Звезда, в литературе русской просиявшая. Продолжение.
Звезда, в литературе русской просиявшая.
Часть вторая.
Глава третья
«Размышление о Творце и мироздании, Им сотворённом»
Рождество Христово. Зима…
Только беседу нашу мы с весеннего вечернего пейзажа начали. Вечера, когда на душе «светло и свято».
К нему мы ещё вернёмся – немного позже. А пока увидим летнюю ночь вдали от города, там, где на полях собраны стога сена. Возможно в Малороссии или на Кубани — ночь-то южная.Но не так это важно…
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Небесные светила поют – гимны поют Создателю всей этой красоты, как поёт Мир Ангельский. Оттого и названо небо библейским словом «Твердь». А ещё потому, наверное…
Обратимся снова к бессмертным строкам А.А.Фета.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
Оттого и воспарила душа, от земли оторвавшаяся и к небесам устремившаяся. Оттого и ощущает себя на звёздное небо взоры устремивший словно в Начале Дней Творения, когда были созданы земля и Небесная Твердь. Ощущает словно с Творцом наедине.
Оттого словно погружается он в глубину звёздной бездны. Потому обычно несущие скорбь слова: «бездна» и «тону» — становятся символом безмерной глубины — символом погружения души и разума в бесконечность мироздания Божьего.
В отличие от упомянутых ранее произведений ощущаются здесь смятение, трепет перед неизведанным, непонятым. Да разве удивительно такое состояние души звёздную бездну созерцающего?! Ощущающего незримое присутствие Безначального и Бесконечного Создателя…
Вспоминается невольно, как один из главных героев «Путей Небесных» И.С.Шмелёва — учёный потерял сознание, взглянув на полное звёзд небо – он тогда вдруг впервые задумался о Величии Создателя нашего.
При взгляде на бесчисленные сонмы звёздные человек ощущается себя «песчинкой» — но не раздавлен, как много лет нас тому «учили», пытаясь «объяснить» архитектуру храма. Ведь «песчинка» эта мирозданию Божьему причастна – малая частичка его.
И вот, словно в русском осмогласии, после радости первой встречи с Создателем, радости первого познания, а после через скорби искушений происходит слияние с Творцом.
Неслучайно звёзды здесь слаженным хором «поющие», словно хор ангельский, — о чём мы уже говорили.
И этот звёздный хор помогает подняться над суетой земли и ощутить себя созданием Божиим и словно к Величию Творца «прикоснуться».
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Нет, наверное, того, кто слов этих не знает – даже в те годы безбожные знал, наверное, каждый – хотя бы из уважения к великому учёному и поэту. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» М.В.Ломоносова — размышление под бесконечным звёздным небом. (А к утреннему размышлению о Величестве Творца восход солнца располагает)…
К Святости «прикасается» и созерцающий заходящее солнце и восходящую «в огнях заката» звезду как преддверие появления бесчисленных звёздным миров, о Величии Творца вещающих…
Глава четвёртая «Славянофильский» взгляд на небеса».
Вот, кажется, уже и очертания «приближающегося брега», к которому «корабль» повествования нашего «пристать» должен, видны.
А потому снова вспомним о Главной Звезде, что на Пещеру Вифлеемскую указала.
В эту ночь Земля была в волнении:
Блеск большой, диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
В волненье – в преддверии Всеобщего Спасения, ради которого послал в этот мир Господь Единородного Сына Своего. В преддверии Всеобщего Спасения, о котором Звезда возвестила.
С этой мысли начинается – ею и завершается:
В эту ночь вся тварь была в волнении,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
А о чём же говорит название главы? О том, что строки эти созданы знаменитым русским мыслителем, славянофилом А.С.Хомяковым. Его — преисполненными христианской мудрости, христианской любви произведениями мы и завершаем беседу.
Беседу не только о неисчерпаемом по глубине образе Звезды, но и о русском взгляде на этот Образ. Потому что хоть и горит звезда «для всех тревожных жителей земли», только на Родине проникают лучи её в самую глубину души и возносят созерцающего в мир духовный. Наверное, это – тоже отражение особого русского пути – русского мышления, русского восприятия духовной реальности.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Освяти молитвой час полночи!
