Приглашаем всех на открытый разбор рассказа нашего автора
Открытый микрофон рубрики «Мастер-классы по прозе» снова включён. Вашему вниманию предлагается рассказ нашего автора. Пока он сохраняет анонимность, которую всем мы уважаем.
Попробуем в обсуждении применять те правила конструктивной критики, о которой мы недавно говорили в Литературной беседке: http://pisateli-za-dobro.com/articles/798-kak-pravilno-kritikovat-i-prinimat-kritiku-literaturnaja-besedka-priglashaet-k-diskussii.html
Задача открытого разбора:
— сообщить автору о своём впечатлении от произведения в целом;
— провести общий анализ произведения и дать оценку;
— выявить противоречия;
— выявить и разобрать ошибки;
— подсказать пути исправления ошибок.
При этом придерживаемся основных правил:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
Автор рассказа просит вас особое внимание уделить финалу произведения, так как у него есть сомнения – закончен ли рассказ или финал требует доработки.
Шуба
Мёрзлые окна пропускали серенький свет, а что за ними? Долго ли ещё ехать? Спросить бы у кого-нибудь, но пассажиры с утра насупленные, молчаливые. Ничего, надо набраться терпения. Вчера коллеги объяснили, что все там выходят, поэтому прозевать трудно. Аллочка уже бывала на барахолке с родственниками, которые приезжали из родного города на своём «Москвиче», но вот так, общественным транспортом, пока не приходилось. Трамвай не торопится, а дома муж с температурой, надо быстренько купить шубу и вернуться, чтобы не переживал. Судорожно вздохнула, и тут же отругала себя: «Чего ёрзаю? Всё равно вперёд вагона не побегу. Правильно Саша торопыжкой обзывает».
Он слёг совсем некстати. Вечером отговаривал: «Подожди, через пару недель вдвоём съездим и купим». Потом повторил привычную фразу: «Тебя же нельзя выпускать из дома, вечно что-нибудь, да приключится!» Всех подруг обзвонила, никто не смог составить компанию. Но она же не маленькая, в конце концов! Всё обдумала, всё предусмотрела. А ждать нельзя, потому что в следующие выходные встреча одноклассников. Ехать в старом пальто? Можно, конечно. Только очень хочется покрасоваться в шубке! Очень-очень! Девочка-отличница уехала в большой город, отучилась в институте, замуж вышла, и теперь вернётся вся такая красивая — на плечах мутон, на ногах высокие сапожки, на светлых кудрях белая пуховая паутинка. Прямо видела, как поднимается по ступенькам школы, как входит в вестибюль, как обнимается с учителями и друзьями детства.
Необходимую сумму копили с позапрошлого года, вчера ещё пятьдесят рублей у соседей заняли. Конечно, одной страшновато, потому что шубами торгуют цыгане, с ними надо быть начеку. А ещё слышала много раз, как на барахолке воры орудуют: разрезают сумки бритвой, и деньги вытаскивают. У неё ни за что не вытащат! Потому что пачка купюр в пакетике, пакетик в косметичке, косметичка в сумочке, которую она будет прижимать к себе обеими руками, как вчера женщины с работы насоветовали.
Народ зашевелился, засуетился, и Аллочка поняла, что приехали. Вагон замедлил без того унылый ход, подкрался к остановке, двери нехотя дёрнулись, сложились в гармошку. Все потянулись к выходу, а дальше тем же составом к высоким металлическим воротам, над которыми написано «Вещевой рынок». Мелкие торговцы встречают прямо за трамвайными путями, выстроившись вдоль широкой утоптанной дорожки. Аллочкин взгляд скользил по «товарам», разложенным на обочине: стоптанные башмаки, застиранная комбинация с оборванными кружевами, кучка ржавых гвоздей, облезлая статуэтка, даже тарелка со сколом. И это всё можно продать? Это кто-то покупает? С ума сойти.
