Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 8
Добрый день, уважаемые участники творческого марафона! Сегодня начинается восьмая неделя нашего с вами литературного путешествия. Огромное спасибо всем-всем-всем за активность! Я очень рада тому, что к нам постепенно присоединяются всё новые участники, а также хочу поблагодарить тех, у кого с самого начала марафона не было еще ни одного «прогула»!.. Татьяна Юдина, Анатолий Федоров, Юлия Талалаева, Наталья Бутакова, Маркус Дольчин, Светлана Гордеева, Елена Асатурова, Виктор Улин – вы настоящие гении самоорганизации!.. Всего по одному пропуску у таких мастеров самодисциплины, как Елена Пронь, Мария Буранова, Ирина Бжиская и Сергей Фомин. Друзья, мы берем с вас пример! :) А, главное, все участники марафона не устают радовать своими интересными текстами, необычными идеями и их воплощением! Все мы очень разные, но все-таки что-то нас объединяет. Пожалуй, это любовь к слову, жизнелюбие и неравнодушие.
Сегодня мы продолжим с вами обсуждение пейзажа, его роли и функций в художественном тексте. Но если в прошлый раз мы остановились на городском (урбанистическом) пейзаже, то сегодня более подробно рассмотрим отражение в тексте красот природного мира.
Представления о природе всегда имели большое значение в опыте человеческой жизни. На ранних этапах существования литературы в текстах преобладали внепейзажные образы природы, то есть олицетворение (оживление) природных сил. Так, сильный ветер мог сопоставляться с могучим человеком, дождь – с заплаканной женщиной и т.п. Так же и люди часто сопоставлялись с силами природы: смелый герой мог быть назван в тексте орлом или соколом, войска могли описываться как грозная туча, надвигающаяся на город, блеск оружия вызывал ассоциации с молниями. Яркий пример такого персонифицированного подхода к природе – «Слово о полку Игореве».
Подобная образность присутствует и в произведениях более позднего времени, особенно это типично для авторских сказок, притч. Например, в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей, разыскивающий свою невесту, обращается к солнцу, месяцу, ветру. Схожий диалог с природой мы видим у Константина Бальмонта в стихотворении «Завет бытия»:
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Тот же прием использован и в прославленной, благодаря фильму «Ирония судьбы», песне «Я спросил у ясеня...» (слова Владимира Киршона, музыка Таривердиева, исполнитель – Сергей Никитин).
Георгий Костин «Небесный листопад»
Рождение литературного пейзажа, обладающего собственными функциями и самостоятельной ролью в произведении, относят к XVIIIвеку. Описательная поэзия создавала преимущественно грустные картины природы. Это были пропитанные печалью стихи-элегии, неспешные размышления о прошлом. Вспомним, например, «Сельское кладбище» В.А. Жуковского (перевод стиха Т. Грея), где природа обрамляет собою трагический жизненный путь непонятого юноши, слишком рано покинувшего землю.
С текстом стиха можно ознакомиться по ссылке: https://ilibrary.ru/text/1168/p.1/index.html
Или же грустное, живописное описание злополучного пруда, в котором утопилась бедная Лиза Н.М. Карамзина:
«Она [Лиза] вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.
(...) Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья. Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
Полный текст произведения: https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index/html
Как видно из предыдущих двух примеров, писатели-сентименталисты во многом изображали природу стереотипно, отдавая предпочтение ярким, но при этом однозначным по трактовке и часто повторяющимся художественным деталям, таким как глубокие озера, мрачные деревья, рыдания осеннего дождя и т.д. Характер пейзажа начал меняться с началом XIXвека. В творчестве поэтов и писателей-реалистов мы видим уже более интересные, индивидуализированные примеры пейзажей, у каждого творца – свое собственное видение природного мира. Часто авторы останавливаются в изображении природы на моменте «здесь и сейчас», показывая тончайшие изменения в окружающем пространстве. Например, в рассказе «Лес и степь» И.С. Тургенева мы видим, как одно состояние природы сменяется другим, что передается через многочисленные глаголы в описании: «Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. (...) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце».
Приведу еще один пример динамического пейзажа, из стихотворения Ф.И. Тютчева «Пробуждение», которое относят к философской, пейзажной лирике. Здесь поэтом показана хрупкая грань между реальностью и сном, между днем и ночью – двумя полярными стихиями. Изменчивые образы природы помогают читателям ощутить еще и быстротечность времени:
Еще шумел веселый день,
Толпами улица блистала,
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала.
Весенней негой утомлен,
Вдался я в сладкое забвенье:
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье.
Безмолвно в сумраке ночном
Ходило лунное сиянье,
И ночи зыбкое молчанье
Едва струилось ветерком.
Украдкою в мое окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило.
И между тем, какой-то Гений
Из области цветущей Дня
Стезею тайной Сновидений
В страну Теней увел меня.
Георгий Костин «Нашествие ночи на звездочета»
Природа может передаваться в произведении как через подробные описательные сцены, так и эпизодически, через образы-символы. Например, такой сквозной образ, как ветка сирени, ассоциируется в романе И.А. Гончарова «Обломов» одновременно и со старинными помещичьими усадьбами, и с любовью Обломова и Ольги Ильинской – двух героев, обреченных на разлуку (на Востоке цветы сирени считаются символом расставания влюбленных).
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нежно любит сирень Николай Петрович Кирсанов, натура восторженно-романтическая. Этот нежный цветок напоминает ему о ему любимой жене Марье. С образом главного героя произведения, Базарова, связан еще один природный образ – осина на краю оврага. Это дерево, согласно народным представлениям, считалось проклятым: «Крест, на котором распяли Христа, был из осины. (...) Hаиболее же известно y славян повеpие о том, что Иyда повесился на осине. (То есть здесь мы отчетливо видим как бы «хpистианское непpиятие» деpева.) Осинy запpещалось сажать около дома во избежание несчастья, в том числе болезней. Hа осинy вообще «пеpеносили» болезни. И по этомy своемy свойствy она использовалась в исцелении, знахаpстве» [https://www.liveinternet.ru/users/4883388/post292067888/]. Недаром Базаров в произведении предстает одновременно и как «Асмодей нашего времени», и как будущий уездный доктор.
Георгий Костин «Молодые»
В литературе XXвека, особенно в лирической поэзии, субъективное видение природы и размышления лирического героя по ее поводу нередко берут верх над ее предметностью. Пейзажная конкретика, предметное описание при этом стираются, а то и вовсе исчезают. Это типично для многих стихотворений А. Блока, Л. Пастернака.
Скажем, в стихотворении, названном Пастернаком «Иней», мы само слово «иней» видим лишь единожды, и то оно используется будто бы мимоходом:
Ты дальше идёшь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях
Целостного предметного образа инея в стихе, по сути, нет. Вместо этого – настроение преддверия зимы и надежд; мазок кисти художника, придающий смысл всему произведению.
Полный текст стиха на сайте: https://rustih.ru/boris-pasternak-inej/
То же многообразие личных впечатлений, лишь опосредованно связанных с природой, – в стихотворении Пастернака «Волны». Впечатления и эмоции лирического героя не оформляются здесь в единый природный пейзаж. У каждого читателя строки могут вызвать различные ассоциации и картины.
Текст стиха на сайте: https://rustih.ru/boris-pasternak-volny/
В модернисткой и постмодернистской литературе можно отметить еще более значительное отчуждение авторов от природного мира. «Старый русский роман с психологией, с бытом, с философией и “чувством природы” – все это стало мертвым. Ожило чувство языка, и ожило чувство сюжета. Явилась заново потребность игры с формой» [Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. – М., 1987].
В то же время, большое внимание природному миру продолжили уделять такие авторы XX века, как В.Н. Распутин, В.П. Астафьев, Ч. Айтматов, В.И. Белов, Ю.П. Казаков, Н.П. Рубцов и др.
Классификации пейзажа в художественном произведении
Классификации литературного пейзажа многочисленны и базируются на разных основаниях. Расскажу лишь о некоторых из них, наиболее простых и распространенных.
Содержательным критерием для выделения типа пейзажа может служить его жанровая принадлежность. Так, можно говорить о лирическом, драматическом, идиллическом, историческом и утопическом пейзажах. Пейзажи могут делиться по принадлежности произведения к определенному литературному направлению: например, сентименталистский, романтический, реалистический пейзаж.
Еще одна классификация пейзажей учитывает признак географического расположения природных объектов. Так, пейзажи могут делиться на степной, лесной, морской, горный, экзотический пейзаж, пейзаж городской (урбанистический) и деревенский. По сезонному критерию выделяют весенний, летний, осенний и зимний пейзажи. С учетом времени суток, пейзажи делятся на утренний, дневной, вечерний и ночной.
