«Белый полк»

«Белый полк»

«Благословенное русское воинство».

Часть Вторая — самая драматическая «Белый полк»

Белизна – угроза черноте Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом — а лилией в щите!

Эти строки, если не знать времени их создания, можно отнести к любому из воинов, убиенных во времена гонений первых веков Христианства. Если взглянуть, например, на образы Дмитрия Солунского, Феодора Тирона, то в правой руке у всех мы увидим Крест – значит он важнее любого воинского снаряжения.

Эту же мысль, идею, а по сути жизненное кредо любого христианина отразил и русский князь 13-го века Александр Невский в хорошо известных словах «Не в силе Бог, а в Правде».

Однако, написаны эти слова поэтом Серебряного века М.И.Цветаевой в самые страшные для России годы — во время гражданской войны в знаменитой, пронзительной, преисполненной скорбью за Отечество книге «Лебединый стан».

То, что образы белых лебедей воплощают Белую Гвардию, что белогвардейцем был её муж Сергей Эфрон, наконец, что белый цвет воплощает чистоту, верность и даже божественную Энергию в иконографии, думаю, хорошо всем известно — и к этим образам мы обратимся чуть позже. Объяснять же любому нормальному человеку, что гражданская война, — наверное, самое большое попущение Божие по грехам нашим, что в гражданской войне нет и не может быть победителей, очевидно, необходимости нет. В противном случае мы ещё долго будем «делиться на классы». Да и Белая Гвардия во многом утратила понятие Святой Руси – и оттого проиграла, как писал русский мыслитель И.А.Ильин; хотя было в ней много истинных рыцарей своего Отечества, истинно русских православных офицеров. Но речь в статье идёт прежде всего идёт об образах литературных.

Белизна! Нерукотворный круг!

Чан крестильный! Вещие седины!

Червь и чернь узнают Господина

По цветку, цветущему из рук.

Совершенно очевидно, что в произведении отражена не просто борьба добра и зла в каком-то «бытовом понимании», и уж, конечно, не противоборство «белых» и «красных», а вечная борьба Света и тьмы, Христа и антихриста — и победа Света над тьмою.

Когда мы произносим слова: «Красная Армия», говоря о Великой Отечественной войне, о защите отечества (см. 1-ую часть), это совсем иное – да и называли нас часто просто: «Русские». Иное по сравнению с тем, что вкладывала в это понятие и М.И.Цветаева, и те, о ком речь ещё впереди. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы эту разницу осознать. В произведениях, созданных вскоре после октябрьского переворота, это – полчище бесов, слуги антихриста, образы иуд. Это – «черви» и «чернь», «новоявленные творцы жизни», которые «рвут самую память Руси, стирают Имена — Лики». Те, кто «осквернил гроб Святого Князя Александра» (Строки И.С.Шмелёва из эпопеи «Солнце мёртвых», созданной после расстрела единственного сына – участника сражений Первой Мировой войны, белогвардейского офицера).

И книга«Лебединый стан» — один из самых ярких тому примеров, тем более, что речь идёт прежде всего о воинской доблести.

Только агнца убоится — волк,

Только ангелу сдается крепость.

Торжество — в подвалах и в вертепах!

И взойдет в Столицу — Белый полк!

Войдёт «полк» Белой Гвардии? Тем более, — «взойдёт»?! Конечно же «полк» Воинства Небесного, который победит силы тьмы, войско антихриста! Звучит столь присущая русской литературе тема Апокалипсиса – потому что само время апокалипсическое! Время «русского» Апокалипсиса!

А теперь вспомним про образы белых лебедей, которые встречаются ещё в древнерусской литературе.

— Где лебеди? — А лебеди ушли.
— А вороны — А вороны — остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались.

— А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмет? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь…

Антитеза белых лебедей, воплощающих русских воинов, и чёрных воронов, символизирующих вражеские войска, несущие смерть, встречаются и в «Слове о полку Игореве», и в «Сказании о Мамаевом побоище». И нет необходимости напоминать, что русские войска сражаются за веру Христианскую с полчищами поганых. По сути, это же противостояние отражено и в «Лебедином стане» — страшно только, что «погаными» стали русские люди, отрекшиеся от Христа.

