Живые души в жизни и в русской литературе.

Живые души в жизни и в русской литературе.

Россия, «чающая движения воды»

(Пророчества хроники «Соборяне», других произведений Н.С.Лескова … и не только)

Это — продолжение.

Часть Вторая– Живые души в жизни и в русской литературе.

10. Спасение в праведности.

Пожалуй, следует вспомнить о Ф.М.Достоевском и о «трихинах». Ведь даже в этом всеобщем безумии и потере нравственных ориентиров есть те, над кем «трихины» не властны. Это — праведники! Праведники в произведениях Н.С.Лескова. Праведники и святые в реальной жизни России.

В произведениях Н.С.Лескова множество праведников, пусть даже «не каноничных», -и праведность не зависит от сословия, о чём говорят многие исследователи. А потому, кроме реального образа Святителя Филарета и собирательных образов лучшего духовенства в «Соборянах», хотелось бы обратиться к упоминаемому уже «Скомороху Памфалону». Главный герой при своём незавидном, презираемом всеми ремесле оказывается духовно выше почитаемого в народе святым отшельника Ермия. Ермий — герой бесспорно положительный, но однажды появилось у него самомнение, когда решил он, что «Вечность запустеет». А Памфалон – тех мыслей «опровержение». Он считал себя самым недостойным из людей, но, не раздумывая, отдал всё, что имел, ради спасения бывшей возлюбленной и её детей. А потому в конце повести засиял на Памфалоне венец – и полетел он в «несказанный свет». И Ермию помог, стерев «грех его жизни» — «самомнение».

Праведник — и простой крепостной мужик в рассказе «Зверь». Наверное, не раз претерпевая несправедливость хозяина, не очерствел он сердцем и научил маленького хозяйского сына сострадать всей твари Божией. Это по их горячей молитве свершает Господь чудо, спасая любимого всеми медвежонка от верной гибели и приводя к раскаянью жестокого хозяина. И таких примеров можно привести великое множество. Значит, душу праведника нельзя убить никакими реформами и циркулярами, потому что в ней Бог Живой, а не «мёртвая буква»!

О том же говорит нам и «Замоскворецкий Златоуст», родившийся тогда, когда в свет выходило любимое детище Н.С.Лескова. Его созданные в эмиграции и хранящие память детства «Лето Господне», «Богомолье», с отражёнными в них реальными людьми и событиями,- самый яркий пример праведности русского народа и соборного единства. И, в отличие от персонажей «Соборян», никто не упивается властью, не гордится собою, а все вместе ходят пред Лицом Божием. И, конечно, самый яркий пример праведника – плотник, «Божий старичок», Михаил Панкратович Горкин, который повлиял на будущего писателя не меньше родителей. Это он объясняет тогда ещё маленькому Ване суть всех православных праздников, и то, как мы «постимся из уважения». Как и лесковкие праведники, может быть не совсем по канону, но зато, пропуская всё через своё сердце. А потому безбоязненно отпускают с ним родители Ваню на богомолье к Преподобному Сергию. Да и крепостной художник Илья из повести «Неупиваемая чаша» чем-то похож на крестьянина из рассказа «Зверь», хотя хозяин Ильи и не имел такого крутого нрава.

И в «Путях Небесных» показано столь великое почитание Святителя Николая, что воры обходят район, где служит старый урядник, лицом похожий на иконописный лик Святого.

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво, и что для Нее все это. И все так думают».

А потом все «замирают в трепете», встречая Её Иверскую икону. («Лето Господне»). Думаю, невозможно представить, чтобы такие люди могут «разорять баграми часовню», пусть и старообрядческую, или «окачивать из шланга собравшийся на молитву народ», потому что сами умеют благоговеть перед святыней! А неумеющий благоговеть глубоко несчастен, о чём, по сути, говорилось выше.

«И мне хочется стать святым, — навертываются даже слезы» — так ощущал Воскресение Христово маленький Ваня. (Та же повесть).

