Смиренные Трудники Божии

Смиренные Трудники Божии

«Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственно воспитание».

«Святые Земли Русской, молите Бога о нас»!

Это — продолжение.

Часть Вторая «Смиренные Трудники Божии»

Глава 6 «Лучшее пред Богом предстояние в глубине в глубине высокого смирения».(Иеромонах Роман).

Хотелось бы немного продолжить об образе святости, о смирении на примере замечательных и, к сожалению, пока мало известных произведений Н.С.Лескова, писавшего о Святой Руси, о душе русского народа, порой о мучительном поиске смысла земного бытия, и снова возвратиться к Преподобному Сергию. В повести «Скоморох Памфалон» главный герой оказался более достойным Вечности, чем бесспорно праведный Ермий. Ермия все считают святым – и даже чувствуют себя исцелёнными, постояв лишь под сенью его столпа. Но в какой-то миг закралась Ермию в душу мысль о том, что «Вечность запустеет», потому что нет более достойных. И тогда посылается ему встреча со Скоморохом Памфалоном. А в финале, когда души обоих летят в «несказанный свет», перед Ермием встаёт частокол из букв – и начертано слово «Самомнение». Смиренный же Памфалон стирает этот «предел». А ещё очень важно и то, что Ермий понял, что «Вечность не запустеет», потому что «перейдут в неё путём милосердия».

А Преподобный Сергий, как мы помним, смиренно трудится; и если просит у кого-то хлеба, то только, потрудившись за это. Его смирение и горячая молитва изгоняет бесов с того места, где строится храм, а после «вырастет» известный на весь мир монастырь.

Мне кажется немаловажным, что на одном из клейм бесы изображены не как обычно – в виде безобразных существ чёрного или болотного цвета, а в виде пышно разодетых, суетящихся людей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это — символ грешного мира, от которого уходит и сам Преподобный и многие Святые для того, чтобы быть с Богом, однако, приходить на помощь тем, кто в этой помощи нуждается – прежде всего помощи духовной – и, конечно, сам обращается к Богу. Иначе, в какой-то момент может произойти то, что произошло с Ермием.

(Кстати, в одном из произведений Н.С.Лескова в похожем виде — в яркой одежде с блестящими пуговицами, и на ходулях приходит во сне к маленькому мальчику Тщеславие. Оно забирает «неразменный рубль», который не иссякал, пока тратился на добрые дела. (Рассказ «Неразменный рубль»)).

А далее Преподобный Сергий – скромный игумен в ветхом одеянии трудится в огороде – и приехавший боярин не узнаёт его и просит позвать игумена. И крайне удивлён, когда узнаёт, с кем он не слишком вежливо, как полагается истинному христианину, говорил. Тоже – пример посрамления гордыни.

А после Преподобный отказывается стать преемником Митрополита Алексия, желая оставаться скромным игуменом созданной им обители.

Духовный мир рядом с нами, но он невидим и отрывается лишь иногда по воле Божией!

Обитель Преподобного Сергия жива – и до конца времён не прекратится здесь молитва за всю нашу многострадальную Матушку-Русь, за каждого из нас, как и Обитель Благоверного Князя Даниила! И ещё раз хотелось бы вспомнить, что Обитель Преподобного Сергия возродилась вскоре после Великой Отечественной войны, и Обитель Благоверного Князя Даниила возродилась тоже ещё при Советской власти – в 1983 году. Воистину, дивны Дела Твои, Господи!

«О, ублажаем, тя, Данииле,

Княже Великий Великой Руси!

Ты в Царстве Небесном, сияя в порфире,

Милости нам у Христа испроси»

Эти проникновенные слова, написанные от верующей души монахинями, обработали и проникновенно донесли до слушателей хорошо известные архидиакон Роман и иерей Алексей, к сожалению, рано ушедшие. Жизнь их, особенно архидиакона Романа во многом связана с Сей Древней Обителью. Был архидиакон Роман и экономом Обители, и иконы писал, и создавал удивительные песни, и статьи писал о духовной музыке. А потому, конечно, не мог не запечатлеть в своих песнях образ столь любимого и почитаемого Благоверного Князя.