А ещё, конечно, белогвардейцы в её произведениях – мученики – Мученики за Веру и Родину!

Волны и молодость — вне закона!

Тронулся Дон. — Погибаем. — Тонем.

Ветру веков доверяем снесть

Внукам — лихую весть:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия — да! — погибла.

Но покидая детей и жен,

Но уходя на Дон,

Белою стаей летя на плаху,

Мы за одно умирали: хаты!

Перекрестясь на последний храм,

Белогвардейская рать — векам.

На самом деле «векам». Много десятилетий спустя появятся эти слова:

Нас ещё помянут добром,
Станет подвигом наш разгром.
Наши души перекрестят
Полстолетья спустя.

(Н. Жданов-Луценко)

А.И.ДеникинЗахоронение в Донском Монастыре. В.О.Каппель

Конечно, невольно вспоминается и образ истинно русского офицера Алексея Турбина с его братьями и друзьями. И реальные герои: А.И.Деникин, которого И.С.Шмелёв назвал «непреклонным», и В.О.Каппель, чей мундир почти не истлел за много десятилетий. Пусть, хоть после земной жизни, но вернулись они в своё отечество — и прах их покоится в некрополе столь любимого истинно русскими православными людьми Донского Монастыря. А на их могиле стихи М.И.Цветаевой о славных героях Отечества, погибших на Дону.

В Музее же самой М.И.Цветаевой на одном из стендов написаны слова, принадлежащие одному из белогвардейских офицеров: «Будьте вы красные, будьте вы белые, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти её». Комментировать их незачем. Очень обидно только, когда кто-то отделяет себя от Царской России и считает, что история наша началась с 1917г. Это — путь в пропасть! И, наверное, нет более оклеветанных, ошельмованных, оболганных, чем офицеры Белой Гвардии. Пора, наконец, осознать «уроки» главной русской трагедии!!!

Захоронение у Храма Всех Святых на Соколе.

Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне — белы-лебеди!
Знамя, шитое крестами, в саван выцвело.
А и будет ваша память — белы-рыцари.
И никто из вас, сынки! — не воротится.
А ведёт ваши полки — Богородица
!

Наверное, — в этом произведении из той же книги выражена суть тех, кто пытался защитить

не своё добро, а Святую Русь от осквернения нечестивцев, отрекшихся от Бога, о от Святой Руси. Потому и ведёт их Богородица, как и воинов под предводительством наших великих предков. И пред ними «Свод Небесный будет раздвинут», и встретит их «Начальник в ярком доспехе», как писал Н.С.Гумилёв (см. 1-ую часть). Потому и в другом стихотворении из «Лебединого стана», обращаясь к дочке, М.И.Цветаева пишет: «Помолись за Наше Воинство завтра утром на Казанскую».

И, конечно, говоря о воинстве Российской Империи, нельзя не обратиться к этим стихам:

На бой последний, бой кровавый

За честь и счастье всех племен.

Зовет бойцов орел двуглавый

Под сени царственных знамен.

Туда, где годы рушат веки,
Где бродит смерть среди степей,
Где льются огненные реки

В кровавом скрежете цепей».

Это — одно из самых знаменитых произведений, может быть, и не самого известного поэта Серебряного века, но истинного православного человека, монархиста, вынужденного закончить свой земной путь вдали от Родины, — С.С.Бехтеева.

А название говорит само за себя — «Двуглавый орёл».

Создание произведения относится ко времени после свершившейся русской трагедии – октябрьского переворота. Однако, совершенно очевидно, что это не ностальгия об утраченной Державе, или по крайней мере не только. Это – образ битвы со злом, с антихристом, который возжелал взять в рабство Святую Русь, и по вине которого кругом и «огненные реки», и всюду «бродящая смерть», и «скрежет кровавых цепей». Это он за несколько мятежных лет целенаправленно разрушает вековые устои – и прежде всего Святую Веру русского народа! На этом образе, наверное, стоит остановиться подробнее.

Воспрянь, ликуй душа героя!

Прошла пора скорбей и зол.

Тебя зовет на праздник боя

Наш старый царственный орел. Все ближе-ближе день великий,

И под немолчный звон церквей

В священный гимн сольются клики

Поднявших меч богатырей.

