Новое обсуждение в Школе поэтического мастерства! Открытый микрофон включен
Уважаемые участники Литературного клуба «Писатели за Добро»!
Сегодня «Школа поэтического мастерства» приглашает вас к Открытому микрофону для обсуждения стихотворения одного из наших новых авторов.
Он впервые участвует в этой рубрике и для начала — анонимно.
Мне кажется, что это хорошая тенденция, когда новички обращаются к участникам клуба за рецензиями своих произведений. Значит, вам доверяют!
Сразу замечу от себя, что у автора много разных по стилистике и содержанию стихов, но для первого знакомства он — по своим личным причинам – выбрал именно это.
Напомню, что задача рецензента — не просто поругать или похвалить, а объяснить, что не так, что требует исправления или дополнительной работы, а что удалось.
Просьба в комментариях соблюдать правила обсуждения у Открытого микрофона:
— критика должна быть дельной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг (за два последних сразу последует бан);
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
Стихотворение публикуется в авторской редакции.
***
Дорогие люди!
Люди- человечки!
Сколько можно шутки,
Шуточки шутить!
Все слова-словечки
Сплевывать как семечки,
А потом их снова
Говорить.
Иль стрелять словами
Наповал и насмерть,
Посмотрите сами –
Перед вами тир?
С вашей колокольни
Все дороги – скатерти,
Но куда ведут они –
В странный мир.
*
Посмотрите сами –
Ведь земля качается,
Как хмельная панда,
В такт шагам.
Что-то будет с нами
Там, где всё кончается,
Где не солнце светит
И не нам?
Там в тумане дети
Бегают по полю,
Кто-то неизвестный
Далёко впереди
На весь мир окрестный
От души и вволю
Вам кричит протяжно:
«Погоди!»
*
Этот мир как будто
Сделан из картона,
В нём по швам продета
Голубая нить.
Крикни слово в небо
Выше на полтона
И помнется небо –
Вновь не распрямить.
А слова – как траки
Боевого танка
В них легко наехать,
Что не воскресить.
В бензобаке – накипь,
А в стволе болванка,
Вот пойдет потеха –
Всех разговорить.
*
Если стать ты хочешь
Умненьким и добрым,
Чтоб тебя в песочек
Пустили поиграть
Образ твой быть должен
Тщательно подобран
И простые правила
Ты должен соблюдать:
На пороге мира
Мой при входе руки,
Тапочки у входа
Ты переобуй.
И забудь пожалуйста
Штуки ты и трюки,
Будь попроще с миром –
В щечку поцелуй.
*
Говори потише,
Не кричи не надо,
По головке гладить
Мир не забывай,
В чистеньких штанишках
Должен быть всегда ты,
Меньше рассуждая,
Больше ты прощай.
Под небесной крышей
Не беги вприпрыжку,
От избытка силы
Крышу не тряси,
Будь ты клоун рыжий –
Сделай передышку,
И почаще милый
Говори мерси.
*
И настанет эра
Жареных пельменей,
Красных помидоров
И настольных игр,
Погребов с мадерой,
Сала и варений,
Ящиков с кагором
И заморских икр.
Ты взойдешь по трапу
К месту бизнес-класса,
Стюардесса в мини
Принесет компот,
Примет твою шляпу
И вздохнет, зараза,
Ждет – чего ей будет
От твоих щедрот.
*
В середине неба
Растворятся двери
В мир до горизонта
Светлый и большой.
Нет там книг нелепых,
Лжи и суеверий,
А из всего бомонда -
Лишь поэт бухой.
Как шагнешь ты дальше
Этого порога
Повороты судеб
Станут нипочем.
Будет все без фальши
И твоя дорога
Выложена будет
Желтым кирпичом.
Повторы слов. Их изобилие. В некоторых случаях они усиливают эмоциональный оттенок смыслового содержания и могут быть обоснованно использованы. Например, в первом катрене вполне уместны. Однако автор должен уметь подбирать синонимичные выражения. Русский язык богат. На мой взгляд просторечные выражения обедняют художественную ценность текста и отвлекают от содержания. Есть смысловые недоработки. Например, читателю сложно понять, о каком мире все- таки идет речь: том, в котором мы сейчас живем или о будущем, когда нас не станет. Автор должен четко раскрывать все смысловые взаимосвязи между событиями, о которых пишет. Стоит обратить внимание на знаки препинания. Небрежность их использования недопустима в художественном тексте.