Более интересна классификация с учетом расположения пейзажа в конкретном произведении и того места, которое они занимают в его структуре и композиции. Согласно такому подходу, можно выделить инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи. А также можно говорить о штриховом пейзаже в произведении (представляющем собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды) и дескриптивном (описательном). Собственно дескриптивный пейзаж может также подразделяться на два типа: компактно-дескриптивный (представленный одной объемной текстовой единицей) и дисперсивно-дескриптивный, когда по всему повествованию рассеяны подробные пейзажные описания.
Итак, вооружившись новыми знаниями о пейзаже в художественном произведении, переходим к заданиям этой недели. Дедлайн – 20 июня, 23.30.
Задания 8 недели марафона (15.06 – 21.06):
1) Какие пейзажи – городские или деревенские, экзотические или обыденные, горные или морские – вас больше всего вдохновляют? Почему?
2) Какую роль играют пейзажи в ваших текстах? Они важны сами по себе или скорее как выражение и отражение вашего эмоционального мира? Они преимущественно объективны или субъективны? В своих текстах вы чаще используете штриховой пейзаж или же подробно-описательный?
3) Пользуясь тем, что у нас открылись «домашние границы», пожалуйста, выйдите в свой двор, сад или в ближайший парк и понаблюдайте некоторое время за природой. Напишите небольшой этюд, посвященный всем тем изменениям, которые происходят в окружающем вас пространстве. Ведь в мире «всегда что-то происходит», даже когда нам кажется, что все остается прежним («Мирный воин»).
4) Поскольку сейчас лето, сезон отпусков, я прошу вас в качестве итогового задания этой недели написать поэтическую или прозаическую историю с вдохновляющим названием «Идеальный отпуск». Это может быть описание самого запомнившегося вам отпуска. Или это могут быть ваши планы на будущее – красочное описание той страны или города, где вы хотели бы побывать. Или же это вообще может быть воображаемая история. Сюжет и тональность текста, как и его временную отнесенность, задаете Вы сами. Единственное условие – в тексте обязательно должен присутствовать пейзаж.
Объем рассказа (стихотворения) – до 1 листа А4 (14 шрифт).
Спасибо вам за внимание! Удачной и продуктивной недели!
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Модератор беседы – Маргарита Менчинская, автор стихов и прозы, член литературного клуба «Писатели за добро»: http://pisateli-za-dobro.com/users/4584
P.S. Для вдохновения я предлагаю вам посмотреть отрывки из фильма «Мирный воин». В особенности рекомендую отрывок – динамический пейзаж на минутах 9:52 – 11:20:
У Вас, по-моему, первый пункт («прекрасное может существовать без человека») несколько противоречит второму («Пейзаж должен создавать атмосферу, помогать читателю войти в ощущения героя»). А описание природного мира, прекрасно существующего без человека, разве не может нас вдохновлять само по себе и пробуждать различные эмоции? К тому же образы природы могут быть и персонифицированы, например: rustih.ru/ivan-turgenev-priroda-stixotvorenie-v-proze/
Некоторые примеры «пейзажа как элемента художественной выразительности» в статье есть. Дуб Толстого тоже к таким примерам, безусловно, относится!
Кроме того, характер Вашего героя представляется алогичным. Я честно пыталась понять, что это за человек, но увы… Весь текст до финала он не может себя заставить заняться, наконец, делом, и вместо этого тратит энергию на выискивание и осуждение чужих несовершенств, приправляя это жалостью к себе-любимому: «Вместо отдохновения души он шагал по замусоренному лесу и думал не о своей докторской диссертации, а о том, что нормальному человеку [читай: самому ГГ] жить в таком социуме невозможно». А потом вдруг оказывается, что он прямо-таки Штирлиц по силе воли: "… как всякий человек с железной волей, он умел просыпаться в любое наперед заданное время". (?!) Почему бы ему тогда не направить свои усилия в нужное русло, при таком-то волевом потенциале?..
Помимо того, докторская диссертация, решающая материальные проблемы, звучит смешно!.. Если только этот герой — наш современник. Кардинально она ничего не меняет. (Из текста не очень понятным осталось то, в какие годы происходит действие...).
«Нормальные люди не ковырялись в земле, а покупали овощи на рынке или в дорогом супермаркете». Почему же?.. Овощи, выращенные на своем участке, объективно вкуснее, да и полезнее для человека! Поэтому если у человека руки растут откуда надо, то заняться садом-огородом во всем смыслах здраво. Я, к примеру, в этом не сильна, как и в готовке, но не считаю это своим преимуществом. Кроме того, общение с природой и созидательный труд всегда успокаивают.
Елена, высший гений самодисциплины среди нас – это Георгий! Он не только участвует в беседах, он несёт добровольную нагрузку нашего экскурсовода, вводит нас в мир фото-изобразительного искусства, за что лично от меня поклон и глубокая благодарность!
Пейзаж важен и для меня, и для моих ЛГ, так как с его помощью можно подчеркнуть какие-то события, усилить или противопоставить настроение, намерение, поступки, т.е. эмоциональное и физическое состояние ЛГ, восприятие им окружающего.Как у Толстого описан дуб и эмоции князя Андрея – просто чудо! Что значит душевный подъём!
Пейзаж люблю любой, мне интересно сравнивать, вспоминать, видела ли я такое раньше, очень интересно наблюдать за лугом, как он меняется не только в течении хотя бы лета, а одного дня. За небом, вот уж где изменений не счесть!
Мои пейзажные зарисовки скорее смешанные, т.е. и штриховые, и подробно-описательные, так мне интереснее.
Моя «дворовая» новость – зацвели пионы! Они у меня и белые с какой-то чуть зеленоватой сердцевиной, и пунцовые, и мои любимые бело-розовые, чем-то напоминающие лёгкие облачка на рассвете. Столько тонов, полутонов, оттенков, какие-то перламутровые капли, и мне кажется, каждый оттенок имеет свой аромат, а потом они смешиваются, что-то усиливается, что-то теряется, но как они пахнут на рассвете и на закате, я бы сравнила с ароматом не любви, нет, влюблённости, ведь и она более коротка, нежели любовь – или проходит, или становится любовью.
В Болгарии пионы не очень популярны и быстро отцветают. Поэтому я порадую вас цветами из сада Анны Даниловой, с её разрешения выкладывая фото:
Скоро зима.
Скоро зимушка-зима
Завладеет белым светом,
Будем только иногда
Вспоминать, что было летом.
Дни становятся короче,
Год минувший на исходе.
Что грядущий нам пророчит?
На закате, на восходе.
С каждым днём всё холоднее,
Но в душе цветёт весна.
Ночь становится длиннее,
Мне опять же не до сна!
Мыслей много в голове,
Не дают они покоя,
Как хочу я на траве
Слушать тихий шум прибоя.
Отдохнуть от всех забот,
И немного сойти с ума,
Заглянуть за поворот,
Ну, а там снова ходит зима!
22.11.2017г ©️М.Буранова
Тихонько приближается зима.
Тихонько приближается зима,
Уверенно, холодными шагами,
И нам достанется сполна,
Кружит вокруг безумными ветрами.
Ещё чуть-чуть ударит и мороз,
К дождям и сырости добавит гололёда,
И слышен будет визг из-под колёс,
И будут все ругаться на погоду.
А я жду нашу зимушку-зиму,
И представляю под ногами скрип от снега,
Снежинки на ресницах поутру,
И тишина… И сыплет, сыплет с неба.
А вечером мы кубарём с горы,
Кто на санях, кто на ледянке, на пакете,
Как много здесь в округе детворы,
И взрослые дурачатся, как дети.
Налепим снежных баб, снеговиков,
Построим укрепления и крепость,
А также горку из снежков,
Пусть кто-то думает, что это всё нелепость.
Вот от мороза щёки раскраснелись,
И льётся по округе детский смех,
Деревья в шубы белые оделись,
Летит, кружит и вьюжит белый снег.
А позже побежим домой сушиться,
Я сяду с чашкой чая у окна,
Всё лучшее зимой этой случится,
Люблю тебя я зимушка-зима!
22.11.2017 ©️М.Буранова
Как прекрасны у лета закаты,
Вся палитра цветов в небесах,
И слышны ещё грома раскаты,
И сверкает разряд в облаках.
Как красивы облака кучевые,
И сквозь них золотые лучи,
А вверху облачка, как живые,
И звенят под ними ручьи.
Ну, а воздух пропитан озоном,
Солнце спряталось за горизонт,
Я пройду по зелёным газонам
Босиком, позабыв дома зонт.
20.07.2018г ©️М.Буранова
Багряным румянцем покроется лес
И ветер завоет с лихвою,
Поднимет листву, кружа, до небес,
Тепло унося за собою.
Туман оседает на лес, на поля,
Что сырость насквозь пробирает,
И дождик спустился, по крышам звеня,
Домой меня подгоняет.
Несу я корзину, до верха грибов,
Орехи и шишки в кармане,
Букет разноцветных осенних цветов
Несу, подарю я их маме!
Октябрь 2014г ©️М.Буранова
Тёплое, майское утро настало,
Смотрю в открытое окно,
За лесом уже солнце встало,
Согреет душу мне оно.