Божьи духи землю сторожат;
Звёзды светят, словно божьи очи.
Звезда — «Взгляд Отца», Звезда Рождества, «как Гостья», смотрит на Деву. Эти образы, созданные великими И.А.Бродским и Б.Л.Пастернаком известны, возможно, несколько больше.
Однако мы говорим о том, что русская душа, независимо от «национальности» поэта, наверное, более других ввысь устремляется. И для славянофила А.С.Хомякова эта мысль одна из главных во всём творчестве. Оттого и призыв к духовному пробуждению, к преодолению мрака греховной жизни, мрака заблуждений звучит не раз. Неслучайно говорится в житиях о том, как Святой сердцем «возгорелся». Неслучайно Князь-философ Е.Н.Трубецкой называет купол русского храма и зажжённую свечу «молитвенным горением к небесам».
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Пусть зажжётся дух твой пробуждённый
Так, как звёзды на небе горят,
Как горит лампада пред иконой.
И смотрят на нас Божьи Очи звёздами небесными, путь во мраке освещая...
Небольшое послесловие «Сияние Мира Горнего».
А напоследок обратимся к строкам того же поэта с душой и мыслями «славянофильскими» – к произведению, что от звёзд и название своё получило. Кажется, воплотилось в нем всё, о чём речь в беседе нашей шла.
В час полночный, близ потока
Ты взгляни на небеса:
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады,
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня...
Огонь Негасимый – Огонь Невещественный, что в одном из бесчисленных Образах Матери Спасителя мира отразился. И горят звёзды, словно свечи Творцом зажжённые.
А ещё вспоминается невольно, что многие светила небесные, кроме античных названий, получили вторые – новые — христианские.
Мы же продолжим вчитываться в строки Великого Соотечественника нашего. Вот, кажется, если не кульминация – таковой, очевидно, всё произведение назвать можно, — то одна из самых главных мыслей всей беседы нашей.
В час полночного молчанья
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в Писанья
Галилейских рыбаков, –
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
«Вглядеться душой» может, наверное, только – или прежде всех в мире — истинно русский, православный человек. Человек, для которого Главная Книга христиан – основа всей жизни, который ходивших по земле два тысячелетия назад Учеников Его и сказанное ими воспринимает как то, что от жизни русской неотделимо. Вернее, жизнь России от Писания неотделима
Сразу на ум приходят и послания Святого Петра, и ходившего по Земле Крымской Андрея Первозванного и Флаг Флота Российского, и великое множество святынь, в честь апостолов возведённых. И наконец, говоря языком героев И.С.Шмелёва, то, как «постимся из уважения» к страданиям Апостолов Первоверховных.
Оттого и бесконечная бездна звёздная не пустая, холодная, безликая и устрашающая…
Какое замечательное сочетание слов «звёзды мыслей»! А ещё души русской.
Узришь – звезды мыслей водят
Тайный хор свой вкруг земли…
Мы уже, кажется «слышали» звёздный хор ночью южной…
А ещё вспоминаются невольно мысли о музыке мироздания и античных мудрецов, и Отцов Церкви. О музыке вращения земли и движения планет.
А ещё, говоря о «мыслях» звёзд, невозможно не вспомнить о великих учёных, признающих Единого Разумного Творца вселенной – например, об Исааке Ньютоне…
И вот финал размышлений Великого Русского Поэта:
Звезды мыслей, тьмы за тьмами,
Всходят, всходят без числа, –
И зажжется их огнями
Сердца дремлющая мгла.
Звучат здесь хорошо известные каждому православному человеку слова Литургии «Горе имеем сердца». Призыв отряхнуть мрак земной и обратиться к небу – к Миру Духовному.
Чтобы возгорелась душа, готовая к покаянию, трудам духовным, к жертве во Имя Божие.
Оттого и призывает Русский Мыслитель, как и все, к чьим произведениям мы ныне обращались, взглянуть на небеса – обратиться взором, мыслями, душою к Миру Горнему, к Творцу Неба и Земли.
Прочли стихотворение или рассказ???
Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!