А в другой песне автор от имени всех неравнодушных, верующих людей, которые хотят, чтобы Москва была «Православной Столицей», а не «окаянным Вавилоном», взывает к Святому Князю:

«Сопричти и нас твоей дружине

И над Древней Матушкой – Москвой,

Что зовётся Православной и поныне

Светлою сияй всегда Звездой»!

С теми же чувствами обращается и знаменитый иеромонах Роман к Преподобному Сергию: «Под твоей десницей каждый — Пересвет»!

А потому, завершая эту главу повествования, хотелось бы снова обратиться к преисполненным любовью, светлым воспоминаниям М.И.Макарова.

«Здесь все было исполнено мира и доброты. С безграничной любовью смотрели лики на иконе Святой Троицы, и хотя вся икона была закрыта дорогим окладом, а открыты только лики, но их вид глубоко проникал в душу и притягивал к себе.

Все существо наполняло чувство живой близости Преподобного: вот сейчас подойдем под его благословение, и он тепло приласкает и благословит. И еще было какое-то ощущение, тогда для меня не ясное, понятое мною позже. Это чувство неизъяснимой рас-крытости души, когда стоишь у мощей Преподобного.
О чем я молился у мощей?

Ни о чем.

Я был полон отрадой присутствия в этом святом месте.Как говорят, «не чувствовал под собою ног». Только и хотелось, что повторять слова акафиста, читавшегося в это время: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче». Из этого благодатного состояния я вышел, увидав у подсвечника перед мощами Сергея Александровича, ставящего за каждого из нас по свече и особую свечу — за о. Иоакима. Мое внимание привлек целый костер свечей, горящих на этом большом подсвечнике, и особенно — огромная восковая свеча в центре подсвечника. «Как же ее ставят? — подумал я. — Наверно, вдвоем».


Мой взор упал на пробоину от польского ядра в железных дверях собора, рядом с мощами. Об этой пробоине говорил нам Сергей Александрович, когда рассказывал про осаду монастыря. Глядя на пробоину, я подумал: вот хорошая отметина на память о заступничестве Преподобного Сергия. Шестнадцатимесячная осада кончилась тем, что, потеряв больше половины своего многочисленного войска, в шесть раз превышавшего силы защитников монастыря, поляки бежали.
От пробоины мой взор возвратился к раке и к большой иконе у мощей — Явление Божией Матери Преподобному. Вспомнилось недалекое раннее детство, когда я, просыпаясь ночью, видел на столе образок этого Явления с горящей перед ним лампадкой. И я вновь почувствовал ту теплоту и доброту, которую ощутил, подойдя к кресту после обедни в Сергиев день — первый день посещения Даниловской школы. С этим ощущением я приложился к мощам Преподобного и вышел из собора».

Глава7 Сокрытый Живоносный Источник.

По молитве Преподобного Сергия был изведён из земли Святой источник – это тоже хорошо всем известно. Братия стала говорить игумену, что далеко приходится за водой ходить. Действительно, многие монастыри стоят на реке или неподалёку, или рядом с монастырём выкопан пруд. Но хотелось бы на это взглянуть ещё и по-другому. По молитве на поверхность, наружу выходит сокрытое в земле.

Сразу же, конечно, вспоминается Сам Живоносный Источник, который открыла Сама Матерь Божия императору Льву, проявившему сострадание к слепому и нищему человеку. император пошёл искать для немощного воду, но воды рядом не было. и вдруг услышал он голос Матери Божией, указавший, что вода рядом. Источник, действительно, был рядом, только весь зарос и покрылся илом. Император набрал воды для нищего, а потом ещё Матерь Божия велела положить ил на глаза слепого – и тот прозрел! Источник по приказу императора расчистили и построили над ним Храм в честь Пресвятой Богородицы.

И совершенно удивителен День Памяти этого Образа – Пятница Светлой Седмицы – и во всех храмах в тот день освящается вода.

Наверное, так и в нашей жизни – всё лучшее, глубоко сокрытое открывается по трудам, по молитве, по милосердию! И всё время не покидает мысль о том, что этот Богородичный Образ как-то по-особенному связан с профессией тех, что обучает и воспитывает, особенно, — литературе и всему, что связано с культурой, обращено к душе человека Он помогает помочь прежде всего тем, кто скромно и незаметно трудится и часто бывает не замечаем среди бойких, но не столь глубоких! Как когда-то был расчищен неиссякаемый источник благодати среди зарослей и ила, как вышедший из земли источник по молитве смиренного игумена!