Смотрю я в даль и вижу всю станицу,
Поля и школу, шумный детский сад,
Смотрю, и будто бы читаю я страницу
Из книг написанных много лет назад.
Среди деревьев вижу купола,
Кресты от солнышка блистают.
И слышно как звонят колокола,
Да так, что даже сердце замирает.
Видны просторы и равнины,
Пруды, леса и небосклон.
Не буду я искать причины,
Я здесь живу и здесь мой дом.
Трава, деревья зеленеют,
И распускается сирень,
Над головою высь светлеет,
Какой прекрасный майский день!
02.05.2017г ©️М.Буранова
Солнце озорным мальчишкой
По небу бежит вприпрыжку,
Дарит встречным всем веснушки,
Травку греет на опушке.
А в траве шмели и пчёлы,
Гул идёт такой весёлый,
Будто песенку поют,
В улей все нектар несут,
Будет мёд душистым, сладким,
Чтобы было всё в порядке
Со здоровьем у людей,
Светит солнце-чародей,
Поднимает настроенье
В этот добрый день весенний.
Знает лето — любят его, ждут.
Отшумят дожди, снега сойдут,
И листва изменит снова цвет,
Ничего милее лета нет:
Травы в росах, вся земля в цвету
Кто нам дарит эту красоту?
Ну конечно, лето золотое
Шепот ветра, тихий шум прибоя,
Аромат с лугов покосных трав,
Блеск зарниц, гулянье до утра,
Свет летящих звезд, слова любви
Руки загорелые твои,
Губы, опалявшие как зной
Все это согреет нас зимой.
1. Вдохновляют любые пейзажи, потому что в каждом всегда найдётся особенная деталь, придающая настроение. Это может быть облако, похожее на летящего дракона ( pisateli-za-dobro.com/vizhu-oblako-letjaschego-drakona.html), лунный свет, рассыпавшийся по листьям в саду ( pisateli-za-dobro.com/8330-pervyi-den-leta.html ), первые аисты на зелёных лугах ( pisateli-za-dobro.com/7083-mart-konokrad.htm ). Конечно, когда живёшь у моря, то оно становится одним из главных вдохновителей, всегда такое разное.
2. В поэзии пейзаж присутствует всегда, в той или иной степени. Естественно, в пейзажной лирике он чаще всего выступает сам по себе, в качестве самостоятельного ЛГ, в других жанрах — отражает эмоциональное состояние.
В прозе у меня ещё не такой большой опыт, но в романе «Жена хранителя маяка» фрагменты пейзажа появляются по ходу повествования и для усиления определённого настроения, и для отражения внутреннего состояния героев. Главную роль, конечно, играет море, ведь события разворачиваются на острове.
3. Последние дни над побережьем то и дело бродят тяжёлые, грозовые тучи. Летняя жара, постепенно набирающая силу, после обеда сменяется неожиданной прохладой, которую несёт ветер с моря. Темнеет, слышны приближающиеся раскаты грома, как будто вдалеке невидимый оркестр настраивает свои духовые инструменты. И на город обрушиваются потоки воды, превращая улочки в небольшие реки, несущие ветки, листья и сбитые с веток лепестки цветов. Иногда течение такое сильное, что может утащить за собой мусорный контейнер. За стеной дождя с трудом можно разглядеть соседский дом. Только вспышки молний освещают насквозь промокший сад...
Вот и вчера стихия устроила нам такой же концерт, прервав прогулку, но освободив от необходимости заниматься поливом. К утру всё стихло, успокоилось, но плотная серая дымка ещё не даёт пробиться солнышку. Даже каменные плитки на патио не просохли. Обхожу дом и вижу такую картину. Огромный куст рододендрона, растущий под окном моего кабинета и заглядывающий через стекло ярко-розовыми шапками, весь растрепался, грустно поник. Крепкие стволики наклонились почти до земли. А вокруг, на земле — розовый ковёр из осыпавшихся лепестков. Такие вот перемены. Стряхнула с куста дождевые капли, помогла распрямиться, подвязала пару веток. Вроде всё обошлось, и рододендрон снова радостно заглядывает в моё окошко.
Рододендроны великолепны! У меня эти цветы ассоциируются в первую очередь с романом Дафны Дюморье «Ребекка», где они фигурируют, как элемент пейзажа, да и не только, пожалуй…
Даю желающим ссылку на фильм Альфреда Хичкока по этому роману: ok.ru/video/2005763295765
прекрасен летний луг,
Как небо высоко,
и золото по краю,
И жаворонка звон ласкает слух,
Я, голову подняв,
за облаком летаю.
Крапива в зарослях
мне ногу обожгла,
Но не боюсь такого я соседства…
В малиннике две ягодки нашла,
А вкус просвирника
напомнил детство.
Соседских яблок помню терпкий вкус
И кислую китайку вспоминаю,
И этот, с подвигом граничащий, искус:
Нагнуть, сорвать …
и вот уж убегаю.
На склоне лет мы в прошлое глядим,
Страницы юности,
вздохнув, листаем,
Над пожелтевшим дневником сидим,
Как киноленту старую латаем.
Автор НЕБРЮЛЛОВ «Скопинский полдень»
Нравятся дворцово-парковые ансамбли. Прежде всего тем, что это явление культурное с высоким уровнем эстетики.
Как пример-клип британского певца-пропагандиста Робби Уильямса.
Непарадный Петергоф
Я влюбилась в Петергоф еще тогда, когда побывала там впервые, после первого курса университета. Мы ездили в Санкт-Петербург студенческой компанией в начале лета. Вся поездка длилась три – от силы четыре дня, и в сказочный парк на Финском заливе мы выбрались всего на денек. Было дружно, весело и познавательно, поскольку экскурсионная программа предполагала не только праздное шатание по парковой зоне, но и посещение Петродворца и еще некоторых музеев-павильонов, но, увы, времени на всё – про всё нам не хватило, да и толпы туристов повсюду не давали полностью насладиться прекрасными пейзажами! Очень хотелось полюбоваться на всю эту красоту в более спокойной, размеренной обстановке. И три года назад мы с мужем решили выбраться уже непосредственно в Петергоф, а оттуда поездить по красивым петербургским пригородам.
В ту августовскую и по большей части пасмурную поездку мы буквально поселились в парке!.. Благо, вход в него открыт с раннего утра до поздней ночи. Исключение составляет лишь знаменитый Нижний парк, излюбленный туристами всего мира. Но я, за день основательно наглядевшись на фонтаны и искупавшись едва ли не в каждом, все остальное время грезила лишь зеленым бархатом травы да морскими видами!..
«Мой» Петергоф – это прежде всего берег моря, это большие камни у берега и быстрые «метеоры» на воде. Это игрушечные поезда, ездящие с экскурсионной программой по всем парковым зонам. Это более спокойная часть парка с поэтичным названием «Александрия». И это расположенный в некотором отдалении от центра Колонистский парк, с Царицыным и Ольгиным павильонами, куда редко кто захаживает… Петергоф – это долгие велосипедные поездки и царственное великолепие закатов. Это короткие предосенние деньки с привкусом сентябрьской прохлады — прощание с летом.
Но это не единственное, запущенное место, которое принадлежит МО. Есть ещё Марфино с дворцом в стиле русской готики- так же осыпается.
Или Знаменка. По ссылке много фото этого заброшенного, хотя и по-своему живописного места: turbina.ru/guide/Petergof-Rossiya-88169/Zametki/Znamenka-zakrytaya-i-zabytaya-85097/
Может брешу, как мерин сивый,
Может я перегнул эту палку:
СССР для меня не был красивым-
Мне уродца совсем не жалко!
Процитирую по этому поводу статью с Википедии на тему советской эстетики:
«Эстетическая мысль в Советском Союзе интенсивно развивалась в 1920-х годах. Это проявлялось в различных течениях того времени: существовала марксистская социология искусства, зарождалась знаменитая «формальная школа» в литературоведении, писали свои труды П. Флоренский и А. Лосев, Г. Шпет и М. Бахтин. События 1930-х годов, достигшие своего апогея к 1937 г., полностью прекратили процесс развития эстетики в СССР — с 1937 по 1953 год не вышла ни одна книга по данной тематике[1].
Только после смерти И. Сталина стали появляться книги и статьи по эстетике: на свет выходили работы эстетиков новой волны, определились основные эстетические концепции и стали проводиться дискуссии в сфере эстетики. Неслучайно все это совпало с началом политической «оттепели», с утверждения, принципов гуманизма и свободы личности[2]».
Ну, и в период оттепели тоже было много невнятного и мутноватого, на мой взгляд… Сужу больше по кинематографу, но ведь это тоже выражение эстетических взглядов…
«Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
А это 1921 год.
