Студентка "Во имя любви"

Студентка "Во имя любви"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Дубровская Елизавета Николаевна (Студентка дала согласие на публикацию)

«Во имя любви».
Глава Первая «Возвышающая к небесам жертвенность».
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Так сказано в Писании.
Жертвенная любовь - основа жизни и, конечно, всего высокого искусства. И один из самых ярких примеров того – боговдохновенное творчество истинно русского писателя Николая Семёновича Лескова. А особенно, произведения, созданные на основе замечательной Книги «Пролог» - на основе бережно сохранённых русским православным народом раннехристианских легенд.
Во многих своих произведениях писатель говорит о том, что лишь тот, кто способен пожертвовать собою - своим счастьем, своим благополучием ради счастья других, достоин высшего блаженства.
И вот перед нами одно из самых замечательных его произведений – «Скоморох Памфалон». В этой легенде Н.С. Лесков рассказывает историю праведника Ермия, который, раздав все свое богатство беднякам, ушел в пустыню и стал молится на столпе. Он проводил все время в молитвах – и даже многие окрестные жители стали почитать его святым.
Ермий много размышлял - и вот размышления приводят его к «неутешительному выводу», что весь мир лежит во зле и что нет того, кто был бы «вечности достоин».
И, сам того не замечая и не осознавая, Ермий возгордился собственной «праведностью», - ему казалось, что лишь он – и только он достоин вечности.
Тогда-то и послышался ему Глас Божий, зовущий его в Дамаск, к скомороху Памфалону.
Конечно, у большинства людей ремесло скомороха - шута вызывало только презрение. И считавший себя праведником Ермий сначала не верил своим ушам, считая голос наваждением. Как скоморох может быть вечности достойным избранником?!
Но голос повторялся не один раз. Тогда Ермий сошёл со столпа и направился в Дамаск. Он пришёл в город, когда уже наступил вечер. По городу всегда бродило много разбойников, поэтому люди запирали на ночь двери и никого не пускали в свои дома. Только Памфалон никогда не закрывал двери в свое жилище и был рад любому путнику. Только он и пустил переночевать и накормил Ермия.
Всю ночь Ермий проговорил с Памфалоном, пытаясь понять, почему Глас Божий направил его к этому человеку.
Так почему же?! Потому, что для Памфалона, в отличие от всех жителей города, главными ценностями были не деньги и драгоценности, а душа человека. А главное – что сам он всегда готов был прийти на помощь попавшему в беду.
Памфалон рассказал Ермию свою историю. Рассказал о том, как отдал все свои деньги молодой женщине Магде, в которую когда-то был влюблён, – отдал не раздумывая. Отдал, несмотря на то, что Магда, будучи благородного происхождения, относилась с презрением к скоморошьему ремеслу. Потому что деньги были нужны для выкупа из кабалы детей Магды. Памфалон готов был пожертвовать своим счастьем – ведь имевшиеся у него деньги могли помочь ему начать новую жизнь и не заниматься больше презренным скоморошьим ремеслом. А т.н. благородные» подруги Магды в трудную минуту отвернулись от её беды, наверное, боясь «запачкаться» - они прогнали Памфалона, а одна даже приказала избить его железным кнутом.
Отдать последнее ради спасения Магды, её детей и продавшего себя ради Магды и её детей в кабалу юноши готовы были и презираемые обществом гетеры. Они, тоже не раздумывая, снимали свои украшения и отдавали их скомороху – ведь его собственных денег было недостаточно.
А ещё очень важно то, что сам Памфалон считает себя «последним» из всех людей. «Я бочка, я дегтярная бочка, я негодная дрянь, которую ничем не исправишь». Только понятно, что так не считает ни сам Н.С.Лесков, ни его Ермий.
Потому что «…будут последние первыми, и первые последними» - сказано в Евангелие.
Потому что истинное благородство не внешнее проявление пусть и лучших качеств человека, а способность к милосердию и скромность. А гордость лишает человека самосовершенствования, ослепляет - и его душевные качества приходят в упадок. А как, того человек сам не замечает, потому что становится духовно слепым. Неслучайно говорят, что все грехи от порока «питаются», а гордость и тщеславие от «добродетели».