И на территории Троице-Сергиевой Лавры святая вода, исцеляющая скорби, в Надкладезной часовне, возведённой в честь этого удивительного Образа Пресвятой Богородицы, и в беседке, расположенной недалеко от маленького, скромного Храма, в котором покоятся Мощи Преподобного. (Только забил он несколько позже).

Сам же источник ещё приземной жизни Преподобного братия хотела назвать «Сергиевым», но Преподобный запретил, будучи глубоко смиренным. И название своё источник получил лишь после его Преподобного. Ныне он за территорией Обители, правда, совсем рядом. Там выкопан колодец, а над ним построена часовня. Колодец, который всего лишь два метра глубиной, — истинный кладезь, источник неиссякаемой благодати. (Какое удивительное слово «кладезь» — и как верно отражает суть!)

С именем Преподобного Сергия связаны и святые другие источники — и один из наиболее известных Гремячьи Ключи, недалеко от самой Обители Преподобного Сергия и где тоже ныне возведена часовня.

Безбожники хотели отлучить русский народ от святых источников – о от главного «Живоносного источника» — Веры Православной. Известны случаи вандализма, когда святые источники пытались засыпать, заасфальтировать, построить на них бензоколонки. Не получилось — и не могло получиться! Источник всё равно выйдет и проложит путь. Так и душу нельзя запереть в подвале безбожного пространства!

А когда в 90-е годы кто-то из потерявших совесть, утративших всё святое «новых русских» попытался сделать бизнес, огородил территорию святого источника и стал продавать воду, источник иссяк – и вышел в другом месте — там, где люди имели к нему свободный доступ. Что даром дано – и отдавать надо даром. Иначе, для того, кто забыл об том, благодать иссякнет.

(С пробившимся на землю святым источником можно сравнить и духовную музыку, которую всячески заглушали захватившие власть безбожники. Но он всё равно вышел, даже на сцены концертных залов! У автора статьи есть сценарий литературно музыкальной композиции «Возвращённый источник живой воды», посвящённый духовной музыке). Истину и благодать убить, иссушить нельзя – можно только потерять для себя, отказавшись от святости. Не дай Бог никому такой участи!

Глава 8 Образ Святости, воплощённая кистью великого художника.

«Дух дышит, где хочет» — а потому святость отражена не только в церковном искусстве. Думаю, что многие знают о явлении старца отроку Варфоломею, благодаря картинам великого М.В.Нестерова. О самой картине уже не однократно упоминалось – и к ней мы ещё вернёмся. А сейчас хотелось бы немного сказать о. Варфоломей, как и многие святые, «от юности Христа возлюбил» — думаю, нет необходимости эти слова комментировать. В юбилейный для живописца год журнал «Православная беседа» поместил довольно большую статью о жизни и творчестве М.В.Нестерова – и именно о творениях, посвящённых Преподобному Сергию Радонежскому. Нам же очень важно увидеть и понять не технику и новаторство художника, а единство будущего Прославленного Святого с природой. С природой как Нерукотворного Храма Творца – и, конечно, то, что хищный зверь – медведь лежит у ног его, как верный пёс. Думаю, все знают, что медведь, внушающий многим людям страх, будет брать хлеб из рук Святого и не помыслит напасть на безоружного, хоть Преподобный и не обладает исполинской силой. Хищного зверя смиряет святость, а не сила! Для большинства медведь – угроза жизни или добыча, а для ПреподобногоТварь Божия, а потому – друг!

Медведь будет служить и Преподобному Серафиму Саровскому, а в первые века Христианства Святой Герасим Иорданский приручил льва. (У упоминаемого не раз Н.С.Лескова на основе житияСвятого Герасима Иорданского создано удивительное произведение«Лев Старца Герасима». Кстати, и страшный разбойник Амру, перед которым «все трепещут» тоже упадёт на колени пред старцем. А в другом рассказе Н.С.Лескова«Зверь», мальчик молится о спасении медвежонка – и свершается чудо). К этой очень важной, со всех точек зрения, теме следует обратиться несколько позже.