Не говоря уже о критике со стороны В. Набокова:
«Зарубежные же русские запоем читают советские романы, увлекаясь картонными тихими донцами на картонных же хвостах-подставках или тем лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи и чаровницей из Чарской, который принес советскому правительству столько добротной иностранной валюты»
Как утверждает Д. Быков-советский период дал миру только производственный роман и массу анекдотов.
www.labirint.ru/books/434730/
www.litmir.me/br/?b=237211&p=1
А по поводу обывателей с их «мещанской» тягой к благополучию, квартиркам и занавескам на окнах — их, по-моему, больше всего боялись как раз герои соц.реалистических произведений!.. Так что это тоже само по себе можно назвать идеологическим запросом на героя вне быта, вне семейных связей — человека, для которого государство важнее семьи, а общественные нужды куда важнее личных!
Быков- очень продуктивный писатель! Читать, правда, его художественные произведения не смог- пошловато, что ли.( Но, может, не то читал. Буду рад, если порекомендуете что-то особое из его творчества.
Социальный (властный) заказ, однако. С учётом отсутствия иных источников финансирования- в СССР это было единственно возможным направлением литературной деятельности. Был, конечно, самиздат, но под большим вопросом. Некоторые попытались (Бродский, Синельников и пр.) заниматься «свободным творчеством», но это привело к ограничению их свободы.
Как писатель Быков не совсем мое, если честно. В «Списанных» атмосфера времени неплохо передана. В «Эвакуаторе» многообещающее начало, но сюжет как-то потом недокручен (или, наоборот, перекручен, не знаю). Все художественное, что у него читала (имею в виду прозу) читала с трудом… Как-то так.
Солидарен.
А что до музыкальной композиции, то она, конечно, любопытная, хотя и на любителя!.. Слова тоже: весело-задорно!.. ))) Отражает некое преувеличенное представление о русских в европейской среде…
Зато каков интерьер и вид из окна.)
Что и говорил- пропагандист. Таковы многие британские певцы, за редким исключением
Вспомнила, что я еще из замков посещала те, что подо Львовом, например, Олесский, но их состояние довольно плачевно — требуют реконструкции: wikiway.com/ukraina/olesskiy-zamok/
Ой, не говорите. А интерьер- сказочный! Собрание средневекового оружия, гобелены, комнаты с различным функционалом, живопись на потолке и стенах (в том числе написаны все 9 муз!), потайные ходы. И при этом централизованные система отопления и пылесос.
И кругом горы изумрудные, упирающиеся в тучи.
Мои пейзажи субъективны, часто с тропами олицетворение, с целью создания настроения.
Из старого:
Роженица Осень
Шелестела в ночь, шуршала-
Листопадом вдоль ложилась.
Поперёк листом ветшало,
Вихрем тем с дубов кружилась.
Одиноко всё, печально-
Растревожит снами рощу.
Как фату- набор венчальный
Одевает,- та не ропщет.
Точно белые чулочки-
У берёз стволы красуют.
Золотой наряд- листочки,-
Каждый день она рисует.
Сохранить живот пыталась:
Сберегать- понятно рвенье!
Семя вещее взлетало
К птицам гордым на храненье.
Под коврами прячет тайны-
Мы не видим все детали!
Небеса сквозят случайно:
Журавлиный всхлип издали.
Роженица Осень встала
И разохалась местами.
Вся от бремени устала-
Сыплет слёзными листами.
Только стонет вместе с нами
Вопль такой- нет мочи слушать!
Эх, брюхата, Мать, плодами,-
Есть живому что откушать.
Залежала простынь неба,
Облака взбивала очень.
Пот струился, в сером дева,
Слёз поток потёк на очи.
«Ах, ты милая природа,
Попусти плода наружу.
Вся ненастная погода
Предвещает людям стужу!»
Тужит стужу к нам наружу,
Обливается слезами,
И пускает часто лужу-
Скоро видеть нам глазами:
Принесёшь в своём подоле,
Лишь морозы лёд поднимут,
Ты, откроешь дверь поболе
В скрип,- в пелёнках белых зиму.
Люблю пляжный отдых- у моря. Такую историю уже написал ранее.
Я скучал…
Я скучал в Паттайе, на их пляже,
Где топлёное море звучит.
Обстановка (для тела столь важно)-
Подарила релакса ключи.
Королевской креветкой разлёгся,
Разложив на шезлонг телеса.
Подкоптился на гриле их солнца,
Что так ярко горит в небесах.
Под зонтом, среди морепродуктов,
Я и сам небывалый субъект.
Там вкушал экзотических фруктов
И с лапшою, нудл- суп, на обед.
Ритм московский по- прежнему бился,
Но легко растворялся в воде.
И вливалась природная сила-
С витаминами пища везде.
Нега мирно под кожу залезла-
Не бегущий, спокойный уклад.
Торопиться здесь так бесполезно-
Эти люди совсем не спешат.
В городок довезёт скотовозка-
То привычный, вечерний маршрут.
Здесь светло, в той ночИ, душно- звёздной-
Ведь улыбки у женщин цветут.
До чего же весёлые девки!
В гоу-гоу покажут стриптиз…
Нет в России такой перепевки-
Там ментальность, скользящая вниз.
Подливают гостям ром и виски-
Может будет кто трепетно мил.
И щебечут себе на английском-
Их по- русски никто не учил.
Не забыть, коль бывал там однажды.
Иностранец звучит, словно ранг.
В Таиланде был статусный дважды:
Ведь пуй-пуй, европеец- фаранг.
А потом, для себя, загадаю:
-Я вернусь в благодатный сей край:
В нём душой организм отдыхает,
Там нашёл весь санук и сабай!
Единственное, «скотовозка» немножко меня напрягла, не вполне вписавшись в атмосферу обещанного в первых строках релакса… А так — .
Это транспорт-тук- тук. Внешне напоминает, да и… не без подводных камней. ))
Спасибо. Может, когда-нибудь, но не при нынешнем короле.
Да, в этом сезоне остается довольствоваться тихими дачными радостями!.. ))) Желательно поближе к черте города — чтобы успеть вовремя перебраться в инфекционку, в случае чего.
Зазывает болгарский певец Азиз на элитные курорты, но, похоже придется сидеть дома. (
Украинская «Сердючка» в сравнении- баба деревенская.))
Но, как пел Челентано:
Пираты захватывают гражданский корабль. На палубу выходит капитан бандитов и говорит:
-Сейчас мы выбросим за борт всех женщин и изнасилуем всех мужчин.
Женщины:
-Да так же не бывает!
Мужчины:
-Бывает, бывает…
И всё бы было..., но узнал я исторический факт, что основная масса штурмовиков Эрнста Рёма, которые занимались ликвидацией коммунистов и еврейскими погромами, были с гомосексуальными наклонностями. И представил- это вообще без вариантов.(
С тех пор к данным гражданам спиной не поворачиваюсь.)
Вот тоже забавный, по-своему, персонаж — «немного странная блондинка» : baldej.su/becpolyj-chelovek-po-imeni-calvija-pygaet-cvoimi-bezymnymi-obpazami/27/27390/07/.phtml
Я думаю, к подобным патологиям приводит в большей степени воспитание, определенные проблемы детско-родительских отношений и имеющаяся мода на фриков, а не какие-то реальные «шутки» природы…
Это, словно в юмореске Петросяна позднего советского периода: «Пришло такое же оно- обнялись, поцеловались и пошли в кино.»)
С другой стороны: можно вздохнуть облегченно- эти отношения непродуктивны в биологическом смысле и у наших детей будет меньше конкурентов.
Возникает впечатление, что дамочка насмотрелась сериалов «Вавилон-5» и «Звёздный путь».
Семья- это, конечно, ячейка общества, но она подвержена внешнему влиянию. Но не стану углубляться в тему- её хорошо описал Зигмунд Бауман в своих социологических трудах, прежде всего в «Индивидуализированном обществе».
Фрики- это особое явление, как протестная форма поведения. Раньше с буржуазными тенденциями боролись с помощью социализма, а сейчас- желанием выделиться из «толпы». К примеру- ваш любимый певец:
Но мне они не мешают- пусть живут.) Другое дело, что на наших глазах реализуются некоторые футурологические прогнозы такого писателя, как Юрий Никитин. Написал книгу «Насты» и его настизм сейчас по США прошёлся. Страшусь, если сбудется прогноз его «Баймера» и этот мир наследуют дети… с запахом силикона.
И… как знать, насчет «непродуктивности отношений». С учетом современных технологий и того же суррогатного материнства!.. «Баймер» об этом?
***
Не читала я толком Никитина, вообще фантастику и фэнтези читаю очень мало и выборочно. Но ознакомилась сейчас с отрывками про срунов — живенько. Правдиво местами: «На Украине и вообще в Восточной Европе предпочитают швыряться яйцами, обязательно сырыми, чтобы не нанести жертве увечья. Янукович при виде летящего в него яйца решил, что бросили гранату, и потерял сознание» (:)). В общем, увлеклась даже — прочла страничек 50… Подходит в качестве чтения на сон грядущий.
Что-то вроде. Только тело для вынашивания полностью синтетическое.