За забором жуткая неразбериха – народ, шум, гам. Притулилась к какому-то строению, осмотрелась. Длинные-длинные прилавки уходят вглубь территории, между ними броуновское движение: кто туда, кто сюда, кто из стороны в сторону. Все чего-то ищут. Ей надо в самый конец, сказали, что именно там меховые ряды. Врезалась в толпу, пошла, пристроившись за спиной здоровенного дядьки.
Тот довольно долго торил дорогу для Аллочки, потом свернул, она осталась один на один с людской толкотнёй. Однако вскоре прилавки исчезли, и стало просторно. С одной стороны, прямо на снегу расстелены ковры и паласы, с другой шеренга торгашей с пушистыми шапками и воротниками разных мастей. Цыган с шубами не видно. Пошла дальше, рассматривая богатый ассортимент. Продавцы учуяли потенциальную покупательницу, ловят взгляд, наперебой предлагают своё.
Ах, какая шапочка! Ни разу не видела, чтобы мех был абсолютно белым. Румяная от холода владелица белоснежной красоты шагнула к ней:
— Примерьте, девушка! Недорого прошу!
— А сколько Вы за неё хотите?
— Всего двести пятьдесят рублей! Это очень редкий песец.
Сумма ужаснула, но мех и правда красивый. Сбоку послышался хрипловатый голос:
— Белая шапка, чёрная доха, будишь каралева!
Обернулась – рядом цыганочка!
— Почём Ваша шуба?
— Васимсот! Бери, ни пажилеишь!
Откуда ни возьмись, появилось ещё несколько чернявых женщин в длинных юбках и шалях, каждая держит по шубе. Загалдели на своём языке, оглядывая Аллочку с ног до головы, видимо, размер обсуждают.
— Скидавай, красавица, пальто! Вот твая доха!
Легко сказать: скидывай! Руки заняты «сейфом», в нём сумма немалая. Аллочка пальтишко расстегнула, начала левый рукав стряхивать, а он сползать не желает, потому что для пущего тепла вниз две кофты надето. Пожилая цыганка предложила с материнской заботой:
— Давай, дочка, радикуль падиржу!
— Нет-нет, я сама!
Пришлось проявить чудеса ловкости, чтобы, не выпуская из рук сумку, стянуть пальто. Подала его темноглазой торговке. Кто на старьё позарится? Потом точно так же мучилась, надевая шубу. Когда нарядилась, цыганки опять оживились, наперебой восхищаясь Аллочкиной неземной красотой, которая, несомненно, удвоилась, благодаря манто из мутона.
Теперь бы зеркало! Оглянулась по сторонам, оказалось, все присутствующие наблюдают за процессом примерки. Та женщина с белой шапочкой улыбнулась, одобрительно кивнула:
— Хорошо!
Какой-то парень вытащил из своего рюкзака зеркало средних размеров, отошёл на удобное расстояние, Аллочка увидела собственное отражение во весь рост: и правда, хорошо. Ладненько так! Ой, а если поторговаться? Хотя бы полтинник, чтобы соседям сразу долг отдать. Набрала в грудь воздуха:
— За семьсот пятьдесят продайте, пожалуйста! – услышала свой неубедительный голос и зачем-то начала безбожно врать – Мне тогда денег вон на ту шапку хватит!
Она так и не поняла, кто из них вырвал сумочку, и куда моментально исчезли все цыганки вместе с её пальтецом. Люди, которые оказались свидетелями грабежа, заохали, заахали. Аллочка стояла ошарашенная, до неё медленно доходило, что отдала за шубу восемьсот рублей, плюс вполне приличное пальто, которое бы ещё послужило, плюс любимая сумочка, а в ней только начатые духи «Дзинтарс», почти новая тушь «Луи Филипп», ещё много чего ценного. И ключи от квартиры утащили! И денег на проезд теперь ни копейки! Слёзы брызнули не от многочисленных потерь, а от того, что Саша, как всегда прав: без приключений она не умеет!