Затем читаю, что люди словами могут ещё и стрелять, убивая насмерть. Это уже серьёзней. Жду раскрытия темы, но автор перескакивает с этой мысли на следующую: с колокольни каких-то неведомых мне людей все дороги видятся скатертями, и ведут они в странный мир. Опять в моей голове вопросы: что за люди? Почему они стремятся в странный мир? Чем этот мир странный?
Перехожу к следующему шестнадцатистишию. Земля качается как хмельная панда. Наверное, это и есть странный мир? Там панды пьют? Откуда такой образ? Читатель вряд ли видел, как качается панда, чтобы чётко представить качающуюся Землю. Образ странный, как мир, в который автор меня увлекает.
Потом вдруг вопрос:
Что-то будет с нами
Там, где всё кончается,
Где не солнце светит
И не нам?
У меня возник встречный вопрос: А где это? Там дети по полю в тумане бегают, кто-то громко кричит: «Погоди!». Чьи дети? Откуда туман? Кто кого останавливает? Конкретики хочу! Хочу развития образов, а пока галопом по европам.
Этот мир как будто
Сделан из картона,
В нём по швам продета
Голубая нить.
Представила себе глобус, мне этот образ понравился: мы воспринимаем Землю как глобус.
Крикни слово в небо
Выше на полтона
И помнется небо –
Вновь не распрямить.
Я кричала, небо не мнётся. Не верю автору.
А слова – как траки
Боевого танка
В них легко наехать,
Что не воскресить.
Не знаю, как можно наехать в траки боевого танка. Наехать можно на что-то, но никак не «в…».
В бензобаке – накипь,
А в стволе болванка,
Вот пойдет потеха –
Всех разговорить.
Ой, мамочки! Я окончательно запуталась. Автор мне что-то про какие-то слова рассказывает, а смысла так и не уловлю. Дальше читать не хочется, но я попробую.
Читаю, что в песочек пустят поиграть, если я буду умненькой и доброй. Но чегой-то я не хочу играть в песочек. Потом узнала, что надо мыть руки на пороге мира, переобуваться в тапочки, и забыть про штуки и трюки. В оконцовке предлагается поцеловать мир в щёчку. Имеется в виду, что мир любить надо что ли? Ну хорошо, хорошо, пусть будет так. Образы, конечно, неубедительные, но идею я поняла.
Вот оно! Говорить надо потише! Теперь знаю, к чему были предыдущие… шестнадцать умножить на четыре, это будет… шестьдесят четыре строки!!! Я должна говорить потише и гладить мир по головке. О, боже! Мне ещё даются рекомендации носить чистенькие штанишки! Сразу хочется сказать автору: это моё личное дело, стираю ли я свои штанишки. А потом мне предложено меньше рассуждать. С чего это? Сколько хочу, столько и рассуждаю. Ах, ещё и бегать вприпрыжку запрещается? Но я по возрасту уже не бегаю. Придётся передавить танком тех детишек, которые в тумане носятся, коли бегать автор запретил. (Господи, прости мою душу грешную, но это не я, это автор произведения меня к таким мыслям привёл). И что самое интересное: почему я должна говорить «мерси». А простое русское спасибо нельзя что ли?
В следующей части поэт утверждает, что наступит сытое время жратвы и питья, если я буду помалкивать и на одном месте посиживать. Какой мерзкий мир получился.
Последняя часть. Умилило присутствие бухого поэта в этом празднике жизни. Но после прочтения …шестнадцать перемножим на семь… два пишем, семь на ум пошло… ста двенадцати (!!!!!!) строчек я поняла лишь одно: автор хоть и предлагал больше не шутить, сам-то повеселить меня хотел. Ничего, что слишком долго, невыразительно и не смешно, всё равно спасибо. Только надо сократить строчек на сто.
Люди-человечки!
Сколько можно шутки-
Шуточки шутить!
Щёлкать в словоблуде
Семечки-словечки
Так, что их за сутки
Не переварить!
Ну, и т.д…
А первый: автор, как мне кажется, хотел сделать строфу вот с такой рифмовкой — abcdabcd.