Стояли слёзы на глазах, когда пошли крестные ходы на Пасху и у мамы М.И.Макарова, родившегося уже в начале 20-го века и создавшего замечательную книгу, которую можно считать «продолжением» «Лета Господня» — «Из жизни Православной Москвы двадцатого века». Когда мама читала жития святых, маленького Мишу посещали такие же мысли, как и маленького Ваню. Ведь жития, начиная со времён Древней Руси, писались прежде всего с воспитательной целью, как пример для подражания, что просто необходимо человеку. Этого требует душа! В этом вековая мудрость! И вот житие Святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Князя Даниила Московского и, прежде всего, Патриарха Гермогена помогли автору пережить годы безбожной власти, дожить почти до ста лет, обучить молодых звонарей и создать музей в возрождающейся Свято-Даниловой Обители.

И хотелось бы ещё раз вспомнить о духовном, сакральном значении нашей древней столицы, по словам М.И.Цветаевой «отвергнутой Петром». Одним из самых яркий воспоминаний детства, кроме Пасхи, поездки в Троице-Сергиеву Лавру, было посещение Московского Кремля. Маленьким Мишей, его отцом и всеми окружающими, как и всеми изображёнными в повести И.С.Шмелёва «Лето Господне» Москва воспринималась именно как «Третий Рим», как духовное начало России. Не официальной тогдашней столице, а Москве, Московским Святителям посвящены проникновенные строки обоих писателей.

«Отец смотрит на Москву долго – долго. И будто говорит сам с собой: — А там …Донской монастырь, розовый…А вон, Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня…

Подходит Горкин, и начинают оба показывать друг дружке. А Крынкин гудит над ними. Я сую между ними голову, смотрю на Москву и слушаю… — А Кремль-то наш…ах хорош! – говорит отец, — Успенский, Архангельский…А где же Чудов?..

Что-то не различу… А отец всё на Москву любуется…И вижу я – губы у него шепчут, шепчут… — и будто вспоминает что-то…задумался. И вдруг, — вычитывать стал стишки! Любимые мои стишки. Я их из хрестоматии вычитывал, а он – без книжки! И всё, сколько написано, длинные — длинные стишки. Так всё и вычитал, не запнулся даже… Я шепотком повторял за ним и всё-таки сбивался… В первый раз я слышал, чтобы он говорил стишки. Он любил насвистывать и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал. А теперь на Воробьёвке, на высоте, над раскинувшейся в тумане красавицей – Москвой нашей, вдруг начал сказывать… – и как же хорошо сказывал! С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось, и в глазах стало горячо. И все-то стишки до самого последнего словечка!.. Он прикрыл глаза рукой и стоял так, раздумчиво. И все притихли. А у меня слёзы, слёзы… с чего-то слёзы». (И.С.Шмелёв «Лето Господне»)

«Для нас знаменательно и дорого, что в соборе лежат мощи и останки наших молитвенников — святителей московских, призывавших русских людей к единению, благословлявших их на брань с врагами и смело, не щадя своей жизни, восстававших против жестокости и угнетения, независимо от того, кто был угнетатель — иноземец или грозный русский царь. Они и по преставлении своем — с нами.

Для нас знаменательно, что на другой день памяти Святителей Московских начался уход наполеоновских войск из Москвы. Для нас знаменательно, что в преддверии дня святителей совсем близко от Москвы остановилась и не вошла в Москву «коричневая чума» — гитлеровская фашистская армия. В этом мы зрим заступление Божие по молитвенному предстательству наших святителей.

Святители Московские, молите Бога о нас!»

(М.И.Макаров «Из жизни Православной Москвы двадцатого века»).

И неслучайно обращает М.И.Макаров свои единственные стихотворные строки к самой древней московской обители Свято-Данилову монастырю.

Здесь колыбель Москвы, здесь колыбель России,

Здесь наша общая святая колыбель!

(Как древле, вскоре после Кия,

В Почайне для Руси соделалась купель).

Бог нас наказывал за наше нераденье,

И эта колыбель пришла в разор;

И прекратилось здесь молитвенное бденье;

И пал на наши головы позор.

Но… сколь велико Божие терпенье!

Я снова здесь за службой был.

И снова слышал ангельское пенье,

И знаю: Бог нас не забыл!

Я верю: по молитвам Даниила

Бог сохранит его великий град;

И меч Архистратига Михаила

Здесь остановит ужас, смерть и ад.

«Теперь здесь у нас благодатное историческое место для молитвы о нашей Москве; о нашей Родине, ее народе и вождях; о мире; о всех и за вся» — говорит нам проживший весь окаянный 20-ый век писатель, чтобы не забывали мы о предназначении нашей православной столицы и об огромной ответственности тех, кто называется москвичами. (Самая древняя обитель была восстановлена ещё при андроповском правлении, потому что уже не могли стоящие у власти безбожники не считаться с приближением 1000-летия Крещения Руси!)