Но желанная покупка, как ни крути, свершилась, хоть и обошлась гораздо дороже. В принципе, всё не так уж и плохо! Или плохо? Конечно, плохо, раз сумку отобрали. Зато шубу оставили! Значит, жить можно. Окружающие начали сочувственно выпытывать, сколько денег украдено. Стыдно было признаваться, что обманывала насчёт приобретения шапки, поэтому пришлось снова соврать, мол, тысячу с собой брала. Женщины закачали головами, стали вспоминать всякие случаи цыганского коварства, а парень, который так и стоял с зеркалом, взялся утешать:
— Девушка, милая, чего ж Вы плачете? Радуйтесь! Шуба-то осталась! Просто не надо было цыганам рассказывать, что шапку купить собираетесь, они сразу смикитили, что денег много.
Аллочка криво улыбнулась, паренёк вдруг догадался:
— На дорогу-то дать? В каком районе живёте?
Услышав ответ, присвистнул и протянул двадцать копеек.
— Спасибо! Скажите номер телефона, я верну!
— Обижаете, девушка. Неужели не могу человеку помочь?
Горячо поблагодарила, попрощалась. Чтобы прийти в себя, решила прогуляться вдоль путей. Через пару остановок села в подошедший полупустой вагон. Как ловко они её облапошили! Из глаз сразу закапало, опустила голову, чтобы никто не заметил, и взгляд упал на подол новенькой, и очень красивой шубки. Так и металась всю дорогу между горечью и радостью.
Домой почти бежала. Скорей, скорей рассказать мужу, пожаловаться, похныкать на его груди. Нажала на звонок, Саша как будто ждал у порога, сразу же отворил дверь. Аллочка кинулась на шею и от всей души разревелась. Сквозь рыдания скороговоркой выкладывала подробности, он слушал, и всё время пытался перебить, при этом вид был как у сумасшедшего. Наконец, в её сбивчивом рассказе случилась пауза, Саша рявкнул:
— Шуба-то откуда???
— Говорю же, они мне дали примерить, а сами….
— Так ты утром унеслась, а свёрток с деньгами на тумбочке забыла! Торопыжка!
Пожалуй, этот стресс оказался сильней предыдущего. Она смотрела на мужа с возрастающим ужасом и в мозгу стучали его обычные слова: «Тебя нельзя выпускать из дома! Вечно что-нибудь, да приключится!» Саша как будто прочитал мысли и добавил:
— За тобой даже дома глаз да глаз нужен!
По сути работы скажу что с самого начала читатель понимает что женщину облапошат жулики, слишком явно автор к этому все вёл. Ну а концовка хороша! Я прям вздохнул облегченно. Помню те времена, очень часто бывал на подобных барахолках. Но помню что у цыган никто не покупал, стремно, подделку могли всучить. В хорошем товаре они не разбирались. Сам немного продавал на барахолках и как все устроено немного понимаю. Рассказ хорошо читается. Автору респект.
И как анекдот приведу случай из того дефицитного времени: Едет женщина в вагоне метро. На ней шикарная норковая шапка. По тем временам дорогая вещь. Народу почти никого. И вдруг она почувствовала как кто-то тащит сзади ее шапку. Время позднее, даже криминальное и она побоялась повернуться. И вот вагон остановился, двери открылись, короткая остановка на станции. Женщина повернулась, и увидела на скамье мужчину и на голове у него её норковая шапка. Больше никого. И она быстрои сильно, несколько раз, ударила ладонью по его щекам, сорвала шапку и проскочила в уже закрывающиеся двери вагона.
Пришла домой и рассказывает мужу как её хотели ограбить и как она ловко справилась с преступником. А муж ей вопрос: А в капюшоне у тебя сзади чья шапка?
В то время женщины часто носили мужские норковые шапки-ушанки.
— Окей, окей...
Чуть позже присоединюсь к обсуждению.
Поэтому и такой финал ожидала. Читается легко, с интересом. Спасибо.