И Ермий понял, что заблуждался в том, что не осталось «таковых, кои были бы достойны вечности». Господь послал Ермию вразумление. «Вечность впусте не будет… Потому, что перейдут в неё путем милосердия много из тех, кого свет презирает и о которых и я, гордый отшельник, забыл, залюбовавшись собою» - говорит Ермий на прощание Памфалону.
После возвращения из Дамаска Ермий полностью изменил свою жизнь. Он стал помогать людям - пасти коз и обучать детей. А ещё – и, наверное, самое главное…
«Старец теперь любил думать о добром Памфалоне, и всякий раз, когда Ермий переносился мыслью в Дамаск, мнилось ему, что он будто видит, как скоморох бежит по улицам с своей Акрой и на лбу у него медный венец, но с этим венцом
заводилося чудное дело: день ото дня этот венец все становился ярче и ярче, и, наконец, в одну ночь он так засиял, что у Ермия не хватило силы смотреть на него. Старик в изумлении закрыл даже рукою глаза, но блеск проникает отовсюду. И сквозь опущенные веки Ермий видит, что скоморох не только сияет, но воздымается вверх всё выше и выше - взлетает от земли на воздух и несётся
прямо к пылающей алой заре.
Куда он несётся! Он испепелится, он там сгорит. Ермий рванулся за Памфалоном, чтобы удержать его или чтобы по крайней мере с ним не расстаться, но в жарком рассвете зари между ними вдруг стала преграда... Это как бы частокол или решётка, в которой каждая жердь одна с другою не схожи.
Ермий видит, что это какие-то знаки, - во весь небосклон большими еврейскими литерами словно углём и сажей напачкано слово: "самомненье".
Ермий только теперь понял, что, возгордившись своей праведной жизнью, впал в грех гордости – «гордыни», как говорит народ. И Господь вразумил его.
"Тут мой предел!" - подумал Ермий и остановился, но Памфалон взял свою скоморошью епанчу, махнул ею и враз стер это слово на всём огромном пространстве, и Ермий тотчас увидал себя в несказанном свете и почувствовал, что он летит на высоте, держась рука за руку с Памфалоном, и оба беседуют.
- Как ты мог стереть грех моей жизни? - спросил Памфалона на полёте
Ермий.
А Памфалон ему отвечал:
- Я не знаю, как я это сделал: я только видел, что ты затруднялся, а я захотел тебе пособить, как умел. Я всегда всё так делал, пока был на земле, и с этим иду я теперь в другую обитель.
Дальнейших речей их не слышал уже списатель сказанья. Прохладное облако густою тенью застлало дальнейший их след от земли, и с румяной зарею заката вместе слились их отшедшие души».
Финал этой легенды показывает, что достоин высшего блаженства тот, кто думает не о себе – кто готов прийти на помощь, готов пожертвовать собою, не раздумывая, кто добродетелями своими не гордится. Ермий тоже оказался достойным, когда осознал свои ошибки и исправил их. Когда перестал считать себя единственным, «вечности достойным». А помог ему в этом тот, кто отвергнув себя и не раздумывая, готов был помочь каждому.
Кажется, всё самое главное сказано, но всё же следует вернуться к эпиграфу.
«Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила - спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит»
Русский, православный писатель начал пересказ древнехристианской легенды с изречения великого китайского мудреца Лао-Дзы, жившего за несколько веков до Рождества Христова. Отчего же?!
Оттого, наверное, что слова эти напоминают: душа живет в «развитии», в «совершенствовании» - а иначе, она умирает. Но «развитие» и «совершенствование» должно быть не ради «самомнения», а перед Лицом Божиим. Только так может привести оно к Вечной Жизни - к «Вечности», говоря языком произведения. И это жизненно важно и для русского, православного человека, и для китайского мудреца! Вне времени и пространства! Вне традиционной религии! Кстати, а имя мудреца дословно переводится: «старый младенец». И, конечно, сразу вспоминается сказанное Апостолом: «Будьте детьми по сердцу, а не по уму». Значит, эта легенда христиан первых веков, пересказанная русским, православным писателем, и «сверхвременна», и «сверхрелигиозна».
