ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ

                       … Только змеи сбрасывают кожи,
                       Мы меняем души, не тела.

                            Николай Гумилёв


Вихри революций над Россией
Пронеслись, надежды хороня
Тех, кто дать при жизни не смогли ей
Возрожденья сча́стливого дня.

Грянула эпоха созиданья
На костях, на поте, на крови,
В жутком аде противостоянья,
Но во имя искренней любви.

Истинная правда – это память,
Дух всё помнит, только не тела:
Снова вихърь, и давай толпа мять
И корёжить то, что создала.

Жизнь идёт вперёд упрямым галсом –
Что народ разрушить не успел,
То, что так любовно создавал сам,
Возрождает снова силой тел.

А душа? Душа уже другая,
И не хочет трудного пути –
В вихре потребления сгорая,
Цельности не может обрести.

© Сергей Фомин
Семикаракорск
26 – 27 мая 2021 г.

+20
09:25
357
RSS
10:36
+1
Отличная рифма: память — толпа мять thumbsup и сложносоставная, и смысловая ))) очень органично!
Сергей, не могу не отметить две составные рифмы, безусловный плюс стихотворения. Но вот простить вам «счАстливого» и «вихЪря» не могу никак. Оправдания про авторское ударение здесь неприемлемы. Можно было подумать, поработать. «Вихри снова, и толпа давай мять» — как вариант. В четвёртом катрене утерялся смысл: зачем возрождать то, что и так не успели разрушить? Тогда уж сберегать (или возрождать разрушенное).
06:58
Лена, по порядку:
— почему две составные рифмы, а не три?
— «счАстчливого» согласен, можно было радостного, но не то, долго думал, но потом оставил пока, как есть — будем посмотреть;
— «вихърь»: буква «ъ» для обозначения второго короткого гласного звука, как в обыкновенной речи, а не как односложного, как в письменной; читается так:
«СнОва вИхърь, и давАй толпА мять — т.е. классический пятистопный хорей с пирихием;
— «Вихри снова, и толпа давай мять»: был такой вариант про „вихри“, но не то — заезжено, да и имеется только один вихрь — распад СССР; „давай мять“ — теряется рифма „пАмять — толпА мять“;
— насчёт четвёртого четверостишия (до чего ж не люблю слово „катрен“): да, есть вопрос, но пока пусть будет так, ибо вариантов куча, но…

Лена, вообще я Вам чрезвычайно признателен за критику — именно конструктивную. Во многом благодаря Вам при сочинении стихов у меня в мозгу сидит: глагольные и однородные рифмы применять дозировано, только когда это не режет слух, а наоборот подчёркивает смысл — как у меня с 20-го века в мозгу сидело: рифмы только точные, как у А.С.Пушкина (бывают, конечно исключения — не без этого). У поэтов Серебряного века многому можно и надо поучиться, кроме одного — все грешат неточностью рифмы, поэтому — как бы эти два века поэзии объединить: Золотой и Серебряный?
rose
08:32
И ещё о допустимости применения авторских ударений:
статья Петра Анатольевича Полетаева, члена МГО Союза писателей России и Российского союза писателей — stihi.ru/2017/06/17/8636
11:16
+1
Сергей, я рада, что наше общение вам помогает и вы считаете его полезным. В данном случае это не критика, а объяснение поставленной оценке. Что-то в этом конкурсе захотелось мне дать участникам обратную связь. Может ещё и потому, что, перелопатив сейчас с редакторами и корректорами гору материалов проекта «Радоница» (где авторы сознательно присылали работы для публикации в сборнике!), я обострённо отношусь к небрежности с текстами.
Я, кстати, допускаю неточные рифмы и даже ассонансы, если они уместны и украшают, а не портят стихи. То же самое с авторским ударением (сама грешу штормами и ветрами). Но, согласитесь, счАстливый — это совсем не по русски.

ВихЪр — это на болгарском или старорусском, без мягкого знака. ВихЪрь — это всё же искусственная попытка соблюсти размер, на мой взгляд. А ведь там ибез Ъ при прочтении звук «ы» слышится.
Что касается катрена, то он при написании короче — потому и использую:)
Думаю, Серебряный век дарит стихам настроение, а уж что ещё привнести в него — точность Золотого или свободу современного — решать вам, авторам. Успехов вам, Сергей!
11:24
Поэзии век золотой

Родился Пушкин – и расцвёл он,
Поэзии век золотой,
Язык её стал свеж и полон
И лёгкостью, и красотой.
Плеяды выросли за Первым –
Шедевр рождался за шедевром,
Он жёг глаголом, бил по нервам,
Оставшись в памяти людской.

И шли года, менялась мода,
Рождались ритмы, рифмы, слово;
Разнообразя год от года,
Нам после века золотого
Серебряный на суд явил
Шедевры – это было ново,
Но слух прошёл среди народа:
Кой-кто о рифме позабыл.

И шли года, в СССРе
Поэты на таком примере,
Не забывая человека,
В теченье бронзового века
Писали песни и стихи;
Чего там только не творили,
Шедевры, правда, тоже были,
Но к рифме стали все глухи.

И шли года, шла перестройка,
Поэзия теперь – помойка;
Стих стал для молодёжи пресен,
Зато какое буйство песен! –
Железный век тем и хорош,
Причём, почти по всей планете;
Но вот стихами песни эти
Без музыки не назовёшь.

И шли года, идут поныне,
Поэзия – песок в пустыне,
Но всё ж жива к немалой чести;
Всё лучшее сбирая вместе,
Запоминая их навек:
Серебряные, золотые –
Шедевры – бронзово-стальные –
Нам золотой готовит век.

***
© Сергей Фомин
Семикаракорск
10 февраля 2021 г.