А теперь от «колыбели России» к русской глубинке. В книге, основанной на рассказах реальных людей, «Сила Божия и немощь человеческая», созданной С.А.Нилусом, родившемся уже в 1929г. Бабушка будущего настоятеля монастыря Анна Власьевна часто всю ночь простаивала на молитве. И ей по горячей, искренней вере даровано было предвидеть многие события и исцелять людей. И сам доктор, заболев, пришёл к ней, потому что не помогло ему, по слова Анны Власьевны, «лечение без Бога». И внук благодаря её молитве и истинно православному воспитанию в семье, сумел пережить искушения Петербурга, когда учился на художника, а потом посвятил жизнь служению Богу и свой дар живописца направил на иконописание. И будучи ещё совсем молодым, сумел он вернуть веру ямщику, по возрасту годившемуся в отцы, рассказав, что у человека есть «духовные очи». И ямщик был бесконечно благодарен.

«А народ всё больше русский, православный с детской верой в Воскресение Христа», — написал о таких людях, о душе народа поэт и композитор, скончавшийся уже в начале 21-го века Владимир Волков. Человек, прошедший войну в Афганистане и не утративший живой души!

(И, конечно, творчество великого Г.Р.Державина – его шедевр, переведённый на несколько языков – ода «Бог», да и многие другие произведения, созданные на основе Псалтири; его истинно христианская жизнь и служение — и поэта, и государственного мужа – тоже пример личной праведности. Личной праведности среди духовного упадка, придворной знати, среди вельмож, по словам писателя, «зевающих над Библией». (Исследованию оды «Бог» посвящена отдельная статья). Это – особый образ мышления, неотделимый от искренней веры, когда Творец направляет человека на всех жизненных путях).

А что будет с забывшими Бога чиновниками, изображёнными Н.С.Лесковым, когда они лишатся власти?! Очередной риторический вопрос!

Конечно, соборное мышление, духовное единство всегда составляло основу русской жизни, но праведность, святость – дело каждого человека, независимо от ремесла, сословия и образования. (И никакой городничий не указ). О том говорит нам великий писатель, которого можно было бы назвать в самом хорошем смысле «мужиком из дворян», и его герои – и всё положительные герои классической русской литературы. И «уязвлены» грехами этого мира – окаменелыми сердцами людей праведники в «Соборянах», как писал известный исследователь русской литературы -профессор М.М.Дунаев. А потому уходят они в финале произведения, этот мир оставляя. И к финалу надо будет ещё вернуться.

В русском человеке «живёт жажда праведности, в которой православен и свят, несмотря не внешнюю греховность» — написал И.А.Ильин, продолжая мысли «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского. Это – суть русской души! И жители старгородской поповки скорбят об ушедшем протопопе: «…смерть протоиерея Туберозова была большим событием и для всего города: не было дома, где бы ни молились за усопшего. В доме покойника одна толпа народа сменяла другую: одни шли, чтоб отдать последний поклон честному гробу, другие, чтобы посмотреть, как лежит в гробе священник».

11.Истинные ревнители православия и предсказание прихода антихриста.

А теперь снова обратимся к царствованию Петра Первого. После упразднения Патриаршества обязанности управления Церковью были возложены на Митрополита Рязанского Стефана Яворского – истинного ревнителя Православия, впоследствии причисленного к Лику Святых.

Сам Пётр Первый, несмотря на всё содеянное с Православной Церковью, тем не менее глубоко почитал Святителя Митрофана Воронежского, тоже впоследствии причисленного к Лику. Даже есть предположение, что, если бы Святитель прожил долее, реформы Петра могли бы быть не столь болезненными.

А во время правления Царя-освободителя Святителя Филарета Московского почитали как Патриарха – Царь дал ему знаки патриаршего отличия. Значит, была в том необходимость.