Глава Вторая «Сила в Святости».
А вот легенда, основанная на житии Святого Герасима Иорданского. Старец Герасим смог приручить дикого зверя - льва. Произведение Н.С.Лескова так и называется «Лев старца Герасима». Главный герой в чем-то схож с Ермием, ведь он роздал все свои богатства бедным и ушел жить в пустыню, в которой ползали змеи и рыскали звери. Ушёл от мира, от ставшего в какой-то момент искушением богатства. Герасим нашел себе меловую норку, стал жить в ней - а за водой ходил к ручью.
Однажды, Герасим понял, что его походы к ручью отнимают слишком много сил. Ведь когда он возвращался в свою норку, ему снова хотелось пить, а набрать воды было уже негде. И решил тогда Герасим в последний раз сходить напиться к ручью и умереть. Но придя туда, увидел он умирающего ослика. Герасиму стало жаль беззащитное животное - и решил он помочь. Мысли о смерти сами собою отступили, ибо понял он, что может еще кому-нибудь быть полезным – спасти чью-то жизнь. Герасим построил для ослика загончик. В первую же ночь на ослика чуть не напал лев, но наскочив на плетень, лев поранился. Старец пожалел его и вылечил. И вот «происходит Исаево чудо: лев лежит рядом с осликом» [Кн. пр. Исайи 11:6].
Они подружились и стали жить вместе. Люди, узнавшие об этом стали приходить к Герасиму и спрашивать, почему лев не трогает ни его, ни ослика. Они дивились и считали старца волшебником, но Герасим сказал им, что он обычный человек. «Нет, я самый обыкновенный человек, и даже, признаюсь вам, что я еще очень глуп: я вот с зверями живу, а с людьми совсем жить не умел -- все они на меня обиделись, и я ушел из города в пустыню», - говорит он тем, кто видел в нём волшебника.
Но как же удалось немощному старцу приручить льва?
Герасим смог приручить не дикого зверя, а в первую очередь, зверя внутри себя. Недаром слово «зверь» звучит в произведении, как нередко в русской литературе, не в значении «животное», а как символ зла.
Человек самим Творцом был поставлен царём надо всей природой, но после грехопадения животные «забыли», перестали видеть в человеке царя. И только тот, что чист сердцем, кто «ходит» Перед лицом Создателя, словно «напоминает». И животное внимает слову человека – и служит ему.
«Слава Тебе за кротость животных, служащих мне» - поётся в Акафисте «Слава Богу за всё».
Читая про Старца Герасима - про Святого Герасима Иорданского, невольно вспоминаешь и Преподобного Сергия Радонежского, и Преподобного Серафима Саровского – их общение с дикими зверями. Хищный зверь, вызывающий у многих ужас, как кроткое домашнее животное, служит немощному старцу и разделяет с ним скудную трапезу. Потому что «сила» Старца в Святости – и Герасима, и русских Святых Подвижников.
Герасим, как и Ермий, осознал своё несовершенство, своё заблуждение и встал на путь праведника. Оба героя постигают великую мудрость - как надо относится друг к другу: «Вместе жить надо не так, чтобы троим на одного смотреть, а надо всем работать, а то придет несогласие». Это «несогласие» преодолел Герасим – оттого и живут с ним рядом твари Божии, как написано в Пророчестве Исайи.
Всё гениальное просто – святость выше физической силы – и безгрешные животные ощущают это порой лучше, чем люди.
Кажется, о чём ещё говорить?! Но всё-таки ещё есть, о чём. В финале появляется разбойник Амру. Его боялись все люди – все, кроме Герасима. Старец не боится кровожадного разбойника как истинный христианин, потому что, говоря словами Самого
Спасителя, разбойник может убить только плоть, но душу Старца убить не может. И Амру, наслышанный о чуде и проникшийся к Герасиму уважением, приходит сам – приходит, конечно, вовсе не для того, что убить. Амру поражён тем, что старец не только вернул приведённый львом караван, но и отдал вместе с ним своего ослика. А ещё тем, что Герасим отказался принять от Амру даже шатёр.
