Денис Наумов. Песня жизни над рощей берёзовой
Песня жизни над РОЩЕй БЕРЕЗОВОЙ.
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Прекрасное, ставшее песней стихотворение без названия Н.А.Заболоцкого. Стихотворение, преисполненное образами, символами. И песней. Ведь главный образ, идущий с читателем от начала и до конца, — конечно же иволга. Думаю, образ поющей иволги олицетворяет жизнь – а потому звучит в строках этих Песня Жизни, потому и всё стихотворение звучит словно классическое музыкальное произведение.
А ещё один из главных образов — русская берёза — берёзовая роща. Столь родные душе русской образы мироздания – с ними душа русская навеки «спаяна».
И словно история перед глазами проходит – и не только одного человека, даже, наверное, не только одной страны, хоть и связано для каждого из нас с Великой Победой, с песней ветерана из фильма «Доживём до понедельника», с русской берёзой, на которой поёт иволга...
Итак, начало произведения олицетворяет саму жизнь – песню жизни, неотделимую от Главной Службы Православной – Литургии, когда в замершем от благоговения храме поётся соединяющая мир земной и Небесный Херувимская. Литургия соединяет земную жизнь и Вечность. Оттого и видит иволга жизнь человеческую «с высоты»…
Но вот начинается война — со всеми её ужасами - жестокостью и безумием.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
И вряд ли, хоть кто-нибудь, хоть что-нибудь, пережив войну, останется прежним. Война меняет людей – и всё вокруг становится «безумным». Оттого и замолкает иволга, словно поняв, почувствовав, ощутив это. Оттого и замолкает она - и улетает ввысь. Но и там не лучше – не видно уже «с высоты» той «неприметной деревянной дудочки».
А что же дудочка эта, избранная среди всего, увиденного в «человечьем жилье», в людях вообще, да ещё и «с высоты», символизирует??! Возможно, это — и уходящий в глубину веков образ русского народа из былин и песен. И в то же время образ скромного пастушка, на дудочке игравшего, а после победившего злобного и возгордившегося великана. Пастушка ставшего после царём и Святым Пророком. Царя Давида, говорившего, что пред Богом Своим плясать станет.
И никакого противоречия быть в том не может, потому что всегда истинно русский человек всем своим верующим сердцем воспринимал Священное Писание и с благоговением относился к святым, независимо от времени земной жизни. А ещё помнил, что дьявол боится поющего святые песнопения христианина. Возможно, и в стихотворении звучит эта мысль, в разных символах отражённая…
Камыш почернел, вокруг разрывы и «руины смерти», оставшиеся после битвы.
«Смертельное облако» словно накрывает весь мир, не пропуская ни лучика света.
От «свежести утренней» не осталось следа - кругом «пекло» войны. Всё «действие» переносится в самую гущу происходящего, дабы показать как ужасна любая война...
Но даже «окружена взрывами…» иволга, так важна, так дорога лирическому герою! И потому…
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
Лирический герой погибает — но в душе его мир – потому что уходит он с верой в свою страну и знает, что война закончится миром, победой над злом и, может быть, то, что земной жизнью не заканчивается жизнь души.
Свет победит тьму — и снова зазвучит песня жизни…
Однако словами этими заканчивается песня, но не стихотворение…
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
Свершилось то, о чём думал, покидая мир, лирический герой. «Божественная капля», сохранившая «кусочек цветка», возвращает жизнь туда, ещё так недавно царила смерть. Побеждает Жизнь! Побеждает Свет! И лирический герой, как и все убиенные на поле битвы воины, становится причастным Жизни Вечной! И вновь звучит Песня Жизни!