А теперь то, что кажется совершенно невозможным, непостижимым и то, что выяснилось совсем недавно! Картина М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия» — даже не картина, а репродукция… исцелила больного маленького сына В.М.Васнецова, когда он вместе с самим автором бессмертного полотна расписывал в Киеве знаменитый Владимирский Собор к 900-летию Крещения Руси!!! Не икона, а репродукция картины, за которую жена художника ухватилась как за «соломинку»! Святость Преподобного Сергия, великое множество раз приходившего на помощь людям в соединении с благочестивой душой художника совершили ещё одно из великого множества чудес!

И, думаю, что Образ Преподобного Сергия в юности как нельзя точно отразилась в стихотворении «Сергий Радонежский» поэта Серебряного века, внука и тёзки знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва:

Весь день из рук не выпускав пилы
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,

Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой, стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен мёдом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К Тебе взывает юноша-монах.

Молитва и труды Преподобного Сергия и его братии отражены в знаменитом триптихе «Труды Преподобного Сергия».

В той же статье журнала «Православная беседа» автор акцентирует внимание на удивительной сосредоточенности братии. Все они трудники Божии!

И, завершая разговор об образе Преподобного Сергия в творчестве М.В.Нестерова, снова возвращаемся к картине, благодаря которой многие знали о том, как будущий Прославленный Святой постиг не только книжную грамоту, но и высшую Премудрость «Явление отроку Варфоломею».

О ней уже немало было сказано, кроме того ещё, о чём долгие годы не задумывались. Мы не видим лицо старца. Почему? В той же статье автор высказывает очень разумную мысль и заставляет увидеть ещё одну грань – Старец символизирует будущее маленького Варфоломея – Преподобного Сергия Радонежского. Это одновременно — и «преемственность», и Вечность, для которой нет земного времени и пространства!

А кроме того, великий художник увидел похожую ситуацию времени, когда жил Преподобный, и конца 19-го века. Как мы хорошо знаем и о чём ранее уже говорилось, Преподобный Сергий – собиратель Земель Русских, стремившийся преодолеть вражду «Воззрением на Святую Троицу», а во времена М.В.Нестерова «раздробленность», разобщённость была порождена отчуждающим людей друг от друга нигилизмом. И великий русский художник, как и все великие люди, обладающий даром пророчества. хотел, чтобы его соотечественники, глядя на образ Преподобного Сергия, задумались об этом, «Воззрели бы на Святую Троицу». Но «нет пророка в своём Отечестве» — и люди, говоря словами философа Н.Н.Ильиной, «оглушённые шумом земли», своего великого соотечественника не услышали. Может быть, услышав, не ввергли бы Великую Россию в пучину безбожия, беззакония, разрушения. Дай Бог нам теперь, через сто лет, услышать и сделать выводы из трагических уроков нашего Отечества, «Воззреть на Святую Троицу» — и понять, что иного пути спасения нет!

(Думаю, в данном контексте следует отдать дань уважения и самому великому художнику).

Я не раз читала о том, что в мировом искусстве нет аналогов творчеству М.В.Нестерова и братьям Васнецовым. Нет такого жанра, в который можно было бы «уложить» их благочестивое, боговдохновенное творчество. Конечно, боговдохновенны многие русские художники, работающие во всех жанрах, но, как уже говорилось, ля картин М.В.Нестерова и жанра не придумали.

Как мы знаем, М.В.Нестеров вместе с В.М.Васнецовым расписывал Владимирский Собор в Киеве, когда произошло чудо исцеления маленького сынаВ.М.Васнецова.

Кроме того, М.В.Нестеров расписывал Марфо-Мариинскую Обитель, основанную Елизаветой Фёдоровной Романовой – вдовой Московского Губернатора С.А.Романова, впоследствии убиенной большевиками и Причисленной к Лику Святых.

А потом уже очень немолодой художник отказался писать портрет Сталина, зная о многочисленных репрессиях, прекрасно зная, что.может быть за такой ответ. Но репрессий не последовало. Очевидно, тоже заступничествомПресвятой Богородицы и Преподобного Сергия!

Кстати, и усадьба знаменитого мецената С.И.Мамонтова, которой не раз бывали все известные художники и который принимал самое деятельное участие в возведении и росписи упоминаемого уже Владимирского Собора в Киеве, тоже недалеко от Обители Преподобного Сергия).