«Я не горд, но шатер слишком хорош и может возбуждать зависть, а я не сумею его разделить со всеми без обиды, и увижу опять неровность, и стану бояться. Тогда лев мой уйдет от меня, а ко мне придет другой жадный зверь и опять приведет с собой беспокойство, и зависть, и дележ, и упреки. Нет, не хочу я твоих прохладных шатров, я хочу жить без страха» - отвечал Герасим.
К разбойнику мы очень скоро возвратимся, а пока хотелось бы подметить ещё кое-что интересное и очень важное для писателя, для всей русской литературы – для любого христианина, наконец.
Итак, Герасим не раз произносит слово «зверь», о чём уже немного говорилось. И в данном произведении - в данном контексте означает оно не «дикое животное», а пороки человека, на которых пытается «подловить» его дьявол. (Наверное, многие слышали о печально известных трёх шестёрках, названных «числом зверя»). И лишь победив свои пороки, победив в себе «зверя» можно открыть себе путь Вечность. (О победе «Богочеловека над зверочеловеком» писал и истинно русский мыслитель Е.Н.Трубецкой в знаменитых «Трёх очерках о русской иконе»).
И страшный разбойник, наводивший на многих ужас, после беседы с Герасимом понял, что истинное богатство не в золоте и серебре, а в душе. И дело не только в разбойнике, хотя всё произошедшее крайне важно. Это – финал произведения, а значит, нравственный вывод любого христианина, любого человека, для которого совесть не пустой звук.
И подобные мысли, похожий вывод присутствуют, конечно, не только у Н. С. Лескова.
Знаменитое произведение Н. А. Некрасова «Сказании о двенадцати разбойниках», ставшее песней, которую многие считают народной. В ней рассказывается история Кудеяра - атамана. Некогда глава жестоких разбойников, проливших много «крови честных христиан», раскаивается и уходи в монастырь. Ведь Господь пробудил его совесть и показал ему истинный путь. Это - путь жертвенного служения.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!
Таким образом ставший иноком Кудеяр и раскаявшийся Амру в чем-то схожи между собой, хотя дальнейшего пути Амру Н.С.Лесков не показывает. Но то, что, благодаря Боголюбивому Старцу, жизнь Амру кардинально изменится, очевидно. Такие встречи неслучайны и даром не проходят. Потому что они «промыслительные», как поётся в том же Акафисте.
Всё это ещё и ещё раз говорит о «сверхвременном» в этой легенде. И не только, конечно, в ней. «Сверхвременно», Вечно всё, данное человеку Крестной Смертью и Воскресением Спасителя Нашего.
Обе легенды объединены мыслью, что любовь побеждает зло, преодолевает все жизненные невзгоды. Что покаяние означает «изменение сознания», невозможность жить «старой», греховной жизнью.
Глава третья «Возлюбившие много»
Но всё же в этой работе главным для нас является Н.С.Лесков и его созданные на основе мудрой книги «Пролог» произведения – а потому обратимся к ещё одному произведению из этой книги.