Разумеется, читая, я ожидал, что с этой Аллочкой-недотыкомкой что-то произойдет. Даже не сомневался.
Когда просто утащили сумочку, даже слегка разочаровался: слишком просто. Ожидаемо.
Когда шуба осталась на руках, стал гадать: что же будет дальше.
И ведь не догадался!
С цыганами все мы хорошо знакомы.
В 70-80х годах на галерее «Гостиного Двора»в Ленинграде цыганки продавали джинсы «Рэнглер», причем не Китай, а оригинальную Америку. Их перед этим «выбрасывали» в отдел, по 100 рублей, мгновенно набегала очередь и все сметала. Потом цыгане продавали их по 200. Человек разворачивал, смотрел фактуру, прикладывал к себе и т.д. В момент продажи откуда-то налетал наемный «оперативник» с красной книжечкой. Сделка молниеносно перемещалась в темный уголок, цыганка хватала деньги, засовывала джинсы в пакет и отдавала покупателю. Дома тот обнаруживал, что пакет подменен, и там лежит только одна штанина. Т.е. цыганка всем давала смотреть одни и те же джинсы, у нее имелся запас купленных и разрезанных пополам. С каждой продажи она имела 200-50=150 рублей при том, что зарплата м.н.с. АН СССР составляла 120.
Вот я читал и ждал, что случится дальше: у шубы рукава отвалятся, или она облезет через день, и т.д.
Возможно, это Аллочку и ждет в дальнейшем, но на данный момент она победительница!
И за нее можно порадоваться.
Теперь по существу.
Что касается финала…
Он действительно смазанный.
И в общем портит фабулу.
Обмануть цыганку — святое дело (да и вообще кого-то обмануть, пусть даже невольно — всегда хорошо!). Аллочка должна задохнуться от счастья, когда увидела деньги на тумбочке.
Но ее "ужас" портит все.
(Это все равно что найти на дороге бумажник с деньгами и отнести его в полицию вместо того, чтобы идти в ресторан.)
Дальше.
Не уверен в достоверности детали.
Деньги, которые Аллочка прячет в сумочку, идя в воровской вертеп.
У женщины есть бюстгальтер, куда испокон веку прячут все, что можно достать быстро.
Кроме того, даже у фабричных рейтуз, без которых ни одна российская женщина зимой на мороз не выходит, бывает кармашек для денег, если уж самой не пришить.
То, что Аллочка несет их в руках, рисует ее как полную дурочку.
И еще.
Точно так же, как в рассказе «Надежда», который представил нам неделю назад Стас, тут необходим временной тег.
Именно на этом ОМ, поскольку просто на странице под рассказом может стоять дата написания. Если будет, к примеру, 1985 год, то все понятно.
Но если даты поставить нельзя (как тут) или если этот рассказ свежий, просто о старом времени, то это время нужно обозначить в тексте.
И, кстати, по деталям времени.
Шапка из песца, которая дорогая за 250 рублей, и шуба всего за 800, говорит о советских или самых ранних перестроечных временах. Когда цены еще не изменились: тогда, помню как сейчас, монгольское кожаное мужское пальто стоило именно 800 на ЧР.
Но тогда проезд стоил: трамвай — 3 коп, троллейбус — 4 коп, автобус и метро — 5 коп (ну, плюс-минус 1 копейку в разных городах).
За 20 копеек можно было доехать на такси через весь город.
То есть тут рассогласование цен.
А это плохо, если речь идет о точных величинах.
Но это все можно поправить.
Самое главное, что и стиль и язык рассказа превосходны.
Автор — МОЛОДЕЦ!
Своим знанием жёнской психологии, с её такими, скажем, мельчайшими подробностями…
Половина лучших произведений — с главными героинями-женщинами.
Люблю я женщин, грешен.
коротко, ясно, всё сразу встало на свои места.