Глава 9 «И в этой жизни труд печальный

Благословеньем Божьим стал».

(Н.С.Гумилёв)

Конечно, слова эти относятся ко всем христианам, однако, главное слово для нас в данном случае – «ученик». Ученики, вернее, последователи Преподобного Сергия – те, без кого нельзя представить историю, культуру Святой Руси, великой России и, конечно, сонм Русских Святых. «Да Воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего» — эти слова Преподобного Сергия, уже неоднократно повторяющиеся в статье, как мы помним, сказаны им были ещё до написания Образа Троицы Андреем Рублёвым. И очевидцем воплощённого чуда стал Преподобный Никон Радонежский, к образу которого мы ещё возвратимся. Но и причисленный к Лику Святой Иконописец Андрей – тоже ученик Преподобного Сергия.

Одни источники говорят, что Андрей происходит, судя по фамилии, из рода ремесленников, другие – из рода боярского. Видимо, теперь это уж и не так важно, потому что сословность, родовитость, богатство важны только в скоротечной земной жизни. Однако, все знают, что, например, Преподобный Сергий в миру Варфоломей, Преподобный Серафим Саровский – Прохор, Святитель Тихон Задонский – Тимофей, Оптинский Старец Амвросий-Александр и т.д.А мирского имени Святого Иконописца, как и его происхождение по Промыслу Божьему скрыто, но для всех и навсегда имя его связано с Образом Триипостасного Божества, воплощённого в красках.

Как всем тоже хорошо известно: иконография «предпочитает» мысли и сюжеты Нового Завета, но Образ Пресвятой становится «исключением». И, очевидно, нет образа, к которому более обращались бы иконописцы. Вслед за Святым Андреем Образ Пресвятой Троицы будут создавать очень многие.

И даже упоминаема в начале статьи выставка – одно из многочисленных тому свидетельств.

Появление позже Образа «Новозаветной Троицы», возможно, и не является совсем бесспорным с точки зрения Догматического Богословия, но если эти образы имеют место быть в наших храмах, значит, Церковью они приняты. А потому рискну предположить просто как человек православный и проводящий 18 лет самостоятельные экскурсии в знаменитомМузее им. Андрея Рублёва, что Образ Новозаветной Троицы является некой «связью» Ветхого и Нового Завета.

И, говоря о нашей Родине, о Святой Руси, нельзя не вспомнить, что приблизительно с 15-го века пишется у нас Образ Отечество. Только вдумаемся – икона соединяет Отечество Земное и Отечество Небесное!

И появляется этот удивительный Образ примерно в те горькие для Православия времена, когда, по словам русского мыслителя В.С.Соловьёва, «в растленной Византии» потух божественный алтарь и отреклися от Мессии народ и князь, иерей и царь», а Русь стала «единственным Православным Царством» — ведь именно с тех времён, а не с Крещения стала называться она Святой! «Два Рима пали, третий – Московское Царство – стоит, а четвёртому не быти», — изрёк тогда Старец Филофей, а потом эту мысль повторил для нас тот же не раз упоминаемый В.С.Соловьёв. И кажется, Образ Отечества «говорит» нам о том же, о том, «напоминает», что на Святой Руси, на русских людях особая ответственность перед Создателем. Не гордыня «богоизбранного народа», а именно ответственноть. Желание, необходимость «Воззреть», как говорил Преподобный Сергий, «на Святую Троицу». «Восстановить на земле этот Образ Пресвятой Троицы», вспомнить, что «Русь была крещена во Имя Пресвятой Троицы, а не бесплотного единства», как сказал всему миру в год 900-летия Крещения Руси тот же В.С.Соловьёв. Не забывать, кто Отец для всех, носящих на груди Крестное Знамение. Этот образ соединяет

не только, как уже говорилось, Земное Отечество с Небесным, но и Ветхий Завет с Новым, и со Святою Русью, которую, как через четыре века скажет Ф.И.Тютчев, «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Наше Отечество – «Земное подобие Троицы», как воскликнет ещё через сто лет знаменитый иеромонах Роман. ( Потому и говорил замечательный русский поэт А.А.Тарковский, что революция порождает «всеобщую безотцовщину»).