Думаю, совершенно очевидно, что образы этого бесспорно великого произведения, ставшего песней, что, кстати, само по себе говорит о многом, достаточно сложные — сложнее, чем образы во многих произведениях Серебряного века русской поэзии. Однако, главное — для нас важно то, что отражена в них кровная, нераздельная, неразрывная связь воинства земного и Воинства Небесного, глубинная связь времён, готовность к жертвенному служению!

Русь уходящая (Реквием). Павел Корин

Вперед! Победными стопами,

Молитву жаркую творя,

Вперед с заветными словами:

«За Русь, за Веру, за Царя!»

Как во все времена, поднимаются русские воины с молитвой, хоругвями и идут на бой с погаными. И звучит в этих строках призыв к свободе — не мнимой, а истинной, которая невозможна без веры в Вечную Жизнь, в Царствие Небесное.

А вот слова ещё одной песни годов лихолетья:

Вот показались красные цепи,
С ними мы будем драться до смерти.

Мы смело в бой пойдём за Русь Святую,
И, как один, прольём кровь молодую
.

(Последние два строки повторяются в песне многократно).

В этой хорошо известной, имеющей множество вариантов белогвардейской песне «За Русь Святую» неизвестного автора образ антихриста более конкретен, чем в произведении С.С.Бехтеева – антихрист принимает обличие «красных цепей» — тех, кто свершил атеистический бунт. Они «чужды» русскому православному народу, вековым устоям Святой Руси! (Очевидно, что слово «Русь», а не «Россия» во многих произведениях подчёркивает глубину духовных корней нашего Отечества – и именно эту корневую связь всегда пытались разрушить враги – и внешние, и внутренние).

Русь наводнили чуждые силы,
Честь опозорена, храм осквернили.

«Разгром большевиками храма в пасхальную ночь» И.С.Глазунов «Раскулачивание» И.С. Глазунов

В одном из самых страшных произведений С.С.Бехтеева идёт по России

«великий Хам,многорукий, многоногий, многоглазый, но без-богий, беззаконный, чуждый нам», который на «глазах топчет розы, рушит зданья, вековые изваянья повергая дерзко в прах». Это он грозит«храмы, смеясь, разрушить, вырвать сердце, вырвать душу у живущих головой», а потом«дать иные чувства, чуждые стыда».(Стихотворение «Великий Хам», что тоже говорит само за себя). Но с ним будут «драться до смерти» русские православные воины. И снова и снова звучит из их уст:

Конечно, нельзя не увидеть, что неизвестный автор и его лирический герой — родственные души с лирическим героемС.С.Бехтеева и самим автором. В обоих произведениях выражена готовность отдать свою земную жизнь во имя Отечества Небесного!

А сейчас перед нами снова строки великого произведения С.С.Бехтеева «Двуглавый орёл»:

Воспрянь народная стихия,

Проснись угасший дух веков.

Стряхни свободная Россия

Вериги каторжных оков.

Совершенно очевидно, что в произведении звучит призыв сбросить «вериги» зла, греха, духовно прозреть, пойти на смерть, на мучения, чтобы обрести Царствие Небесное, которое по словам Писания, «нудится», т.е. «завоёвывается» ценой усилий, подвига, жертвы. Царствие Небесное, а не мнимое земное благополучие. Потому, очевидно и говорится неоднократно о «последнем бое»! (В отличие от «последнего и решительного боя», который «объявляет, сатана Творцу и посылает свои легионы, чтобы Божий мир «разрушить до основанья»).

Сердца и мысли окрыляя,

Нас поведет в последний бой,

Очами грозными сверкая,

Герой с увенчанной главой.

Кто этот Герой?! Очевидно, тот же «начальник в ярком доспехе», столь ярко показанный в произведениях героя Отечества Н.С. Гумилёва. Он Глава Небесного Воинства, которое всегда незримо присутствует рядом с русскими, православными воинами. (См. первую часть статьи).

И не сдержать волны

народной

Ее испуганным врагам.

Россия будет вновь свободной

И мир падет к ее ногам.

«Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти» — сказал старец Псково-Печёрского монастыря Филофей в очень непростое для Руси время.

