хорошие слова — светит солнце, а когда о нем плачут — идет дождь и цветочек растет, радует небожителя.
В первые дни часто звенит колокольчик, слышны добрые слова, люди плачут, жалея об его уходе.
Но со временем звон все реже, солнце не заглядывает в окно, мало дождей и цветочек пропадает…
Но у каждого должно быть любящее сердце, которое вспомнит, скажет нежные слова, попросит со слезами Бога, чтобы душа не блуждала во тьме.
Пусть всем, кто ушел в заоблачную даль, будет спокойно.
Пусть звенит колокольчик и пусть цветет цветочек…
ПИСЬМО МАМЕ
Милая мама, ты — свет мой ушедший.
Как одиноко мне жить без тебя…
Словно пытаюсь в туннеле кромешном
Я отыскать тусклый отблеск огня.
Вновь я иду по пути-бездорожью,
Вижу я лица знакомых, друзей,
Нет только глаз материнских, надежных,
Что согревали любовью своей.
Как же мне выстоять в мире страданий,
Как не согнуться под тяжестью бед?
Господи, дай мне принять расставание
И ниспошли утешающий свет.
В доме тишина. Все спят, а мне не спится.
Давит грузом вечная вина.
И не удалить из памяти страницы,
о которых знаю лишь одна.
Мама так ждала меня в свой час последний.
Опоздала… В том себя корю.
Нет, не лечит время. Ныне, как намедни,
я в огне вины своей горю.
Строки дневника… Как ясен мамин почерк.
А в подстрочье — ожиданье встреч — дочка далеко…
Звонит и пишет впрочем,
Сердце от разлук не уберечь…
В горле ком застрял. Душа полна печали.
Сдавленных рыданий звук глухой…
Строки расплылись и чёткость потеряли
на листе под мокрою рукой.
В доме — тишина. Все спят, а мне не спится.
Мама в памяти моей жива.
Мама… Детство… Юность… Чередою лица…
Шёпотом — прощения слова.
На фото — моя молодая мама, по-моему этот снимок сделан в 1946 году.
Как всегда, проводила меня за ворота,
Долго-долго вослед мне махала рукой —
Взгляд твой память хранит, словно старое фото —
Будто вспомнить пыталась про важное что-то…
Будто знала, что встречи не будет другой.
Как всегда, у ворот обняла на прощанье
И слезу, как всегда, постаралась сдержать —
Был похож этот взгляд на минуту молчанья —
Улыбнулась в ответ на моё обещанье
Постараться почаще к тебе приезжать.
И осталась стоять на холодной тропинке
Средь сугробов высоких в пальто нараспах…
И, кружась, опускались слепые снежинки,
На глазах превращались в слезинки- грустинки
И светились надеждой в седых волосах.
Мы не знали, что встречи-то жизнь сосчитала
И черту подвела… Дожидались весны.
Я утраты и боли больнее не знала…
В этот раз я тебя навсегда провожала,
Чтоб оставить одну посреди тишины.
Я к тебе приезжаю… кресту поклониться.
Постою, помолчу… Сколько вёсен подряд
Не проводишь уже до ворот. Только снится
Мамин голос, снежинка-слеза на реснице
И прощальный тоской переполненный взгляд.
А можно ещё про Радоницу? Хоть так на радзиме пабываю. ))
Написанное еще когда отец был жив.
Раданіца
Зноў заспявалі шпакі па-над хатаю,
Лезуць цюльпаны з зямелькі на свет.
З кіем — старэчай нагой сукаватаю —
Сцежкай прамоклаю тупае дзед.
Сілай сваёю ці ласкаю Боскаю
Зімку сцягнуўшы, ўздыхае стары:
Там, на самотным пагорку за вёскаю,
Жонка, сястра і суседзі-сябры.
Ён жа ў тужлівыя ночы зімовыя
Марыў дажыць да чаканага дня:
У радасна-сумнае свята вясновае
Ў госці збярэцца нарэшце радня.
Дзень гэты сілай вышэйшай прызначаны,
Справы адклаўшы свае да пары,
Дзецям пабыць над магілаю матчынай.
Звычаю ўдзячны такому стары.
Проста разважыў па-свойму, старэчаму,
Сэнс яго мудры, глыбокі спасціг.
Гэта ж дарунак ад тых, хто ўжо вечныя,
Клопат памерлых аб родных жывых.
Тых, аб кім ночы і дні сіратлівыя
Трызніў, чакаў – дачакацца не мог,
Іх пасклікаюць магілы маўклівыя,
Змусяць наведаць бацькоўскі парог.
Шумам машын і нязвыклай гамонкаю
Двор перапоўніцца, аж загудзе,
Будзе стары з пацалункамі звонкімі
Рослых унукаў туліць да грудзей.
Сотняй навін за мінуты кароткія
Спешна падзеляцца наперабой,
Нібы малому, гасцінцы салодкія
Ссыплюць на стол каляровай гарой.
Родным крыжам вінавата паклоняцца,
Чарку за матчыным вып’юць сталом.
… Доўга махаць будзе ўслед за аколіцай
Дзед, нібы птах з перабітым крылом.
Зноў сам-насам з апусцелаю хатаю,
У роце гарэніць салодкі прысмак…
Слёзы размажа далоняй шурпатаю:
Марыў – дажыў, дачакаў… ці не так?..
Знаете, Клавдия, уже с трудом читаю, как говорят, всё понимаю, а сказать не могу. Але у грудцах пацяплела!) Так мамочка моя говорила. Низкий поклон.
Христос Воскресе, радуйтесь!