Троичность – основа мира, проявляющаяся во всём мироздании, она «в любой букашке и в любом листе», как писал иеромонах Роман, Образ Пресвятой Троицы обратит к вере советского учёного — математика Б.В.Раушенбаха – в безбожные годы появится его знаменитый труд «Предстоя Святыя Троице» и статья о 1000-летии Крещения Руси.

Именно ему принадлежит мысль о том, что Образ Троицы, созданный Андреем Рублёвым это – Достигнутое Совершенство, улучшать которое – значит, делать хуже!

Начали с Троицы, созданной Андреем Рублёвым – к Ней же и возвратились!

Когда Триипостасное Божество воплотилось на холсте, вся братия Троице-Сергиевой Лавры бежала в мастерскую Андрея – и преклонялась пред ещё не освящённым Образом. А Старца – Преподобного Никона вели под руки, потому что он уже с трудом передвигался, однако казалось, что он готов был лететь. А увидев написанное Андреем, Преподобный Никон сказал, что Сам Бог водил рукой иконописца!

Глава названа словами из стихотворения Н.С.Гумилёва «Андрей Рублёв», потому, думаю, следует привести его в финале разговора о Святом Иконописце.

Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Нос — это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста- как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.

Поэт говорит не о знаменитом Образе Пресвятой Троицы, а об образе Матери Божией, но все они нераздельны. И Образ Коронование Богоматери нераздельно связан с Пресвятой Троицей – а с Ними — Все Святые! Этот образ напоминает о том, что Святая Русь – и «Земное подобие Троицы», и Удел Пресвятой Богородицы. Не должно нам о том забывать!

И, наконец, Святым, обычно, памятники не ставят – их пишут на иконах, но есть всё же памятник Андрею Рублёву, Преподобному Сергию, Преподобному Князю Даниилу, Святым Кириллу и Мефодию, недавно был создан памятник Святому Благоверному Князю Дмитрию Донскому, его супруге Преподобной Ефросинии и их сыновьям.

Наверное, это – тоже один из бесчисленных примеров соединения Земного и Небесного!

А потому эту главу хочется завершить отрывком из не раз уже упоминаемой книги М.И.Макарова о том, как Образ Пресвятой Троицы входит в каждое верующее сердце и посылает помощи всем приходящим к Ней … и не только!

«Предо мной репродукция с иконы Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева.

Какая благодатная икона! Какое поистине небесное вдохновение наполняло Преподобного, когда писал он ее! Бог есть любовь. И отблеск божественной, безграничной любви лежит на этой иконе. Святая Троица дала жизнь человеку, и все на Земле — для человека. Святая Троица дала Свое Слово человеку, чтобы он жил по этому Слову. Святая Троица дает самое драгоценное — Духа Святаго всем, кто следует Слову Святой Троицы. Это — неизреченная гармония любви, наполнявшая жизнь Преподобного Сергия и всего сонма святых.


Каждый раз, когда я грешу, надо мной совершается неотвратимый закон: во мне теряется чувство этой гармонии, я выпадаю из нее, во мне ослабевает любовь, и я становлюсь гадким.


Какое счастье, какое это чудо — быть со Святой Троицей! Быть может, хотя бы и в малой мере, я испытал это счастье во время нашего паломничества в обитель Святой Троицы.

Я радуюсь светлому для меня совпадению: начал учиться в монастырской школе в Сергиев день и кончил мой первый учебный год у мощей Преподобного Сергия в Троицком соборе. В Троицком же соборе Данилова монастыря часто молились мы, учась в школе.

Это воспоминание согревает мою старость.

Любовь Святой Троицы простирается до того, что, несмотря на наше нежелание быть с Нею, Она не забывает нас. Вот явное свидетельство тому: после многолетнего запустения и разорения вновь сияет Лавра Святой Троицы, а мощи Преподобного Сергия находятся на своем прежнем месте. И еще новое, радостное свидетельство: на Троицком соборе в родном Даниловом монастыре снова воссиял Крест Господень. У нас все есть, но для полноты нашей жизни нам не хватает одного: благочестия.
Какая это огромная сила — благочестие! И как много теряем мы, не имея его! Пресвятая Троица, не отверзи нас от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от нас!»

(Продолжение следует)

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
21:06
424
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!