Любовь во спасение.

Любовь во спасение.

Гриневский Тимур Кириллович

 

Любовь во спасение.

(Фрагменты творческого исследования «Во имя любви!»)

                   

                      Глава первая «О любви в высшем смысле»

 

Доброта и любовь – вечные нравственные ценности, друг от друга неотделимые.  Любовь в Высшем смысле – основа христианского отношения к жизни. Потому что сказано в Писании, что любовь «никогда не перестанет».

Воплощается эта мысль во многих произведениях русской литературы – и прежде всего, наверное, в философском романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В нём отражается поиск жизненного пути, поиск  истины.  

«Их воскресила любовь» − звучит в финале. Воскресила Раскольникова и Соню

Главный герой романа — Родион Раскольников, молодой человек, страдающий                        от бедности. Он вынужден бросить университет перебиваться временными заработками — и нередко приходится обращаться к старухе-процентщице, чтобы заложить вещь.

И вот в недрах ума и души Раскольникова возникла некая… «философия»! Из-за неё начинается, по сути, переворот всех событий в жизни героя. Мысль эта в том, что есть «люди великие» и «люди обыкновенные».

На первый взгляд, можно предположить, что причиной преступления Раскольникова стала нищета, но на самом деле главной причиной преступления стала именно теория.

 «… А yбил, двух yбил, по теории...»  Раскольников довольно подробно объясняет свою идею в нескольких эпизодах романа. Суть её сводится к тому, что всех людей можно разделить на два «вида»: «низшие» — то есть обычные, заурядные «материал», по словам Раскольникова. А есть «Собственно» люди —  то есть выдающиеся  - «Наполеоны», которые управляют миром, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя. 

И тут же, наверное, «срабатывает» человеческая страсть узнавать «новое» – и Раскольников словно решает «проверить» свою —  выдуманную им теорию.

Раскольников думал, что сам относится к числу выдающихся людей. Он хотел верить, что является человеком,  способным сказать «новое слово» в своей среде.

   Совершившие грех в Райском Саду люди, тоже, наверное, захотели «нового» — познать зло.  И Рай потеряли ...

Раскольников убил старуху  — и очень скоро понял, что совершил роковую ошибку.  Главный герой не понимал, что совершив убийство, он уничтожил себя, вырубил топором свою душу, вырвал ее из себя с корнями. По сути «умер» он сам. Раскольников страдал и не мог выбраться из состояния лжи и нравственного «загнивания».

                        

             Глава вторая «Страдание во искупление»

Тут и появляется в его жизни Соня Мармеладова, которая в конце концов и помогла Раскольникову «выбраться» из этого замкнутого круга. Именно ей признается главный герой  в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!»  Тут он встал на путь спасения – и по этому  пути они  с Соней пойдут в конце романа.

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» – с ужасом говорит Соня и предлагает Раскольникову покаяться – «страдание взять на себя». Соня протягивает убийце крест со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!»

С чувством приговоренного к смерти Раскольников приходит на Сенную площадь: «… Встал на колени среди площади, поклонился до  земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

          Глава третья «Воскрешающая Любовь»

Соня являет собою пример самопожертвования. Это — чистая, светлая, искренняя девушка. Семья Сони жила в нищете — чтобы спасти от голода мачеху с ее детьми, девушка вынуждена была стать блудницей и жить «по желтому билету». Соне, конечно, не хотелось так жить — поэтому искала она утешение в религии – точнее, в вере. Соня знала, что такое настоящая любовь, понимала и принимала ее ценность. А потому именно ей «поручает» Ф.М.Достоевский читать о Воскресшем Лазаре, воплощающем главную идею романа …

Постепенно герои начинают все чаще общаться и больше узнавать друг друга. Родион вдруг понимает, что из всех своих друзей и близких может доверять лишь Соне – потому что  она действительно хочет помочь главному герою.

И вот герои влюбляются друг в друга – и невозможно сравнить это пробудившееся чувство со страстью или с чувством романтическим, изображённом во многих литературных произведениях.

Любовь, вспыхнувшая между Раскольниковым и Соней, заставила их высвободиться от грязи обыденного мира и двигаться дальше… «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…» Именно это «бурление внутри» побудило обоих измениться и стать кем-то другим — стать лучше.

Любовь приводит героев Ф.М.Достоевского к духовному воскресению, возрождению.  Они соединились, чтобы больше не расставаться…

И писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо и заново возродившиеся.

Их воскресила любовь! Ради любви они отринули всю суетность, греховность прошлой жизни и устремиться вперед, к свету. Это чувство помогло Соне и Родиону познать истину – потому что любовь является истиной...

Неслучайно скажет в конце жизни и другой великий И.С.Тургенев: «Только ею, только любовью держится и движется мир». И даже жизнь на каторге.

Я считаю этот роман Ф.М.Достоевского прекрасным примером того, как любовь  воскресила души. Великое чувство заставляет встать и идти после многих падений и неудач, даёт силы построить новую жизнь; спасает тех, кто, кажется, потерял смысл жизни…

 

0
23:39
255
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!