А произведения ваши я обязательно прочту,
Один из рассказов уже… Я с вами делилась впечатлением… Суровая правда советской жизни…
Тут не место для самопиара, поэтому лучший из «женских» рассказов не буду поименовывать.
А теперь отвечу на замечания. Ужас Аллочки я срисовала с себя. Я бы испытала именно ужас, потому что цыган бы искренне пожалела. Надо подумать над концовкой и добавить пару фраз про Аллочкины мысли. Деньги я бы, скорей всего, отнесла в полицию. По крайней мере, когда увидела в маршрутке дамскую сумочку, оставленную какой-то девушкой, немедленно передала её водителю, мол, вдруг барышня подойдёт к нему и спросит. Водитель ответил, что растеряшки часто подходят и спрашивают, но в его практике первый случай, что потерянную вещь не присвоили.
По поводу денег в сумочке Елена уже ответила, я с ней совершенно согласна. Все мои знакомые носили деньги в сумках и прижимали их к себе.
Теперь о времени повествования. Я неоднократно читала этот рассказ разным людям. После второго абзаца задавал один и тот же вопрос: «Какое время описывается?» Все отвечали, что 80-е годы. Есть куча мелких деталей, которые намекают на тот период, например, «Москвич» родственников, платок-паутинка, мечта героини о натуральной шубке, которые тогда были мерилом благополучия. И дальше по тексту есть много доказательств о том, что это произошло до перестройки.
Шапка ценой в 250 рублей – это как раз нормальная цена для середины 80-х. Сама покупала, помню. И шубы на барахолке тогда стоили 700-800 рублей, точно помню.
Про 20 копеек я тоже долго думала. Но потом не стала делать из парня жадину-говядину и вручила Аллочке его щедрой рукой целый двугривенник. Мало ли на чём девушка поедет, вдруг её надо пересадки делать. Предполагаю, что он протянул ей первую попавшуюся монетку.
Я рад, что ты посчитала мой отзыв дорогим…
На самом деле все вписывается в образ Аллочки.
Была цена 20 копеек на «маршрутное такси».
Ходили РАФы с шашечками по муниципальным маршрутам, но их можно было остановить в любом месте и выйти тоже в любом.
Но маршруты были редкими, мало где пролегали.
Ведь верно говорят: берешь чужие ненадолго, отдаешь свои навсегда.
Сравнение: вот если я, к примеру, вчера съездил на такси за пенсионной справкой за 380 рублей, так я бы не стал брать 2 000.
Вспомни хотя бы Шурочку Балаганова! Вот и мне также: если нужно на проезд 3 копейки, так и возьму ровно столько же. Зачем мне лишнее!
Хотя, если честно, при моём характере я бы пешкодралом пошкандыбала. ))
Все так и было.
Вы в Уфе бывали, эта толкучка была вблизи района, который сейчас называется «Монумент Дружбы», туда ворон костей не заносил.
В пыли, чуть ли не в степи, и только по воскресеньям. Бедный 10й трамвай лопался от пассажиров.
Как раз те ужасные северные края и описаны.
Узнать по такому отстраненному описанию…
Считайте, что все написанное Вы высказали первым, просто я уловил Ваши мысли и их написал…
Хочу согласиться с Вами по всем пунктам.
Время действия — это самый главный момент.
В той же Уфе была испокон века барахолка — ее называли "толкучка". туда ходил специальный трамвай, 10-й номер. Просто площадь за забором. Помню, году в 78 мне там купили овчинный тулуп за 180 рублей. Потом эту толкучку закрыли "по просьбам трудящихся" — именно так и писала городская газета.
А потом, когда вскрылись ассенизационные горизонты "перестройки", открыли официально вещевой рынок, там был порядок, асфальт размечен по квадратам, ходили менты, никакого воровства на самом рынке не было (чуть что — и забьют дубинами), имелись кабины для примерки (типа общественного туалета и пр.). Никакого цыганского мошенничества в те времена уже не было, грабили по-крупному.
То есть данный рассказ в самом деле описывает некоторые переходные времена, и требует временнОго тега.