Любовь готова идти на жертву, готова страдать. «Любовь покрывает множество грехов», - сказано в Писании. Именно эти слова взяты в качестве эпиграфа к произведению, которое можно назвать апогеем жертвенности – повести «Прекрасная Аза». Эта легенда рассказывает о молодой египтянке, которая была сиротой и имела большое состояние. И при этом она была очень добра и помогала людям, чем могла. Однажды, возвращаясь с купания, увидела Аза в своем саду человека, пытавшегося покончить с собой. Незнакомец оказался эллином, который не мог расплатиться со своим заимодавцем. Заимодавец грозил ему кабалой, но был готов на снисхождение, только если эллин отдаст ему в качестве наложницы свою дочь Ио. Ио узнала об этом и сказала отцу, что готова, лишь бы избавить его и свою мать от страданий. Аза была тронута решением его дочери и решила помочь – но долг был равен всему её состоянию.На следующий день Аза заложила свое имущество и отдала все деньги эллину. Сама же, оставшись без своих богатств, не имея возможности выполнять тяжёлую физическую
работу, девушка вынуждена была стать блудницей... И вот однажды пришла к ней мысль о том, чтобы оборвать ставшую невыносимой жизнь…
И когда собралась Аза свершить задуманное, на берегу Нила повстречала она путешественника, который поделился с ней едой. Путник рассказал Азе о своей вере. Она была очень тронута этими словами и захотела принять его веру – веру христианскую. И тогда начался путь Азы к возрождению – только креститься она не успела, потому что вскоре от пережитых мук умерла.
Епископ не знал, в каких традициях похоронить Азу. Но тогда вернулся чужестранец, говоривший с Азой на берегах Нила – он вернулся «по внушению духа». Этот чужестранец был «философ и пресвитер сирийский, друг Исаака-сирийца». Он стал читать над ней христианские молитвы во время похорон… Тело Азы закопали…
«…Но сириец еще долго стоял и смотрел вдаль - он что-то думал, он был в восторге и двигал устами.
Его спросили:
-Верно, ты видишь что-нибудь чудное?
-Да, отвечал он, -я вижу, как будто небо отверто… и туда… кто-то входит…
-Неужто блудница?
-о нет!.. блудницу вы закопали в грязи - я вижу… как легкая струйка с каленого угля сливается с светом- мне кажется, это восходит дочь утешенья»
Таков финал легенды. Он говорит о том, что только любовь «покрывая множество грехов», спасает от всякого зла, помогает преодолеть любые невзгоды. И стать причастным Вечности. Ведь Аза смогла проникнуться жалостью к чужому человеку и пожертвовать ради него и его семьи всем, что у нее было. Аза «возлюбила много»! И стала достойной «войти в отверстые небеса».
При знакомстве с этим замечательным образом, созданным Н.С.Лесковым, невольно вспоминается, как это ни странно, повесть, созданная в советское время. - «Судьба человека» М.А.Шолохов. В повести присутствует почти эпизодический образ доктора - еврея. Захваченный вместе с другими в плен, на вопрос фашистского палача о национальности, герой с достоинством отвечает: «Я врач». Зная, что будет расстрелян одним из первых, доктор спрашивает, кому нужна помощь! Почему в связи с героиней легенды вспоминается именно он? А потому, что скорее всего доктор не был крещёным и даже не думал об этом – он просто «возлюбил других больше себя»! И потому, доктор становится «сыном утешения» - и его, как и Азу, примет Тот, кто принёс себя в жертву ради спасения людей!
И называя Азу «прекрасной», Н.С.Лесков говорит, конечно, не о красоте её лица, в отличие от тех, кто окружал её и предал, когда девушка осталось в нищете.
А теперь, приближаясь к финалу и говоря о «возлюбившей много» главной героине повести, хочется вспомнить и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Вспомнить, конечно же, Соню Мармеладову, тоже ставшую блудницей ради спасения из нужды своих родных – даже не родных - а мачехи и сводных сестёр и брата. Именно поэтому на Соню самим писателем возложена «миссия спасения» Раскольникова. Именно Соня читает Евангелие о Воскресшем Лазаре – библейскую историю, лёгшую в основу всего романа. На Соню как на спасение смотрят и загрубевшие душой каторжане. Потому что и Соня «возлюбила много».
«Возлюби ближнего своего» - говорит Евангелие. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» - написано в Послании Апостола Павла.
Любовь «сверхвременна», «сверхнациональна» и даже «сверхрелигиозна». Любовь основа человеческой жизни. Любовь делает человека причастным Вечности, Бессмертию. Этой мыслью, как лучами солнца, «пронизаны» все произведения, о которых шла речь в работе, - и вся высокодуховная, боговдохновенная русская литература!

0
23:17
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!