Храм цвета зари.

 Храм цвета зари.

Храм                                                             Храм цвета зари.

                                              Глава первая. "Лазурное око Небес"

                  Золотая осень в столице задержалась, «замешкалась». Да и не только в столице, наверное. 

Вот уж и ноябрь к середине приближается, а увядающее золото ещё со многих деревьев  не облетело. И синее око неба, какое обычно в начале осени бывает, смотрит пристально  и на остатки увядающего золота, и на этот удивитель  ный район Москвы, где храмовые и исторические названия улиц с «новоявленными», богоборческими «перемешаны». (Долго нам ещё в   «реальности» сей пребывать – только не о том сейчас повествование). Смотрит око лазурное на  этот район Покровского Благочиния, на Покровский тракт, что к спасённому подвигом архитектора Храму неземной красоты ведёт. Смотрит   великое множество возвышающихся здесь святынь – и чудом от рук беснова    тых палачей в окаянные годы спасённых, и   тех, что ныне из мерзости запустения возрож даются.   Смотрит и на этот  - словно в небеса уносящийся крест, венчающий Храм цвета зари. Иногда за выросшими домами Святыня словно «прячется»,  а крест над домами высится.

 В честь Святыни три переулка названы – то  лько вот  «упираются» они в улицу, что до сих пор имя одного из «вдохновителей» классовой ненависти, идеологов  кровопролития, одной  из «ипостасей» бесовской «антитроицы» носит.  Сколько ещё эти «кандалы» позора носить?!  А ведь раньше, как и у трёх переулков, было имя святое. Украли его вместе с единственной законной властью ироды «новоявленные»! …

Довольно! Конечно, гладя и размышляя, о русской трагедии невольно вспоминаешь...

Только по Милости Божией более четверти века назад снова в лоно  Матери -  Церкви возвратилась Святыня сия – а потом и Патриаршим Подворьем стала! И переулки имя Древней   Святой носят! И никого не заставляют   больше безбожной «антитроице» поклоняться!  И смотрит на Святыню, смотрит на молящихся лазурное око  Вечного Неба. Око Мира Духовного – Око Творца.   Золотая осень в     столице задержалась, «замешкалась». Да и не только  в столице, наверное. Вот уж и ноябрь к середине приближается, а увядающее золото   ещё со многих деревьев  не облетело. И синее око неба, какое обычно в начале осени бывает, смотрит пристально  и на остатки увядающего золота, и на этот удивительный район Москвы, где храмовые и исторические названия улиц с «новоявленными», богоборческими «перемешаны». (Долго нам ещё в «реальности» сей пре   бывать – только не о том сейчас повествова    ние). Смотрит око лазурное на этот район Покровского Благочиния, на Покровский  тракт, что к спасённому подвигом архитектора Храму неземной красоты ведёт. Смотрит    великое множество возвышающихся здесь     святынь – и чудом от рук бесноватых палачей в окаянные годы спасённых, и тех, что ныне из мерзости запустения возрождаются.   Смотрит и на этот  - словно в небеса уносящийся крест, венчающий Храм цвета зари. Иногда за выросшими домами Святыня словно «прячется»,  а крест над домами высится.

 В честь Святыни три переулка названы – то  лько вот  «упираются» они в улицу, что до сих пор имя одного из «вдохновителей» классовой ненависти, идеологов  кровопролития, одной  из «ипостасей» бесовской «антитроицы» носит.  Сколько ещё эти «кандалы» позора носить?!  А ведь раньше, как и у трёх переулков,  было имя святое. Украли его вместе с единст    венной законной властью ироды «новоявленные»! …

Довольно! Конечно, гладя и размышляя, о русской трагедии невольно вспоминаешь...

Только по Милости Божией более четверти ве ка назад снова в лоно  Матери -  Церкви возвратилась Святыня сия – а потом и Патриаршим Подворьем стала! И переулки имя Древней Святой носят! И никого не заставляют    больше безбожной «антитроице» поклоняться!  И смотрит на Святыню, смотрит на молящихся лазурное око  Вечного Неба. Око Мира Духовного – Око Творца.   

        Глава вторая «Святыня, века соединяющая»

Возведён этот удивительный Храм цвета зари в честь Древней Святой — первой из женщин в Лике Великомучениц прославленной. Имя  её значит «мир», «покой». 

Как рассказывает житие, юную деву и под ноги лошадям бросали, и голову отсечь пытались  – но сохранил Великомученицу  Господь для проповеди Слова Божия.

         Великомученица Ирина! Святая, как и Храм, в честь неё возведённый, для русского  православного человека тысячелетия «соединяют».