Ну, так если делать, то до конца — каждую строку рифмовать! А то — то есть, то нет. Недоработка.
Желаю автору всё это поправить.
Удачи, Евгений!
Но если соединить строки:
Дорогие люди! Люди- человечки!
Сколько можно шутки, шуточки шутить!
Все слова-словечки сплевывать как семечки,
А потом их снова говорить.
Иль стрелять словами наповал и насмерть,
Посмотрите сами – перед вами тир?
С вашей колокольни все дороги – скатерти,
Но куда ведут они – в странный мир.
Получается вполне себе почти метрика.
Далее подумалось — это юмор такой или вполне серьёзное стихотворение? Но раз стих заставил задуматься, зацепил, значит в нём всё же есть что-то. Наверное, речь о том, что словом можно не только ранить, но и убить. Пожалуй, прочту ещё раз, возможно пойму движение мысли автора.Надеюсь, он не обидится на моё предложение писать короче, помнить о читателе. Искренне желаю успешного творчества!!!
Дорогие люди! Люди- человечки!
Сколько можно шутки, Шуточки шутить!
Сплевывать как семки, Все слова-словечки
А потом их снова снова Говорить.
Иль стрелять словами Наповал и насмерть,
Посмотрите сами – Перед вами тир?
С вашей колокольни Все дороги – скатерть,
Но куда ведут тропинки – В странный мир.
— человечки-семечки;
— скатерти-насмерть;
— траки-накипь;
— потеха-наехать;
— хочешь-песочек;
— добрым-подобран;
— крышей-рыжий;
— судеб-будет.
Такие рифмы дорогого стоят.
Что касается ритма, то он есть, свой, особенный, весьма интересный. Возможно, есть смысл переформатировать построение, чтобы читатель легче воспринимал рифмующиеся строки.
Согласна с Ольгой, много хороших, неординарных рифм, что свидетельствует о том, что автор — не новичок в стихосложении.
Отмечу ещё наиболее понравившиеся моменты:
Отличное начало третьего катрена: «Этот мир как будто сделан из картона...», призыв мыть руки перед входом в мир и предпоследний катрен с «эрой жареных пельменей». Близок мне и образ дороги из жёлтого кирпича, который заставляет под другим ракурсом взглянуть на всё стихотворение.
Там, где автор использует перенос ударения, этого можно избежать, если подобрать слова — синонимы.
Посыл автора мне понятен, и образы он нашёл интересные, как и стиль подачи своих мыслей. Не знаю, насколько можно укоротить это произведение, но улучшить — необходимо, я даже по ходу, читая, что-то исправляла. И автор, думаю, легко с этим справится.)
Спасибо всем, кто потратил время на этот стишок. Хотелось бы дать некоторые пояснения по прозвучавшим вопросам. Возможно это поможет тем, кто его еще прочитает (я очень на это надеюсь. И на то, что еще прочитают и на то, что поможет).
Во первых. Данный опус – это, конечно, шутка. Но и не шутка. Инфляция слов и смыслов сегодня на мой взгляд уже всеобщая болезнь. Словами можно играть, смысл можно переворачивать. Все стало можно в этом мире. Ну разве он не странный?
Во вторых. Этот мир – безусловно наш мир. Тот, другой мир я не видел. Когда увижу и если смогу – расскажу как он выглядит. Пока не знаю. Надеюсь, что дорога из желтого кирпича – будет. А вот этот мир я видел и видел – таким.
В третьих. Можно, конечно, написать технически совершенную вещь, назвать четверостишье катреном и посчитать количество ударных слогов. Конечно можно. К стыду своему должен признаться, что в этом не силен вовсе и писал как писалось. Постараюсь свою безграмотность ликвидировать в ударные сроки. НО! Мне все-таки кажется, что поэзия – это не только игра в бисер и даже не столько игра в бисер. Хотя, безусловно, и игра в бисер тоже. Постараюсь технический аспект подправить. Вот только сокращать точно ничего не буду.
Ну и по мелочи:
— наехать можно не «в траки», а «в траках», то есть в танке обутом в гусеницы, иначе – в траки.