Я его лет 6-7 назад читал. Бодрит.
Как и любая литература для развлечения.
На рассвете вишня,
Росным соком плачет.
А на губах лето,
Судьбу мне предскажет.
Следом за тобою,
Зорькой сладкой ранней,
Я растаю в дымке,
Твоего тумана.
Все мои стихотворения, осмелюсь их так называть, конечно несовершенны и наверняка далеки от правил стихосложения, но я стараюсь быть искренним, прежде всего перед собой. Природа часто бывает грустно и мы наблюдая ее перемену, принимаем её настроение, стихотворение «Тоска»:
Унылый день с утра,
Где дождь, и чай остывший.
Печаль соседского кота,
Напротив силуэт поплывший.
С тоскою провожал он,
Так же как и я,
Весенний день,
сырой,
холодный,
Избитый слякотью несмелого тепла.
А снег усталый,
грязный,
липкий,
Вцепился в землю мертвой хваткой.
И оторвать его нет сил
Сырому мартовскому дню.
Проснуться бы, встряхнуться,
Дождаться солнца и тогда,
Отбросив мысли и хандру,
С котом под мышкой из окна,
Растаять в знойных облаках весны.
А пока, со мной она
Тоска, тоска, тоска.
В моей прозе природа всегда присутствует, без неё мне не выразить нужные эмоции. Вот небольшой отрывок из рассказа «Настя»:
. «Извечная спутница свиданий, луна, взошла в окружении россыпи звёзд. Мы стояли возле одного из каштанов и умолкли, когда лунный свет осветил нас и внёс свой тайный импульс, пробудил потаенное стремление друг к другу, скрываемое шутливой игрой в литературных героев. Не в силах сдержать вдруг возникшей желание, приподнял её подбородок и осторожно коснулся её губ своими. Она вдруг закрыла глаза и слегка приоткрыла губы, ждала поцелуя. Целовал её долго и нежно, едва касаясь. Она несмело отвечала. Наконец мы опомнились. Помолчали.
— Я первый раз целовалась, — тихо прошептала она.
— Сколько тебе лет, Мавка?
— А что, замуж звать будешь? — опять веселились она. И, хитро посмотрев на меня, добавила — я скоро вырасту. А пока мне пора домой.»
Только посредством явлений природы нам удается передать настроение наших ЛГ, вот еще один отрывок из этого рассказа:
. «У окна так хорошо, особенно если окно на третьем этаже и выходит на городской парк. Она смотрела в окно на играющих во дворе детей, там среди них её внучек. А над домами уже собрались дождевые тучи, и вот вот начнётся гроза. „Стас, а ну-ка быстренько домой!“ – прокричал она, выглянув из окна. Как летит время? Кажется только вчера дочь спрашивала как назвать младшенького. Начал накрапывать дождь, нахлынули воспоминания о далёкой юности. Вспомнился Стас, прогулка под каштанами и его поцелуй. А потом она его ждала. Образы того времени всплыли в её памяти. Она вспоминает своего Айвенго, он вскружил её своим напором, он что-то зажёг в ней. И ушёл в дождь. Она вспоминала как в тот день, успела добежать домой до первых капель ливня. Как стояла на крыльце и искала Стаса среди бегущих. Его все не было. Улица опустела и первые капли ливня уже выбивали фонтаны пыли. И вот, при очередной вспышке молнии она увидела его, бегущего. А за ним в десятке шагов стена дождя. Мгновение, и вода поглотила его. Он ушёл вместе с дождём. И больше она его не видела.»
Иногда я делаю магические зарисовки, и конечно же с помощью описания природы:
. «Если хотите послушать о лесных духах, то приходите в лес в летнюю лунную ночь и послушайте, как ветер нашептывает траве волшебные истории, а любопытные берёзки притихли и подслушивают. Но будьте осторожны, знайте, духи хотят поймать вас в свои сети, и им в этом помогает коварный ветер, заманивая вас поближе к болоту. Там за лугом болото, шепчет ветер, а в нем по ночам просыпаются патерчата и водят с русалкой хороводы, а я им играю на колосьях сухого камыша. Он скрипит, и, качаясь, подымает волну на водной проплешине, на которой и веселятся духи речные. Русалка веселится с патерчатами, а угрюмый Леший с тоскою смотрит на их танец, он влюбился и тайно страдает. Уже сотни лет он подглядывает за ней и не подозревает, что русалка знает о его любви и потешается над ним, дразня его весёлыми хороводами и смехом патерчатат. Это магия лесных духов, они околдовывают доверчивых слушателей волшебными историями и затягивают в свои болота и чащи, и не выбраться вам, не спастись, и, пока есть время — бегите, не слушайте ветер.»
А вот и первая моя работа, притча, и конечно же, передать свою мысль я смог только благодаря описанию природы:
«Лесной ручеек убегает в непроходимую чащу, и бумажному кораблику страшно отдаться его течению. Он не уверен и наполнен тревогой: „что там впереди?“ А вокруг осенние багряные листья, кружась в неповторимом танце, опускаются на бегущую гладь воды и манят кораблик к себе. Они играют золотом солнца и так много обещают. «Остановиться и насладиться», — шепчет кораблику шелест листвы. «Не смей! — кричат ему птицы. – погибнешь». Растерян кораблик, и счастье его — течение, несет ручьем в неведомое, в его будущее. И только на дне ручья остаются размокшие кораблики с почерневшими листьями.»
Природные стихии создают настроение. Я очень люблю летний дождь. Далекие воспоминания детства всплыли и вылились на бумаге маленьким рассказом «Радость», только в детстве мы можем так искренне радоваться обыденным вещам:
. "… Дождя не было уже два месяца, и летняя жара тяжелой безнадегой душила жителей села, выжигая до черноты ботву на огородах и высушивая колодцы, где ведра уже черпали остатки воды вместе с глиной, оставляя сельчанам только тоскливые взгляды к горизонту в тщетных надеждах на дождь.
Первым перемену почувствовал Ваня в еле заметном дуновении влажного ветра и взглянув на горизонт увидел маленькое темное пятнышко, растущее на глазах и понял, что это она и есть, долгожданная дождевая туча.
Облако уверенно разрасталась и начало приближаться к селу постепенно накрывая его темным куполом и удержаться Ваня уже не мог: «Мама! Мама! Дождь!!!»
Мама остановилась приложила ладонь козырьком к глазам, а вокруг люди с надеждой взглянули в небо и мысли у всех одни ― не прошла бы мимо; и уже в лицо ударил тугой влажный ветер и развеял сомнения.
И вот первые капли ударили фонтанами по пыльной дороге подымая клубы пыли и пара, и сельчане с радостными криками бежали укрыться, кто под большое раскидистое дерево посреди улицы, а кто во двор под навес веранды, и над этой оживленной суетой, только тревожный голос мамы, зовущей Ваню.
Но он не слышал, а поддавшись внезапному порыву расправил крыльями руки и птицей летел над дорогой утопая в клубах пыли и пара; дождь заливал глаза, попадал в открытый рот, а он кричал, захлебываясь водой, падал в жирную теплую грязь, поднимался и опять бежал по сельской дороге с радостной вестью: «Дождь! Дождь! Я первый его увидел!!!"
В нашей жизни бывают печальные события, и так случилось, что после долгой, тяжелой болезни, умерла она, мой друг юности, Маша. Я узнал об этом проживая на далеком лесном хуторе. Это случилось поздно вечером. Ночью я написал рассказ «Прощание с другом» и окружающая природа помогла мне в этом, этот рассказ в память о ней. Вот два отрывка из рассказа:
"… Второй день идет снег. Еще недавно мертвая чернота земли и холодная склизкая кора деревьев, вызывали непонятную печаль. То ли от безысходности окружающего мира, то ли от застывшего мутным туманом редколесья, наступающего на мой сад, а может это тяжелый запах гнили опавших листьев и обрезанных веток, в дальнем конце участка. Все это наполняет меня тревожной хандрой и тоской по чему-то ушедшему безвозвратно. Но почему именно сейчас это чувство? Ведь это не первая моя слякотная осень. А может оттого, что я один на далеком забытом хуторе и все окружающее воспринимаю так остро и близко. Предчувствие. Вот что меня беспокоит. Что-то не так. Ночной сон, как зов из прошлого. Мой друг юности, давно умерший, пришел ко мне и мы с ним опять бузили, шутили, гуляли.
За окном сырость, противный моросящий дождь, слегка стучит в окно, а темно-серые облака, мрачно опустились над домом, вызывая непонятную печаль.
Поздний вечер. Звонок телефона. Странно. Так поздно мне не звонят. Слушаю. Она умерла. Она умерла в этот день......"
. "… Вышел на улицу. Что то изменилось. Стало тихо. И вдруг пошел снег. Я не сразу заметил, и только когда на лицо попали первые холодные снежинки, вдруг увидел как с неба плавно опускаются миллиарды сверкающих небесных созданий. Все вокруг застыло, кроме медленного исхода небесных посланцев.
