Размышления писательницы Софии Ворса о бездушии образцовой системыШкола… Год 2134-ый…
«Конец августа 2134 года. Школа образцового образования высшей ступени. Старый и уютный кабинет директора — шкафы из темного дерева, паркет, мебель в стиле французской классики. На столе ноутбук. Входят директор Дмитрий Григорьевич и учительница Алиса Александровна. Педагог — светловолосая женщина с модной стрижкой — одета стильно и ярко: пиджак цвета морской волны и широкие белые бриджи, красивая белая блузка. На ногах — кожаные слиперы. В руках планшет».Именно так начинается пьеса в двух действиях юной писательницы Софии ВОРСА.
Меньше года назад к девушке обратились с просьбой написать произведение специально для социального проекта — детского театра-студии «Театр без границ», где основу актерской труппы составляют дети из приемных и многодетных семей. Его создала актриса и журналист Екатерина САКОВИЧ. Идею поддержали Минский городской институт развития образования (МГИРО) и городской клуб замещающих родителей «Улей». Сегодня нюансы актерской профессии в нем осваивают парни и девушки в возрасте от 9 до 17 лет.
Естественно, особенному театру требуется особенный драматург, который писал бы о том, что волнует именно подрастающее поколение. София Ворса — хоть и молодой автор книг для подростков, но уже широко известный. Совсем недавно юная писательница получила звание лауреата специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. А написав повесть «Город слепых перекрестков», девушка стала лауреатом премии «Человек безбарьерной среды — 2019» Министерства культуры и обладательницей премии Минского городского Совета депутатов. Также София — номинант Национальной белорусской литературной премии 2019 года. Совсем недавно Российский союз писателей представил ее к награждению медалью Антона Павловича Чехова.
Но предложение написать произведение для «Театра без границ» девушку чуть озадачило.
— Идея у меня уже была, но, честно говоря, я никогда не думала, что напишу пьесу. Это не очень знакомый мне жанр, поэтому большая часть работы заключалась в том, чтобы читать другие пьесы, изучать законы их построения, то, как выстраиваются диалоги, как все это оформляется. Начала писать пьесу в марте, а ближе к концу лета все переписывала, потому что в процессе создания произведения ты развиваешься вместе со своим текстом, в том числе меняются и твои взгляды на героев. Екатерина и ее воспитанники вдохновили меня на эту работу. Сначала принесла им первую часть, мы советовались, и только потом писала вторую. Я считаю, что каждый человек — личность, в том числе и маленький, однако взрослые часто забывают об этом. Они навязывают детям свои взгляды, представления, каким должно быть их будущее, но на самом деле только портят им жизнь.
Пьеса Софии Ворсы затрагивает серьезные темы. Красной нитью в тексте проходит проблема формирования человечности и искренности, уникальности человеческой личности. Главные герои — учительница Алиса Александровна и директор Дмитрий Григорьевич — отправлены автором в далекое будущее — в 2134 год, где действует Министерство образцового образования…
«А что с этим поколением? Что с этими детьми? Им всего пятнадцать лет, а у них взрослые глаза. Они устали от жизни. Но позвольте, они же еще и не жили, они ничего не знают об истинной жизни. Это ненормально, и, думаю, именно поэтому вы поставили меня на этот класс, — говорит директору школы учительница Алиса Александровна, которой достался 9 «А». — Вы знали, что я не стану мириться с классом, где растут уже взрослые люди. Вы знали, что детские рассказы о лете, которые больше похожи на отчеты о рабочей командировке, приведут меня в ужас».
Кстати, ученики 9 «А», вместо того чтобы летом отдыхать, изучают программу следующего класса, ходят на курсы цифровой лингвистики, а поездку к родной бабушке считают бесполезной тратой времени.
Особая роль в пьесе отводится письмам, которые выпускники школы писали своим учителям, друзьям, родителям или будущим девятиклассникам: через них поднимаются важные социальные проблемы безотцовщины, отношения к людям с ограниченными возможностями, подлости, предательства, верной дружбы, интереса к выбранной профессии.
Постепенно лед между детьми и учительницей тает и ужасная взрослая отчужденность исчезает. Но выясняется, что избавлять от бездушия надо и их родителей, и всю эту образцовую школьную систему.
«Мы заносим в головы детей бредовые идеи о любви, доброте и человеческом счастье, а должны подтолкнуть к выбору нужной профессии и мечтаниям о карьерной лестнице», — констатирует директор школы Дмитрий Григорьевич.
«Неужели они не понимают, что карьера — не главное, профессии они научатся. Главное — научить человека уважать мнения и чувства других людей, заложить принципы, которые помогут всегда оставаться человеком», — говорит учительница, которая мечтает о реформе языка, которая позволила бы сделать слово« человек» главным существительным.
Звезда\Надежда НИКОЛАЕВА
Фото автора и «Театра без границ»