Эта мысль, вернее, пророчество, звучит и у С.С.Бехтеева. И вряд ли при чтении этих строк возможно вообразить бунт с дубинами и кольями за передел земли и вообще любой собственности, имеющей значение только в земной жизни. Это, как уже было сказано выше, — «бой» за Истину. И тоже, думаю, совершенно очевидно, что «свободная Россия» — это образ «Града», «Царства», которого, по словам возвращённого из забвения писателя И.С.Шмелёва, «взыскуют» русские люди. В поэзии М.И. Цветаевой есть такие процитированные строки «Спасительница царств». (Изначально принадлежат они поэту рубежа 18-19 веков Н.М.Шатрову). Сказанные о Москве, с полным правом относятся эти пророческие слова и ко всей великой и многострадальной нашей Родине! Именно потому, что Московское Царство стоит, а четвёртому (Риму) не быти».

А вот пример песни, созданной во время Первой Мировой войны:

Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки
Молчаливой, грозной тучей,
В бой идут сибиряки
.

Невольно вспоминается образ рати из древнерусской литературы. А образ тучи в таком контексте воспринимается не только как грозная мощь – никогда русские не были агрессорами. Этот образ воспринимается как единство идущих в бой сибиряков, которым помогает даже природа родного края.

Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала,
И сибирские снега.
Ни усталости, ни страха,
Бьются ночь и бьются день,

Только серая папаха
Лихо сбита набекрень.

Удивительная мощь, исполинская сила, исходящая от самой дарованной Творцом земли! И идущие на битву воины глубинными корнями укрепились в ней. А потому не ведают они «ни усталости, ни страха». И снова, как и во многих великих произведениях о бранной славе Нашего Отечества образы далеко за рамками конкретных исторических событий.

Если в начале произведения показан образ исполинской Сибирской Земли, то в финале – сердце России Москва и главная наша Святыня – Московский Кремль, о котором столько написано в разные времена! (Неслучайно взявшие власть бесы будут стрелять именно по Кремлю, а потом на долгие годы отлучат от него русских людей).

Русь свободная воскреснет,
Нашей верою горя,
И услышат эту песню
Стены древнего Кремля.

А эти столь созвучные образы и мысли в песне «Из тайги, тайги дремучей…» создал человек, кого мы знаем в совершенно иной ипостаси – автор книги «Москва и москвичи» — В.А.Гиляровский.

И следует вспомнить, что песня эта, как и«За Русь Святую», была украдена большевиками и переделана — и в течение многих лет мы знали «За власть советов» и «По долинам и по взгорьям». Бесам создавать, творить не дано – а потому даже разница уровней литературных текстов не может не бросаться в глаза. Невольно вспоминается, как М.И.Цветаева написала про безликие «революционные войска» в том же «Лебедином стане»: «Нету лиц у них и нет имён, песен нету». И вообще они «цвета пепла и песка», т.е. лишённые жизненного начала. Но Слава Богу — всё возвращается на круги своя! И песни тоже!

И снова «Двуглавый орёл» С.С.Бехтеева — победоносный финал произведения:

Уж близок день, не за горами

Давно желанная пора,

И грозно грянет над войсками

Родное русское «Ура!»

Вера в победу Света над тьмою, любви над ненавистью! Она звучит практически у всех великих поэтов! (Вспомнить хотя бы знаменитое стихотворение «Два единства» Ф.И.Тютчева «Два единства»)

Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней…

«Христос и антихрист». Глазунов И.С.

И мысли эти навеяны великому поэту тоже войной, хоть и не имеющей непосредственного отношения к России)

А ещё нельзя не сказать, что во время Первой Мировой войны, случилось и такое, что не вместить нашему помрачённому грехами уму, но и сомневаться в подлинности происходившего повода у нас быть не может. Это должно только принять, понимая нашу немощь и не пытаясь объяснить рационально! Итак, попавший в окружение Фаногорийский полк не имеет уже никакой надежды. Молодой поручик, принявший командование после гибели командира, молит Бога уж только о спасении полкового знамени.

Отступать! — и замолчали пушки,
Барабанщик-пулемет умолк.
За черту пылавшей деревушки
Отошел Фанагорийский полк.
В это утро перебило лучших
Офицеров. Командир сражен.
И совсем молоденький поручик
Наш, четвертый, принял батальон.
А при батальоне было знамя,
И молил поручик в грозный час,
Чтобы Небо сжалилось над нами,
Чтобы Бог святыню нашу спас.
Но уж слева дрогнули и справа, --
Враг наваливался, как медведь,
И защите знамени — со славой
Оставалось только умереть.