В этом было нечто сказочно-торжественное и печальное. Мир на моих глазах начал оживать. Снег, преображал, казалось лишённые жизни, деревья. Они словно медленно оживали, покрываясь все более плотным слоем снежинок. Снег, как заботливая мама, укрывал белым волшебным одеялом природу, измученную хмурой сырой осенью. Вокруг стало светло. Молочная мгла вытеснила печаль. Природа готовится к долгом сну, что бы ожить по весне зелёным буйством трав, чарующим цветом рождения жизни.
Всматриваюсь в небо, оно заполнено мириадами снежинок, и понимаю — Она прощается со мной падающим снегом, несущим жизнь.
Мы теряем близких и знакомых, они уходят в неизвестность, но я уверен они возвращаются к нам порхающей бабочкой знойным летом или падающей снежинкой морозной зимой, напоминая нам о себе. Я стою. Смотрю в небо. Снежинки на моем лице тают слезами прощания.
Второй день идет снег ...."
***
Лично мне больше всего приглянулась магическая зарисовка (это очень Ваше, так показалось) и, конечно, впечатлило «Прощание с другом» — особенно вот эти отрывки про зиму, сменяющую лето, и новую жизнь, идущую на смену смерти: «Молочная мгла вытеснила печаль. (...) Она прощается со мной падающим снегом, дающим жизнь… (...) Второй день идет снег».
Спасибо за участие!
2. В текстах пейзаж всегда участник сюжета, а иногда и главный герой. Тематический параллелизм помогает передать состояние души в стихах и прозе.
3) Где бы я ни была, я всегда нахожу себе друга среди деревьев или красивых мест (камень, гора, долина) и вспоминаю потом о таких друзьях по всему миру: инжир в Абхазии, липа у родного дома в деревне, тропинка в гору в Судаке, куст плюмерии в Тайланде… Это мои якоря счастья! Их я иногда описываю в стихах или прозе. Есть у меня и цикл миниатюр «Имена деревьев», где названия деревьев и кустарников написаны с большой буквы, как имена собственные.
Мальчик Шиповник
В детстве я устраивала себе домик в зарослях шиповника. Пробираться в такой дом приходилось осторожно, чтобы не пораниться о колючие шипы, зато у моего домика были самые красивые в мире стены с нежно-розовыми цветами.
Из веточек я делала человечка, а вместо головы нанизывала ягоду шиповника. Своему маленькому другу я «шила» курточки и штанишки из листочков, подпоясывала его травинкой, а когда припекало солнышко, надевала ему панамку из колокольчика.
С мальчиком Шиповником мы очень хорошо ладили. Он всегда был краснощек, весел и здоров. Его торчащий во все стороны чубчик на макушке веселил меня. Мальчик Шиповник за все мои заботы отвечал мне преданностью, никогда не ворчал, не дулся, и терпеливо выслушивал все мои жалобы. Ни раз ему приходилось видеть мои слёзы от детских обид. Самым ценным качеством моего друга была молчаливость. Ни при каких обстоятельствах он никогда никому ничего не рассказывал, какие бы секреты я ему не доверяла.
Если бы сейчас я встретилась с мальчиком Шиповником и попросила бы вспомнить то, о чем тогда говорила с ним и что давно забыла сама, уверенна, он ничего бы мне не рассказал.
4. Идеальный отпуск может быть где угодно, лишь бы было меньше людей и больше природы )
Из цикла «Абхазская тетрадь»
***
Мои любимые, я с вами здесь опять,
чтоб белокожий эвкалипт обнять,
пожать шершавую ладонь инжира
и кипарису руку вновь пожать,
и пожелать всем мира.
Привет, розовощекая хурма,
мимоза вдруг приветствует сама
и винограда гроздь — уже в поклоне.
Я помню, милые, все ваши имена
и даже пассифлору помню.
И море шелестит в ответ: привет!
Страстоцвет Пасифлора — как благородно наименование этого растения, звучащее, как имя какой-нибудь греческой богини!
Весенний этюд
Ловлю зелёных листьев шелест,
Пока до августа так долго,
Пока сентябрь ещё не стелет
Дорогу в осень вихрем жёлтым.
Ловлю мгновения весны
Как ускользающие сны.
Карачаево-Черкесская республика, горы п.Архыза. После шести часовой поездки в микроавтобусе, мы добрались до места отдыха. Перебираясь через реку София, по мокрому бревну, заменяющему мостик, шли держась за натянутые верёвки, ноги слегка соскальзывали, потоком воды сорвало с ноги шлёпанец и унесло в далёкие дали, ( в рюкзаке за спиной ждали своего часа удобные кроссовки). На зелёной поляне, усыпанной земляникой, под величественными соснами, разбили палаточный лагерь. Дело к ночи. Пламя костра, с треском дров, весело и игриво согревает в холодные ночи июня. Звёзды крупнее и ближе. Лунный свет бежит вместе с потоком воды по реке, и слышно движение камней, они переворачиваются и громко булькают в воду. На пение, под гитару, приходят уже привычные гости, каждый год они посещают туристов, это лошади. Впервые было немного не по себе, когда из полуночной тьмы с шорохом появляется животное, пришедшее на голос и яркий свет от костра. Пришлось угощать морковкой и кусочком сахара, кстати пить кофе из кружки по утрам, лошади очень любят. К трём часам утра спускается пронизывающий до костей туман, ложимся спать в спальных мешках, а кто-то сидя у костра на пеньке или стульчике. В шесть утра подъём. Умываемся у реки ледяной водой, лёгкий завтрак и в путь.
По плану восхождение на плато г.Орлёнок.
Вооружившись рюкзаками и необходимыми инструментами мы двинулись в путь. По карте выбрали маршрут, и проводника, шаг за шагом, поднимались по извилистым тропам горы. Величественные сосны не менее прекрасны величественных гор. Трое взрослых и трое детей в пути, двое взрослых в лагере. Идём любуясь природой. Очень много неизвестных растений. Пройдя густую чащу леса, появляются поляны, на крутом подъеме цветут ароматные горные лилии, кусты цветущего рододендрона поражают своей неземной красотой, и всё в жёлто-белых тонах. Каменные валуны, выше человеческого роста, покрытые старым зелёным мхом, по-хозяйски лежат, впитывают солнечные лучи, и от этого кажется, что они будто становятся ещё больше. Трудный участок пути: извилистый серпантин, из-под ног сыплется мелкая горная порода, ноги скользят, соблюдаем дистанцию. После приложенных усилий поднялись на плато. Здесь берёт начало водопад Орлёнок, шумный, с прозрачной водой, он быстрыми потоками срывается вниз. Ещё слышно пение птиц, которое прекратится в одно мгновение. Перейдя небольшой бугорок к озеру, наступает кромешная тишина, ни пения птиц, и шума воды, ничего… Только слегка приглушенные наши голоса. Озеро не большое, но очень глубокое, с ледяной, кристально-чистой и прозрачной водой. Дно видно как на ладони. За озером раскинулась гора Орлёнок, скалистая, остроконечная с заснеженной вершиной и местами снежными склонами. Сын нашёл сугроб и мы впервые летом играли в снежки, это так необычно, когда вокруг всё цветёт и тут же лежит снег. Перекусив провиантом и отдохнув, мы отправились в обратный путь. Дочь фотографировалась во всех кустах рододендрона, я шла замыкающей, чтоб никто не потерялся, и следила, чтоб никто не поранился, за спиной рюкзак с медикаментами, для оказания первой помощи, к счастью он не понадобился. Благополучно добрались в наш лагерь, где свеже-сваренный суп бурлил в котелке. Ночью прошёл проливной дождь, мы с мамой промокли, но не заболели, а к обеду наша поляна была усыпан грибами (маслятами, сыроежками, дубовиками), наварили и грибного супа, и компота из ягод земляники. Прошли одни сутки нашего пребывания в горах. Впереди ещё как минимум неделя активного отдыха. Во второй день отправились на Белый водопад, огромный, белый и шумный, хозяин тех мест. Общее время пути 7 часов, за 3 часа преодолели 10 км, час на отдых и обратный путь также 3 часа, в итоге прошли 20 км. Купались в горных реках, выбирали, где поток не сильный, видели чёрных дятлов и чёрных белок, на берегу реки цветущий водосборник нежно-голубого цвета, на склоне горы ароматная дикая малина, кусты с можжевельником. Местные жители угощали нас кумысом, катали нас на лошадях. И многое другое и интересное было в моём идеальном отпуске. Как я снова хочу в горы со своей семьёй и друзьями!
Простите, не могла не поделиться фотографиями, так уж там красиво!
А за фотографии тебе отдельное спасибо — прямо эффект присутствия создала! «Полежалки» на камнях суперские!..