Твоим огнём душа палима,

Отвергла мрак земных сует –

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Изначально душа внимала «арфе Филарета». Именно Святитель спас А.С.Пушкина от духовных заблуждений юности, написав: «Не напрасно, не случайно – жизнь от Бога мне дана» в знаменитом поэтическом диалоге, отвечая на отчаянный крик души поэта: «Дар напрасный, дар случайный…». Возможно, не встретил бы поэт на своём пути того, кто «простирает руку с высоты духовной» и «силой кроткой и любовной смиряет буйные мечты», мы бы никогда не прочитали ни «Повестей Белкина», ни «Маленьких трагедий». И неслучайно в «Пире во время чумы» священник, пытающийся вразумить людей, написан со Святителя Филарета, вразумившего самого поэта. И Слава Богу, в отличие от своих персонажей, А.С.Пушкин внял вразумляющему гласу. Для А.С.Пушкина, как и для многих людей, Святитель Филарет был не только глубоко почитаемым митрополитом, он был Посланником Божием – «Серафимом».

Был явлен почитаемый всеми митрополит и в произведения Н.С.Лескова. В «Мелочах архиерейской жизни» описанреальный и имевший сильный резонанс в Москве случай. При всей своей доброте и любви к людям Святитель посрамил зарвавшегося полицейского генерала, присвоившему себе право вмешиваться в жизнь Церкви и указывать, как должно петь в храме. (Глава «Случай с полицейским генералом»). На генерала даже потом анонимные авторы карикатуру нарисовали. Только, если здесь упивающийся властью чиновник высмеян, то в «Соборянах» вмешательство власти приводит к трагедии – как мы помним, запрету служения, а потом преждевременной смерти сначала супруги Протопопа Савелия, о потом и его самого. И можно сказать, что уходит Отец Савелий как святой мученик, точнее, исповедник, житиями которых изобилует наша литература- к этому надо будет ещё вернуться несколько позже. «Жизнь кончилась, и начинается житие», — сказал Туберозов в последнюю минуту пред отъездом своим к ответу». К «ответу» за истинное служение и потому, что написан донос, о чём тоже говорилось. «Протопоп Туберозов кончил своё житие» — завершает главу Н.С.Лесков.

(«Жизнь кончилась-настало житие» — напишет уже в 20-ом веке прекрасный поэт, наша современница Н.В.Карташова о воинах всех времён. И страдающие за веру, за Истину – воины Христовы).

И вот теперь, спустя 140 лет после написания хроники, читая эти строки Н.С.Лескова, вложенные в уста одного из лучших его героев, невольно приходишь к мысли, что перед нами ещё одно из многочисленных пророчеств писателя — предсказание сонма мучеников за веру трагического века двадцатого! (Тем более, в контексте всего остального, написанного в Дневнике Отца Савелия.)

Владимир Киевскийпервый из Новомучеников Российских,

Вениамин Петроградский, расстрелянный по сфабрикованному делу об изъятии церковных ценностей.

Серафим(Чичагов)старший из Бутовских Новомучеников.

Исповедник Георгий Даниловский, расстрел которому был заменён ссылкой в Казахстан.

Илларион (Верейский), скончавшийся в тюремной больнице.

Святитель Фаддей Тверской, принявший страшную смерть.

Патриарх Тихон чудом не расстрелянный и находившийся под домашним арестом

И целый сонм Явленных и Неявленных Воинов Христовых.

Думаю, что это пророчество самое главное!

(И нельзя в связи с их подвигом не вспомнить, что МитрополитаСерафима(Чичагова), которому был уже 81 год, сначала в тюрьму, а потом на расстрел везёт… скорая помощь, потому что он уже практически не ходил! А как озверевшие безбожники убили Святителя Фаддея Тверского, по этическим нормам нельзя произнести вслух! На Бутовский полигон после расстрела приезжает экскаватор и закапывает тела убиенных! А «крысиный» карцер и казнь «трамваем» на Соловках?! Разве свершившие это не «последователи» тех, кто разорял часовню в «Соборянах»?! Разве те, кто в мгновение ока превратился в подобных выродков не последствие «мёртвой души», в которой святость заменилась формой и обрядом?! За обряд на муки и смерть не идут).

Трагедия в чудовищных размерах свершится потом, а пока возвратимся к Святителю Филарету и вспомним реальный трагический случай из его жизни, а скорее, из жизни России и Церкви, «задавленной государственностью». Благодаря толкованиям Святителя на книги Священного Писания, многим открылась Истина. (Простому человеку непросто бывает самому разобраться). И вот по приказу одного из митрополитов, очевидно, забывшего истинное служение и превратившегося в чиновника, весь, говоря современным языком, тираж одного из таких толкований был…сожжён! Комментировать это незачем. И невольно вспоминается запрет проводить «словопрения» и разорение старообрядческой часовни. (Кстати, скончавшийся в 1867г., Святитель Филарет ясно предвидел трагедию 20-го века, в частности, разорение храмов, а после кончины явился в вещем сне Оптинскому Старцу Амвросию с предсказанием гибели Царства).

