Новогодние праздники Сибири

Новогодние праздники Сибири

Очерк былых времён

Сибирский варнак цену себе знает.  Сибирь  страшна слухом, а люди лучше нашего живут. В каком народе живешь, того обычая и держись. (Здесь варнак упоминается как благородный разбойник Сибири, из бывших беглых каторжан). Русские пословицы и поговорки 

Угораздило же меня там родиться! В краю далёком и забытом Богом. Да видно уж судьба такая, надо доживать свой век, вспоминая те места, людей, природу богатейшую! Вот уже полсотни лет живу в Белоруссии, а мысли и движение души живут там, в Сибири -матушке. С приходом первых сильных морозов в начале декабря крестьяне вывозили свои стожки сена из лесной заболоченной глухомани, когда можно провести их на санях по льду застывших болот. На своём подворье они громоздили большие скирды сена, сверху накрывали их слоем соломы, укрепляя от раздува сена во вьюжную зиму. На 19-е декабря, на Николу зимнего крестьяне занимались убоем птицы и свиней – готовились к предстоящим Новогодним праздникам. Всевозможные соления  в бочках – капусты, огурцов, грибов, помидор давно  заготовлены впрок ещё в октябре. Наступало сладостное время ожидания больших зимних праздников, когда закрома полны съестного для всей семьи, скот обеспечен кормами. Сараи  полны заготовленных дров на всю долгую сибирскую зиму. Хозяйки начинали заваривать сусло для приготовления домашней ароматной бражки, царицы всех застольных крестьянских праздников. Наша мама неотступно следовала старинным рецептам, переданным ей ещё бабушкой Забирой из старинного казахского поселения Атбасар, Акмолинской области, откуда они и переселились жить сюда  в Западную Сибирь, вблизи поселения Тюмень.  есто оказалось историческим. В августе 1886 года, сюда приезжал писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк на открытие Успенской писчебумажной фабрики, первой на всю Сибирь.  Сохранились его путевые очерки «Варнаки»  и «Последние клейма», написанные здесь, в Успенке, на протяжении трёх дней, где он гостил по приглашению своего друга-фабриканта, Щербакова Александра Ивановича. Фабрика располагалась в селе Успенка Чернышевской волости Тюменского округа Тобольской губернии (Ныне Тугулымский район Свердловская область).С тех пор проживания здесь нашей семьи с 1953 года, мы жили по законам и обычаем, сохранённых с незапамятных времён местным населением. Преобладали традиционные народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Один из таких праздников, корни которого уходили в глубокую древность, были святки, продолжавшиеся с вечера 24 декабря старого года и по 6 января нового года. Во время святок у нас в Успенке и, в соседних деревнях шумно проходил обычай ряжения. В каждом доме считалось большим развлекательным событием  прием ряженых. Ими выступали  мужчины  и женщины. Зачастую в эту дружную компанию вклинивалась молодёжь, со своей необузданной фантазией. Тут уж смех и хохот раздавались на всю улицу, куда дружно заворачивали ряженые. Посещение домов ряжеными было желательным событием праздничного досуга для нашей семьи  и наших соседей всей Октябрьской улицы, во все   святочные дни. Нам подросткам и детям казалось, что  жизнь закручивалась в каком-то сплошном празднике новогодних фантазий — суметь нарядиться до неузнаваемости даже самыми близкими и добрыми соседями! Приходящие ряженые пели величальные и прославляющие  куплеты хозяевам  дома, всячески благодарили их за оказанное гостеприимство, за полученные не хитрые подарки от хозяев. Обычно мама подавала гостям большой пирог с картошкой, грибами и мясом, в придачу давала бутыль бражки. Гости пускались в пляс под звон всего, что гремит в руках самодеятельного музыканта — бубен, колокольчиков, постукивания деревяшками о заслонку от русской печи, вежливо просимой у хозяйки.  Ряженые  носили с собой не хитрые вещи:  женщины – старые шляпки, кто одевался под цыганку, то держали в руках карты, кузнец  держал большой молоток, одетый под чёрта держал в руках ухват, ведьма, кикимора или русалка держали  метлу или веник. Кроме того, ряженые нередко ходили с плетью, палкой, кнутом, которые устрашали людей, или же с морковкой, початком кукурузы, скалкой, с помощью которых придавали своим действиям  окраску самобытности. Ряженье входило в состав многих обрядов и праздников, однако наиболее яркое воплощение оно получало на святках. Рядились в течение всего святочного цикла, но в большинстве мест ряженье было приурочено к страшным вечерам, а также к канунам Рождества, Старого Нового года и Крещения. Ряженые ходили обычно по вечерам, большими группами по десять — пятнадцать человек. Они совершали обход крестьянских домов, как это делали колядующие, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, вели себя шумно,  нарушая покой и порядок в доме. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали небольшие театрализованные сценки с плясками, короткими диалогами и шутками. Например, ряженые с удовольствием разыгрывали сценку, в которой плясала «лошадь» — два парня, накрытые пологом, один из них держал на палке морду лошади, а третий парень изображал всадника, вооруженного плетью. В конце сценки всадник падал с «лошади», она разделялась на части, её принимались лечить «цыган» или «кузнец». Иногда эта сценка разыгрывалась как молодецкое действие, во время которого ряженые хватали девушек, находившихся в избе, и старались затолкать их под «лошадь». Такие представления проходили очень шумно и весело. Ряженые, получив от хозяев различные дары, быстро сворачивали представление и отправлялись в следующий дом. Поведение ряженых на святочных вечерках, которые устраивались в течение всех святок, было несколько иным. Если при обходе домов они играли роль артистов, пугавших, веселивших и развлекавших зрителей — хозяев, то во время игрищ молодежь, зачастую тоже переодетая, и приходившие ряженые сливались в едином веселье, где не было зрителей, а все становились участниками общих игр. Мастером переодевания в ряженые и, театрального представления у нас считалась Бабушка Кондратьева. Она жила через дом от нас, вверх по Октябрьской улице. Мы, подростки, боялись попадаться ей на глаза в повседневной жизни. Она обязательно  остановит и, спросит, — чем занимаешься сейчас, почему болтаешься по улице. После этих слов мы с трепетом от неё уходили, боясь, что она расскажет родителям, где она нас встретила и в какое время. Мы ребятишки знали, что она очень грамотная, образованная старушка. Так вот,  что она вытворяла со своей внешностью при посещении нас, это уму непостижимо! Однажды мама и мы, детвора, сидим в конце декабря у топки круглой печи. Слышим глухой стук в  дверь. Звук издаётся страшенный, как будь — то выбивают доску из нашей входной двери. Далее открывается дверь и, с клубами морозного воздуха к нам заходит живая Баба Яга в овечьей шкуре с метлой в руке, как с посохом, злобно стучит им об пол. Пройдя в комнату, подошла к кромке стола, как бы немножко оперлась об него. Осмотрела нас пристальным взглядом и, с доброй улыбкой  старушки начала свой  монолог:

Пришла я к вам издалека…   

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русской дух.… там Русью пахнет!

И  я была, и мед  пила;

У моря видела я  дуб зеленый;

Под ним сидела, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь её и вам. ..

Мы сразу узнали поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», но услышать вступление к ней из уст пришедшей к нам в гости ряженной доброй Бабы Яги, мы конечно, не ожидали. После этих слов она обошла две наших смежных комнаты, постукивая своим грозным посохом. Обращаясь опять ко всем нам, с прежней приятной улыбкой,  проговаривала:

Наша зимушка – зима так украсила дома!

Побелила всё вокруг, на всех крышах белый пух.

Всюду горки во дворах, на забаву детворе.

Любите зиму, ребятишки?

И девчонки? И мальчишки?

Спойте-ка тогда о ней, громче, звонче и дружней!

Что стесняетесь меня? Я вам сказку принесла.

В ней добро и радость людям

Деткам на забаву дня, радости даря!

Петь песенку про «Ёлочку зимой», ещё рано, да и в доме её нет. Мы молча взирали на загадочную гостью, поблагодарив  её за сказку. Мама пригласила гостью попить чайку с малиновым вареньем, а мы продолжили греться у печи, обсуждая увиденное действо. Это случалось редко, кода к нам приходила соседка. Разного рода болезни одолевали её. Но когда она выздоравливала, на неё находила бодрость духа, приходила к маме в зимние, предновогодние дни, они долго вспоминали свои ушедшие года, пережитое время, сидя в нашей уютной кухоньке с множеством баночек варенья к чаю. Они молча смотрели  как теплится огонёк в русской печи.  Умилительная беседа двух женщин у «камина», стоит у меня перед глазами, когда я пишу эти строки.   Аграфёна  это бабушка девочки-соседки Гали Кондратьевой,  с которой я дружил, как дружат школьники параллельных классов. А старшая сестра Гали, Лида Кондратьева, дружила с моей старшей сестрой Ларисой. Такое общение очень сближало нас, придавало  какой-то жизненный смысл в повседневных встречах на Октябрьской улице. То благодатное время навсегда вошло в мою жизнь. Лица милых людей отзываются в памяти, как живые!  На закате жизни мечтаю съездить на Малую Родину и встретить там  Новый Год, как в былые времена, лучшие из всего прожитого в настоящем.

24. 11. 20 г. Игорь Назаров  /  Игорь Сибиряк  /.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
14:21
548
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!