  В Храм можно войти и с «безбожной» улицы — но всё же главный вход с переулка, имя Великомученицы носящего. Через главный вход и войдём с благоговением и молитвой.  

Со словами, над входом начертанными: «Вни  ду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему».

   Образ Великомученицы Ирины рядом с Алтарём  — там, гдеКазанская Чудотворная.     А   ещё изображена юная прекрасная Великомученица вместе с другой Великомученицей – Екатериной. В земной жизни их не менее века отделяло, а на иконе стоят они рядом — ведь нет  у образов иконописных ни времени земного, ни пространства. Смотрят на нас с иконы две знатные красавицы, от знатности, роскоши и почестей Во Имя  Христово отказавшиеся. И нечеловеческие истязания претерпевшие. Какая сила духа, какая вера непоколебимая! И мудрость не по возрасту земному! Истинная кра сота возвышает, а не  пробуждает низменные   страсти. И образы Великомучениц мысль  сию зримо воплощают…

 А сколько поводов для размышлений для нас, ныне живущих и часто из-за мелких житейских неурядиц ропщущих! ...

  Несколько ближе ко входу Образ Святителя,  почитаемого и в России,  и в Италии.

 И не только, конечно.

   Николай Чудотворец! Из глубины веков      пришедший, стал Святитель Мирликийский одним из самых «русских» святых, к которому и неправедно осуждённые, и в под гнётом ни щеты согнувшиеся, и в опасное путешествие  отправляющие с молитвой обращаются.

И Храм, в честь самогоСвятителя Николая возведённый, тоже здесь неподалёку – в двух- трёх  остановках. Две Святыни,  корнями историческими соединённые...

  А рядом со Святителем стоит на иконе Мученица Александра, во время пути  на казнь Господом с земли взятая. Жена нечестивого, отличавшегося запредельной жестокостью импера тора Диоклетиана, уговаривала она юного воина Георгия не губить красоты  и юности –  а  потому от Христа отречься и идолам поклониться, как император велел. А потом, видя крепкую веру юноши, нечеловеческими пытками   не сломленную, сама христианкой стала и на  казнь вслед  за Георгием и другими мучениками за веру Христову пошла.

 Озверевший, в бессильной злобе, до беснования дошедшей, отправил нечестивый император языческий на казнь свою супругу! Тоже повод для размышления…  

  Святитель Николай и Мученица Александра по земле нашей грешной в одно время ходили – а ко Христу разными путями  пришли.    И ныне смотрят они на нас с Образа иконописного в этом удивительном Храме цвета зари, в честь Великомученицы возведённом, напоминая о том, что Истина земного благополучия  дороже. И самой жизни земной!...

  А на другой иконе стоит рядом со Святителем Мирликийским Святитель Московский Алексий. Четвёртый век и век четырнадцатый. Ещё один из великого множества примеров единства времени и пространства – вернее – того, что в Духовном Мире границы эти  полностью себя исчерпали.

Говорить о Великом Заступничестве Святи  теля Московского Алексия, как, впрочем, и  всех  Святителях Московских незачем – не    было бы их, скорее всего, растоптали бы Русь кони ордынские. А для остального другое ме   сто и время надобно.

 Просто именно здесь, в этом удивительном  районе Столицы нашей вспоминаются Святители Московские по-особому. Неподалёку отсюда – в Посланниковом переулке в честь Четырёх Святых Митрополитов Московских  — Петра, Алексия, Ионы  и Филиппа Храм возведён был по просьбе тех, кто на свечном епархиальном заводе трудился. Храм, что ныне лишь на втором этаже здания, там же звонница. Невольно к властям столичным вопрос возникает: не пора ли историческую справедливость восстановить?!  Ну да не об этом сейчас…

 Эти же Святители со стенной росписи взирают  на предстоящих пред Образом Казанским Чудотворным, что в знаменитом Храме Богоявления на Елоховской площади – тоже сов сем недалеко.   Наконец, там же Мощи Святителя Алексия – вскоре после Великой Победы из закрытого в то время Успенского Собора    Кремля перевезённые на грузовике. Не полагается так со Святыми Мощами – ну да и на том спасибо. Нельзя  было в то время Крестным   Ходом по Столице идти…

И смотрят с иконы на молящихся два Великих Святителя, пространство и время соединяя, в Храме цвета зари, в честь Великомученицы Ирины возведённом… 

 Здесь, как, впрочем, и во всех храмах, множество образов  Царицы НебеснойКазанская, Смоленская и Владимирская – а как им не   быть?! И даже не по одной.

   А ещё Нечаянная Радость – наверное, знаменитый некрасовский Кудеяр во многом напоминает стоящего перед Образом  в слезах раскаяния разбойника.