И всё же со Святителем Филаретом считался даже Царь Николай Первый, несмотря на очень непростые порой отношения. Царь хотел вывезти Святителя из заражённой холерой Москвы, а когда Филарет изъявил желание остаться с паствой, Царь сам приехал в холерную Москву! И, наконец, именно Святитель Филарет предупреждал о том, что при самых благих намерениях члены Синода из-за недостатка духовных познаний могут навредить и превратить душу человека во вместилище обрядов, правил, сводов, а не истинной благодати.

А на полвека раньше жил Святитель Платон (Лёвшин), как и Святитель Филарет, оставивший много богословских трудов. Оба святителя как могли противостояли идеям французского просветительства. И упоминаемые антинигилистические романы во многом продолжают их мысли. (Прежде всего мысль о том, что если нет Бога, то всё позволено, основанная на 13-ом псалме).

Всё это свидетельствует о том, что России нужен человек, предстоящий пред Господом за всех людей, а не государственный орган — Синод. И многие умные «мужи державные» понимали, что Синод любить нельзя, а любить для народа возможно только Патриарха, по сути, отца, при всей сложности духовной жизни. Потому было столь велико во время синодального периода почитание митрополитов, готовых положить душу за свою паству.

(Конечно, трагедия раскола для всех связана с Патриархом Никоном – самой трагической личностью в истории Патриаршества. Но именно ему принадлежит очень важная мысль — и к этим пророческим, по сути, словам следует прислушаться: «Власть православного царя – преграда против зла, царящего в мире, и потому должно предохранять её от разрушения; а это разрушение может наступить как наказание за презрение к Церкви и покушения на её права».

Цитировать можно очень много, не вкратце бы хотелось бы привести ещё одну его мысль, от которой становится жутко – в наше время особенно: «Антихрист придёт для разрушения людей и нанесения им вреда, и всякого, не сотрудничающего с ним он насильно подчинит и изумит всех…он будет страшен и своей властью, и своей жестокостью, и своими беззаконными приказами». (Эту мысль более, чем через 100 лет выразит юный М.Ю.Лермонтов в своих знаменитых 18 строках «Предсказания»). Говорить о том, что всё сказанное сбылось, никакой нужды нет. Это и реформы Петра первого, связанные с Церковью, и описанное в «Соборянах», и окаянный век двадцатый. Однако, Русь, по словам Патриарха, — «единственное православное царство», а потому «препятствует разлитию по всему миру отступничества». Тоже очень актуальная мысль, которую разделяют и многие разумные европейцы.

И ныне в созданной им Воскресенской обители в Новом Иерусалиме монахи относятся к Патриарху Никону с глубоким почтением).

Я специально остановилась на личности Патриарха Никона, чтобы показать, что, несмотря на всю сложность и трагичность его личности, на сложности духовной жизни, Патриаршество – основа жизни России.

(И ещё нельзя не вспомнить, что во время Великой Отечественной войны-в 1943г. на Патриарший Престол был возведён митрополит Сергий,после его скорой кончины, в 1944г., — Алексий Первый и с тех пор, даже бесновавшийся Хрущёв, обещавший показать «последнего попа» сделать ничего с Патриаршеством сделать не мог. Господь не попустил.

А также невольно вспоминается нескончаемый поток людей, желавших проститься с Алексием Вторым в конце 2008года).

Я, конечно, с большим уважением отношусь ко многим из Царствующей Династии, особенно к подвигу Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, не пожелавшей её оставить, к подвигу Последнего Царя-Страстотерпца и его семьи, но посмею выразить мысль о том, что Царствующая Династия, не возвратив Патриаршество, подписала себе и Империи смертный приговор. И, возможно, мученическая кончина многих из них стала искупительной жертвой!

(Сейчас при относительной свободе Церкви и наличии Патриарха многие русские люди живут как будто вне христианского мышления. Это — тоже последствия сказанного выше. И сколько времени уйдёт на восстановление христианского сознания, предсказать невозможно).