И вдруг все видят генералиссимуса Суворова!

И тогда, — клянусь, немало взоров
Тот навек запечатлело миг, --
Сам генералиссимус Суворов
У святого знамени возник.

Был он худ, был с пудреной косицей,
Со звездою был его мундир.
Крикнул он: «За мной, фанагорийцы!
С Богом, батальонный командир!»

И обжег приказ его, как лава,
Все сердца: святая тень зовет!
Мчались слева, набегали справа,
Чтоб, столкнувшись, ринуться вперед!

И происходит чудо! Батальон выходит из окружения. Как и те, кто воевал под командованием самого А.В.Суворова, воины Первой Мировой побеждают многократно превосходящего врага!

Ярости удара штыкового
Враг не снес; мы ураганно шли,
Только командира молодого
Мертвым мы в деревню принесли...
И у гроба — это вспомнит каждый
Летописец жизни фронтовой, --
Сам Суворов плакал: ночью дважды
Часовые видели его

Оплакивал наш великий полководец одного из бесчисленных героев, принесшего жизнь на Алтарь Отечества! (Всем хорошо известно, что уже в годы Великой отечественной войны будет учреждён орден А.В.Суворова)

Арсений Иванович Несмелов (Митропольский)

Всё эти кажущиеся невозможными, непостижимыми события описал один из сражавшихся в том полку — офицер и поэт Арсений Несмелов, (А.И. Митропольский) в стихотворении «Суворовское знамя». Поэт погиб в большевистских застенках. К его жизненному пути, и к творчеству можно относиться по-разному (не о том здесь ведётся речь) Только «Суворовское знамя», бесспорно, – лучшее его произведение. И самое главное, конечно, — духовная преемственность русского воинства (о чём говорилось в первой части) А главное, повторяю, в том, что нет повода у нас, потомков, сомневаться, что так всё и было!

Не умирает и не должна погибнуть духовная преемственность русской армии.

А потому, завершить эту часть хочется снова стихами М.И.Цветаевой из «Лебединого стана».

Мракобесие. — Смерч. — Содом.

Берегите Гнездо и Дом.

Долг и Верность спустив с цепи,

Человек молодой — не спи!

В воротах, как Благая Весть,

Белым стражем да встанет — Честь.

Обведите свой дом — межой,

Дане внидет в него — Чужой.

Берегите от злобы волн

Садик сына и дедов холм.

Под ударами злой судьбы-

Выше прадедовы дубы!

Литература
1. М.И.Цветаева «Лебединый стан».
2. Стихи С.С.Бехтеева
3. Стихи А.И. Несмелова (Митропольского)
4. Сборник «Великие художники» И.С.Глазунов.
5.Сборник «Великие художники» А.М.Васнецов
6.Сборники песен Казачьего хора и Праздничного хора Свято-Данилова Монастыря.
7.В.С.Соловьёв «Византизм и Россия».
8.Материалы Музея М.И.Цветаевой.
9.Журнал «Русское Возрождение» - номер, посвящённый И.А.Ильину, И.С.Шмелёву, А.И.Деникину.
10.И.А.Ильин « О России».
11.И.А.Ильин сборник статей о революции.
12.И.С.Шмелёв «Солнце мёртвых».
13.И.С.Шмелёв «Памяти Непреклонного».
14. Житие Святого Благоверного Князя Александра Невского
15. Житие Святого Дмитрия Солунского.
16.«Святой Архистратиг Михаил».
17. Ф.И.Тютчев – сборник стихов и статей.
<br>
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
21:55
977
RSS
Вот так всегда, не думая о малом,
Что жизнь кончается так просто,
Все улеглись под общим одеялом,
Врастая в тишину погоста.
Под тень крестов и красных звёзд,
В укор, нам показав, что люди братья,
Всех примирил и приютил погост,
И принял молча всех в свои объятья.
Спасибо. Это — наша общая беда — деление «на красных и белых». Тогда, в 2014 году, начав писать этот цикл статей, я думала, писать эту часть или нет. Слишком много боли.