Конница Казимира

Конница Казимира

Передо мной стихи Елены Асатуровой «Конница Казимира».

И не просто стихи, а «Фрагмент футуристической оперы Казимиру Севериновичу Малевичу».

И не просто оперы в стихах с привычной силлабо-тоникой, а что-то такое, что взрывает мозг диссонансными рифмами! Что-то, что приводит меня к прямому пониманию бунтаря и храброго человека, философа и теоретика искусства – Малевича!

Читаю:

Пролог:

Поднимается занавес красный

Начинается ход крёстный

Что за рифма такая? Красный – крёстный?

Как будто увалень, пошатываясь начинает движение. А дальше – больше:

Небо

революцию

пело

Конница

мчалась

через

поле

«Пело – поле»? Я знакома с Еленой, Леной, Ленушкой, как я её называю в частной переписке. Она, как опытный поэт и член судейских коллегий многих поэтических конкурсов, никогда бы не позволила себе таких небрежностей! Елена пишет о своём триптихе: «Построен на диссонансной рифме и т.н. зауми. Подумалось, что про Малевича писать в привычной стилистике неправильно». Читаю дальше и начинаю прозревать: именно так и надо писать о том времени – бурном, непричёсанном, ставящем под вопрос всё и вся, «разбивающим стекло поэзий»!

Гривы

поседели

от

пыли

Времени

нещадные

пилы

Чёрные

от копоти

пули

В красную

землицу

упали

И вот уже – украинская голодная земля под копытами конницы Казимира, и абрис сахарных заводов – единственного источника существования, единственного кормильца… Отец Казимира служит управляющим на сахарном производстве, самому Казимиру уготована судьба техника на том же заводе.

… Ах, как отплясывала моя мама – техник на производстве – на своей свадьбе, когда её насильно выдавали замуж за ненавистного ею директора местного сахарного завода! Как она лихо ковыряла земляной пол забористой чечёткой назло семье, приносящей её на заклание в голодной полуразрушенной стране!

Как клубится земля под копытами конницы Казимира! Как она вздымается бунтовской палитрой, поставленной на дыбы!

Цок – цок – цок

Царь – пал – в срок

Это окончание Пролога.

Стихи Елены уже кружат и несут, они уже прямо в сердце:

Скачут

всадники

света

Двенадцать

число

свято

Лучше

не выбрать

свиты

Чёрный

это цвет

смерти

Только

в глаза ей

смотрим

Жизни

границы

стёрты

…Брожу в залах Иерусалимского музея на выставке картин Малевича. Выставке, привезённой к каким-то датам. За стёклами футуристических бетонных кубов строений галереи – Иерусалимские горы и тропы, по которым бродил Бог. Там пыль, поднятая его босыми ногами, ещё не улеглась… Останавливаюсь, как вкопанная, перед «Черным квадратом». Тут же рядом – «Красный квадрат». Ах, супрематизм, вот уж не ожидала такого эмоционального воздействия от твоих картин, Казимир!

Цок – цок – цок

Жизнь – даст – росток

Это» цок-цок-цок» – уже лежит в основе-основ моего бытия!

Красным

по чёрному

холст

крой

Белым

оставив

его

край

Квадрат

на круги

раскрои

Границы

сознанья

круша

Всмотрись

в черноту

ночных

крыш…

Солнца

глаз

как апельсин

рыж.

Эпилог:

Падая вверх,

помни,

где низ!

Су

пре

ма

тизм

Сердце бьётся где-то у горла. Хочется плакать, как всегда при встрече с чем-то настоящим...

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+2
09:37
515
RSS
Вика, спасибо тебе за такое замечательное, эмоциональное эссе и за то, что обратила внимание на это стихотворение. Действительно, говорить и писать о Малевиче хочется как-то необычно.
Кстати, на мысль о том, что о Казимире надо написать стихи в жанре футуристической оперы меня навел такой факт. Один из лидеров русского авангарда, художник и музыкант Михаил Матюшин и поэт=футурист Алексей Кручёных (именно он ввёл в русскую поэзию заумь — абстрактный, беспредметный язык) посвятили К. Малевичу свою футуристическую оперу «Победа над Солнцем». В ней присутствовал тайный мотив — победы над «солнцем русской поэзии». В либретто широко использовалась заумь, а музыка была основана на хроматических гаммах и диссонансах.
Художественным оформлением оперы занимался сам Малевич. Декорации с с фантасмагорическими изображениями-осколками видимого мира и костюмы были порождением супрематизма. Именно тогда впервые появляется «Чёрный квадрат» — вместо солнечного круга.
22:18
Елена, а где вся (целиком) футуристическая опера Казимиру Севериновичу Малевичу?