Совершенно с Вами согласен, что цыганки не бегают. Их оружие другое.
Однажды моя жена решила (для интереса) испытать на себе цыганскую силу.
Она ремонтировала свою служебную машину в автоцентре ВАЗ в Уфе, там около него постоянно тусовались цыгане. Приехала туда, все деньги оставила в машине, при себе оставила только 200 рублей (тогда ни них можно было купить… кажется, 2 бутылки водки «Смирнов №21), вышла. Поговорила с цыганкой. непонятно о чем и вообще очень мирно. Потом вернулась в машину и проверила свое состояние: двухсот рублей при ней не было. При том, что они лежали во внутреннем кармане куртки. Т.е. она САМА отдала их цыганке и даже не помнила, как это сделала!
По Аллочке!
Поразительная коллинеарность во взглядах с Вами, Анатолий! Аллочка и для меня — дурочка. (См. мой коммент к кафе о Пастернаке!)
За всю жизнь у меня была лишь одна знакомая Алла — не дурочка, но ее АллОЧКой никто и не звал никогда.
Эта Алла была школьной подругой моей сокурсницы по матмеху ЛГУ и имела ноги, уникальные в моей жизни: длиной 92 см!
Дураком был я: однажды на застолье мы сидели рядом, Алла была в великолепном цветастом платье из натурального шелка, я ухаживал за ней и уронил кусок жареной щуки ей в декольте. До сих пор себя проклинаю, что не хватило смелости самому его оттуда достать!
По Аллочкиному мужу…
Есть такая закономерность: с умным мужем жена умнеет, с глупой женой муж становится дураком.
Думаю, тут именно такой случай…
Даже, если его герои (цитирую тебя) «с глупой женой муж становится дураком.»
«Саламандра», как покупали сапожки.
С деталями, времен раннего Горбачева (когда уже взвились цены, но еще ходили 25-рублевый ленины).
Там по сути финала нет, все очень плохо.
Не знаю, почему Вы так огорчились за цыган, но я описала реальный случай. Лично я, наоборот, восхитилась, как быстро цыганка сосчитала в уме сумму, которая предположительно была в сумочке у Аллочки. А по тем временам тысяча или восемьсот рублей — это огромная разница.
Потом, Аллочка говорит, что все просчитала, всё предусмотрела. Её проинструктировали коллеги, она даже знала, где меховые ряды. Единственное, что я решила изменить — надо переделать эпизод, где муж отговаривает её от поездки. пусть они там поругаются, это будет убедительней.
Я не знаю, почему в цыганской речи Вы почувствовали кавказский акцент. Может быть, привычка к анекдотам сработала? Думаю, кавказец сказал бы примерно так:
— Вах! Белий шапка, черний доха! Будэшь каралэва!
Но рынок описан здорово! Автору спасибо и удачи!
В нашем возрасте и при наших опытах жизни именно что и остается только прыгать от смеха…
Рассказ написан с соблюдением всех правил построения композиции, главная героиня выписана выпукло, её образ сразу можно себе представить, в том числе с помощью деталей, которые автор вплетает в повествование. Так, описание внешности включено в мысленный монолог ЛГ о появлении на встрече одноклассников — этот приём очень удачный.
Замечания, которые сразу появились, уже озвучены предыдущими рецензентами:
— отсутствие временнОй детализации;
— кавказский акцент у цыган (при абсолютной разнице фонетического строя цыганского языка и, например, грузинского). Конечно, для цыган характерны акценты тех регионов (стран), где они проживают, но действие рассказа явно происходит не на Северном Кавказе. Поэтому, мне кажется, автору стоит подчеркнуть национальную принадлежность какими-то словечками, характерными для этой этнической группы;
— не совсем реалистичным показалось наличие «зеркала средних размеров» в рюкзаке какого-то парня. Это что же за рюкзак у него такой, что Аллочка смогла разглядеть себя в полный рост? И что парень делал в этих «меховых» рядах — был ли покупателем (тогда зеркало зачем) или продавцом?