Вообще я всегда за то, чтобы делиться: знаниями, впечатлениями, эмоциями!.. В таком продуктивном взаимообмене и рождается если и не истина, то новые идеи! Так я и воспринимаю любые ссылки на книги и полезные материалы, фотографии и музыку от участников марафона! Спасибо всем, кто ими делится! Я тоже стараюсь не отставать!
pisateli-za-dobro.com/posts/142-ierusalim-gorod-v-kotoryi-hochetsja-vernutsja.html
Не скажу, чтобы я была большой любительницей собирать грибы. Походить по лесу, полюбоваться видами, цветами, вдохнуть хвойный аромат – это моё. А вот до грибов как-то не было мне дела: ни собирать, ни готовить, ни есть … Вот мама совсем другое дело: она и собирать любила, и лакомиться грибами. А сколько она их заготавливала впрок… У нас всегда грибы стояли в банках – не в пол-литровых, не в литровых, а в трёхлитровых: чернушки, опята, маслята. Когда умер папа, мама «от горя отходила» в лесу. Шли мы с ней в Казённый лес. Я ни одного гриба не найду, а она только режет. Глядишь – уж полная корзина. Спрошу её, как она видит грибы в густой траве и почему я не нахожу. Ответит: — Над вдовой звезда. Муж мой тоже страстный грибник. Он находил грибы даже там, где, кажется, никто их не находил. Чутьё у человека, знания, наблюдательность. Но вот в последние два года удача изменила и ему. Куда бы мы с ним ни отправились на эту самую «тихую охоту», везде неудача — приезжали без грибов. Возвращались с пустыми корзинками.
В этом году после тяжёлого лета, полного боли, слёз, горячих молитв, мы отважились отправиться за грибами. В Осино-Шилово, за село Князево. Мне очень нравится этот лес. Ходишь по нему, как по парку: трава невысокая, лес светлый – не заблудишься. И привлекателен тем, что даже мне там иногда попадались подосиновики. А вот в прошлом году здесь не было даже поганок. Вышли из машины, я помолилась, чтобы мы не заблудились… а ещё лучше вернулись бы с грибами, хоть чуть-чуть бы нашли. Очень мне хотелось, чтобы мой Женя, страстный грибник, здесь, в этом замечательном лесу забыл обо всём плохом… о боли своей. А он сразу же на краю леса нашёл два подосиновика. И пошло…. Режет и режет. Радуюсь. День, а это было 7 сентября, замечательный – солнечный, и впрямь какой – то «хрустальный». Тепло, конечно, уже не летнее, но приятное, ласковое – словом, бабье лето. Хожу, наслаждаюсь… но хоть бы один гриб. И что-то досадно мне стало. Мысленно попросила: «Господи, ну порадуй меня хоть одним грибом в красной шапочке» — и остановилась. Смотрю: вот он – и впрямь солдатик… Стоит себе, никем не замеченный – мой! Спасибо, Господи! Не зря приехали. Походили, походили – грибов мало всё-таки, хотя у мужа в корзине и подберёзовики, и солдатики дно прикрыли. Решили сменить место и поехать в соснячок, туда, где наш замечательный лесник Соловьёв (царство ему небесное) «Памятник природы» насажал.
Выхожу из машины – в двух шагах от меня – рыжики! Вот с этого места, а точнее с рыжиков началась моя любовь к грибам. Они росли прямо недалеко от дороги. Похожие на волнушки, но рыжие, какие-то озорные. В голове звучала давнишняя песня: «Рудэ- рудэ-рудэ-рудэ –рык, а по-русски рыжик…» Рыжики так здорово прятались под листвой, хвоей – не сразу обнаружишь. Но я вскоре так ловко их находила под вспученным, еле заметным холмиком – сама удивлялась. Не заметили, как прошло три часа. А мы и не присели и есть совсем не хотели. А грибов-то! Обе корзины полнёхонькие (правда, потом оказалось, что много червивых, но это было потом!) Радость в груди была непривычная, тихая, благодарная, молитвенная какая-то. Ни усталости, ни боли не было ни вечером, ни на следующий день. Это и называется, наверное, Божьей благодатью. День, радость, подаренные Богом. Едем из леса, проехали Князево. Смотрим – яблонька стоит в стороне от дороги, увешенная красными крупными яблоками. Дичок — подумали. Спустились к ней, нарвали большой пакет. Мёд, а не яблоки! Ели всю дорогу, пока не приехали домой. Господи, благодарю тебя, за день, за рыжики, за яблоки, за жизнь…
Глаза устали от зимы, от вечной серости панелек,
От тусклых взглядов фонарей, смотрящих вслед густой метели.
На черных струнах воробьи, от стуж пурги оцепенели,
Утомлены, истощены — от пут погоды престарелой.
Душа, как хлеба, зрелищ просит, и иллюстраций акварельных,
Чтоб за окном был день апрельский, а в сердце — лишь деревьев шелест.
Пусть будет и немного душно, от первых запахов сирени,
А в воздухе смеется ветер, и раздаются птичьи трели.
Все ждут весны. Сердца раскрыты. Зимы причуды надоели,
А эндорфина дефициты — пусть смоет дождь в весны купели.
И лед зимы мы растворим в коктейлях. Придет пора – пора веселья.
И пусть амур пускает стрелы. И на ветру скрипят качели.
Зима, зима, ты надоела! Приди! Приди, уже, Весна,
Как новой жизни понедельник, как счастье, молодость, игра.
Пролейся дождика шрапнелью, и песней эльфа, волшебства,
Приди любовью запредельной, всю серость дня в ней растворя.
16.06.2020
«Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
одиноким лицом обернувшись к лесному царю, —
обращаюсь к природе от лица треугольных домов:
кто там скачет один, освещенный царицей холмов?
Но еловая готика русских равнин поглощает ответ,
из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет,
кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес,
по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес».
Хочу предложить Вашему вниманию ещё одну композицию.
Для Вашего сыночка.
www.youtube.com/watch?v=MFRHJuD0elI
Колыбельная (HD) — lullaby — Елена Светлова
Июльское
Сгорят изумруды июльской листвы,
Пролившись огнем на древесные ветви,
И сердце окутает бархат травы,
Смесь солнечных брызг и душистого ветра.
И вновь по садам зацветет медонос,
Луга станут шире, дороги – длиннее…
И так же легко, как от пролитых слез,
Душа-невидимка закружит в аллее.
И будет казаться, что жизнь удалась,
Да больше ведь мне ничего и не надо:
Чтоб связь между явью и сном не рвалась,
Да длилось тепло золотистого сада.
Из пейзажей мне, как сельскому жителю, ближе, конечно, деревенские. Городские — это как праздник, яркий, красивый, но быстро утомляющий)) Естественные же природные красоты не утомляют никогда. К тому же часто рождают желание поделиться увиденным, т. е. вдохновляют на строки… Поделюсь стихотворением чисто описательным, в котором как-то удалось обойтись без присутствия человека))Закат над озером, подсмотренный лично во время отдыха на природе ( по-моему, это и есть тот самый «идеальный отпуск»)
Закат над озером
В благоуханье разогретых трав
Усталый день упал, хмельной от зноя.
Над тихой побледневшею волною
Застыла чайка, крылья распластав.
В камыш улёгся ветер, чуть шурша.
Осоками крадётся ночь слепая.
Хрусталь росы звенящий рассыпая,
Вышагивает вечер не спеша.
И, празднуя зарю, на небосклон
Развешивает флаги вдоль заката
В цвет абрикоса, вишни и граната,
Вплетая розу, фуксию, пион.
А солнышко, прищурив жёлтый глаз,
Верхом на легком облачке мохнатом
Скользнуло вниз расцвеченным закатом,
Подмигивая дню в последний раз.
Прощальный луч, споткнувшись о сосну,
На миллионы звездочек искристых
Взорвался фейерверком в водах чистых,
Сверкающей дорожкою ко дну
Спускаясь, тихо, медленно угас.
Ночь в полный рост встаёт, и лес темнеет.
Румянец остывающий бледнеет -
Красавицы-зари недолог час.
Мелодия Альп
С вечера хмуро дождило,
такая докука.
Лыжи у печки грустили без белых просторов.
Утром зима к нам вошла,
как хозяйка, без стука,
высыпав снега искристого пригоршнью полной.
Горный хребет нахлобучил пушистую шапку.
Белым шарфом размотались по склонам
трассы и спуски.
Мы лыжи в охапку
и целиной, первопутком, пока он не тронут,
быстро несёмся, вдыхая коктейль кислородный.
С веток снежинки — как звезды — навстречу летят.
Замер хрустальный ручей.
И азарт первородный
нас будоражит от самой макушки до пят…
Солнце цепляет высокие сосны за спины.
Ветер альпийскою песней тревожит нам сердце.
Мы затихаем.
И голову вверх запрокинув,
ловим летящие хлопья губами, как в детстве…
Это мой детёныш первый раз в горах. Итальянские тренеры отказывались с ним заниматься, называя «крейзи рашен», — он от них слишком быстро уезжал.