А Патриаршество возвращается — и именно в страшном 1917 году в лице Святого Исповедника Патриарха Тихона, о чём говорилось в самом начале.

12.Святые Земли Русской, молите Бога о нас!

И вот, наконец то, в чём всё-таки было спасение и что могло бы стать отдельной темой. В двадцатые годы 18-го века, когда не стало Предстоятеля перед за весь народ русский, да и вообще во время синодального периода в этот грешный мир приходят те, на кого возложена миссия духовного спасения народа – известные всей Руси, и не только Руси, Святые. Мы специально остановимся на тех святых именах, которые стали флагманом духовной жизни, спасением для очень многих русских людей в эти очень непростые годы. В 20-годы годы 18-го века в наш грешный мир пришли Святитель Тихон Задонский, оставивший много святоотеческих трудов и словом вразумивший христиан не творить нечестивых языческих обрядов — «бесовского игрища», как поётся в акафисте. И люди сами прибежали просить прощения

Святитель Тихон считается последователем того самого Святителя Митрофана Воронежского.

В эти же годы родился Паисий Величковский, стремившийся следовать духовному опыту афонских монахов.

В 18-ом веке родился Святитель Иоасаф Белгородский, благодаря которому была обретена Чудотворная Икона Божией Матери – Песчанская.

Об нём была сложена песня, причём уже в 20-м веке. И есть там такие слова: «В небе полночном Святая душа к Богу полёт совершает». Конечно, слова эти можно отнести ко всем святым. (Во время Первой Мировой войны Песчанская икона была привезена на фронт для совершения крестного хода. И совершён он не был! Чудовищное «небрежение», о котором с горечью говорил Н.С.Лесков устами Протопопа Савелия, на этот раз закончится гибелью империи и падением народа в бездну крови, разврата и беззакония!). Слишком горький урок для всех! Только и в наказании не оставит Господь Россию.

И нельзя не вспомнить, что многие русские писатели ездили за советом в Оптину пустынь.

Все они, особенно Святой Амвросий повлияли на писателей, а значит, на нашу классическую русскую литературу – а значит, на всех нас!

И, конечно, всем хорошо известно имя Святого Серафима Саровского.

Со всей необъятной Матушки-России стекался к нему народ — и даже в годы Советской власти будут приезжать люди в Дивеево, несмотря на преследования со стороны милиции. Старцу принадлежат пророческие слова и о декабристах, которые станут мутить народ и толкать его в омут. Встречавший всех приходящих словами: «Радость моя! Христос Воскресе!», будущего декабриста старец прогнал беседовать и с ним не стал. (Снова невольно вспоминается случай кощунства безбожников, описанный в «Соборянах». Один из них подаёт записку на Литургию, в которой специально пишет имена повешенных декабристов. Конечно, в отличие от Разина, Пугачёва, Мазепы, они не были преданы анафеме, но имена их в записке были только с одной целью — «украсть» святость, о чём уже говорилось. Каков же был ужас священника, когда он это понял! «Мутят» отступники народ, чтобы добиться своих гнусных целей, о чём тоже говорилось.)

Предсказал Святой Серафим и трагедию России, и своё прославление, и прославление в Лике Николая Второго, сказав, что прославит того царя, который прославит его, и что запоют среди лета Пасху. Так и произошло в 1903г. – и это многим хорошо известно.

И образ его вошёл и в народное творчество, и в классическую литературу. Народ слагал песни о любимом старце:

Годы прошли, но чудесного

Старца с любовью мы чтим,

Помощь даёт нам небесную

Батюшка наш Серафим.

Обращались к нему и писатели двадцатого века. И.С.Шмелёв описал реальный случай, когда на его рентгеновском снимке появилось изображение Святого Серафима – и писатель, уже готовящийся к смерти, выздоровел и прожил более десяти лет.

М.А.Волошин написал большую поэму «Святой Серафим», которая заканчивается словами вне времени и пространства:

Серафим и мертвый не покинул

Этих мест, проплавленных молитвой,

И, великое имея дерзновенье

Перед Господом, заступником остался

За святую Русь, за грешную Россию.

(А одной из старейших сотрудниц музея в Коктебеле в молодости Святой Серафим пришёл во время тяжёлой болезни и исцелил её).