Что касается замечания Анатолия о спешке героини совершить покупку, то причины этого — вполне убедительные для женщин — как раз автором описаны достоверно в самом начале рассказа (второй абзац).
Не соглашусь и с замечанием Виктора об обязательном хранения денег в нижнем белье. Ну вот никогда не носила ни в бюстгальтере, ни в рейтузах (и кармашков в оных не встречала). Не представляю, как в морозный день женщина лезет под все одёжки за весьма внушительной пачкой купюр. Интеллигентная молодая женщина (отличница, выпускница института) понесёт их именно в сумке. Тем более, что автор описывает те меры предосторожности, которые ЛГ предприняла (пакетик, косметичка и т.д.).
Вообще, подобные точные детали, которыми автор рисует фрагменты повествования, являются его сильной стороной. А над мелкими неточностями можно поработать.
Теперь перейду к финалу. ИМХО, в диалоге, между фразами — Шуба-то откуда??? — Говорю же, они мне дали примерить, а сами…. и последующей репликой:
— Так ты утром унеслась, а свёрток с деньгами на тумбочке забыла! Торопыжка!, не хватает какой-то промежуточной детали: или описания реакции мужа (например, смеха), или свёртка с деньгами в его руках, который вдруг замечает Аллочка.
Реакцию ЛГ "с возрастающим ужасом" я бы заменила на другую: вряд ли мысль о том, что деньги-то целы, ужаснёт, скорее, принесёт облегчение; это может быть и недоумение, постепенное осознание случившегося. И не очень понравилось словосочетание: «в мозгу стучали его обычные слова», оно отдаёт просторечием, не характерным для ЛГ. Можно заменить на «в голове звучали...»
А написал комментарий, чтобы показать, что я тоже читал этот рассказ…
Или надо было промолчать?
Да, а в финале можно бы вскользь намекнуть, что у Аллочки мелькнула мысль пойти в милицию и во всём «признаться»… Но, мне кажется, что описание её ужаса, да и мужа тоже, всё компенсирует с лихвой!
Сразу расскажу, зачем писала этот рассказ. Причина простая – взяла да записала интересный реальный случай, про который мне давным-давно рассказал брат жены брата моего мужа. Другими словами – шурин моего деверя.
Конечно, по идее пишущий человек должен воплотить в произведение какую-то сверхидею, глубочайшую философию, высокий смысл. Но у меня таковых в голове не оказалось, поэтому рассказ получился чисто развлекательный.
Зато после обсуждения я поняла, что нужно изменить.
1. Накануне Аллочка переругается с мужем. Он будет ругаться, а она всё равно поедет.
2. Она уедет на барахолку самовольно, считая, что абсолютно права в своём решении. Саня, скорей всего, будет в это время чистить зубы в ванной.
3. Концовку сильно расширять не буду, просто допишу причину Аллочкиного ужаса: «Ах! Это не они меня обманули, а я их! Какой кошмар!» Потом супруг скажет свои обычные слова «Тебя нельзя выпускать из дома! Вечно что-нибудь да приключиться! Потом добавит: „Бедные цыгане! Они не знали, с кем связывались!“. И добавлю ему эмоций, чтобы не был таким покладистым придурком.
В общем, всем огромнейшее, необъятное спасибо! Самое ценное свойство нашего сайта — объективность!
Про книгу ещё рано говорить. Три маленьких рассказика — это ещё не книга. А ещё я боюсь, что мои прозаические произведения отрекомендуют меня как ярую женоненавистницу. Вот хотела в этом рассказе поведать о миленькой и искренней девушке, а в итоге опять придётся её с мужем разругать и отправить за шубой против его воли. Опять баба-дура получается!
А Саня когда-нибудь начнёт писать, я это знаю. Но он мамкину писанину воспринимает с доброй иронией. Типа, балуется маманька, ну и пусть балуется.