     А вот Образ о событиях на Святой Горе   Афон напоминающий – Отрада и Утешение.  Умолила Мира Заступница Сына Своего, чтобы не наказывал монахов  за ослушание.

  Образ Балыкинский – его мало где увидеть можно. Божественный Младенец лежит  на   коленях Матери Своей, словно дитя распеленатое. 

   И, наконец, Живоносный Источник – напоминание о том, что создан человек по Его Образу и Подобию — и потому надо всё наносное, всё непотребное расчистить, чтобы  Образ     Сей просиял.

Живоносный Источник  ещё и над входом в Храм из притвора.

А с другой стороны двери Троица Новозавет ная, напоминающая Образ, Отечеством именуемый. У Престола Божия Серафим шести   крылый цвета огненного.

 Невольно вспоминаются строки М.А.Волошина из поэмы про Святого Старца Серафима:

И вокруг Господнего подножья

В самом сердце

Вечности и Славы

Чище всех и ближе всех к престолу

Пламенные вихри Серафимов

Веют вечной вьюгою любви…

Глава третья «К Крещенской  Купели Отечества нашего» 

Почти рядом – над лестницей воплощение единства славянского -  Образ Почаевский. Богоматерь с Младенцем над облаком возвышается –  а облако словно гору покрывает.  А на горе      след, Пресвятой оставленный…

   Лестница же сия в нижний Храм ведёт –    Храм, освящённый в Честь Князя,   Русь к вере Христовой приведшего.  И снова  века, тысячелетия, в Вечности соединённые и  в образе зримом явленные! …

    А где Князь-Креститель, там и первые ино   ки русские – Феодосий   и Антоний.  И Лавра на Днепром, в честь Последнего пе ред Новолетием Церковным Праздника Двунадесятого возведённая. Последние оплоты веры Истинной среди сбесившихся!

Ну да об этом уж сказано-пересказано… Мы от Святых Киево-Печерских   и Почаевских   не отрекались и не отречёмся!   

По обеим сторонам Собора Святых Киево-Печерских Воин Рати Небесной Гавриил и Гла ва Воинства Небесного Михаил  —  Стражи,  на пути брани духовной стоящие…

            Глава четвёртая «В нижнем   Храме…» 

Не так давно появился в Нижнем Храме Образ Царя-Мученика, держащего свиток, на кото    ром написано, что принёс он себя в жертву разум и душу потерявшей России.  «Положили   жизни для России новой»,  — написал о Самодержце и Семье его известный поэт Г.С.Понамарёв. Есть в Храме и Образ Семьи Великомучеников (их так называть должно). Кажется, нет в России многострадальной храма, где бы не   взирали на нас, сектою хасидов убиенные                            Великомученики. Их взгляды словно в самую душу проникают. Рана кровоточащая, боль неутихающая… Дай Господь, чтобы вразумила жертва их нас, ныне живущих. Чтобы не повторился семнадцатый год – ни через век, ни через тысячелетие …

Святые Мученики Царские. Вымолите нас, неразумных. Вымолите Отечество наше.   

 А рядом четыре образа в одном – на каждом  Воины – и Ратник Небесный Михаил, Великомученик Георгий, змея поражающий, Князья Русские, Благоверные – Борис и Глеб, сроднику своему во время Невской битвы на помощь пришедшие, и Князь Дмитрий, гонящий поганых с Земли Русской…

Святые Благоверные Князья. Молите Бога о нас.

 Глава пятая «Вразумление и научение».

Ныне храмовая роспись постепенно возрождается – так  и должно быть. Но даже при взгляде на стёртые лики на стенах и в куполе, никогда не возникает ощущения скудности и запустения – а вспоминались невольно церкви катакомб ные, в которые христиане много веков назад    молиться тайком приходили… 

 А давно ли и у нас  Церковь Православная – основа русской жизни, культуры русской гонимой была?!  Тем, кому сейчас тридцать и немного более,  знают о том уже только от старших поколений. И дай Господь, чтобы никогда больше не познали этого люди русские на собственном опыте, собственных жизнях. Должна же трагедия века двадцатого хоть чему-то нас научить!

  Дай Господь, чтобы не было больше мерзости запустения в Святынях русских,  а главное –  в душах наших!

  Пресвятая Богородица! Спаси от трагических заблуждений Отечество наше!

 

 Святые Великомученицы Ирина и Екатерина, Святая Мученица Александра  и Святи тель Николай! Молите Бога о нас!  

 

 

 

 

 

Аудиофайл:
32-s-nami-bog.mp3
0
23:51
243
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!