И конечно, пророческими словами заканчивается рассказ писателя-эмигранта И.С.Лукаша «Медведь Святого Серафима», где в образе медведя показана наша многострадальная Родина, которую столькие пытались обмануть и поработить:

«Кто знает, может быть, эта тугая медвежья голова и есть Россия. А на ней покоится святая рука Серафима.

Еще будет так, что и люди увидят, как на заре, из леса, идет белый монашек, в росе, в легком дыме, а с ним медведище, дышащий туманом.

Так будет, когда настанут иные русские времена, когда придет Серафимова Россия».

«Старогородской поповке настало время полного обновления» — так заканчивает своё главное произведение Н.С.Лесков. И думается, что что истинно русский писатель, вынужденный жить вдали от Родины, И.С.Лукаш продолжает мысли своего великого предшественника, Н.С.Лескова, тоже веря в духовное обновление России, «чающей движения воды». «Быть русским – значит не только говорить по-русски. Это значит верить в Россию так, как верили её гении и строители,» — написал в 20-ом веке И.А.Ильин. Веря в Бога и любя нашу многострадальную Родину, сострадая Церкви, «задавленной государственностью», претерпевая страдания, создавал свои произведения и великий наш соотечественник- Н.С.Лесков. И думаю, что нам в преддверии столетия начала Первой Мировой войны и Октябрьского переворота следует с большим вниманием отнестись к тому, о чём предупреждал русских людей великий писатель. И, может быть, это поможет избежать нам многих духовных заблуждений.

И хотелось бы закончить эти непростые размышление словами поэта 19-го века, философа, славянофила А.С.Хомякова о России:

Твой всё то, чем дух святится,

В чём сердцу слышен глас небес,

В чём жизнь грядущих дней таится –

Начало славы и чудес.

Литература.

1.Н.С.Лесков «Соборяне»

2. Н.С.Лесков «На ножах»

3. Н.С.Лесков «Некуда»

4. Н.С.Лесков «Раннехристианские легенды»

5. Н.С.Лесков «Зверь».

6.П.А.Флоренский «Столп и утверждение Истины»

7. П.А.Флоренский «Иконостас»

8.Ф.М.Достоевский «Бесы»

9. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

10.И.А.Ильин «Путь духовного обновления».

11. И.А.Ильин «О России» — сборник статей

12. И.А.Ильин «Кризис безбожия» — сборник статей

13. «Патриархи Московские и Всея Руси» — издательство «Пересвет»

14.Журнал «Русское Возрождение» — номер посвящённый Святителю Филарету.

15. Журнал «Русское Возрождение» — номер посвящённый Святому Серафиму Саровскому

16.А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».

17. М.А.Волошин – сборник поэзии.

18.З.Н.Гиппиус – сборник поэзии.

19.И.С.Шмелёв «Лето Господне».

20. И.С.Шмелёв «Богомолье».

21. И.С.Шмелёв «Неупиваемая чаша».

22. И.С.Шмелёв «Солнце мёртвых».

23. И.С.Шмелёв «Разрушение кумиров» — статья.

24. И.С.Шмелёв «Пути небесные».

25.М.И.Макаров «Из жизни православной

Москвы двадцатого века».

26.С.А.Нилус «Сила Божия и немощь человеческая».

27. С.А.Нилус «Великое в малом».

28.А.С.Хомяков поэма «Россия»

29.Жития Святых.

30. Программы из цикла «Библейский сюжет», посвящённые Н.С.Лескову, Ф.Шиллеру И.С.Баху, Г.Ф.Генделю.

31. Программа из цикла «Православная энциклопедия», посвящённая Н.С.Лескову.

32.Статьи журнала «Православная беседа», в частности № 2 за 2013г.

33. М.И.Цветаева – циклы стихов: «Москва» и «Москве».

34.Н.И.Мельников поэма «Русский Крест».

35. Статьи «Московского журнала».

36. Программа из цикла «Православная энциклопедия», посвящённая духовной музыке.

37.Сборник духовной поэзии «Слово и дух».

38. Н.П.Саблина «Буквица славянская».

39. М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений»

40.Фильм Настоятеля Сретенского Монастыря Тихона(Шевкунова) «Гибель Империи. Уроки Византии»

41 О.Э.Мандельштам – сборник поэзии.

42 А.А.Ахматова «Поэма без героя».

43. И.С.Лукаш «Медведь Святого Серафима.  

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
14:38
798
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!