Заметила, на мой взгляд, выбивающуюся из авторского стиля лексику: «женщины с работы», «притулилась», «здоровенный дядька», «врезалась в толпу,… Есть пунктуационные ошибки. Так „благодаря манто из мутона“ не нужно обособлять. „что-нибудь, да приключится“ ( зпт лишняя) Ну всех я приводить не буду. Это поправимо. А вот мне интересна повторяющаяся фраза мужа:
» Слёзы брызнули не от многочисленных потерь, а от того, что Саша, как всегда прав: без приключений она не умеет!" Потом повторил привычную фразу: «Тебя же нельзя выпускать из дома, вечно что-нибудь, да приключится!»
Она смотрела на мужа с возрастающим ужасом и в мозгу стучали его обычные слова: «Тебя нельзя выпускать из дома! Вечно что-нибудь, да приключится!» Саша как будто прочитал мысли и добавил:
— За тобой даже дома глаз да глаз нужен!
Как-то не по себе, что происходящие события всё время связываются со словами мужа и ощущениями героини при их воспоминании.Не так страшна потеря, и даже радость не в радость (а «возрастающий ужас»(!?), как боязнь очередного упрёка. Концовка — опять слова упрёка. Рассказ назван «Шуба». Естественно, что ей надо бы уделить внимание в конце рассказа. Какой красивой в шубе увидел свою жену Саша. Как они оба смеялись и радовались этому приключению.…
Возрастающий ужас вызван не боязнью очередного упрёка, а сутью ситуации. Во-первых, муж, как всегда, оказался прав, во-вторых, девушка нечаянно облапошила не кого-нибудь, а цыганку.
А название пока дежурное. Над названием я ещё подумаю.
Зато я знаю, что в Уфе есть "цыганские дворы" — центр наркоторговли области, туда приезжают даже из сопредельных регионов.
Все это знают, но ментовня туда даже не суется.
Я это знаю потому, что во времена, когда работал таксистом, приходилось возить мелких дилеров: нанимали на целый день, ездили туда и по городу, платили хорошо.
А под Уфой на трассе Р314 есть район, он называется «Цыганская поляна», потому что в прежние времена там останавливались таборы конокрадов.
Сейчас он застроен 3-этажными коттеджами крупных наркоторговцев.
И это тоже знают все.
А что же Вы их возили, значит, Вам от них не было зла? Нельзя по отдельным элементам мешать с грязью весь их народ, Вы же умный человек, и всё прекрасно понимаете!
А в нашем доме она прожила ровно сорок лет!
Заодно напомню, что вашего внимания ждёт уже другой рассказ. Приглашаю всех к его обсуждению.
Рассеянных наций, диаспор (статических и динамических) существует очень много.
Но главное отличие именно то, которое Вы отметили.
Евреи, рассеянные среди других наций, поддерживают экономику, искусство, науку, обращение финансов.
Армяне — строители, в той же Уфе лучший ремонт квартир делают армяне, а в годы СССР по республике курсировала команда «шабашников», которую в народе называли «Трест „Армянстрой“». Во времена, когда в 200 км от Уфы от деревни к деревне можно было проехать только на танке (и то не на всяком), они за наличные прокладывали и асфальтировали дороги, которые находятся в приемлемом состоянии по сю пору.
Турки — тоже строители, в Уфе сейчас половина административных зданий возведена турками.
Корейцы вживаются в принимающую нацию, почти ассимилируются, хоть и сохраняют имена, отличаются дружелюбностью, приветливостью.
И так далее.
Цыгане несут социуму абсолютное зло, потому что их цель нажива для себя за счет всех, кто окружает.
Побывать в Израиле было мечтой моей жизни — увы, не осуществившейся.
О стране и народе — равно как о сынах Израиля в мире — я пишу на сайте записок по еврейской истории Евгения Берковича, где почти постоянный автор:
z.berkovich-zametki.com/avtory/ulin/