СТУДЕНТКА "О любви и семье"

СТУДЕНТКА "О любви и семье"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Воропаева Софья Алексеевна. (Студентка дала согласие на публикацию)

Творческое исследование «Невозможна семья без любви»
(На примере произведений А.Н.Островского)
Глава первая «Изгнание любви и доведение до смертного греха»
Тема семьи в русской литературе одна из самых-самых важных. Благодаря ей раскрываются взаимоотношения поколений. Сам подход к этой теме у всех писателей был разный, но все они были едины в главном: в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческий ценностей, переходящих из поколения в поколение.
Главную роль играет семья ив произведениях А. Н. Островского - автор показывает, что семья, как не что другое, влияет на поведение, на мировосприятие людей.
Вот один из самых ярких примеров того - семья Кабановых в знаменитой «Грозе».
«Я жила, ни об чем не тужила, очно птичка на воле…Маменька во мне души не чаяла…» - рассказывает о своей юности Катерина. В семье её родителей царили покой и любовь. А теперь самого главного – любви, понимания, доверия нет.
Глава семьи - Марфа Игнатьевна при людях старается соблюдать правила внешнего приличия, а за «глухим забором» изводит домашних своими придирками, нравоучениями. Ей нет дела до того, что всем в семье, всем рядом с ней плохо.
Я думаю, что с покойным мужем у Марфа Игнатьевна отношения были построены на ссорах, криках и унижении. Очевидно, был он тираном, забывшем о любви и понятия ни малейшего не имевшем об истинном семейной счастье. О вот теперь она словно «отыгрывается»за это на родных - можно сказать, подсознательно. Ведь Кабаниха не знает или не хочет знать, что же такое на самом деле любовь в семье.
Да и хорошего человека так называть не станут.
И вот словно «режиссирует» мать «сцену» проводов сына, отводя невестке роль молчаливого и запуганного «участника». Смешным и жалким представлен здесь Тихон, который, запинаясь и смущаясь, произносит «под диктовку» матери поучения жене. А Кабанова словно получает удовольствие или некое удовлетворение от унижения сына и невестки.
Эта сцена одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия психологии характеров героев, и по значению для развития интриги. С одной стороны отъезд Тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи Катерины с Борисом, а с другой — рушатся все надежды несчастной найти внутреннюю опору в любви мужа.
Эту сцену можно назвать пародией на семейные отношения. Ведь Катерина искренне хотела проводить мужа, а Кабаниха разыграла настоящий спектакль.
После отъезда Тихона Катерина после долгих колебаний идёт на встречу с Борисом. Она знает – не может не знать, что совершает смертный грех, но знает она и то, что дальше так жить нельзя - невозможно.
Поэтому во время грозы признается Катерина мужу в измене, а после совершает самоубийство. Видимо, выход из того ада, что создали люди вокруг себя, лишь один – смерть.
Я считаю, что Катерина, изменив мужу, конечно же, совершила смертный грех, но её прежде всего жалко – неслучайно сам писатель говорит в финале устами Кулигина – о Судие, который милосерднее нас. А случилась эта беда потому прежде всего, что встретив Бориса, Катерина, наконец, почувствовала радость, любовь – то, чего ей так недоставало.
Она понимала, не могла не понимать, что совершила непоправимую ошибку и решила разом покончить со всем, совершив самоубийство. Невозможно жить в таком аду, который создали люди вокруг себя, даже о том не задумываясь.
В конце произведения Тихон в позднем прозрении, держа на руках мёртвую жену, произносит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы....» Словно душа его кричит.
Погубило «царство», из которого любовь изгнана. Сами изгнали…
Глава вторая «Купленная совесть»
А вот знаменитая, почти через двадцать лет созданная «Бесприданница». Семья главной героини Ларисы сильно отличается от семьи Катерины. Здесь нет такой любви и заботы со стороны матери - она выдает дочерей замуж по расчету, а что будет с ними потом, её вовсе тревожит. Они ведь бесприданницы. Так выдала двух - так и Ларису хочет поскорее выдать за того, кто за бесприданницу посватается первым.
Но богатый купец Кнуров предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, стать его любовницей, содержанкой: "Я только желаю вам добра и счастия, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку? <...> И полное обеспечение на всю жизнь?" "Стыда не бойтесь, осуждений не будет. ... Кнуров обещает Ларисе роскошную жизнь, если она станет его любовницей.
Но он ещё обещает, что никто не станет говорить о Ларисе плохо. А это почему?!
Да потому что, как считает Кнуров, что если он даст ей «громадное» содержание, то самые строгие критики чужой нравственности должны будут замолчать и «открыть рот от удивления». Значит, всё в том числе общественное мнение, «продаётся» - лишь бы дали побольше. Кнуров может – для него «невозможного мало».
А Лариса при всех его «торжественных» словах – рабыня, кукла, вещь – неслучайно именно это слово вкладывает ей в уста автор.
И вот в конце пьесы к Ларисе приходит прозрение, она понимает отношение к себе окружающих людей и называет себя вещью…
И выстрел оскорблённого жениха, очевидно, спасает Ларису от мук и страданий. И перед смертью она прощает всех и берёт пистолет в руки, чтобы это выглядело как самоубийство – да по сути таковым оно и является – просто сил недостало через перила перегнуться…
Лариса тоже словно выходит из «темного царства» - выходит лишь одним путем – смертью. Смертью – потому что опоры искать не в ком. Здесь уже ничего человеческого не осталось…
Я считаю, что семья одна из важнейших тем в русской литературе – потому что семья очень важна в жизни каждого. И если человек не видит в семье заботы и любви, то это всегда заканчивается трагично.
0
21:30
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!