— если вдруг кто-то не видел хмельной панды – посмотрите, вот ссылка:
www.youtube.com/watch?v=hbFv7QimGm0
кстати хмельная панда – это вовсе не негативный образ, а очень даже добрый, я бы сказал ласковый.
— если кто-то считает, что сытое время — это хорошо, ну что ж, имеет право. Сам так вовсе не думаю, но похоже выразить это не сумел. Так мне и надо.
Впрочем мелочей много, про все не буду.
Кстати почитав критику я пытаюсь что-то исправить. Например вместо
«И забудь, пожалуйста,
Штуки ты и трюки» я поставил:
«Не манипулируй,
Брось ты эти штуки»
Вот что меня реально убивает, это то, что в тексте некоторые увидели ЗАПРЕТЫ шутить, носить грязные штанишки и т.д. или ПРИНУЖДЕНИЕ, например играть в песочек. Да ради Бога! Люди! Сколько можно шутки шутить!
Удачи Вам и здоровья!
Причинно-логические связи были бы также не лишними, особенно при учете столь большого объема произведения. Отсюда и закономерные вопросы у многих читателей (у меня, в частности) об общем смысле этого творения. «Бухой поэт» в финале, конечно, многое объясняет, но все же этого, думается, недостаточно… Как и «желтого кирпича дороги». Быть может, это намек на то, что ЛГ по итогу, доигравшись словами, попал в желтый дом, где все стерильно и «без фальши»?.. Или же это какой-то мир будущего (см. предположение Онеги)?.. Но вопрос, что вкладывал в это произведение сам автор, остается открытым…
Действительно, уже были отмечены интересные образы и рифмы — они украшают текст. А вот прыгающий ритм и обилие плеоназмов, с моей точки зрения, наоборот портят впечатление: «от души и вволю», «штуки (...) и трюки», «Говори потише» и в следующей же строке — «Не кричи не надо».
В общем, для литературной шутки в стихе явно многовато строк и лишней назидательности, непонятно, в адрес чего направленной.
Для серьезного стиха не хватает, собственно, ключевой идеи, вокруг которой все остальное бы выстраивалось!
Остается только согласиться с Любовью, которая прочла неоднократно: «После неоднократного прочтения стихотворения складывается впечатление, что автору пришлось многое в жизни повидать, а теперь, будучи в преклонном возрасте, он желает дать советы о том, как преодолеть несовершенства бренного мира».
В любом случае спасибо автору за текст! Присоединяюсь к пожеланиям дальнейшего творческого роста!
И, если посмотреть все комментарии, даже при отмеченных ошибках и несовершенстве, Евгений добился главного — его произведение заставило нас задуматься, покрутить образы в разные стороны, а значит, написано оно не зря.
«Евгений добился главного — его произведение заставило нас задуматься, покрутить образы в разные стороны, а значит, написано оно не зря». Безусловно! )))
вышеизложенное…
Мне пока ещё, видимо, рано давать советы…
Поняла и согласна с тем, что наш существующий мир не совершенен, но в этом, думаю, виноваты мы сами. А чтобы он стал лучше, добрее, совершеннее, нам надо очень постараться, пересмотреть своё отношение ко всему… Всё зависит только от нас!
Автору здоровья и творческих успехов!
Да, стихотворение не без технических недостатков и длинновато, о чём верно было замечено. Но какая великолепная ирония над тем миром, теми реалиями, в которых мы живём!
Но если собрать всю критику вместе и реализовать все требования, выдвигаемые к этому стихотворению, то оно умрёт.
Уважаемые коллеги (хотя я не люблю этого слова — веет программой «Время»), вы исходите в своей критике из собственных представлений о мире, а не из предлагаемых автором. Попробуйте встать на его точку зрения, и оттуда рассмотреть и оценить образность его творения.
Когда пьян сам поэт —
С ним пьян весь мир!
Несёт на ухо бред
Курт Воннегут, кумир,
Зампред, литературовед, сосед;
Телеэфир и радиоэфир;
Раскачивают в траках танки землю…
Поэт собой весь шар земной объемлет,
Природе покорясь,
И разгоняя смог,
Составив буков вязь
И строчек так, как мог,
С хмельною пандой всласть
Отведав ягод гроздь,
Он критику приемлет без проблем
В бездоказательности мира теорем…
С уважением, Светлана.