P.S. А наш сынок пока кажется скорее философом, чем спортсменом, судя по выбору занятий, вроде разорвать на клочки книжку или положить разные предметы в большую кастрюлю, а потом выкидывать их, прислушиваясь к звукам, которые они издают! Правда, все еще может много раз поменяться:).
Идеальный отпуск – понятие, которое лично у меня сильно меняется со временем. Если в ранние студенческие годы любые каникулы хотелось проводить в шумной компании друзей, то затем я стала больше ценить время, проведенное вдвоем с мужем. Если до 28 – 30 лет я не могла представить себе путешествие в гордом одиночестве, то потом полюбила периодически бывать наедине с собой. Как раз сейчас такого времени, потраченного исключительно на себя и для себя, мне больше всего и не хватает… При этом мне очень нравится моя нынешняя, наполненная суетой, домашними заботами и не всегда удачными попытками успеть что-то кроме них, жизнь. Жизнь, которая официально тоже считается отпускной и именуется «декретным отпуском».
Если бы в рамках этого прекрасного «отпуска» мне выдались хотя бы одни свободные выходные , то мне бы хотелось для начала как следует выспаться, ближе к полудню в спокойной обстановке выпить минимум чайничек зеленого чая, а потом поехать гулять в центр, где я не была уже больше года. Дальше такого мини-отпуска для мамы годовалого карапуза, моя фантазия продвигаться отказывается!.. Сложно представить себе даже два дня, проведенные вдали от сына…
Еще в настоящий момент мне явно не хватает спорта, который, увы, не вписывается в мой жизненный график ни по времени, ни по нынешнему уровню энергии… Килокалории я трачу исключительно на многочисленных прогулках с ребенком и во время не менее многочисленных домашних уборок. Это тоже по-своему эффективно и даже придает определенный жизненный тонус, но ни гибкость, ни пресс развивать, увы, не помогает.
Периодически я корю себя за то, насколько отдалилась от когда-то любимых мною спортивных тренировок… Как раз вчера мои упреки в собственный адрес визуализировались в образе прекрасной «Царевны Лебедь». Во время прогулки с сыном, когда мы уже еле брели от жары, встретили преподавательницу йоги из местного спортзала, которую я так называю за ее стать. До чего хороша!.. В плюс тридцать градусов и с продуктовым пакетом из «Перекрестка» в руках, эта незаурядная женщина не бредет и не тащится, по примеру большинства, а плывет: с гордо поднятой головой, возвышаясь над толпой не только своим немалым ростом, но размеренной походкой, расправленными плечами и гордо поднятой головой. На «царевне» была какая-то воздушная шелковая майка, широкие брюки из струящейся ткани, которые, казалось, одним своим видом отталкивали жару. Дополняли ее выверенный наряд в стиле casual дизайнерские сумка и темные очки.
В общем, я немного помедитировала на ее уплывающий силуэт, в голову пришла песня «Летящей походкой ты вышла из мая...» и, критически осмотрев свою залитую фруктовым пюре футболку, продолжила катить колясочку в сторону дома, размышляя на тему идеального отпуска))).
Вдохновляют любые пейзажи в зависимости от настроения и места расположения в квартире этих самых пейзажей. К примеру, я не хотела бы иметь дома изображение чужого города, а ещё хуже — чужих домов. У меня они ассоциируются подобно чужим людям. Множество городских домов = толпе людей. Как никто не вешает на свои стены портреты чужих людей (кроме коллекционеров, конечно), так и я не хотела бы повесить дома фото чужого дома. Даже милую пастораль с уютными сказочными домиками и овечками. Портрет своего дома — без проблем! Ну, или того, который я хотела бы сделать своим.
Точно так же я полюбуюсь, но пройду мимо пейзажей с изображением любых людей, не куплю точно, почему-то отталкивают всё по той же причине. Для меня пейзаж должен быть совершенно безликим, желательно даже без животных. Как-нибудь стерплю лишь бабочек и птичек))
2) Какую роль играют пейзажи в ваших текстах?
Поскольку явления природы, виды моря, или гор, или ручья, влияют на настроение, то описание этих явлений или образов помогает настроить читателя на нужную волну при передаче настроения. Ну или сам пейзаж и является основным текстом.
3) Напишите небольшой этюд, посвященный всем тем изменениям, которые происходят в окружающем вас пространстве.
ПРОБУЖДЕНИЕ
Я иду по широкому лугу,
И ромашки кивают мне вслед.
Васильку улыбаюсь, как другу,
Чист и ярок его синий цвет.
На пригорок взбираюсь и вижу
Величавость спокойной реки.
Там над глиняным берегом рыжим
Беззаботно кружат мотыльки.
Над водой вертолёты-стрекозы
Поражают прозрачностью крыл.
И какие-то метаморфозы
Над душой этот вид проводил.
Расхотелось и хныкать и злиться,
И ругаться, и ныть и ворчать.
И усталость спешит удалиться,
Лик покинула грусти печать.
Посмотрите, сверкает над миром,
Солнца шар, одаряя теплом.
Люди, встаньте, покиньте квартиры,
Удивитесь кусту за углом!
Оторвите свой взгляд от асфальта,
Посадите на клумбе цветок,
И тогда разноцветием смальты
Засверкает двора уголок.
Лепестки задрожат, раскрываясь
Под сияньем лучей золотых…
Отчего-то сердца замирают,
Не весна ль пробуждается в них?
4) написать поэтическую или прозаическую историю с вдохновляющим названием «Идеальный отпуск».
Мы в дальние дали опять улетали,
Мы верили в счастье, мечтали о чуде,
Мы лишь о любви говорили, и знали:
Коль веришь, то всё обязательно будет!
Волны набежавшей таинственный шёпот,
Скользящие руки по мокрому телу,
И высь голубая, где видится что-то-
Иль птица, иль парус сверкающе-белый.
Кусочки ракушек на пляже песчаном
Покрыты с одной стороны перламутром.
И тех же цветов переливы встречаем
В палитре небес океанского утра.
То нежно-сиреневый небо окрасит,
То луч промелькнёт изумрудно-зелёный.
Обнявшись, стоим на прибрежной террасе,
Смешав с поцелуем природы законы.
А после прогулки под пальмовой сенью
Сплетутся два тела в неистовой страсти.
И кто-то всё это зовёт вдохновеньем,
А кто-то уверен: так выглядит счастье!
У меня близкое восприятие пейзажей. И я тоже не люблю портреты (для дома, имею в виду)… А в галереях очень даже «за» полюбоваться на них!
Какие у Вас разноцветные, яркие строки! Лето в разгаре — по Вашим стихам это видно))).
«И тогда разноцветием смальты
Засверкает двора уголок».
Хорошо сказано — разноцветие смальты! )))
И пускай в жизни будет побольше вдохновенного счастья!
1.
Серебрится вода на Десне,
Словно рыбы большой чешуя.
На рассвете, ещё в полусне,
Умывается лилий семья.
Всю небес красоту отразив,
Лебединою стаей плывёт
Облаков своевольный массив,
И в реке продолжая полёт.
Плещет нежно живая вода,
Искупаться волною манит.
Вся прозрачна до самого дна —
Чистоструйною лаской живит.
2.
По солнечной дорожке я плыву
Украшенной кувшинками реки.
Рукой касаюсь света наяву —
Взлетают в небо брызги-огоньки!
А надо мною чаек хоровод,
И аист машет ласково крылом…
По солнечной тропе в объятье вод
Из лета в осень правлю я веслом.
Ни деревьев, ни птиц, ни домов —
Всё укрыто туманною мглой.
Хоть явленье туманов не новь,
Изменяет порядок земной.
Я смотрю из окошка — ни зги,
И в душе непонятный симптом.
Пелена водяной кисеи —
Её выткал невидимый гном.
Мы в плену у молочной росы.
В поле зрения только туман.
Нет цветистой осенней красы,
Но я знаю, что это обман.
За туманом всё тот же пейзаж:
Милый тополь, что строен и юн
И знакомых картинок коллаж,
Что на время зашторил шалун.
.
Уже не ночь, но до рассвета далеко.
Смотрю на небо: там должно явиться диво.
Свежо. Прозрачен воздух. Дышится легко.
И звуки ловятся для нового мотива.
Я в ожиданье утреннего дива…
.
Светлее купол неба, красится в лазурь.
Проснулись птицы — петь заздравную рассвету.
И поминутно насыщается азур*
Прелестными оттенками из гаммы цвета.
Я слушаю заздравную рассвету.
.
Как будто разорвав ночное одеяло, Восток над горизонтом вспыхнул, заалел.
Ночных волнений, мрака будто не бывало.
Каскад лучей струится светом по земле.
Смотрю, как мир, проснувшись, заалел.
.
Я каждый миг ловлю, хочу постигнуть суть.
Рожденье дня всегда волнующе красиво!
В себе оставлю след и в стих перенесу —
Слова рассвет и солнце выделю курсивом.
Рожденье дня волнующе красиво!